Главная
страница 1


Тезисы О.А.Исайкина

Предоставление государственных и муниципальных услуг в сфере образования.

Как известно, в распоряжении Правительства РФ от 17.12.2009 N 1993-р (в ред. распоряжения Правительства РФ от 07.09.2010 N 1506-р) «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде» определен перечень из 8 услуг в сфере образования.

Компания «ИРТех», г.Самара, разработала автоматизированные информационные системы, которые позволяют реализовать все эти услуги. Однако мы убеждены, что предоставление услуг в электронном виде в сфере образования - часть более общей задачи: создания единой информационно-образовательной среды города (региона) для повышения качества образования, получения новых образовательных результатов, взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса (в том числе, оказания электронных услуг), автоматизации управления системой образования, принятия обоснованных управленческих решений.

Наши информационные системы «NetSchool», «Сетевой Город. Образование» и «Е-услуги. Образование» – инструмент для решения всех этих задач.

Системы интегрированы между собой, с порталами государственных и муниципальных услуг, с Системами межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) регионов.

Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде в сфере образования реализовано в соответствии со Стандартами оказания электронных услуг, разработанными Министерством экономического развития РФ. Системы «Сетевой Город. Образование» и «Е-услуги. Образование» прошли экспертизу в Совете главных конструкторов информатизации регионов и включены в репозиторий Фонда тиражируемых информационных систем.

Системы состоят из ряда модулей, поэтому Заказчик может сформировать из этих модулей такой состав и структуру системы, который отвечает его текущим потребностям и финансовым возможностям. При необходимости возможно наращивание систем за счет последовательного внедрения дополнительных модулей.

Опыт внедрения представленных систем подтверждён десятками независимых публикаций в печатных и электронных СМИ, трудами научных конференций. Наиболее активно с этими продуктами работают в Алтайском крае, Самарской области, Тюменской области, Москве и Московской области, Свердловской области, Челябинской области, Вологодской области, Сахалинской области, Камчатском крае, ЯНАО и др.

Системы отмечены многочисленными наградами на всероссийских и международных выставках и конференциях. В частности, 19 апреля 2011 года системы стали лауреатом Второго Всероссийского конкурса «Лучшие решения по созданию систем коллективной обработки информации» в номинации «Лучший интернет портал электронных услуг для граждан и организаций».

При внедрении систем «NetSchool», «Сетевой Город. Образование» и «Е-услуги. Образование» в каждом регионе внимательно учитываются пожелания конкретных муниципальных образований, детально согласовываются нюансы технического и экономического характера.

Краткая информация о системах, реализуемых ими электронных услугах, функционале для образовательных учреждений, учащихся, родителей, органов управления образованием представлены ниже.

Краткая информация о системах «Е-услуги. Образование», «Netschool» и «Сетевой Город. Образование»

Система «Е-услуги. Образование» - автоматизированная информационная система, позволяющая реализовать на уровне муниципального образования (региона) ряд государственных и муниципальных услуг в электронном виде в сфере образования.

Системы «Netschool» и «Сетевой Город. Образование» – автоматизированная информационная система, позволяющая объединить в единую сеть образовательные учреждения и органы управления образованием, создать единое информационно-образовательное пространство муниципального образования (региона), реализовать ряд государственных и муниципальных услуг в электронном виде в сфере образования (www.net-school.ru).

Системы интегрированы между собой и с порталами государственных и муниципальных услуг. Алгоритмы предоставления услуг реализованы в соответствии со «Стандартами оказания электронных услуг», разработанными Министерством экономического развития РФ.

Системы могут устанавливаться как на отдельных серверах в образовательных учреждениях с последующей синхронизацией данных на едином сервере, так и сразу на едином сервере и обслуживать все образовательные учреждения региона.

Системы состоят из ряда модулей, поэтому Заказчик может сформировать из этих модулей такой состав и структуру системы, который отвечает его текущим потребностям и финансовым возможностям. При необходимости возможно наращивание системы за счет покупки и внедрения дополнительных модулей.

В Таблице 1 представлена информация о перечне электронных услуг, перечисленных в распоряжении Правительства РФ от 17.12.2009 N 1993-р (в ред. распоряжения Правительства РФ от 07.09.2010 N 1506-р), и реализации этих услуг системами «Е-услуги. Образование» (Е-услуги), «NetSchool» и «Сетевой Город. Образование» (СГО).

Таблица 1.



услуги

Наименование услуги

Наименование информационной системы, реализующей услугу

2

Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)

Е-услуги

3

Предоставление информации об организации общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории субъекта РФ

Е-услуги


4

Предоставление информации об организации начального, среднего и дополнительного профессионального образования

Е-услуги


5

Предоставление информации о порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, в том числе в форме единого государственного экзамена, а также информации из баз данных субъектов Российской Федерации об участниках единого государственного экзамена и о результатах единого государственного экзамена

СГО, NetSchool

6

Зачисление в образовательное учреждение

Е-услуги

7

Предоставление информации о результатах сданных экзаменов, тестирования и иных вступительных испытаний, а также о зачислении в образовательное учреждение

СГО, NetSchool

8

Предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости

СГО, NetSchool

9

Предоставление информации об образовательных программах и учебных планах, рабочих программах учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), годовых календарных учебных графиках

СГО, NetSchool

Ниже в Таблице 2 и Таблице 3 представлен состав систем, краткое описание функциональных возможностей модулей систем.

Таблица 2.



Система «Е-услуги. Образование»

Краткое описание функциональных возможностей


Название модуля

Реализуемые госуслуги в сфере образования

в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 17.12.2009 N 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде»

Реализуемые функции для образовательных учреждений, учащихся, родителей, органов управления образования (краткое описание)

Базовый модуль.

Госуслуга 2

“Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады).”



Госуслуга 3

“Предоставление информации об организации общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории субъекта РФ.”



Госуслуга 4

“Предоставление информации об организации начального, среднего и дополнительного профессионального образования.”



Госуслуга 6

“Зачисление в образовательное учреждение.”



Возможности родителей (законных представителей ребенка):

  • использование своего «личного кабинета» на портале госуслуг для обмена информацией с образовательным учреждением и/или Управлением образования (получение сведений, подача заявления и т.д.);

  • получение актуальных сведений о перечне образовательных учреждений, их местоположении, правилах и порядке зачисления, существенных характеристиках и текущей очередности, организации образовательной деятельности;

  • подача в электронной форме заявления о постановке на учет, зачислении, переводе в другое образовательное учреждение;

  • получение сведений о текущей стадии административных процедур в отношении поданных заявлений (статусе заявки);

  • получение электронной путевки или направления в детский сад;

  • получение электронного уведомления о зачислении в общеобразовательное учреждение.

Возможности специалистов органов управления образованием:

  • регистрация заявлений родителей, поданных с портала государственных услуг, или поданных в очной форме;

  • анализ статистики обращений граждан;

  • автоматизированное комплектование образовательных учреждений (в том числе, составление списков на зачисление, автоматизированный расчет очереди и комплектование в детские сады);

  • ведение различных реестров и автоматическое формирование отчетов (дошкольников, школьников, принятых заявлений, очередников, выданных путевок, образовательных учреждений и т.д.);

  • автоматизированный учет административных действий, связанных с оказанием электронной услуги.

Возможности образовательных учреждений:

  • регистрация и просмотр заявлений родителей, поданных с портала государственных услуг, или поданных в очной форме о приеме в ОУ;

  • ввод и редактирование информации о своем ОУ (название, адрес, контактная информация, образовательные программы, вакантные места и т.д.);

  • формирование электронного уведомления о зачислении ребенка в общеобразовательное учреждение.

Таблица 3



Система «Сетевой город. Образование»

Краткое описание функциональных возможностей


Название модуля

Реализуемые госуслуги в сфере образования

в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 17.12.2009 N 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде»

Реализуемые функции для образовательных учреждений, учащихся, родителей, органов управления образования (краткое описание)

Базовый модуль (обязательный компонент).

Госуслуга 5

Предоставление информации о порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, в том числе в форме единого государственного экзамена, а также информации из баз данных субъектов Российской Федерации об участниках единого государственного экзамена и о результатах единого государственного экзамена



Госуслуга 7

«Предоставление информации о результатах сданных экзаменов, тестирования и иных вступительных испытаний, а также о зачислении в образовательное учреждение»



Госуслуга 8

“Предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости”.



Госуслуга 9

“Предоставление информации об образовательных программах и учебных планах, рабочих программах учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), годовых календарных учебных графиках”.



Возможности учащихся:

  • доступ к своему расписанию;

  • доступ к своему электронному дневнику с оценками, домашними заданиями и задолженностями по предметам;

  • получение отчётов о своей успеваемости и посещаемости;

  • ведение портфолио своих проектов и достижений;

  • дистанционное обучение в рамках школьного учебного процесса.

Возможности родителей:

  • оперативный контроль по Интернет за успеваемостью и посещаемостью своего ребёнка (через его электронный дневник);

  • оперативный просмотр его расписания, отчётов по успеваемости;

  • получение рассылки от классного руководителя на мобильный телефон в виде SMS: отчёты об успеваемости, информация о собраниях, мероприятиях, поездках, отмене занятий и др.;

  • SMS-запрос в любое время с мобильного телефона на специальный короткий номер (например, получить прогнозируемые оценки за четверть);

  • связь с классным руководителем или учителем-предметником своего ребёнка с помощью внутрисистемной электронной почты;

  • даже если родитель не имеет доступа в Интернет – классный руководитель может распечатать наглядные и информативные отчёты для родителей.

Возможности классных руководителей и преподавателей:

  • ведение электронного классного журнала;

  • автоматическое получение всех стандартных отчётов об успеваемости и посещаемости;

  • ведение календарно-тематических планов;

  • доступ к расписанию, просмотр школьных и классных мероприятий;

  • подготовка и проведение тестирования отдельных учащихся или всего класса;

  • работа с мультимедийными учебными курсами, подключенными к электронному классному журналу;

  • ведение портфолио своих проектов и методических разработок.

Возможности руководства школы:

  • оперативное получение и анализ информации об учебном процессе для принятия управленческих решений;

  • доступ к сведениям о сотрудниках, учащихся, родителях;

  • ведение расписания уроков, школьных и классных мероприятий;

  • мониторинг движения учащихся;

  • создание системы школьного документооборота;

  • автоматизированное составление отчётности для управления образования;

  • конструирование собственных отчётов.

Возможности работников органов управления образованием:

  • автоматическое формирование типовых сводных отчётов по кадрам, контингенту учащихся;

  • автоматическое формирование отчётности об итогах учебного процесса, в том числе по мере надобности конструирование своих отчетных форм;

  • мониторинг движения учащихся не только в пределах одного образовательного учреждения, но и на уровне города (района);

  • общение по внутрисистемной почте с сотрудниками школ, учащимися и родителями;

  • организация центров дистанционного обучения для детей-инвалидов, заболевших детей, одарённых детей и т.д.

Возможности всех участников учебно-воспитательного процесса:

  • единая среда обмена информацией в рамках школы (доска объявлений, каталог школьных ресурсов, механизм портфолио, внутренняя электронная почта, форум, список именинников и т.п.), что улучшает взаимопонимание и сотрудничество между всеми участниками учебного процесса.




Модуль

ДОУ


(дошкольные образовательные учреждения)




Возможности родителей:

  • оперативный контроль по Интернет за посещаемостью своего ребёнка и балансом родительской платы;

  • оперативный просмотр по Интернет расписания занятий и мероприятий своего ребенка;

  • получение рассылки от воспитателя на мобильный телефон в виде SMS: информация о собраниях, мероприятиях и др.;

  • связь с воспитателем своего ребёнка с помощью внутрисистемной электронной почты;

  • даже если родитель не имеет доступа в Интернет – воспитатель может распечатать наглядные и информативные отчёты для родителей.

Возможности специалиста ДОУ:

  • учет групп различных типов и возрастов;

  • учёт программ обучения для групп в ДОУ;

  • учёт родительской платы за содержание ребёнка в ДОУ, включая связь родительской платы с количеством посещённых дней, учёт текущего баланса для каждого воспитанника; возможность учёта задолженности для выбывших воспитанников; возможность переноса баланса родительской платы на следующий учебный год;

  • формирование отчётов по родительской плате;

  • прикрепление детей к ДОУ с целью обеспечения учёта детей, не посещающих ДОУ;

  • учёт ограничений возможностей здоровья в личной карточке воспитанника;

  • ведение формы федерального государственного статистического наблюдения.

Возможности специалистов органа управления образованием:

  • просмотр краткой информации в БД о ДОУ, а также о сотрудниках и воспитанниках;

  • определение нормативов родительской платы для учёта в ДОУ;

  • формирование сводных отчётов по дошкольному образованию.

Модуль

УДОД


(учреждения дополнительного образования детей)




Возможности родителей:

  • просмотр информации о дополнительном образовании своего ребёнка по каждому объединению (группе) УДОД, в которое зачислен ребёнок:

  • наименование УДОД, отрасль (ведомство);

  • основание для зачисления в УДОД;

  • название объединения (группы) в УДОД, название программы и направленность программы в УДОД;

  • год обучения в УДОД;

  • часов по программе, в неделю;

  • дата зачисления.

Возможности специалистов УДОД:

  • осуществление зачисления в УДОД на основании сертификатов либо заявлений;

  • ввод сведений о дополнительном образовании в личной карточке зачисленного учащегося/воспитанника;

  • ввод сведений о программах дополнительного образования, реализуемых в УДОД, согласно перечню направленностей программ;

  • заполнение журналов успеваемости и посещаемости в УДОД;

  • формирование отчетов по дополнительному образованию.

Возможности специалистов органа управления образованием:

  • просмотр краткой информации в БД о УДОД, а также о сотрудниках и обучающихся;

  • формирование отчетов по дополнительному образованию.

Модуль

НПО


(Начальное профессиональное образование)




Возможности студентов:

  • доступ к своему расписанию;

  • доступ к своему электронному дневнику с оценками, домашними заданиями и задолженностями по предметам;

  • получение отчётов о своей успеваемости и посещаемости;

  • ведение портфолио своих проектов и достижений;

  • возможность дистанционного обучения в рамках учебного процесса ОУ.

Возможности родителей:

  • оперативный контроль по Интернет успеваемости и посещаемость своего ребёнка (через его электронный дневник);

  • оперативный просмотр его расписания, отчётов по успеваемости;

  • получение рассылки от куратора группы на мобильный телефон в виде SMS: отчёты об успеваемости, информация о собраниях, мероприятиях, поездках, отмене занятий и др.;

  • SMS-запрос в любое время с мобильного телефона на специальный короткий номер (например, получить прогнозируемые оценки за семестр);

  • возможность связываться с куратором группы или учителем-предметником своего ребёнка с помощью внутрисистемной электронной почты;

  • даже если родитель не имеет доступа в Интернет – куратор группы может распечатать наглядные и информативные отчёты для родителей.

Возможности кураторов групп и преподавателей:

  • ведение электронного классного журнала;

  • автоматическое получение всех стандартных отчётов об успеваемости и посещаемости;

  • ведение календарно-тематических планов;

  • доступ к расписанию, просмотру мероприятий;

  • подготовка и проведение тестирование отдельных студентов или всей группы;

  • работа с мультимедийными учебными курсами, подключенными к электронному классному журналу;

  • ведение портфолио своих проектов и методических разработок.

Возможности администрации образовательного учреждения (ОУ):

  • оперативное получение и анализ информации об учебном процессе для принятия управленческих решений;

  • получение сведений о сотрудниках, студентах, родителях;

  • ведение расписания уроков, мероприятий в ОУ и группе;

  • осуществление мониторинга движения студентов;

  • использование системы документооборота ОУ;

  • формирование автоматизированной отчётности для управления образования;

  • конструирование собственных отчётов.

Возможности всех участников учебно-воспитательного процесса:

  • единая среда обмена информацией в рамках ОУ (доска объявлений, каталог школьных ресурсов, механизм портфолио, внутренняя электронная почта, форум, список именинников и т.п.), что улучшает взаимопонимание и сотрудничество между всеми участниками учебного процесса.

Модуль

Школьное питание






Возможности родителя:

  • просмотр отчётов о фактическом питании своего ребёнка;

  • назначение питания своему ребёнку, а также назначение отказа от питания;

  • контроль баланса и истории платежей за питание своего ребёнка.

Возможности ответственного по питанию в ОУ:

  • формирование заказа на питание на текущий и на следующий день;

  • назначение питания учащемуся, а также назначение отказа в питании;

  • учет факта питания учащихся;

  • контроль платежей и формирование ведомости платежей;

  • поиск платежей в БД;

  • формирование отчётов по школьному питанию.

Возможности специалистов органа управления образованием:

  • формирование отчётов по школьному питанию.

Модуль школьного питания интегрирован с платёжной системой «Qiwi».

Модуль

Система контроля доступа






На входе в школу устанавливается специальное оборудование, идентифицирующее ученика по отпечатку его пальца (сенсоры отпечатков). Когда ребенок приходит в школу или уходит из нее, он прикладывает палец к сенсору, происходит автоматическая идентификация ученика и передача SMS-сообщения на сотовые телефоны родителей. Подсистема управляет турникетами, установленными на входе в школу.

Методика внедрения систем

Внедрение информационных систем, затрагивающих большое количество непрофессиональных пользователей, требует продуманных и точно выверенных действий, то есть, методики внедрения.


Компания «ИРТех» имеет большой опыт внедрения своих информационных систем в сфере образования, разработаны методики внедрения, учебные пособия. В компании работает учебный центр. Кроме того, в Ульяновской области создан Центр компетенции на базе ЦИТ СПО МАОУ СОШ №19 имени Героя Советского Союза Ивана Петровича Мытарева города Димитровграда Ульяновской области, который предназначен для решения всех вопросов, возникающих у пользователей в процессе внедрения.





Смотрите также:
Тезисы О. А. Исайкина Предоставление государственных и муниципальных услуг в сфере образования
190.98kb.
1 стр.
Решение областного органа, осуществляющего управление в сфере образования
52.62kb.
1 стр.
Закон об отдельных вопросах организации предоставления государственных и муниципальных услуг
171.68kb.
1 стр.
Перечень государственных услуг и государственных функций исполнительных органов государственной власти Забайкальского края, для которых должны быть разработаны
1051.5kb.
5 стр.
Перечень государственных услуг и государственных функций исполнительных органов государственной власти Забайкальского края, для которых должны быть разработаны
651.49kb.
4 стр.
Кабинет Министров Республики Татарстан Справочник государственных и муниципальных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления Республики Татарстан Казань 2012
916.28kb.
6 стр.
Закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»
26.6kb.
1 стр.
Приложение 2
45.99kb.
1 стр.
Закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
204.88kb.
1 стр.
Перечень государственных и муниципальных услуг, предоставляемых на базе мбу «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Сосновоборского района Пензенской области» на 04 июня 2012 года
204.95kb.
1 стр.
Анализ услуг в области образования, предоставляемых на порталах государственных и муниципальных услуг
71.7kb.
1 стр.
Методическая помощь пользователям Портала государственных и муниципальных услуг Республики Бурятия
89.99kb.
1 стр.