Главная
страница 1
Методика утверждена заместителем руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Е.Н. Геворкян

29 сентября 2006 года.



Методика

проведения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования оценки соответствия качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования

1. Общие положения

    1. Настоящая методика разработана в целях регламентации организации и проведения в рамках комплексной оценки деятельности высших учебных заведений и их филиалов (далее – вузы) оценки показателя государственной аккредитации «Качество подготовки» в части установления соответствия качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (далее - государственных образовательных стандартов).

    2. Оценка показателя государственной аккредитации «Качество подготовки» в части соответствия качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям государственных образовательных стандартов проводится в форме тестирования с использованием информационно-коммуникационных технологий (далее – тестирование).

    3. Основной задачей тестирования является получение достоверных и объективных результатов о качестве подготовки обучающихся и выпускников вуза в целях установления их соответствия требованиям государственных образовательных стандартов.

1.4. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор) организует тестирование в вузах не менее 4-х раз в год. Формирование групп вузов, в которых будет проводиться тестирование в установленный период (далее – сессия), проводится Управлением лицензирования, аккредитации и надзора в образовании Рособрнадзора с учетом сроков проведения комплексной оценки их деятельности (аттестационной экспертизы), установленных Графиком по комплексной оценке деятельности и аттестации образовательных учреждений, утверждаемым заместителем руководителя Рособрнадзора.

1.5. Тестирование проводится по образовательным программам высшего профессионального образования (далее – образовательные программы) из числа заявленных вузом на государственную аккредитацию в рамках комплексной оценки деятельности вуза. Количество образовательных программ, по которым будет проводиться тестирование в каждом вузе, не должно превышать 10-ти. Отбор указанных образовательных программ осуществляет Управление лицензирования, аккредитации и надзора в образовании.

Перечень вузов, включенных в одну группу, с указанием образовательных программ, по которым будет проводится тестирование, а также сроки проведения тестирования утверждаются распоряжением Рособрнадзора, которое доводится до сведения вуза и федерального государственного учреждения «Национальное аккредитационное агентство в сфере образования» (далее - Росаккредагентство) не менее, чем за 30 дней до проведения тестирования.

В случае невозможности проведения тестирования в вузе в сроки, установленные для данной группы вузов, тестирование проводится в иные сроки, согласованные с вузом.

1.6. Организационно-технологическое сопровождение тестирования осуществляется Росаккредагентством в рамках информационно-методического сопровождения процедуры государственной аккредитации вузов.

1.7. Результаты тестирования используются комиссией по комплексной оценке деятельности вуза, создаваемой Рособрнадзором, при подготовке аттестационного заключения и Росаккредагентством при подготовке документа «Представление вуза (филиала) к государственной аккредитации».



2. Лица, участвующие в организации и проведении тестирования

2.1. В организации и проведении тестирования участвуют:

Рособрнадзор в лице уполномоченных должностных лиц и своего представителя, уполномоченного на осуществление контроля и оказание консультативной помощи по организации и проведению тестирования в вузе (далее – уполномоченный представитель Рособрнадзора);

Росаккредагентство, осуществляющее организационно-технологическое сопровождение тестирования;

вуз в лице его руководителя, администрации и иных уполномоченных лиц;

обучающиеся в вузе (далее – студенты).



3. Программное обеспечение и технические средства

3.1. Для проведения тестирования используется специализированное программное обеспечение, предоставляемое вузу Росаккредагентством.

3.2. Для проведения тестирования в вузе необходимо наличие персональных компьютеров, объединенных в локальную вычислительную сеть, подключение к сети Интернет. При отсутствии необходимого количества вычислительной техники тестирование студентов может быть проведено по решению вуза на базе иного образовательного учреждения.

3.3. Порядок предоставления специализированного программного обеспечения, инструкция по использованию и требования к техническим средствам и программному обеспечению вуза разрабатываются и утверждаются Росаккредагентством и размещаются на специализированном сайте http://att.nica.ru.



4. Педагогические измерительные материалы

4.1. При тестировании используется единый федеральный банк аттестационных педагогических измерительных материалов (далее - ФБ АПИМ), который в установленном Рособрнадзором порядке формирует и сопровождает Росаккредагентство.

4.2. ФБ АПИМ содержит базы тестовых заданий, варианты структуры аттестационных педагогических измерительных материалов, алгоритмическое и программное обеспечение для формирования тестовых комплектов в соответствии с дидактическими единицами дисциплин, включенными в государственные образовательные стандарты.

4.3. В качестве измерительных материалов могут использоваться как аттестационные педагогические измерительные материалы по одной дисциплине (далее - АПИМ), так и полидисциплинарные аттестационные педагогические измерительные материалы (далее - полидисциплинарные АПИМ).

4.4. Структура и содержание АПИМ и полидисциплинарных АПИМ рассматриваются и утверждаются Советом по координации управления качеством высшего профессионального образования Рособрнадзора.

4.5. Критериальные значения показателей качества подготовки студентов, достижение которых подтверждает ее соответствие требованиям государственных образовательных стандартов, устанавливаются Аккредитационной коллегией Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.



5. Общее описание технологии

5.1. Технология тестирования включает подготовительный этап, этап проведения тестирования и этап обработки и анализа результатов.

На подготовительном этапе осуществляется:

формирование программы тестирования в вузе;

подготовка тестовых комплектов (комплектов АПИМ и полидисциплинарных АПИМ) по представленным вузом на государственную аккредитацию образовательным программам;

формирование списка студентов-участников тестирования на основе репрезентативной выборки студентов вуза;

организация рабочих мест в вузе для проведения тестирования;

формирования плана-графика тестирования.

На этапе проведения тестирования организуется:

выполнение студентами тестовых заданий АПИМ и/или полидисциплинарных АПИМ;

оформление протокола тестирования в вузе (приложение 1).

На этапе обработки и анализа результатов осуществляется формирование отчета о результатах тестирования в вузе.

5.2. Формирование программы тестирования в вузе, подготовку тестовых комплектов и обработку результатов тестирования осуществляет Росаккредагентство.

6. Технология тестирования

6.1. Формирование программы тестирования в вузе.

6.1.1. Для организации тестирования в вузе составляется программа тестирования, которая включает список образовательных программ с перечнем учебных дисциплин, подлежащих тестированию, а также число студентов, привлекаемых к тестированию по дисциплине или циклу дисциплин.

6.1.2. Формирование программы тестирования в вузе осуществляется на основании распоряжения Рособрнадзора, устанавливающего перечень образовательных программ и учебных планов, из числа предварительно прошедших экспертизу в федеральном государственном учреждении «Информационно-методический центр по аттестации образовательных учреждений» (далее – ИМЦА), а также списочного состава студентов вуза.

6.1.3. Тестирование по каждой образовательной программе проводится преимущественно по трем циклам дисциплин: общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (далее - ГСЭ), общих математических и естественнонаучных дисциплин (далее - ЕН), общепрофессиональных дисциплин (далее – ОПД). Для этой цели используются полидисциплинарные АПИМ. Как правило, тестирование по циклам ГСЭ и ЕН проводится на третьем курсе, по ОПД – на четвертом курсе.

При отсутствии полидисциплинарных АПИМ по соответствующим образовательным программам тестирование может проводиться по отдельным дисциплинам образовательной программы с использованием соответствующих АПИМ. В этом случае выбор дисциплин, по которым будет проводиться тестирование, проводится Росаккредагентством в соответствии со следующими правилами.

При использовании АПИМ по одной образовательной программе для тестирования по каждому циклу отбираются не более 3 дисциплин федерального компонента государственного образовательного стандарта, по которым в соответствии с учебным планом завершено обучение в полном объеме на момент проведения тестирования.

Если для отдельных образовательных программ отсутствуют АПИМ по дисциплинам цикла ОПД (или их менее 3-х), то на тестирование дополнительно выносятся дисциплины циклов ГСЭ и ЕН.

6.1.4. Список студентов-участников тестирования формируется методом случайной выборки из контингента студентов вуза, завершивших обучение по данной дисциплине, и включает не более 25 человек на одну дисциплину. Один студент может принять участие в тестировании не более трех раз.

6.1.5. Списочный состав студентов 2-5 курсов, обучающихся по каждой образовательной программе, подлежащей тестированию, предоставляется вузом. Формат заполнения списков студентов указан на сайте http://att.nica.ru.

6.1.6. В случае возникновения технических причин, препятствующих проведению тестирования в вузе в установленные сроки, составляется акт с указанием этих причин. Акт составляется в 3-х экземплярах и подписывается уполномоченным представителем Рособрнадзора и руководителем вуза. Один экземпляр акта остается в вузе, второй и третий – направляются соответственно в Управление лицензирования, аккредитации и надзора в образовании Рособрнадзора и Росаккредагентство. Рособрнадзор принимает по согласованию с вузом (филиалом) решение о переносе сроков тестирования.

6.2. Формирование тестового комплекта.

6.2.1. Для каждой образовательной программы формируется тестовый комплект, состоящий из наборов полидисциплинарных АПИМ (и/или АПИМ) и списков студентов-участников тестирования по данной образовательной программе.

6.2.2. Тестовый комплект передается в вуз в день проведения тестирования. За своевременную приемку тестового комплекта отвечает уполномоченный представитель Рособрнадзора.

6.3. Организация рабочих мест в вузе для проведения тестирования

6.3.1. Организацию рабочих мест в вузе для проведения тестирования осуществляет представитель администрации вуза, назначенный приказом ректора (директора) ответственным за организацию тестирования (далее – организатор тестирования в вузе).

6.3.2. Организатор тестирования в вузе:

- осуществляет подготовку компьютерной техники к проведению тестирования;

- устанавливает в компьютерных классах не менее чем за 2 недели до проведения тестирования в вузе специализированное программное обеспечение, представленное Росаккредагентством, с целью проверки его работоспособности;

- осуществляет проверку совместимости работы базового (вузовского) и специализированного программного обеспечения, представленного Росаккредагентством;

- в случае нарушения работоспособности специализированного программного обеспечения сообщает об этом в Росаккредагентство;

- в день проведения тестирования обеспечивает наличие на каждом рабочем месте чистых листов бумаги со штампом вуза для использования студентами в качестве черновиков;

- организует передачу результатов тестирования в Росаккредагентство по электронным каналам связи;

- обеспечивает условия для выполнения уполномоченным представителем Рособрнадзора его обязанностей.

6.4. Формирование плана-графика тестирования

6.4.1. На основании программы тестирования в вузе составляется план-график проведения тестирования в вузе (далее – план-график), учитывающий техническое оснащение и пропускную способность компьютерных классов, предоставляемых для проведения тестирования.

6.4.2. План-график составляется с учетом выполнения следующих условий:

студент может тестироваться не более двух раз в день;

перерыв между сеансами тестирования одного студента должен составлять не менее 30 минут;

продолжительность сеанса тестирования не должна превышать 80 минут;

проведение мероприятий по тестированию студентов в вузе не должно превышать трех дней.

6.5. Проведение тестирования

6.5.1. Во время тестирования в компьютерном классе могут находиться: уполномоченный представитель Рособрнадзора, организатор тестирования в вузе, технический работник компьютерного класса и студенты.

6.5.2. При одновременном проведении тестирования в нескольких компьютерных классах могут назначаться организаторы тестирования в аудитории из числа сотрудников вуза, не являющихся специалистами по дисциплинам, по которым проводится тестирование.

6.5.3. В процедуре тестирования по дисциплине участвуют студенты, включенные в список участников тестирования в соответствии с программой тестирования. Каждый студент при входе в компьютерный класс должен иметь студенческий билет или другой документ с фотографией, удостоверяющий личность.

6.5.4. Студент имеет возможность пройти тестирование по конкретной дисциплине только один раз. Повторное тестирование по этой же дисциплине не допускается.

6.5.5. На тестировании должно присутствовать не менее 90% студентов из списка студентов-участников тестирования. При явке меньшего числа студентов тестирование не проводится. Руководитель вуза предоставляет объяснительную записку на имя руководителя Управления лицензирования, аккредитации и надзора в образовании с приложением к ней копий соответствующих документов. Причины неявки студентов отмечаются в протоколе тестирования.

6.5.6. Во время тестирования студенты-участники тестирования выполняют все записи на листах со штампом учебного заведения, которые по окончании тестирования сдаются уполномоченному представителю Рособрнадзора. При выполнении тестовых заданий они могут пользоваться калькуляторами и справочными материалами только в том случае, если содержание аттестационных педагогических измерительных материалов предполагает их использование.

6.5.7. Уполномоченные лица из числа сотрудников вуза, присутствующие в аудитории при проведения тестирования, не должны сообщать студентам какой-либо дополнительной информации по содержанию тестовых материалов, давать ответы на тестовые задания.

6.5.8. При проведении тестирования студенты обязаны выполнять требования уполномоченного представителя Рособрнадзора. Запрещаются разговоры, вставания с мест, использование учебных материалов и мобильных телефонов. Студенты, не соблюдающие установленные требования к проведению процедуры тестирования, удаляются из аудитории. Удаленные из аудитории студенты рассматриваются как неявившиеся.

6.6. Оформление протокола тестирования в вузе

6.6.1. После окончания тестирования в вузе с помощью программного обеспечения, размещенного на сайте att.nica.ru, формируется протокол тестирования, который подписывается руководителем вуза и уполномоченным представителем Рособрнадзора. Протокол передается уполномоченным представителем Рособрнадзора в Росаккредагентство, копия протокола остается в образовательном учреждении.

6.7. Обработка данных и формирование отчета о результатах тестирования

6.7.1. Данные тестирования в электронном виде передаются для обработки в Росаккредагентство уполномоченным представителем Рособрнадзора. Подтверждается целостность и полнота переданных данных, количество студентов, полностью завершивших тестирование, результаты которых приняты к обработке. В случае расхождения данных о прошедших тестирование студентах и списком студентов, результаты которых приняты к обработке, уполномоченный представитель Рособрнадзора совместно с Росаккредагентством определяет причины несоответствия.

6.7.2. Формирование отчета по результатам тестирования осуществляется Росаккредагентством в течение 15 рабочих дней после окончания срока проведения тестирования в вузе и получения от вузов протоколов и данных тестирования.

6.7.3. Отчет содержит итоговые результаты тестирования по каждой дисциплине или по циклу дисциплин, аналитические материалы по оценке качества подготовки студентов и обезличенные списки индивидуальных результатов тестирования.

6.7.4. Отчет оформляется в 2-х экземплярах. Один экземпляр передается в Управление лицензирования, аккредитации и надзора в образовании Рособрнадзора для председателя комиссии по комплексной оценке деятельности (аттестационной экспертизе) вуза (филиала), второй направляется в вуз (филиал).

6.7.5. Председатель комиссии по комплексной оценке деятельности вуза использует материалы отчета по результатам тестирования при подготовке аттестационного заключения, являющегося основанием для государственной аккредитации вуза.


7. Права и обязанности лиц, участвующих в организации и проведении тестирования

7.1. Уполномоченный представитель Рособрнадзора:



  • осуществляет контроль за организацией проведения тестирования;

  • фиксирует нарушения процедуры тестирования;

  • консультирует представителей вуза о порядке проведения тестирования, правах и обязанностях студентов и администрации учебного заведения при проведении тестирования;

  • контролирует явку студентов на тестирование в соответствие со списком студентов-участников тестирования;

  • осуществляет контроль за своевременной пересылкой данных тестирования в электронной форме ежедневно в течение всего периода проведения тестирования в вузе;

  • оформляет протокол тестирования в вузе;

  • в случае возникновения нестандартных ситуаций своевременно информирует об этом Рособрнадзор и Росаккредагентство, согласовывает с ними свои действия;

  • заключает с Росаккредагентством договор о возмездном оказании услуг.

7.2. Росаккредагентство:

  • при регистрации вуза на сайте http://att.nica.ru открывает для него именную страницу;

  • размещает на именной странице вуза методические и инструктивные материалы для организации тестирования, специализированное программное обеспечение и образцы тестовых материалов;

  • консультирует представителей вуза по вопросам организации тестирования;

  • формирует программы тестирования на основе учебных планов, прошедшим экспертизу в ИМЦА;

  • формирует АПИМы и полидисциплинарные АПИМы для проведения тестирования в соответствии с программой тестирования;

  • формирует репрезентативную выборку контингента студентов вуза и на ее основе списки студентов-участников тестирования;

  • направляет в Рособрнадзор предложения по кандидатурам уполномоченных представителей;

  • заключает с уполномоченными представителями Рособрнадзора договоры о возмездном оказании услуг;

  • передает уполномоченному представителю Рособрнадзора методические и инструктивные материалы, программу и план-график проведения тестирования;

  • обрабатывает данные результатов тестирования, формирует отчет о результатах тестирования и передает его в Рособрнадзор и в вуз;

  • контролирует и несет ответственность за соблюдение технологии проведения тестирования.

7.3. Вуз:

    • назначает ответственного за организацию тестирования в вузе (организатора тестирования в вузе);

    • направляет учебные планы по образовательным программам, подлежащим тестированию, на экспертизу в ИМЦА;

    • представляет списки студентов 2-5 курсов, обучающихся по очной форме, по образовательным программам, отобранным для тестирования; если в вузе обучение по указанным образовательным программам осуществляется только в заочной форме, то вузом указываются также сроки проведения сессий для этой формы обучения;

    • - обеспечивает условия для выполнения уполномоченным представителем Рособрнадзора его обязанностей;

    • обеспечивает на период тестирования наличие, надлежащее техническое состояние и доступность компьютерной техники;

    • обеспечивает каналы связи для передачи данных о результатах тестирования;

    • обеспечивает подготовку студентов к прохождению тестирования;

    • несет ответственность за своевременное и полное представление достоверных данных, явку студентов на тестирование, соблюдение установленного порядка организации тестирования;

    • обеспечивает своевременную пересылку данных тестирования в электронной форме ежедневно в течение всего периода тестирования.

Приложение 1

Форма протокола



Протокол тестирования

«____» _____________ 200__ г.

На основании распоряжения Рособрнадзора от в период с ___ "________" 200__ г. по ___ "________" 200__ г. в присутствии уполномоченного представителя Рособрнадзора____________________________________, действующего на основании распоряжения Рособрнадзора от , в рамках оценки качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям государственных образовательных стандартов, проведено тестирование студентов образовательного учреждения

____________________________________________________________________



(полное наименование образовательного учреждения)

____________________________________________________________________

(местоположение образовательного учреждения)

в соответствии со следующим планом:



Цикл дисциплин

Дисциплина

Дата проведения тестирования

Аудитория

Кол-во студентов (по плану)

Кол-во студентов (по факту)

Код 1 – Наименование ООП 1

ГСЭ

Дисциплина 1













ЕН

Дисциплина 2













ОПД

Дисциплина 3













ОПД

Дисциплина 4













ОПД

Дисциплина 5













Код … – Наименование ООП …

ГСЭ

Дисциплина 1













ГСЭ

Дисциплина 2













ЕН

Дисциплина 3













ЕН

Дисциплина 4













ЕН

Дисциплина 5













Код 10 – Наименование ООП 10

ГСЭ

Дисциплина 1













ГСЭ

Дисциплина 2













ЕН

Дисциплина 3













ЕН

Дисциплина 4













ЕН

Дисциплина 5













Замечания:

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________


Ректор (директор): _____________ /______________________/

подпись Ф.И.О.

М.П.
Уполномоченный представитель Рособрнадзора: ___________ /________________/



подпись


Смотрите также:
Методика утверждена заместителем руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Е. Н. Геворкян 29 сентября 2006 года
175.28kb.
1 стр.
Методические рекомендации об организации контроля за соблюдением лицензионных
686.1kb.
4 стр.
Отчет о самообследовании основной образовательной программы по специальности спо
3005.96kb.
13 стр.
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 3 апреля 2007 г. N 05-58-74/кк
17.83kb.
1 стр.
Утверждено решением Ученого совета югу
411.99kb.
4 стр.
2. Литература Иностранный язык
2787.09kb.
44 стр.
Филиал имеет право на осуществление образовательной деятельности в соответствии с лицензией Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 27. 05. 2009 г
656.4kb.
5 стр.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 мая 2007 г. N 136 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по присвоению, лишению
683.22kb.
4 стр.
Перечень региональных государственных организаций телерадиовещания и периодических печатных изданий, предоставленный в Центральную избирательную комиссию Республики Адыгея Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи
42.29kb.
1 стр.
Отчет о самообследовании основной образовательной программы по специальности
411.76kb.
4 стр.
Российская газета – егэ в голосе – Мария Агранович
19.55kb.
1 стр.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
127.88kb.
1 стр.