Главная
страница 1
ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОАРМЕЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Калуга-Соловьевская основная общеобразовательная школа»


Согласовано:

Заместитель директора по УВР

_______________Л.А. Стригун


Утверждаю:

Директор школы

____________С.В. Поздеева


ПРОГРАММА

по КРАЕВЕДЕНИЮ


Классы: 6, 7, 8

Уровень: базовый

Форма обучения: очная

Учебный год: 2012-2013

Составитель программы: учитель I категории

Поздеева Светлана Владимировна

с. Калуга-Соловьевка, 2012



Пояснительная записка

Программа интегрированного учебного предмета «Краеведение» составлена в соответствии с требованиями Областного базисного учебного плана и Концепции краеведческого образования в Челябинской области на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования с учетом возрастных особенностей обучающихся 6 – 8 классов. Программа по краеведению Челябинского Южного Урала раскрывает содержание регионального учебного предмета, дает распределение учебных часов по классам и темам, определяет последовательность их изучения.

Программа выполняет две основные функции:

1. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.



2. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Структура документа

Программа включает в себя: пояснительную записку; содержание; учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, перечень нормативно-правовых документов и инструктивно-методических материалов, рекомендуемую литературу.



Общая характеристика учебного предмета

Программа реализует идеи Концепции краеведческого образования в Челябинской области и составлена на основе Примерных программ основного общего образования по географии, истории, искусству, биологии. Содержание краеведческого образования отражает комплексный подход к изучению родного края. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние края, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном уровне, но и рациональном уровне.

Педагогический синтез содержания основных учебных предметов позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего родного края.

Общая структура краеведческого курса может быть представлена в виде связки:

ПОЛОЖЕНИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ

ТЕМЫ, РАСКРЫВАЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ 

КРАЕВЕДЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ:

- ТЕРМИНЫ, ПОНЯТИЯ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ;

- ТЕНДЕНЦИИ; ПРОЦЕССЫ; ЯВЛЕНИЯ;

- ФАКТЫ; ОБЪЕКТЫ; ПЕРСОНАЛИИ.

Компоненты содержания рассматриваются на каждой ступени обучения в представленной полноте объема (по мере их хронологического проявления), но с различной глубиной и детализацией, в зависимости от возраста учащихся. Составляющие каждого компонента рассматриваются в динамике (в историческом аспекте – развитие, а не только состояние на момент изучения). Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к родному краю как некоей целостности, представленной во всем многообразии составляющих ее процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.

Реализация обозначенного подхода предполагает следование общим принципам:



В общей направленности:

  • признание приоритета воспитательных задач краеведения, его нацеленности на формирование патриотов страны, края (региона), города, села, рачительных хозяев;

  • выделение этапов краеведческой подготовки школьников в соответствии с возрастом учащихся с определением конкретных образовательных и воспитательных задач этих этапов при соблюдении преемственности в подготовке учащихся от ступени к ступени, сохранении на всем протяжении изучения краеведения единства целей и принципов.


В содержании:

- изложение содержания с территориально-хронологических позиций;

- понимание краеведения как курса, позволяющего учащимся увидеть край (регион) как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный, единый мир. Следовательно, курс должен быть интегративным, вбирающим в себя географические, биологические, экологические, хозяйственно-экономические, социально-политические, правовые, конфессиональные, этнографические, лингвистические, исторические, культурологические компоненты. Однако, опираясь на содержание традиционных школьных предметов (на их национально-региональные компоненты), краеведение при этом не должно являться повтором сведений из этих предметов;

- несводимость краеведения к содержанию ни одного другого школьного предмета (география, история и т.п.): имея свой объект изучения, выступая средством рассмотрения края (региона) как целостной системы, оно выходит на вопросы, которые не рассматривает ни один из других школьных предметов;

- принципиальное различение содержания национально-регионального и краеведческого компонента для каждого конкретного населенного пункта;

- пристальное внимание к субрегиональному материалу, к изучению истории и сегодняшней жизни своего района, города, села, микрорайона, улицы, дома;

- опора на принцип рассмотрения краеведческих вопросов через единство России и региона (в единстве соотношения Челябинской области как части географического и исторического целого - Южный Урал и Урал, и как части субъекта Российской Федерации — УрФО);

- обращение к реалиям повседневной жизни южноуральцев, решение воспитательных и образовательных задач курса с помощью содержания, актуального для учащихся, осуществление личностно-ориентированного подхода при определении сущности изучаемого предмета.
В организации:

- реализация важнейшей особенности краеведения как учебного предмета: возможность показа учащимся реального объекта изучения - гор, озер, лесов, хозяйственных и культурных объектов, исторических памятников и т.п.; опора на богатейшие возможности преподавания краеведения при использовании социокультурного пространства Челябинска и других крупных городов региона;



  • придание особой роли наглядности в изучении предмета в аудиторных условиях, интенсивное использование аудио- и визуальных материалов, средств масс-медиа, мультимедийных технологий;

  • вовлечение в практическую деятельность по изучению края (населенного пункта) через обучение учащихся работе с источниками и справочной литературой и ученические исследования (НОУ), экспедиции (археологические, экологические, геологические, этнографические, фольклорные и археографические и т.п.), экскурсии и туристические походы.

Цели:

Главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.



Образовательные задачи:

- формирование представлений о различных сторонах жизни своего населенного пункта и края и его населения, показ его сложной структуры;

- ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта и Урала как опорного края России;

- развитие умения сочетать панорамный взгляд на регион с вычленением отдельных деталей повседневного бытия конкретной местности; изучение проблем развития края (населенного пункта);



Воспитательные задачи:

  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

  • формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;

  • укрепление семейных связей:

заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и их родителей;

наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;

изучение жизни края (населенного пункта) в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии, просмотр телематериалов и видеофильмов;

общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры;

совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье);

- формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности; позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;



Развивающие задачи:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;

  • стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции НОУ, детских библиотек, национально-культурных центров, вузов, МОиН ЧО, конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;

  • адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;

  • ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;

  • формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видения своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем;

  • стимулирование участия учащихся в повседневной реальной жизни своего населенного пункта, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края, реализацию культуротворческой инициативы.

Место предмета в областном базисном учебном плане:

Областной базисный учебный план отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «Краеведение» на этапе основного общего образования. В том числе: в 6 и 7 классах – 34 часа из расчета 1-го учебного часа в неделю. При этом общеобразовательное учреждение по собственной инициативе вправе дополнить этот лимит учебного времени за счет элективных курсов и занятий в сфере дополнительного образования и внеклассной работы. Так, в 8 классе выделен 1 час из вариативной части для изучения краеведения.



Предполагаемые результаты обучения

Требования к уровню подготовки выпускников направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов: овладение учащимися способами интеллектуальной, в том числе учебной, и практической деятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и ее социокультурной позиции.

Это предполагает

- освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края; об окружающей среде, путях ее сохранения или улучшения и рационального использования;

- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать одно из важнейших информационных средств – карту, статистические материалы, современные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных краеведческих данных; применять полученные знания для объяснения и оценки различных явлений и процессов;

- стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации.

Преподавание предмета «Краеведение» осуществляется в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации, Министерства образования и науки Челябинской области:

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. (приказ Министерства образования РФ от 18.07.2003 №2783).

2. «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (приказ Министерства образования РФ от 05. 03.2004г. № 1089).

3. «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2009 - 2010 учебный год» (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 06.05.2009 г. № 01-269).

4. «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области» (Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009 г. № 103/3404).

5. Краеведение. Программа учебной дисциплины для 6-9 классов общеобразовательных учреждений Челябинской области / Под общей редакцией канд.ист.наук В.М. Кузнецова. – Челябинск, АБРИС, 2007. – 80 с. – (Гражданско-правовое и патриотическое образование).



Основой учебно-методического комплекта является:

1. Дерягин В.В., Гитис М.С. Краеведение. Челябинская область. 6 кл.: учебник для основной школы / В.В. Дерягин, М.С. Гитис. – Челябинск: АБРИС, 2009. – 144 с.

2. Краеведение. Челябинская область. 7 кл.: учебник для основной школы / под ред. Г.С. Шкребня. – Челябинск: АБРИС, 2009. – 144 с.

3. Краеведение. Челябинская область. 8 кл.: учебник для основной школы / под ред. В.М. Кузнецова. – Челябинск: АБРИС, 2010. – 128 с.

4. Моисеев А.П. Южноуральская панорама событий и достижений. Книга для чтения по краеведению: учеб. пособие / А.П. Моисеев, А.В. Драгунов, М.С. Гитис. Выпуск 1. – Челябинск: АБРИС, 2006. – 224 с.

5. Познай свой край. Челябинская область. Краткий справочник.

6. Познай свой край. Челябинская область. Атлас.

7. Познай свой край. Челябинская область. Контурные карты по географии.



8. Познай свой край. Челябинская область. Красноармейский район. Тетрадь юного краеведа.

9. Познай свой край. Челябинская область. Красноармейский район. Тетрадь юного краеведа. Контурные карты.


Смотрите также:
Челябинская область управление образования красноармейского муниципального района
102.58kb.
1 стр.
"Весенняя капель"
37.54kb.
1 стр.
Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №124 красноармейского района
1176.24kb.
7 стр.
Челябинская область Муниципальное казенное учреждение управление образования златоустовского городского округа
50.45kb.
1 стр.
Хорольский муниципальный район управление народного образования администрации Хорольского муниципального района
359.71kb.
3 стр.
Дышетонъя но наукая министерство
36.36kb.
1 стр.
Администрация Точильнинского сельского поселения Ашинского муниципального района Челябинской области
14kb.
1 стр.
Информационная карта общеобразовательного учреждения
1135.07kb.
8 стр.
Челябинская область, павленковские библиотеки (53). Куратор: Челябинская областная универсальная научная библиотека
294.26kb.
1 стр.
Отчет контрольно-ревизионного отдела Собрания депутатов Красноармейского муниципального района за IV квартал 2011 года
82.39kb.
1 стр.
Публичный доклад муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Станция юных натуралистов»
748.78kb.
3 стр.
Иркутская область Нижнеилимский район Контрольно-счетная палата Нижнеилимского муниципального района
336.02kb.
1 стр.