Главная
страница 1
Выступление начальника Управления образования администрации ЗАТО г. Североморск Н. С. Шаровой на всероссийской научно-практической конференции «Качество образования: опыт, проблемы, перспективы»

Перспективы развития работы с одарёнными детьми в ЗАТО г. Североморск в свете национальной образовательной инициативы

«Наша новая школа»

В 2008 году президент Российской Федерации Д.А.Медведев в послании Федеральному собранию выдвинул национальную образовательную инициативу «Наша новая школа», которая легла в основу стратегического развития общего образования на ближайшие годы. В национальной образовательной инициативе определены пять направлений государственной поддержки и развития современного школьного образования, среди них – создание системы поддержки талантливых детей.

В муниципальной системе образования ЗАТО г. Североморск сложилась эффективная система работы по выявлению и поддержке талантливой молодёжи. Тем не менее, в связи с выдвижением национальной инициативы «Наша новая школа» в данное направление работы уже вносятся коррективы.

Проблемой современной общеобразовательной школы является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся. Следовательно, работа с одаренными и высокомотивированными к познавательной деятельности детьми заставляет пересмотреть многие педагогические стереотипы. Обучение таких детей требует совместных усилий всех участников образовательного процесса, разработки механизмов адаптации одаренных детей в современном обществе. Поэтому задачей органов управления образованием видится нам объединение усилий педагогов, родителей, руководителей образовательных учреждений, руководителей муниципальных служб управления, творческой общественности с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей.

Одним из направлений деятельности управления образования в работе с детьми, имеющими повышенные образовательные потребности, является развитие и поддержка сети образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми и молодежью; создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей и молодежи, а в современных условиях - детей-инвалидов и детей из малообеспеченных семей.

В муниципальной сети 17 общеобразовательных учреждений, 18 дошкольных образовательных учреждения, 7 учреждений дополнительного образования, 1 межшкольный учебный комбинат. Образовательное пространство формируется таким образом, чтобы создать разнообразную среду, где каждый может реализовать себя в соответствии с интересами и способностями. При этом учебные планы образовательных учреждений нацелены на развитие интеллектуальной и творческой одаренности и базируется на единстве учебной и внеурочной деятельности. Эта среда дает возможность выстраивать индивидуальную образовательную траекторию каждого школьника и обеспечивать решение психологических задач развития на каждом этапе обучения.

Создание вариативной образовательной среды делает образование качественным и личностно ориентированным, обеспечивает педагогическое сопровождение детской одарённости от дошкольного возраста до выпускников образовательных учреждений.

Актуальным вопросом является предоставление всем желающим доступных и качественных услуг дошкольного образования. Реализуя современные развивающие программы дошкольного образования («Радуга», «Детство» и др.), педагоги планируют работу с детьми дифференцированно, с учётом особенностей их развития. Особое внимание уделяется детям повышенного уровня развития.

В целях организации углублённой работы с детьми с учётом их способностей, интересов и склонностей в большинстве дошкольных учреждений предлагаются дополнительные образовательные услуги разной направленности: художественно-эстетическое, физкультурно-оздоровительное, социально-педагогическое, естественнонауч-ное, культурологическое, эколого-биологическое. Участие МДОУ в экспериментальной работе (пять экспериментальных площадок) расширяет сферу услуг для детей повышенного уровня развития.

В начальной школе образовательных учреждений ЗАТО г. Североморск сохранены и развиваются вариативные дидактические системы: «Школа-2100» (41 класс), система начального образования Л.В.Занкова (15 классов), школа России (13 классов), где реализуется деятельностно-компетентностный подход к обучению.

Осуществляется углублённое изучение предметов на основной ступени обучения, организована предпрофильная подготовка в 8-9-х классах через элективные курсы, спецкурсы школьных и межшкольных факультативов, которые посещают 90% школьников.

С целью оказания помощи одарённым обучающимся в самореализации их творческой направленности, на старшей ступени обучения в учебном процессе многих школ предусмотрены индивидуальные творческие образовательные траектории, включены курсы углублённого и профильного изучения предметов. В образовательных учреждениях организована научно-исследовательская деятельность, проводятся интеллектуальные игры, творческие конкурсы, предметные олимпиады, научно- практические конференции.

В настоящий момент в муниципальной системе образования открыты 12 профильных классов и 14 профильных групп в 8 образовательных учреждениях, в которых обучается 61% от общего числа обучающихся 10-11 классов. 12 предметов изучаются на профильном уровне. Каждый ребенок имеет не только право, но и возможность выбора предметов. На базе инновационных ОУ (МОУСОШ № 10, МОУ гимназия №1) в соответствии с социальным заказом открыты 11 межшкольных факультативов, в которых обучается 20% детей.

Для поддержания творческой среды в ОУ созданы детские научные творчества (МОУСОШ №№ 1,3,7,11, МОУ гимназия №1). 14 школьников ЗАТО г. Североморск вошли в состав регионального научного общества, созданного в 2009 году.

12 лет в городе проводится конкурс научно-исследовательских работ «Молодые исследователи Севера», который способствует выявлению одарённых ребят. 20% школьников (победители городского конкурса) принимают участие в региональном этапе программы «Шаг в будущее». От 70 до 100% североморских школьников - участников Всероссийского этапа программы - становятся победителями и призёрами. Результат свидетельствует о том, что в созданной образовательной среде у школьников формируются хорошие исследовательские умения.

Дальнейшее развитие получило олимпиадное движение. Муниципальный этап Всероссийской олимпиады ежегодно проводится по всем предметам, которые предлагает Министерство образования и науки РФ. 27 % школьников принимает участие в муниципальном этапе Олимпиады. Победители и призёры муниципального этапа (40% от числа участников) выступают во всех предметных олимпиадах регионального уровня, достигая хороших результатов.

Широк диапазон предметов, по которым североморские дети занимали призовые места в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников: русский язык, английский язык, история, право, химия, экология, физическая культура, технология.

Однако мы не намерены останавливаться на достигнутом. В перспективе будем расширять систему олимпиад и конкурсов в основном звене для создания резерва талантливых детей, отрабатывать механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся. С этой целью в структуре муниципальной методической службы функционируют 12 экспериментальных и внедренческих площадок, 7 опорных образовательных учреждений, 15 временных творческих коллективов.

Набирает темпы участие школьников ЗАТО г. Североморск в деятельности очно- заочных школ дополнительного образования, дистанционного образования: наши дети обучаются в региональной очно - заочной школе дополнительного образования одарённых детей «А – элита», в заочных предметных школах при МГУ им. Ломоносова, МФТИ (г.Москва). 7 групп детей дистанционно обучается по программам дополнительного образования при ГОУ ДОД МОЦ ДОД и Ю «Лапландия» г. Мурманск; 6 групп - в центре дистанционного образования «Эйдос». Детям в образовательных учреждениях обеспечена целевая поддержка.

Для формирования образовательной среды, способствующей развитию талантливой личности, в образовательных учреждениях отрабатывается модель эффективного использования информационно-коммуникационных технологий, внедрения инноваций в области информатизации образования. В режиме эксперимента по направлению «Школа информатизации» работает МОУ гимназия №1, в Интернет-проекте «Дневник.ru» - 9 образовательных учреждений. В дальнейшем это позволит в большем объёме использовать электронные образовательные ресурсы, сеть Интернет.

Перспективным направлением в деятельности Управления образованием является социально-психологическое сопровождение одарённого ребёнка. В планах нашей работы – создание консультативно-диагностической службы для одарённых детей и их родителей, создание банка программно-методических материалов, методик, технологий по работе с одарёнными и высокомотивированными детьми. Уже сегодня меняется в положительную сторону образовательная среда, обеспечивающая доступность качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Инвалидность ребенка не является ограничением к проявлению интеллектуально-творческого потенциала личности. Психологами школ по запросу родителей проводится диагностика интересов и склонностей детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и обучающихся на дому. Рекомендации психолога позволяют родителям организовать досуг своего ребенка с максимальной пользой для развития его способностей. Ежегодно одаренные дети из числа детей-инвалидов, занятые в системе дополнительного образования, участвуют в Выставке живописи, графики, рисунка и прикладного творчества школьников-инвалидов «Краски всей России». Развивающаяся система дистанционного образования позволит детям с высоким уровнем общих способностей реализовать свой интеллектуальный потенциал и будет способствовать лучшей социализации детей-инвалидов.

С целью поддержки и развития детей, которые попали в трудную жизненную ситуацию, в ЗАТО г. Североморск на базе общеобразовательной школы-интерната 6 лет функционируют кадетские классы. В 2009 году открыто 5 классов (с 5 по 9 кл.), в которых обучаются 84 школьника. Ориентация кадетских классов на военно-морские и военно-технические специальности, увеличение часов на предметы, способствующие интеллектуальному и физическому развитию, позволяет детям проявить свои способности и дает возможность выбрать будущую профессию в соответствии с этими способностями.

Таким образом, создание современной, отвечающей актуальным потребностям детей с повышенными образовательными потребностями, образовательной среды является необходимым условием для успешной реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Важное значение в современных условиях приобретает дополнительное образование.

Многие дети, посещающие учреждения дополнительного образования, достигают высокого мастерства в области художественного и исполнительского искусства, в музыке, живописи, техническом творчестве, спорте. На это направлена деятельность семи учреждений дополнительного образования, в которых заняты более 6000 детей и подростков.

Дом детского творчества детей и юношества им. С.Ковалева – победитель Всероссийского конкурса учреждений дополнительного образрвания, победитель областного конкурса историко-краеведческих музеев, победитель Всероссийского конкурса «Растим патриотов России», лауреат национальной премии «Здоровое поколение XXI века». За полувековую историю это учреждение дополнительного образования нескольким поколениям североморцев помогло реализовать себя в творчестве. Гордость Дома детского творчества – образцовые детские коллективы: хореографический ансамбль «Мастерок»; ансамбль эстрадной песни «Мечта»; ансамбль народной песни «Родничок», являющиеся неоднократными победителями, лауреатами областных, Всероссийских и Международных конкурсов, фестивалей, выставок.

Образовательная деятельность Станции юных техников предлагает реальную возможность развития научно-технических способностей ребенка. Воспитанники СЮТ – неоднократные призеры и лауреаты Международного форума «Одаренные дети», Всероссийских конкурсов по судомодельному, авиамодельному и ракетомодельному спорту, региональных научных и инженерных выставок «Будущее Севера», соревнований молодых исследователей программы «Шаг в будущее» в Северо-Западном Федеральном округе.

Основным назначением Детского морского центра является профориентация подростков, воспитание у них интереса к морскому делу, технике. Большинство курсантов, закончивших ДМЦ, выбирают своей профессией морскую службу.

Многие воспитанники четырех детско-юношеских спортивных школ ЗАТО г. Североморск входят в состав сборных команд города и области по различным видам спорта. В ДЮСШ культивируются виды спорта: лыжные гонки, футбол, горные лыжи, пауэрлифтинг, аэробика, баскетбол, фитнес-аэробика, фигурное катание, хоккей, школа единоборств. В списке чемпионов праздника Севера всегда есть воспитанники спортивных школ. Спортсмены – североморцы неоднократные чемпионы и призёры первенств России. Одна из них – участница Олимпийских игр в Атланте.

Осуществляется поддержка талантливой молодёжи. Ежегодно школьникам ЗАТО г. Североморск присуждаются премии и стипендии мэра ЗАТО г. Североморск для поддержки талантливой молодёжи, оказывается финансовая поддержка детям – участникам Всероссийских конкурсов. Администрацией города создаются условия для участия творческих коллективов и талантливых детей в международных конкурсах и фестивалях. Североморцы побывали в Финляндии, Голландии, Венгрии, Франции, Польше, Болгарии, Дании, Германии, Египте, Тунисе. Семь талантливых школьников получили грант в рамках ПНПО.

В муниципалитете самое пристальное внимание уделяется повышению профессионального мастерства педагогов по развитию творческого потенциала талантливых детей. Благодаря курсовой подготовке и аттестации, системе обучающих семинаров в рамках муниципальной методической службы, качественный состав педагогических работников в ОУ довольно высок. Более 50% педагогов имеют высшую и первую квалификационные категории.

Педагоги ЗАТО г. Североморск – профессиональные наставники детей. Более 30% работников имеют различные государственные награды. С 2006 года в рамках ПНП «Образование» награждены грантами 22 учителя образовательных учреждений.

В результате в ЗАТО г. Североморск создана и продолжает совершенствоваться система работы – модель, формирующая среду для развития специальных способностей и детской одарённости, которая ориентирована на всех участников образовательного процесса: обучающихся, педагогов, родителей, педагогов-психологов и педагогов дополнительного образования.



Одарённые дети – уникальная составляющая, очень ценная, но весьма хрупкая часть нашего общества. Вопреки распространенному убеждению, что одаренность сама может пробить себе дорогу, научные исследования показывают, что это далеко не так. Поэтому вся система обучения в ЗАТО г. Североморск, создающая необходимые условия, ориентируется на естественный рост и развитие природных, врожденных свойств ребёнка, начиная с дошкольного возраста и до осознанного выбора жизненного пути.


Смотрите также:
Доклад муниципального образования «Город Таганрог» «О результатах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
652.18kb.
4 стр.
Доклад хабаровского края «О результатах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
1157.59kb.
5 стр.
Доклад «О результатах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
652.39kb.
3 стр.
Доклад отдела образования администрации Пестяковского муниципального района Ивановской области «О результатах реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
555.25kb.
3 стр.
Доклад Самарской области о результатах реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» за 2012-й год
1972.97kb.
9 стр.
Доклад о результатах реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в Камчатском крае за 2010 год
743.18kb.
5 стр.
Доклад о результатах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» за 2011 год в Республике Дагестан
562.4kb.
3 стр.
Доклад о реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Лицей №8» г. Оренбурга в 2012 году
694.29kb.
3 стр.
Доклад Демянского муниципального района «О результатах реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
338kb.
1 стр.
Реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в целях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
13.57kb.
1 стр.
Доклад Краснодарского края «О результатах реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
1863.99kb.
8 стр.
Доклад «О результатах реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
238.53kb.
1 стр.