Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 Центр науки, образования и инноваций Факультет прикладной и институциональной социологии, Пловдивский Университет, Болгария СОЦИОЛОГИЯ И ЭКОНОМИКА ТЕХНИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ Целью данного курса лекций является выработка у студентов понимания роли технических изменений (и лежащие в их основе инновации) в экономическом и социальном развитии современного общества. Краткое описание курса Технические изменения являются одним из основных факторов экономического и социального развития. Они определяются как «вывод на рынок новых продуктов, технологий и услуг, а также усовершенствование процесса их производства, распределения и использования» (Freeman and Soete 1997). Экономика технических изменений является отдельной дисциплиной в рамках экономической науки, которая рассматривает их на разных этапах развития капиталистических экономик и на различных уровнях - региональном, национальном и международном. Она уделяет особое внимание влиянию институциональных и финансовых сетей, организационной среды, экономической политики и пр. на темпы и масштабы технологических инноваций. Как построен курс – краткие вводные лекции с последующими семинарами, на которых обсуждаются материалы по каждой из тем. Условия для усвоения курса (ранее полученные знания и умения): базовые знания в области истории и социальных наук (экономика, социология, политология), базовые знания в области прикладных наук помогут лучше усвоить материал курса. По окончании курса лекций слушатели: будут знать:
будут уметь:
История дисциплины Экономика технических изменений возникла как относительно автономная дисциплина в конце 1970-х гг. В ее основе лежит т.н. «эволюционистский подход к экономическому развитию» (Nelson 1994). Необходимо кратко обрисовать те условия, в которых она развивалась. Роль «технического прогресса» в экономике была признана еще в 19-ом веке в рамках классической политэкономии, в т.ч. марксистской политэкономии. Последняя рассматривала технические инновации («изменения в средствах производства») как квази-автономный процесс, сродни дарвиновскому подходу к биологической эволюции – инновации как «мутации» средств производства, изобретения в экономике и производстве - как реакция индивидуумов на вызовы того времени. Это воспринималось более-менее как данность, и основным предметом исследования был конфликт между социальными отношениями в процессе производства (собственность) и появлением более продвинутых средств производства, эволюция которых рано или поздно выходит за существующие социальные рамки и вызывает перемены в обществе. Марксистская политэкономия особо подчеркивала способность капитализма внедрять научные открытия в производство и предусматривала интеграцию научных исследований в экономику в рамках социалистической плановой экономики. Однако, принимая технологическую эволюцию как данность, марксистская политэкономия упрощала понятие технического прогресса и недооценивала роль людей, их мотивации и действий, во внедрении (технических) инноваций. Она также не принимала во внимание многочисленные свидетельства технологического регресса и даже технологического коллапса некоторых обществ и цивилизаций. Свежим примером является «технологический застой» в бывших коммунистических экономиках (Revol 1994). Интересно отметить, что неоклассическая (вальрасовская) экономика, которая была популярна в течение почти всего 20-го века, практически не включала технологию в сферу экономического анализа. Хотя в ней признавалась роль технологий в развитии экономики, основное внимание уделялось процессу изменения рынков (труда, капитала и производственных ресурсов) и условий оптимизации, позволяющей добиться максимизации прибыли для всех участников. Технология, уровень подготовки рабочей силы, развитие транспорта, инфраструктуры связи и пр. рассматривались как «экзогенный фактор» в системе экономических операций. Соответственно, участие технологии ограничивалось в лучшем случае ролью простого параметра в системе уравнений, ценность которой определялась внешними процессами. Ситуация изменилась в 1970-х гг., когда растущая неудовлетворенность неоклассической моделью вызвала создание новых понятийных схем, таких как теория ограниченной рациональности Саймона, теория транзакционных издержек, теория агентских отношений и прав собственности и пр. Это также привело к возрождению интереса к неортодоксальной экономике. Для Йозефа Шумпетера инновации и связанные с ними технологические изменения были основными движущими силами экономического развития. В отличие от апологетов марксистской политэкономии, Шумпетер не рассматривал технические изменения как рациональную реакцию на возможности, связанные с процессом производства, считал его идущим вразрез с «экономическим здравым смыслом» и подчеркивал роль предпринимательской инициативы. Экономика технических изменений многим обязана Шумпетеру и одновременно является свидетельством возрождения его идей. В 1980-е гг. по мере появления работ таких выдающихся исследователей, как Ричард Нельсон и Натан Розенберг (США), Кристофер Фримэн (Великобритания), Джованни Досси (Италия), Люк Соете [Luck Soete] (Нидерланды), а также их учеников, новая экономическая дисциплина постепенно приобретала свою форму. Ее основным постулатом было то, что технические изменения должны рассматриваться как эндогенный фактор экономических процессов и как основная движущая сила в современном обществе и экономике, наряду с такими факторами как правовая база, финансовые системы, общественные отношения, международное разделение труда, качество рабочей силы и пр. За последние два десятилетия экономика технических изменений заняла свое место среди прочих экономических дисциплин в качестве основного подхода в изучении комплексных технико-экономических процессов и их влияния на общество. Этому также способствовали успехи неолиберальной экономики, микроэкономики и междисциплинарных исследований в области науки и технологии в т.ч. в социологии крупных технических систем (Томас Хьюз), теории технико-экономических сетей (Мишель Каллон), исследовании инноваций (фон Хиппл [von Hipple], Лестер, Кристенсен и др.). Структура курса Курс состоит из трех основных частей: В первой части рассматривается связь между техническими изменениями и экономическим ростом с точки зрения макроэкономики, особое внимание уделяется различным интерпретациям в рамках экономической теории. Дается краткий обзор того, каким образом технология понимается в классической политэкономии и экономистами неоклассического направления (в т.ч. в кейнсианской макроэкономике), с тем, чтобы продемонстрировать вклад Йозефа Шумпетера и его последователей - Израила Кирзнера [Israel Kirzner], Ричарда Ланглуа, Ричарда Сведберга и др. Затем освещаются вопросы, являющиеся предметом исследований ведущих специалистов экономики технического прогресса – Натана Розенберга, Ричарда Нельсона и Кристофера Фримэна. В первой части также раскрываются основные понятия: радикальные и постепенные инновации и различия между ними, “path dependency” [зависимость от выбранного пути], неблагоприятный отбор и среда отбора, технико-экономическая парадигма, познание и рутина и пр. Эти понятия будут дополнены некоторыми важными категориями из смежных дисциплин, помогающие понять технологии и их эволюцию – например, предложенные Томасом Хьюзом в его работе об эволюции систем электроснабжения (крупные технические системы, “reverse salient”, критическая проблема или технико-экономические сети Мишеля Каллона (тройственная природа технологии, новые технологии как публичное благо и товар, новые и устоявшиеся сети и пр.). Первая часть курса завершается рассмотрением темы социалистической индустриализации как одного из наиболее радикальных проектов технологического обновления в современной истории.
В третьей части курса рассматриваются три темы: 1) связь между военными и гражданскими техническими разработками и их влияние на национальную экономику в исторической перспективе, 2) вопросы технической политики в современном обществе, в особенности концепция «инновационной системы» на региональном, национальном и международном уровне, 3) роль пользователей в инновации и технических изменениях. Список лекций и семинаров Часть I. Технические изменения и экономический рост: концепции и модели Тема 1. Общественно-политические, институциональные и экономические факторы зарождения современной капиталистической экономики (16-18 вв.)
(Russian translation: Н.Розенберг, Л. Е.Бирдцелл, КАК ЗАПАД СТАЛ БОГАТЫМ Экономическое преобразование индустриального мира, © Б. Пинскер, перевод, © "Экор" (Новосибирск), 1995, электронный доступ: http://www.libertarium.ru/l_lib_rich) - Введение (гл. 1) книги; также рекомендуются следующие три главы (2. Начало: средние века; 3. Рост торговли до 1750 года; 4. Эволюция институтов, благоприятных для коммерции) Тема 2. Неоклассическая модель рыночного равновесия. Технология как экзогенный фактор экономического развития
Тема 3. Основоположники экономики технических изменений 3.1. Наука и технология в политэкономии Карла Маркса
3.2. Теория экономического развития Йозефа Шумпетера: инновация как «новая комбинация», радикальные и постепенные инновации, творческое разрушение
3.3. Теория длинных волн экономического роста Николая Кондратьева
3.4. Израил Кирзнер [Israel Kirzner] и поиск предпринимательских возможностей
Тема 4. Эволюционистский подход: “path dependency” [зависимость от выбранного пути], технологическая траектория и среда отбора, технологическая (технико-экономическая парадигма)
Тема 5. Эволюционистский подход (2): умения, познание и рутина
Тема 6. «Крупные технические системы»: динамика и основные концепции анализа
Klein, H. System Development in the Federal Government: How Technology Influence the Outcomes Тема 7: Теория технико-экономических сетей и критика экономики технических изменений
Тема 8. Распространение и передача технологий
Часть II. Микроэкономические подходы в экономике технических изменений Тема 9. Технологии, инновации и институциональная среда 9.1. Героизм предпринимателя: создание новых предприятий (стартапов), малые и средние предприятия
9.2. Инновации и технические изменения в корпорациях: руководство со стороны собственника и внутреннее предпринимательство
9.3. Инновации и технические изменения в государственной (административной) экономике. Границы административного согласования
Тема 10. Модель «жизненного цикла» новых продуктов / услуг
Тема 11. Модели инновации и технических изменений на уровне фирмы 11.1. Модели «распространения» и «передачи» инноваций
11.2. Разрушительная модель технических изменений
Тема 12. Финансирование технических изменений. Роль институциональной среды 11.1. Банковские кредиты и инновации
11.2. Рисковый (венчурный) капитал и его эволюция
Florida, R. and M. Kenney (1988) Venture Capital Financed Innovation and Technological Change in USA, in: Research Policy 17, pp.119-137 Steven Shapin (2008) Vision of the fiture, in: Scientific Life, Univ. of Chicago Press, Chicago
http://mba.tuck.dartmouth.edu/pecenter/research/pdfs/Note_on_Angel_Investing.pdf http://www.wonderbuild.ru/wonderbuild.nsf/0/66BC7D2C1C68D837C325753E0049C83A/$FILE/Financing%20start-up.pdf
http://eleven.bg/ , http://youngscience.ru/files/141211-semenov.pdf http://www.drexit.net/angelinvesting_assets/McKaskill-%20Intro%20to%20Angel%20Investing.pdf 11.2. Правительственные программы финансирования инновационного предпринимательства - ЕС и Оперативная программа «Конкурентноспособность» Часть III. Экономика технических изменений и техническая политика Тема 13. Концепция национальной и региональной инновационной систем
Тема 14. Университеты, открытые лаборатории, компании, научно-исследовательские центры
Тема 15. Инновации и передача технологии между военным и гражданским секторами экономики. Технологии двойного назначения. Новые отрасли
Тема 16. Роль пользователей в технических изменениях
Смотрите также: Социология и экономика технических изменений
112.71kb.
1 стр.
Кравченко А. И. Фундаментальная социология: в 15 т. Т. 12: Экономика и труд
192.04kb.
1 стр.
Кафедра экономической социологии Программа дисциплины Экономическая социология для направления
359.4kb.
4 стр.
Программа Социология социокультурных изменений для лиц, имеющих диплом бакалавра/специалиста
123.68kb.
1 стр.
Программа дисциплины Институциональная экономика для направления 040200. 62 «Социология» подготовки бакалавра
190.61kb.
1 стр.
Известия высших учебных заведений социология. Экономика. Политика
2960.19kb.
16 стр.
Программа дисциплины «Социология музыки»
132.24kb.
1 стр.
Программа по дисциплине «Социология труда и экономическая социология» для специальности 02 03 00 «Социология»
219.84kb.
1 стр.
Инструкция по эксплуатации технические характеристики
82.67kb.
1 стр.
Инструкция по эксплуатации технические характеристики
88.26kb.
1 стр.
Инструкция по эксплуатации технические характеристики
113.81kb.
1 стр.
Инструкция по эксплуатации технические характеристики 102.13kb.
1 стр.
|