Главная
страница 1


НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»
кРИМИНОЛОГИЯ


Учебно-методический комплекс

Ставрополь

2012

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ



ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»

«Утверждаю»
Ректор НОУ ВПО «СКГИ»

к.ю.н., доцент


________________ А.Р. Саруханян
«___ » ___________ 2012 года


НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 030500 – юриспруденция

КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) – БАКАЛАВР ЮРИСПРУДЕНЦИИ

Кафедра уголовно-правовых дисциплин

КРИМИНОЛОГИЯ


учебно-методическиЙ КОМПЛЕКС

Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры уголовно-правовых дисциплин Северо-Кавказского гуманитарного института.

Протокол № «___» от «_____» _________________ 2012 года

Автор-составитель:

Долгополов Кирилл Андреевич – кандидат юридических наук, заведующий кафедрой «Уголовно-правовых дисциплин» Северо-Кавказского гуманитарного института

Рецензенты:

Зырянов Виктор Николаевич, доктор юридических наук, профессор кафедры «Уголовно-правовых дисциплин» Северо- Кавказского гуманитарного института

Фоменко Андрей Иванович, кандидат юридических наук, доцент кафедры «Уголовного права и криминологии» РЮИ РПА Минюста России

Учебно-методический комплекс (УМК) по учебной дисциплине «Криминология» подготовлен на основе требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030500 «Юриспруденция».

УМК включает в себя рабочую программу учебной дисциплины и материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточной аттестации. Рассчитан на студентов Северо-кавказского гуманитарного института, обучающихся по направлению подготовки бакалавров юриспруденции.

© Северо-Кавказский гуманитарный институт, 2012


Рабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины «Криминология» – это учебно-методическое пособие, определяющее требования к содержанию и уровню подготовки студентов, руководство их самостоятельной работой, виды учебных занятий и формы контроля по данной дисциплине.

Рабочая программа включает в себя:



  • Цели изучения дисциплины;

  • содержание учебной дисциплины;

  • учебно-методическое обеспечение дисциплины;

  • требования к результатам освоения основных образовательных программ и формы промежуточного контроля.



ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целевая установка преподавания учебной дисциплины «Криминология» строится с учетом задач, содержания и форм деятельности бакалавра – выпускника Северо – Кавказского гуманитарного института



  1. Целью дисциплины «Криминология» является: рассмотрение совокупности теоретических вопросов, вопросов практического характера о преступности, ее причинах и условиях, лицах, совершающих преступления, системе предупреждения преступности, а также рассмотрение природы, причин и предупреждения отдельных видов преступности.

  2. Задачи дисциплины:

- развитие у студентов умений и навыков давать оценку правовой природе преступности, личности преступника, понимать причины преступного поведения, осмысливать предписания криминологов, направленные на снижение преступности;

- формирование у студентов системы научных знаний о направлениях борьбы с преступностью;

- дальнейшее углубление знаний о преступности.
Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина относится к циклу специальных дисциплин. Дисциплина тесно взаимосвязана с уголовным правом, криминалистикой, уголовным процессом.



СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ



Распределение учебного материала по темам
Тема 1. Понятие, предмет и система криминологии

Понятие криминологии. Взаимосвязь криминологии с другими науками (отраслями права, социологией, психологией, экономикой и др.). Элементы предмета криминологии: преступность как социальный процесс; детерминанты преступности (факторы, влияющие на нее, причины и условия преступности); лица, совершившие преступления и их особенности; предупреждение преступности. Система криминологии как учебной дисциплины. Методика, задачи и функции криминологи как отрасли законодательства. Значение криминологии как теоретико-прикладной науки.



Тема 2. Развитие и современное состояние отечественной криминологии

Зарождение криминологической мысли и развитие криминологической мысли. Возникновение классической школы Ч. Беккариа (1733–1794). Биологические теории в криминологии: антропологическая школа Ч. Ломброзо (1836–1909). Биосоциальная теория последователей Ломброзо (Ферри, Гарофалло). Социологические теории в криминологии: теория факторов (Кетле и его последователи). К. Маркс, Ф. Энгельс об экономической детерминированности преступности.



История развития криминологии в России. Криминологические исследования в первые годы существования советского государства. Организация и деятельность первых советских криминологических учреждений. Криминологические научные учреждения в нашей стране в современный период. Состояние криминологической науки в России в современный период.

Тема 3. Методика криминологических исследований

Понятие методики криминологических исследований. Задачи и объекты криминологических исследований. Методы криминологических исследований. Статистические, социологические, психологические методы. Организация и процедура криминологических исследований. Программа исследования, его основные этапы и их характеристика. Особенности программы и методик криминологических исследований. Использование результатов криминологических исследований деятельности правоохранительных органов.



Тема 4. Преступность и ее изучение

Понятие преступности как вида негативно отклоняющегося поведения и патологического социального процесса, очерчиваемого рамками уголовного закона и проявляющегося в статистической совокупности преступлений и лиц, их совершивших. Преступность, ее основные качественные и количественные характеристики. Понятие состояния (уровня) преступности. Латентная преступность и ее виды, причины существования и методы ее оценки. Понятие структуры преступности. География преступности по территориально-административным регионам России. Понятие динамики преступности. Характеристика преступности и ее тенденции в современных условиях России.

Тема 5. Личность преступника

Понятие «личность преступника», «лицо, совершившее преступление», их соотношение с другими смежными понятиями («субъект преступления», «обвиняемый», «подсудимый», «осужденный»). Соотношение и взаимодействие социального и биологического в преступном поведении. Структура и основные черты криминологической характеристики лиц, совершивших преступления (социально-демографические, социально - психологические и иные характеристики этих лиц). Типология и классификация преступников. Криминологическая характеристика основных типов личности преступника. Основные направления, объем и методы изучения лиц, совершивших преступления.



Тема 6. Причины, условия, механизм конкретного преступления

Причины индивидуального преступного поведения, их соотношение и взаимосвязь с причинами преступности. Социально-психологический механизм совершения конкретного преступления. Потребности, интересы, мотивы, цели в механизме совершения конкретного преступления. Неблагоприятные условия формирования личности в условиях определенной социальной среды как основной фактор детерминации преступного поведения. Элементы социальной микросреды и характеристика ее основных криминогенных факторов (семья, ближайшее бытовое окружение, неформальные группы общения, образовательные учреждения и трудовые коллективы).

Негативные стороны производственно-трудовой сферы как типа микросреды, во взаимодействии с которой формируется личность. Отрицательное воздействие на личность негативной бытовой, досуговой среды общения. Понятие ситуации совершения преступления, разновидности таких ситуаций; криминогенные ситуации, механизм их возникновения, элементы. Роль потерпевшего в возникновении криминогенной ситуации; стимулирование, нейтрализация, устранение криминогенной ситуации потерпевшим. Виктимология - учение о потерпевшем и его поведении.



Тема 7. Причины и условия преступности

Теория причинности в криминологии. Проблема криминологической детерминации. Факторы, влияющие на преступность, причины и условия преступности, их классификация. Причины и условия преступности как система, состоящая из взаимосвязанных подсистем и элементов, располагающихся в определенной иерархии и уровневом соподчинении (причины и условия конкретных преступлений - микросистема, подсистема причин и условий групп преступлений, система причин и условий преступности в целом - макросистема). Характеристика основных факторов преступности.



Предупреждение преступности (теория предупреждения преступности, система и субъекты профилактики, организационные, социально-экономические, правовые осно­вы предупреждения преступлений). Основные концепции причин преступности и борьба с нею. Механизм действия различных факторов преступности. Причины преступности на различных этапах развития общества. Причины различных видов преступности. Факторы, способствующие преступности, в виде различных социальных аномалий.

Тема 8. Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью

Понятие, задачи, цели и значение криминологического прогнозирования как функции криминологической науки. Особенности криминологического прогнозирования. Виды криминологического прогнозирования. Сроки криминологического прогнозирования. Методы криминологического прогнозирования. Организация криминологического прогнозирования. Понятие планирования борьбы с преступностью, его цели и задачи. Сроки криминологического планирования. Организационные вопросы планирования борьбы с преступностью.



Тема 9. Предупреждение преступности

Предупреждения преступности как специфической сферы социального управления. Система предупреждения преступности. Субъекты и объекты в системе предупреждения преступности. Виды, уровни и направления предупреждения преступности. Меры предупреждения преступности, их виды и классификация. Теория предупреждения преступности. Деятельность правоохранительных органов по предупреждению преступности. Основные задачи и место правоохранительных органов в системе предупреждения преступлений. Нормативно-правовые основы предупреждения преступности, социально-экономические, правовые основы предупреждения преступности. Основные концепции причин преступности и борьба с нею.
Особенная часть

Тема 10. Криминологическая характеристика и профилактика насильственной преступности

Насильственная преступность и ее предупреждение. Криминологическая характеристика основных форм преступного насилия. Состояние, уровень, динамика и социальные последствия насильственной преступности и отдельных ее видов. Криминологическая характеристика лиц, совершающих насильственные преступления, и их классификация. Детерминанты преступного насилия. Роль жертвы в механизме преступного насилия. Причины и условия, способствующие совершению насильственных преступлений. Факторы, способствующие росту насильственных преступлений. Основные уровни и направления предупреждения насильственной преступности. Виктимологическое предупреждение преступного насилия.

Тема 11. Криминологическая характеристика и профилактика экономической преступности

Криминологическая характеристика экономической преступности. Основные характеристики экономической преступности. Криминологическая характеристика отдельных видов этих преступлений. Причины и условия экономической преступности. Причины и условия всплеска экономической преступности в переходный к рыночным отношениям период развития демократического общества. Предупреждение экономической преступности. Экономические, организационно-хозяйственные, управленческие, технические, воспитательные и правовые меры предупреждения этих преступлений.

Тема 12. Криминологическая характеристика и профилактика организованной и профессиональной преступности

Понятие и виды организованной преступности. Правовая, социальная и криминологическая характеристики организованной преступности. Факторы, обуславливающие рост организованной преступности. Коррупция – как составная часть организованной преступности в современных условиях. Уровень, структура, динамика организованной преступности в России. Криминологическая характеристика личности участника организованной преступности. Основные направления предупреждения организованной преступности.



Криминологическая характеристика профессиональной преступности. Уровень, структура, динамика профессиональной преступности. Практическая значимость проблемы профессиональной преступности. Криминологическая характеристика личности преступника-профессионала. Основные преступные классификации. Предупреждение профессиональной преступности и ее система. Правовые и организационные меры.

Тема 13. Криминологическая характеристика и предупреждение рецидивной преступности

Понятие, общая характеристика и виды рецидивной преступности. Правовая, социальная, и криминологическая характеристики преступного рецидива. Основные характеристики рецидивной преступности. Показатели рецидивной преступности: состояние, уровень, структура, динамика. Криминологическая характеристика личности рецидивистов, их социально - демографические признаки и нравственно-психологические свойства. Типология и классификация рецидивистов, ее критерии. Причины и условия рецидивной преступности. Основные направления предупреждения рецидивной преступности; обеспечение оптимального функционирования системы исполнения наказания; закрепление результатов исправительного воздействия на осужденных.



Тема 14. Криминологическая характеристика и профилактика пенитенциарной преступности

Понятие преступности в местах лишения свободы. Структура, динамика преступности в исправительных учреждениях. Характеристика личности осужденных к лишению свободы. Причины и условия преступного поведения в условиях изоляции от общества. Внутренние причины преступного поведения (криминогенная мотивация, психические отклонения, эмоциональная неустойчивость и др.). Внешние причины преступного поведения (криминогенная ситуация, несовершенство условий исполнения лишения свободы). Основные направления и меры профилактики преступлений в местах лишения свободы.



Тема 15. Криминологическая характеристика и профилактика преступности несовершеннолетних

Понятие преступности несовершеннолетних, ее социологическая и правовая оценки. Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних. Детерминанты преступности несовершеннолетних в современных условиях. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетних правонарушителей и преступников, их классификация и типология. Нравственно-психологические признаки несовершеннолетних правонарушителей. Возрастные особенности психики несовершеннолетних и их криминологическое значение. Особенности мотивации правонарушений несовершеннолетних. Основные направления предупреждения преступности несовершеннолетних. Система государственных органов, общественных объединений, иных формирований, осуществляющих деятельность по предупреждению правонарушений несовершеннолетних.



Тема 16. Криминологическая характеристика и профилактика женской преступности

Понятие и особенности женской преступности. Исторические, социальные и биологические предпосылки различий в преступлениях, совершаемых мужчинами и женщинами. Криминологическая характеристика женской преступности. Уровень, структура и динамика преступлений, совершаемых женщинами. Причины и условия женской преступности. Особенности борьбы с женской преступностью. Предупредительная деятельность государственных и общественных организаций. Роль правоохранительных органов и их профилактические функции в направлении преступлений, совершаемых женщинами.



Тема 17. Криминологическая характеристика и предупреждение неосторожных преступлений

Понятие неосторожной преступности и ее социологическая и правовая оценки. Проблема криминализации и декриминализации неосторожных деяний. Виды преступлений, совершенные по неосторожности. Основные показатели неосторожной преступности. Криминологическая характеристика лиц, совершивших неосторожные преступления. Типология и классификация лиц, совершивших неосторожные преступления. Детерминанты неосторожных преступлений. Предупреждение неосторожных преступлений.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ДИСЦИПЛИНЫ

ПО ТЕМАМ И ВИДАМ ЗАНЯТИЙ
Тематический план учебной дисциплины

очной формы обучения


Вид учебной работы

Всего часов/ зачетных единиц

Аудиторные занятия

38

В том числе:

-

Лекции

20

Практические занятия

18

Самостоятельная работа (всего)

38

В том числе:

-

Подготовка к практическим занятиям

19

Подготовка к лекционным занятиям

19

Виды промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

Зачет в 3 семестре

Общая трудоемкость

часы

76



Тематический план учебной дисциплины для заочной формы обучения:

Вид учебной работы

Всего часов/ зачетных единиц

Аудиторные занятия

8

В том числе:

-

Лекции

4

Практические занятия

4

Самостоятельная работа (всего)

68

В том числе:

-

Подготовка к практическим занятиям

34

Подготовка к лекционным занятиям

34

Виды промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

Зачет в 5 семестре

Общая трудоемкость

часы

76



Тематический план учебной дисциплины для заочной формы обучения, для лиц, обучающихся по сокращенной программе:

Вид учебной работы

Всего часов/ зачетных единиц

Аудиторные занятия

8

В том числе:

-

Лекции

4

Практические занятия

2

Самостоятельная работа (всего)

70

В том числе:

-

Подготовка к практическим занятиям

35

Подготовка к лекционным занятиям

35

Виды промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

Зачет в 3 семестре

Общая трудоемкость

часы

76


НАИМЕНОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИЙ:
Для очной формы обучения


Номер

п/п

Наименование и содержание

темы лекции


Количество

часов


1.

Понятие, предмет и система криминологии



2.

Развитие и современное состояние отечественной криминологии

2

3.

Методика криминологических исследований


2

4.

Личность преступника

2

5.

Причины, условия, механизм конкретного преступления

2

6.

Предупреждение преступности



7.

Криминологическая характеристика и профилактика преступности несовершеннолетних




8.

Криминологическая характеристика и профилактика Женской преступности


2

9.

Криминологическая характеристика и предупреждение неосторожных преступлений

2

10.

Криминологическая характеристика и профилактика пенитенциарной преступности



Всего

20


Для заочной формы обучения и для заочной формы обучения, для лиц, обучающихся по сокращенной программе


Номер

п/п

Наименование и содержание

темы лекции


Количество

часов


Раздел I. Общая часть

1.

Предупреждение преступности



2.

Криминологическая характеристика и профилактика преступности несовершеннолетних


2

Всего

4


НАИМЕНОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ
Для очной формы обучения
Тема 1

Понятие, предмет, метод и система криминологии
Время занятий: 2часа
Вопросы для обсуждения

  1. Понятие криминологии. Взаимосвязь криминологии с другими науками (отраслями права, социологией, психологией, экономикой и др.). Элементы предмета криминологии: преступность как социальный процесс; детерминанты преступности (факторы, влияющие на нее, причины и условия преступности); лица, совершившие преступления и их особенности; предупреждение преступности.

  2. Система криминологии как учебной дисциплины. Методика, задачи и функции криминологи как отрасли законодательства.

  3. Значение криминологии как теоретико-прикладной науки.


Тема 2

Развитие и современное состояние отечественной криминологии
Время занятий: 2часа
Вопросы для обсуждения



  1. Зарождение криминологической мысли и развитие криминологической мысли. Возникновение классической школы Ч. Беккариа (1733–1794). Биологические теории в криминологии: антропологическая школа Ч. Ломброзо (1836–1909). Биосоциальная теория последователей Ломброзо (Ферри, Гарофалло). Социологические теории в криминологии: теория факторов (Кетле и его последователи). К. Маркс, Ф. Энгельс об экономической детерминированности преступности.

  2. История развития криминологии в России. Криминологические исследования в первые годы существования советского государства. Организация и деятельность первых советских криминологических учреждений.

  3. Криминологические научные учреждения в нашей стране в современный период. Состояние криминологической науки в России в современный период.


Тема 3

Методика криминологических исследований
Время занятий: 2часа
Вопросы для обсуждения


  1. Понятие методики криминологических исследований. Задачи и объекты криминологических исследований. Методы криминологических исследований. Статистические, социологические, психологические методы. Организация и процедура криминологических исследований.

  2. Программа исследования, его основные этапы и их характеристика. Особенности программы и методик криминологических исследований.

  3. Использование результатов криминологических исследований деятельности правоохранительных органов.


Тема4

Преступность и ее изучение
Время занятий: 2часа
Вопросы для обсуждения


  1. Понятие преступности как вида негативно отклоняющегося поведения и патологического социального процесса, очерчиваемого рамками уголовного закона и проявляющегося в статистической совокупности преступлений и лиц, их совершивших.

  2. Преступность, ее основные качественные и количественные характеристики. Понятие состояния (уровня) преступности. Латентная преступность и ее виды, причины существования и методы ее оценки. Понятие структуры преступности.

  3. География преступности по территориально-административным регионам России. Понятие динамики преступности.

  4. Характеристика преступности и ее тенденции в современных условиях России.

Тема 5

Личность преступника
Время занятий: 2часа
Вопросы для обсуждения


  1. Понятие «личность преступника», «лицо, совершившее преступление», их соотношение с другими смежными понятиями («субъект преступления», «обвиняемый», «подсудимый», «осужденный»).

  2. Соотношение и взаимодействие социального и биологического в преступном поведении. Структура и основные черты криминологической характеристики лиц, совершивших преступления (социально-демографические, социально - психологические и иные характеристики этих лиц).

  3. Типология и классификация преступников. Криминологическая характеристика основных типов личности преступника. Основные направления, объем и методы изучения лиц, совершивших преступления.

Тема 6

Причины, условия, механизм конкретного преступления
Время занятий: 2часа
Вопросы для обсуждения


  1. Причины индивидуального преступного поведения, их соотношение и взаимосвязь с причинами преступности. Социально-психологический механизм совершения конкретного преступления. Потребности, интересы, мотивы, цели в механизме совершения конкретного преступления. Неблагоприятные условия формирования личности в условиях определенной социальной среды как основной фактор детерминации преступного поведения.

  2. Элементы социальной микросреды и характеристика ее основных криминогенных факторов (семья, ближайшее бытовое окружение, неформальные группы общения, образовательные учреждения и трудовые коллективы).

  3. Негативные стороны производственно-трудовой сферы как типа микросреды, во взаимодействии с которой формируется личность. Отрицательное воздействие на личность негативной бытовой, досуговой среды общения.

  4. Понятие ситуации совершения преступления, разновидности таких ситуаций; криминогенные ситуации, механизм их возникновения, элементы. Роль потерпевшего в возникновении криминогенной ситуации; стимулирование, нейтрализация, устранение криминогенной ситуации потерпевшим.

  5. Виктимология - учение о потерпевшем и его поведении.

Тема 7

Причины и условия преступности
Время занятий: 2часа
Вопросы для обсуждения


  1. Теория причинности в криминологии. Проблема криминологической детерминации. Факторы, влияющие на преступность, причины и условия преступности, их классификация.

  2. Причины и условия преступности как система, состоящая из взаимосвязанных подсистем и элементов, располагающихся в определенной иерархии и уровневом соподчинении (причины и условия конкретных преступлений - микросистема, подсистема причин и условий групп преступлений, система причин и условий преступности в целом - макросистема). Характеристика основных факторов преступности.

  3. Предупреждение преступности (теория предупреждения преступности, система и субъекты профилактики, организационные, социально-экономические, правовые осно­вы предупреждения преступлений). Основные концепции причин преступности и борьба с нею.

  4. Механизм действия различных факторов преступности. Причины преступности на различных этапах развития общества. Причины различных видов преступности. Факторы, способствующие преступности, в виде различных социальных аномалий.


Тема 8

Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью
Время занятий: 2часа
Вопросы для обсуждения


  1. Понятие, задачи, цели и значение криминологического прогнозирования как функции криминологической науки.

  2. Особенности криминологического прогнозирования. Виды криминологического прогнозирования. Сроки криминологического прогнозирования.

  3. Методы криминологического прогнозирования. Организация криминологического прогнозирования. Понятие планирования борьбы с преступностью, его цели и задачи. Сроки криминологического планирования.

  4. Организационные вопросы планирования борьбы с преступностью.


Тема 9

Предупреждение преступности
Время занятий: 2часа
Вопросы для обсуждения


  1. Предупреждения преступности как специфической сферы социального управления. Система предупреждения преступности. Субъекты и объекты в системе предупреждения преступности.

  2. Виды, уровни и направления предупреждения преступности. Меры предупреждения преступности, их виды и классификация. Теория предупреждения преступности. Деятельность правоохранительных органов по предупреждению преступности.

  3. Основные задачи и место правоохранительных органов в системе предупреждения преступлений. Нормативно-правовые основы предупреждения преступности, социально-экономические, правовые основы предупреждения преступности.

  4. Основные концепции причин преступности и борьба с нею.



Всего: 18 часов

Темы семинарских занятий для заочной формы обучения и для заочной формы обучения, для лиц обучающихся по сокращенной программе

Номер

п/п

Наименование и содержание

практического занятия


Количество

часов


1.

Понятие, предмет, метод и система криминологии




2.

Предупреждение преступности



Всего

4


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Основными видами аудиторной работы студента при изучении дисциплины «Криминология» являются лекции и семинарские занятия. Студент не имеет право пропускать без уважительных причин аудиторные занятия, в противном случае он может быть не допущен к зачету или экзамену.

На лекциях излагаются и разъясняются основные понятия темы, связанные с ней теоретические и практические проблемы, даются рекомендации для самостоятельной работы. В ходе лекций студент должен внимательно слушать и конспектировать лекционный материал.

Завершают изучение наиболее важных тем или разделов учебной дисциплины семинарские занятия. Они служат для контроля преподавателем подготовленности студента, закрепление изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, приобретения опыта устных выступлений, ведения дискуссии, в том числе аргументации и защиты выдвигаемых положений и тезисов.

Семинару предшествует самостоятельная работа студента, связанная с освоением лекционного материала и материалов, изложенных в учебниках и учебных пособиях, а также литературы, рекомендованной преподавателем.

Семинары могут проводиться в виде устных опросов, письменных опросов, учебных конференций, заслушивания докладов и сообщений. Результаты контроля качества учебной работы студентов преподаватель может оценивать, выставлять текущие оценки в рабочий журнал. Студент имеет право ознакомиться с выставленными ему оценками.

Важным видом работы студента при изучении дисциплины «Криминология» является самостоятельная работа.

Самостоятельная работа должна носить творческий планомерный характер. Нельзя надеяться только на тот материал, который был озвучен в ходе лекций или семинарских занятий, необходимо закрепить его и расширить в ходе самостоятельной работы. В процессе организации самостоятельной работы большое значение имеют консультации преподавателя. С графиком консультаций преподавателя можно ознакомиться на кафедре.



РЕКОМЕНДУЕМАЯ ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
На электронных носителях:

1. Система Консультант +

2. Система Гарант

Основная литература:


              1. Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. – М., 2009.

              2. Криминология / Под ред. Кузнецовой Н.Ф., Лунеева В.В. – М., 2010.

              3. Иншаков С.М. Зарубежная криминология. – М., 2009.

              4. Иншаков С.М. Криминолгия: Учебник. – М., 2009.

              5. Криминология: Учебник / Под ред. А.И. Долговой. – М., «НОРМА» 2009.

              6. Криминология. Учебно-методические материалы и альбомы схем / Под ред. С.Е. Вицина и В.А. Уткина. – М., 2009.

              7. Кудрявцев В.Н. Преступность и нравы переходного общества. – М., 2009.

              8. Преступность среди социальных подсистем. Новая концепция и отрасли криминологии / Под ред. Д.А. Шестакова. – СПб., 2003.


Дополнительная литература:

  1. Антонян Ю.М. Изучение личности преступника. – М., 2009.

  2. Гилинский Я. Криминология: теория, история, эмпирическая база, социальный контроль. – СПб., 2009.

  3. Закономерности преступности, стратегия борьбы и закон / Под ред. А.И. Долговой. – М., 2009.

  4. Карпец И.И. Преступность: иллюзии и реальность. – М., 2009.

  5. Кудрявцев В.Н. Стратегия борьбы с преступностью. – М., 2003

  6. Ломброзо Ч. Преступление. – М., 1994.

  7. Лунев В.В. Преступность ХХ века. Мировые, региональные и российские тенденции. Мировой криминологический анализ. – М., 1997.

  8. Политический режим и преступность / Под ред. В.Н. Бурлакова и др. – СПб., 2001.

  9. Российская криминологическая энциклопедия: Преступность и борьба с нейв понятиях и комментариях / Под ред. А.И. Долговой. – М., 2000.

  10. Хохряков Г.Ф. Криминология / Отв. ред. В.Н. Кудрявцев. – М., 2000.

  11. Зеленский А.Ф. Методика криминологических исследований. – Киев, 1992.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ И

ФОРМЫ ТЕКУЩЕГОПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения дисциплины студент должен:

- знать: основные криминологические проблемы в стране и принципиальные пути их решения; главные криминологические понятия и термины; состояние преступности в целом и его отдельных видов;

- уметь: анализировать и находить причины тех или иных криминологических явлений, в том числе причины преступного поведения; анализировать социальные явления, конкретные криминогенные ситуации и находить формы и методы их решения;

- владеть навыками применения основных методик криминологического анализа на практике.

ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Промежуточный контроль по дисциплине «Криминология» осуществляется в виде текущего контроля успеваемости студентов и промежуточной.



В соответствии с учебным планом СКГИ итоговая аттестация по дисциплине «Криминология» проводится в форме зачета (3 семестр).


ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

  1. Понятие, предмет, система криминологии.

  2. Преступность несовершеннолетних как объект криминологического исследования.

  3. Особенности личности, образа жизни и преступного поведения.

  4. Современные задачи криминологии.

  5. Криминологическая характеристики личности несовершеннолетних преступников.

  6. Причины и условия рецидивной преступности.
  7. Место криминологии в системе юридических наук.

  8. Причины и условия преступности несовершеннолетних.

  9. Основные направления предупреждения преступного рецидива.


  10. Криминологические теории.

  11. Условия преступности несовершеннолетних, связанные с семейным, школьным, трудовым неблагополучием.

  12. Профилактическая роль административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

  13. Развитие отечественной криминологии и ее современное состояние.

  14. Система общих и специальных мер предупреждения преступности несовершеннолетних.

  15. Женская преступность как объект криминологического исследования.

  16. Методика криминологических исследований: понятие, содержание, виды, задачи.

  17. Личность насильственного преступника.

  18. Специфика детерминации и причинности женской преступности.

  19. Уголовно-статистический метод: понятие, значение.

  20. Социально-правовая характеристика насильственной преступности и хулиганства. Состояние, структура, динамика насильственных преступлений и хулиганства.

  21. Соотношение мужской и женской преступности.
  22. Социологические методы в криминологии.


  23. Детерминанты преступного насилия и хулиганства.

  24. Криминологическая характеристика женщин-преступниц.

  25. Виды уголовно-правового учета в правоохранительных органах.

  26. Основные направления предупреждения насильственных преступлений и хулиганства.

  27. Особенности борьбы с женской преступностью.

  28. Понятие преступности и ее основные характеристики.

  29. Роль органов внутренних дел в предупреждении насильственной преступности и хулиганства.

  30. Меры по предупреждению и предотвращению преступлений, совершаемых женщинами.

  31. Возникновение преступности.

  32. Содержание и особенности профилактической работы, необходимой для предупреждения насильственной преступности.

  33. Пенитенциарная преступность: понятие, основные характеристики.

  34. Структура преступности: понятие и факторы, оказывающие влияние на ее изменение.

  35. Экономическая преступность: понятие и основные характеристики.

  36. Особенности предупреждения пенитенциарной преступности.

  37. Уровень преступности: понятие, техника вычисления, разновидности и практическое применение.

  38. Связь «теневой» экономики и экономической преступности.

  39. Профилактика преступлений в исправительных учреждениях.

  40. Динамика преступности и факторы, оказывающие на нее существенное влияние.

  41. Криминологическая характеристика лиц, совершивших преступления в сфере экономики.

  42. Типы пенального преступного поведения.

  43. Латентная преступность: понятие, основные формы проявления и способы выявления.

  44. Причины и условия экономической преступности.

  45. Криминологическая характеристика осужденных лиц, совершивших преступления при исполнении в отношении них наказания.

  46. Преступность в России и тенденции ее развития в современный период.

  47. Правовые меры борьбы с экономической преступностью. Особенности деятельности органов внутренних дел по профилактике экономических преступлений.

  48. Неосторожная преступность: понятие, основные показатели, виды.

  49. Региональные особенности преступности.

  50. Криминологическая характеристика организованной преступности. Основные показатели организованной преступности.

  51. Научно-техническая революция и проблема неосторожной преступности.

  52. Источники информации о преступности и ее показателях.

  53. Признаки и структура организованной преступности.

  54. Криминологическая характеристика и типология лиц, совершивших неосторожные преступления.

  55. Понятие личности преступника.

  56. Криминологическая характеристика лиц – участников организованной преступности.

  57. Причины и условия совершения неосторожных преступлений.

  58. Структура и основные черты криминологической характеристики лиц, совершивших преступления.

  59. Правовые основы контроля за организованной преступностью.

  60. Предупреждение неосторожных преступлений.

  61. Соотношение и взаимодействие социального и биологического в преступном поведении.

  62. Обстоятельства, способствующие организованной преступности.

  63. Место и роль деятельности органов внутренних дел по профилактике неосторожных преступлений.

  64. Типология и классификация лиц, совершивших преступления.

  65. Основные направления предупреждения организованной преступности.

  66. Дорожно-транспортное происшествие как один из наиболее распространенных видов неосторожных преступлений.

  67. Понятие и классификация причин и условий преступности и преступлений.

  68. Понятие и признаки профессиональной преступности. Правовая, социальная и криминологическая характеристика преступного профессионализма.

  69. Причины и условия дорожно-транспортных происшествий и основные направления их предупреждения.

  70. Механизм индивидуального преступного поведения. Конкретная жизненная ситуация и ее роль в механизме конкретного преступления.

  71. Криминальный профессионализм. Возникновение «воровского закона».

  72. Профилактика дорожно-транспортных происшествий органами внутренних дел: содержание и особенности этой деятельности

  73. Понятие и социальная оценка предупреждения преступности.

  74. Криминологическая характеристика личности преступника-профессионала.

  75. Показатели соотношения лиц женского и мужского пола среди преступников.

  76. Криминологическая характеристика пенитенциарной преступности.

  77. Условия организованной преступности.

  78. Причины и условия рецидивной преступности.

  79. Субъекты предупредительной деятельности.

  80. Предупреждение профессиональной преступности.

  81. Криминальные зоны проявления женской преступности.

  82. Место профилактической деятельности в системе борьбы с преступностью.

  83. Постпенитенциарное предупреждение профессиональной преступности: основные направления и субъекты.

  84. Особенности борьбы с женской преступностью.

  85. Понятие и цели криминологического прогнозирования. Варианты прогнозов преступности.

  86. Рецидивная преступность: понятие, основные показатели, интенсивность.

  87. Профилактика женской преступности.

  88. Понятие и цели криминологического планирования. Виды криминологических планов.

  89. Характеристика современной рецидивной преступности.

  90. Понятие и виды негативных явлений, связанных с преступностью: их социальная и правовая оценка.




Смотрите также:
Учебно-методический комплекс Ставрополь
332.02kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012
984.22kb.
4 стр.
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012
473.02kb.
2 стр.
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012
314.31kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины. Иркутск 2008 Учебно методический комплекс дисциплины составлен
327.36kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070201 «Актёрское искусство»
133.82kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению: 070100. 62 «Инструментальное исполнительство»
174.03kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070302 «Хореографическое искусство»
777.07kb.
5 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070302 «Хореографическое искусство»
201.51kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106. 01 «Хоровое дирижирование»
118.62kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины «гражданский процесс»
1444.15kb.
6 стр.
Кафедра гражданского права и процесса учебно-методический комплекс
2634.08kb.
13 стр.