Главная
страница 1
Эволюция религии в современном мире

История человечества и история религии свидетельствуют о непрерывных изменениях в религиозной сфере. Менялись типы религий, исчезали различные формы национальных религий, укреплялись и развивались мировые религии, происходили изменения в самих религиях. Этот процесс изменения форм религии у разных народов и в различных регионах не всегда происходил мирным путем. Так, история распространения христианства, а также исла­ма свидетельствует о насильственном вытеснении старых' верований в ходе завоевания стран и народов.

Достаточно вспомнить арабские завоевания в VII - VIII вв. Палестины, Сирии, Египта, Средней Азии, Северной Африки и Пиренейского полуострова, в ходе которых под знаменем священной войны среди порабощенных народов насаждалась религия Аллаха. В ходе колониального освоения Латинской Америки и других «языческих» краев насильственным путем насаждалось христианство. Более сложным и неоднозначным было утверждение и распространение протестантизма в государствах Западной Европы, которое нередко сопровождалось настоящими военны­ми столкновениями и кровопролитием. Таким образом, в истории религии имели место различные эволюционные и «революционные» процессы.

Под эволюцией религии в широком смысле слова можно понимать сравнительно мирный, постепенный процесс изменений, проявляющийся как в возникновении и исчезновении тех или иных форм религий, так и во взаимовлиянии различных религий, а также в виде изменений в рамках определенной религии, происходящих под воздействием изменяющихся общественных отношений. Эволюцию можно оценить как объективный исторический процесс, независимый от воли и желания людей, хотя и протекающий через борьбу и столкновения представителей различных организаций. В этом процессе нельзя игнорировать личные качества основателей тех или иных религиозных течений.

Эволюцию религии в настоящее время признают и теологи и религиоведы. В утверждении воззрения на религию как на исторически изменяющийся феномен культуры важ­ную роль сыграли усилия религиоведов, этнографов, археологов, историков разных стран с середины XIX в.

Современная эпоха с ее все более ускоряющимся темпом изменений, приобретающих глобальный характер, более отчетливо выявляет и зависимость между развитием научных знаний, научно-техническим прогрессом, изменением образа жизни людей и эволюцией религии. Конечно, эту зависимость нельзя упрощать, а тем более утверждать, что с развитием науки сфера влияния религии автоматически сужается, что то или иное научно-техническое достижение является свидетельством в пользу «опровержения религии». Например, в 50 -60-е гг. много говорили (причем даже теологи) о «кризисе религии» в современном мире. Какую-то реальность подобные суждения отражали, но вряд ли правомерно говорить о «глобальном кризисе» религии.

В действительности, зависимость между эволюцией религии и развитием науки, техники, социальных отношений, образа жизни людей более сложная и опосредованная, она специфически проявляется на разных уровнях религиозного сознания, культа, религиозной деятельности. Дело в том, что человек живет не только в природном мире, но и в мире «второй природы», в мире материальной и духовной культуры, создаваемой и изменяемой самими людьми. Преобразуя ее, он меняет себя, свои взгляды и представления, привычки и обычаи, нормы отношений между отдельными людьми и народами. Все это не может не отражаться в религии, в изменении всех ее компонентов, ведь и верующие и богословы живут в этом же меняющем­ся мире. Изменения же, происходящие за последние годы, носят глобальный характер, они затрагивают все страны и народы, проживающие в разных уголках земного шара.

Современный этап научно-технической революции, на­чавшийся на рубеже 70-80-х годов, открывает широкие перспективы развития производительных сил общества. Ведущими направлениями этого этапа НТР являются такие новые научно-технические отрасли, как микроэлектроника, информатика, робототехника, биотехнология, создание материалов с заранее заданными свойствами. Продолжаются исследования, изучающие возможности создания новых источников энергии, в том числе и энергии термоядерного синтеза. На основе научно-технических достижений, по мере их распространения в различные регионы мира усиливается взаимосвязь и взаимозависимость всех экономических, социальных и политических процессов в мире. Можно без преувеличения сказать, что бурному научно-техническому развитию сопутствуют столь же значительные социально-политические процессы. Коренным образом меняется политическая карта мира. Почти исчезли колониальные страны и на мировую арену вышли в качестве влиятельной политической силы государства и союзы государств, которые еще недавно относились к зави­симым странам - Индия, Индонезия, страны Арабского Востока, Бразилия и др. Все эти научно-технические и социально-политические перемены приводят к переменам в образе жизни разных народов, в их сознании, в том числе и в сфере религии.



1.Секуляризация. Одним из таких заметных изменений является процесс секуляризации, который наиболее отчетливо проявляется в развитых странах Европы, дает о себе знать в других странах и регионах. В средневековой Европе термин «секуляризация» означал обращение церковных или монастырских земель в государственную собственность. Этим же термином обозначалась и передача каких-либо функций из церковного ведения в распоряжение гражданских властей. В настоящее время под секуляриза­цией понимается сложный многогранный процесс освобождения различных сфер общества и культуры от господства религиозных институтов и символов.

Если речь идет об институтах и обществах, относящихся к новейшей истории Запада, здесь секуляризация проявляется в утрате христианской церковью сфер, прежде находившихся под ее контролем или влиянием: в отделении церкви от государства, в экспроприации церковных землевладений, в освобождении системы образования из-под власти церковных авторитетов. Если же мы говорим о культуре и символах, то под секуляризацией понимается нечто большее, чем социальный процесс. Она оказывает влияние на всю целостность культурной жизни общества. Ее можно наблюдать по снижению роста религиозной тематики в искусстве, философии и литературе, и, что самое важное - по развитию науки как автономного, чисто светского взгляда на мир. У процесса секуляризации есть и субъективная сторона: наряду с секуляризацией общества и культуры существует и секуляризация сознания. Это оз­начает, что современное общество порождает все больше индивидов, которые в своем отношении к миру и самим себе не пользуются религиозными идеями.

Если секуляризацию рассматривать как глобальный феномен, характерный для современной эпохи, то очевидно, что этот процесс в мире идет неравномерно. На различных группах населения он сказывается по-разному. Исследования специалистов показывают, что мужчины более восприимчивы к влиянию секуляризации, чем женщины, люди средних лет - чем молодежь и старики, горожане - чем жители сельской местности, представители социальных слоев, непосредственно связанных с современным производством, - чем люди, занятые более традиционным трудом и т.д.

Одним из наиболее очевидных воздействий секуляризационного процесса начала века стал «кризис доверия» к религии. Можно сказать, что секуляризация явилась результатом широко распространившегося разочарования в истинности традиционных религиозных определений реальности. Если современный человек проявляет равнодушие к вопросам, связанным с религией, то он объективно сталкивается со множеством религиозных и внерелигиозных инстанций, каждая из которых по-своему определяет реальность. Эти инстанции ведут борьбу между собой, оспаривая внимание к своим позициям религиозных определений реальности.

В настоящее время во многих развитых странах мира церковь отделена от государственных структур. Право, политика, экономика, наука и искусство в осуществлении сво­их функций все чаще апеллируют не к тем или иным догматам, а главным образом к «мирским» интересам человека, общества, отдельных социальных групп. Так, Организация Объединенных Наций, как международный орган, объединяющий почти все государства земного шара, в своем Уставе и Декларации прав человека провозглашает одним из важнейших принципов своей деятельности обеспечение прав личности на достойные условия жизни незави­симо от расовой и религиозной принадлежности. Международными организациями приняты декларации, признающие право человека на выбор нерелигиозного мировоззрения, равно как его право на религиозный выбор. Все указанные факторы свидетельствуют, что сейчас возможно говорить о том, что наряду с различными формами религиозного мировоззрения формируется и развивается также нерелигиозное, секуляризованное мировоззрение. Оно не представляет собой внутренне целостной системы и объединяет его, по существу, один признак - нерелигиозность. На разных уровнях общественного сознания степень, глубина, осознанность этой нерелигиозности различны и определить общие характеристики такого мировоззрения весьма сложно. Вероятно, его основной чертой можно считать интуитивное осознание, ощущение возрастающей роли самого человека в изменении всех условий своего бытия. Для такого мировоззрения основным принципом ценностной ориентации становится признание, что главной ценностью для человека является сам человек, независимо от его отношения к религии. На теоретическом уровне данное мировоззрение представлено множеством различных течений, направлений, философских концепций. Среди них можно выделить естественнонаучное, социологическое и антропологическое направления.

Наиболее общим названием для всех представителей этого нерелигиозного мировоззрения, установившимся в литературе, является «свободомыслящие». Кроме этого, ими используются для обозначения своих позиций и такие понятия, как «агностик», «скептик», «атеист», «секулярист», «гуманист» и др. В то же время наиболее общими особенностями этого секуляризованного мировоззрения являются гуманизм и ориентация на науку. Среди свободомыслящих, достаточно хорошо известных отечественному читателю, можно назвать Л.Фейербаха, З.Фрейда, Б.Рассела, А.Камю, П.Сартра и др.

Итак, на протяжении большей части человеческой истории религия обладала монополией на право регулировать индивидуальную и общественную жизнь. В настоящее время мы являемся свидетелями того, что секуляризация ведет к формированию радикально иной ситуации - ситуации плюрализма. Эта ситуация, демонополизируя религию, затрудняет сохранение жизнеспособных религиозных структур и создание новых. В рамках современного общества становится все труднее сохранять прежние позиции религии, а также религиозные верования как вечные и неизменные истины. Эти явления в совокупности образуют «кризис доверия» к религии.

Плюралистическая ситуация приводит к увеличению числа разнообразных конкурирующих друг с другом религиозных структур. Религия все больше становится «делом индивидуального вкуса», делом субъективного предпочтения, а религиозные традиции утрачивают характер универсальных символических систем.

В настоящее время у религиозных организаций имеется две возможности. Они могут либо приспособиться к ситуации, либо попытаться сохранить жизнеспособность перед лицом многочисленных конкурентов. Оба варианта невозможно осуществить без решения проблем, которые и образуют то, что называется «кризисом религии в современном обществе».

2.Нетрадиционные религии и культы. Эволюция религии в современную эпоху проявляется также в ослаблении влияния и авторитета традиционных форм.

Под традиционными религиями мы понимаем религиозные комплексы, сохранившиеся на протяжении длительного времени и передающиеся последующим поколениям на определенной территории, среди определенного этноса и общности людей. Они возрождаются и развиваются в рамках соответствующих этнических или государственных границ. Традиционные религии глубоко укоренены в быту, системе праздников и обрядов, типе и способе мышления, культуре, психологии.

Середина XX столетия была отмечена появлением значительного числа новых религиозных движений, организаций, культов, которые в литературе чаще всего называют нетрадиционными религиями. Под понятием «нетрадиционные религии» подразумеваются религиозные комплексы, которые исторически не унаследованы от прошедших эпох определенным этносом, не свойственны его религиозной духовности, не укоренились в быту, культуре, а получили распространение в результате миссионерской деятельности проповедников с их исторической родины.

Вопрос возникновения нетрадиционных религий весьма сложный. Его нельзя связать с отдельным политическим, социальным или мировоззренческим процессом. К числу его причин следует прежде всего отнести глобальные проблемы человечества. В различной степени опасность войн, экологические проблемы, демографический фактор становятся источником негативных настроений: чувств пессимизма, бесперспективности жизни, психологических ощущений хрупкости окружающего мира. Комплекс социальных причин (невозможность установления гармоничных отношений в обществе, осуществления гуманных идеалов) создал благоприятные условия для распространения нетрадиционных религий, обещающих каждому личное спасение, безграничные возможности нравственного самосовершенствования, самовыражения. Социальные причины нетрадиционной религиозности вызвали и воспроизводят в настоящее время определенные социальные потребности. Нетрадиционные религии, как и религии в це­лом, выполняют компенсаторную, мировоззренческую, регулятивную, интегрирующую, коммуникативную функции.

Нередко нетрадиционные религии стремятся в иллюзорной форме компенсировать потребность в контактах, общении, духовной близости через специфический образ жизни в религиозной коммуне, изолирующей человека от всего многообразия социальных связей. Распад семьи, падение родительских авторитетов, дефицит любви находят свою альтернативу в создании культа харизматического лидера, в безграничном почитании и признании его беспрекословного авторитета. Полное подчинение харизматическому лидеру, зависимость от религиозной группы в условиях изоляции от других авторитетов превращают религиозное мировоззрение в социальный, нравственный и гносеологический идеал, который определяет поведение, мысли и чувства человека. Этим обстоятельством и определяется тот путь к фанатизму, который проходят приверженцы нетрадиционных религий. Следствием такой мировоззренческой трансформации становятся социальная пассивность и индифферентизм, для достижения которых осуществляется насилие над психикой, контроль над мыслями, резкая ломка образа жизни.

Достаточно широко при характеристике новых религиозных движений используется понятие «нетрадиционный культ». Под этим понятием понимается авторитарная иерархическая организация, практикующая обманную вербовку и прибегающая к использованию контроля сознания для сохранения своих адептов зависимыми и покорными доктрине и лидерам, которые целенаправленно их обманывают, привязывая к себе.

В отличие от мировых религий нетрадиционные культы имеют иные формы и организацию, а именно: центры, миссии, колонии, коммуны, семьи. Они не следуют традиционному церковному богослужению. В культовой практике должны принимать участие все верующие, от них требует­ся усердное усвоение нового вероучения, однако особое внимание уделяется миссионерской работе и пополнению бюджета религиозной организации.

Самые общие характеристики нетрадиционных культов таковы:

- во главе стоит харизматический лидер, уверяющий, будто он обладает уникальным «откровением» относительно Бога и реальности; лидер создает особую «семью», или коммуну, в которой его называют «отцом». Нередко вступающие в нее принимают новые имена;

лидер устанавливает обязательные для всех правила поведения, но вовсе необязательно следует им сам. Обычно он живет в несравненно лучших условиях, чем его последователи;

- группа придерживается апокалиптического взгляда на мир. Члены организации часто отказываются от собственного имущества и меняют место жительства; применяется определенная техника контроля за поведением обращенных, обычно предполагающая изоляцию от внешнего мира. Последователи культа рассматривают такую технику как религиозную дисциплину.

Чем же можно объяснить, что определенные категории людей охотно связывают себя с деятельностью нетрадиционных культов? Здесь следует обратить внимание на то, что каждый культ - это сплоченный коллектив, вдохновляемый групповыми целями. Вступив в него, человек чувствует себя как бы частицей общего дома, избавляется от чувства одиночества, приобщается к тем ценностям, которые, по его мнению, давно забыты окружающим миром. Руководители общин, понимая притягательность подобных чувств и настроений, настойчиво рекламируют свои организации как оазисы подлинной человечности, спасительные колонии небожителей. Такие призывы привлекают людей, измученных равнодушием и черствостью окружающих. Помогает этому тщательно отработанная система вербовки на улицах, вокзалах, стадионах, клубах, в учебных заведениях.

Современная литература, посвященная анализу нетрадиционных культов, не дает их единой классификации.

Наиболее основательным представляется принцип типо-логизации нетрадиционных культов с точки зрения их тяготения к той или иной религиозной традиции. В этом случае выделяют четыре основных типа нетрадиционной религиозности: евангелические (неохристианские) учения, восточные культы, оккультизм и сциентологические (наукоподобные) воззрения. Разумеется, такая типология в известной мере условна, однако она помогает сориентироваться в калейдоскопе нетрадиционных культов.

Одним из наиболее известных новых религиозных движений в странах СНГ является движение «Белое Братство». Его деятельность начиная с 1990 г. имела ярко выраженную антисоциальную направленность и вызвала широкий резонанс в прессе.

Однако сколько-нибудь серьезного научного исследования данной организации не проводилось. Возможно, это объясняется и тем, что «Белое Братство» является образцом секты закрытого типа, чья внутренняя жизнь не афишировалась.

Движение называет себя «Белым Братством». Под таким названием существовала таинственная организация святых учителей «махеты», скрывавшихся от мира в недрах Гималаев. Они считали своей основной задачей наблюдение за развитием движения человечества, чтобы в критический момент прийти ему на помощь и не дать погибнуть. В 20-е гг. XX столетия «Белое Братство» появилось в Болгарии, в настоящее время его центр находится во Франции (г. Нант) во главе с неким Айванховым, автором многочисленных сочинений, посвященных идеям братства.

В СНГ «Белое Братство» развернуло свою деятельность первоначально в Украине. Его реальным лидером, организатором и координатором являлся Ю.Кривоногов, а его помощницей была Марина Цвигун. Движение имеет второе название - «Юсмалос». Эта аббревиатура расшифровывается следующим образом: ЮС - Юаанн Свами, ис­каженное в псевдовосточном духе «Иоан Свя-той»(Креститель), имя, присвоенное себе лидером данной организации. МА - Мария Дэви Христос, также от искаженного «Дева Мария», она же живое воплощение Иисуса Христа, одновременно его мать, невеста. ЛОС - сокращенное от «Логос» - одна из ипостасей Бога. Таким образом, аббревиатура как бы заключает в себе идею новой божественной Троицы и одновременно используется членами организации в качестве мистической формулы мантры, которая при ритмическом повторении способна ввести верующего в транс. Интересно, что в буквальном переводе с латинского слово «юсмалос» означает «учение зла». Руководители «Белого Братства» требуют от верую­щих во имя грядущего спасения оставлять семьи, бросать работу и учебу, чтобы вместе с монашествующей братией проповедовать новое учение по всему свету. К настоящему времени лидеры этой организации Ю. Кривоногое и М.Цвигун арестованы за свою антигуманную деятельность и осуждены на территории Украины.

К числу нетрадиционных культов евангелического толка можно причислить «Богородичный Центр», именующий себя и как церковь Пресвятой Богородицы преобра­жающейся, и как Церковь Третьего Завета, и как Церковь духа Параклита. По свидетельству параклитов (так именуют себя приверженцы «Богородичного Центра»), в 1984 г. в Смоленске от иконы «Одигитрии» отцу Иоанну, основоположнику общины параклитов, было дано откровение Божьей Матери. С тех пор у отца Иоанна периодически повторяются моменты прозрения, которые выливаются в форму пророческих книг. Параклитам внушается, что эти книги имеют особый характер, отличный от других христианских откровений. Именно эти пророческие книги в конце света должны принести спасение их почитателям. На словах члены «Богородичного Центра» не отделяют себя ни от православия, ни от католицизма, однако их учение явно находится в противоречии с вероучениями обеих христианских традиций.

Самым распространенным течением среди нетрадиционных культов является Церковь Объединения, основателем которой стал кореец Сан Мюн Мун. В настоящее время Церковь Объединения действует в 130 странах, располагая широкой сетью различных международных организаций. Для членов этой церкви единственной авторитетной книгой является «Принцип объединения» - новое истолкование Библии, опирающееся на одну из восточных религий - даосизм. По этой теории, все в своей основе обладает положительным и отрицательным, мужским и женским началом. Двойственность Вселенной начинается с Бога и пронизывает все творение. Согласно учению Му-на, люди не полностью воплощают величие Бога. Причина в том, что Ева по неопытности в 15 лет согрешила с Сатаной, принявшим облик змия, и поэтому не могла иметь от Адама «совершенное потомство». Ее грех навечно отравил людской род и обрек его на долгие страдания. Подобно Адаму и Еве, Христос (второй Адам) был рожден безгрешным, но не смог вступить в брак с совершенной женщиной, поскольку был предан своим народом и распят. «Третий Адам», или новый Христос второго пришествия, по пророчествам Мука, должен был явиться в 80-е гг., чтобы объединить все народы. Третий Адам - это Мун, проклады­вающий дорогу мессии.

Как видим, «принцип объединения» противоречит основным положениям Библии и является не откровением Бога, а мнением самого Муна. В деятельности Церкви Объединения проявляется еще одна особенность нетрадиционных культов - это тесное переплетение религиозной и финансово-предпринимательской деятельности, дополняющих одна другую.

Среди разнородных новых культов особое место занимает общество «Сознание Кришны», как наиболее бескомпромиссное и радикальное течение монашеского толка. Оно пропагандирует доктрину и систему обрядности, в которых слиты элементы научных знаний и предрассудков. Кроме этого, обществу чужда авторитарность: общинами управляет Совет общества, в который избирают наиболее почитаемых наставников. Общество «Сознание Кришны» появилось в СССР в начале 70-х гг. В настоящее время в странах СНГ насчитывается приблизительно 15 тыс. верующих, оформившихся в религиозные объединения. Их члены - в основном молодые люди разных национальностей, различного социального состава и уровня образования - инженеры, врачи, журналисты, рабочие и студенты.

По уставу члены общества «Сознание Кришны» пользуются в своей деятельности автономией. Их взаимоотношения с духовным учителем (гуру) строятся на принципах единства вероучения, необходимости общения с духовным учителем, независимости общества в решении административно-хозяйственных вопросов. Верования общества являются индуистскими. Оно придерживается традиционного монистического пантеизма, согласно которому все боги являются формами Абсолютного Бога -Кришны. Кришна - это жизнь всех живых существ, живая сущность, будучи небольшой частью Верховного Господа, является его качественной частью.

Спасения можно достичь посредством ряда дел. Чтобы избавиться от невежества, надо прилежно повторять имя Кришны, слушать и петь хвалу, повторять имя Бога, перебирая четки, а также повторять мантру 1728 раз в день. Для спасения необходимы самоотречение от материального и приношение в жертву воды, риса, цветов и других предметов. В конце жизни человек должен думать лишь о Кришне и это поможет ему достичь конечной цели -слиться с божественным и подняться на «духовное небо».

Достаточно активно ведет себя религиозная корпорация Аум Синрикё, созданная в 1986 г. проповедником Секо Асахара, бывшим владельцем ресторана. По мнению последователей, Секо Асахара, занимаясь практикой буддизма, йоги, даосизма, достиг наивысшего просветления и освобождения души, что означает обретение абсолютного счастья, свободы и радости. Он нашел способ вхождения в нирвану и стал свободен в своем желании покинуть физическую оболочку своего тела в любое время и в любом месте, овладел сверхъестественными силами. Но как великая душа, он не смог быть счастлив один, в то время как другие души живут в мире страданий. Он осознал, что его миссия - распространение Истины ради счастья других людей.

До недавнего времени Аум Синрикё активно действовала не только на территории Японии, но и в других странах мира. Однако противоправные действия членов этой организации, связанные с применением отравляющих газов в японской столице, поставили вне закона существование Аум Синрикб.

Особняком стоит надконфессиональная синкретическая религия «бехаизм», возникшая в XIX в. на основе ислама, которая была основана Бехам уллой (Хусейном Али Нури). Его потомки до сих пор руководят бехаистской церковью. Бехаисты считают, что каждый следующий пророк не отвергает, а дополняет предыдущего. Всего они поклоняются девяти пророкам, в том числе и Иисусу Христу, Будде, Кришне и др. В бехаистском храме девять входов - по их числу. Обрядность сведена к минимуму, священства у них нет. Религия бехаитов учит «ничего не отрицать» из религиозного опыта человечества. Последователи этой религии выступают за отмену государственных границ, за единое мировое правительство, против национальных культур и языков.

Штаб-квартира бехаитов находится в Израиле в городе Хайфа. В мусульманских странах эта церковь запрещена. Учение бехаитов популярно среди творческой интеллигенции и молодежи в Европе и США.

Во многих странах мира действует так называемая Церковь Сатаны, ведущая свое начало со средневекового Востока. Сатанисты сознательно выступают носителями зла и молитвенно общаются с дьяволом. Главным врагом и антиподом сатанистов выступает христианство. Бытует мнение, что они считают допустимым убийство христианских священников и монахов. В то же время следует заметить, что о сатанистах ходит больше слухов и легенд, чем существует реальной информации.

Подавляющее большинство нетрадиционных религий стремятся охватить молодежь. Именно молодежь является той социальной группой, среди которой ведется основная миссионерская работа по поиску новых членов. В нетрадиционных религиях молодежь привлекает своеобразная романтика, система тайных инициации, экзотичность, экстравагантность восточных культов. Уровень образованности среди их последователей достаточно высок: лица с ученой степенью или высшим образованием в среднем составляют 30-40 %, со средним, незаконченным высшим - от 50 до 70%. Еще одной особенностью новых культов является увеличение в составе общин количества мужчин, особенно в руководстве и активе организаций.

В конце XX в. в России наблюдается бурное распространение новых религиозных движений. Это в значительной степени связано с комплексом социальных причин, породивших ощущение бесперспективности жизни, невозможности установления гармоничных отношений в обществе, осуществления гуманных идеалов. Кроме того, их появление и распространение вызвано массовой секуляризацией, равнодушным отношением традиционных систем к тяжелой участи сограждан, расколом и внутренними распрями традиционных религий, что неизбежно порождает разочарование рядовых верующих, часть из которых пытается найти ответы на сложные вопросы и утешение вне традиционных религий.

Новые религиозные движения, располагая значительным опытом миссионерской деятельности и материальными средствами, постепенно теснят православие, увеличивают число своих приверженцев не только из неверующих, но также и из православных. Так, по материалам социологических исследований, 21% православных проявляет интерес к выступлениям миссионеров в массовых аудиториях, 36% оценивают их положительно, более 30% последователей Аум Синрикё - это те, кто считали себя православными.

Динамика изменения численности последователей нетрадиционных религий в России показывает, что за последние годы темпы их роста резко возросли. Увеличение их числа идет за счет оттока верующих от традиционных религий. Руководство Русской православной Церкви, апеллируя к общественному мнению и официальным структурам власти, подчеркивает размывание коренных устоев народа, его культурно-национальной самобытности. Эта позиция находит определенное сочувствие в мусульманских, буддийских и иудаистских организациях, которые в той или иной мере также страдают от активности иностранных миссионеров, вносящих чужой для менталитета их паствы дух, разлагающих структурную целостность их институтов. Для упорядочения религиозно-миссионерской деятельности новых религиозных движений на территории России государство должно принять ряд мер как законодательного, так и организационного порядка.

Оценивая в целом распространение нетрадиционных религий и культов в мире, можно отметить, что они имеют благодатную почву для своего существования благодаря особенностям социально-экономической и политической жизни современного общества.


З.Экуменизм. Процесс секуляризации и формирование секуляризованного мировоззрения создают для традицион­ных религий новую ситуацию. В настоящее время они действуют в мире, в котором на верующих оказывается воздействие как со стороны нетрадиционных религий, так и секуляризованного мировоззрения во всем многообразии его проявлений. В этих условиях, как своеобразная реакция на перемены, возникло и начало развиваться движение экуменизма. Термин «экуменизм» (от греч. - вселенная, обитаемый мир) преимущественно употребляется для обо­значения движения за объединение христианских церквей и конфессий. Координирует это движение Всемирный совет церквей (ВСЦ) с резиденцией в Женеве. В состав ВСЦ входят более 300 протестантских, православных и так называемых древневосточных христианских сообществ, объединяющих примерно 450 млн. верующих из более чем 100 стран.

Экуменические контакты осуществляются также и на уровне «международного конфессионализма» и «межконфессиональных объединений» в рамках одной страны. К международным объединениям по конфессиональному признаку можно отнести такие протестантские организации, как Лютеранская Всемирная Федерация, Пресвитерианский Всемирный Альянс и др. В качестве объединений в рамках одного государства назовем Национальный совет церквей Христа в США, Британский совет церквей. В экуменическом движении действуют такие организации, как Конфедерация европейских церквей, Конфедерация церквей Тихоокеанского региона, Всеафриканская федерация церквей. Хотя термин «экуменическое движение» появился внутри христианства, нельзя не заметить, что аналогичные процессы происходят и в других религиях. Существуют Всемирный исламский конгресс, Всемирная исламская лига, Всемирное братство буддистов и др.

В настоящее время занимаются экуменической деятельностью множество церковных и внецерковных организаций. Во всем мире постоянно осуществляются межрегиональные контакты, инициаторами которых выступают представители различных консрессий.

В экуменическое движение в конце 1961 г. влилась Русская православная Церковь. С тех пор ее представители учавствуют в деятельности Всемирного совета церквей: входят в состав центрального и исполнительного комитетов этой международной организации, принимают участие в экуменических ассамблеях, конференциях, симпозиумах. Понимание необходимости развития движения за объединение христианских конфессий присуще в настоящее время большинству лидеров РПЦ. Духовные болезни общества, проблемы семьи, бедности, одинокой старости, гуманизации личности и межличностных отношений в условиях «дикого рынка», локальных вооруженных конфликтов, проблемы экологии и другие не могут оставаться вне внимания церкви. Именно этим проблемам была посвящена конференция «Христианская вера и человеческая вражда», состоявшаяся в Москве в 1994 г.

Для обеспечения скоординированных действий в социальном служении, а также для решения проблем и спорных вопросов, могущих возникнуть между христианами, конференция признала целесообразным создание постоянно действующего механизма межхристианского сотрудничества.

В новых общественно-политических условиях экуменическое движение стало приобретать иные содержание, характер и масштаб. Во-первых, оно стало делом свободного выбора и самовыражения его участников. Во-вторых, оно наполняется более адекватным собственно религиозным содержанием, становится как бы естественным продолжением тех процессов, которые происходят в самих конфессиях. В силу этого прежний глобализм проблематики, торжественно-декларативный характер ее рассмотрения сменились значительно более конкретными, практически значимыми вопросами, требующими конкретного решения. В-третьих, экуменическое движение перестает быть прерогативой узкого круга руководителей религиозных объединений, в него все шире вовлекаются служители низового звена и рядовые верующие.

4.Религиозная ситуация в странах СНГ. Претерпевает серьезные изменения религиозная ситуация в странах СНГ. Особенностью жизни постсоветского общества в последнее время стало значительное увеличение числа верующих, а также рост симпатий к религии. Одни специалисты считают, что это возвращение к утраченным ценностям. Другие видят в этом процессе стремление людей преодолеть с помощью религии нравственные и социальные беды современного общества. Некоторые же расценивают все это как явление временное, подверженное моде.

Социологические исследования религиозной ситуации в России и Украине показывают, что она за последние годы изменилась существенным образом. На вопрос: «Верите ли Вы в Бога?» в середине 90-х гг. положительно ответили в три раза больше, чем 10 лет назад. Это составило 30% всех опрошенных. За это же время число убежденных атеистов снизилось с 25 до 10-12%. Среди населения отмечено возрастание престижа религиозных организаций, продолжается процесс формирования новых религиозных организаций, налицо тяга к религии ранее равнодушных к ней людей.

С демократическими преобразованиями последних лет связано восстановление исторической справедливости в отношении религиозных организаций. Признан их социальный и правовой статус. Православным и другим церквам возвращаются культовые сооружения и иное имущество. Правовую базу решения этой проблемы в России составляют распоряжение Президента Российской Федерации «О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества» от 23 апреля 1993 г. и постановление Правительства Российской Федерации «О порядке передачи религиозным объединениям относящегося к федеральной собственности имущества религиозного назначения» от 14 марта 1995 г. Что касается условий передачи культовых зданий и иного имущества религиозного назначения, то Президент в своем распоряжении оговорил необходимость «учитывать по возможности интересы культуры и науки, доступа к ним туристов, экскурсантов, всех граждан». В соответствии с этим правительственное постановление предусматривает передачу церкви культовых сооружений и иного движимого и недвижимого имущества в пользование как исключительно ее, так и совместное с учреждениями культуры.

За последние годы, по данным Госкомимущества России, в соответствии с этим постановлением, только Русской православной Церкви передано примерно 500 памятников. Реальное же количество, вероятно, больше, поскольку во многих регионах имеют место случаи прямой передачи культовых памятников, минуя Министерство культуры и Госкомимущество России. Однако в церковной среде преобладающим является убеждение, что церкви должно быть возвращено абсолютно все, когда-либо ей принадлежавшее, и она должна стать полным и безусловным владельцем и собственником этого имущества. Разумеется, было бы серьезным упрощением усматривать за различием позиций государства и православной Церкви в вопросах пользования имуществом культового назначения лишь материальные интересы. В основе противоречия лежат также принципиальные расхождения в мировоззренческих позициях светского государства и церкви. Если церковь рассматривает храмовые сооружения и другие произведения архитектуры и изобразительного искусства в соответствии с их функциональным назначением, как носителей исключительно «священного», то светское государство исходит из более широкого их понимания как общекультурных ценностей, которые должны быть доступны не только верующим, но и нерелигиозной части общества. Такая позиция государства выглядит тем более уместной и справедливой, что среди населения России неверующие, согласно данным социологических исследований, составляют примерно 40 %.

Помимо важности перемен в духовной сфере жизни современного общества, обращает на себя внимание и ряд отрицательных моментов, связанных с религиозным бумом. Так, нередко религию используют определенные политические силы в своих корыстных целях. С другой стороны, растет увлечение внеисповедной мистикой (особенно в молодежной среде). Налицо межконфессиональное соперничество, в нашу духовную жизнь бесцеремонно вторгаются зарубежные религиозные объединения, обладающие огромными финансовыми возможностями.

Чем можно объяснить повышенный интерес к религии? Современные исследователи выделяют следующие причины, или факторы:

1) Прежде всего это политические и правовые перемены, которые привели к ликвидации существовавших на протяжении десятилетий официальных и неофициальных запретов, административных гонений на верующих. После того, как были приняты прогрессивные законы о свободе совести, религиозные организации вышли из полуподпольного состояния, а верующим было предоставлено право свободно, без боязни исповедовать свою веру. Это подтверждают сами верующие и религиозные деятели, действующие как в России, так и на Украине.

2) Свое воздействие на состояние общества оказывают общественная неразбериха и ухудшение экономического и экологического положения большей части населения, политическая нестабильность, межэтнические конфликты. Все это рождает у людей недоверие к заявлениям политиков. У многих возникает чувство страха, непредсказуемым кажется будущее. В результате, разочаровавшись в реальной жизни, в бесчисленных обещаниях, люди обращаются в поисках выхода из сложившихся условий жизни к авторитету религии и церкви.

3) В немалой степени этому способствует стремительный отказ от тех идеалов и ценностей, которыми более 70 лет руководствовалось общество. Образовавшийся духовный вакуум нужно было заполнить системой идей и ценностей, которые имеют вековую историю и проверены временем. Опросы, проведенные среди интеллигенции, выявили характерную для многих ее представителей позицию, исходящую из неправомерности жесткого противопоставления научного знания религиозной вере. Рациональное научное знание и религиозное чувство, базирующееся на ценностном подходе к действительности, взаимно дополняют друг друга, образуя некое единство.

4) Существенный фактор повышения религиозности - это необходимость преодолеть бездуховность, нравственный кризис, охвативший все общество. Люди, привыкшие жить по совести, все чаще стали обращаться к религии и церкви как к оплоту моральных ценностей. По­стоянно проявляющиеся в нашем обществе коррупция, спекуляция, пьянство, наркомания мешают нормальной жизни людей и способствуют тому, что многие из них стремятся компенсировать эти пороки обращением к об­щечеловеческим ценностям, проповедуемым церковью, таким как милосердие, добро, внимание к окружающим. В этих гуманистических ценностях они видят заслон от тех норм и привычек, которые подобно ржавчине разъедают душу, плодят безнравственность, жестокость, отчаяние и страх.

5) Огромное значение в усилении религиозности имеет историческая традиция. Историческая память народа запечатлела прогрессивную деятельность православной Церкви в кризисные и переломные периоды истории нашего общества (формирование Российского государства, освобождение от татаро-монгольского ига, Отечественная война 1812 г, Великая Отечественная война). В наши сложные времена к церкви люди обращаются как к надежной общественной силе, которая способна помочь народу выстоять в нелегких условиях современной жизни.

в) Важнейшей причиной возрастания интереса к религии является повышение национального самосознания, которое вызывает тягу людей к национальным ценностям, в том числе религиозным. По данным социологического опроса, более 60% граждан считают, что религия нужна для сохранения национального самосознания. К то­му же религия сближает представителей различных национальностей, придерживающихся той или иной конфессии. Так, православие объединяет большие и малые народы, живущие в странах СНГ. Ислам сближает культуру и быт татар, башкир, многие кавказские народы и т.д.

Наряду с положительными, следует отметить и ряд отрицательных явлений, связанных с распространением в обществе религиозных идей и взглядов. Прежде всего речь идет о не всегда продуманных действиях в отношении к религии некоторых политических деятелей. Например, вошло в моду присутствие многих государственных деятелей в храмах со свечами в руках. С другой стороны, служители культа становятся чуть ли не обязательными персонами на разного рода приемах, презентациях, митин­гах, кинофестивалях и т.д. Многие из них стремятся навя­зать религиозные взгляды учащимся, студентам, воинам. Религиозные организации нередко стремятся решать политические проблемы, что им никак не свойственно. Здесь можно предположить лишь одно противодействие - последовательно отделить государственные вопросы от религиозных. Это особенно необходимо в условиях многоконфессионального общества, когда на территории стран СНГ представлены различные религиозные организации. В обществе следует соблюдать принципы равенства всех конфессий, а также права неверующей части населения.

Попытаемся дать прогноз возможного развития религиозности в нашем обществе. Специалисты считают, что в ближайшие десятилетия религиозность населения должна стабилизироваться - число верующих людей должно составлять примерно 30%. О правомерности подобного прогноза свидетельствует опыт других стран, который показывает, что приобщение людей к любому мировоззрению - процесс очень сложный, и искусственно осуществить его нельзя. Это подтверждает и процесс христианизации Руси, когда освоение христианства растянулось с X по XVI в. Вместе с тем массированное воздействие атеизма на все слои общества в течение 70 лет не привело к ликвидации религии в нашей стране.

Религиозность на определенном уровне будет поддерживать активная деятельность служителей культа. Особенно предприимчивыми на этом поприще будут представители зарубежных религиозных организаций, имеющие значительные материальные возможности (средства массовой информации, большие деньги, наличие фондов и т.д.)

Существенную роль в судьбе религиозности будет играть национальный фактор. Религиозные организации будут, с одной стороны, играть умиротворяющую роль в межнациональных конфликтах, а с другой - благодаря деструктивным силам способствовать их разжиганию.

Вопросы личной веры или неверия будут решаться спокойно, взвешенно, не форсированно, а естественным путем. Люди будут больше уделять внимания подлинной духовности, а не сводить свой религиозный интерес исключительно к внешним формам (ношение крестиков, посещение богослужений и т.д.)

Страны СНГ, несмотря на значительную религиозность населения, являются в значительной степени секуляризованными странами. Поэтому необходимо реально оценивать возможности религии и церкви, ведь социальное и нравственное возрождение возможно только при общих усилиях и сотрудничестве государственных и религиозных организаций. Для нормального развития общества крайне важно, чтобы учитывались как общие интересы людей, так и интересы отдельных групп несмотря на их мировоззренческие устои, нельзя к инакомыслящим проявлять нетерпимость, агрессивность. Очень опасен во взаимоотношениях между людьми фундаменталистский подход. Культура граждан предусматривает широкий кругозор, своеобразный набор

мировоззренческих и нравственных взглядов, лояльное отношение к мировоззрению других людей.

История показывает, что если склонять людей к следованию только одной мировоззренческой установке, то это ведет к конфронтации, различного рода конфликтам. Нередко религиозная нетерпимость, отсутствие цивилизованных отношений между религиозными конфессиями приводили к общественной напряженности. Во многих регионах мира противоречия между различными религиозными системами разрешались часто насильственными методами, несли горе людям. Вспомним борьбу христианской религии с язычеством, противостояние между христианами и мусульманами, столкновения людей разных христианских организаций - католики и протестанты, православные и католики. Свидетельства тому - крестовые походы, Варфоломеевская ночь, преследование протестантов в царской России, противостояние католиков и протестантов в Ольстере, католиков и православных в Хорватии и т.д.

К сожалению, на территории СНГ межрелигиозные противоречия проявляют себя все отчетливей. Это опасные тенденции. Так, на Украине одни христиане - униаты отбирают храмы у других христиан, идет борьба между Украинской православной Церковью (УПЦ) и Украинской автокефальной православной Церковью (УАПЦ), между православными Московского патриархата и Киевского патриархата.

На этом фоне обостряется соперничество католической церкви с православной, растет мощь мессионеров зарубежных протестантских организаций, усугубляются расколы в исламе. Многие действия религиозных деятелей порождаются политическими соображениями. Основная масса верующих не заинтересованна в таком противостоянии. Обеспечение культуры взаимоотношений и терпимости, лояльного отношения сторонников религии и неверующих - вот предпосылки гражданского согласия и подлинного возрождения.


Источник: А.В.Миронов, Ю.А.Бабинов. Основы религиоведения, М, 1998.


Смотрите также:
Эволюция религии в современном мире
291.32kb.
1 стр.
Роль религии в жизни общества
66.96kb.
1 стр.
Урок английского языка в 10 классе по теме «Мировые религии» Учитель английского языка Г. И. Майер Тема урока: «Мировые религии в современном мире» Цели и задачи урока
68.2kb.
1 стр.
Проект «Мультикультурное образование в современном мире»
28.92kb.
1 стр.
Конфликтология как наука
221.13kb.
1 стр.
«Социология религии» Аннотация программы учебной дисциплины для направления подготовки 040100. 62 «Социология»
20.73kb.
1 стр.
Темы рефератов проблема определения религии в современном религиоведении
143.01kb.
1 стр.
Соблазны и тупики державной идентичности
44.97kb.
1 стр.
Примерные темы письменных работ по истории и теории религии. История религии: Введение. Общие понятия. Теории происхождения религии
107.37kb.
1 стр.
Широкое использование сленга «эбоникс» в современном английском языке
36.53kb.
1 стр.
Текст 92 Последующая эволюция религии
234.8kb.
1 стр.
Программа вступительного экзамена по философии религии и религиоведения в аспирантуру
280.24kb.
1 стр.