Главная
страница 1страница 2страница 3
программа

формирования культуры

здорового и безопасного
образа жизни Младшего школьника


МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«ГИМНАЗИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ» г. УХТЫ
на 2011-2015 годы

г. Ухта

2011 г.

I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни младшего школьника на территории МОГО «Ухта»



Основания для разработки программы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

  2. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.

  3. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся.

  4. «Программа развития МОУ «ГИЯ» на 2010-2015 г.г.» («Современное образование для успешного развития и социализации личности») реализуется через следующие единичные проекты (целевые подпрограммы):

  • №1 «Британская линия»

  • №2 «Современный педагог»

  • №3 «Успешный ученик»

  • №4 «Воспитание успехом»

  • №5 «Здоровье»

  • №6 «Школа 21 века»

  1. Целевая подпрограмма «Здоровье»:

  • «Чистая вода»

  • «Школа без табака»

  • «Здоровое питание»

  • Игра « Мы растим цветок здоровья».




Заказчик программы

МУ «Управление образования» администрации МОГО «Ухта»

Разработчик программы

Заместитель директора по ВР Беляева Л.А.,

воспитатель 2 класса Постельная Я.Е.



Сроки реализации программы

2011-2015 г.г. (первая ступень, 1-4 классы)

Основные разделы программы

1. Паспорт программы.

2. Пояснительная записка.

3. Целеполагание программы.

4.Модель и структура системной работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у младших школьников.

5.Работа, планируемая в рамках реализации программы.



6. Сроки и этапы реализации.

7. Ожидаемые результаты и оценка эффективности реализации программы.

8.Управление реализацией программы.

9.Риски реализации программы.

10. Список литературы.


Исполнители программы

Администрация и педагоги муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия иностранных языков»

Ожидаемый результат

  • повышение индекса здоровья;

  • снижение заболеваемости школьников, в т.ч. сезонных заболеваний;

  • снижение уровня травматизма;

  • рост обученности по предмету ФК;

  • повышение уровня физической подготовленности школьников (президентские состязания);

  • повышение уровня мотивации по сохранению и укреплению своего здоровья;

  • снижение уровня психоэмоциональных расстройств;

  • снижение уровня утомляемости школьников;

  • увеличение количества спортивно – массовых мероприятий, проводимых ОУ;

  • увеличение охвата школьников спортивно – массовыми мероприятиями, проводимыми ОУ;

  • увеличение доли школьников, охваченных системой дополнительного образования в физкультурно – спортивной, социальной направленности (в ОУ, в УДОД образования, в УДОД культуры и физкультуры).


II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся в соответствии с определением ФГОС – это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.



Нормативно-правовой и документальной основой Программы являются:

- Закон Российской Федерации «Об образовании»;

- Федеральный Закон «О персональных данных» № 152-ФЗ от 27 июля 2006 года;

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

- СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;

- Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);

- Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);

- О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

- Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);

- Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.).

- Концепция УМК («Школа России», «Школа 2100», «Перспектива») и т. д. …

- Долгосрочная целевая программа «Дети города Ухты», подпрограмма «Здоровый ребенок»;

- Долгосрочная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта»;

- Рекомендации педагогическим коллективам в работе с обучающимися (воспитанниками), уличёнными в телефонном хулиганстве, разработаны МО РК.

- Инструкция по противодействию терроризму для работников подведомственных МУ «Управление образования» администрации МОГО «Ухта» учреждений (утв. приказом № 01-06/588 от 18.11.2008г.).

- Положение об обучении мерам пожарной безопасности работников подведомственных МУ «Управление образования» администрации МОГО «Ухта» учреждений (утв. приказом № 01-06/588 от 18.11.2008г.).

- Положение об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах МУ «Управление образования» администрации МОГО «Ухта» и подведомственных учреждений (утв. приказом № 01-06/266 от 20.04.2009г.).

- Положение об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации в МУ «Управление образования» администрации МОГО «Ухта» и в подведомственных учреждениях (утв. приказом № 01-06/266 от 20.04.2009г.).


- Приказы МУ «Управление образования» администрации МОГО «Ухта»:

  • 01-06/427 от 26.06.2009г. «О работе образовательных учреждений по сохранению жизни и здоровья обучающихся в 2008-2009 учебном году»;

  • 01-06/613 от 05.11.2009г. «О мерах по профилактике гриппа и борьбе с ним в образовательных учреждениях на территории МО ГО «Ухта» на период 2009-2012 гг.»;

  • 01-06/615 от 05.11.2009г. «О проведении работы по раннему выявлению эмоционального неблагополучия обучающихся»:

  • 01-06/16 от 14.01.2010г. «О несчастных случаях с обучающимися в образовательных учреждениях «Ухта»;

  • 01-06/ 488 от 09.10.2008г. «О пропускном режиме в образовательных учреждениях»;

  • 01-06/471 от 12.08.2009г. «Об утверждении примерного Положения о перевозке обучающихся (воспитанников) автомобильным транспортом »;

  • 01-06/ 580 от 21.10.2009г. «Об организации контроля за обеспечением безопасности при перевозке организованных групп детей автобусами»;

  • 01-06/590 от 26.10.2009г. «О мерах по защите персональных данных в подведомственных учреждениях»;

  • 01-06/468 от 09.08.2010г. «О регламентировании и контроле за организацией и обеспечением подвоза обучающихся школьными автобусами»;

  • 01-06/502 от 02.09.20010г. «Об обустройстве в образовательных учреждениях мини улиц и уголков по безопасности движения»;

  • 01-06/649 от 18.10.2010г. «О регламентировании деятельности отрядов ЮИД».

Здоровье, по концепции стандартов, понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых:



  • физическое,

  • психическое,

  • духовное,

  • социальное здоровье.

Одним из факторов, обеспечивающих достижение результатов деятельности по сохранению и укреплению здоровья в образовательном учреждении, выступает ее научно - обоснованный характер, последовательность, учет возрастных и социокультурных особенностей, информационная безопасность и практическая целесообразность.

Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования cформирована с учетом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:



  • неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

  • факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;

  • чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающий временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;

  • активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

  • особенности отношения обучающихся младшего возраста к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьезными хроническими заболеваниями) и восприятием ребенком состояния болезни главным образом как ограничение свободы (необходимость лежать в постели, болезненные уколы), не способностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, что обусловливает, в свою очередь, не восприятие им деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой (ребенок всегда стремится к удовлетворению своих актуальных потребностей, он не знает, что такое будущее, и поэтому ни за что не пожертвует настоящим ради будущего, и будет сопротивляться осуществлению своих желаний).

Наиболее эффективным путем формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, воспитателем, психологом, взрослыми в семье) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребенка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать свое состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.

Однако только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребенка в семье и образовательном учреждении.

При выборе стратегии воспитания культуры здоровья в младшем школьном возрасте необходимо, учитывая психологические и психофизиологические характеристиками возраста, опираться на зону актуального развития, исходя того, что формирование ценности здоровья и здорового образа – необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательного учреждения, требующий соответствующей здоровьесберегающей организации всей жизни образовательного учреждения, включая ее инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания.

Одним из компонентов формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является просветительская работа с родителями (законными представителями) обучающихся, привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе с детьми, к разработке программы формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.



III. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
Проблема:

Создание условий для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников.


Задачи программы:

  • сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

  • научить обучающихся, делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

  • научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе ее использования самостоятельно поддерживать свое здоровье;

  • сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

  • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности, научить ребенка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

  • дать представление с учетом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т.п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубного влияния на здоровье;

  • дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, телевидением, участия в азартных играх;

  • обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

  • сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

  • сформировать потребность ребенка безбоязненного обращения к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе, связанным с особенностями роста и развития.


Решение задач предполагается через взаимодействие субъектов воспитания:












Принцы эффективности – в профессионализме работающих в школе педагогов. Необходимо вложение средств в подготовку кадров, повышение их профессионализма .

Принципы результативности – в целенаправленном воспитании культуры здоровья и безопасной жизнедеятельности учащихся, их потребности, способности и умении заботится о своем здоровье и здоровье окружающих.

Принципы надежности получаемых результатов - в широком привлечении к решению задач не только учащихся и педагогов, но и специалистов в этой области, обсуждение полученных результатов в СМИ, на сайте.

Принцип вариативности – в вариативности содержания, методов, форм, приемов обучения. Он направлен на удовлетворение различных потребностей учащихся.

Принцип рефлексивности . позволяет ребенку оценить «что я стал знать», «что я был», «что я стал». И от того, как стимулируется и интексифицируется личностная рефлексия учащегося, будет зависеть формирование способности ребенка с самоизучению, самосовершенствованию, самопознанию и самовоспитанию.

Принцип интегративности – требует активного и системного использования межпредметных связей.

Принцип педагогической поддержки – особая сфера деятельности в образовании, направленная на соответствие ребенка на индивидуальнось На организационном уровне реализация его заключается в разработке на основе собранной информации системы мер, предотвращающих развитие негативных тенденций.

IV. Модель и Структура системной работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни младшего школьника

Системная работа на ступени начального общего образования по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни представлена в виде шести взаимосвязанных блоков. И должна способствовать формированию у обучающихся ценности здоровья, сохранению и укреплению у них здоровья.






1.Описание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения:


Направления

Содержание

Показатели ОУ

Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения (Ответственные: администрация школы)

Соответствие состояния и содержания здания и помещений санитарным и гигиеническим нормам, пожарной безопасности, ТБ

Здания по своему состоянию и содержанию соответствует санитарным и гигиеническим нормам, имеющиеся предписания по пожарной безопасности выполняются


Наличие и оснащение столовой

Столовая рассчитана на 88 посадочных мест (в школе 264обучающихся), оснащена:

Электроплита 4-х комфорочная

Электросковорода

Электрокипятильник (титан)

Мармит для 1-х блюд

Мармит для 2-х блюд

Машина тестомесильная

Овощерезка

Картофелечистка

Электромясорубка

Шкаф холодильный «Ариада»

Прилавок витрина холодильный «Смоленск»

И всем необходимым инвентарем.


Организация качественного питания

Организовано качественное горячее питание (контроль осуществляет медицинская сестра) Режим работы столовой:

10.00 – обед 1 класс

10.10 – завтрак (9,10,11 кл)

11.10 – обед (2, 3, 4 кл)

12.15 – обед (5,6,7,8 кл)

13.00 – полдник (1,2,3,4кл)

13.20. – обед (9,10,11 кл)

100% учащихся охвачены горячим питанием.

Обучающиеся начальных классов получают бесплатное питание


Оснащенность кабинетов, спортпомещений, инвентарем

Отсутствует спортивный зал. Для занятий физической культурой в гимназии имеется 2 приспособленных помещения: хореографический класс и комната хранения лыж. Используется следующий спортивный инвентарь: низкое гимнастическое бревно; подкидной мостик; гимнастические маты (6 шт.); скакалки; резиновые, баскетбольные, волейбольные, теннисные, набивные мячи; щит для метания; эстафетные палочки; обручи; гимнастические коврики. Создана учебная фильмотека по физической культуре, которая насчитывает более 40 фильмов. Учебные кабинеты оснащены соответствующей мебелью, рабочим учительским местом, компьютерной техникой.

Наличие помещения для медицинского персонала

Есть кабинет медицинской сестры, который оборудован:

  1. Ширма медицинская – 1 шт.

  2. Кушетка смотровая – 1 шт.

  3. Шкаф медицинский стеклянный – 1 шт.

  4. Медицинский столик с набором инструментов – 1 шт.

  5. Столик процедурный 2-х полочный – 1 шт.

  6. Спирометр сухой – 1 шт.

  7. Динамометр кистевой – 1 шт.

  8. Таблица Ротта – 1 шт.

Носилки санитарные – 1 шт.

Оправа детская – 1 шт.

Облучатель «Солнышко» – 1 шт.

Бикс КСКФ-9 – 1 шт.

Бикс КСКФ – 2 шт.

Плантограф – 1 шт.

Лоток почкообразный – 2 шт.

Шпатель металлический – 20 шт.

Холодильник – 1 шт.

Весы медицинские – 1 шт.

Ростомер – 1 шт.

Стол письменный – 1 шт.

Шкаф для документации – 1 шт.

Тонометр – 1 шт.



Наличие необходимого персонала специалистов

Учительский состав полный.

Есть медсестра, психолог.

Нет логопеда и социального педагога.



2.Способы рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся.

Направления

Содержание

Показатели ОУ

Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся

(снижение чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузок, рационального чередования труда и отдыха)

(ответственен каждый педагог, администрация)


Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки

Учебный план реализуется в 1-4 классах в условиях пятидневной учебной недели. Уроки начинаются в 8 часов 30 минут, продолжительность урока во 2-4 классах 45 минут.

В 1 классе в оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к требованиям общеобразовательного учреждения применяется «ступенчатый» метод постепенного наращивания учебной нагрузки:



    • в сентябре, октябре – 3 урока по 35 мин. каждый;

    • с ноября – 4 урока по 35 мин. каждый.

Продолжительность перемен:

  • 1 класс: после первого урока перемена 25 минут, после второго урока – часовая динамическая пауза (прогулка на свежем воздухе), после третьего урока –перемена 30 минут;

  • 2 - 11 классы: 1 перемена 10 минут, 2 перемены по 15 минут, 2 перемены по 20 минут.

Во 2 – 4 классах после 4 урока проводится часовая динамическая пауза на свежем воздухе.

2,3, 4 – 45мин, нагрузка составляет 20 часов в неделю, при пятидневной рабочей неделе в 1 классе и 25 при 6-ти в 2-4, соблюдаются требования к нагрузке на день (приложение 6 СанПин 2.421178-02)

10 - 15 минут перемены между уроками

Обучение ведется с использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся

Гимназия является ресурсный центр муниципальной системы образования МОГО «Ухта»

Перед внеклассной работой (2 часа в день) полдник



Использование методов и методик обучения, адекватных возрастным особенностям

Игровая деятельность

Интерактивные методы обучения



Соблюдение требований к использованию ИКТ

В гимназии:

  • оборудованы и работают 2 компьютерных класса (22 компьютера)

  • интерактивные доски – 2

  • проекторы оснащенные экраном -8

Длительность занятий на компьютере 2-4 класс 10 -15 минут за урок, 1 урок в неделю


следующая страница >>
Смотрите также:
Приказ № от 2013 год умк (по умс «Школа России») Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Березовской средней общеобразовательного школы №10
148.07kb.
1 стр.
Коллективный договор муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения города таганрога
422.06kb.
4 стр.
Образовательная программа муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения лицея №4 г. Таганрог 2012
1824.02kb.
14 стр.
Рассмотрена методическим советом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №28 с углублённым изучением отдельных предметов
6510.02kb.
38 стр.
Самоанализ деятельности Муниципального общеобразовательного учреждения
1936.76kb.
15 стр.
Материально-техническое обеспечение и оснащённость образовательной деятельности Муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной
60.07kb.
1 стр.
Положение о системе оплаты труда работников муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы с. Сухотского
215.01kb.
1 стр.
Правила приема воспитанников в дошкольную группу муниципального общеобразовательного учреждения
81.6kb.
1 стр.
Информационный доклад о деятельности муниципального общеобразовательного учреждения «гимназия №1 Г. Владивостока» в 2009 году
111.16kb.
1 стр.
Программа развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №21
244.13kb.
1 стр.
Доклад о деятельности муниципального общеобразовательного учреждения
142.13kb.
1 стр.
Доклад о деятельности муниципального общеобразовательного учреждения
74.7kb.
1 стр.