Главная
страница 1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна»

ИНСТИТУТ БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИЙ

КАФЕДРА
Истории и теории дизайна и медиакоммуникаций


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по дисциплине

«Основы корпоративной символики»


для студентов заочной формы обучения

направления подготовки:
031600.62 – РЕКЛАМА И Связи с общественностью

100400.62 –Туризм

Санкт-Петербург

2012
Утверждено на заседании кафедры истории и теории дизайна и медиакоммуникаций

14.06.2012, протокол № 10

Методические рекомендации адресованы студентам заочной формы обучения всех направлений бакалавриата ИБК.



Методические рекомендации содержат перечень тем контрольных и курсовых работ, требования к их содержанию и оформлению, списки литературы, вопросы к экзамену и зачету, приложения.

Авторы-составители:

Доц. Ландер И.Г.

Доц. Мельцин М.О.
СОДЕРЖАНИЕ


I. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы
II. Перечень вопросов к экзамену (зачету)
Ш. Список рекомендуемой литературы
IV. Методические рекомендации по выполнению и оформлению
курсовой работы

V. Приложения

Дисциплина «Основы корпоративной символики» изучается в 4 семестре.

В межсессионный период выполняется курсовая работа, которая служит допуском к экзамену. Курсовая работа отправляется не позднее начала сессии на электронный ящик design.departament@gmail.com
Цель дисциплины: сформировать компетенции в области традиции, практики и форм бытования в культуре изобразительных символов, особенно корпоративных.
Задачи дисциплины:

  • сформировать у студентов знания и навыки по методикам тех вспомогательных исторических дисциплин, которые связаны с визуальной символикой, особенно корпоративной;

  • дать студентам знания по традиции применения эмблематических символов в человеческой культуре на разных этапах её развития.



  1. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы

Не предусмотрено


II. Перечень вопросов к ЭКЗАМЕНУ (зачету)

    1. Характеристика основных вспомогательных исторических дисциплин, связанных с эмблематикой.

    2. Элементы герба.

    3. Понятия «эмблема» и «герб» и их соотношение.

    4. Печати: виды и классификация.

    5. Экслибрисы и их связь с геральдикой.

    6. Символика городского герба.

    7. Мундир (униформа) как пример текста. Коммуникативное значение мундира (униформы).

    8. Соотношение родового и личного герба в России. Герб пожалованный и «самобытный». Аугментации.

    9. Функциональное назначение печатей, их эволюция, значение как исторического источника.

    10. История Российского государственного герба и государственного флага.

    11. Геральдические и негеральдические фигуры, их классификация.

    12. Гербы и флаги субъектов Российской Федерации: происхождение и статус.

    13. Геральдические стороны. Геральдические цвета и их графическое изображение.

    14. Основное правило геральдики.

    15. Эталон герба. Блазонирование герба, его правила.

    16. Формы гербового щита. Способы деления щита. Иерархия гербовых полей

    17. Гербы и флаги СССР, союзных и автономных республик.

    18. Эмблематическое значение печатей, монет и купюр. Сходства и различия печатей и монет как носителей гербовых знаков.




    1. Городской герб в Советском Союзе: традиционность и отказ от традиции.

    2. Знамя, флаг и аналогичные символы. Составные элементы знамени. Полотнище знамени, его элементы.

    3. Современное территориальное герботворчество.

    4. Догеральдические эмблемы местностей и их гербы: эволюция и соотношение.

    5. Гербовые девизы, их роль и разновидности в русской геральдике.

    6. Гербы и флаги современных государств (на примере 2-3 государств).

    7. Флаги современных государств.

    8. Гербы губерний и уездов: соотношение. Герб местности и ее центра: соотношение.



  1. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ литературы


Основная литература

  1. Мельцин М.О. Геральдика, сфрагистика, нумизматика, униформология. Вспомогательные исторические дисциплины: Учебное пособие / М.О. Мельцин. – СПб., 2006.

  2. Козлов В.В. Корпоративная культура: Учебно-практическое пособие / В.В.Козлов. – М.,2009.

  3. Леонтьева Г.А. Вспомогательные исторические дисциплины: Учебник для студентов высших учебных заведений / Г.А.Леонтьева, П.А. Шорин, В.Б. Кобрин. – М., 2003.

  4. Медведев М. Ю. Геральдика // Специальные исторические дисциплины: Учеб. пособие / Отв. ред. М. М. Кром.— 2е изд.— СПб., 2003.— С. 398–454, 577–599.

  5. Соболева Т. А. Товарные знаки / Т. А. Соболева, А. В. Суперанская. – М., 2009.

  6. Специальные исторические дисциплины: Учебное пособие / Отв. ред. М.М. Кром. Изд. 2е. – СПб., 2007.

  7. http: //www.geraldika.ru

  8. http: //www.numizmatik.ru/catalog/index.php

  9. http: //www.gov.ru/nagrad/index.htm

  10. sovet.geraldika.ru/article.php?coatid=4689

  11. u.wikipedia.org/wiki/

  12. http://sovet.geraldika.ru/part/13

  13. http://yaca.yandex.ru/yca/cat/Reference/Encyclopedias/General_encyclopedias/


б) дополнительная литература

  1. Адрианов Я. В. Русские монеты 1700–2000 гг. : Историограф. обзор и каталог / Я. В. Адрианов.— Пермь, 2001.

  2. Арсеньев Ю. В. Геральдика : Лекции, прочитанные в Московском археологическом ин-те в 1907–1908 гг. / Ю. В. Арсеньев.— 3е изд.— М., 2001. (2-е изд. – Ковров, 1997).

  3. Баскаков Э. Г. Биография гербов, флагов, гимнов зарубежных стран / Э. Г. Баскаков. — М., 1967.

  4. Башкиров К. С. Геральдика Тихвина и района: исторический экскурс / К. С. Башкиров.— СПб., 1999.

  5. Беловинский Л. В. Вспомогательные исторические дисциплины : Учебно-справочное издание / Л.В.Беловинский. – М.,2000.

  6. Блинов П. В. Визитная карточка автомобиля / П. В.Блинов. — М., 1994.

  7. Борисов (Ильин) И. В. Родовые гербы России / И. В. Борисов (Ильин).— М., 1997.

  8. Бурков В. Г. Государственные эмблемы и символы России и республик Российской Федерации : Учеб. Пособие / В. Г. Бурков. — СПб., 2002.

  9. Бурков В. Г. Государственные эмблемы и символы стран Восточной Европы : Учеб. пособие / В. Г. Бурков.— СПб., 1999.

  10. Бурков В. Г. Государственные эмблемы и символы стран Западной Европы : Учеб. пособие / В. Г. Бурков.— СПб., 1998.

  11. Бурков В. Г. Государственные эмблемы и символы стран Содружества Независимых Государств и Балтии: Учеб. Пособие / В. Г. Бурков. — СПб., 1998.

  12. Бурков В. Г. Фалеристика : Учеб. Пособие / В. Г. Бурков. — 2е изд.— М., 2000 (1е изд. — Л., 1985).

  13. Вилинбахов Г. В. Государственный герб России. 500 лет / Г. В. Вилинбахов. — СПб., 1997.

  14. Вилинбахов Г. В. Знамена как исторический источник и их место в системе геральдических памятников // Геральдика: Материалы и исслед. : Сб. науч. ст. / Науч. ред. Г. В. Вилинбахов.— Л., 1983.— С. 96–108.

  15. Вилинбахов Г. В.. Имперская эмблематика Санкт-Петербурга // Петербургские чтения–97: Материалы энцикл. б-ки «Санкт-Петербург–2003».— СПб., 1997.— С. 366–372.

  16. Висковатов А. В. Историческое описание одежды и вооружения российских войск с рисунками, составленное по высочайшему повелению / А. В. Висоватов. – Изд.2-е. Ч.1-19. – СПб.,1899-1902. Ч.20-29. – Новосибирск,1944-1945. Ч.30-34. – Л.,1946-1948 // http://www.memorandum.ru/viskowatov/imglist.html

  17. Вспомогательные исторические дисциплины : историография и теория / отв. ред Ю. Ю. Кондуфор. – Киев,2000.

  18. Гераклитов А. А. Филиграни XVII в. на бумаге рукописных и печатных документов русского происхождения / А. А. Гераклитов.— М., 1963.

  19. Геральдика в прошлом, настоящем и будущем : Материалы конф. к 20летию Геральдического семинара при Государственном Эрмитаже / Науч. ред. Г. В. Вилинбахов, В. М. Файбисович.— СПб., 2000.— С. 50–52.

  20. Геральдика. Материалы и исследования: Сб. науч. тр. / Науч. ред. Г.В. Вилинбахов.— Л., 1983, 1987.

  21. Герб и флаг России. X–XX вв. / Отв. ред. Г. В. Вилинбахов.— М., 1997.

  22. Гербы подмосковных городов / предс. ред. совета Ю. А. Поляков.— М., 1997.

  23. Глинка В. М. Русский военный костюм XVIII — начала XX вв. / В. М. Глинка. — Л., 1988.

  24. Дегтярев А. Я. История Российского флага / А. Я. Дегтярев.— М., 2000. (Предыдущ. издания: М., 1994; Париж;М., 1997).

  25. Доценко В. Д. Морской костюм: история и традиции. XVIII–XX вв. / В. Д. Доценко. — СПб., 1999.

  26. Драчук В. С. Рассказывает геральдика / В. С. Драчук.— М., 1977.

  27. Дружинин П. А. Русский геральдический суперэкслибрис / П. А. Дружинин. — М., 2000.

  28. Дуров В. А. Русские награды XVIII — начала XX вв. / В. А. Дуров. — М, 1997.

  29. Жаркова И. Ю. К изучению символики герба Санкт-Петербурга // Петербургские чтения–97: Материалы Энцикл. б-ки «Санкт-Петербург–2003».— СПб., 1997.— С. 375–377.

  30. Иванов К. А. Флаги государств мира.— 2е изд.— М., 1971.

  31. Ивенский С. Г. Книжный знак: История, теория. Практика художественного развития / С. Г. Ивенский. – М., 1980.

  32. Каменцева Е.И. Русская сфрагистика и геральдика / Е. И. Каменцева, Н. В. Устюгов. – М., 1974.

  33. Кардаш А. И. Источниковедение и вспомогательные исторические дисциплины: Учеб.-метод. пособие. для студ. фак. гуманит. и соц. наук / А. И. Кардаш.— М., 2000.

  34. Клепиков С. А. Филиграни и штемпели на бумаге русского и иностранного производства XVII—XX вв. / С. А. Клепиков. — М., 1959.

  35. Кондратьев Д. Л. Памятные монеты: История и культура / Д. Л. Кондратьев.— М., 1992.

  36. Корников А. А. Основы российской геральдики: Курс лекций / А. А. Корников.— Ч. 1.— Иваново, 2001.

  37. Кривко В. А. Морские флаги Отечества / В. А. Кривко.— М., 1984.

  38. Кудин А.В. Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской империи. 1649–1917 / А.В.Кудин, А. Л. Цеханович. – Кн.1. – М., 2000.

  39. Кудин А. В. Гербы городов и областей Российской империи. 1900–1917/ А. В.Кудин, А. Л. Цеханович.— М., 2000.

  40. Кузнецов А. А. Энциклопедия русских наград / А. А. Кузнецов.— М., 2002.

  41. Лавренов В. И. Вспомогательные дисциплины исторической науки: Учеб. пособие / В. И. Лавренов, А. В. Борисов.— М., 1996.

  42. Лакиер А.Б. Русская геральдика. Кн.1–2. / А. Б. Лакиер. – Изд.2е. – М., 1990.

  43. Лебедев В. А. Державный орел России. Библ. журнала «Источник». – М., Родина. 1995.

  44. Лекнер Э. Символика: Водяные знаки, печати, геральдика, клейма / Э. Лекнер.— М., 1998.

  45. Леонтьева Г. А. Палеография. Хронология. Археология. Геральдика: Учеб. пособие для студ. вузов / Г. А. Леонтьева.— М., 2000.

  46. Леонтьева Г.А. Ключи к тайнам Клио. Палеография. Метрология. Хронология. Геральдика. Нумизматика. Ономастика. Генеалогия: Книга для учащихся и студентов / Г. А. Леонтьева, П. А. Шорин, В. Б. Кобрин. – М., 1994.

  47. Лысенко Н. Н. Русская государственная символика: Очерки / Н.Н. Лысенко.— Л., 1990.

  48. Малышев А. И. Бумажные денежные знаки России и СССР / А. И. Малышев, В. И. Таранков, И. Н. Смиренский. — М., 1991.

  49. Мельник Г. К. Должностные знаки Российской империи / Г. К. Мельник, И. В. Можейко.— М., 1993.

  50. Мельникова А. С. Деньги России: История русского денежного хозяйства с древнейших времен до 1917 г. / А. С. Мельникова, В. В. Уздеников, И. С. Шиканова. — М., 2000.

  51. Мурашев Г. Титулы, чины, награды / Г. Мурашев.— СПб., 2003.

  52. Награды Российской Федерации // http://www.award.adm.gov.ru

  53. Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи. Т.1-10. – СПб.,1799-1840. – переиздания Т.1-6: Общий гербовник дворянских родов Российской империи. Т.1-3. – СПб.,1992-1993. Т.4-6. – М.,2006. Интернет-версия: http://www.gerbovnik.ru

  54. Поцелуев В. А. Гербы Союза ССР. Из истории разработки / В. А. Поцелуев. – М., 1987.

  55. Похлебкин В. В. Словарь международной символики и эмблематики / В. В. Похлебкин. – Изд.4-е. – М.,2007. (1-е изд. – Международная символика и эмблематика. – М.,1989; 2-е изд. – М.,1994; 3-е изд. – М.,2001).

  56. Склизкова Е. В. Геральдика как феномен культуры / Е. В. Склизкова.— М., 2000.

  57. Сметанников И. С. Гербы и флаги субъектов Российской Федерации / И. С. Сметанников.— М., 2003.

  58. Соболева Н. А. Гербы городов России : Альбом-справочник / Н. А. Соболева и др. – М.,1998.

  59. Соболева Н. А. История герба Москвы / Н. А. Соболева.— М., 2002.

  60. Соболева Н.А. Российская городская и областная геральдика XVIII–XIX вв. / Н. А. Соболева. – М., 1981.

  61. Соболева Н. А. Русские печати / Н. А. Соболева.— М., 1991.

  62. Соболева Н.А. Российская государственная символика: история и современность. М., 2002.

  63. Соболева Н. А. Современный городской герб — визитная карточка города // Наука и жизнь.— 1988.— № 7.— С. 2 (обл.), 68–70.

  64. Соболева Н. А. Символы России. Очерки истории государственной символики России / Н. А. Соболева, В. А. Артамонов. — М., 1993.

  65. Соболева Т. А. Товарные знаки / Т. А. Соболева, А. В. Суперанская. – М., Наука. 1986.

  66. Сперансов Н. Н. Земельные гербы России XII–XIX вв. / Н. Н. Сперансов. — М., 1974.

  67. Стародубцев Н. Н. Иллюстрированный словарь по геральдике / Н. Н. Стародубцев.— Донецк, 1996.

  68. Таранков В. И. Ценные бумаги Государства Российского / В. И. Таранков.— М.; Тольятти, 1992.

  69. Трутовский В. К. К вопросу о русских национальных цветах и типе государственного знамени России / В. К. Трутовский В. К.— 2е изд.— Л.; М., 1990 (1е изд. — М., 1911).

  70. Федюк В. П. Основы геральдики / В. П. Федюк, А. Ю. Данилов.— Ярославль, 2001.

  71. Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. The Guiness Encyclopedia of Signs&Symbols / Пер. с анг. М. – Вече, АСТ. – 1996.

  72. Чепурнов Н.И. Наградные медали Государства Российского : Энциклопедическое иллюстрированное издание / Н. И. Чепурнов. – М.,2002.

  73. Шепелев Л. Е. Титулы, мундиры и ордена в Российской империи / Л. Е. Шепелев.— 2е изд.— Л., 1991. (1е изд. — Отмененные историей: Чины, звания и титулы в Российской империи. – Л., 1977).

  74. Шепелев Л. Е. Чиновный мир России XVIII — начала XX вв. / Л. Е. Шепелев.— СПб., 1999.

  75. Шестимиров А. А. Товарные знаки : Учеб. пособие / А. А. Шестимиров.— 2е изд.— М., 1997 (1е изд. — М., 1995).

  76. Эльбрюнн Б. Логотип / Б. Эльбрюнн.— СПб.; М., 2003.

  77. Эмблемы и символы. Объясненные и с приумножением изданные Н. М. Максимовичем-Амбодиком в 1788 г. / вст. ст. и ком. А. Е. Махова. – М., 1995.



IV. Методические рекомендации по выполнению и оформлению курсовой работы
Курсовая работа – неотъемлемая часть учебного процесса. В ходе ее выполнения студент закрепляет материал, полученный на аудиторных занятиях, приобретает навыки научного мышления, осваивает методологию исследования, самостоятельно получает дополнительные теоретические знания, закрепляет их на практике. Курсовая работа – итог учебно-теоретической, а также творческой работы студента. В курсовой работе студент реализует интерес к разным сферам приложения стилистических средств, интересующим его проблемам их функционирования, редактирования, систематизирует теоретические знания, накапливает эмпирический материал для дипломного проекта.

I. Ход исследования.

1. Выбор темы.

Работа над курсовым сочинением начинается с выбора темы. Выбранная тема должна отражать реальную научную или эмпирическую проблему, то есть быть актуальной.



2. План исследования.

План обговаривается с научным руководителем. Он включает изучение литературы, формирование теоретической базы, формулировку рабочей гипотезы и практическую работу.



3. Сбор и изучение литературы.

Основную литературу рекомендует преподаватель. Но библиографию по избранной конкретной теме (монографии, статьи, рецензии) собирает сам студент, обращаясь в справочные отделы библиотек (библиографические указатели, реферативные журналы. семинарии, тематические картотеки и пр.), к алфавитному и систематическому каталогам.

Стоит также воспользоваться электронными базами данных:

http://www.inion.ru/product/db_2.htm : Библиографические базы данных ИНИОН (Институт научной информации по общественным наукам) по социальным и гуманитарным наукам.

Можно обратиться в виртуальные справочные службы:

http://vss.nlr.ru/query_form.php: Виртуальная справочная служба РНБ «Спроси библиографа» (сайт РНБ, см. также Архив запросов)

http://korunb.nlr.ru/query_form.php: Виртуальная справочная служба КОРУНБ.

На основе прочитанного формируется теоретическая база. Студент должен хорошо представлять степень разработанности темы, различные научные подходы к ней, идеи, концепции, гипотезы, овладеть необходимой терминологией. После изучения литературы представление о проблеме исследования должно быть системным, четким и разносторонним.



4. Рабочая гипотеза.

Гипотеза – это примерное представление о том, каких результатов вы хотите добиться. В ходе работы гипотеза может уточняться, изменяться и даже опровергаться. Но в любом случае исследование необходимо начинать, отталкиваясь от каких–либо предположений. Например, если вы решили исследовать использование заимствований в языке Рунета, вы можете предположить их мощную экспансию в эту сферу и вам не избежать определения своей позиции в отношении притока заимствованной лексики в современный русский язык.



5. Сбор и обработка эмпирических данных.

После формирования теоретической базы исследования следует переходить к практической части. Необходимо определить эмпирический материал, который вы будете изучать. К отбору материала нужно подходить тщательно и строго: он должен быть репрезентативным для избранной проблемы. Если вам предстоит анализ стиля молодежной печати, вы должны собрать информацию обо всех изданиях этого направления без исключения. Результаты эмпирических исследований часто оформляют графически: в виде таблиц, графиков, диаграмм. Это делает выводы работы наглядно-убедительными.



II. Написание работы.

После завершения исследования его результаты оформляются в письменной форме. К ней предъявляются специфические требования.



Типовая структура курсовой работы предполагает наличие в ней следующих обязательных компонентов:

  1. титульный лист

  2. оглавление

  3. введение

  4. основной текст

  5. заключение

  6. список использованной литературы

  7. приложения

Введение

Введение – не просто композиционная часть работы, но и документ, включающий в себя ее важные квалификационные характеристики. Если содержание основной части индивидуально и диктуется конкретной спецификой темы, то содержание введения соответствует принятому стандарту, и должно содержать ряд общезначимых формулировок:

- обоснование актуальности темы курсовой работы;

- характеристика разработанности темы в научной литературе

- цели и задачи работы;

- предполагаемые методы и способы достижения поставленных целей и задач

-прочие вопросы, являющиеся важными для правильного понимания сущности данной работы.

Введение излагается без разбивки на подпункты, в виде цельного текста, разделенного на абзацы. Начинается оно с обоснования актуальности выбранной темы. В этом проявляется научная и профессиональная зрелость автора работы. Не следует доказывать значимость выбранной темы, достаточно кратко обрисовать ситуацию, сложившуюся в современной науке и практике по исследуемой проблеме.

Описание степени разработанности темы в научной литературе предполагает, что студент должен продемонстрировать знакомство с имеющимися источниками, способность к осмыслению и объективной оценке накопленных ранее знаний и опыта по поставленной теме. Задача состоит в том, чтобы показать существующие достижения и пробелы, которые возможно будут заполнены при написании работы. Данный раздел логически предшествует формулировке цели исследования. Внимательное изучение источников позволит выделить и сгруппировать имеющиеся точки зрения. Это даст возможность показать, какая методология в решении данной проблемы является наиболее эффективной. Подача материала в этом разделе введения может осуществляться двумя путями: в хронологическом порядке, начиная с концепций, появившихся раньше других по времени, и заканчивая наиболее современными; в логическом порядке, диктуемом логикой развития научного исследования темы. Как правило, логический порядок предпочтительнее, поскольку позволяет полнее раскрыть тему.

Далее необходимо сформулировать цели и задачи исследования. Формулировка цели должна вытекать из сложившейся в науке ситуации по теме. Формулировка цели должна быть максимально четкой и краткой. Сформулированная цель исследования составляет его стратегию, и поэтому требует постановки конкретных тактических задач. В отличие от цели задач должно быть несколько. В совокупности они образуют общую тактику реализации поставленной цели, а по отдельности представляют собой последовательные шаги продвижения к ней. Фактически основная часть текста – это постепенное решение поставленных во введении задач.


В конце введения характеризуется общая структура работы.

Основная часть

Основная часть представляет собой главное звено логической цепи курсовой работы. В нее, как правило, должно входить 2-3 главы: глава 1- обзор литературы и постановка задачи, глава 2 – описание применяемых методов и методик, глава 3 – изложение и анализ конкретных результатов. В основной части последовательно, с соблюдением логической преемственности между главами, раскрывается поставленная во введении проблема, прослеживаются пути ее решения на материалах источников, описываются различные точки зрения. Безусловным требованием к тексту курсовой работы является соответствие сформулированной цели и выполнение поставленных задач.

Не допускается дублирование названий глав и параграфов, т.е. они не должны повторять название всей работы.

Заключение

Заключение, как структурный элемент работы, выполняет важнейшую функцию. Объем заключения, как правило, не превышает 2-4 страниц. Оно содержит общие выводы, сделанные студентом, по результатам проведенного исследования. Необходимо кратко, но с логической последовательностью изложить промежуточные результаты и выводы, затем обобщить их и сформулировать окончательный общий вывод по всей работе и показать его в контексте складывающихся перспектив дальнейшего изучения. Основные выводы в тексте заключения лучше всего изложить в форме пронумерованных тезисов, формулировка которых должна быть предельно четкой, ясной, логически безупречной. Текст заключения должен быть представлен так, чтобы выводы соотносились с поставленными во введении целями и задачами исследования.

Таким образом, заключение представляет собой окончательный, итоговый синтез всего ценного и значимого, что содержится в исследовании.

Список использованной литературы


Список литературы, использованной в работе над исследованием, помещается вслед за основным текстом, после заключения. Основными способами группировки источников являются:

- алфавитная группировка предполагает расположение источников в алфавитом порядке фамилий их авторов либо заглавий (в тех случаях, когда точные сведения об авторах отсутствуют либо их число – свыше четырех). В алфавитном списке литературы не рекомендуется смешивать несколько алфавитов: в начале списка перечисляются источники на языке курсовой работы, затем – все остальные. Описание источников авторов-однофамильцев располагается с учетов алфавитной последовательности их инициалов, а работы одного автора – в алфавитной последовательности их названий;

- хронологическая группировка предполагает расположение источников в зависимости от времени их издания либо с учетом того, описанию какого исторического периода они посвящены;

- тематическая группировка предусматривает расположение источников в зависимости от их принадлежности к той или иной научной либо жанровой тематике;

- комбинированная (универсальная) группировка предполагает формирование источников следующим образом:

− нормативно-правовые акты органов федеральной власти (Конституция РФ, законы РФ, − указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ) – в хронологической или алфавитной последовательности;

− нормативно-правовые акты субъектов федерации и местных органов самоуправления - в хронологической или алфавитной последовательности;

− ведомственные нормативно-правовые акты – в последовательности по подчиненности;

− официальная статистическая информация – общая и по разделам;

− документы и материалы государственных архивных учреждений – в хронологической последовательности;

− книги и статьи в периодических изданиях на русском языке – в алфавитной последовательности фамилий авторов;

− книги и статьи на иностранных языках – в алфавитной последовательности.



Общие требования к цитированию

Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением авторского написания.

Цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения цитируемого текста и без искажения мысли автора. Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается без искажения цитируемого текста и обозначения многоточием. Оно ставится в любом месте цитаты (в начале, в конце, в середине). Если перед опущенным текстом или за ним стоял знак препинания, то он не сохраняется.

При цитировании каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, библиографическое описание которого должно приводиться в соответствии с требованиями библиографических стандартов.

При непрямом цитировании (при пересказе, при изложении мысли других авторов своими словами), следует быть предельно точным в изложении мыслей автора и корректным при оценке излагаемого, давать соответствующие ссылки на источник.

Цитирование не должно быть ни избыточным, ни недостаточным, так как и то, и другое снижает уровень курсовой работы.

Если необходимо выразить отношение автора курсовой работы к отдельным словам или мыслям цитируемого текста, то после них ставят восклицательный знак или знак вопроса, которые заключают в круглые скобки.

Если автор курсовой работы, приводя цитату, выделяет в ней некоторые слова, он должен это специально оговорить, т.е. после текста ставится точка, затем указываются инициалы автора научной работы, а весь текст заключается в круглые скобки.


Оформление курсовой работы

В сданной работе должен быть титульный лист и оглавление (см. Приложения 1 и 2).

Письменная работа должна быть написана грамотно, аккуратно, иметь поля и нумерацию страниц. Компьютерный набор текста должен соответствовать следующим требованиям:

поля: левое – 3 см, правое -2, верхнее – 2, нижнее – 3. на странице должно быть 29 – 35 строк, 60 – 65 знаков в строке, 1800 – 2200 знаков с пробелами на странице. Шрифт: 12 – 14 кегль, междустрочный пробел – полуторный или двойной, в зависимости от шрифта.

Титульный лист, оглавление и первая страница не нумеруются, нумерация страниц начинается со второй страницы введения (следовательно, с учетом предыдущих ненумерованных страниц открывается цифрой 4). Аннотация не нумеруется и подшивается перед титулом курсовой работы (см. Приложение 3).

Особое внимание нужно обратить на оформление списка использованной литературы (см. Приложение 4) и оформление цитат в тексте. Каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник с указанием автора, выходных данных книги или периодического издания и номера страницы. Примечания и сноски располагаются постранично или в конце работы.

Список литературы дается чаще всего в алфавитном порядке и представляет собой перечень всех источников, проработанных в процессе написания письменной работы, иностранная литература помещается в конце общего списка.

В качестве иллюстраций могут быть приложены чертежи, планы, схемы, зарисовки, фотографии, ксерокопии (нельзя использовать иллюстрации, вырезанные из книг).



Опорные фразеологические конструкции
В процессе написания возникают затруднения, связанные с формулировкой актуальности, цели, гипотезы исследования, его значения, новизны и т.д.

Рассмотрим опорные фразеологические конструкции, при помощи которых в текст работы вводятся ее характеристики.


АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

- обусловлена новыми ... условиями ...,

- объясняется необходимостью выявления тенденций...,

- определяется вниманием к проблемам ...,

- обусловлена необходимостью рассмотрения ... явлений в их взаимосвязи ...,

- обусловлена отсутствием до настоящего времени .. материала, способствующего пониманию...,

- соотносится с ... проблемой ...,

- заключается в том, что впервые представлено .., решение проблемы ...,

- связана с назревшей необходимостью ..,

- мотивирована тем обстоятельством, что ...

Или: актуальность исследования (проблемы, темы исследования, вопроса, научного поиска, поставленной цели)

- определяется (неразработанностью ..., необходимостью ..., отсутствием..., стремлением ..., поиском ..., недостаточной изученностью ...);

- определяется тем, что ...; обусловлена ...; обусловлена тем, что ..; объясняется тем, что ...; заключается ...; заключается в том, что ...; диктуется ...; диктуется тем, что ...; усматривается в ...; усматривается в том, что...

ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ



Цель настоящего исследования

  • заключается в разработке научно обоснованной и экспериментально проверенной системы;

  • цель исследования состоит в выявлении и описании методов и приемов разработке теоретического подхода к созданию ... и методики их использования ..; определении теоретических основ ..; поиске путей реализации...; выявлении и описании ... особенностей ..; системном исследовании ... на основе комплексного подхода ..; выяснении ... функций, значений и сфер употребления ..; получении некоторого нового знания о ...; создании ... и обосновании ..; поиске и определении условий, способов и приемов ... предложении научного обоснования ... концепции и реализации ее ..;

  • целью исследования является представление возможностей системы ..;

  • цель исследования видится нам в выявлении ...

Цель исследования состоит в (выявлении ...; описании ...; выяснении…; разработке...; определении ...; обосновании ...; усовершенствовании ...; создании ...; установлении...; уточнении...; расширении ...; реализации ...; анализе ... и т.д.)

Целью исследования являются (является): выявление ... и т.д.

Цель исследования: выявление ... и т.д.

Предметом исследования является (являются):

  • разработка научно обоснованной типологии ..., применимой для ..;

  • процесс формирования ... на основе изучения ...;

  • являются единицы .., отражающие ..;

  • поиски наиболее оптимальных приемов…



ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ


Гипотеза исследования заключается (состоит) в следующем…

Гипотеза исследования формулируется следующим образом ...

Работа представляет собой верификацию гипотезы, заключающейся в том, что ...

При решении указанных задач мы руководствовались следующей гипотезой: ...

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ



Задачи исследования формулируются в работе следующим образом:

  • выявить возможности использования ... формирования;

  • выработать принципы комплексного подхода к изучению и использованию ..;

  • проверить в ходе ... эффективность ..;

  • установить уровень разработанности данной темы ..;

  • уточнить наиболее трудные для усвоения вопросы ..;

  • провести опытно-экспериментальную проверку ..;

  • разработать концептуальные положения ..;

  • преобразовать содержание..;

  • экспериментально определить степень ..;

  • определить состав и границы ...;

  • сопоставить существующие классификации ... выделить критерии ..;

  • дать развернутую характеристику ..;

  • отметить основные ... компоненты ..;

  • аргументировать и обосновать концепцию ..;

  • уточнить ... признаки ..;

  • охарактеризовать ... особенности ..;

  • обосновать возможность и необходимость ..;

  • отобрать ... средства, характерные ..;

  • изучить состояние .., выяснить ..;

  • наметить пути формирования ..;

  • проследить создание ...

Или:


  • Достижение поставленной цели предполагает (предопределяет) решение следующих задач: рассмотреть ...; дать характеристику ...; исследовать....; проанализировать…; предложить...; рекомендовать …; провести эксперимент …; разработать ...; дать описание ...; спроектировать…; реализовать…; установить ...; организовать ...; систематизировать ...; проверить…; сопоставить…; выявить…; сформулировать ...; показать ...; составить ...; создать ...; разработать ...; выработать...; проанализировать ...; исследовать ...; уточнить .…

  • Данной (этой) целью определяется и круг задач, которые необходимо решить в ходе исследования: выявить ...; рассмотреть ... и т.д.

  • Достижение цели (целей) связывается с решением следующих задач: ...

  • Задачи исследования, вытекающие из поставленной цели, заключались (заключаются) в следующем: выявить ... рассмотреть ... и т.д.


ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ


  • определяется тем, что..., результаты данной работы могут быть использованы...

  • разработанная ... позволит повысить уровень ...

  • дана качественная характеристика...

  • состоит в возможности использования результатов... для совершенствования...

  • описание ... может найти свое применение ...

  • использование результатов исследования позволит объяснить ...


МОДЕЛЬ РЕФЕРАТИВНОГО ИЗЛОЖЕНИЯ НАУЧНОЙ СТАТЬИ

1. Вводная часть реферата

В статье «…», помещенной в журнале «…» №… за … год, рассматриваются вопросы (проблемы, пути, методы)

Автор статьи – известный ученый…Статья называется; носит название; под названием; озаглавлена; под заголовком; опубликована в…



2. Тема статьи, ее общая характеристика

Тема статьи- …; Статья на тему …; Статья посвящена теме; проблеме; вопросу… Статья представляет собой обобщение; изложение; описание; анализ; обзор…

3. Проблема статьи

В статье речь идет (о чем?); говорится (о чем?); рассматривается (что?); дается оценка (чему?); (чего?); анализ (чего?); изложение (чего?). Сущность проблемы сводится (к чему?); заключается (в чем?); состоит (в чем?).

4. Композиция статьи

Статья делится на … части (-ей); состоит из … частей; начинается (с чего?); заканчивается (чем?)

5. Описание основного содержания статьи

Во введении формулируется (что?); дается определение (чего?)

В начале статьи определяются цель; задачи; излагаются цели; задачи…Далее дается общая характеристика проблемы; исследования глав; статьи; частей…В статье автор ставит; затрагивает; освещает – следующие проблемы; останавливается (на чем?); касается (чего?)…В основной части излагается (что?); приводится аргументация (чего? в пользу чего? против чего?); дается обобщение (чего?) научное описание (чего?)…В статье также затронуты такие вопросы, как…



6. Иллюстрация автором своих положений

Автор приводит пример(ы), подтверждающие… ссылается на факты, иллюстрирующие цифры, положения, данные…

7. Заключение, выводы автора

Автор приходит к выводу, что… делает вывод…подводит нас к заключению… подводит итог…В конце статьи подводятся итоги (чего?). В заключение автор говорит, что…; утверждает, что… В заключение говорится, что… (о чем?). Сущность вышеизложенного сводится к (следующему)…

8. Выводы и оценки референта

В итоге можно сказать… необходимо подчеркнуть… хотелось бы отметить… Таким образом, в статье нашло отражение…; убедительно доказано…; получили исчерпывающее освещение… Оценивая работу в целом, можно утверждать… Безусловной заслугой автора является… Заслуга автора состоит, заключается (в чем?)…Основная ценность работы состоит, заключается (в чем?) … Достоинством, недостатком работы является… К достоинствам (недостаткам) работы относятся…


ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ


  1. Символика Санкт-Петербурга и Ленинградской области (история и современность).

  2. Региональная российская символика: история и современность (на примере 1-2 конкретных административных образований).

  3. Корпоративная символика как условие успешного продвижения фирмы или предприятия: история и современная практика (на примере российских, зарубежных фирм).

  4. Негосударственные награды (ордена и медали субъектов Российской Федерации, ведомств, общественных организаций, Русской православной церкви и т.д.) в России и их эмблематическое оформление.

  5. Современные опыты личной и родовой геральдики.

  6. Корпоративная символика музеев.

  7. Корпоративная символика отелей.

  8. Геральдическая символика на сувенирной продукции.

  9. Государственная символика на сувенирной продукции.

  10. Геральдическая символика на упаковке.

  11. Военная символика и атрибутика в архитектурных украшениях, решетках Санкт-Петербурга.

  12. Изображение мифологических животных в архитектурных и скульптурных памятниках Санкт-Петербурга.

  13. Изменения в вексиллологии, фалеристике, нумизматике в Петровскую эпоху.

  14. Юбилейные монеты и медали.

  15. Униформа в современной России (на примере корпораций или сетевых магазинов/ресторанов, учебных заведений).

  16. Символика и эмблематика политических партий в современной России.

  17. Символика и эмблематика в современной России (на примере Федеральных органов управления, ассоциаций, родов Вооруженных сил, МЧС и т. д.).

  18. Символика Санкт-Петербурга на сувенирной продукции.



V. ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение A. Образец оформления задания для курсовой работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна»

ИНСТИТУТ БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИЙ

Кафедра истории и теории дизайна и медиакоммуникаций

«УТВЕРЖДАЮ» _____________

зав. каф. Глинтерник Э.М.

ЗАДАНИЕ

ПО КУРСОВОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ

Дисциплина __________________________________________

Студент ______________________________________________ группа ______________


(ФИО полностью)

1. Тема проекта _____________________________________________________________

____________________________________________________________________________

2.Срок сдачи студентом законченного проекта ___________________________________

3. Исходные данные к проекту_________________________________________________

____________________________________________________________________________

4.Содержание (перечень подлежащих разработке вопросов) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Перечень иллюстративного материала ____________________________________________________________________________

6. Источники информации, отобранные студентом для работы

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Промежуточные сроки исполнения:

7.1. предоставление темы на утверждение_______________________________________

7.2. выступление на семинаре_________________________________________________

7.3. предоставление полного текста руководителю________________________________

7.4. защита проекта__________________________________________________________

Дата выдачи задания «___» ___________20___ г.


Студент_______________ Научный руководитель _________________

Приложение Б. Образец оформления титульного листа

__________________________________________________________________
Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна»

ИНСТИТУТ БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИЙ

Специальность ___________________

КАФЕДРА истории и теории дизайна и медиакоммуникаций

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине Основы корпоративной символики

на тему:

Исполнитель студент(ка) учебной группы

Шифр зачетной книжки

Руководитель доц. Ландер И.Г.

Оценка ________________________________________

Санкт-Петербург

2012

Приложение В. Образец оформления оглавления

__________________________________________________________
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение …………………………………………………………….….. 3

Глава I. ……………………………………………………………….….. 6


1.1. ……………………………………………………………… ... 6
1.2. ……………………………………………………………….... 12
Глава II. ………………………………………………………………… 17
2.1. …………………………………………………………………... 17

2.2. ………………………………………………………………… 22

2.3………………………………………………………………… 25

Заключение …………………………………………………………….. 28

Список использованной литературы ………………………………… 29

Приложение …………………………………………………………… 30



Приложение Г. Образец оформления аннотации
Общий объем аннотации 5-7 коротких предложений.

______________________________________________________________
АННОТАЦИЯ
Курсовая работа (Ф.И.О. автора) на тему _________________ посвящена (перечень основных вопросов, затрагиваемых в работе).

В основной части рассматривается (цель, 2-3 задачи)

Список использованной литературы насчитывает ___ наименований.

В приложении (если есть) содержится ________



_____________________________________________________________________

Приложение Д. Образцы оформления списка использованной литературы
Образцы даются по видам изданий - книга, журнал, газета, Internet-ресурсы. В письменной работе все источники располагаются только в алфавитном порядке. Следует обращать особое внимание на знаки препинания.
Книга

Фамилия И.О. Название книги / Сведения об ответственности. - Место издания: Издательство, год. – количество страниц.



Примеры:

  1. Немировский Е. Л. Мир книги: С древнейших времен до начала ХХ века. – М.: Книга, 1986. – 287 с.
  2. Священные письмена майя / Пер. Р. В. Кинжалова, Ю. В. Кнорозова. – СПб.: Амфора, 2000. – 251 с.



Журнальная статья

Фамилия И.О. Название статьи // Название журнала. – год. – №. – Страницы, на которых опубликована статья.


Пример:

Хлынов В. П. Общегосударственное планирование рыночной экономики // Экономист. – 1994. – № 4. – С. 89 - 94.


Газетная статья

Фамилия И.О. Название статьи // Название газеты. – год. – число, месяц, №. – Страницы, на которых опубликована статья.


Пример:

Григорьев О. П. Рыночные отношения // Деловой мир. – 1995. – 30 июля, № 16. – С. 8.


Internet-ресурсы

Фамилия И.О. Название статьи // адрес сайта, портала и т. д.



Пример:

Григорьев О. П. Рыночные отношения // Журнал «Топос»/ www.topoc.ru/.... С. 4 - 6.


Смотрите также:
Методические рекомендации по дисциплине «Основы корпоративной символики»
275.2kb.
1 стр.
Методические рекомендации по дисциплине для преподавателей 21 методические рекомендации по дисциплине для студентов 23
323.06kb.
1 стр.
Методическое пособие по дисциплине «Основы права»
1294.89kb.
4 стр.
Методические рекомендации по выполнению курсового проекта по дисциплине
234.06kb.
1 стр.
Методические рекомендации Основы робототехники в начальной школе Методические рекомендации
97.95kb.
1 стр.
Методические рекомендации по дисциплине для преподавателей 23 Методические рекомендации по дисциплине для студентов 25
332.59kb.
1 стр.
Методические рекомендации по выполнению и защите курсовой работы по дисциплине опд. Ф. 8 «Экономический анализ»
548.07kb.
4 стр.
Методические рекомендации по выполнению практических и проектных заданий по дисциплине «Теория и методика плавания»
22.44kb.
1 стр.
Методические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья»
1045.73kb.
11 стр.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «английский язык» для специальности 240113 «химическая технология органических веществ»
998.07kb.
4 стр.
Методические рекомендации по дисциплине «Речевая коммуникация»
91.17kb.
1 стр.
Методические рекомендации по подготовке и оформлению контрольных работ по дисциплине
184.5kb.
1 стр.