Главная
страница 1

Поиски, находки, открытия, «Дорогами тысячелетий», 1987 г.

Поиски, находки, открытия
Советскому ученому Ю. В. Кнорозову удалось дешифровать и перевести на русский язык уцелевшие до нашего времени рукописи майя (Кнорозов Ю. В. Иероглифические рукописи майя. Л., 1975).

Майя имели сложную иероглифическую письменность, они владели математикой, их астрономические познания были весьма глубоки. В качестве арифметических символов майя использовали идеограммы. Причем в их математическом аппарате было понятие поля. Ноль как математический знак возник в науке майя на сотни лет раньше по сравнению с другими цивилизациями. Майя применяли двадцатеричную систему отсчета, что весьма необычно в сравнении с принятой ныне десятеричной арабской системой или с другими системами счета, в основе которых лежит число двенадцать.

Поражает воображение точнейший солнечный календарь. Деметрио Соди, ученый и писатель, в книге «Великие культуры Мезоамерики» называет солнечный календарь майя «наиболее совершенным изобретением человечества в этой области». В самом деле, тысячи лет назад существовал календарь, не уступающий по точности современному. Год этого календаря равен 365,242129 дня. Для сравнения укажем: в грегорианском календаре 365,242500 дня, а в календаре, которым пользовались древние римляне, 365,25 дня.

Кроме солнечного, у майя был еще религиозный календарь, состоявший из 260 дней, по нему определялись благоприятные даты магических обрядов и ритуалов.

Помимо этих календарей, у майя были еще два календаря: лунный и венерианский, рассчитанные также с большой точностью.

Летосчисление майя вели относительно 3113 года до нашей эры, согласно расчетам ученых.

До сих пор нет объяснения, почему за «нулевой год» майя выбрали именно этот год, а не какой-нибудь другой. Возможно, выбор его связан с легендами майя о сотворении человека. А может быть, дата была рассчитана

к связи с каким-либо конкретным событием.

В 70-х годах в джунглях на севере Гватемалы во время раскопок древнего поселения майя археологи обнаружили гробницу, которой около 1500 лет. Среди многочисленных предметов быта и утвари был найден необычный керамический горшок, добавивший еще один вопрос к вековым загадкам. Крышка этого горшочка

навинчивающаяся. До сих пор никто не находил ни одного предмета с винтовой резьбой, относящегося к этой эпохе. Если майя полторы тысячи лет назад имели представление о резьбовых соединениях, то почему они не

применяли эти соединения в своей технике? Это предстоит выяснить археологам и историкам.
* * *
На берегу реки Апуримак в Перу уже несколько тысячелетий лежит камень. У основания это обычная гранитная глыба, размером приблизительно 4X4 метра,

естественного происхождения. (Не вполне естественно, правда, что других гранитных плит в обозримой близости нет.) Однако не проблема доставки древними каменной плиты к реке ставит в тупик ученых. Озадачивает верхняя часть валуна: на ее поверхности выполнен

к миниатюре... город. Да-да! Как дети строят из песка домики и башенки, неизвестный умелец прошлого высек из гранита улицы и здания, систему водных каналов, террасы и возделываемые поля, храмы и площади. Назначение этого древнего памятника не выяснено. Может быть, это уцелевший каменный макет давно сгинувшего во тьме веков города инков? В пользу этого предположения говорит и то, что ирригационная система каменного города-макета функционирует безотказно и по сей день: дождевая вода растекается по каналам и речкам, «орошает» поля, а затем через сточные отверстия на краю плиты (окраина города) стекает вниз. Однако других каменных макетов городов древних инков археологи нигде не обнаружили. И если макет был прообразом будущего реального города, то его создатель должен был иметь незаурядные топографические способности для того, чтобы без специальных измерительных инструментов создать подробный слепок местности протяженностью в несколько километров. Было ли такое под силу древним? Высокоразвитым инкам — да. Вот только материал для макета неподходящий — «упрямый»

гранит, который и сегодня обрабатывать нелегко. А уж древнему архитектору-дизайнеру пришлось трудиться, вероятно, не один год.

Существует предположение, что «город» этот... игрушка. Есть же у современных детей игрушечные самолеты, железные дороги, домики, гаражи, мебель. А детишкам древних, наверное, не меньше сегодняшних хотелось играть во взрослые игры. С этой гипотезой не

все благополучно: слишком дорого должна была бы стоить подобная игрушка. Особа царского рода, правда, могла позволить своему дитяти такую забаву, но жили особы царского рода далековато от загадочного камня. А простые люди?.. Ответа нет. Без специальной подготовки с инженерной работой простой каменщик не совладал бы.

Может быть, древний ваятель-самоучка решил запечатлеть в камне строгую красоту родного города?
* * *
Спиральная линия — такой рисунок можно встретить и на мегалитах, сооружениях каменного века, состоящих из тяжелых каменных плит, и в древнегреческих

памятниках культуры. Мегалиты распространены по всему побережью Атлантики — от Испании и Португалии до Франции и Британии, вплоть до Оркнейских островов. Такие же изображения спиралей обнаружены на древних памятниках острова Мальта в Средиземном море, в легендарных Микенах. Эти памятники датируются

примерно II веком до нашей эры. В искусстве Древней Греции спиральный орнамент был распространен очень широко: в посуде, в одежде, во фресках.

Логично предположить, что спираль, изображение которой столь часто встречается в древних памятниках Европы, была в глазах людей прошлого символом чегото необычайно важного, может быть, священного, иначе зачем было древним так скрупулезно увековечивать

эти вроде бы несущественные завитушки? Возможно, закрученные линии спиралей считались магическим знаком, однако никаких письменных упоминаний о магической силе спиралей не обнаружено.

И если бы только в Европе, одном из очагов зарождения цивилизации, были найдены эти непонятные спирали! Но в числе знаменитых рисунков в пустыне Наска в Южной Америке (около I века до н. э.) тоже, оказывается, есть так называемый «рисунок обезьяны»,

хвост которой закручен такой же спиралью, какая присутствует, скажем, в оркнейских мегалитах. И вообще спиральный орнамент был широко распространен в искусстве инков и ацтеков, живших значительно позже мастеров Древней Греции, и уж тем более умельцев

каменного века.

Спирали древних памятников состоят либо из одиночной линии, закрученной чаще всего против часовой стрелки, либо это двойная спираль. Направление закручивания против часовой стрелки (левое вращение)преобладает в большинстве изображений. И легендарные

лабиринты Древней Греции строились также по принципу спирали с левым вращением!

Что же могли означать эти закрученные линии? По чему они были так важны для людей прошлого? Какую существеннейшую информацию несли они, заставляя ваятелей прошлого вновь и вновь воспроизводить на своих

творениях несложный орнамент?

Этого мы не знаем. Можно, конечно, попытаться объяснить значение древнего орнамента на основе современных знаний. Но с какими научными открытиями наших дней совпадает ход мысли древнего мастера?

С тем, что атомы и молекулы нашего мира имеют левое вращение?

С тем, что молекулы ДНК закручены в «левую» спираль?

С тем, что развитие происходит по спирали?

И наконец, может быть, с тем, что большинство галактик, в том числе и наш Млечный Путь, имеют форму спирали, закрученной против часовой стрелки?..

* * *
Кельты, предки современных шотландцев и ирландцев, жили на островах туманного Альбиона несколько тысяч лет назад. К числу памятников кельтской культуры, кроме найденных орудий труда, предметов домашней утвари, относятся также каменные сооружения: дольмены, кромлехи.

Кромлехи — круглые постройки, предположительно служившие алтарями во время обрядов, дольмены — конусообразные насыпи. Кроме них, встречаются выложенные на поверхности земли круги и кресты из камней. Особенно типичны такие фигуры для острова Мэн в Ирландском море. Круги имеют диаметры от трех до семи метров, ширина каменной полосы «крестов» — около полуметра, протяженность крестов четыре шесть метров.

Среди ученых не затихают споры о назначении этих каменных рисунков. Фигуры выполнены точно и тщательно, но смысл, который древние вкладывали в эти сооружения, неясен. Существует гипотеза, что круги и кресты играли важную роль в магических и ритуальных Действиях древних кельтов, связанных с приношениями богам. Однако весьма вероятно, что магическая ценность кругов и крестов была лишь прикладной в свете их предполагаемого астрономического значения, то есть связи их с движением небесных тел. И хотя последнее допущение еще не проверено астроархеологами, невольно напрашивается гипотеза, дающая возможность провести аналогии с ориентированными на Солнце древнеегипетскими храмами, а также мегалитами на Оркнейских островах.


* * *


Кольца из камней размером от полутора- до десяти метров в диаметре встречаются практически на всей территории американских Великих равнин от Техаса до южной Канады. Их найдено более пяти миллионов. В центре каждого «колеса» находится «ступица» — каменная пирамидальная насыпь, у некоторых встречаются «спицы», число которых обычно равно 28, радиальные линии выложены опять-таки из камней. Иногда встречаются кольца диаметром тридцать, даже шестьдесят метров.

«Колеса» возводились на возвышенностях, открывающих всесторонний обзор. Если «колесо» имеет спицы, то они указывают на соседние «колеса», расстояние до которых превышает сорок-пятьдесят километров. Возраст «колес» варьируется чрезвычайно широко. Древнейшим около 4—5 тысяч лет, а самые поздние сооружены около 300 лет назад.

В тридцатых годах нашего столетия «колесами» занялся астроном Джон Эдди из штата Колорадо. Эдди решил, что может существовать связь между «колесами» и положением Солнца в период солнцестояния. Во всяком случае, на связь с небесными объектами могло указывать количество «спиц» — 28; это число очень близко к продолжительности лунного месяца — 28 дней (точнее, 29,53 суток). Причем Лупа была основной единицей исчисления у североамериканских племен индейцев. Может быть, предполагал Эдди, «колеса» представляют собой ритуальные обсерватории, хотя и примитивные...

Он проводил исследования в штате Вайоминг, проверяя размещение лучей «спиц» относительно центра и определяя точки горизонта, на которые они указывают. Удалось выявить, что на рассвете в день летнего солнцестояния солнце восходит в створе луча-радиуса и центральной пирамидки. На заход Солнца ориентирован другой луч-радиус этого же «колеса». Проведя вычисления, ученый обнаружил, что лучи-радиусы указывали также точки восхода трех ярчайших звезд северного полушария: Сириуса (созвездие Большого Пса), Ригеля (созвездие Ориона) и Альдебарана (созвездие Тельца), какую роль играли эти звезды в жизни индейцев?

...В южной части канадской провинции Саскачеван было обнаружено прекрасно сохранившееся «колесо». В индейских календарях упоминается, что оно таинственным образом связано с солнцем и звездами. И у этого «колеса» ориентация до градусов совпадает с ориентацией «колеса» в штате Вайоминг, хотя расстояние между «колесами» — несколько тысяч километров. Канадское «колесо» также указывало на восход и заход Солнца и на те же звезды, хотя и наблюдалась разница между створами лучей — «спиц» в колесах и нынешним положением этих трех звезд. Однако этот факт следует отнести за счет перемещения звезд относительно их небесных позиций во времена возведения «колес». Предположительно «колеса» были созданы около 1700 лет назад, тогда направления были практически безупречны.

Могли ли индейцы произвести сложные вычисления при строительстве довольно сложного объекта астрономического назначения? Ученые склонны предполагать, что «колеса» достались индейцам в наследство от. Более древней и высокоразвитой цивилизации. Неясно и значение для индейских племен положения звезд и Солнца, ведь у североамериканских индейцев практически не было сельского хозяйства, они занимались охотой.

Тем не менее измерения положений небесных светил были для них менее важны, чем, скажем, для «земледельческих» цивилизаций древности: Египта и Древней Греции.

Сотруднику Смитсоновской астрофизической обсерватории в США Дж. Хокинсу принадлежит слава открывателя нового направления в археологии — астроархеологии.

В своих ранних исследованиях, проводившихся в Стоунхендже, Хокинс установил, что многотонные каменные арки сооружения служили древним безупречными визирами: они фиксировали вес важнейшие точки восходов и заходов Солнца и Луны.

В книге «За пределами Стоунхенджа» Дж. Хокинс рассказывает о результатах астроархсологических исследований, проведенных в Египте. Хокинс проводил работы в крепости Карнак, где расположен один из самых крупных архитектурных ансамблей древности.

«Там, за толстой глиняно-кирпичной стеной, ограждающей храмовый участок, укрыты святилища — храмы, молельни, площади, пилоны, посвященные богу Солнца Ра и богу Амону. Это самый большой храм в Египте, да и во всем мире тоже...»

Хокинса интересовало расположение храма Амона Ра относительно движения Солнца, считавшегося верховным божеством в Древнем Египте. В прошлом веке храм исследовал Норман Локьер, писавший, что в день летнего солнцестояния можно наблюдать, как Солнце заходит между пилонами главного входа. Однако результаты более поздних наблюдений противоречили его данным.

«В 1891 г., 21-го июня офицер инженерных войск П. Д. Уэйкфилд установил в святилище храма теодолит. Измерение угла наклона земной оси со времени постройки храма не превышало 0,5°, и Уэйкфилд не сомневался, что ему предстоит наблюдать, как алый солнечный диск опускается в просвете между пилонами. Однако ничего подобного он не увидел. Солнце полностью заслонили фиванские холмы на западном берегу Нила, как они заслоняли его и в древности. В наблюдения Локьера вкралась какая-то ошибка. «Великий храм

Солнца» не был ориентирован на Солнце. Более того, со дня основания храма и по нынешние времена лучи Солнца никогда не ложились параллельно его центральной оси».

Дж. Хокинс усомнился в правильности укоренившегося мнения, что древние египтяне не умели откладывать направления и ориентировали культовые строения произвольно. Предстояло проверить все заново.

«Главный храм имеет в длину 320, а в ширину 110 метров, —- пишет Хокинс. — Приближаясь к нему с запада, со стороны Нила, видишь перед собой по обеим сторонам входа гигантские пилоны высотой в 43,3 метра. Всего по продольной оси сооружения располагаются шесть пар пилонов, построенных в различные эпохи, начиная от пятнадцатого века до нашей эры и кончая первым веком до нашей эры.

Четверо обрамленных пилонами ворот ведут от южной, боковой стороны храма Амона-Ра к аллее сфинксов, уходящей к храму Мут. Комплекс второстепенных святилищ внутри главного храма расположен в точном согласии с общим прямоугольным планом и ориентирован параллельно оси Амона-Ра».

О том, что ученый стоит на верном пути, говорили и надписи на обелисках храма, указывающие на зависимость ориентации храма Амона-Ра от движения Солнца.

«О фараон (Рамзес II), ты зришь своего отца, Амона-Ра, бога богов! Владыка престолов обоих Египтов, ты зришь своего отца каждый раз, когда поднимается он из Ипет-Соута. Лучи его складываются вместе впереди,как лучи края неба на рассвете, озарив двойную дверь края неба Властелина Всего Мира».

Эта надпись — гимн фараона Рамзеса, посвященный восходящему Солнцу, — расположена на восточной стороне одного из пилонов у входа в храм Амона-Ра. Дж. Хокинс решил, что она может указывать направление ориентации храма.

«Ипет-Соут — так назывался самый ранний храм в Карнаке, построенный примерно в 2000 году до нашей эры. Ипет-Соут находился к востоку от пилона, в том направлении, где восходило Солнце... Может быть, Локьер ошибался, считая, что храм ориентирован на запад, на точку солнечного захода?

Мы прошли через храм Ипет-Соут, через святая святых, где некогда хранилась золотая барка Солнца и куда мы, непосвященные, не дерзнули бы войти в дни богослужений.

Я вполне отдавал себе отчет, почему Локьер принял ориентацию на запад. Вид от центрального алтаря на восток был заслонен гигантским зданием — Залом празднеств, который Тутмос III воздвиг около 1480 года до нашей эры.

По ту сторону Зала празднеств нашлись еще кое-какие астрономические указатели. Небольшой храм, стена к степе примыкающий к залу, но недостаточно длинный, чтобы можно было определить астрономическое направление его оси, нес на своих стенах хвалебные надписи богу, который является на заре. Еще дальше располагался храм, посвященный Ра-Горахте. Это сложный титул бога, переводимый примерно как «Солнце Восходящее» или «Солнце, сияющее на краю неба».

Храм Ра-Горахте находится на той же длинной центральной оси — линии, которая начинается у Нила, проходит посредине аллеи сфинксов через ворота в шести пилонах и через алтарь храма Ипет-Соут. Там, где эта ось пересекает стену храмового участка, открываются огромные ворота, сооруженные в самом конце долгой истории этого огромного комплекса времен фараонов птолемеевской династии.

Я посмотрел через пустой проем ворот: взгляд встретил несколько пальм, а дальше за ними — невысокая неровная гряда обрывистых утесов, отмечающая край знойной желтой пустыни. Там, уставившись каменными глазами на восток, стояли статуи богов и фараонов. Я уже не сомневался, что эта линия должна указывать на какой-то небесный объект. Статуи были обращены к месту, где происходило некое небесное явление. Нужно было установить восточный азимут оси храма, определить высоту далекого видимого горизонта, ввести данные в компьютер — и тогда эти глаза оживут. Обработанные на ЭВМ данные были ошеломляющими: «Ось указывает на точку восхода Солнца в тот момент, когда его диск нижним краем касается холма у горизонта и когда склонение Солнца, измеренное по его центру, составляет — 23°87'. Такой была точка восхода Солнца в самом южном его положении в эпоху царицы Хатшепсут и фараона Тутмоса, между 2000 и 1000 годами до нашей эры; ошибка равняется нулю».

Дальнейшее обследование храма подтвердило гипотезу Хокинса.

«Мы поднялись по лестнице — крутой, узенькой, без перил — в маленькую комнатку без крыши, так называемый Высокий покой Солнца. Перед прямоугольным отверстием в стене располагался квадратный алебастровый алтарь.

Это святилище на крыше посвящалось Ра-Горахте, солнечному богу, поднимающемуся над краем земли. На стене был изображен фараон, преклоняющий колено перед отверстием и торжественным жестом приветствующий восходящее Солнце: «Вознеси в славе твой прекрасный лик, о владыка богов, Амон-Ра». Это помещение египтяне называли «уединенным местом величия души, высоким покоем разума, который движется поперек небес».

«Здесь, на этой площадке ничто не загораживало вида. Здесь жрец-астроном мог производить наблюдения, проверяя путь Солнца. Под расположенным на крыше святилищем тянулась длинная стена. Она была вся покрыта рисунками, изображающими Тутмоса III, — фараон натягивает землемерную веревку, определяет

главную ось храма. Ему помогает мудрая и прекрасная богиня письма и зари.

Мы нашли то, что искали. Тут фараон наблюдал Солнце. Помещение над стеной было построено, чтобы определять восход Солнца в последующие годы. Остальные святилища, главная ось — все рассчитывалось от этой линии, все ориентировалось на точку солнцеворота».

Ориентация храма открывала пути к новому истолкованию древних мифов. Надпись в гробнице (около 1400 года до нашей эры) гласит: «Двери подземного мира распахнуты, о Сокар, Солнце в небе! О рожденный вновь, ты блистаешь над краем небес, и ты возвращаешь Египту его красоту всякий раз, когда небеса пронизываются лучами, всякий раз, когда ты рождаешься диском в небе». «В Карнаке отмечена крайняя южная точка Солнца, — считает Хокинс. — Это соответствует направлению на точку восхода в день зимнего солнцестояния. Такое направление важно вдвойне: каждую ночь Солнце побеждает силы мрака в сражении, развертывающемся в подземном царстве, и каждый год оно преодолевает опасности зимнего солнцестояния. В миг победы на заре рождается новый бог».

После открытия храма, ориентированного на определенные точки небосвода, была поколеблена точка зрения, что культ Солнца в Египте был сравнительно недолгим. Чтобы подтвердить продолжительность для древних египтян культа Амона-Ра как источника жизни, требовалось провести еще ряд исследований. Если Карнак обладает астрономической ориентацией, то могла быть обнаружена аналогичная ориентация и в других египетских храмах.

Дж. Хокинс обследовал колоссы Мемнона, расположенные на противоположном от Карнака берегу Нила. «Эти статуи, одиноко стоящие среди полей, получили свое неудачное название не в честь архитектора, воздвигшего их, и не в честь фараона Аменхотепа III, приказавшего их воздвигнуть. Оно — плод грубейшей ошибки греков, завоевавших Египет при Александре Македонском и увидевших в статуях изображение мифического Мемнона, сына зари, погибшего под Троей. Они огромны — высота их достигает 21 метра. Изваяны они из красного песчаника, доставленного на восьми судах, и были воздвигнуты, как гласит надпись Аменхотепа, «чтобы стоять, пока стоят небеса».

В 1400 году до нашей эры позади статуй находился храм, посвященный Ра-Горахте. Храм не сохранился, но направление его оси можно определить по статуям. Азимут этого направления равен 117 градусам.

Восточный азимут оси храма Амона-Ра, с помощью которого вычислялась на ЭВМ его астрономическая ориентация, также близок к 117 градусам; точнее, он составляет 116 градусов.

Итак, каменные колоссы созерцали восход Солнца! Тридцать четыре столетия назад храм и статуи указывали на точку солнцеворота в день зимнего солнцестояния. Мемнон обращен лицом к священному Нилу, а Амон-Ра — в противоположную от Нила сторону.

Наконец направление оси храма Амона-Ра можно было считать установленным: она ориентирована на точку восхода Солнца в самый короткий день года.

Специалисты-египтологи не сразу приняли гипотезу Дж. Хокинса. Они утверждали, что направление оси храма было выбрано случайно, а не преднамеренно, несмотря на упоминания восхода в надписях:, имелись в виду восходы вообще, а не какой-то определенный восход. Далее, утверждали они, храмы ориентированы на Нил, представлявший в Древнем Египте священный меридиан север — юг, а потому, естественно, получалось и направление восток — запад. В целом это верно, однако при данных обстоятельствах такая точка зрения оказывалась слишком уж общей. Требовались уточнения. Действительно, храмы Древнего Египта часто ставились фасадом к реке, но существует также второе излюбленное направление — параллельно берегу, и есть храмы, поставленные под углом к реке. Амон-Ра относится к первой категории -Нил около Фив образует огромную излучину. Тут он вовсе не течет строго с юга па север. «Теперь, как и в 1500 году до нашей эры, — пишет Хокннс, — Нил течет с юго-запада на северо-восток — примерно под прямым углом к направлению на точку восхода Солнца в день зимнего солнцестояния. Храм был ориентирован как раз по этому направлению — по крайней мере настолько, насколько позволяет определить точность измерения. Было ли место для строительства храма Амона-Ра в Карнаке выбрано из-за излучины, благодаря которой храм, перпендикулярный Нилу, оказывался ориентированным по линии солнечного восхода? Или это направление было обнаружено уже после того, как началось строительство храмового комплекса?

Не следует забывать, что храм указывает на чрезвычайно важное для календаря крайнее положение Солнца, которого оно достигает после того, как проходит за год дугу более чем в 50 градусов. Если строители надеялись вслепую попасть на солнечный восход как таковой, они, по моему мнению, выбрали бы более восточную линию, ближе к середине дуги. И все-таки ось указывает именно на это крайнее положение. На какую-то долю градуса южнее — и наблюдать солнечный восход по этой оси было бы вообще невозможно».

Это означает, что астрономические особенности древних памятников указывают на их подчиненность общей схеме, общей зависимости от движения небесных светил.



http://endis.fatal.ru



Смотрите также:
Поиски, находки, открытия, «Дорогами тысячелетий», 1987 г. Поиски, находки, открытия
155.96kb.
1 стр.
Елецкая биография украинской писательницы марко вовчок: поиски и находки
226.23kb.
1 стр.
Поиски и находки Гении изобретательства
97kb.
1 стр.
Внеклассное мероприятие для 9- 11 классов
206.51kb.
1 стр.
Археологические находки в Киеве
64.08kb.
1 стр.
Сборником статей «Аркаим. Исследования. Поиски. Открытия»
3117.13kb.
19 стр.
Запретные темы истории о русь! Великая и древняя!
1520.76kb.
8 стр.
Море может занять все ваше время…
13.19kb.
1 стр.
Научные открытия и изобретения Средневековья
139.81kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины история специальность ооп 130101 Прикладная геология специализации
448.27kb.
2 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины литология специальность: 130101 «Прикладная геология»
166.07kb.
1 стр.
Колыбель под семью звездами, «Дорогами тысячелетий», 1987 г
369.97kb.
1 стр.