Главная
страница 1
Проблемы в подготовке к ЕГЭ

по истории и обществознанию

в классах общеобразовательного уровня и пути их решения
Кочетова Татьяна Петровна, учитель истории и обществознания

МБОУ лицея № 4 г. Данкова

Данковского муниципального района

Липецкой области


Свое выступление хочу начать со слов академика РАО Л.Н.Боголюбова, назвавшего ЕГЭ «термометром, который показывает уровень усвоения наших предметов». Действительно, главным итогом прошедших лет стало то, что ЕГЭ по истории и обществознанию состоялся. В то же время остались серьезные проблемы. В большей мере они касаются классов общеобразовательного уровня. Тема данного сообщения как - раз и затрагивает проблемы в подготовке к ЕГЭ по истории и обществознанию в классах общеобразовательного уровня и пути их решения. Почему эта тема так важна?

От эффективности общего среднего образования зависит и эффективность дальнейшего обучения молодежи. Я полностью согласна с мнением А.И.Солженицына, утверждавшего: «Среднее образование должно быть настолько полным, чтобы человек мог без расчета на высшее прожить с поднятой головой. Оно должно быть полноценным, фундаментальным». Однако на встрече с представителями высшей школы 24 августа 2011 Председатель Правительства РФ В.В.Путин с сожалением отметил, что в 7 российских вузах проходной балл был ниже 50-ти? Какие же проблемы стоят перед общеобразовательными школами и классами при подготовке к ЕГЭ, в частности. по истории и обществознанию? Уважаемым коллегам они хорошо известны.

Проблема 1: мощный поток необходимой информации, которую учащимся следует «переварить» за 2 часа в неделю.

Проблема 2: существование негативной практики «натаскивания». преимущественно к заданиям частей А и В, формализация при закреплении нового материала, его сжатость и конспективность. В этом отношении страдает работа с учащимися , направленная на формирование умений выявлять причинно-следственные связи, закономерности. Существует уже идеологическое оправдание «натаскивания»: «ведь от этого зависят судьбы выпускников». Таким образом, совмещение зарубежного опыта аттестации, ориентированного на оценку знания, с российской социализацией традиционного типа, стало одной из главных проблем отечественной школы 21 века.

Проблема 3: огромное количество существующих учебников по истории и обществознанию, которые не всегда соотнесены с ЕГЭ. В связи с этим, по мнению доктора исторических наук О.В.Волобуева, «необходимо создать перечень имен, явлений, событий, объектов, понятий, дат, которые обязательно должны быть отражены в учебнике».

Проблема 4 состоит в поиске эффективного баланса между репродуктивными и продуктивными методами обучения, традиционными и современными средствами обеспечения учебного процесса.

Проблема 5. Если в профильных классах гуманитарного типа учащиеся заранее нацелены на получение хорошего результата на ЕГЭ по истории и обществознанию, то в общеобразовательных классах из-за разноуровневых интересов и знаний данная нацеленность и мотив преуменьшаются или пропадают.

Что же требуется от нас, учителей, для того, чтобы экзамен не воспринимался учащимися как страшная «баба ЕГЭ», а как вполне реально и во многом успешно преодолимое испытание? Проанализировав свой почти 20-тилетний педагогический опыт, опыт коллег-предметников, много передумав и перечитав, я сформировала систему работы и лично для себя определила способы решения данных проблем.

Во-первых, подготовка к ЕГЭ не должна быть самоцелью, она должна проводиться постоянно, став частью планомерного использования тестов в течение всего периода школьного обучения. Я это делаю с учащимися на уроках истории, а затем обществознания, начиная с 5 класса.

Во-вторых, практически на каждом уроке мы отрабатываем алгоритм выполнения заданий ЕГЭ. Знание типовых конструкций помогает учащимся почти не тратить время на их понимание, следовательно, снимается извечное напряжение и предэкзаменационный стресс.

В-третьих, вопросы тестов выстраиваю так, чтобы заставить учащихся задуматься, высказать свою точку зрения на проблему. Только тогда будет развиваться мышление, и школьник «выжмет» из этого вопроса максимально высокий балл.

В-четвертых, провожу постоянный тренинг по заданиям ЕГЭ прошлых лет, самостоятельно придуманным мною и учащимися, тестам из всевозможных учебных пособий.

В-пятых, важным моментом подготовки к ЕГЭ по истории и обществознанию считаю работу над понятиями. С этой целью на каждом уроке провожу игру «вопрос – ответ». Учащиеся задают друг другу вопросы, связанные с определением понятий, на которые сами должны знать ответ. Школьники автоматически запоминают многие термины и показывают хорошие результаты на ЕГЭ.

В-шестых, во время практических занятий обсуждаю так называемые трудные вопросы. Не нужно бояться перегрузить память учащихся излишней информацией, нужно бояться недодать необходимой.

В-седьмых, при написании эссе вместе с ребятами мы ищем проблему, поставленную автором, подбираем необходимые для раскрытия темы понятия, выдвигаем аргументы, приводим доказательства своей точки зрения, выявляем ошибки и т.п.

В заключение хотелось бы отметить, что несмотря на все недостатки вышеназванной формы итоговой аттестации, ЕГЭ по истории и обществознанию, в отличие от точных и естественных наук рассчитан не на простое зазубривание фактов, понятий, явлений общественной жизни, не на механический выбор ответов, а на выражение собственного «Я», выработку своего мировоззрения, формирование творческого мышления и является важной ступенью социализации личности.


Использованные источники:


  1. Алексашкина Л.Н. История. ЕГЭ: методическое пособие для подготовки. – М. 2006

  2. Артасов И.А. О системе и принципах подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию. Преподавание истории в школе, 2006, №9

  3. ЕГЭ по истории и обществознанию: влияние на изучение предметов. Преподавание истории и обществознания в школе, 2010, №3

  4. Королев И.Ю. ЕГЭ по обществознании.: размышления социолога. Преподавание истории и обществознания в школе, 2009, №10

  5. Котова О.А. ЕГЭ по обществознанию: задания на конкретизацию. Преподавание истории и обществознания в школе, 2010, №5

  6. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Королькова Е.С. ЕГЭ по обществознании.: типичные ошибки выпускников. Преподавание истории и обществознания в школе, 2008, №10

  7. Подготовка к ЕГЭ по обществознании.: учительский опыт. Преподавание истории в школе, 2009, №3

  8. Покотилова Т.Е., Нахаева И.В. Формирование ключевых компетенций в условиях подготовки учащихся выпускных классов к ЕГЭ по истории. Преподавание истории и обществознания в школе, 2010, №4

  9. books.dostavka.ru ›Knigi/Nauka-i-obrazovanie/…

  10. emomi.com ›download/sadovnichiy/


Смотрите также:
Проблемы в подготовке к егэ по истории и обществознанию в классах общеобразовательного уровня и пути их решения
44.09kb.
1 стр.
Повторение изученного в 6-8 классах Подготовка к гиа в 9 и 11 классах
111.95kb.
1 стр.
Рекомендации учителям истории при подготовке к сдаче егэ период: XVIII xix в в
81.19kb.
1 стр.
Рабочая программа по истории в 7 «А», «Б», «В» классах
190.33kb.
1 стр.
Круглый стол «Проблемы развития ресторанного бизнеса в рк и пути их решения»
43.95kb.
1 стр.
Информация о результатах сдачи егэ в 2012 году по литературе, обществознанию, истории выпускниками текущего года
1297.62kb.
7 стр.
«Элементы человеческой психики и сознания»
65.3kb.
1 стр.
Савинова О. В. О подготовке к муниципальным олимпиадам по истории и обществознанию в 2010/2011 учебном году
790.57kb.
6 стр.
Их решения
3402.6kb.
13 стр.
Экология Украины. Проблемы. География. Пути решения
476.94kb.
2 стр.
Савинова О. В. Обобщение опыты учителей по подготовке учащихся к егэ по истории
20.12kb.
1 стр.
«проблемы обращения с промышленными отходами и пути их решения»
107.51kb.
1 стр.