Главная
страница 1
Тема 6. Западная Европа и США в 20-30-е гг. XX века

  1. Итоги Первой мировой войны и складывание Версальской системы.

  2. Идейно-политические течения в ведущих Западных странах

  3. Страны Европы в 30-е гг. XX века




  1. Итоги Первой мировой войны и складывание Версальской системы

11 ноября 1918 г. в 11 часов утра Германия подписала акт о капитуляции, Первая мировая война закончилась.

Итоги Первой мировой войны:


  1. Это было проявление глубокого кризиса европейской цивилизации (дела расходились со словами, на словах – разговоры о гуманизме, человеколюбии, на деле – массовое истребление мирных жителей в ходе войны, применение оружия массового поражения, захват территорий)

  2. Распад и ликвидация крупнейших империй мира: Российской, Германской

  3. Социальные потрясения во многих странах – началась революция в Германии, ЩЕЛЧОК СЛАЙДА (в ноябре в Германии началась революция, Вильгельм II бежал из страны, 9 ноября Германия была провозглашена республикой), Австро-Венгрии, Османской империи

  4. Глубокие нравственные потрясения (обесценение человеческой жизни, появление «потерянного поколения» в войне, тенденция решить любой вопрос военным путём.

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

18 января 1919 г. в Версальском дворце, в Париже открылась конференция держав-победительниц (в этом был глубокий подтекст – именно в этот день в этом же месте в 1871 году в Версальском дворце была провозглашена Германская империя.

В столицу Франции прибыли представители 27 государств-союзников Антанты.

Вершила дела на конференции «большая тройка» - премьер-министр Франции Жорж Клемансо, премьер-министр Великобритании Ллойд Джордж, президент США Вудро Вильсон.

Основные решения Версальской конференции:

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

1. Германия объявлялась виновницей войны и потому должна была нести наказания.

- Германия лишалась всех колоний;

- часть территории Германии было передано соседним странам (Германия передавала Франции Эльзас и Лотарингию) – всего у Германии была отторжена территория в 67 тыс. кв. км., населения – 5 млн. 500 тыс. человек)

- выплата репараций – всего 132 млрд. золотых марок.

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

2. Ослабление военной мощи Германии:

- уменьшение численности армии до 100 тыс. человек;

- отмена всеобщей воинской повинности;

- запрет иметь боевую авиацию и бронетехнику

- создание демилитаризованной Рейнской зоны

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

3. Создание международной организации – Лиги наций, в задачи которой входила обеспечение мира и международной безопасности (прообраз нынешней ООН)

28 июня 1919 г. Версальский мирный догов со странами Антанты был подписан Германией (он воспринимался ей как унижения её национальных чувств)

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Изречение Фоша – почему он так сказал?




  1. Идейно-политические течения в ведущих Западных странах

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Среди идейно-политических направлений XX века можно выделить следующие:



Название

Основные идеи

Какие слои населения поддерживают

Партии и организации

Их реализация
















Коммунизм, его основные идеи – установление диктатуры пролетариата, уничтожение эксплуататорских классов, отказ от парламентаризма, построение общества, основанного на равенстве и отсутствии частной собственности.

Какие слои населения поддерживают эти идеи?

Бедные рабочие, разорившиеся ремесленники, демобилизованные солдаты, люмпен-пролетариат, маргиналы

Партии и организации, выражающие их идеи:

РКП (б) и коммунистические партии других стран, в 1919 г. объединились в Коммунистический интернационал (объединял все партии под эгидой Москвы)

Реализация этих идей:

Октябрьская революция в России, весна 1919 г. – провозглашение Баварской советской республики (13 апреля 1919 — 1 мая 1919), Венгерская советская республика (21 марта — 6 августа 1919) – все эти выступления, кроме выступления большевиков, были подавлены.

Социал-демократия

Основные их идеи: улучшение жизни рабочих через реформы, использование парламентских методов борьбы, к социализму можно прийти через реформы

Какие слои населения поддерживают:

Квалифицированные рабочие, богатые крестьяне

Партии – социал-демократические партии, партия лейбористов в Англии, которые объединились в социалистический интернационал.

Их реализация:

1924, 1929 – 1935 гг. в Англии к власти приходит партия лейбористов во главе с Рамсей (Рамси) Макдональд, социал-демократы неоднократно приходили к власти в Германии.

Либерализм, его основные идеи:

Развитие демократии и парламентаризма, рыночная экономика, реализация прав и свобод человека.

Какие слои населения поддерживают:

Буржуазия, богатые крестьяне, помещики, «средний класс».

Партии – национальные либеральные партии, партии республиканцев и демократов в США

Фашизм, основные идеи:

Создание общество всеобщего благоденствия для своей нации, отрицание демократии и парламентаризма, антикоммунизм.

Какие слои населения поддерживают:

Бедные рабочие, разорившиеся ремесленники, демобилизованные солдаты, люмпен-пролетариат, маргиналы

Партии, выражающие их интересы:

НСДАП в Германии, фашистская партия в Италии.

Реализация их идей:

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

В 1922 г. – приход к власти фашистов в Италии

9 ноября 1923 г. в Баварии произошёл пивной путч, это восстание было подавлено, активный инициатор путча Гитлер был арестован, впоследствии, сидя в тюрьме, он пришёл к выводу, что власть в Германии нужно захватить мирным, парламентским путём.


  1. Страны Европы в 30-е гг. XX века

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

В 1929 г. начался затяжной экономический кризис – уникальный по масштабам, продолжительности и глубине воздействия на жизнь общества

Последствия кризиса были ужасны:


  1. Падение уровня производства на начало XX века (т.е. экономика ведущих западных государств была отброшена на 30 лет назад)

  2. Резкий рост безработицы (30 млн. человек)

  3. ухудшение положения фермеров и мелких торговцев

  4. резкий рост экстремизма (коммунизма и фашизма)

Преодоление кризиса возможно было двумя путями:



  1. Реформизм – при этом сохраняется демократия и парламентаризм, но государство начинает активно вмешиваться в экономические процессы, Англия и Франция вышли из кризиса благодаря выкачиванию ресурсов из колоний. США – за счёт богатств, накопленных во время 1-й мировой войны.

  2. Фашизм и авторитаризм – уничтожение демократии, парламентаризма – по этому пути пошли Италия, Германия, Испания – у них было мало или вообще не было колоний, потому кризис был наиболее жесток

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Преодоления кризиса с помощью реформ можно проследить на деятельности президента США Ф. Рузвельта (1933 – 1945) – единственного Президента, который избирался на свой пост на четыре срока подряд.

Основные мероприятия «нового курса»



  1. в области промышленности – принудительное объединение предприятий в картели, которые регламентировали объём производства, минимальный уровень цен, распределяли рынки сбыта продукции;

  2. в сельском хозяйстве – искусственное повышение цен на с/х продукцию, чтобы повысить доходы фермеров (для этого – сокращение посевных площадей и поголовья скота (за компенсацию), государственные дотации фермерам.

  3. В области трудовых отношений – страхование безработных, введение пенсий, организация общественных работ

Реформы «нового курса» Рузвельта сохранили демократию в США и положили начало разработке механизма «государство всеобщего благосостояния», которое выражает не интересы какого-либо класса, а общества в целом, смягчает социальное неравенство

Установление фашизма в Германии.

Причины прихода к власти нацистов в Германии:



  1. Кризис в Германии носил особо острый характер – производство упало на 40%, зарплата рабочих – на 50%, число безработных превысило 9 млн. человек (Вспомните, что было социальной базой фашистских режимов?)

  2. Правящая элита была напугана опасностью захвата власти коммунистами и поддержала Гитлера как ярого антикоммуниста

  3. Понятная и привлекательная политическая программа (Гитлер всегда говорил о единстве нации, о его возрождении, умело играл на чувстве национального унижения по итогам первой мировой войны)

  4. умело поставленная избирательная кампания

Гитлер был прекрасным оратором, он любил выступать на митингах, которые воспламеняли в жалком, маленьком человеке гордое осознание того, что пусть он и червь, однако – часть большого дракона, от огненного дыхания которого однажды погибнет в пламени ненавистный буржуазный мир.

Гитлер всегда ожидал минуты выступления – когда толпа уже бесновалась, изнывая от ожидания его, применял для предвыборной кампании самолёт.

Он всегда входил в зал через коридор для публики, это вызвало бурю восторга, ведь это ОН пришёл.

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Первые слова он говорил негромко, как бы ища опоры, слова падали в бездыханную тишину, часто им предшествовала минутная пауза, нужная ему для концентрации и делавшая для слушающих ожидание невыносимым. Начало было монотонным, обычным, чаще всего связанным с легендой его восхождения: «Когда я, безымянный фронтовик, в 1918 г…» И вот уже через 15 минут Гитлер беспорядочно жистикулировар, поднимал голос, извергая из него слова.


После прихода к власти в течение2-х лет (1933 – 1934 гг.) в Германии произошло установление тоталитарного режима.

  1. Установление однопартийной системы (все другие партии, кроме НСДАП, либо должны были слиться с ней, либо ликвидировались)

  2. уничтожение демократии и парламентаризма (Рейхстаг становился бесправным органом)

  3. Идеологическое единомыслие в форме нацизма («Германия превыше всего»), начало преследования евреев.

  4. Подчинение экономики государству (вся промышленность распределялась по отраслям, все предприятия, хотя и оставались в частных руках, должны были подчиняться государству)

  5. Милитаризация экономики – перевод её на военные рельсы


Таким образом, приход к власти нацистов сократил и ликвидировал безработицу, повысил уровень жизни населения, что привело к ещё большему увеличению влияния Гитлера


Смотрите также:
Тема Западная Европа и США в 20-30-е гг. XX века
70.01kb.
1 стр.
Урок истории в 7 классе (2часа) Тема урока : Западная Европа: новый этап развития
116.84kb.
1 стр.
Л е. Гринин теория, методология и философия истории: очерки развития исторической мысли от древности до середины XIX века лекция
638.76kb.
4 стр.
Литература: Чикалов Р. А., Чикалова И. Р. Западная Европа и Соединенные Штаты Америки (1815-1918). Мн., 2000
88.52kb.
1 стр.
Р оссия и Западная Европа: тактические союзники или стратегические партнеры?
176.8kb.
1 стр.
Приглашение для Предварительной Квалификации Закуп строительных работ по реконструкции участка дороги «Жамбылская область» в рамках международного транзитного коридора «Западная Европа – Западный Китай» Транш 2: Участки II и V
64.66kb.
1 стр.
Iv форум «европа – украина» Киев 26 – 28 апреля 2010 г
73.21kb.
1 стр.
10 кл. Тест: «Западная Европа» I вариант Самый грузонапряженный морской пролив
28.52kb.
1 стр.
Черкасский государственный
84.99kb.
1 стр.
План мероприятий по переселению г. Кызылорда Астана 2010 Аббревиатуры абр
900.99kb.
4 стр.
Отчет №55259-kz r eport No Отчет и рекомендации
177.94kb.
1 стр.
Лист вопросов по Истории Средних веков для учеников 7-х классов § 14 Западная Европа
23.1kb.
1 стр.