Главная
страница 1
ООО «ФОЛИАНТ»

Информационно-аналитический центр

Нефтегазовый комплекс Северо – Западного федерального округа

(Краткий информационно-аналитический обзор.)

Санкт-Петербург

Июнь, 2005 год

С О Д Е Р Ж А Н И Е :

Добыча нефти и газа

3 – 5 с.

Геологоразведочные работы

5 - 6 с.

Транспортировка нефти и газа

6 -10 с.

Переработка нефти

10 с.

Потребление нефти и газа

10 - 13 с.

Некоторые данные о нефтегазовом комплексе в субъектах СЗФО 13 - 14 с.


***

Топливно-энергетический комплекс, в том числе нефтегазовый сегмент, в Северо-Западном федеральном округе (СЗФО) является одним из базовых компонентов экономического потенциала региона.

Особенностью региона является то, что в нем есть все направления нефтегазовой отрасли: добыча, геологоразведочные работы, переработка, транспортировка, потребление. Значение региона усилилось с тех пор, как он стал крупнейшим перевалочным центром России по доставке нефти и газа странам Европы.

Последние несколько лет специалисты утверждают, что разведанные запасы нефти и газа скоро исчерпают себя, и необходимо искать новые источники. В этом плане роль СЗФО еще более возрастает, так как в регионе обнаружились значительные запасы этих энергоресурсов.


Настоящий обзор может служить дополнением к информационно _ аналитическому обзору: « Энергетический комплекс Санкт-Петербурга, Ленинградской области и СЗФО. Перспективы развития и ведущие предприятия указаны в соответствующих разделах

Добыча нефти и газа
В 2004 году были разработаны основные положения Проекта «Программы комплексного изучения и освоения ресурсов и запасов углеводородов (УВ) Северо – Западного региона России до 2020 года», входящих в компетенцию Министерства природных ресурсов (МПР) РФ и Агентства по недропользованию.
Значительная роль в проекте «Государственной программы на 2004-2020 гг. комплексного изучения и освоения запасов и ресурсов нефти и газа Северо-Запада России, включая Арктический шельф» отведена освоению морских углеводородов. Эти вопросы обсуждались на совещании «Перспективы освоения углеводородного сырья на Северо-Западе России», проходящем 11 февраля 2005 года в Архангельске.
Программа, в частности, предусматривает:


  • Выполнение региональных геолого-геофизических исследований на шельфе западно-арктических морей России по сети опорных геофизических профилей с целью прироста прогнозных углеводородных ресурсов, а также выполнение геолого-геофизического изучения зон нефтегазонакопления на перспективных участках Печорского и Баренцева морей для предъявления их на лицензионные конкурсы.




  • Разработку и обеспечение реализации программы лицензирования по акваториям Печорского и Баренцева морей на период 2006-2020 гг. Подготовку к конкурсам и аукционам по Печорскому морю - не менее 10 участков с извлекаемыми ресурсами УВ 1,5 млрд. т.; по Баренцеву морю – 20 блоков с извлекаемыми ресурсами - 2,0 млрд. т.




  • После согласования ряда экологических и ресурсно-правовых вопросов по работам в зоне спорной юрисдикции приступить к реализации программы геологоразведочных работ на нефть и газ в ее юго-восточной части. Начать ресурсно-геологическое доизучение шести лицензионных участков вдоль восточной границы «серой зоны».




  • Обеспечение к 2020 году на акваториях Баренцева и Печорского морей ежегодную добычу нефти в объеме 25-30 млн. тонн, газа в объеме 100-130 млрд. кубометров. В те же сроки обеспечить воспроизводство запасов нефти – 500-600 млн. т., газа – 1500-2000 млрд. кубометров.




  • Продолжение формирования государственного стратегического резерва на основе морских ГРР на нефть и газ.




  • Организацию Печорского и Штокмановско - Мурманского нефтегазодобывающих центров. Создание наземной и морской инфраструктуры для обеспечения добычи, транспортировки и переработки УВ-сырья в Северо-Западном регионе России. Внедрение современных технологий переработки газового сырья с созданием соответствующих перерабатывающих предприятий в районе г. Мурманска.




  • Усиление экологического мониторинга работ, связанных с морской добычей и транспортировкой углеводородов; внедрение современных технологий переработки отходов морского бурения.

При конкретизации проекта учитывались стратегические планы основных компаний, осуществляющих подготовку запасов углеводородов и их освоение («ЛУКОЙЛ», «Роснефть», «Газпром»), транспортировку («Транснефть», РЖД) и переработку («Сургутнефтегаз») и проведено согласование с долгосрочными государственными интересами.


Суммарные начальные ресурсы углеводородов оценены:


  • На суше Тимано-Печерской провинции (ТПП) – в 8,3 млрд. тонн условного топлива (у.т.), в том числе:

- нефти – 5,0 млрд. тонн (извлекаемые), на прилегающем шельфе – 1,9 млрд. тонн Неразведанные ресурсы нефти оцениваются - 2,5 млрд. тонн и 1,5 млрд. тонн соответственно.

В результате переоценки после геологоразведочных работ (ГРР) ресурсы углеводородов по ТПП увеличились по нефти на 13%, по газу – 16%.


В прошедший год уровень добычи нефти в ТПП превысил максимум, достигнутый в предыдущие годы (20 млн.т. нефти и 20 млрд. куб.м. газа в год), после стабилизации уровня добычи, он ежегодно растет.

Энергетической стратегией России Тимано-Печорская нефтегазоносная провинция отнесена к числу главных районов прироста углеводородного сырья на весь период до 2020 года. По прогнозам, добыча нефти на месторождениях Тимано-Печоры может достигнуть 40 млн. т. в год.

На территории Ненецкого автономного округа (НАО) добыча растет как за счет вовлечения в освоение ранее подготовленных запасов, так и за счет эксплуатационного бурения на месторождениях, находящихся на ранних стадиях освоения.

Ежегодный прирост добычи нефти в НАО в период 2000-2004 годы превышает 30%. Наибольший прирост получен в 2004 году после вовлечения в освоение Южно - Шапкинского («Север ТЭК») и Хасырейского («Северная нефть») месторождений.

Серьезной проблемой, возникшей в процессе добычи, стала недостаточность мощностей транспорта нефти: практически все мощности транспорта загружены, а пропускная способность магистральных трубопроводов на участке Усинск–Ухта – Ярославль – ограничена.

Это может привести к ограничению добычи или расширению транспортных мощностей (в том числе за счет сложных схем с многократными перевалками и использованием железнодорожного и морского транспорта).


Добыча газа в ТПП и регионе находится на стабильном уровне. Большая часть его добывается в республике Коми. В НАО весь добываемый газ (126 млн. куб.м.) обеспечивает потребности г. Нарьян – Мар.

Перспективы освоения газовых месторождений целиком зависят от «Газпрома», который не планирует их широкомасштабное вовлечение в освоение в ближайшие годы.


В Калининградской области в 2004 году началось освоение Кравцовского месторождения, расположенного на шельфе Балтийского моря. Уровень добычи нефти вырос и достиг 1 млн.т.

Геологоразведочные работы.

Геологоразведочные работы (ГРР) – основной залог развития добычи нефти и газа. В 2005 году объем финансирования ГРР превосходит предыдущие годы в несколько раз, поступление средств проводится регулярно, в соответствии с проектно-сметными документами.
Изменение отношения к ГРР отразилось на поиске новых месторождений. Так, в 2004 году (впервые после 1993 года) выявлено на территории Ненецкого автономного округа (НАО) компанией «Данао Инжиниринг» новое Восточно–Сарутаюское месторождение нефти. На месторождении в 2004 году получен прирост запасов нефти, и выдана первая за последние восемь лет эксплуатационная лицензия в округе.
В республике Коми геологи открыли новое нефтегазоконденсатное месторождение в 20 км. от города Печоры. Перспективные ресурсы нового месторождения оцениваются 5 млн. тонн нефти и 10 куб.м. газа. Идет подготовка к испытаниям еще 4 – х перспективных объектов. Кроме того, в республике открыты преимущественно мелкие и мельчайшие по размерам месторождения, но эти запасы – активны и могут практически сразу вовлекаться в освоение.
Крупные нефтяные компании проявляют большой интерес к геологическому изучению нераспределенного фонда недр, о чем свидетельствует конкуренция заявок, на участки, предоставляемые в пользование на территории НАО.

Площадь перспективных земель в ТПП составляет (в пределах суши) 320 тыс.кв.км., из них на долю НАО приходится 36% (115 тыс. кв.км.) и на долю республики Коми – 64% (205 тыс.кв.км.). Площадь участков недр, на которые выданы лицензии с целями геологического изучения, составляет всего 29%.

В НАО владельцами лицензий являются 24 предприятия – недропользователя, в Коми – 50 фирм.



Начальные суммарные ресурсы нефти по лицензируемым участкам оцениваются 209 млн. тонн, свободного газа – 110 млрд. куб.м.
В 2004 году продолжился процесс вхождения крупных иностранных компаний в нефтегазовый комплекс. Приход стратегических иностранных инвесторов, прежде всего способствует увеличению оценки российских запасов и добычи нефти (за счет снижения рисков ведения бизнеса) и соответственно активов компании.

По мнению аналитиков, число стратегических инвесторов на российском рынке будет укрепляться.

О своем участии в разработках северных месторождений заявили и представители Норвегии.

Рынок нефти и газа, оставаясь под стратегическим контролем государства, становится открытым для иностранных участников, что предполагает перспективу экспансии отечественных компаний на мировой нефтегазовый рынок.
Наиболее активными российскими нефтегазовыми компаниями в 2004 году были:


  1. Газпром

  2. ЛУКОЙЛ

  3. ТНК - ВР

  4. Русснефть

  5. НОВАТЭК

  6. ЮКОС

  7. Роснефть

  8. Сургутнефтегаз

  9. Сибнефть

Всероссийским научно-исследовательским геологоразведочным институтом (ВНИГРИ) после многочисленных исследований был сделан вывод о том, что к 2020 г. большая часть ресурсов нефти (более 60%) будет приходиться на Западную Сибирь, приблизительно равные объемы ресурсов – 17% и 16% - будут иметь европейская часть страны и Восточная Сибирь, а остальные 7% распределятся между иными регионами.

Транспортировка нефти и газа
На сегодняшний день Северо-Западный регион - одна из наиболее динамично развивающихся территорий России. В последнее время она рассматривается в качестве перспективного района размещения новых транзитных нефтетранспортных мощностей, особенно в экспортных направлениях.

Поэтому, в соответствии с Энергетической стратегией России на период до 2020 г. и решениями, принятыми на заседаниях правительства Российской Федерации (17 апреля 2003 г) и Морской коллегии при правительстве России (17 октября 2003 г.), была поставлена цель комплексного освоения запасов нефти и газа в данном регионе.

В единой цепочке освоение запасов является первой ступенью, затем должна идти их качественная максимальная переработка и реализация продуктов переработки отечественными и зарубежными потребителями
Реальным шагом повышения эффективности использования уникального ресурсного потенциала углеводородов Западно-Сибирского, Тимано - Печерского, Волго- Уральского бассейнов – трансконтинентального нефтегазового пояса – кардинальное улучшение системы транспортировки. Это решит задачу внешних (экспортных) и внутренних заказов.
Для газовой отрасли, где практически единственным средством транспортировки являются газопроводы, проблемы доставки создают серьезные трудности. Альтернативным решением здесь может быть строительство заводов по сжижению газа и судов для его перевозки.

Развитие мощностей по сжижению газа и его транспортировке морским путем позволит оптимизировать круг потребителей и существенно расширить географию поставки этого вида сырья.

Для строительства магистральных трубопроводов используются трубы большого диаметра (ТБД), диаметр которых по российской классификации превышает 530 мм. При этом наиболее востребованным сортаментом ТБД являются трубы с диаметром 1420 мм, которые используются "Газпромом", а также трубы с диаметром 1020 мм, использующиеся "Транснефтью". Именно от активности потребителей этой продукции зависит ситуация на российском трубном рынке и, соответственно, способность заводов проводить модернизацию мощностей.

В последние годы емкость рынка ТБД находится в пределах 0,9 -1,3 млн. т. в год. Около 80% потребностей обеспечивается российскими предприятиями, остальной объем приходится на продукцию поставщиков из Японии и Украины. Первые обладают преимуществом по качеству труб, вторые - по их цене.

Одним из препятствий к реализации крупных нефте - и газопроводных проектов в России является быстрый рост цен на продукцию трубной промышленности. Однако уже в этом году ввод новых мощностей на российских трубопрокатных заводах, а также рост украинского импорта создадут на рынке избыточное предложение. Ожидается, что обострение конкуренции приведет к замедлению роста цен на трубы и, как следствие, повышению экономической эффективности трубопроводных проектов.
Решение многих вопросов транспортировки углеводородов стало возможным в связи с ускоренным развитием портов в СЗФО.
В 1993 году все отечественные морские торговые порты имели общую нормативную мощность – 17,4 млн.т., поэтому 60% внешнеторговых грузов перерабатывались в портах сопредельных государств.

В результате принятых мер в 1993 -2003 годах в портах Финского залива (Санкт – Петербург, Выборг, Приморск, Усть-Луга) построено и реконструировано 3274 погонных метров причалов и введено 42,0 млн. тонн перегрузочных мощностей. В 2003 году в этих портах было переработано 63 млн. тонн грузов, а доля переработки экспорта в портах Балтии и Финляндии снизилась до 38%.



По прогнозу, в 2010 году через Балтийское море будет перевезено порядка 185 тонн российских внешнеторговых грузов: Нефти - 65 млн. тонн; Нефтепродуктов – 45 млн. тонн;

Для обеспечения их перевалки, подпрограммой «Морской транспорт» Федеральной целевой программой (ФЦП) «Модернизация транспортной системы России (2002-2010гг)», предусматривается в 2004-2010 годах ввести в портах Финского залива 10751 погонных метров причалов и 126,1 млн. тонн перегрузочных мощностей.



Федеральное агентство морского и речного транспорта финансирует за счет бюджетных и внебюджетных источников строительство объектов прибрежно-портовой инфраструктуры, находящейся в государственной собственности.

Развитие железнодорожных подходов к портам обеспечивает Федеральное агентство железнодорожного транспорта в рамках подпрограммы «Железнодорожный транспорт», также входящий в ФЦП.


Крупнейшим международным транзитным узлом – своеобразными главными экспортными воротами России в Европу является Ленинградская область. Нефтегазовые направления являются одними из ключевых в ее экономике:

  • Балтийская трубопроводная сеть (БТС) вышла на проектную мощность;

  • началась прокладка трубопровода Кстово-Ярославль-Кириши-Приморск компании «Транснефтепродукт», которая выведет в Приморск новую экспортную ветку для увеличения перевалки светлых нефтепродуктов.

Перспективным транспортным проектом является также газопровод Грязовец-Выборг. Его строительство предусматривает прокладку трубы по дну Балтийского моря, которая напрямую свяжет европейских потребителей газа с Россией.

Новым этапом сотрудничества с Европой станет создание морских газопроводов – отводов для подачи газа в Калининградскую область, Финляндию, Швецию, Данию и другие страны объемом 19,7 млрд. куб. м. газа в год.
Транспортировку нефти и газа обеспечивают порты Финского залива и ряд портов субъектов СЗФО.
*Здесь указаны некоторые данные по портам Финского залива и объекты нового строительства в 2004 -2005 годах. Подробнее о развитии портов СЗФО см. в информационно-аналитическом обзоре «Порты Северо - Запада» за 2004 год
Большой порт Санкт-Петербург. ЗАО «Петербургский нефтяной терминал» в 2004 году перегрузило 9,3 млн. тонн нефтепродуктов (на 27% больше предыдущего года). В течение года были введены в эксплуатацию железнодорожная эстакада на 36 ж.-д. цистерн для слива нефтепродуктов, два резервуара суммарным объемом 40 тыс. куб. м, два причала для морских танкеров и судов класса река-море.

Порт Усть-Луга. Генеральной схемой развития порта предусматривается строительство перегрузочного комплекса для 5,5 млн. тонн нефтепродуктов.

В северной зоне восточного побережья Лужской Губы ОАО «Северо-Западный морской торговый порт» намечено строить порт мощностью 24,5 млн. тонн, в том числе для нефтепродуктов- 5,0 млн. тонн. Кроме того, правительство Ленинградской области одобрило предложение компаний: ЗАО «Луга Ойл», ОАО «ТНК – ВР», ЗАО «Новая гавань» о строительстве в районе и на смежных территориях перегрузочных комплексов общей мощностью порядка 40,0 млн. тонн.

В Дирекцию госзаказчика поступили Декларации о намерениях строительства перегрузочных комплексов для наливных грузов от компании «Ойлтанкинг-Вистино» и «Евроэнерго-Балтика» мощностью 1,5 млн. тонн и 6 млн. тонн соответственно.
«Газпром» приступил к разработке проекта строительства морского экспортного терминала и завода по сжижению природного газа, мощностью 10 млн. тонн.
Порт Приморск. ОАО «АК «Транснефть» за счет строительства дополнительного нефтепровода пропускной способностью 30,0 млн. тонн в год увеличило мощность Балтийской трубопроводной системы (БТС) до 42,0 млн. тонн в год, с последующим ростом - до 62 млн. тонн в год.

ОАО «Транснефтепродукт» в соответствии с постановлением Правительства РФ разработало проект терминала светлых нефтепродуктов мощностью 24,0 млн. тонн в год. Эта компания в октябре 2004 года начала работать над проектом «Север». Выход нефтепродуктопровода на проектную мощность позволит осуществлять через Приморск до 40 % поставок нефти и нефтепродуктов и ежегодно пополнять бюджет на $ 200 млн.

ООО «КИНЭКС» (ООО «Трансфлот») декларирует строительство комплекса по перевалке темных нефтепродуктов мощностью 12,0 млн. тонн в год.

Межведомственная комиссия по размещению предприятий в Ленинградской области одобрила проект ОАО «Роснефть» (ОАО «Инвестстройматериал») по строительству терминала мощностью 30 млн. тонн для перевалки нефти и нефтепродуктов одновременно со строительством нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) мощностью 7-8 млн. тонн в год.


Порт Высоцк – распределительно-перевалочный комплекс «ЛУКОЙЛ – II» завершена пробная отгрузка экспортной нефти на танкер дедвейтом 20 тыс. тонн. В июне 2005 года планируется ввод в эксплуатацию пускового комплекса мощностью 2,5 млн. тонн, а до конца года – первой очереди комплекса мощностью 5,0 млн. тонн. Проектная мощность комплекса 10,5 млн. тонн
Порт в бухте Батарейная. ОАО «НК «Сургутнефтегаз» намерено построить портовый комплекс к окончанию реконструкции Киришского НПЗ в 2008-2009 годах.
Ученые и специалисты считают, что для повышения эффективности строительства и эксплуатации портовых мощностей необходимо разработать Единую государственную программу (схему), которая должна учитывать прогнозы грузооборота по видам груза, существующие железнодорожные инфраструктуры и имеющиеся резервы, и многие другие аспекты.

К перспективным проектам, на их взгляд, относятся:



  • востребованность БТС, целесообразно ее дальнейшее развитие с доведением мощности системы до 62 млн. тонн нефти в год.

  • приоритетная реализация проекта по строительству комплекса транспортировки продуктов нефтепереработки, осуществляемой ОАО «Транснефтепродукт».

  • С целью строительства широтного трубопроводного коридора для транспортировки из района Нового Уренгоя (ЯНАО) газа и конденсата, из Сургута (ХМАО) – нефти, а также углеводородного сырья, добываемого в НАО до района Чешской губы (НАО) разработать новый транспортный коридор – Заполярный транспортный коридор.


Заполярный транспортный коридор (ЗТК) должен включать комплекс перерабатывающих производств, отгрузочных терминалов, производственную и социальную инфраструктуру.
В состав ЗТК могут войти следующие составные части:

  • газопровод из ЯНАО и НАО производительностью 30,0 млрд. куб. метров;

  • конденсатопровод из ЯНАО и НАО производительностью 10,0 млн. тонн;

  • нефтепровод Сургут – район Чешской губы производительностью 50,0 млн. тонн в год

- завод по сжижению природного газа в районе Чешской губы производительностью 20,0 млн. тонн в год;

  • терминал по отгрузке нефти конденсата и сжиженного газа;

  • производственная и социальная инфраструктура для обслуживания объектов сжижения, транспортировки и отгрузки нефти конденсата и сжиженного газа

  • танкерный флот (строительство или аренда) для экспорта нефти, конденсата и сжиженного газа.


Реализация ЗТК позволит среди прочих аспектов:


  • Приступить к освоению глубоких горизонтов северной части Западной Сибири, потенциал которой по разведанным запасам составляет, : по газу 3,0 трлн. куб. м. нефти – 1,2 млрд. тонн, конденсату -1,0 млрд. тонн; - Тимано-Печерской нефтегазовой провинции с разведанными запасами нефти более 800,0 млн. тонн, а также ресурсов шельфа Баренцева моря – в объеме 3,5 млрд. тонн нефтяного эквивалента

  • Снизить нагрузку на действующую систему магистральных трубопроводов России

  • Вовлечь в разработку низкорентабельные месторождения нефти и газа, расположенные в зоне влияния нового транспортного коридора;

  • Диверсифицировать экспорт углеводородного сырья за счет выхода на рынки Северной Америки;

  • Приступить к радикальному решению проблемы использования газового конденсата как самостоятельного экспортного продукта

  • На практике реализовать промышленное сжижение природного газа и его продажу на новых рынках

Переработка нефти


В Ленинградской области организовано производство продуктов нефтепереработки. Объединение «Киришинефтеоргсинтез» (КИНЕФ) - головная организация, выполняет в настоящее время программу переоснащения производства с учетом реализации проекта по глубокой переработке нефти. Через три года объем производства предприятия вырастет на 40 – 60 %. На сегодняшний день Северо - Запад снабжается в основном продукцией КИНЕФ.

Правительство области подписало трехстороннее соглашение о стратегическом партнерстве с «Сургутнефтегазом» и РАО «ЕЭС России», которое направлено на поддержку реконструкции КИНЕФ.

Руководство Сургутнефтегаза одновременно с реализацией работ по углубленному гидрокрекингу планирует и строительство терминала в бухте Батарейная.

Потребление нефти и газа


Северо-Западный федеральный округ – 11 субъектов с динамично развивающей экономикой, энергоемкой промышленностью, значительным числом научных учреждений и достаточно большим населением, является серьезным потребителем нефти и газа. На газе работает 50% электростанций и практически все жилищно-коммунальное хозяйство.
Практически все ведущие отечественные нефтяные и газовые компании работают на региональном рынке, выходят в регион и зарубежные компании.

К примеру, канадская нефтегазовая компания PetroCanada подтвердила намерения участвовать в строительстве завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) совместно с ОАО «Газпром» в Усть-Луге (Ленобласть) и поставок его на рынок Северной Америки.


Санкт- Петербург – центр региона – мегаполис - главный потребитель нефтегазовой продукции.

В городе – более 1,5 млн. легковых автомобилей, собственниками которых являются петербуржцы; 3600 автобусов выходят на трассы коммерческих и социальных маршрутов; более 2000 крупных и малых предприятий имеют свои автопарки или автомашины.

Кроме того, через город проходит большое число транзитных грузовых и туристских маршрутов.
В Санкт- Петербурге и Ленинградской области – обеспечение топливом осуществляют свыше 400 АЗС, причем около 70% рынка занимают несколько крупных владельцев:


  • «Фаэтон»;

  • «Балт-Трейд»:

  • «Лукойл»;

  • «Русланд»;

  • «Славнефть» (Торговый дом (ТД) «Магистраль»);

  • Петербургская топливная компания (ПТК);

  • Татнефть;

  • «Юкос»

На нефтяной рынок Петербурга активно выходят зарубежные компании: «Несте», «Шелл». Так, компания «Шелл АЗС» приобрела участок под строительство автозаправки за $ 1,4 млн. Планирует строить АЗС и ОАО «ТНК-ВР Менеджмент».

Строительство автозаправочных станций и в городе и области идет достаточно быстрыми темпами:


  • в 2004 году в городе сданы в эксплуатацию 32 автозаправочных станции, в области – 4.

  • В 1 квартале 2005 года в городе открыты – еще 10 АЗС.



Некоторые статистические данные по использованию нефти и газа






Санкт - Петербург

Ленинградская область

Позиции


2004 г.

% к 2003 г

2004 г.

% к 2003 г

Продажа:

- бензина автомобильного

тыс. тонн


482,2


94


13,1



103


- топливо дизельное, тыс. тонн

-

-

4,5

85

Инвестиции в топливную промышленность, в т.ч. нефтегазовую, млн. руб.

4, 0

62,8

-

-


- химическую и нефтехимическую промышленность, млн. руб.

54

1,8 раза

460

2,0 раза


Одной из крупнейших компаний Петербурга, потребляющих нефть и газ, является ГУП «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга» (ТЭК СПб).

Занимая ключевое место в системе теплофикации города, ТЭК СПб потребляет в год 96,2 % газа, 3,0 % - мазута. В составе компании 559 котельных, обеспечивающих теплом 2,5 млн. жителей города, большинство котельных работают на газе.

В настоящее время ТЭК СПб реформируется в компанию со 100 % капиталом города и сохраняет за собой роль генерирующей компании крупных котельных и магистральных сетей.


Петербург и Ленинградская и область на протяжении многих лет и наиболее активно с 2003 года сотрудничают с ОАО «Газпром».

В частности идет планомерная газификация области, по территории прокладывается трасса Северо-Европейского газопровода (СЕГ), в строительство которого в 2005 году фирма предполагает резко увеличить объемы инвестиций.

Администрация города подписала соглашение о сотрудничестве с ОАО «Газпром», по которому организация направит на реконструкцию котельных в одном из районов 500 млн. руб. На газификацию пригородов Петербурга планируется - также 500 млн. руб. Всего объем инвестиций составляет - 1,2 млрд. руб., город, в свою очередь, предоставляет фирме преимущества в строительстве АЗС.

Газпром, являясь монополистом в добыче и транспортировке газа, планирует расширять свое присутствие и в нефтяной индустрии.

Потребность в газе региона может возрасти в связи с увеличением количества автомобилей, работающих на газовом топливе. Многие автомобили (особенно грузовые) имеют устройства, позволяющие работать на разных видах топлива. Наличие спроса привело к созданию специальных газоавтозаправочных станций.

Планы перевода на газовое топливо подвижного состава имеет и ОАО «Российские железные дороги» (РЖД).


Предприятия нефтяной и газовой отрасли такие, как «Транснефть», «Транснефтепродукт», «Сургутнефтегаз», «ЛУКОЙЛ», «Газпром», «Роснефть» и ТНК-ВР не только своими налогами пополняют областной бюджет, но и участвуют в многочисленных социальных проектах.
Газовая промышленность (ОАО «Газпром») оказывает серьезное влияние на развитие экономики города. Крупнейшие предприятия выполняют заказы фирмы. К ним относятся:

  • ОАО «Завод турбинных лопаток»,

  • «Звезда – Энергетика»,

  • «Пролетарский завод»,

  • «Невский завод»,

  • ООО «Альстом Пауэр Невский»,

  • ФГУП «Кронштадский Морской завод»,

  • ЗАО «Завод «Электропульт»

  • «Ижорские заводы».

Только в 2004 году объем поставок «Газпрому» этими предприятиями превысил 4,0 млрд. руб., кроме того, Ленинградская область поставила товаров и услуг на сумму 2,7 млрд. руб.

Своих поставщиков ОАО «Газпром» выбирает по конкурсу и то, что большой объем продукции выпускают региональные предприятия, свидетельствует о качестве продукции и услуг.

В 2005 году круг поставщиков расширяется за счет ОАО «Кировского завода», которое будет выпускать газоперекачивающие агрегаты (ГПА), ранее приобретаемые за рубежом.
Ряд промышленных фирм, исследовательских и проектно-конструкторских организаций также работают над заказами нефтегазовых компаний.

Так, в НПО «Спектрон» проведены исследования по возможностям спектрометров «СПЕКТРОСКАН», для решения аналитических задач, возникающих в нефтехимии, влияющих на технологию переработки нефти;



ГУП Академия коммунального хозяйства (АКХ) им. К.Д.Памфилова разработаны документы и инструкции по ремонту различных видов защитных покрытий и изоляции сварных стыковых соединений трубопроводов.

Проблемами защиты трубопроводов занимаются и ЗАО «Терма», инженерно – технический центр «Балтийские краски», научно- промышленная группа «Алтек».



ООО «ЭЛКО Технологии СПб» разработана новая установка улавливания и возврата паров нефтепродуктов для использования на АЗС, складах нефтепродуктов, автомобильных и железнодорожных эстакадах и морских терминалах. Инвестиции составили – 2,6 млн. руб. В установке применена технология вихревых труб, основанная на энергообмене между противоположными потоками воздуха.

Некоторые данные о нефтегазовом комплексе в субъектах СЗФО.
Субъекты Северо – Западного федерального округа за последние несколько лет показали положительную динамику развития экономики, превосходящую иногда показатели Санкт – Петербурга. Практически все области активно привлекали инвестиции: отечественные и зарубежные, развивая ведущие отрасли экономики своих регионов. Как правило, отрасли экономики – энергоемкие и регионы увеличивали объемы потребления электроэнергии, нефти и газа.

Для ряда регионов нефтегазовые ресурсы являются субъектообразующими, как в Ненецком автономном округе (НАО) и в республике Коми. Другие регионы, имеющие развитые транспортные магистрали, в частности, порты, участвуют в процессе перевалки нефти и доставки нефти и газа по экспортным заказам.


В настоящем обзоре приведены некоторые данные по работе портов СЗФО, исключая порты Ленинградской области, информация о которых дана в другом разделе.
Архангельск. В 2004 году ОАО «Архангельский морской торговый порт» показал динамичное развитие: по перевалке нефти вышел на предельный уровень, то есть в целом дал прибавку объемов – 40 % по сравнению с 2003 годом. В порту 30% грузов занимает экспорт нефти.

. В планах развития порта в Архангельской области:



  • ОАО «НК «Роснефть» инвестировало в первую очередь нефтетерминала в Приводино (Архангельская область) 2,1-2,3 млрд. руб. Эта же компания приступила к строительству второй очереди терминала в Талагах (г. Архангельск), которое завершится в 2005 году с общим объемом затрат 1 млрд. руб.


Калининград. В области ведется добыча нефти (Веселовское месторождение), которая для дальнейшей переработки вывозится за пределы региона.

Дальнейшее развитие порта для перевалки до 2 млн. тонн нефтепродуктов будет обеспечено за счет:

- строительства стационарного причала (пирса),

- увеличения емкостного парка нефтебазы до 40 тыс. куб. м,

- строительства объектов инфраструктуры,

- реконструкции железнодорожной станции Балтийск.

Нефтяной терминал ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть» в п. Ижевское рассчитан на прием танкеров дедвейтом до 20 тыс. тонн, однако глубины подходного канала 8,5 м позволяют проход танкеров только дедвейтом до 15 тыс. т.

Компания «ЛУКОЙЛ – Калининградморнефть» начала эксплуатационное бурение месторождения «Кравцовское». Запасы месторождения оцениваются в 10 млн. тонн. Объем инвестиций составил 7,7 млрд. руб., суммарные доходы по добыче нефти по приблизительным расчетам составят $450 млрд.
Мурманск. За последние 15 лет на шельфе Баренцева моря открыты богатейшие месторождения нефти и газа, включая крупнейшее в мире - Штокмановское, запасы которого составляют более 3 трлн. кубометров газа.

В районе Мурманска планируется строительство морского нефтеналивного терминала, которое позволит решить проблему с нехваткой экспортных мощностей и существенно расширить рынок сбыта для российской нефти.


В результате широких геолоразведочных работ на территории Ненецкого автономного округа создана реальная сырьевая база. Геология - ведущая отрасль народного хозяйства, где занята треть работоспособного населения. Открыто свыше 70 месторождений - 64 нефтяных, 6 - нефтегазоконденсатных, 3-газоконденсатных, 1- газовое, 1- газонефтяное.

Начальные суммарные ресурсы составляют около 3 млн. т нефти, свыше 1000 млрд. куб. м растворенного газа - по богатству недр округ стоит на третьем месте после Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов. По сумме сырья на долю Ненецкого автономного округа приходится свыше 50 % нефти и газа Тимано-Печорской провинции. Плотность ресурсов - 19,3 тыс. т на 1 кв. км.



При подготовке информационно- аналитического обзора использованы информационные источники:


  1. Данные Петербуркомстата за 2004 год и 1 квартал 2005 года;

  2. Нефть России, 2005 г .№ 1-5

  3. Нефтегазовая вертикаль, 2005 г. № 1 – 5;

  4. Территория Нефтегаз, 2005 г, № 1-5

  5. Энергетика и промышленность России, 2005 г., № 5

  6. Энергосбережение,2004 г .№ 1-6;

  7. Мониторинг СМИ за январь – май 2005 год.



Информационно-аналитический центр

ООО «Фолиант»,

E-mail:iac@foliant.org


Смотрите также:
Федерального округа (Краткий информационно-аналитический обзор.) Санкт-Петербург Июнь, 2005 год
289.44kb.
1 стр.
Информационно-аналитический обзор Июнь, 2005 год Санкт-Петербург 2005 г
286.5kb.
1 стр.
Информационно-аналитический обзор Май Санкт-Петербург 2005 г
352.19kb.
1 стр.
Информационно-аналитический обзор Март Санкт-Петербург 2005 г
332.74kb.
1 стр.
Информационно-аналитический обзор Январь Санкт-Петербург 2005 г
297.1kb.
1 стр.
Информационно-аналитический обзор февраль Санкт-Петербург 2005 г
324.42kb.
1 стр.
Информационно-аналитический обзор декабрь Санкт-Петербург 2005 г
293.87kb.
1 стр.
Аналитический обзор) Санкт-Петербург Март 2004 г. Транспортная система Северо-Западного федерального округа(сзфо).
141.48kb.
1 стр.
Информационно-аналитический обзор ноябрь Санкт-Петербург 2007 г
378.28kb.
1 стр.
Информационно-аналитический обзор март Санкт-Петербург 2006 г
273.29kb.
1 стр.
Краткий обзор современной ситуации, связанной с использованием цифровых каналов связи для управления мобильными роботами
98.3kb.
1 стр.
Проблемы здоровья и экологии
3773.97kb.
37 стр.