Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»


Программа дисциплины «Современная социологическая теория: модели объяснения и логика социологического исследования»

для направления 040100.68 «Социология» подготовки магистра




Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет социологии

Программа дисциплины

Методология и методы исследований в социологии

для направления 040100.68 «Социология» подготовки магистра

магистерской программы «Комплексный социальный анализ»
Авторы программы:

Мавлетова Айгуль Маратовна,

mavletova@yandex.ru, amavletova@hse.ru
Одобрена на заседании кафедры анализа социальных институтов

«2» октября 2012 г.

Зав. кафедрой И.Ф. Девятко
Рекомендована секцией УМС «___»____________ 20 г

Председатель Ярская-Смирнова Е. Р.


Утверждена УС факультета «___»_____________20 г.

Ученый секретарь Е.В. Надеждина

Москва, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/специальности 040100.68, обучающихся по магистерской программе «Комплексный социальный анализ», изучающих дисциплину «Методология и методы исследований в социологии». Программа разработана в соответствии с:

оригинальным образовательным стандартом НИУ ВШЭ по социологии;

Образовательной программой 040100.68 «Социология».

Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки/ специальности Социология, утвержденным в 2011 г.



1.Цели освоения дисциплины


В курсе “Методология и методы исследований в социологии” рассматриваются основные методологические и методические проблемы, возникающие при планировании и проведении социологического исследования на уровне подготовки магистра, включающие в себя вопросы методологической рефлексии. Данный курс рассчитан на студентов, знакомых с базовыми понятиями методологии исследований.

Цели курса: сформировать у магистранта необходимые знания, навыки и умения в части проведения социологического исследования на уровне как участника, так и инициатора, организатора исследовательского проекта.

Задачи: курс решает задачи освоения теоретических знаний и практических навыков, необходимых для постановки исследовательской проблемы на уровне подготовки магистра социологии, а также способов проведения эмпирического исследования, анализа и интерпретации данных на уровне современных стандартов эмпирического социологического исследования.

В курсе основное внимание уделяется рассмотрению проблематики массовых опросов. Все темы раскрываются в рамках единого методологического подхода «общей ошибки исследования» (total survey error), представляющего задачу методолога как минимизацию различных типов ошибок опроса и выбор дизайна исследования с минимальной общей ошибкой. Концептуализируются две схемы репрезентации: (1) репрезентация латентных теоретических конструктов на основе ответов респондентов, (2) репрезентация генеральной совокупности на основе респондентов, принявших участие в опросе. В рамках схем репрезентации выделяются возможные случайные ошибки и систематические смещения, возникающие в ходе проведения опроса. Детально анализируются ошибки охвата, выборки, неответов и измерения. Приводится продуктивный опыт стандартизации опросных процедур, предпринятый Американской ассоциацией исследователей общественного мнения. Рассматриваются вопросы построения случайной выборки, а также возможности новых типов невероятностных выборок, позволяющих оценить параметры генеральной совокупности и получить данные, сопоставимые со случайными выборками (например, respondent-driven sampling). Кроме того, внимание уделяется проблемам, связанным с коммуникативными особенностями сбора социологической информации. Рассматриваются проблемы в вопросно-ответной коммуникации. Наряду традиционными методами массовых опросов, детально анализируются возможности и практика применения в социологических исследованиях экспериментов, а также нового направления в методологии исследований – онлайн-исследований. Кроме того, внимание уделяется фундаментальным понятиям статистического анализа результатов и их применению к социологическим данным. Таким образом, в ходе курса конструируется общая рамка проведения социологического исследования, оценка качества данных и возможности анализа данных.



2.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате изучения дисциплины студент должен:

Понимать все этапы превращения социальной проблемы в исследовательскую задачу с последующей методологической обработкой объекта исследования, выбора релевантного метода, способа обеспечения репрезентативности, надежности и валидности научного вывода.

Знать основные подходы, существующие в современной социологической методологии: теории, методы, основные диспуты, новейшие направления исследований.

Владеть техникой анализа, интерпретации и представления данных.

Владеть навыком инициирования социологического исследования и контроля данных на всех стадиях проведения исследования, выступать организатором проектной работы, быть методологом и экспертов в отношении работы коллег по проекту.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (формируется частично)

ПК-1

− интерпретирует и оценивает эмпирические данные и построенные на них модели в терминах методологии социальных наук

− представляет связи между теоретическими концептами и их измерением в конкретных исследованиях




лекции, написание эссе, прочтение и обсуждение методологических статей, подготовка доклада

Способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (формируется частично)

ПК-2

− формулирует цели, задачи и проблему исследования

− переходит от теоретической проблемы и латентного концепта к индикаторам и измерению

− оценивает валидность инструментария

− демонстрирует знание о расчете ошибок исследования

− владеет знанием о специфике проектирования выборочной совокупности и статистических оценок параметров генеральной совокупности

− владеет знанием о современных методах и методиках сбора и анализа данных и особенностях их использования



написание эссе, прочтение и обсуждение методологических статей, лекции, семинары

Способность использовать базовые теоретические знания, практические навыки и умения для участия в научных и научно-прикладных исследованиях, аналитической и консалтинговой деятельности (формируется частично)

ПК-10

− обладает навыками организации и проведения социологического исследования

− обосновывает критерии, применяемые для построения наиболее оптимального дизайна исследования

− распознает основные методы, применяемые в социологическом исследовании

− дает независимую, самостоятельную оценку релевантности использования тех или иных методов социологического исследования



лекции, написание эссе, прочтение и обсуждение методологических статей, подготовка доклада и участие в семинаре

Способность использовать методы сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации для решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности

(формируется частично)

ПК-11

− демонстрирует способность применять знание о специфике проведении исследования и анализа данных в задачах управления

− применяет социологические методы для решения определенных проблем и анализа конкретных кейсов



написание эссе, участие в семинаре

Способность использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач

(формируется частично)

ОК-9

− демонстрирует способность к самостоятельному ознакомлению с новыми методами сбора и анализа данных

написание эссе, прочтение методологических статей, самостоятельная подготовка к семинарским занятиям




следующая страница >>
Смотрите также:
Программа дисциплины «Современная социологическая теория: модели объяснения и логика социологического исследования»
274.04kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Современная социологическая теория: модели объяснения и логика социологического исследования»
294.21kb.
4 стр.
Программа учебной дисциплины опдр 16 методология социологического исследования
77.38kb.
1 стр.
Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 01. 01. 06 «Математическая логика, алгебра и теория чисел» по физико-математическим наукам
37.04kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины Математическая логика и теория алгоритмов
115.26kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Социологическая теория»
288.22kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины математическая логика и теория алгоритмов направление подготовки
121.2kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины «Математическая логика и теория алгоритмов»
142.4kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины дисциплина д «Современная аппаратура и методы исследования биологических систем»
754.78kb.
9 стр.
Незарегистрированный брак как социальный механизм формирования брачно-семейных отношений в российском обществе: методология социологического анализа
359.89kb.
2 стр.
Б. М. Лепешко Формальная логика и детективный жанр: единство эвристической достоверности
308.89kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Модели корпусной лингвистики»
167.87kb.
1 стр.