Главная
страница 1
ФАС РФ - МИНСПОРТУ
Историческая ситуация к настоящему моменту.
1.

Авиационные виды спорта (высший пилотаж, планерный, вертолётный, парашютный, тепловые баллоны, Федерация любителей авиации,) непосредственно связаны с организацией лётной работы, что согласно существующему законодательству требует наличия крупного авиационного комплекса типа аэропорт, аэроклуб с необходимой инфраструктурой, обеспечивающей в рамках сертифицированного аэродрома и штатного объёма специалистов проведение полётов в соответствии с документами, регламентирующими лётную работу.

Крупных авиационных подразделений (будем далее называть их: аэроклубы), удовлетворяющих этим специфическим требованиям, на базе которых возможно проведение спортивных полётов (от первоначального обучения полётам до проведения соревнований), к настоящему моменту наберётся в нашей стране менее двух десятков. (Впрочем, даже в прежние времена, в рамках СССР, в ведомствах ДОСААФ и Минобороны их было всего лишь в 3-4 раза больше.) Это обуславливает специфику авиационных видов спорта и их коренное отличие от массового физкультурного движения. (Однако, отнюдь, не умаляет общественную значимость этих видов спорта.)
2.

Вышеуказанная специфика определяет проблему массовости в авиационных видах спорта, особенно теперь, когда за отсутствием государственных источников финансирования, аэроклубы вынуждены существовать только на базе коммерческой деятельности. При таких условиях к настоящему времени удалось удержаться «на плаву» всего лишь небольшому количеству аэроклубов, при условии очень высоких коммерческих расценок за час полёта, покрывающих содержание крупной инфраструктуры и эксплуатацию авиационной техники.


3.

При вышеуказанных условиях и расценках авиационные виды спорта доступны лишь отдельным гражданам, имеющим возможность оплачивать регулярные полёты. Молодые люди в 16-17 лет, (возраст, когда рекомендуется начало освоения лётной деятельности), не имеют личных финансовых ресурсов для полётов в аэроклубе. По этой причине за последние полтора десятилетия у нас возник катастрофический разрыв между поколениями авиационных спортсменов. Сейчас в составах сборных команд остались лишь «ветераны», получившие колоссальную бесплатную подготовку, прошедшие естественный спортивный отбор во времена СССР и сохранившие до настоящего момента высокую спортивную форму, пока ещё позволяющую занимать высшие места на Чемпионатах мира. Авиационным видам спорта характерно долголетие пилотов, лётное мастерство растёт с объёмом лётной практики, но ветераны не вечны, а смена молодых пилотов практически полностью отсутствует.


4.

Отсутствие первоначальной лётной и спортивной подготовки молодёжи в системе аэроклубов вызывает серьёзные опасения и проблемы в самом ближайшем будущем для «большой» авиации. Эту проблему удалось решить ещё в 30-е годы существования нашего государства, когда была развёрнута обширная сеть аэроклубов и призыв «молодёжь – на самолёт» обеспечил нашу авиацию великолепными лётными кадрами. Тогда это прозорливо понимали. Сейчас об этом никто не задумывается.

Школа аэроклуба, оттачивание лётного мастерства в условиях спортивной подготовки и конкуренции является важнейшей ступенькой подготовки кадров для «большой авиации», обеспечивает в будущем высокое профессиональное лётное мастерство пилотов и безопасность полётов. Это непременная и обязательная составляющая в подготовке профессионального пилота. В большинстве цивилизованных стран это отлично понимают, авиационные виды спорта везде весьма популярны и массовы, имеют большое прикладное значение, победа в авиационном Чемпионате мира имеет престижное значение для страны. Мы пока стоим особняком в стороне от этого, наши авиационные виды спорта находятся на задворках популярности – и в массовом их восприятии, и в отношении к ним руководящих структур. А самолёты продолжают падать по причине «человеческий фактор», т.е. недостаток профессионализма.

В настоящий момент в нашей стране назревает острый дефицит профессиональных авиационных кадров, старые уходят по возрасту, достойной опытной смены почти нет, скоро начнём приглашать пилотов из Китая, Африки, (платить европейским лётчикам их зарплату мы ещё не в состоянии…) Это – серьёзная проблема государственного уровня.


5.

В аэроклубах, и соответственно, в наших Федерациях также обостряется дефицит опытных кадров за отсутствием молодой смены. Счёт профессионалов уже идёт на единицы. Это касается и инструкторского состава, и спортивных специалистов. Полное отсутствие финансирования сборных команд, тренерского состава, работа исключительно на общественных началах, никак не содействует качеству подготовки спортсменов категории «высшего спортивного мастерства.» Местами она просто физически невозможна без штатного состава при существующем объёме работ и требований.

Финансовое обеспечение Федераций осуществляется исключительно за счёт членских взносов, которые не могут быть велики и их хватает только на канцелярские нужды и почтовую коммуникацию (внутреннюю и зарубежную.) Но при этом необходимо платить членские взносы в Международную Федерацию, арендовать какое-то офисное помещение, обеспечивать работу своих представителей за рубежом в ФАИ – суммы для Федерации не подъёмные.
6.

В тридцатые годы, при достойном отношении к развитию массовой и спортивной авиации, в нашей стране был создан Центральный аэроклуб СССР и в качестве его штаб-квартиры было построено великолепное здание в Тушино рядом с историческим аэродромом. Там пребывали и активно работали авиационные федерации, это был центр высшей спортивной подготовки пилотов.

Теперь, если подойти к центральному входу этого здания, пробираясь среди навороченных джипов, можно сразу видеть табличку: «Министерство по спорту…», «Национальный аэроклуб России». Однако, войти в это здание спортсмену затруднительно, мощная охрана строго оберегает коммерческие организации от проникновения «посторонних».

Ещё несколько лет назад Федерации располагали в этом здании своими помещениями, хотя половина помещений уже сдавалась в аренду. Теперь Федерации изгнаны из здания, оно целиком сдано в аренду и никак не соответствует табличке «Национальный аэроклуб России». Однако, здание , согласно этой же табличке, находится под эгидой «Министерства по спорту…». У спортивной общественности, да и ветеранов авиации, которые начинали лётную профессию с аэроклубной деятельности и понятие ЦАК СССР неразрывно с ней связано, возникает естественное недоумение и возмущение – как такая метаморфоза могла произойти? Кому так остро понадобились доходы от коммерческой деятельности бывшего знаменитого ЦАК СССР? Куда идут эти доходы? Кто и на каком основании произвёл реорганизацию целевого назначения Национального аэроклуба?

Разумеется, историческая справедливость должна быть восстановлена. Здание, где теперь располагается госпредприятие «НАК России», должно снова стать штаб-квартирой для авиационных Федераций. Существующее положение вещей с этим зданием неестественно и позорно. Устав госпредприятия «НАК России» должен быть реорганизован по своему целевому назначению, а во главе такой организации должен находиться профессиональный авиатор.

В преобразованном виде эта организация, будучи в ранге ГП, могла бы стать очень удобным связующим звеном для финансирования и руководства спортивной деятельностью авиационных Федераций.


7.

Проблемы с понятием «регион» для наших спортивных федераций.

При образовании юридического лица для федерации, согласно «Закону об общественных объединениях», мы вполне могли охватить более половины регионов страны, создав мелкомасштабные региональные объединения, готовые «содействовать» развитию данного вида авиационного спорта, например, в клубе юных космонавтов и пр. По закону это не возбраняется.

Однако реальная работа - конкретное проведение спортивных полётов, как указано выше в п. 1. , возможно только в полномасштабном аэроклубе с необходимой инфраструктурой, а таковых очень мало. Для каждого из наших видов спорта регионов, располагающих такими аэроклубами всего 6 – 8, и не все из них в состоянии провести региональный чемпионат. Эта проблема существовала всегда и она решалась путём, специфическим для авиационных видов спорта. На Чемпионат страны допускались в первую очередь сильнейшие пилоты (отбор по рейтингу, например, или иным параметрам), что для участников соревнований обеспечивало ровный состав спортсменов по уровню подготовки, которым давались соответственно сложные полётные задания. Для спортсменов меньшего уровня подготовки существовала вторая лига соревнований с более простой программой, или – для регионов – в масштабе страны общесоюзная Спартакиада.

Требование Минспорта проводить соревнования в массовом порядке в большом количестве регионов и собирать из их победителей состав участников Чемпионата страны для авиационных Федераций принципиально невозможно. Абсолютно нереально требовать представительство большого количества регионов в наших Чемпионатах. Их не может быть больше, чем аэроклубов, культивирующих данный вид спорта, а таковых, как уже упоминалось, реально порядка 6 – 8. Мы могли бы предоставить официальный перечень таких аэроклубов в регионах и ведомствах по каждому виду спорта.

Специфика авиационных видов спорта ограничивает количество участников Чемпионата конкретным потенциалом инфраструктуры клуба, (например, количеством летательных аппаратов, режимом организации полётов и пр.) При таких условиях, для нас тем более важно провести соревнования в небольшом, но ровном составе сильнейших спортсменов. Это обуславливает необходимость отбора участников не по текущим результатам в регионе, а определяется уровнем лётного и спортивного мастерства пилотов. Мы оцениваем этот уровень по результатам ряда выступлений за несколько последних лет, в том числе и за рубежом, и никак – по итогу текущего года. Лётное мастерство не может быть оценено единичным полётом.

У нас нет профессиональных штатных сборных команд, а на общественных началах участие в международном Чемпионате для нас существенно важнее, чем участие в тот же срок в регионе, и такой результат для нас имеет определяющее значение.

(Примечание. Это я пишу к тому, что Минспорта требует формировать сборную команду из чемпионов страны текущего года, в то время, когда при коротком спортивном летнем сезоне в эти же сроки проходят важнейшие международные чемпионаты, где и предпочитают летать наши ведущие пилоты. Но тогда, имея богатый опыт и тренировку в районе предстоящего Чемпионата мира, они должны уступить место в сборной аутсайдеру, победившему дома в отсутствие форвардов. Чиновники Минспорта, к сожалению, «шаблонят» спорт по своим массово-физкультурным представлениям и не в состоянии вникнуть в нашу специфику. Фактически, они каждый раз по большинству тем ставят Федерацию за рамки профессионализма и принуждают выполнять несуразные для неё решения.)

8.

По теме аккредитации – ФАС или каждая из Федераций.



Прежде всего, основное назначение ФАС – это представительство в международной авиационной федерации ФАИ.

Устав ФАИ содержит такое понятие, как НАК. Раньше аббревиатура расшифровывалась: Национальный Аэроклуб, теперь она имеет более точную трактовку: Национальный Авиационно-спортивный Контроль.

Устав ФАИ полагает, что структура НАК – это сумма (союз) Федераций по авиационным видам спорта, которые избирают Президента НАК и его Генерального секретаря.

Президент и секретарь участвуют в ежегодной Генеральной Конференции ФАИ, где в сферу их деятельности входит работа с Общим Разделом Кодекса ФАИ, описывающим правила, общие для всех видов авиационного спорта, а также выборы Президента и руководящих органов ФАИ.

Каждая из Федераций НАК участвует в работе Комиссий ФАИ по своему виду спорта и работает в рамках и над своим Разделом Кодекса ФАИ, который определяет содержание данного вида спорта и правила соревнований в нём, сроки и место международных Чемпионатов.

Функцию НАК должна выполнять ФАС, но в настоящий момент Устав ФАС устарел и не отвечает современному положению вещей, не согласуется с Уставом ФАИ, да и с «Законом о спорте».

ФАС создавалась много лет назад, как подручная организация РОСТО, избираемая некоей безликой «спортивной общественностью», не несущей никакой ответственности перед Федерациями, а в Уставе ФАС представительство в ФАИ не прописано основной задачей.

Сейчас перед ФАС стоит задача реорганизации её структуры и Устава, приведение их в соответствие с основной целью – представительство в ФАИ, (все остальные задачи чётко прописаны в Уставах аккредитованных Федераций, нет нужды их дублировать.) Планируется объединить авиационные Федерации, имеющие статус организаций общероссийских, в общественное объединение более высокого ранга: Союз общественных организаций с сохранением кадрового руководящего состава ФАС и основной задачей – выполнение функций Национального Авиационно-спортивного Контроля (по ФАИ.)

В этом аспекте аккредитованные авиационные Федерации вполне самодостаточны и представительны как внутри страны, так и на международной арене.

Попытка переместить акцент на аккредитацию ФАС (или в реорганизованном виде – Союз Федераций) приведёт к полному параличу нашей деятельности и внутри страны, и на международной арене. Содержание каждого вида авиационного спорта совершенно различно и требует своего специфического управления. Руководящий орган ФАС будет совершенно не в состоянии охватить всё разнообразие текущих задач всех Федераций и осуществить оперативное их решение. Для решения по каждому вопросу – внутренних Чемпионатов или международных - невозможно будет собирать чуть ли не ежедневно необходимый кворум из представителей разных Федераций, каждой из которых проблемы соседей неведомы и чужды, (к тому же Президиум ФАС – орган общественный, а его представители весьма занятые люди по своей основной работе. Как их собирать ежедневно ?) Аккредитация ФАС совершенно не приемлема для нас, против такого варианта категорически против все авиационные Федерации страны.


9.

Итак, аккредитованные Федерации вполне самодостаточны и согласно «Закону о спорте» вполне в состоянии профессионально отвечать за функционирование своего вида спорта. Проблемой остаётся исключительно финансовая сторона вопроса.

Некоторое, весьма ограниченное финансирование Федерации получают от Минспорта. Однако расходование этих небольших (в масштабе каждой Федерации) средств оговорено совершенно «оригинальными» требованиями. К примеру, средства можно расходовать только на проведение сборов по подготовке к Чемпионату мира, но на само участие в нём – нет. Спрашивается, зачем такой сбор, если денег на само участие расходовать нельзя? (А других денег нет, или же спортсмен нашёл себе спонсора, но это не самый сильный спортсмен, а самый состоятельный. Для кого сборы проводить и как узнать, что он денег добудет?)

Федерации – вполне серьёзные общественные организации, где общественный контроль за расходованием средств (любых, даже и не от Минспорта) исключительно тщательный и скрупулёзный. Очевидно, что самой Федерации виднее, куда можно израсходовать с максимальной пользой мизерные средства – что-то на сборы, часть на ЧМ, какую-то часть на проведение Чемпионата России. Получается парадокс: средства выделены, но их оптимальное использование для нужд спорта в текущий момент невозможно, этот вопрос не доверяется Федерации, расходовать надо строго по нелепым статьям.



Неужели можно заподозрить Федерацию в нецелевом (проще говоря – воровском) расходовании средств? По «Закону о спорте» аккредитованная Федерация – высший орган в своём виде спорта. Откуда такое недоверие? Масса спортсменов страны – доверяет, (и строго контролирует), почему Минспорт не доверяет?
Ю. Кузнецов


Смотрите также:
Фас РФ минспорту
97.34kb.
1 стр.
Фас подтвердила право Газпром нефти на участие в шельфовых проектах рбк daily
90.89kb.
1 стр.
Вопросы для фас россии
27.11kb.
1 стр.
Обзор рынка нерудных строительных материалов
277.24kb.
1 стр.
Иа «Интерфакс» 01. 08. 12 Фас признала фтс нарушившей закон при размещении заказа на антивирусную защиту информации
407.94kb.
6 стр.
Минэкономразвития и фас взяли розницу в оборот
61.7kb.
1 стр.
Предложены меры по выравниванию доходов и расходов предстоящего федерального бюджета
132.18kb.
1 стр.
Федеральная антимонопольная служба (фас россии). 18 июля 2011 г
78.93kb.
1 стр.
Отчет о поездке в португалию
63.22kb.
1 стр.
Центральный федеральный округ
104.63kb.
1 стр.
Е. М. Цыганова, кандидат юридических наук, доцент, зам. Председателя фас западно-Сибирского округа
7605.79kb.
31 стр.
Обобщение судебной практики
186.37kb.
1 стр.