Главная
страница 1страница 2страница 3


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
ГОЛОВНОЙ СОВЕТ ПО ПРОГРАММЕ
«ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ»
УФИМСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ
ЧЕЛЯБИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

СТУДЕНЧЕСКАЯ СЕМЬЯ И


СТУДЕНЧЕСКИЙ БЫТ
Аналитическая записка по материалам

социологического исследования

(апрель – май 1990 года)
Часть II. Студенческий быт


Научный руководитель программы

«Общественное мнение»

к. эк. н. А.А. Овсянников
Соруководители исследования

Е.В. Миронов

к. фил. н. Л.И. Дремин

Уфа, Челябинск – 1990

Студенческая семья и студенческий быт. Аналитическая записка по материалам социологического исследования. Уфа, Челябинск, 1990 г.

Исследование всесоюзное. Опрашивались проживающие в общежитиях студенты. Из них женщин – 51,7%, мужчин – 48,3%. 36,2% опрошенных мужчин служили в армии.

Записку подготовили Миронов Е.В. – доцент кафедры философии Челябинского политехнического института, кандидат философских наук; Дремин Л.И. – доцент кафедры теории социализма Уфимского авиационного института, кандидат философских наук; Землянский Ф.М. – зав. кафедрой философии Челябинского политехнического института, доктор философских наук; Куличков И.Л. – доцент кафедры философии Челябинского политехнического института, кандидат философских наук; Русских Л.В. – социолог лаборатории социологических исследований Челябинского политехнического института; Савин В.Н. – доцент кафедры философии Челябинского политехнического института, кандидат философских наук; Сергеев В.К. – научный сотрудник социологической лаборатории Томского политехнического института; Темерова Т.Х. – социолог лаборатории социологических исследований Челябинского политехнического института.

Таблица


Социально-демографические характеристики респондентов

Характеристики

%

Тип вуза

Университеты

25,3

Педагогические институты

23,7

Политехнические и инженерные вузы

15,8

Медицинские институты

11,2

Сельхозинституты

9,5

Экономические, юридические институты

8,5

Институты культуры

6

Факультеты

Естественные

31,8

Гуманитарные

30,2

Технические

23,2

Обществоведческие

14,8

Курсы

1

20,9

2

21,6

3

23,5

4

27,8

5

5,4

6

1,1

Возраст респондентов

Менее 18 лет

5,0

18 лет

11,8

19 лет

12,3

20 лет

19,2

21 год

11,8

22 года

15,3

23 года

11,7

24 года

6,9

25 лет

4,0

26 – 30 лет

3,4

31 год и старше

0,4

Продолжение таблицы

Характеристики

%

Семейное положение

Холостые

80,3

Женатые

18,1

Женаты, с детьми

7,2

Разведены

1,6

Разведены, есть дети

0,5

Тип населенного пункта до поступления в вуз

Село

30,3

Небольшой город

22,1

Областной, республиканский центр, крупный город

19,1

Районный центр

15,8

Поселок городского типа

12,8

СОДЕРЖАНИЕ

Аннотация 2

ГЛАВА 1. МАТЕРИАЛЬНО-ФИНАНСОВАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ
СТУДЕНТОВ 5
ГЛАВА 2. АДАПТАЦИЯ К ЖИЗНИ В ОБЩЕЖИТИИ 9
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ПРОЖИВАНИЯ В ОБЩЕЖИТИИ 14
ГЛАВА 4. НЕГАТИВНЫЕ ЯВЛЕНИЯ
В СТУДЕНЧЕСКИХ ОБЩЕЖИТИЯХ 17
ГЛАВА 5. КУЛЬТУРА И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ
МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА 26
Приложения
ГЛАВА 1. МАТЕРИАЛЬНО-ФИНАНСОВАЯ
ОБЕСПЕЧЕНОСТЬ СТУДЕНТОВ
Собственно материальное положение студента складывается:

а) из выплачиваемых государством стипендий;

б) из материальной помощи родных;

в) из тех средств, которые он зарабатывает.

Как показало исследование, стипендию получают не все, а только 77,5% студентов, 72,8% получают помощь родителей, 56,1% - подрабатывают, причем 21,3% из них – постоянно.

Интересен тот факт, что 7,7% респондентов указали кроме перечисленных «другие источники» своего бюджета. Видимо эти «другие источники» связаны с негативными явлениями, имеющими место в студенческой среде – спекуляцией, воровством, проституцией.

Наиболее материально зависимыми от родителей являются первокурсники – у них самый низкий процент получающих стипендию, и работают из них всего 5,6%, тогда как подрабатывающих старшекурсников более четверти.

Большинство работающих студентов (71,4%) - мужчины, по сравнению с девушками среди них меньше тех, кто получает помощь родителей (42,3%), или стипендию (45,8%). За счет этого бюджет юношей и девушек оказывается различным: у девушек стипендия и помощь родителей составляют большую долю бюджета, а собственные заработки – незначительную, у юношей же собственные заработки составляют значительную часть бюджета. Для сравнения приведем таблицу.

Таблица 1

Из каких средств состоит ваш бюджет?

юноши

девушки

1) получаю стипендию

73,5%

81,1%

2) получаю помощь родителей

63,8%

81,1%

3) подрабатываю

31,5%

11,8%

4) другие источники

9,7%

5,9%

Среднемесячный бюджет большинства студентов (66,1% опрошенных) не превышает 100 рублей, а 14,6% из них располагают суммой менее 50 рублей в месяц. Но есть и такие, доход которых составляет более 150 рублей в месяц – их 11,1%. 15% студентов имеют 100-120 рублей, 8,2% - 120-150 рублей в месяц.

Видно, что по материальному признаку студенчество очень неоднородно (см. рис.1).

Рис. 1. Неоднородность студенчества по материальному признаку


По курсам и возрастным категориям количество студентов с одинаковыми доходами распределено примерно в равных частях, исключение составляют группы с самыми низкими (менее 30 рублей) и самыми высокими (более 150 рублей) доходами. В этих группах самую большую часть составляют выходцы из села – 42,1% и 39,1% соответственно.

Имея в своем распоряжении сравнительно небольшую сумму денег, большинство студентов экономят на всем, и в первую очередь – на питании. На вопрос «Приходилось ли Вам экономить на питании?» отрицательно ответили 34,1%, остальным приходилось, причем 11% вынуждены это делать постоянно, 11% - часто, 44,2% ответили, что «бывает иногда».

Более половины опрошенных студентов не посещают театры, кинотеатры, концерты по причине отсутствия денег, причем постоянно – 6,8% и 19% - часто. Заметим, что речь идет об учреждениях культуры и культурных мероприятиях.

Отказываться от покупки одежды, обуви, других вещей не приходилось 15,2% опрошенных, постоянно отказывают себе в этом 15,4%, часто – 34,6%.

Если учесть, что для молодого человека одежда – одно из средств самовыражения, средство коммуникации и идентификации и, наконец, средство приобретения статуса в своей среде, то понятно, какие страдания доставляет такая экономия большинству студентов, вынужденных жить на сумму, не превышающую прожиточного минимума.

7% опрошенных постоянно берут деньги в долг, 11,6% - часто, 57,8% - иногда, и 23,6% не занимают денег. Студенты, имеющие в своем распоряжении меньше 30 рублей в месяц, в два раза чаще занимают деньги, чем остальные.

Прослеживается явная связь между доходами студентов и экономии на питании, одежде, развлечениях: чем меньшей суммой располагает респондент – тем чаще ему приходится в чем-то себе отказывать.

Остановимся подробнее на формах и объеме родительской помощи.

Большинству студентов (77,3%) родители оказывают финансовую помощь, 62,5% - покупают одежду, обувь и другие вещи, 60,2% - помогают продуктами. Размер помощи различный – для одних это 10-15, а для других более 150 рублей в месяц (см. рис.2).

Рис. 2. Материальная помощь студентам со стороны родных.


Исследование показало, что величина материальной помощи родителей не зависит от возраста, курса и семейного положения студентов и определяется, видимо не их потребностями, а материальными возможностями семьи, ее благосостоянием.

На рис.2 хорошо видно, что возможности оказания материальной помощи студентам со стороны родных сильно варьируется, что приводит к неравенству уровня жизни различных групп студенчества. Да и сам факт, что 72,8% студентов получают помощь родителей, т.е. существуют за счет перераспределения накопленного и заработанного предыдущими поколениями, можно рассматривать только как негативный, так как это приводит к более поздней материальной независимости и, отрицательно сказываясь на сознании студентов, формирует у них иждивенческие настроения.

К тому же частичное существование за счет денежных средств родителей или побочных трудовых доходов, (о чем речь пойдет ниже), приводит к тому, что стипендия лишается своей стимулирующей функции, и, как следствие, падает учебная активность студентов. Чтобы этого не происходило, стипендия должна быть дифференцированной, и успевающий старательный студент должен получать не условно повышенную, а значительно превышающую обычную, стипендию.

Что касается работающих студентов (напомним, что их 21,3%), то 28,7% из них считают, что работа мешает учебе. Эта часть студентов оставила бы работу, если бы была более обеспеченной. 24,9% работающих студентов считают, что работа не влияет на учебу, 8,7% - помогает. Последнее вызывает сомнение, так как известно, что студенческий труд чаще всего непрофессиональный. Студенты, желающие иметь дополнительные средства к стипендии, или к материальной помощи родных, устраиваются на работу вахтерами, сторожами, дворниками, гардеробщиками и т.п., то есть туда, где профессиональный труд не требуется. Скорее всего, речь идет об опосредованном влиянии работы на учебу: совмещающие то и другое студенты более рационально планируют свое свободное от аудиторных занятий время, значительно сокращая пустое времяпрепровождение.

ГЛАВА 2. АДАПТАЦИЯ К ЖИЗНИ В ОБЩЕЖИТИИ
Процесс развития личности студента во многом детерминирован его адаптацией к учебной, общественной и бытовой сторонам его жизнедеятельности. Низкой адаптацией студентов объясняется отчасти их плохая успеваемость, слабая дисциплинированность и отклоняющееся поведение. Согласно данным А.П. Бровиной (УрТУ), отсев студентов в основном вызван нарушением процесса адаптации учебной, общественно-политической, социально-психологической и других сферах. И наоборот, хорошая адаптация студентов, особенно в индивидуально-психологическом, бытовом, учебном, социально-психологическом активности, а также выступает предпосылкой высокого морально-психологического климата в студенческом коллективе.

В данном разделе отчета дается интерпретация данных проведенного социологического исследования, касающихся лишь одной сферы студенческой адаптации – адаптации к жизнедеятельности в студенческом общежитии.

Результаты социологического исследования показали, что хорошо адаптируются к условиям жизни в общежитии 37,1 % студентов, долго привыкают 40,7%, не могут привыкнуть 17,0%.

Хорошо адаптируются к плохому быту 36% студентов, проживающих в общежитии, не чувствуют одиночества 17,4%, могут организовать свой досуг 41,2%, могут найти возможность делать свои дела 36,2%, не чувствуют отсутствия уюта – 26,3%.

К каким недостаткам общежития не могут привыкнуть студенты: плохой быт отмечают 72,5%, отсутствие уюта – 61,8%, невозможность заниматься своими делами – 47, 3%. Долго привыкают к плохому быту – 66,1%, отсутствию уюта – 37,1%, своеобразию досуга в общежитии – 30,8%, невозможностью заниматься своими делами – 26,9%, одиночеству – 21,7%

В процессе исследования была выяснена зависимость положительной валентности адаптационных установок личности студента от результата его интеллектуально-оценочной деятельности. При этом исходим из трехкомпонентной установки: моторный компонент, эмоционально-аффективный, интеллектуально-оценочный.

Так, 49,6% студентов из числа тех, кто не привык к жизни в общежитии, оценивают свои жилищные условия как неудовлетворительные – 36,3%. Среди студентов, которые хорошо адаптировались к жизни в общежитии, оценивают свои жилищные условия как хорошие – 26,6%, удовлетворительные – 48,3%.

В ходе исследования была выявлена корреляционная связь между числом студентов, проживающих в одной комнате и оценкой ими своих жилищных условий. Так, 37,5% студентов, проживающих вдвоем или втроем в комнате, считают свои условия отличными, и только 28,6%, проживающих вчетвером, придерживаются такого же мнения. Вместе с тем, 35,2% студентов, живущих в комнате вчетвером, считают свои жилищные условия неудовлетворительными.

В процессе исследования было выяснено влияние службы в Советской Армии на уровень адаптации к условиям общежития. Так, 50,9% студентов, служивших в рядах Советской Армии, адаптировались отлично, 42,7% - не почувствовали трудностей адаптации. В то время как 71,7% студентов, не служивших в рядах Советской Армии, не могут привыкнуть к условиям в общежитии.

Какие же преимущества видят студенты в жизни в общежитии?



Одинокие студенты на первое место среди преимуществ жизни в общежитии ставят расширение круга общения – 68,0%, далее – помощь в учебе – 57,1%, на третьем месте – возможность найти нужный конспект, учебник – 44,9%, на четвертом месте – близость к вузу – 39,6%, на пятом месте – отсутствие опеки родителей – 39,3% и на шестом – низкая плата за общежитие – 39,1%.

Семейные студенты без детей на первое место среди преимуществ общежития ставят расширение круга общения – 69%, затем – помощь в учебе – 52,4%, на третьем месте – возможность найти нужный конспект, учебник – 42,9%, на четвертом – отсутствие опеки родителей – 34,5%, на пятом – низкая плата за общежитие – 32,1%, и, наконец, на шестом месте – близость к вузу – 39,6%.

Т.е. вступление в брак и общение с брачным партнером не снимает доминанты потребности в расширении общения.

Семейные студенты с детьми больше ориентированы на учебу – на первом месте среди преимуществ общежития у них стоят помощь в учебе – 63,6%, и потребность в расширении круга общения – 63,6%, на втором плане – низкая плата за общежитие – 47,3%, на третьем месте – близость к вузу – 40,0% и возможность найти нужный конспект, учебник – 40,0%, на четвертом – отсутствие опеки родителей – 38,2%, на пятом – досуг – 20%, на шестом – общественная работа – 3,6%.

Данное распределение свидетельствует о том, что, во-первых, у семейных студентов с детьми появляются трудности в учебе, и они начинают ценить помощь товарищей по учебе. Во-вторых, возрастают расходы молодой семьи, и отсюда – на второе место среди преимуществ общежития выходит низкая плата за общежитие. Необходимость ухаживать за маленькими детьми поднимает на третье место такое преимущество общежития как близость к вузу с четвертого места (у холостяков) и с шестого места (у семейных студентов без детей).

Проживание трех человек в студенческой комнате повышает их общественную активность, как отметили 40% студентов, соответственно для четырехместки – 27,3%, для двухместки – 22,0%, и только 2%, если в комнате живет один человек. Выявляется тенденция роста общественной активности при повышении числа проживающих в комнате студентов, от 1 до 3, затем снижение активности при дальнейшем повышении числа студентов в комнате. Вместе с тем достаточно высокий процент лиц, у которых не повышается общественная активность, 39,8% - для трех человек в комнате, 30,5% - для четырех человек, 21,3% - для двух человек, 1,7% - для одного человека. Отмечена также обратная зависимость, когда увеличение числа студентов в комнате мешает их общественной активности – 26,7%, для проживания в одной комнате 2-х студентов, 38,7% - трех студентов, 28,0% - четырех студентов.

Интересные данные были получены в процессе исследования влияния «числа студентов», проживающих в комнате, на их общее физическое развитие. Подтверждается устойчивость триадного общения в плане развития физической культуры (данные Рубинной С.П., г. Свердловск, 1986г.). Так, 43,2% студентов, проживающих в трехместке, 27,0%, проживающих в двухместке, 0,4%, проживающих в комнате по одному, считают, что проживание в общежитии способствует физическому развитию. Поэтому с уменьшением числа студентов, функция развития студентов падает. Так, неустойчивая психологическая диадная (связь двух студентов) связь не дает устойчивого интереса к физической культуре.

Не способствует адаптации низкая психологическая культура студентов: так, 40% студентов, проживающих в комнате вчетвером, постоянно конфликтуют друг с другом и 32% студентов, живущих в трехместке, 16%, живущих в двухместке, т.к. они не могут согласовать свои интересы.

42,5% студентов после вселения в общежитие в «трехместку» начали пить (употреблять спиртные напитки), курить 42,6%, соответственно, после вселения в комнату 4-х человек употреблять спиртные напитки начали 25%, курить 27,9% студентов. Проживание в комнате студенческого общежития вдвоем приводит к тому, что 20% студентов начинают пить, 20,6% - курить, т.к. в общежитии они не могут интересно организовать свой досуг (43,1%).

Интересно в связи с этим распределение студентов по полу. Так, среди начавших употреблять спиртные напитки при переезде в общежитие 52,7% - юношей и 47,5% - девушек, а среди начавших курить 52,9% - юношей и 47,1% - девушек.

С возрастанием курса обучения увеличивается число студентов, вступивших в брак, растет число брачных студенческих пар с детьми. Если на первом курсе 4,4% вступивших в брак, то на четвертом курсе таких студентов уже 37,3% (от общего числа студентов курса); на первом курсе учится 1,9% женатых студентов с детьми, а на четвертом курсе таких студентов уже 14,5%.

В процессе исследования было уделено внимание изучению адаптации молодых студенческих семей к условиям жизни в общежитии. Так, 8,9% семейных пар расстались из-за трудностей адаптации как друг к другу, так и к условиям жизни в общежитии.

Студенческая семья сталкивается, прежде всего, с материальными трудностями. 78,1% студенческих семей вынуждены занимать деньги, из них 3% постоянно, 11% часто, 58,1% иногда. В силу этого 87% семейных студентов вынуждены экономить на одежде, из них 27,1% вынуждены делать это постоянно; 61% женатых (замужних) студентов приходится экономить на кино, причем 9,1% вынуждены делать это постоянно; 71% - экономят на питании, причем 11,6% делают это постоянно.

Заслуживают несомненного внимания следующие данные. Оказывается, семейные студенты с детьми считают, что жизнь в общежитии меньше мешает учебе по сравнению с семейными студентами без детей (соответственно, 16% и 37%), а наоборот способствует учебе (18% - семейные пары с детьми, 10% - семейные пары без детей), т.к. в общежитии товарищи по учебе оказывают им значительную помощь.

В ходе исследования было выяснено, что менее всего удовлетворены своими жилищными условиями семейные пары с детьми. Так, 33,3% семейных студентов, имеющих детей, неудовлетворенны жилищными условиями в общежитии, соответственно – 45,6% считают эти условия удовлетворительными, 12,3% - хорошими, 3,5% - отличными.

С вступлением в брак удовлетворенность жилищными условиями в общежитии повышается. Так, 27% холостых студентов неудовлетворенны жизнью в общежитии и только 25% семейных студентов без детей неудовлетворенны жизнью в общежитии.

Какие же недостатки видят семейные студенты в общежитии?

Семейные студенты без детей: 12,3% - плохой быт (с детьми – 6%), при этом 84,3% студентов, не вступивших в брак, жалуются на одиночество, 83,8% - на однообразный досуг (семейные без детей – 70%, семейные с детьми – 5%), 86,3% - на возможность заниматься своими детьми, делами.

Что мешает студенческой семье снять частную квартиру? В первую очередь, высокая стоимость (21,5%), невозможность найти подходящую квартиру (11,5%), и поэтому, несмотря на то, что общежитие обладает целым рядом неудобств, 15,3% семейных студентов считают, что общежитие предпочтительнее частной квартиры.

Студенты, начинающие жить самостоятельно, не обладают достаточной экономической культурой. Они, как правило, не умеют планировать свой личный бюджет.

Исследование показало, что 76% одиноких студентов вынуждены брать деньги взаймы, 65,6% из них приходится экономить на питании, 52,2% - на кино, 14Ю,8% - постоянно на одежде.

ГЛАВА 3. ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ПРОЖИВАНИЯ
В ОБЩЕЖИТИИ
Размещение студентов в общежитии – важная проблема, так как несмотря на строительство новых общежитий, число студентов, нуждающихся в жилье, остается большим.

Создание нормальных жилищно-бытовых условий, расширение возможностей бытового обслуживания в студенческих общежитиях, решение ряда организационных проблем являются необходимыми в силу того, что бытовая деятельность оказывает прямое влияние на основные виды жизнедеятельности студентов.

Как показало исследование, из всех живущих в общежитии студентов, одна треть тех, кто хочет жить в общежитии, остальные (за исключением 6,2%, которые не задумывались над этим) хотели бы снимать частное жилье, но по разным причинам вынуждены проживать в общежитии. Для большинства (60,5%) этой причиной является высокая стоимость частного жилья, 19,6% не могут найти подходящего для них жилья, и у 2% опрошенных – другие причины, которые они не указали.

Более четверти проживающих в общежитии студентов (27%) оценивают свои жилищные условия как совершенно неудовлетворительные, 52,6% - удовлетворительные, 13,0% - хорошие и 1,9% - очень хорошие. Большая часть неудовлетворенных своими жилищными условиями студентов – это те люди, которые жили до поступления в институт в крупных городах, областных и республиканских центрах.

41,5% респондентов проживают по три человека в комнате, 27,7% - по четыре человека, 22,4% - по два человека, 6,1% - по пять человек, 2% имеют комнату на одного человека, 1% проживает по шесть и более человек в комнате.

Жизнь студентов в общежитии имеет как положительные, так и отрицательные стороны. В числе преимуществ общежития студенты выделяют следующие моменты:

Таблица 1

№ п/п

Преимущества жизни в общежитии

% ответивших

1

Широкий круг общения, возможность найти друзей по интересам

68%

2

Возможность в любое время получить помощь товарищей по общежитию по любому учебному предмету

56,9%

3

Всегда можно найти нужный учебник, книгу

44,7%

4

Низкая плата за проживание

39,2%

5

Самостоятельность, отсутствие опеки со стороны родителей

38,5%

6

Общежитие рядом с институтом, не нужно тратить время на дорогу

38,0%

7

Более заполненный досуг – вечера, дискотеки, видео и т.д.

18,7%

8

Больше возможности для общественной работы

3,9%

9

Другие причины

0,5%

К недостаткам жизни в общежитии студенты относят:

Таблица 2



№ п/п

Недостатки общежития

% ответивших

1

Плохо устроенный быт

66,3%

2

Отсутствие домашнего уюта, ощущение «вокзальной» жизни

38,0%

3

Невозможность делать, что хочешь и когда хочешь – желания товарищей по комнате часто не совпадают

33,1%

4

Однообразный досуг

33,1%

5

Отсутствие внимания и заботы родных, тоска по дому, одиночество

19,2%

6

Другие причины

1,8%

Как видно из таблицы, хуже всего в студенческих общежитиях обстоят дела с бытовой обустроенностью жильцов, и недостатки, указанные в п.2 и 3 таблицы являются прямым продолжением этой неустроенности. Что же касается п.5 таблицы: «отсутствие внимания и заботы родных, тоска по дому, одиночество», то здесь, видимо, причина лежит в эмоциональной привязанности студентов к родителям. И если от неустроенности и однообразного досуга одинаково страдают и юноши и девушки (независимо от социального происхождения и возраста), то от одиночества и тоски по дому страдают в основном девушки – каждая четвертая назвала этот недостаток, тогда как указавших его юношей – только 10%.

Что имеют в виду студенты, отмечая, что в общежитиях плохо устроен быт? Опрос показал, что самыми распространенными бытовыми неудобствами в студенческих общежитиях являются следующие:

Таблица 3



№ п/п

Бытовые неудобства

% ответивших

1

Грязь в местах общего пользования

70,4

2

Недостаточное количество (или отсутствие) холодильников

58,9

3

Недостаточное количество (или отсутствие) стиральных машин

58,5

4

Недостаточное количество (или отсутствие) телевизионных комнат

54,4

5

Тесно в комнатах

45,0

6

Постоянный шум в общежитии (крики, музыка и т.д.)

42,5

7

Частое отсутствие горячей воды

42,4

8

Плохое качество пищи в буфете

41,7

9

Недостаточное количество комнат для занятий (или их неудовлетворительное состояние)

41,4

10

Неоснащенность кухни достаточным количеством плит

38,0

11

Отсутствие условий для соблюдения личной гигиены

36,4

12

Частое присутствие посторонних в общежитии

30,8

13

Холодно в комнатах

28,2

14

Нерегулярное получение почты

23,8

15

Ощущение дискомфорта в связи с отсутствием безопасности

17,0

16

Другие причины

3,3

Перечисленные бытовые неудобства одинаково часто отмечают и юноши, и девушки, за исключением п.11 и 15 – их чаще всего отмечают девушки.

На вопрос: «Есть ли в Вашем общежитии столовая или буфет?» 30,6% ответили отрицательно. Но и там, где буфеты и столовые существуют, питаются в них только 10,4%, большая часть студентов предпочитает питаться в другом месте (59,4%). Разнообразно и полноценно питаются 13,6% опрошенных, 84,5% - однообразно, нерегулярно, хотя 46,2% из них стараются питаться разнообразно, но не всегда это получается. Такое положение не может не сказываться отрицательно на здоровье студентов, проживающих в общежитии – практически здоровыми считают себя менее половины опрошенных студентов (43,4%). 34,3% опрошенных иногда чувствуют недомогание, но не придают этому значения, 10,1% - чувствуют себя больными, хотя серьезно не лечатся и 15,4% имеют хронические заболевания.

На вопрос о том, как влияет проживание в общежитии на учебу, общественно-политическую активность, культурное и физическое развитие студентов, ответы распределились следующим образом:

Таблица 4




Способствует

Не влияет

Мешает

Затрудняюсь ответить

1

Общественно-политическая активность

20,1

47,3

9,9

22,7

2

Учеба

20,4

21,9

45,8

11,9

3

Культурное развитие

24,4

41,1

18,0

16,6

4

Физическое развитие

34,4

41,1

12,3

12,2

Как видно из таблицы, почти половина опрошенных считают, что проживание в общежитии мешает учебе. Так считают даже 42,2% из числа тех, кто назвал среди преимуществ жизни в общежитии возможность в любое время получить помощь товарищей по любому учебному предмету и 44,6% тех, кто преимущества жизни в общежитии связывает с возможностью найти здесь необходимую учебно-методическую литературу.

ГЛАВА 4. НЕГАТИВНЫЕ ЯВЛЕНИЯ В СТУДЕНЧЕСКИХ
ОБЩЕЖИТИЯХ
Курение

Из возможных негативных явлений, встречающихся в студенческих общежитиях, курение – наименее «опасное» для окружающих и наиболее часто встречающееся: на его распространенность (часто и довольно часто) указали 90,4% опрошенных. Еще 5,8% отметили, что курение встречается редко, и 3,7% затруднились ответить. Лишь 1% респондентов не сталкивается с курением в своем общежитии.

О негативном отношении к курению (осуждают и пытаются бороться или осуждают, не высказывая своего мнения) заявили 54,4% респондентов, нейтральную или позитивную позицию занимают 38,3%.

Необходимо отметить, что негативное отношение к курению у девушек и юношей проявляется неодинаково: так, довольно высокий процент (32,6%) опрошенных юношей осуждают курение и пытаются с ним бороться (у девушек – 19,6%); девушки более пассивны – 35,4% из них отметили, что осуждают курение молча (у юношей – 21,4%).

Грубость, сквернословие

На распространенность в общежитиях грубости, сквернословия указали 66,1% опрошенных, 22% назвали это явление нетипичным (встречается редко или практически не встречается), 12,1% - затруднились ответить.

На вопрос об отношении к грубости и сквернословию 77% респондентов ответили, что осуждают это явление (в том числе 34,3% - пытаются с ним бороться), 8,9% - не осуждают или не видят в нем ничего предосудительного; 14,2% - не сформулировали своей позиции.

Нарушение общественного порядка (драки и т.п.)

На систематические нарушения общественного порядка в общежитиях указали 39,7% отвечавших; 47,7% - отметили нетипичность таких явлений.

Количество нарушений порядка в студенческих общежитиях возрастает от 1-го курса к 5-му: количество упоминаний об этом см. в таблице.

Таблица *


Курс

1

2

3

4

5

Систематически (часто или довольно часто), %

23,9

29,7

47,2

39,5

65,9

Эпизодически (редко или практически не встречаются), %

62,3

52,2

41,5

44

21,9

* % - подсчитываются к числу респондентов каждого курса.
Осуждение нарушениям порядка в общежитиях выразили 76,1% опрошенных; 18,8% - затруднились сформулировать свое отношение; 5,3% - не осуждают.

Злоупотребление спиртными напитками

О том, что злоупотребление спиртными напитками случается в общежитии часто, заявили 61,4% респондентов; затруднились ответить – 16,4%; редко или практически не встречается – 22,3%. Думается, что в число (22,3%) вошли не только те опрошенные, которые действительно не знают случаев пьянства в общежитиях, но и те, кто «занижает оценку» понятия злоупотребление. Это подтверждает довольно высокое число (более, чем каждый шестой – 17,2%) респондентов, не осуждающих пьянство или не видящих в нем ничего предосудительного.

Пассивное осуждение злоупотреблению спиртными напитками выразили 41,1% опрошенных (осуждают, но не высказывают своего мнения); о том, что пытаются как-то бороться, заявили 23,3% респондентов.

Отношение к пьянству в различных типах вузов иллюстрирует рис.1.

Рис. 1. Отношение к пьянству в различных типах вузов


Интересно, что в медицинских и экономических, юридических вузах довольно высоко число студентов, не определившихся в своем отношении к пьянству. Так, 27,7% (то каждый четвертый) респондентов, проживающих в общежитиях медицинских институтов, затруднились ответить на вопрос: «…как Вы относитесь к злоупотреблению спиртными напитками?»; среди респондентов в общежитиях экономических, юридических вузов таких ответов было 23,9%.

Существенны различия в отношении к пьянству среди опрошенных разного пола. Девушки выразили большую нетерпимость, чем юноши (рис.2).



Рис. 2. Отношение к употреблению спиртного среди юношей


и девушек (в % к кол-ву респондентов каждого пола)
Варварское отношение к общественному имуществу

44,4% опрошенных отметили, что данное явление происходит систематически (часто и довольно часто); 35,2% (каждый третий) заявили, что порча имущества в общежитии случается редко, либо практически не случается.

Осуждают это явление 75,5% респондентов; не осуждают или не видят в нем ничего предосудительного 4,7% отвечавших; каждый пятый (19,8%) затруднился выразить свое отношение.

Перепродажа дефицитных товаров по повышенной цене

По отзывам большинства респондентов (58,4%), в общежитиях распространена спекуляция (встречается часто или довольно часто). На эпизодичность перепродажи вещей по повышенной цене (редко или практически никогда) указали 28,5% отвечавших.

Количество отзывов о распространенности спекуляции возрастает от младших курсов к старшим:



Рис. 3. Количество ответов "часто", "довольно часто" на вопрос:


"Как часто в вашем общежитии встречается перепродажа...?"
по курсам (в % к количеству респондентов на каждом курсе)
Девушки чаще сталкиваются со спекуляцией, чем юноши: о систематичности (часто и довольно часто) заявили 70,1% опрошенных девушек и 45,6% - юношей. С другой стороны, если среди девушек лишь 19% не сталкивались со спекуляцией или сталкивались редко, то среди юношей таких – 38,7%.

С осуждением перепродажи товаров по повышенной цене высказались 44,2% респондентов; не осуждают или не видят ничего предосудительного – 34,5% опрошенных.

Наименее терпимы к спекуляции студенты университетов (49% опрошенных осуждают…) и педагогических (48%) институтов.

Наиболее терпимы – студенты институтов культуры (в них 45,5% не осуждают, не видят ничего предосудительного).

Воровство

В сравнении с уже перечисленными формами девиантного поведения студентов в общежитиях воровство – не столь распространенное явление (хотя цифры сами по себе высоки): каждый четвертый (25,8%) считает воровство распространенным явлением, каждый второй (52%) считает кражи эпизодическим явлением или не сталкивается с ними вообще. Количество мнений о частых кражах несколько возрастает от 1-го курса (22%) к 5-му (29,2%).

Девушки чаще сталкиваются с воровством в общежитии, чем юноши: о том, что кражи происходят часто или довольно часто, сообщили 28,4% опрошенных девушек и 23,1% юношей; никогда не сталкивались со случаями воровства 14,2% девушек и 27,2% юношей.

Отношение к воровству:

Подавляющее большинство (83,3%) респондентов осуждают воровство, из них 56,1% пытаются с ним бороться. Лишь 1,9% не осуждают или не видят ничего предосудительного в кражах.

Однако почти каждый шестой опрошенный затруднился определить свое отношение к этому явлению, причем более неустойчивая позиция у девушек: затруднялись ответить на вопрос: «Как Вы относитесь к воровству?» 17,9% девушек и 11,3% юношей.

Рисунок 4 иллюстрирует различия в отношении к воровству по типам вузов:

Рис. 4. Отношение к воровству по типам вузов (в % к количеству
респондентов каждого типа вузов)
Неразборчивость в интимных связях, распущенность

На распространенность беспорядочных половых связей в студенческих общежитиях указали 41,6% респондентов; каждый третий (33,9%) затруднился определить, часто или редко это явление встречается.

На нетипичность половой распущенности (встречается редко или не встречается) указали 24,2% опрошенных.

Большинство отвечавших (59,3%) осуждают это явление; не осуждает и не видит в этом ничего предосудительного – каждый шестой (15%). Каждый четвертый затрудняется определить свое отношение.

Юноши терпимее относятся к беспорядочной половой жизни, чем девушки:

Рис. 5. Отношение к неразборчивости в интимных связях, половой


распущенности по полу (в % к кол-ву респондентов каждого пола)
Наиболее терпимое отношение к этому явлению проявляют студенты-медики, наименее терпимы – студенты из институтов культуры:

Рис.6. Отношение к неразборчивости в интимных связях,


половой распущенности по типам вузов (в % к кол-ву респондентов
в каждом типе вузов)
Проституция

Разделяя такие понятия, как неразборчивость в интимных связях и проституция, исследователи тем самым акцентировали внимание на проституции как способе получения дополнительного дохода.

О том, что такой «промысел» распространен в студенческих общежитиях, заявили 20,4% респондентов (встречается часто или довольно часто); еще 12,9% высказали мнение об эпизодичности этого явления; 44,8% опрошенных затруднились определить, часто или редко это происходит. Есть основания просуммировать эти числа и сделать вывод, что о случаях проституции в своих общежитиях знают 78,1% опрошенных, и лишь 21,9% респондентов не сталкивались или не знают об этом.

Большинство отвечавших (61,7%) осуждают проституцию, 13,1% - не осуждают или не видят в ней ничего предосудительного. Каждый четвертый затрудняется выразить свое отношение к этой проблеме.



Рис.7. Отношение к проституции по полу (в % к числу


респондентов каждого пола)
Терпимость к проституции незначительно возрастает от 1-го курса (11,4% не осуждают) к 5-му (14,3%). Рисунок 8 иллюстрирует различия в отношении к проституции в разных типах вузов.

Наркомания

Среди перечисленных негативных явлений, встречающихся в студенческих общежитиях, наркомания распространена в наименьшей степени: о том, что наркомания – частое или довольно частое в общежитии явление, заявили 5,8% респондентов. Каждый третий опрошенный (35,1%) практически никогда с этим не сталкивался.

Однако большая часть опрошенных сталкивалась со случаями употребления наркотических веществ: 11,9% отметили, что такие случаи бывают редко, и 47,3% - затруднились определить, часто или редко.



Рис.8. Отношение к проституции по типам вузов (в % к числу


респондентов каждого типа вуза)
Большинство опрошенных осуждают наркоманию – 67,4%; не осуждают – 6% (примерно один из пятнадцати); каждый четвертый затрудняется выразить свое мнение.

Юношей, терпимых к наркомании, в два раза больше, чем девушек: не осуждают – 8,0% юношей и 4,2% девушек.



Рис. 9. Различия в отношении к наркомании по типам вузов

Неуважительное отношение к людям другой национальности

Таблица 3

Распределение ответов на вопрос: «Как часто встречается
в вашем общежитии неуважительное отношение к людям
другой национальности?», %


Систематически

15,2

Затрудняюсь ответить

24,9

Эпизодически

60

Таблица 4

Распределение ответов на вопрос: «Как Вы оцениваете неуважительное отношение к людям другой национальности в вашем общежитии?», %


Осуждаю

64,8

Затрудняюсь ответить

25,3

Не осуждаю

10,0


следующая страница >>
Смотрите также:
Е. В. Миронов к фил н. Л. И. Дремин Уфа, Челябинск 1990
631.13kb.
3 стр.
Наташа. Аспирантура
11.75kb.
1 стр.
I. II. Информационный материал об Иглинском районе
20.6kb.
1 стр.
1. План проведения семинарских занятий. № Тема занятия Число часов Форма текущего контроля Литература 1
44.38kb.
1 стр.
Конвенция о правах ребенка
337.06kb.
1 стр.
Уфа казань– уфа
130.66kb.
1 стр.
Малый Куказар, речка
50.66kb.
1 стр.
Планы семинарских занятий по социологии для студентов всех специальностей Уфа 2005 Составители: Е. Ю. Бикметов, Р. Х. Казакбаев
404.1kb.
1 стр.
Российская экономика в контексте мирового развития в 2009 г.: текущая ситуация и меры экономической политики Валерий Миронов, главный экономист Фонда экономических исследований «Центр развития»
56.75kb.
1 стр.
Техническое заключение
66.68kb.
1 стр.
Сборник статей участников IV международной научной конференции 25-26 апреля 2008 года Челябинск Том 2 Челябинск 2008
9347.06kb.
49 стр.
Сборник методических материалов Челябинск 2012
942.09kb.
4 стр.