Главная
страница 1
СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………..………………с 3-5

Глава 1 История возникновения системы обязательного медицинского страхования.…………………………………………………………………….......

Глава 2 Сущность и структура обязательного медицинского страхования в РФ……………………………………………………………………………………

§1Структура системы обязательного медицинского страхования…………….

§2 Финансирование медицинского страхования…………………………………………………………………………

§ 3 Проблемы обязательного медицинского страхования в РФ………………….

Глава 3 Пути совершенствования системы страхования……………………….

Заключение…………………………………………………………………………

Список использованной литературы……………………………………………..




ВВЕДЕНИЕ
Тема моей курсовой работы по юридической дисциплине «Право социального обеспечения» является рассмотрение такого вопроса как «Система обязательного медицинского страхования».

Охрана здоровья граждан является одним из важнейших аспектов Российского законодательства.

Медицинское страхование – это форма защиты интересов населения в области охраны здоровья

Обязательное медицинское страхование — вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в установленных заранее пределах

Медицинское страхование представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих обязанности страховщика по осуществлению страховых выплат в размере полной компенсации дополнительных расходов застрахованного лица, обратившегося в медицинские учреждения за медицинскими услугами.



Важнейшим нормативным правовым актом, регулирующим обязательное медицинское страхование, являетсяЗакон Российской Федерации «Об обязательном  медицинском страховании  в Российской Федерации» № 326-ФЗ от 29 ноября 2010 года.

Закон устанавливает правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в Российской Федерации, определяет средства обязательного медицинского страхования в качестве одного из источников финансирования медицинских учреждений и закладывает основы  системы страховой модели финансирования здравоохранения в стране.

Целью написания данной курсовой работы является изучение сущности и структуры обязательного медицинского страхования в РФ.

Задачи работы:


  • рассмотреть и изучить систему обязательного медицинского страхования в РФ.

  • определить основных участников системы обязательного медицинского страхования и его финансирование.



Глава 1.История возникновения системы обязательного медицинского страхования
Система обязательного медицинского страхования создана с целью обеспечения конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи, закрепленных в статье 41 Конституции Российской Федерации.

Для того, чтобы понять особенности современной системы финансирования здравоохранения в Российской Федерации, необходимо обратиться к истории данного явления.

Предоставление социальной помощи гражданам в случае болезни имеет довольно давнюю традицию. Еще в Древней Греции и Римской империи существовали организации взаимопомощи в рамках профессиональных коллегий, которые занимались сбором и выплатой средств, при наступлении несчастного случая, получения травмы, утраты трудоспособности вследствие длительного заболевания или увечья.

В средние века защитой населения в случае болезни или наступления инвалидности занимались цеховые или ремесленные гильдии (союзы) и церковь.

Однако форму медицинского страхования социальная помощь при болезни приобрела только во второй половине 19 века. Именно в это время начало активно проявлять себя профсоюзное рабочее движение, одним из важнейших результатов, действия которого стало создание во многих европейских странах страховых больничных касс.

Пионерами в области больничного страхования выступили Англия и Германия. Именно в Германии в 1883 году был издан первый государственный закон об обязательном больничном страховании рабочих.

Что касается отечественного опыта, то В начале XX века на крупных предприятиях Москвы и Санкт-Петербурга начали создаваться фабричные страховые кассы на принципах, аналогичных западноевропейским. В 1912 г. Государственной Думой был принят закон о введении обязательного медицинского страхования работающих граждан. К 1916 г. в России уже существовало 2403 больничные кассы, насчитывавшие 1961 тыс. членов.

В 1991 году, в период проведения экономических и социальных реформ, резкого снижения уровня жизни, острой нехватки бюджетных и ведомственных средств на содержание медицинских учреждений, был принят закон о введении в России медицинского страхования граждан в двух формах: обязательной и добровольной.

Причём все положения этого закона, которые касались обязательного медицинского страхования, вводились в действие, начиная только с 1993 г. До этого времени необходимо было подготовить организационно-нормативную базу для управления и финансирования новой государственной страховой системы. А в 1993 г., как уже упоминалось во введении, были созданы государственные фонды обязательного медицинского страхования. 

Таким образом, в настоящее время сложилась полусубъектная система финансирования здравоохранения. Однако подавляющую часть средств медицине предоставляют бюджетные ассигнования и обязательное медицинское страхование.



Глава 2 Сущность и структура обязательногомедицинского страхования в РФ

Структура обязательного медицинского страхования.

В зависимости от административно-территориальных, демографических и экономических условий в субъектах Российской Федерации сложилось четыре типа организационных схем системы ОМС.

 

I тип: на территориях 21 субъекта Российской Федерации функционируют все законодательно предусмотренные участники системы ОМС: территориальный фонд ОМС, филиалы ТФОМС с правами страховщиков и без прав страховщика, страховые медицинские организации.

 

II тип: в 22 субъектах Российской Федерации система ОМС представлена территориальным фондом ОМС, филиалами ТФОМС (без прав страховщика) и страховыми медицинскими организациями.

 

III тип: в 19 субъектах Российской Федерации имеются только территориальный фонд ОМС и СМО.

 

IV тип: представлен без участия страховых медицинских организаций на территориях 29 субъектов Российской Федерации. Из них на территориях 16 субъектов РФ действуют ТФОМС, филиалы ТФОМС с правами страховщиков и без прав страховщиков; на территориях 4 субъектов РФ — территориальный фонд и филиалы ТФОМС; на территориях 9 субъектов РФ — территориальный фонд ОМС.

Федеральный фонд ОМС

 

Федеральный фонд ОМС - самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение, обеспечивающее реализацию государственной политики в области организации и финансирования системы ОМС на всей территории РФ. Федеральный фонд ОМС подотчетен Правительству и Законодательному Собранию РФ.



 

Управление Федеральным фондом ОМС осуществляется коллегиальным органом - правлением и постоянно действующим исполнительным органом - директором. Состав правления Федерального фонда ОМС утверждается Правительством Российской Федерации. Председателем правления Федерального фонда ОМС является Министр здравоохранения Российской Федерации. Федеральный фонд обязательного медицинского страхованияосуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 года №857.

 

Контроль за деятельностью Федерального фонда осуществляет ревизионная комиссия. Правление Федерального фонда по мере необходимости, но не реже одного раза в год, назначает аудиторскую проверку деятельности Федерального фонда, осуществляемую специализированной организацией, имеющей соответствующую лицензию.


Территориальный фонд ОМС

 

Территориальный фонд ОМС - самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение, обеспечивающее реализацию обязательного медицинского страхования на территории субъекта РФ путем сбора страховых взносов по утвержденным в законодательном порядке тарифам и финансирования за счет собранных взносов территориальных программ ОМС. Территориальный фонд подотчетен органу представительной и исполнительной власти субъекта РФ. Территориальные фонды ОМС действуют во всех субъектах РФ и г.Байконуре. Следует отметить, что к концу 1993 года территориальные фонды ОМС были организованы уже в 79 субъектах РФ. В 33 субъектах РФ в системе ОМС образованы филиалы территориальных фондов ОМС. К началу 2001 года в системе обязательного медицинского страхования действовали 1129 филиалов территориальных фондов в 71 субъекте РФ, из них 516 выполняют функцию страховщиков. Для выполнения своих задач Территориальный фонд может создавать в городах и районах филиалы, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с положением, утверждаемым исполнительным директором Территориального фонда.



Контроль за деятельностью Территориального фонда осуществляет ревизионная комиссия. Правление Территориального фонда по мере необходимости, но не реже одного раза в год, назначает аудиторскую проверку деятельности Территориального фонда, осуществляемую специализированной организацией, имеющей соответствующую лицензию. Отчет о результатах этой проверки представляется соответствующим органам представительной и исполнительной власти.


Финансирование фондов обязательного медицинского страхования
Фонды обязательного медицинского страхования – государственные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.

Основными источниками доходов бюджетов ТФОМС являются налоги, в том числе единый социальный налог в части, зачисляемой на счета ТФОМС, и страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

Фонды обязательного медицинского страхования предназначены для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование.



Источники финансирования фондов ОМС

Финансирование Федерального и территориального фондов обязательного медицинского страхования осуществляется за счет некоторых общих и ряда собственных источников для каждого фонда.  

Важнейшими из данных источников являются:


  1. часть страховых взносов предприятий и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых законодательством РФ;

  2. взносы территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах;

  3. ассигнования из федерального бюджета на выполнение республиканских программ обязательного медицинского страхования;

  4. добровольные взносы;

  5.  доходы от использования временно свободных финансовых средств;

  6.  нормированные страховые запасы финансовых средств Федерального и территориальных фондов;

  7. средства, предусматриваемые органами исполнительной власти в соответствующихбюджетах на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

Проблемы обязательного медицинского страхования в РФ

Одной из наиболее острых проблем обязательного медицинского страхования является то, что при поступлении средств ОМС в систему здравоохранения происходит сокращение бюджетного финансирования отрасли, что затрудняет реализацию Закона ОМС. Сегодня тариф страхового взноса 3.6% от фонда оплаты труда – не обеспечивает финансового покрытия медицинской помощи даже работающему населению страны, а большая часть – это неработающее население, в основном старики, дети, инвалиды, безработные, которые к тому же более всего нуждающиеся в медицинской помощи. Поэтому проблема платежей на неработающее население особо остро встает именно в связи с сокращением бюджетного финансирования здравоохранения. При таком сокращении в первую очередь страдают скорая и неотложная медицинская помощь и социально-значимые виды медицинской помощи.

Платежи за неработающее население из средств выделенного бюджета здравоохранения ведут к дефициту средств на противотуберкулезную, психиатрическую и наркологическую службы, чего нельзя допустить так как рост активного туберкулеза среди детей за последние пять лет увеличился почти на 30% и т.д. Сегодня становится реальной угроза разрыва связи между лечебной и профилактической медициной. В России возникает такая ситуация, когда система становится заинтересованной в постоянном росте числа больных, а не здорового населения, а качество медицинской помощи определяется не результатами, а более дорогими технологиями.

Внедрение системы ОМС практически на всех территориях отмечается неоправданно большим разнообразием моделей страхования. Это объясняется главным образом недостаточностью нормативно-правовой базы и нежеланием руководителей органов здравоохранения что-либо менять.

Результаты сборов страховых взносов и наличие задолженности по уплате страховых взносов фондам обязательного медицинского страхования показывают необходимость значительной работы по совершенствованию методов сбора страховых взносов.

Сложившаяся в России ситуация, когда система здравоохранения не получает необходимого количества финансовых ресурсов, отчасти обусловлена неспособностью собирать страховые взносы вовремя.

Особой проблемой является проблема управления, обеспечения и экспертизы качества медицинской помощи. Лицензионная деятельность регулируется рядом нормативно-методических документов по проведению сертификации и лицензирования, как юридических, так и физических лиц.

Еще одна острая проблема – это проблема достоверности информации о поступлении и расходовании государственных средств системы ОМС. Функции государственных органов по контролю за поступлением средств, формированием и использованием доходов системы ОМС должным образом не определены. Кроме того, в условиях бюджетного дефицита внедряемая модель ОМС является неоправданно дорогостоящей.

В связи с вышеизложенными проблемами Министерство здравоохранения и медицинской промышленности РФ считает, что для их решения необходимо:

исполнение Закона РФ « О медицинском страховании граждан» органами исполнительной власти субъектов РФ должно быть безусловным;

в связи с обеспеченностью финансовыми средствами территориальных программ ОМС, составляющей в среднем по России 40%, а в некоторых территориях 10 – 20 %, целесообразно рассмотреть об увеличении тарифа страхового взноса на ОМС;

разработать систему подготовки медицинских кадров к работе в условиях медицинского страховании.

Таким образом, проводимая в России реформа здравоохранения, введение обязательного медицинского страхования предполагает структурную, инвестиционную перестройку отрасли, направленную на повышение экономической и клинической эффективности ее функционирования, улучшения качества оказания медицинской помощи и обеспечение конституционных прав населения РФ на гарантированный государством объем медицинской помощи.





Смотрите также:
Моей курсовой работы по юридической дисциплине «Право социального обеспечения» является рассмотрение такого вопроса как «Система обязательного медицинского страхования»
103.44kb.
1 стр.
Фз №212 от 24. 07. 2009 «О страховых взносах в Пенсионный фонд рф, Фонд социального страхования рф, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»
45.54kb.
1 стр.
Рекомендуемый порядок заполнения Расчета по начисленным и уплаченным
309.39kb.
1 стр.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
63.39kb.
1 стр.
Правовое регулирование труда спортсменов и тренеров: проблемы и перспективы развития 12. 00. 05 трудовое право; право социального обеспечения
339.56kb.
1 стр.
Закон о бюджете федерального фонда обязательного медицинского страхования
386.84kb.
1 стр.
Закон о страховых взносах в пенсионный фонд
1194.57kb.
5 стр.
Закон о страховых взносах в пенсионный фонд
1719.82kb.
6 стр.
Закон о фондах обязательного медицинского страхования на 2007 год
59.7kb.
1 стр.
Деятельность системы обязательного медицинского страхования в 1993 2008 годах
183.29kb.
1 стр.
Закон от 3 декабря 2012 г. N 217-фз "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов"
622.99kb.
4 стр.
Бюджетные медицинские учреждения в системе обязательного медицинского страхования
233.97kb.
1 стр.