Главная
страница 1
Методические рекомендации «Особенности изучения дисциплины «Русский язык» в ГОУ СПО ».
Федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС) среднего (полного) общего образования реализуется в пределах образовательных программ начального или среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования (п. 2 ст. 20 Закона «Об образовании» в ред. от 01.12.2007 № 309-ФЗ), в соответствии с федеральными базисными учебными планами и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской федерации, реализующих программы общего образования (приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 в редакции приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 г. № 241 и от 30.08.2010 г. № 889) и «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Минобрнауки России от 29.05.2007 г. № 03-1180).

Образовательная программа среднего (полного) общего образования реализуется образовательными учреждениями начального профессионального образования (далее – НПО) и среднего профессионального образования (далее – СПО) как самостоятельная, при наличии у них соответствующей лицензии, так и в пределах основных профессиональных образовательных программ НПО и СПО с учетом профиля получаемого профессионального образования («Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Минобрнауки России от 29.05.2007 г. № 03-1180 – далее_Рекомендации). Таких профилей четыре: технический, социально-экономический, естественнонаучный, гуманитарный. По каждому профилю определены профессии и специальности и примерные объемные параметры по общеобразовательной подготовке. Отдел методического обеспечения общеобразовательной подготовки Учебно-методического центра по профессиональному образованию города Москвы, изучив все вышеназванные документы и приняв во внимание крайне низкий уровень грамотности обучающихся в колледжах Москвы, разработал примерные объемные параметры по русскому языку для колледжей города, которые несколько отличаются от параметров, предложенных ФИРО, и рекомендует использовать их при планировании учебного процесса.



Примерные объемные параметры по русскому языку с учетом профилей получаемого профессионального образования в ГОУ СПО

города Москвы (в часах)



Технический профиль

Социально-экономический профиль

Естественнонаучный профиль

Гуманитарный профиль

НПО

СПО

НПО

СПО

НПО

СПО

НПО

СПО

140

78

140

78

140

78

-

117

Профессии и специальности технического профиля можно разделить на условные группы: первая – профессии, связанные с электрооборудованием (электротехническое производство, электронная техника,…), вторая – профессии технологические (металлообработка, строительство, ремонт, …), третья – химическое производство (производство синтетических волокон, переработка нефтепродуктов,…). Естественно, даже при одинаковом количестве часов, отведенных на изучение русского языка, обучение по этим группам должно отличаться. Профильная направленность предмета в первую очередь отражается в рабочей программе преподавателя, который вправе усиливать какую-либо тему (за счет менее значимой темы) в соответствии с требованиями, предъявляемыми к подготовке конкретного специалиста.

При подготовке к работе по профильным программам преподавателю нужно:

1. Изучить Федеральный компонент государственного стандарта по русскому языку, Рекомендации ФИРО по внедрению профильного обучения, Примерную программу учебной дисциплины «Русский язык» для профессий начального и специальностей среднего профессионального образования

автора Воителевой Т.М., одобренную ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008 г.

2.Разработать рабочую программу по предмету (дисциплине), включая организацию самостоятельной работы обучающихся.

3. Разработать календарно-тематический план.

4. Разработать содержание текущих (тематических) контрольных работ.

5.Подготовить инструкции (методические рекомендации) по выполнению каждой самостоятельной работы, определить качественно-количественные критерии.

Обучение русскому языку должно проводиться по учебному пособию (при наличии в образовательном учреждении):



Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М.: «Академия», 2006.

Пояснительная записка к рабочей программе должна содержать следующие позиции:

  • соответствие данной программы Федеральному компоненту государственного стандарта по предмету (дисциплине);

  • для кого предназначена данная программа (для конкретной профессии (специальности) или группе профессий (специальностей) и по какому профилю);

  • на основе какой примерной программы написана данная;

  • краткое описание назначения дисциплины (из примерной программы);

  • её роль в подготовке специалиста (из ФГОСа);

  • связь с другими дисциплинами учебного плана (из ФГОСа и рабочего учебного плана образовательного учреждения);

  • обоснование структуры дисциплины (из примерной программы);

  • основные знания, умения, навыки и уровень сформированности общеучебных компетенций (из примерной программы и ФГОСа);

  • профильная направленность дисциплины (объяснить, за счет чего достигается);

  • внесённые изменения, которые могут составлять 15%, и обоснованные причины;

  • отражение организации самостоятельной работы и формы контроля;

  • использование в учебном процессе материалов ЕГЭ по русскому языку;

  • использование в учебном процессе мультимедийных средств обучения;

  • организация итогового контроля (т.е., чем заканчивается изучение дисциплины) - обязательный письменный экзамен.

Также в пояснительной записке могут быть отражены (не являются обязательными):

  • пояснения к каждому разделу программы;

  • краткие методические рекомендации по изложению теоретического материала;

  • краткие методические рекомендации по выполнению практических занятий (если они предусмотрены учебным планом);

  • пояснения по содержанию тематических контрольных работ;

  • сведения по количеству часов (всего и по семестрам).

Тематический план – таблица, включающая в себя: наименование разделов и тем, максимальную нагрузку обучающегося, количество аудиторных часов при очной форме обучения, количество практических работ (если они предусмотрены в учебном плане образовательного учреждения), самостоятельную работу (в часах).

Содержание учебной дисциплины:

  • введение (рекомендуется);

  • номер и наименование раздела (темы), строго совпадающие с Тематическим планом);

  • обобщенные требования к знаниям и умениям (должен знать:…; должен уметь:…);

  • содержание учебного материала (дидактические единицы);

  • практические занятия (№, наименование);

  • виды самостоятельной работы и формы контроля по данной теме.

Перечень литературы и средств обучения:

  • основная литература;

  • дополнительная литература;

  • средства обучения (в форме систематизации).


ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (НПО)


Наименование разделов

Количество часов

140

Введение

2


1. Язык и речь.

Функциональные стили речи



14


2. Лексика и фразеология

12


3. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

16

4. Морфемика, словообразование, орфография

8


5. Морфология и орфография

33


6. Служебные части речи

10


7. Синтаксис и пунктуация

35


Резерв учебного времени

10


Итого

140


ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (СПО)



Наименование разделов



Количество часов с учетом профиля обучения

Технический, естественно-научный, социально-экономический

Гуманитарный

78

117

Введение

2

3

1. Язык и речь.

Функциональные стили речи



10



6

12


2. Лексика и фразеология

8

14

3. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

8

10

4. Морфемика, словообразование, орфография

4

8

5. Морфология и орфография

12

18

6. Служебные части речи

8

10

7. Синтаксис и пунктуация

20

26

Резерв учебного времени

6

10

Итого

78

117

В учебном плане образовательного учреждения запланированы обязательные контрольные работы по каждому предмету (дисциплине). Такие контрольные работы – рубежный контроль знаний и умений обучающихся за семестр. Изучение каждого раздела программы заканчивается контрольной работой, при изучении разделов «Морфология и орфография» и «Синтаксис и пунктуация» рекомендуется увеличить количество контрольных работ.

Преподавателю необходимо ознакомиться с профессиональными компетенциями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом по конкретной профессии (специальности) и, в соответствии с ним, определить наиболее профессионально значимые темы учебной программы по предмету (дисциплине). Русский язык предполагает высокий уровень обучения и усвоения учебного материала. Характерным является развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, развитие навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков, повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности с ориентацией на будущую профессиональную деятельность. Профильная направленность в обучении русскому языку, прежде всего, достигается подбором дидактических единиц, непосредственным образом связанных с конкретной профессией (специальностью).


Смотрите также:
Методические рекомендации «Особенности изучения дисциплины «Русский язык»
93.09kb.
1 стр.
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Иностранный язык
290.16kb.
1 стр.
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 15 Устное народное творчество для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100. 62 Педагогическое образование, профили Русский язык. Литература
287.29kb.
1 стр.
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины для преподавателя
892.74kb.
5 стр.
«русский язык», «литература» Аннотация к рабочей программе дисциплины «Русский язык как отражение менталитета народа»
686.87kb.
5 стр.
Методические рекомендации к изучению дисциплины 210405 санкт-петербург
195.98kb.
1 стр.
Литература XX в для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература
228.02kb.
1 стр.
Методические рекомендации к изучению дисциплины Культурология в системе дистанционного обучения Цели и задачи изучения дисциплины
216.2kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины историческая эвристика History Heuristic Язык обучения русский
328.79kb.
1 стр.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов; 3 Методические рекомендации по выполнению курсовой работы (проекта)
299.96kb.
1 стр.
Методические рекомендации по изучению дисциплины 21 Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов 22
547.12kb.
4 стр.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, контрольные задания для текущей и итоговой проверки знаний. Для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальности 050301. 65 «Русский язык и литература»
576.19kb.
3 стр.