Главная
|
страница 1страница 2страница 3
Государственный университет – Высшая школа экономики
Программа дисциплины «Модели бизнеса и методы стратегического менеджмента» направления 080200.68 – «Менеджмент» подготовки магистра
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"
Факультет менеджмента
Программа дисциплины
Модели бизнеса и методы стратегического менеджмента
для направления 080200.68 – «Менеджмент»
подготовки магистра
по программе «Стратегическое и корпоративное управление»
Авторы программы:
Бек Н.Н. к.э.н. доцент, nbek@hse.ru
Татарченко Л.В. к.т.н. доцент, ltatar@mail.ru
Одобрена на заседании кафедры общего и стратегического
менеджмента «___»____________ 2012 г
Зав. кафедрой Н.Б. Филинов ________________________
Москва, 2012
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы
1. Резюме курса
Интеграция России в мировую экономическую систему и вхождение в Болонский процесс требуют обучения менеджеров новым профессиональным знаниям, навыкам и способностям в области стратегического управления. Наряду с развитием способностей стратегически мыслить, видеть перспективы развития и устанавливать приоритеты, требуется формирование навыков и компетенций, которые необходимы для диагностики ситуации и выявления проблем, для разработки сценариев, формирования и управления реализацией стратегических проектов, включая проекты партнерства.
Современные исследования по стратегическому менеджменту свидетельствуют о качественных изменениях условий функционирования и развития компаний. В условиях «новой экономики», глобализации и изменения границ рынков, бизнес - процессы выходят за рамки компаний, а сами компании становятся элементами стратегических сетей с увеличивающимся и быстро меняющимся составом участников из разных отраслей. Критически важным условием обеспечения конкурентоспособности становится эффективный стратегический менеджмент, который носит в значительной мере междисциплинарный характер и быстро развивается, интегрируя концепции, модели и инструменты экономики и финансов, менеджмента и маркетинга, социологии и психологии.
Курс ориентирован на рассмотрение в системном единстве и взаимосвязанности основных элементов: бизнес - модель, позиционирование, стратегии, создание и распределение ценностей. Модели бизнеса и методы стратегического управления, определяя соответствие между этими элементами и стратегическую архитектуру корпорации, обеспечивают целостность и результативность компании.
Является обязательной профессиональной дисциплиной в программе магистратуры «Стратегическое и корпоративное управление», которая рассчитана на три модуля (2 семестра) 1-го года обучения и соответствует 8 кредитам.
2. Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины «Модели бизнеса и методы стратегического менеджмента» устанавливает требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200.68 – «Менеджмент», обучающихся по магистерской программе «Стратегическое и корпоративное управление» и изучающих дисциплину «Модели бизнеса и методы стратегического менеджмента».
Программа разработана в соответствии
-
с Федеральными стандартами и стандартами НИУ ВШЭ, включая требования соответствия критериям EPAS, в том числе для учебных программ обязательных курсов уровня магистратуры;
-
с общей образовательной программой направления 080200.68 – «Менеджмент» подготовки магистров, обучающихся по магистерской программе «Стратегическое и корпоративное управление»;
-
рабочим учебным планом (РУП) университета и факультета менеджмента по направлению подготовки магистров специализации «Стратегическое и корпоративное управление», утвержденным в 2012/2013 гг.
3. Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Модели бизнеса и методы стратегического менеджмента» являются:
-развитие у студентов понимания глобальных тенденций и факторов, влияющих на конкуренцию и социально-экономическое развитие регионов, отраслей, компаний и сфер деятельности
-развитие у студентов целостного понимания бизнеса, стратегического мышления и системного взгляда на компанию и бизнес
-получение современных знаний по классическим и современным моделям стратегического менеджмента во взаимосвязи с эволюцией теоретических концепций, тенденциями и проблемами развития и управления организациями различных отраслей и форм собственности
-освоение базовых моделей и методов, используемых в практике стратегического планирования и управления (стратегического анализа и выбора, трансформации стратегии в действия), включая детальное изучение типичных моделей бизнеса и стратегий компаний
-приобретение навыков, необходимых для формулирования проблем, интеграции различных знаний и практического решения на основе междисциплинарных подходов актуальных задач стратегического менеджмента, включая сбор и обобщение большого объема знаний, необходимых для понимания эволюции бизнес- среды, моделей бизнеса и реализации стратегий
-обеспечение профессионального взаимопонимания в международном контексте со специалистами, исследователями и практиками в области стратегий и моделей ведения бизнеса.
4. Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
- классические и современные концепции теории стратегии , принципы построения и анализа моделей бизнеса, методы и механизмы стратегического анализа и управления организациями различных отраслей и форм собственности
- содержание и характеристики глобальных и региональных тенденций и факторов, влияющих на конкуренцию и социально-экономическое развитие регионов, отраслей, компаний и сфер деятельности
- структуру и основные элементы моделей бизнеса, корпоративных и конкурентных стратегий, стратегий партнерства компаний
-основные понятия, базовые модели, методы и инструменты стратегического анализа, стратегического выбора и трансформации стратегии в действия;
- анализировать и использовать результаты фундаментальных и прикладных исследований в области стратегического менеджмента
- анализировать сложные и динамично развивающиеся процессы
- эффективно находить, обобщать и анализировать разнородную информацию, необходимую для выработки и обоснования стратегических решений с использованием сценарного и проектного подходов
-
проводить комплексный сценарно-стратегический анализ с учётом изменений, обусловленных переходом к экономике знаний и «сетевой» экономике
- преодолевать междисциплинарные барьеры и комбинировать разные аналитические подходы
-
исследовать и обобщать результаты стратегического управления компаниями, систематизировать их и представлять в форме презентаций;
-
иметь навыки (приобрести опыт)
- в использовании техник и инструментов сценарного и стратегического анализа, обоснования и выбора стратегий
- согласования стратегических решений и разработки проектов реализации стратегий
- работы с материалами статистической отчетности, аналитических данных и интернет - информации компаний, реализуемых моделей бизнеса, выполняемых ими стратегических планов, проектов и программ.
В результате освоения дисциплины студент приобретает следующие компетенции:
Компетенция
|
Код по
ФГОС/НИУ NC/NRU-HSE Code
|
Дескрипторы – основные признаки освоения, показатели достижения результата
|
Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
|
Способность обобщать и критически оценивать результаты научных исследований и методов работы
|
ПК-1
|
Способен читать, делать обзор и оценивать существующую научную литературу
|
Лекции и составление обзора литературы
|
Способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и культурный уровень, строить траекторию профессионального развития и карьеры
|
ПК-2
|
Имеет целостное понимание бизнеса, тенденций и факторов, влияющих на конкуренцию и развитие стратегического мышления и системного взгляда на компанию и бизнес
|
Лекции и интерактивные обсуждения
|
|
|
|
|
Способность формулировать и проверять научные гипотезы,
|
ПК-3
|
Обладает методологией, моделями и инструментами стратегического менеджмента
|
Лекции, интерактивные семинары, кейс-анализ
|
Способность предлагать концепции, модели, изобретать и апробировать способы и инструменты стратегического анализа и выбора
|
ПК-4, ПК-6
|
Способен разрабатывать и внедрять модели и инструменты стратегического анализа и выбора
|
Генерация идей и их презентация; разработка и презентация индивидуального курсового проекта
|
Способность организовывать научную деятельность в рамках исследований по сценарно-стратегическому анализу и формированию стратегий
|
ПК-3, ПК-5, ПК-20, ПК-21
|
Способен разрабатывать новые исследования и практические вопросы для дальнейшего изучения
|
Мозговой штурм, презентация идей группы
Разработка и презентация курсового проекта
|
Способность формировать корпоративные и бизнес стратегии для развития бизнеса
Способность планировать и внедрять проекты и мероприятия в рамках выбранных стратегий
|
М.1/ ПК-12, ПК-14, ПК-17, ПК-19
|
Владеет методологией, методами, моделями и инструментами стратегического менеджмента
|
Лекции, интерактивные семинары, кейс-анализ,
деловая компьютерная игра, выполнение курсового проекта
|
Знать модели поведения экономических агентов и рынков.
Знать основные понятия, методы и инструменты количественного и качественного анализа процессов управления.
Владеть навыками количественного и качественного анализа для принятия управленческих решений.
|
М.1/ПК-5, ПК-6,
ПК-8, ПК-15,
|
Владеет базовыми навыками обоснования и согласования стратегических решений в условиях неопределенности и динамичности рыночной среды.
|
Интерактивные семинары, кейс-анализ, деловая компьютерная игра, выполнение курсового проекта
|
5. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Для магистерской программы «Стратегическое и корпоративное управление» настоящая дисциплина является обязательной.
Изучение данной дисциплины базируется на знаниях, полученных в результате изучения следующих дисциплин:
-
Микроэкономика, институциональная экономика и теория отраслевых рынков (уровень бакалавриата)
-
Теория и экономика фирмы (уровень бакалавриата)
-
Стратегический менеджмент (уровень бакалавриата)
-
Маркетинг и маркетинговые исследования (уровень бакалавриата)
-
Методология научных исследований
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
-
знания теории стейкхолдеров
-
знания основ стратегического менеджмента, методов исследования и механизмов управления.
-
знания современных концепций теории фирмы, рынков и конкуренции
-
способности интегрировать новые знания и знания смежных дисциплин в менеджериальную практику
-
способности понимать и использовать результаты научных исследований и умений по работе с аналитическими и статистическими данными о состоянии и развитии рынков и организаций
Основные положения дисциплины служат основой для изучения специальных дисциплин и научных семинаров по программе, а также выполнения диссертационных исследований в области стратегического менеджмента:
-
Стратегический менеджмент знаний и инноваций
-
Модели стратегических изменений
-
Эволюция стратегического менеджмента
-
Стратегическое управление инфраструктурой корпорации
-
Научный семинар «Методы моделирования будущего».
-
Диссертационные исследования в области стратегического менеджмента организаций.
8. Тематический план учебной дисциплины «Модели и методы стратегического менеджмента»
№ п/п
|
Название темы
|
Всего часов
|
Аудиторные часы
|
Самостоя-тельная работа
|
Лекции
|
Научные семинары и практич. занятия
|
|
Раздел 1
|
|
1
|
Архитектура бизнеса: анализ ключевых факторов
|
10
|
4
|
2
|
4
|
2
|
Бизнес-модель: связь с архитектурой, анализ существующих подходов, эволюция модели бизнеса
|
20
|
4
|
4
|
12
|
3
|
Анализ бизнес-модели: подходы А.Сливоцки и А.Остервальдера
|
40
|
4
|
12
|
24
|
4
|
Интегрированные цепочки ценности и их связь с бизнес-моделью и архитектурой бизнеса
|
20
|
4
|
4
|
12
|
|
Итого по 1 разделу
|
90
|
16
|
22
|
52
|
|
Раздел 2
|
| -
1.
|
Теория стратегии: основные элементы, базовые концепции и модели
|
14
|
4
|
|
10
| -
9.
|
Концепции ценностей и устойчивых конкурентных преимуществ
|
14
|
2
|
2
|
10
| -
10.
|
Стратегическое позиционирование
|
16
|
2
|
4
|
10
| -
11.
|
Стратегический анализ и диагностика компании
|
14
|
2
|
4
|
8
| -
12.
|
Сценарно-стратегический анализ и планирование
|
18
|
2
|
4
|
12
| -
13.
|
Внутрифирменный стратегический анализ (методы анализа конкурентных преимуществ, ресурсов, компетенций и потенциала развития компании)
|
23
|
4
|
4
|
15
| -
14
|
Методы комплексной диагностики стратегической позиции компании
|
23
|
4
|
4
|
15
| -
15.
|
Теоретические и методические аспекты стратегического выбора и формирования стратегий
|
20
|
4
|
4
|
12
| -
1
|
Методы обоснования и выбора портфельных стратегий
|
18
|
2
|
4
|
12
| -
17.
|
Моделирование стратегических процессов и ситуаций. Методы согласования стратегических решений
|
20
|
2
|
6*
|
12
| -
18
|
Стратегические планы, программы и проекты:
|
18
|
4
|
2
|
12
|
|
Итого по 2 разделу
|
198
|
32
|
38
|
128
|
|
Итого по курсу
|
288
|
48
|
60
|
180
|
* в том числе контрольная работа (письменная)
7. Формы контроля знаний студентов
Вид контроля
|
Форма контроля
|
Модули
|
Параметры
|
Текущий
|
Посещение лекций, семинаров и практических занятий
|
1-3
|
Участие в дискуссиях, выполнение аудиторных заданий, работа в группах, выполнение контрольной работы, презентация материалов домашнего задания и эссе
|
Домашнее задание по разделу 1
|
1
|
Анализ эволюции бизнес-модели конкретной отрасли и анализ бизнес-модели конкретной компании в этой отрасли
|
Эссе
по разделу 2
|
2
|
Сравнительный анализ концепций по стратегическому позиционированию и построение стратегической карты
|
Компьютерная деловая игра
по разделу 2
|
3
|
Варианты бизнес, маркетинговых и инвестиционных стратегических решений компании, согласованных со сценариями развития рыночной ситуации
|
Контрольная работа по разделу 2
|
3
|
Решение задачи по согласованию стратегий
|
Промежуточный
|
Зачет
по разделу 1
|
1
|
Анализ ключевых факторов бизнес-модели с применением инструментов стратегического менеджмента
|
Курсовой проект
|
3
|
Сценарно-стратегический анализ и обоснование стратегий компании с использованием инструментов стратегического менеджмента
|
Итоговый
|
Экзамен письменный
по разделу 2
|
3
|
Кейс-анализ практической ситуации с применением моделей и инструментов стратегического менеджмента
|
7.1 Критерии оценки знаний, навыков
Оценки по всем формам контроля выставляются по 10-балльной шкале, 4 балла – минимальная результирующая оценка за курс.
Студенты обязаны посещать все лекции и семинары, изучить до начала занятия рекомендуемую литературу и методические рекомендации, участвовать в дискуссиях.
Текущий контроль учитывает активность студента в аудитории, его работу в составе группы, правильное решение задач в контрольной работе, эссе и выполнение домашнего задания. Студент должен продемонстрировать понимание концептуальных моделей, современных постановок задач стратегического управления, и навыки самостоятельной аналитической работы.
Домашняя работа. Демонстрация способности проводить анализ эволюции бизнес-модели отрасли в зависимости от изменения различных факторов макросреды, обосновывать целесообразность изменения бизнес-модели конкретной компании в зависимости от бизнес-модели отрасли и различных факторов конкурентной среды. Владение навыками стратегического анализа деятельности компаний различных отраслей и форм собственности.
Курсовая работа. Демонстрация способности проводить кейс-анализ компании и рынка, выявить проблемную ситуацию конкретной компании, разработать сценарии развития рыночной ситуации для разных временных горизонтов, обосновать стратегические решения и меры для разрешения выявленных проблем. Владение навыками сценарно-стратегического анализа, определения системных взаимосвязей целей и задач стратегического управления в организациях различных видов и форм собственности.
Промежуточный контроль – устный зачет по первому разделу в первом модуле. Студент должен продемонстрировать способности анализа бизнес-модели с применением подходов и инструментов стратегического менеджмента
Итоговый контроль - письменный экзамен по второму разделу в третьем модуле. Студент должен продемонстрировать способности проводить кейс-анализ практической ситуации и применять модели и инструменты стратегического менеджмента.
8. Содержание дисциплины
Курс ориентирован на изучение концептуальных моделей стратегического менеджмента (теория стратегии, концепция ценностей, стратегическое позиционирование, ресурсы, компетенции и потенциал, сети), основных тенденций в изменении содержания и структуры бизнес – моделей, базовых моделей и методов практического стратегического управления.
Базовые модели и методы изучаются в контексте
-
постановки и решения задач системного, интеграционного и парадоксального характера
-
взаимосвязи моделей и согласованности решений по отдельным задачам
-
приобретения навыков в использовании техники и инструментов стратегического менеджмента.
Изучение методов, техники и инструментов ориентировано на основные задачи стратегического управления с акцентом на системность, интеграцию и учет современных тенденций.
Тематика программы обучения состоит из двух разделов. Раздел 1 – анализ ключевых факторов бизнес-модели и архитектуры бизнеса (темы 1-2), методы анализа бизнес-моделей (темы 3-4). Раздел 2 -концептуальные модели стратегического менеджмента (темы 1-3), методы, техники и инструменты стратегического управления (темы 4-11). Раздел 1 Тема 1. Архитектура бизнеса: анализ ключевых факторов
Современный бизнес-ландшафт. Ключевые изменения в бизнесе и современные тенденции. Трансформация бизнес-процессов. Архитектура бизнеса. Современные проблемы поиска новых моделей бизнеса.
Основная литература -
Сливотски А., Моррисон Д., Андельман Д. Зона прибыли. – М.: Эксмо, 2006. – Гл.1.
-
Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / Пер.с.англ.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.- Гл.1
Дополнительная литература и литература для самостоятельного изучения
-
Адизес И. Управление жизненным циклом корпорации / Пер.с англ. Под науч.ред.А.Г.Сеферяна.- СПб.: Питер, 2007.- Гл.18
-
Сливоцки А., Вайз Р. Как расти, когда рынки не растут / Пер.с англ.- М.: Эксмо, 2006.
-
Остервальдер А., Пинье И. Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора / Пер.с англ.- М.: Альпина Паблишер, 2011.
-
Хамел Г.Прахалад К.К. Конкурируя за будущее (2002) Пер. с англ., М.: Олимп-Бизнес, гл. 1,2
-
Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. Пер. с англ. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
-
Янсен Феликс. Эпоха инноваций. Пер. с англ., М.: ИНФРА-М, 2002, гл.1
-
Fairbanks M., Lindsay S. Plowing The Sea. Nurturing the Hidden Sources of Growth in the Developing World. – HBS Press, Boston, 1997
Тема 2. Бизнес-модель: связь с архитектурой, анализ существующих подходов, эволюция модели бизнеса
Обзор литературы по моделям бизнеса. Основные компоненты: стратегическая ориентация; экономическая модель; система защиты; скорость и масштаб. Модели коммутирующего типа. Предпринимательские модели и порождающая сеть. Жизненные циклы отрасли и эволюция отраслевой бизнес-модели.
Основная литература -
Сливотски А., Моррисон Д., Андельман Д. Зона прибыли. – М.: Эксмо, 2006. – Гл.2.
-
Остервальдер А., Пинье И. Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора / Пер. с англ.- М.: Альпина Паблишер, 2011.
-
Котельников В.Ю. Ten3: Новые бизнес-модели для новой эпохи быстрых перемен, движимых инновациями.- М.: Эксмо, 2007.Гл.1,2
Дополнительная литература и литература для самостоятельного изучения
-
Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / Пер.с.англ.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.- Ч.4.
-
Хамел Г.Прахалад К.К. Конкурируя за будущее (2002) Пер. с англ., М.: Олимп-Бизнес, гл. 3,4
-
Янсен Феликс. Эпоха инноваций. Пер. с англ., М.: ИНФРА-М, 2002.
Тема 3. Анализ бизнес-модели: подходы А.Сливоцки и А.Остервальдера
Анализ бизнес-моделей по Сливоцки и Остервальдеру. Эффективность подхода Сливоцки для анализа эволюции отраслевой бизнес-модели. Недостатки модели Сливоцки. Особенности шаблона анализа бизнес-модели по Остервальдеру. Эффективность подхода Остервальдера для анализа бизнес-модели конкретной компании.
Основная литература -
Сливотски А., Моррисон Д., Андельман Д. Зона прибыли. – М.: Эксмо, 2006. – 448 с.- Ч.2.
-
Остервальдер А., Пинье И. Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора / Пер.с англ.- М.: Альпина Паблишер, 2011.- С.20-61.
Дополнительная литература и литература для самостоятельного изучения
-
Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / Пер.с.англ.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
-
Котельников В.Ю. Ten3: Новые бизнес-модели для новой эпохи быстрых перемен, движимых инновациями.- М.: Эксмо, 2007.
Тема 4. Интегрированные цепочки ценности и их связь с бизнес-моделью и архитектурой бизнеса
Цепочка ценности М.Портера. Модификация модели портера с учетом интеграции. Модель бизнеса на основе управления цепочкой ценности. Сети и их основные характеристики. Распределение компетенций и ценности для клиента. Стратегии сетевых организаций.
Основная литература
Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / Пер.с.англ.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.- Гл.2-5
Дополнительная литература и литература для самостоятельного изучения
-
Сливотски А., Моррисон Д., Андельман Д. Зона прибыли. – М.: Эксмо, 2006. – 448 с.
-
Остервальдер А., Пинье И. Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора / Пер.с англ.- М.: Альпина Паблишер, 2011.- 288 с.
-
Сливоцки А., Вайз Р. Как расти, когда рынки не растут / Пер.с англ.- М.: Эксмо, 2006.- 256 с.
-
Котельников В.Ю. Ten3: Новые бизнес-модели для новой эпохи быстрых перемен, движимых инновациями.- М.: Эксмо, 2007.- 96 с.
Раздел 2 Тема 1. Теория стратегии: основные элементы, базовые концепции и модели
Истоки и эволюция теоретических концепций и практического стратегического менеджмента. Концепции ресурсной и рыночной ориентации стратегий; EVR-конгруэнтности; сетевых взаимодействий, стратегических дилемм и парадоксального подхода. Эволюция методологии конкуренции. Концепция coopetition. Источники конкурентного преимущества и их динамика. Эволюция понятий стратегия и стратегическое планирование. Стратегический процесс. Уровни, виды и модели стратегий организации. Базовые элементы модели стратегического управления. Плановая, инкрементальная, адаптивная и предпринимательская модели стратегических решений и действий. Адаптивный и активный стиль стратегического поведения организации. Новые проблемы и приоритеты в ориентации стратегий: ценность, инновации, скорость, гибкость.
Основная литература -
Бек Н.Н. Модели бизнеса и методы стратегического менеджмента. Раздел 2 Методические материалы к лекциям и практическим занятиям, М.: ВШЭ, 2012
-
Катькало В.С. Эволюция теории стратегического управления. С-Пб.: ИД СПБУ, 2006 гл1
-
Johnson, G; Scholes, K and Whittington, R (2006) Exploring Corporate Strategy, 7th ed. Essex: Pearson Education, сh 1 Джонсон Д., Шоулз К., Уиттингтон Р. (2007) Корпоративная стратегия: теория и практика. Пер с англ. ИД Вильямс, гл 1
Дополнительная литература и литература для самостоятельного изучения и выполнения курсового проекта
-
Barney, J. B. (2006) Strategic management and competitive advantage. Pearson Education
-
Becerra, M. (2009) Theory of the firm for strategic management. Cambridge [etc.] Cambridge University Press
-
Коллис Д. Монтгомери С. (2007) Корпоративная стратегия. М.: Олимп-бизнес,
-
Минцберг Г. Альстрэнд Б. Лэмпел Д. (2000) Школа стратегий. Пер. с англ. С-ПБ.: Питер,
с.14-24
-
Минцберг Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. (2001) Стратегический процесс. Пер. с англ. С-Пб.: Питер, гл.1, гл.4 с.139-162
-
Хамел Г.Прахалад К.К. Конкурируя за будущее (2002) Пер. с англ., М.: Олимп-Бизнес, гл. 1,2
-
Г.Хамел, К.Прахалад, Г. Томас, Д.О, Нил (2005)Стратегическая гибкость. Пер. с англ. С-Пб.: Питер
-
The Oxford handbook of strategy: 2 volume set (2003)/ Ed. by Faulkner D., Campbell A. Oxford: Oxford University Press.
-
Wit de B., Meyer R. Strategy: Process, Content, Context an International Perspective. (2010). London: International Thomson Business Press
-
Гарретт Б. Дюссож П. Стратегические альянсы. Пер. с франц., М.: ИНФРА-М, 2002, гл.3
-
Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. Пер. с англ. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
-
Тофлер Э. Шок будущего. Третья волна. Метаморфозы власти. Пер. с англ. М.: Аст, 2004
-
Янсен Феликс. Эпоха инноваций. Пер. с англ., М.: ИНФРА-М, 2002, гл.1
-
Grant RM. (1996). Toward a knowledge-based theory of the firm. Strategic Management Journal 17: 109-122
-
Williamson, O.E. (1991). Strategizing, economizing and economic organization. Strategic Management Journal, Winter Special Issue, 12: 75-94.
Тема 2. Концепции ценностей и устойчивых конкурентных преимуществ
Внутренняя и внешняя эффективность фирмы, ее связь с ключевыми факторами успеха и конкурентными преимуществами. Концепции менеджмента и маркетинга, ориентированные на ценность (стоимость). Критерии устойчивости конкурентного преимущества. Цепочки и сети ценностей: ценности, создаваемые компанией и ее партнерами. Модели сетей ценностей в отраслях новой экономики и в сфере услуг. Стратегические приоритеты при создании ценности для покупателей: зоны превосходства, ценностные ориентиры. Эволюция типологии конкурентных стратегий.
Основная литература
-
Бек Н.Н. Модели бизнеса и методы стратегического менеджмента. Раздел 2. Методические материалы к лекциям и практическим занятиям, М.: ВШЭ, 2012
-
Грант Р.М. (2008) Современный стратегический анализ. Пер. с англ. С-Пб.: Питер гл 2
-
Дойль П. Маркетинг, ориентированный на стоимость Пер. с англ. С-Пб.: Питер, 2001, с.16-32, 43-49, 62-65, 107-143
-
Barney, J. B. (2006) Strategic management and competitive advantage. Pearson Education
Дополнительная литература и литература для самостоятельного изучения и выполнения курсового проекта
-
Трейси М., Вирсема Ф. Маркетинг ведущих компаний. М.: Вильямс, 2007
-
Michael Porter Asks, and Answers: Why Do Good Managers Set Bad Strategies? (2006) http://knowledge.wharton.upenn.edu/article.cfm?articleid=1594
-
Прахалад К.К., Рамасвами. Будущее конкуренции. Пер. с англ.2006
-
Портер М. Конкуренция. Пер. с англ. М, С-Пб, Киев: Вильямс, 2000, с.85 – 107
-
А.Сливотски. Миграция ценности. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2006
-
Сливоцки А., Моррисон Д., Андельман Б. Зона прибыли, М.: Эксмо, 2006
-
Сток Д., Штерн, К. BCG. Стратегии, которые работают. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2005
-
Porter M. (1985), Competitive Advantage: creating and Sustaining Superior Performance. -New York: Free Press. М Портер. Конкурентное преимущество. Пер с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005
-
Шанк Дж. Говиндараджан В. Стратегическое управление затратами. Новые методы увеличения конкурентоспособности. Пер. с англ. С-Пб: Бизнес Микро,1999 с.56-81, 93-102
-
Тис Д.Дж. Получение экономических выгод от знаний как активов. Российский журнал менеджмента, 2004 №1
-
Tsai, W. and S. Ghoshal. 1998. Social capital and value creation: The role of intrafirm networks. Academy of Management Journal, 41(4): 464-477
Тема 4. Стратегическое позиционирование компании
Ключевые факторы успеха и позиционные преимущества. Концепции стратегического позиционирования компании М. Портера, Д Аакера, Г. Минцберга. Внутренние и внешние параметры стратегической позиции компании. Источники уникальности стратегической позиции. Ограничения моделей позиционирования в современных условиях. Особенности позиционирования глобальных и сетевых компаний.
Основная литература -
Бек Н.Н. Модели бизнеса и методы стратегического менеджмента. Раздел 2 Методические материалы к лекциям и практическим занятиям, М.: ВШЭ, 2012
-
Портер М. Конкуренция. Пер. с англ. М, С-Пб, Киев: Вильямс, 2000 с.55 - 84
-
Аакер Д. Стратегическое рыночное управление. Пер. с англ. С-Пб.: Питер, 2002 с.318-349
Дополнительная литература и литература для самостоятельного изучения и выполнения курсового проекта
-
Минцберг Г. Руководство по стратегическому позиционированию В кн. Минцберг Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс. Пер. с англ. С-Пб.: Питер, 2001 с.99-112
-
Barney, J. B. (2006) Strategic management and competitive advantage. Pearson Education
-
Минцберг Г. Альстрэнд Б. Лэмпел Д. Школа стратегий. Пер. с англ. С-Пб.: Питер, 2000, гл.4.
-
Сливоцки А., Моррисон Д., Андельман Б. Зона прибыли, М.: Эксмо, 2006
-
Трейси М., Вирсема Ф. Маркетинг ведущих компаний. М.: Вильямс, 2007
-
Румпельт Р. Оценка бизнес-стратегии // Минцберг Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс. Пер. с англ. С-Пб.: Питер, 2001 с.129-132
Тема 5. Стратегический анализ и диагностика компании: концепции и модели
Цели и задачи стратегического анализа и диагностики. Стратегические горизонты. Основные направления и этапы анализа внешней и внутренней среды компании. Качественные и количественные методы стратегического анализа. Влияние стиля управления (плановый, адаптивный и предпринимательский) на содержание задач и методы стратегического анализа. Выявление сложности, неопределенности и динамичности внешней среды. Ситуационный анализ. Методы анализа макроокружения и динамики его изменения. Возрастание роли экологических, инфраструктурных и правовых факторов –PEESTI (PESTEL)-анализ.
Модели конкурентного анализа: модели расширенной конкуренции и детерминантов международной конкурентоспособности. Оценка привлекательности отрасли и рынка. Анализ стратегических групп. Концепция КФУ – факторов для развития бизнеса, будущего и успешности компании. Матрица конкурентного профиля рынка. Анализ стратегического отклика: матрицы EFEM, IFEM. Анализ взаимовлияния макро и микро-факторов, включая региональные и международные.
Основная литература -
Бек Н.Н. Модели бизнеса и методы стратегического менеджмента. Раздел 2 Методические материалы к лекциям и практическим занятиям, М.: ВШЭ, 2012
-
Johnson, G; Scholes, K and Whittington, R (2006) Exploring Corporate Strategy, 7th ed. Essex: Pearson Education, сh 2. Джонсон Д., Шоулз К., Уиттингтон Р. (2007) Корпоративная стратегия: теория и практика. Пер с англ. ИД Вильямс, гл 2
-
Фляйшер К., Бенсуссан Б. (2005) Стратегический и конкурентный анализ. Пер. с англ. М.: БИНОМ, гл 3, 7, 9,11
Дополнительная литература и литература для самостоятельного изучения и выполнения курсового проекта
-
Грант Р.М. (2008) Современный стратегический анализ. Пер. с англ. 5-е изд. – С-Пб.: Питер
-
Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. Пер с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005
-
Аакер Дэвид А. Стратегическое рыночное управление. Пер. с англ. С-Пб.: Питер, 2002, с.166-189
-
Ансофф И. Стратегическое управление. Пер. с англ. М.: Экономика, 1989, с. 234-238, с. 264-276
-
Hill C. W.L. Jones Gareth R. (1998), Strategic Management an Integrated Approach. - Boston New York: Houghton Mifflin Company, Ch.3
-
David F. R. (2005), Strategic Management - Prentice Hall International Inc., Ch.4, 5
Тема 6. Сценарный анализ и планирование
Исследование изменений внешней среды и стратегической перспективы методами сценарного анализа. Виды сценариев. Роль и особенности прогнозных и нормативных сценариев. Вероятностные характеристики и временные горизонты сценариев. Методические подходы и типовые этапы построения сценариев. Стратегическая оценка и анализ прогнозных сценариев для будущего компании, согласование со стратегиями, приоритетами и целями. Сценарно - стратегические планы.
следующая страница >> Смотрите также:
Программа дисциплины «Модели бизнеса и методы стратегического менеджмента»
467.27kb.
3 стр.
Программа дисциплины «Модели бизнеса и методы стратегического менеджмента»
467.79kb.
3 стр.
«Стратегический менеджмент» Понятие и сущность стратегического менеджмента
117.77kb.
1 стр.
Вопросы для междисциплинарного экзамена по курсу «Стратегический менеджмент»
31.56kb.
1 стр.
Программа дисциплины Стратегическое управление человеческими ресурсами для направления 080500. 62 Менеджмент подготовки бакалавра
185.57kb.
1 стр.
Лекция № Анализ школ стратегического менеджмента План Школы стратегического менеджмента
339.79kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Современные методы анализа данных»
596.57kb.
4 стр.
Программа I межвузовской (IV студенческой) научно-практической конференции «Современные проблемы менеджмента: выявление, анализ, решение»
182.14kb.
1 стр.
Байкальский Учебный комплекс управления
110.71kb.
1 стр.
Реализация экономических интересов в процессе развития интеграции малого и крупного бизнеса в инновационной сфере
105.78kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Модели корпусной лингвистики»
167.87kb.
1 стр.
Тематика междисциплинарных курсовых работ для студентов 4 курса, специальность «Менеджмент организации» по дисциплинам: «Стратегический менеджмент + Процессное управление в системе стратегического менеджмента + Учебная корпорация iv»
36.79kb.
1 стр.
|
|