Главная
страница 1 ... страница 12страница 13страница 14страница 15
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ВВЕДЕНИЕ...................................................................…………………. 6

Глава 1

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ КАК

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ..............................................………………………… 6

Глава 2

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ  ОСОБАЯ ОТРАСЛЬ

ЗНАНИЯ ......................................................……………………………. 30

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ .......................................………………. 38

Глава 3


ИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ ПСИХОЛОГИИ ...........………………………...... 38

Глава 4


РУССКАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ВТОРОЙ

ПОЛОВИНЫ XIX  НАЧАЛА XX ВВ. .........……………………... 126

Глава 5

РОССИЙСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В СОВЕТСКИЙ

ПЕРИОД .......................................................………………………….. 156

Глава 6


Российская психология в новых социально-

экономических условиях ................................………………………... 186



ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ В

ПСИХОЛОГИИ ....................................................…………………... 289

Глава 7


Принцип детерминизма ......................................……………………………. 198

Глава 8


Принцип системности .......................................……………………………... 212

Глава 9



Принцип развития ............................................……………………………… 247

ИМЕННОЙ И ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛИ ......………………….…. 272


1 Эти структуры призвано выявить в потоке исторических событий особое направление исследований, ставящее своей целью категориальный анализ развития психологического познания (см. ниже).


2 В популярной литературе описываются различные эпизоды, с которыми предание связывает открытия. Эти эпизоды один американский автор объединил под формулой «три «В»». Имеются в виду начальные буквы английских слов: «Bath» (ванна, из которой выскочил Архимед) «Bus» (омнибус, на ступеньке которого Пуанкаре неожиданно пришло в голову решение трудной математической задачи) и «Bed» (постель, где физиологу Леви приснился опыт, доказывающий химическую передачу нервного импульса).


3 Конечно, эти ответы, формулируются не для него, но, вслушиваясь в них, он оказывается участником диалога, когда, опираясь на извлеченный из текстов ответ (который он не мог бы получить, если бы не обращался к этим текстам с собственным вопросом), не удовлетворяется им, а вступает в спор, приводит конраргументацию, продвигаясь тем самым в познании обсуждаемого предмета.


4 Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 1, М., 1982, С.158.


5 См.: Шатерников М.Н. Биографический очерк И.М. Сеченова // Сеченов И.М. Избр. труды. М., 1935, С. 15.


6 Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 1, С. 429.


7 Эпифеноменализм учение о том, что психические акты не имеют самостоятельной ценности и не являются причинными факторами поведения.


8 Демокрит являлся автором множества работ, охватывающих различные области знания.


9 Научное наследство. М., 1956. Т.3, С.64.


10 Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 6. М., 1984, С. 301.


11 Локк. Д. Избр. филос. произв.: В 2 т. Т. 1. М., 1960, С. 138.


12 Такой взгляд называется агностицизмом (от греч. «недоступный познанию»).


13 В этом они противостояли солипсизму Беркли и агностицизму Юма, которые, так же как и французские материалисты, этой эпохи, апеллировали к сенсорному опыту, к прямым свидетельствам органов чувств.


14 Сеченов И.М. Избр. филос. и психол. произв. М., 1947, С. 228.


15 Джемс В. Психология. Пг., 1922, С. 288.


16 Герцен А.И. Собр. соч. в 30-ти том., М., 1959. Т. 26. С. 77.


17 Чернышевский Н.Г. Избр. филос. произв., Т. 3, М., 1951. С. 185


18 Цит. по кн. «Владимир Соловьев. Стихотворения, проза, письма, воспоминания современников». М., 1990. С. 379.


19  Чернышевский Н.Г. Избранные философские сочинения, Т. 3, 1951. С. 185.

20  Юркевич. П.Д. Из наук о человеческом духе. Тр. Киевской духовной академии. Кн. 4, 1860. С. 18.

21 Юркевич П.Д. Язык физиологов и психологов. «Русский вестник», 1862. Т. 39. С. 389.


22  Кавелин К.Д. Задачи психологии. СПб. 1872, С. 31.

23 Там же. С. 26


24  Кавелин К.Д. Задачи психологии. СПБ. 1872. С. 237.

25 Сеченов И.М. Избр. филос. и психол. произв. М., 1947. С. 209


26 Ивановский В.Н. К характеристике М.М. Троицкого. Вопросы филос. и психологии. К. 52 (1900). С. 205.

27 Соловьев В., Стихотворения. Проза. Письма. Воспоминания современников. М., 1990. С. 220.


28 Челпанов Г.И. Мозг и душа. М., 1912. С. 86.

29 Челпанов Г.И. Мозг и душа, М., 1912. С. 30.

30 Труды Второго Всероссийского съезда по педагогической психологии в С.-Петербурге в 1909 г. С. 71.

31 Интересные воспоминания опубликованы недавно В.Днепровым с беседах в тюрьме на Лубянке с анархо-синдикалистом Андрейчиным, который был переводчиком в разговоре между Павловым и Уэллсом: «В разговоре коснулись и общих вопросов мировоззрения, заметив, как само собой разумеется, что Павлов отвергает всякий материализм и диалектику. На это Павлов ответил: «Материалистом быть не могу как человек верующий, но вот диалектика это мое. Посмотрите: торможение, а торможение торможения растормаживание. Как видите, противоположности переходят друг в друга». У меня сразу сердце задрожало, я подумал о многих разговорах и спорах Павлова с моим другом Каревым и почувствовал в словах Павлова нечто идущее от Карева

32 Можно сослаться лишь на устный рассказ академика АПН СССР Т.А. Власовой, работавшей а начале пятидесятых годов в Отделе науки ЦК партии, которым в то время заведовал Ю.А. Жданов. Она говорила, что после «павловской» сессии уже был подготовлен проект документа, который должен был стать основой для постановления, аналогичного принятому в 1936 году по поводу педологии. В частности, в нем содержалось предложение «закрыть» психологию, заменив ее повсюду физиологией высшей нервной деятельности. Документ был представлен на утверждение Сталину. Получив и просмотрев проект, он сказал: «Нет, психология это психология, а физиология это физиология». На этом «научные» проблемы были решены и к ним больше не возвращались.


33 Характерен следующий факт. В начале пятидесятых годов труды Павлова не только изучались, но воспринимались как откровение. И вдруг обнаруживается, что в многочисленных изданиях его книг допущена ошибка, которую некоторые читатели готовы были расценивать не иначе, как происки «врагов народа». Павлов в статье «Условный рефлекс» (БСЭ, т. 56, М., 1936, с. 331), написанной для Большой Советской Энциклопедии, пишет: «... многочисленные раздражения словом, с одной стороны, удалили нас от действительности, и поэтому мы постоянно должны помнить это, чтобы не исказить наши отношения к действительности. С другой стороны, труд и связанное с ним слово сделало нас людьми, о чем, конечно, здесь подробнее говорить не приходится» (выделено нами. А.Л., М.Я.). Так в Энциклопедии. Однако в Полном собрании сочинений И.П. Павлова (том 3, книга вторая, М., 1951, с. 336) написано по-иному: «...с другой стороны, именно слово сделало нас людьми, о чем, конечно, здесь подробнее говорить не приходится» (выделено нами. АЛ., М.Я.). Итак, в 1936 г. великого ученого бесцеремонно «поправили» без его ведома вписали ему в текст статьи указание на роль труда в происхождении человека, дабы никаких расхождений с Энгельсом у него не было. Исправление в Полном собрании сочинений, по-видимому, отзвук возмущения Павлова, потребовавшего, чтобы произвольное обращение с его текстом больше не повторялось.


34 Эти просчеты сказались и на работах авторов настоящей книги (А.П., М.Я.).


35 У Б. Пастернака мы читаем:

«Кому быть живым и хвалимым,

Кто должен быть мертв и хулим

Известно у нас подхалимам

Влиятельным, только одним»


36 Здесь и далее не следует смешивать «функционализм», о котором идет речь, с функционализмом, в понимании В. Джемса (см. гл. 3).

37 См. главу I «Личность»

38 Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 1. С. 352.

39 Об этом рассказано в «Павловских средах» (раз в неделю по средам Павлов собирал в 10 часов утра сотрудников своих лабораторий для обсуждения результатов опытов, а также общих проблем учения о высшей нервной деятельности). В стенограмме одной из сред записано: «Иван Петрович рассказал об описанном Фрейдом случае излечения истерического психоза» («Павловские среды». Т. 1, с. 69).


40 Выготский Я.С. Собр. соч. Т. 1. С. 115.

41 Там же, С. 122.


42 Павлов И.П. Полн. собр. соч. Т. III, Ч. 2, М., 1951, С. 232.


43 Вагнер В.Л. Герцен как натуралист // Вестник Европы. 1914, М 9. С. 22.


44 Это место в «Биопсихологии» вызвало в 20-х годах упреки со стороны Ю. Фролова. По поводу критики Вагнером антропоморфического понимания «способности» муравьев к взаимопомощи Ю. Фролов иронически замечает, что «В. Вагнер посвящает много труда, чтобы доказать, что муравьи при совместной работе не помогают друг другу, но лишь мешают!» (Фролов Ю. Физиологическая природа инстинктов. 1925, с. 74.) Между тем исследования Вагнера действительно показали, что муравьи тащат предмет вовсе не сотрудничая друг с другом, а каждый сам по себе и, если их работа и производит впечатление согласованных действий, то лишь потому, что каждый в отдельности муравей двигается к одной и той же цели – к гнезду. Кажущаяся согласованность возникает при движении муравьев по гладкой дороге. Если же встречаются препятствия, муравьи лишь мешают друг другу. Муравьи могут и помогать, и мешать друг другу в зависимости от обстоятельств.


45 Вагнер В.А.. Биологические основания сравнительной психологии (Биопсихология). СПб.- М., 1910 1913. Ч. I и II, С. 38.


46 Филиппченко Ю. Предмет зоопсихологии и ее методы. // Новые идеи в философии, 1913, Сб. 10. С. 37.


47 Вагнер В.А. Биопсихология. С. 223.


48 Вагнер В.А. Биопсихология и смежные науки. 1923, с. 25.

49 Вагнер В.А. Биопсихология и смежные науки. С. 25.


50 Ланге Н.Н. Психология, 1914 // Итоги науки. Т. VIII. С. 89.


51 Ланге Н.Н. Психология, 1914 // Итоги науки. Т. VIII. С. 90.


52 Там же. С. 89.


53 Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960. С. 369.


54 Лишь в 1983 г. В.А. Петровский предложил развести проблемы психического развития индивида и развития личности (см.: Петровский В.А. Принцип ведущей деятельности и проблема личностнообразующих видов деятельности при переходе от детства к взрослости // Психологические условия и механизмы воспитания подростков. М. 1983. С. 20 33).


55 Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 4. М., 1984. С. 258 259.



<< предыдущая страница  
Смотрите также:
Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» «История психологии»
123.13kb.
1 стр.
Примерный перечень вопросов для студентов по подготовке к экзамену по дисциплине «История психологии»
22.17kb.
1 стр.
История психологии. Ответы на вопросы к экзамену 2010
791.47kb.
12 стр.
Семантика костюма волжских финнов середины I начала II тыс. Н. Э. 24. 00. 01 теория и история культуры
646.04kb.
3 стр.
История психологии 296681 88 Я496 Якунин, Валерий Александрович
86.3kb.
1 стр.
История психологии
38.11kb.
1 стр.
Психологические идеи в творческом наследии и. А. Ильина >19. 00. 01 общая психология, психология личности, история психологии
284.27kb.
1 стр.
Чеславович общая теория становления и эволюции механизма конституционной государственности в польше
1037.53kb.
5 стр.
Дифференционно-интеграционная теория развития: философское осмысление и применение в психологии, языкознании и педагогике
17.83kb.
1 стр.
Трансперсональной психологии
3566.56kb.
46 стр.
Контрольные вопросы по курсу "История психологии"
51.75kb.
1 стр.
Теория деятельности как методологический подход в психологии
2545.55kb.
9 стр.