Главная
страница 1

УТВЕРЖДЕНО Решение Сморгонского районного Совета депутатов

2011 г. №

ПРОГРАММА

социально-экономического развития Сморгонского района на 2011–2015 годы
ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Программа социально-экономического развития Сморгонского района на 2011–2015 годы (далее – Программа) разработана управлением экономики Сморгонского районного исполнительного комитета (далее – райисполком) совместно с управлениями, отделами райисполкома, организациями района в соответствии с Законом Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» (Ведамасці Нацыянальнага сходу Рэспублікі Беларусь, 1998 г., № 20, ст. 222), Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2011 г. № 136 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 43, 1/12462) и Программой социально-экономического развития Гродненской области на 2011–2015 годы, утвержденной решением Гродненского областного Совета депутатов от 28 июня 2011 г. № 102.

Главной целью Программы является дальнейшее обеспечение роста благосостояния и улучшение условий жизни населения.

В Программе дана оценка социально-экономическому развитию Сморгонского района в 2006–2010 годах, проведен анализ внешних и внутренних факторов экономического роста, определены цели, задачи и приоритеты развития экономики на 2011–2015 годы, важнейшие направления их реализации.

ГЛАВА 2


ИТОГИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СМОРГОНСКОГО РАЙОНА В 2006–2010 ГОДАХ
2. За 2006–2010 годы в районе обеспечено выполнение показателей, предусмотренных Программой социально-экономического развития Сморгонского района на 2006–2010 годы, утвержденной решением Сморгонского районного Совета депутатов от 27 декабря 2006 г. № 175 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 175, 9/6927): по производству промышленной продукции (179,2 процента (далее – %) при задании на 2006–2010 годы 158%), производству потребительских товаров (176,9% при задании 157,6%), валовой продукции сельского хозяйства (174,3% при задании 145%), розничному товарообороту (226,2% при задании 158,9%), вводу в эксплуатацию жилья (120,5 тысячи (далее – тыс.) квадратных метров при задании 108,2 тыс. квадратных метров.), оказанию платных услуг населению (156,5% при задании 150,3%), темпу роста экспорта товаров (203,3% при прогнозе 170%), темпу роста экспорта услуг (303% при задании 170-171%) и привлечению инвестиций в основной капитал (180,4% при задании 114,7%).

Все эти показатели достигнуты за счет модернизации производств, внедрения инвестиционных проектов, внедрения новых видов продукции, улучшения качества выпускаемой продукции, выполнения государственных программ, государственной поддержки промышленных и сельскохозяйственных организаций района.



    Наибольшего прироста объемов промышленного производства к уровню 2005 года достигли республиканское унитарное предприятие (далее – РУП) «Сморгонский агрегатный завод» – в 2,6 раза, производственный участок «Древпласт» открытого акционерного общества (далее – ОАО) «Строительно-монтажный трест № 41» – в 2,2 раза, коммунальное унитарное предприятие (далее – КУП) «Сморгонский литейно-механический завод» – в 2 раза, производственное частное унитарное предприятие (далее – ПЧУП) «Сморгонский комбинат хлебопродуктов» – в 1,7 раза и другие.

Активизировалась маркетинговая деятельность промышленных предприятий. Складские запасы сократились с 126,3% на 1 января 2010 г. до 86,1% на 1 января 2011 г.

Ежегодно уделялось внимание внедрению новых видов продукции. Объем выпуска новой продукции в 2010 году составил 38,4 миллиарда (далее – млрд.) рублей. В 2010 году освоено производство мобильных зерносушилок «МЗС-240», котлов бытовых (ОАО «Сморгонский завод оптического станкостроения»), производство шахтных машин: транспортных: грузолюдских и поливочных, косилок малогабаритных, культиватора-бороны (РУП «Сморгонский агрегатный завод»), оконных и дверных блоков (производственный участок «Древпласт» ОАО «Строительно-монтажный трест № 41»), производство стеклянной мебели (ПЧУП «Плазмовак»), ячменя экструдированного (ПЧУП «Сморгонский комбинат хлебопродуктов»).

Система менеджмента качества на базе международных стандартов ИСО 9001–2009 внедрена и действует на предприятиях КУП «Сморгонский литейно-механический завод», ОАО «Сморгоньсиликатобетон», ОАО «Сморгоньлен», ОАО «Сморгонские молочные продукты», ПЧУП «Сморгонский комбинат хлебопродуктов», филиале «Сморгонский хлебозавод» республиканского унитарного производственного предприятия (далее – филиал «Сморгонский хлебозавод»), РУП «Сморгонский агрегатный завод», ОАО «Строительно-монтажный трест № 41».

3. Сельскохозяйственными организациями Сморгонского района за 2006–2010 годы обеспечен темп роста валовой продукции в сопоставимых ценах 174,6% при прогнозе на пятилетку 145%.

Выполнили задание пятилетки производства валовой продукции 6 организаций: филиал «Сморгонская птицефабрика» (в 11,5 раза при задании 119,3%), свиноводческий комплекс «Андреевцы» ПЧУП «Сморгонский комбинат хлебопродуктов» (192,9% при плане 139%), производственное коммунальное унитарное предприятие (далее – ПКУП) «Совхоз Сморгонский» (181% при плане 151,7%), сельскохозяйственный производственный кооператив (далее – СПК) «Солы» (171,3% при плане 144,2%), СПК «Раковцы» (170,3% при плане 163,2%) и СПК «Совбел» (152,8 при плане 139,6%).

В отрасли животноводства с 2006 по 2010 год обеспечен прирост валовой продукции в 2 раза. За 2010 год объем валовой продукции животноводства увеличен на 9,2%.

Реконструкция и техническое переоснащение животноводческих помещений стали основным направлением индустриализации производства молока и мяса, коренного улучшения условий и повышения производительности труда животноводов, охраны окружающей среды от экологического давления объектов животноводства.

За период с 2005 по 2010 годы валовое производство молока увеличилось в 1,5 раза, валовое производство привесов крупного рогатого скота – в 1,7 раза, удой на корову – на 1487 килограмм (далее – кг) и составил в 2010 году 5007 кг, среднесуточные привесы крупного рогатого скота составили 675 грамм (+196 грамм), свиней – 590 грамм (+145 грамм) к 2005 году. Поголовье крупного рогатого скота составило 26,6 тыс. голов или 108,7% к 2005 году, в том числе коров 8,7 тыс. голов или 112%, рост поголовья свиней составил 123%.

Реализация скота и птицы за 2010 год увеличилась на 2,1 тыс. тонн или на 20,1% и составила 12,4 тыс. тонн.

За пять лет в восьми сельскохозяйственных организациях района произведена реконструкция девяти молочно-товарных ферм под молочно-товарные комплексы с комбибоксовым содержанием, кормлением скота полнорационными кормосмесями и доением коров в автоматизированных доильных залах. Ведется реконструкция еще двух молочно-товарных ферм с доением коров в доильных залах.

В ПКУП «Совхоз Сморгонский» построена и введена в эксплуатацию молочно-товарная ферма на 862 головы коров с современной доильной робототехникой. Начато строительство новой молочно-товарной фермы в филиале «Жодишки» ПЧУП «Сморгонского комбината хлебопродуктов». Это позволило сконцентрировать основное поголовье коров на этих молочно-товарных комплексах в количестве 4,7 тыс. голов или 54% от их общей численности.

Прирост валовой продукции растениеводства за пять последних лет обеспечен в 1,4 раза.

По итогам 2010 года получена урожайность зерновых культур в бункерном весе 34,2 центнера с гектара (далее – ц/га) (31,8 в 2005 году), валовой сбор зерна составил 57,4 тыс. тонн (41,2 тыс. тонн в 2005 году), в том числе зерна кукурузы 6,2 тыс. тонн. Выращено сахарной свеклы 62,6 тыс. тонн (36,1 тыс. тонн в 2005 году) при урожайности 450 ц/га (+85 ц/га к уровню 2005 года). Урожайность картофеля составила 257 ц/га (+91 ц/га), зеленой массы кукурузы 301 ц/га (+135 ц/га).

4. Объем внешней торговли товарами увеличился к уровню 2005 года в 1,8 раза. Темп роста экспорта товаров за пятилетие составил 203,3% при задании 170%, импорта – 213,4% при задании 150,9%.

Сальдо внешней торговли района на протяжении 2006–2010 годов положительное и имеет тенденцию к ежегодному увеличению и составило 147 миллионов (далее – млн.) долларов США.

Многовекторность внешней политики района реализуется в развитии торгово-экономического сотрудничества с регионами стран вне СНГ, СНГ и, прежде всего с Российской Федерацией.

В 2010 году внешнеэкономическую деятельность осуществляли 59 субъектов хозяйствования и индивидуальные предприниматели с 49 странами. В настоящее время организации района сотрудничают с 26 регионами Российской Федерации, с 6 регионами Украины, регионами Литвы, Латвии и Польши.

Впервые организации района сотрудничали в 2010 году с Алжиром, Вьетнамом, Венесуэлой и Данией.

Одним из наиболее эффективных механизмов продвижения продукции является расширение товаропроводящей сети за рубежом. Организациями, подчиненными местным Советам депутатов исполнительным и распорядительным органам заключено 10 дилерских договоров на продажу товара в Российскую Федерацию и Украину.

Общий внешнеторговый оборот услуг за 2006–2010 годы составил 3,3 млн. долларов США, темп роста по экспорту услуг – 303,3% при задании 170-171%, по импорту услуг 158,6% при задании 167,7%.

5. Ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования составил за 2006–2010 годы 120,5 тыс. квадратных метра, в том числе в 2010 году – 32,5 тыс. квадратных метра. В сельскохозяйственных организациях введено в эксплуатацию 33,4 тыс. квадратных метра. Построено 14 агрогородков, где созданы необходимые условия жизнеобеспечения населения, повышения привлекательности труда на селе. В каждом агрогородке имеются пункты бытового и медицинского обслуживания населения, новые торговые точки. Отремонтированы школы, детские дошкольные учреждения, клубы, больницы, фельдшерско-акушерские пункты.

6. За пять лет привлечено инвестиций в основной капитал 562,8 млрд. рублей, реализовано 39 инвестиционных проектов на сумму 105,6 млрд. рублей. Объем инвестиций по сельскохозяйственным организациям составил 158 млрд. рублей.

Средства направлены на строительство жилья, реконструкцию производственных помещений и техническое переоснащение. В хозяйствах в настоящее время имеется мощная, высокопроизводительная техника отечественного и импортного производства, которая позволяет выполнять полевые работы в оптимальные сроки.

В структуре инвестиций по отраслям экономики значительные средства вкладываются в строительство (40,2%), сельское хозяйство (23,6%), в техническое перевооружение и модернизацию организаций промышленности (19,6%), транспорт (6,7%), коммунальное хозяйство (6%). Из общего объема инвестиций 53,4% использовано на объектах производственного назначения, 38,7% – на приобретение оборудования, машин и механизмов. В структуре инвестиций по источникам финансирования 28,9% составляют собственные средства организаций, 42% – кредиты банков.

За 2006–2010 годы использовано 8,4 млрд. рублей на реализацию 8 инновационных проектов Государственной программы инновационного развития.

Наиболее важными и значимыми проектами в городе за 2006–2010 годы значились: «Модернизация участка производства творога» и «Строительство котельной» в ОАО «Сморгонские молочные продукты»; «Организация производства садоводческого трактора «Беларус-921» и «Модернизация действующего производства республиканского унитарного предприятия «Сморгонский агрегатный завод» на 2009–2015 годы – РУП «Сморгонский агрегатный завод»; «Создание участка по производству солода» на филиале «Смор­гонский хлебозавод»; «Производство машин зерноочистительных универсальных «МЗУ-40» и «Техническое перевооружение заготовительного производства для обеспечения выпуска сельскохозяйственной и другой техники» ОАО «Сморгонский завод оптического станкостроения»; «Установка линии по производству различных видов круп» и «Реконструкция линии гранулирования» – ПЧУП «Сморгонский комбинат хлебопродуктов»; «Реконструкция операционного блока и реанимации» учреждение здравоохранения «Сморгонская центральная районная больница»; «Строительство двух жилых домов для семей, осуществляющих воспитание детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; «Реконструкция стадиона «Юность» на 3000 мест»; «Строительство линии по переработке маслосемян рапса» и «Установка линии микродозирования мелкодиспрестных компонентов комбикормов» ПЧУП «Сморгонский комбинат хлебопродуктов»; «Приобретение линии первичной переработки молока» ОАО «Сморгонские молочные продукты»; «Модернизация производства ОАО «Сморгоньсиликатобетон» для выпуска изделий каркасных жилых домов».

7. На потребительском рынке за 2006–2010 годы обеспечивался спрос населения на продовольственные и непродовольственные товары. Объем розничного товарооборота через все каналы реализации за пятилетие составил более 1170,7 млрд. рублей и превысил уровень 2005 года в 2,3 раза (по Программе – 158,9%).

За период 2006–2010 годов введен 61 объект торговли с торговой площадью 3,9 тыс. квадратных метров, в том числе 41 за счет нового строительства.

В течение пятилетки продолжалось оснащение предприятий торговли платежными терминалами для осуществления безналичных расчетов с использованием банковских пластиковых карточек. К концу 2010 года установлено 156 единиц терминального оборудования, в том числе установлено в 2010 году – 61.

Сумма оплаченных покупок посредством пластиковых карточек в предприятиях торговли за 2010 год составила 5,3 млрд. рублей или 5% от общей суммы товарооборота.

Высокие темпы роста достигнуты за счет насыщения внутреннего потребительского рынка товарами, в том числе отечественного производства, удельный вес которых в объеме реализации торговой сети возрос на 2,6 процентных пункта и составил 87,2%.

Ежегодно предприятиями торговли проводятся выставки, ярмарки и продажа товаров по сниженным ценам. За 2010 год проведено 67 распродаж товаров по сниженным ценам, 39 ярмарок и 35 выставок-продаж, в том числе с дегустацией.

Норматив социального стандарта по обеспечению населения торговыми площадями по состоянию на 1 января 2006 г. составлял 262 квадратных метра на 1 тыс. жителей и выполнялся на 100,7%. По состоянию на 1 января 2011 г. он равен 346 квадратных метров и выполнен на 123,6%.

За 2006–2010 годы по району через все каналы реализации оказано платных услуг на 198,2 млрд. рублей, в том числе за 2010 год – 53,4 млрд. рублей, темп роста к 2009 году составил 114,1%. Увеличилась реализация услуг гостиниц (135%), санаторно-оздоровительных (197,9%), медицинских (129,8%), культуры (121,6%), транспорта (114,2%), связи (123,9%) и физической культуры и спорта (143%).

8. Планомерно проводилась работа по поддержанию на должном уровне социальных стандартов по обслуживанию населения, в том числе в сельской местности. В 2010 году прирост объема платных услуг населению составил 56,5% (задание по Программе – 50,3%). По сравнению с 2005 годом в 1,7 раза увеличены объемы услуг культуры, в 2,3 раза – услуги гостиниц, в 3,2 раза – физической культуры и спорта, в 2,2 раза – банков, в 3,6 раза – услуги образования. Прирост объема платных услуг населению за пятилетие составил 59%.

9. Важную роль в социально-экономическом развитии района сыграло малое и среднее предпринимательство, которое способствовало формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, расширению сферы услуг.

За период 2006–2010 годы количество малых предприятий в Сморгонском районе увеличилось с 101 до 325. Списочная численность работников на малых предприятиях возросла с 1,1 тыс. человек в 2006 году до 3 тыс. человек в 2010 году. Поступления в бюджет от малого предпринимательства возросли с 18,1% в 2005 году до 22,2% в 2010 году.

10. С целью эффективного использования государственного имущества ведется целенаправленная работа по вовлечению неиспользуемого, неэффективно используемого имущества в хозяйственный оборот.

За 2006–2010 годы вовлечено в хозяйственный оборот 109 объект недвижимости коммунальной собственности, в том числе продано 29 неиспользуемых объектов.

Осуществлена безвозмездная передача здания детского сада в д. Залесье для организации отделения круглосуточного пребывания пожилых людей.

Организациями районной собственности сдано в аренду свыше 6 тыс. квадратных метров свободных площадей и свыше 20 тыс. квадратных метров предоставлено в безвозмездное пользование.

11. За 2006–2010 годы реальная заработная плата в районе увеличилась в 2 раза. Размер номинальной среднемесячной заработной платы увеличился до 1339,3 тыс. рублей в декабре 2010 года или в 2,4 раза. За 2010 год номинальная начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника в отраслях экономики района увеличилась к 2009 году на 21,1% и составила 991 тыс. рублей, за декабрь – 1339,3 тыс. рублей (108,2%).

12. Численность занятых в экономике с 2006 года по 2010 год увеличилась на 462 человека и составила в декабре 2010 года 23056 человек.

В три раза снизилась напряженность на рынке труда и условно составила 1,1 человека на одно рабочее место, в 2006 году на одну заявленную вакансию претендовало 3 безработных.

Уровень регистрируемой безработицы снизился с 1,6% до 0,9% к численности экономически активного населения. За 2006–2010 годы число безработных, состоящих на учете, уменьшилось с 375 человек до 215 на 1 января 2011 г. (57,3% от уровня 2006 года).

13. Охват детей дошкольными учреждениями по Сморгонскому району с 2006 по 2010 год вырос на 9,2% и составил 89%, в том числе в городе – 91,6%, на селе – 78%. Норматив обеспеченности местами в дошкольных учреждениях за 2010 год составил 110,3%. Общий охват специальными образовательными услугами составляет 100% детей, находящихся в районном банке данных.



Целенаправленно ведется работа по созданию здоровьесберегающей системы, укреплению здоровья детей, что позволяет снизить их заболеваемость.

Проведена определенная работа по укреплению материально-технической базы учреждений образования. В целом по району общеобразовательные учреждения обеспечены персональными компьютерами – 1,45 при нормативе не менее одного компьютерного класса на учреждение. Все учреждения подключены к сети Интернет, из них 85% имеют широкополосный доступ, действует локальная вычислительная сеть.

14. В течение пятилетия осуществлялось внедрение новых технологий, реструктуризация структуры и системы здравоохранения района. Значительно улучшились показатели здоровья населения: рождаемость увеличилась на 45,4%; младенческая смертность снизилась на 56,6%, смертность от туберкулеза на 65,2%. Проводилось планомерное оснащение отделений больницы медицинским оборудованием и инвентарем. На оснащение учреждений здравоохранения использовано в 2010 году из районного бюджета 23,8 млн. рублей, областного бюджета – 44,6 млн. рублей, республиканского бюджета на 486 млн. рублей внебюджетных средств. Получили развитие новые виды медицинских услуг: рентгеновская компьютерная томография, ультразвуковые исследования, в том числе на УЗИ-аппарате с доплером и цветным изображением, эндоскопические диагностические исследования и т. д.

15. В клубных учреждениях района действует 157 клубных формирований, с участием которых за 2010 год проведено 2825 мероприятий. Среди них праздник, посвященный 70-летию образования Сморгонского района, праздничное мероприятие, посвященное 65-летию со Дня Победы, праздничное мероприятие, посвященное 245-летию М.К.Огинского 170-летию Ф.Богушевича и т. д.

16. Выполнение мероприятий 2010 года по развитию физической культуры и спорта позволило достичь высоких показателей в спорте. В списочные составы национальных команд Республики Беларусь включено 8 спортсменов Сморгонского района, в высшее звено подготовки – 19 человек.

За 5 лет построено: навес над трибунами физкультурно-оздоровительного комплекса «Юность», проведена реконструкция мини-бассейна под спортивный зал в д. Осиновщизна, реконструкция бани под физкультурно-оздоровительный комплекс в д. Солы, разработана проектная документация по реконструкции бассейна. Физической культурой, спортом и туризмом систематически занимается 21% от общего числа жителей района.

17. Развивается агроэкотуризм, количество субъектов которого увеличилось с 7 в 2007 году до 12 в 2010 году.
ГЛАВА 3

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПРИОРИТЕТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СМОРГОНСКОГО РАЙОНА НА 2011–2015 ГОДЫ


18. Главная цель социально-экономического развития на 2011–2015 годы – рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности экономики.

Основой для этого станет рост объемов производства продукции сельского хозяйства – в 1,3 раза, промышленности – 1,5-1,6 раза, удельного веса отгруженной инновационной продукции организациями, основным видом экономической деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной продукции – до 4,5% в 2015 году, инвестиций в основной капитал за пятилетие – в 1,9 раза.

Для достижения главной цели необходимо решение следующих задач:

формирование условий для развития человеческого потенциала на основе роста реальных доходов и улучшения комфортности жизни населения, усиления роли семьи, повышения уровня здравоохранения, культуры и качества образования граждан;

создание благоприятных условий для реализации предпринимательской инициативы субъектов хозяйствования;

усиление мотивации к эффективной работе, повышение ответственности работников за ее результаты и качество своего труда;

приоритетное развитие ресурсосберегающих, наукоемких и высокотехнологичных производств с высокой долей добавленной стоимости и прогрессивных видов услуг;

активизация инвестиционных процессов и стимулирование притока в страну прямых иностранных инвестиций;

повышение эффективности внешнеэкономической деятельности.

Важность и актуальность стоящих перед районом задач определяют следующие приоритетные направления социально-экономического развития:

развитие человеческого потенциала, включая повышение уровня благосостояния, рост рождаемости и увеличение продолжительности жизни, укрепление здоровья граждан и повышение качества образования;

модернизация всех секторов экономики, создание новых наукоемких, высокотехнологичных производств;

стимулирование предпринимательства и деловой инициативы;

рост экспорта товаров и услуг, сбалансированность и эффективность внешней торговли;

развитие импортозамещающих производств;

строительство качественного и доступного жилья;

повышение эффективности агропромышленного комплекса.
ГЛАВА 4

РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА


19. Обеспечение высоких темпов экономического роста требует проведения активной социальной политики, направленной на устойчивое повышение уровня и качества жизни населения, создание условий для развития человеческого потенциала на основе повышения эффективности функционирования систем здравоохранения, образования, культуры и других видов экономической деятельности, относящихся к сфере услуг. Для этого необходимо:

повышение эффективности занятости населения на основе модернизации и ввода новых рабочих мест;

постепенное приближение по уровню заработной платы к развитым европейским государствам;

укрепление здоровья, увеличение рождаемости и ожидаемой продолжительности жизни населения;

повышение интеллектуального и культурного потенциала;

улучшение качества и обеспечение доступности социальных услуг независимо от места жительства граждан.

20. Основной целью политики в вопросах демографической безопасности на период до 2015 года являются:

стабилизация численности населения на основе увеличения рождаемости и ожидаемой продолжительности жизни;

снижение смертности населения;

охрана здоровья матери и ребенка, укрепление института семьи;

оптимизация внутренних и внешних миграционных потоков.

21. Основными принципами развития здравоохранения в 2011–2015 годах являются:

забота о здоровье и долголетии людей;

доступность медицинского обслуживания;

структурная перестройка отрасли со смещением приоритетов в сторону первичной медико-санитарной помощи, охраны материнства и детства, развития специализированных видов медицинской помощи, формирования в обществе здорового образа жизни.

22. Приоритетные направления развития системы образования района в 2010–2015 годах:

расширение многофункциональной сети дошкольных учреждений;

обеспечение эффективного оздоровления детей дошкольного возраста;

создание структуры образовательной системы, соответствующей требованиям инновационного развития экономики;

совершенствование системы непрерывного образования педагогических кадров, обеспечение их готовности к работе в инновационном режиме;

совершенствование материально-технической базы учреждений образования.

23. В 2011–2015 годах рынок труда района будет формироваться под воздействием следующих факторов:

сокращение численности трудовых ресурсов;

сохранения дефицита высококвалифицированных рабочих и специалистов;

наличие избыточной рабочей силы в ряде организаций при ее дефиците в других организациях.

Вследствие сокращения численности населения и трудовых ресурсов, предполагается, что численность занятого населения района будет к концу 2015 года находиться в пределах 22-23 человек. Уровень безработицы прогнозируется в пределах 1,2-1,4% к численности экономически активного населения.

Приоритетными направлениями в области занятости населения определены:

повышение сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы и ее конкурентоспособности на основе создания системы непрерывного профессионального обучения и стимулов для повышения квалификации персонала непосредственно на производстве, внедрение эффективных программ профессиональной ориентации молодежи;

содействие безработным в организации предпринимательской деятельности;

повышение экономической активности незанятого населения;

создание благоприятных условий для повышения уровня занятости населения в регионах;

обеспечение занятости граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда.

24. Рост заработной платы будет обеспечен путем:

предоставления широких прав субъектам хозяйствования в выборе форм и систем заработной платы;

установления прямой зависимости повышения заработной платы от показателей эффективности производства, качества и производительности труда;

создания экономических предпосылок для легализации всех трудовых доходов;

роста доходов от самозанятости и предпринимательской деятельности.

Условия оплаты труда будут максимально учитывать результативность вклада каждого работника и финансовые возможности субъектов предпринимательской деятельности.

25. Главной целью социальной защиты населения в предстоящий период является:

повышение материальной обеспеченности пенсионеров;

устойчивое повышение уровня и улучшение качества жизни;

формирование доступной среды жизнедеятельности физически ослабленных лиц для их полноправного участия в жизни общества.

Сморгонской районной комплексной программой развития социального обслуживания на 2011–2015 годы, утвержденной решением райисполкома от 25 марта 2011 г. № 231 «О мероприятиях по выполнению Комплексной программы развития социального обслуживания на 2011–2015 годы», предусмотрена реализация подпрограмм «Предупреждение инвалидности и реабилитация инвалидов», «Социальная поддержка ветеранов, лиц, пострадавших от последствий войн, пожилых людей и инвалидов», направленных на совершенствование медицинской, профессиональной, трудовой, социальной реабилитации инвалидов, более полное обеспечение конституционных гарантий ветеранов, лиц, пострадавших от последствий войн, пожилых людей и инвалидов.

26. Приоритетными направлениями деятельности сферы культуры на 2011–2015 годы будут:

сохранение и развитие материального и нематериального культурного наследия;

обеспечение свободного доступа к информационным ресурсам и библиотечным фондам для разных групп населения;

развитие профессионального искусства, поддержка и развитие народного творчества, системы эстетического воспитания, профессионального художественного образования, поддержка талантливой молодежи.

27. Развитие физической культуры и спорта в 2011–2015 годах предусматривается за счет:

формирования осознанной потребности населения в здоровом образе жизни;

активизации физкультурно-оздоровительного движения, особенно среди детей и молодежи;

модернизации материально-технической базы, включая реконструкцию бассейна физкультурно-оздоровительного комплекса «Юность», стадионов, игровых и тренажерных залов, спортивных площадок и т.п.;

создание современной системы подготовки и переподготовки высококвалифицированных физкультурно-оздоровительных кадров;

повышение результативности участия спортсменов на международных соревнованиях.

28. В рамках реализации государственной молодежной политики в 2011–2015 годах предполагается решение следующих задач:

всестороннее воспитание молодежи, содействие ее духовному и нравственному развитию;

формирование у молодежи патриотизма, национального самосознания;

обеспечение государственной поддержки молодых семей;

развитие молодежных общественно значимых инициатив;

формирование здорового образа жизни молодежи.

ГЛАВА 5


СТУИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ
29. Для дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства в районе предполагается реализация мер по следующим направлениям:

создание и развитие субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и повышение эффективности ее функционирования;

создание малых и средних предприятий в сферах производства промышленной продукции и потребительских товаров, въездного туризма, придорожного сервиса, развитие сферы услуг в городе и сельской местности;

реализация инвестиционных проектов, в том числе по внедрению передовых технологий на производстве. Реализация данных мероприятий позволит достичь к 2015 году доли малого предпринимательства 31% в общем объеме выручки от реализации товаров, работ, услуг. Удельный вес занятых в малом бизнесе составит 20% от общей численности экономически активного населения Сморгонского района.

Программой государственной поддержки малого и среднего предпринимательства Сморгонского района на 2010–2012 годы, утвержденной решением Сморгонского районного Совета депутатов от 30 марта 2010 г. № 162 запланировано оказание субсидий в 2010 году 21 человеку на сумму 95,2 млн. рублей, фактически выделены субсидии 27 человекам на сумму 95,2 млн. рублей. На 2011 год запланировано выделение субсидий 26 человекам на сумму 91,9 млн. рублей.

30. Повышение эффективности деятельности предприятий, сокращение объемов их государственного субсидирования, увеличение притока прямых иностранных инвестиций предполагает активизацию процесса приватизации и реформирования структуры государственной собственности.

Целью реформирования отношений собственности в 2011–2015 годах является повышение эффективности работы предприятий, увеличение притока прямых иностранных инвестиций. Планируется преобразовать в открытые акционерные общества 4 унитарных предприятий коммунальной собственности и вовлечь в хозяйственный оборот 20 неиспользуемых объектов недвижимости коммунальной собственности.

31. Продолжится работа по постоянному мониторингу цен и прогнозированию их влияния на социально-экономическое развитие в целях разработки мер, упреждающих необоснованный рост цен.

32. Основными задачами антимонопольной политики являются содействие развитию добросовестной конкуренции субъектов хозяйствования всех форм собственности.

Продолжится дальнейшая работа по пресечению ограничений конкуренции и прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на продажу, покупку товаров при межобластных поставках.


ГЛАВА 6

РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ И ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


33. Основными задачами инновационного развития Сморгонского района на 2011–2015 годы являются:

развитие производств, ориентированных на использование местного сырья;

формирование эффективного устойчивого производства сельскохозяйственной продукции и ее переработки;

обеспечение наиболее полного удовлетворения в высокоэффективной строительной продукции;

реализация мероприятий в области энергетики и энергосбережения, использования альтернативных и местных источников энергии;

развитие региональной инновационной инфраструктуры.

34. Общий объем инвестиций в основной капитал возрастет к 2015 году в 1,7 раза.

Особое внимание будет уделяться техническому перевооружению экспортоориентированных и импортозамещающих производств. Основным источником роста инвестиций в основной капитал будут являться собственные средства организаций и кредиты банков.

Будет проведена работа по реконструкции производственных участков и цехов (ОАО «Сморгонские молочные продукты», ПЧУП «Сморгонский комбинат хлебопродуктов»), модернизации производств (ОАО «Сморгоньсиликатобетон», РУП «Сморгонский агрегатный завод»), созданию новых производств на ОАО «Сморгонский завод оптического станкостроения».

ПЧУП «Сморгонский комбинат хлебопродуктов» в 2011–2015 годах планирует осуществить объем капиталовложений в сумме 31 млрд. рублей. Будут реализованы инвестиционные проекты: «Реконструкция крупоцеха», «Проектирование и ввод в эксплуатацию комплекса приемки и сушки зерна 20 тыс. тонн» и «Реконструкция свиноводческого комплекса «Андреевцы».

Приоритетным инвестиционным проектом ОАО «Сморгонские молочные продукты», предусмотренным к реализации в 2011–2012 годах является «Модернизация цеха по производству сухого обезжиренного молока» с привлечением инвестиций в сумме 7,8 млрд. рублей и созданием 8 рабочих мест.

Реализация стратегии развития ОАО «Сморгонский завод оптического станкостроения» на 2011–2015 годы предполагает привлечение инвестиций на техническое перевооружение и освоение производства новых изделий в размере 50-60 млрд. рублей

На РУП «Сморгонский агрегатный завод» ведутся работы по освоению машин шахтных «БЕЛАРУС», расширению гаммы машин (машина медицинской помощи «ММП-393М», машина пожарная «МП-403М»), связанных с проведением работ в рудниках. Запланирована разработка новых видов продукции – картофелекопалки «КФТ-1» к мини-трактору, погрузочного оборудования и навесных подъемников к трактору «Беларус-921.3», экскаваторного оборудования к трактору «Беларус-92П».

В 2011–2015 годах получит дальнейшее развитие промышленность строительных материалов. Ведущей организацией этой отрасли в Сморгонском районе является ОАО «Сморгоньсиликатобетон».

В 2010–2014 годах ОАО «Сморгоньсиликатобетон» будут реализованы следующие инвестиционные проекты – «Модернизация производства ОАО «Сморгоньсиликатобетон» для выпуска изделий каркасных жилых домов», «Модернизация цеха железобетонных изделий по изготовления железобетонных изделий для строительства каркасных жилых домов», «Модернизация участка по производству сухих строительных смесей для штукатурки фасадов из ячеистого бетона». Объем запланированных капиталовложений составляет 16,1 млрд. рублей

ООО «Халес» планирует в 2011–2015 годах приобрести оборудование для выборки технологических отверстий под дверную фурнитуру и оборудование для облицовки шпоном кромок полотен с «наплывом», что позволит предприятию изготавливать продукцию, соответствующую требованиям и стандартам Европы.

Сельскохозяйственные организации района основной объем инвестиций в 2011–2012 годах направят на строительство и реконструкцию молочно-товарных ферм.

Увеличится поток инвестиций в строительство торговых объектов (торговый объект «Евроторг», детский развлекательный центр и кафе по ул. Ленина, кафе по ул. Я.Коласа и другие).

Важнейшим приоритетом в инвестиционной сфере в 2011–2015 годах является привлечение иностранных инвестиций. За 2011–2015 годы планируется использовать иностранных инвестиций в объеме 184,1 млн. долларов США, в том числе прямых иностранных инвестиций на чистой основе – 180,1 млн. долларов США.
ГЛАВА 7

СТРУКТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ


35. Основной целью структурного преобразования является повышение конкурентоспособности и эффективности экономики, расширение сфер экономической деятельности, обеспечивающих создание продуктов с высокой добавленной стоимостью, прежде всего производств с высокой степенью переработки сырья и материалов, наукоемких и высокотехнологичных производств, сферы услуг.

Модернизация экономики будет осуществляться по следующим направлениям:

активное развитие производств, основанных на конкурентных преимуществах региона – высоком развитии человеческого потенциала, географическом положении, наличии природных ресурсов;

создание новых организационных форм хозяйствования (холдингов);

формирование оптимальной технологической структуры экономики.

36. Главной целью развития промышленного комплекса района в 2011–2015 годах является увеличение производства продукции, соответствующей требованиям мировых стандартов; обеспечение ежегодного прироста объемов производства конкурентоспособной продукции, главным образом, за счет роста производительности труда; снижение издержек производства продукции и повышение рентабельности продаж на базе внедрения новых высокоэффективных видов оборудования и технологий.

Общий объем продукции промышленности Сморгонского района в 2015 году по сравнению с 2010 годом планируется увеличить на 54,5-56%.

Дальнейшее развитие в текущей пятилетке получит в обрабатывающей отрасли (секция D) подсекции производство пищевых продуктов, включая напитки и табаки (подсекция DA).

Модернизация производства ОАО «Сморгонские молочные продукты» посредством строительства в 2011 году второй сушилки позволит предприятию производить новые виды продукции, такие как сухое цельное молоко (быстрорастворимое), сухой молочно-сывороточный продукт, сухую сыворотку.

Модернизация цеха по производству сухого обезжиренного молока ОАО «Сморгонские молочные продукты» в 2011–2012 годах позволит увеличить производство продукции на 24%, снизить себестоимость продукции и улучшить его качество.

Планируемые мероприятия по модернизации, реконструкции и расширению производства ОАО «Сморгонские молочные продукты» позволят увеличить объемы производства основных видов выпускаемой продукции (масла, цельномолочной продукции, сухого обезжиренного молока) до 28%.

В 2011–2012 годах филиалом «Сморгонский хлебозавод» запланировано проведение модернизации участка по производству солода с целью налаживания производства ферментированного солода. На 2013 год предприятие планирует приобретение оборудования для производства термоэтикеток.

В подсекцию DI включены ОАО «Сморгоньсиликатобетон» и производственный участок «Сморгоньжелезобетон» ОАО «Строительно-монтажный трест № 41».

Реализация в 2010–2014 годах запланированных инвестиционных проектов ОАО «Сморгоньсиликатобетон», предусматривающих модернизацию производственных участков и цехов, позволит увеличить объем производства промышленной продукции на 13% и обеспечит снижение себестоимости продукции, повышение рентабельности производства и устойчивую платежеспособность предприятия.

В секцию «производство машин и оборудования» включены 2 предприятия Министерства промышленности Республики Беларусь – ОАО «Сморгонский завод оптического станкостроения» и РУП «Сморгонский агрегатный завод».

Стратегия развития ОАО «Сморгонский завод оптического станкостроения» на 2011–2015 годы состоит в наращивании объемов производства для достижения приемлемого уровня эффективности работы за счет: развития кооперации с предприятиями, серийно выпускающими продукцию машиностроения; модернизации уже освоенных на заводе изделий; модернизации и значительного обновления основных фондов, вплоть до создания новых современных производств (участок по производству плат для светодиодов); освоения новых видов серийной продукции, обеспечивающих увеличения объема выпуска товарной продукции за пятилетку в два раза.

С целью увеличения объема производства и обновление парка технологического и металлообрабатывающего оборудования РУП «Сморгонский агрегатный завод» в 2011–2015 годах предусмотрены вложения в модернизацию действующего производства в сумме 15,7 млрд. рублей.

37. Ожидаемый объем производства валовой продукции сельскохозяйственных организаций района (в сопоставимых ценах 2009 года) во всех категориях хозяйств в 2015 году составит 233,3 млрд. рублей, за пятилетку прирост составит 31,3%, в том числе в сельскохозяйственных организациях 59,6%.

Прогнозируемый ежегодный темп прироста валовой продукции до 2015 года во всех категориях хозяйств составит 5-5,5%, в том числе в сельскохозяйственных организациях 9-11,5%.

Планируется увеличить производство основных видов сельскохозяйственной продукции, за счет применения прогрессивных технологий, соблюдения сроков и качества проводимых работ, увеличения урожайности сельскохозяйственных культур.

К 2015 году во всех категориях хозяйств намечается произвести не менее 83 тыс. тонн зерновых и зернобобовых культур (в весе после доработки), что в 1,5 раза больше 2010 года. В сельскохозяйственных организациях планируемый валовой сбор зерновых и зернобобовых 80 тыс. тонн (1,6 раза к 2010 году).

Во всех категориях хозяйств валовые сборы основных видов сельскохозяйственной продукции планируется получить в следующих объемах: картофеля – 58400 тонн (99,2% к уровню 2010 года), сахарной свеклы – 85000 тонн (135,8%), маслосемян рапса – 6180 тонн (в 13 раз больше), льноволокна – 500 тонн (67,2%), овощей – 15500 тонн (97,5%).

Одной из важнейших задач в растениеводстве на 2015 год остается увеличение производства высококачественных кормов, полностью удовлетворяющих потребности животноводства. Планируется произвести всех видов кормов, включая, летние зеленые, не менее 75 тыс. центнеров кормовых единиц, что позволит создать в хозяйствах полуторагодичный запас кормов.

Продолжается разработка комплексных мероприятий по дальнейшему совершенствованию технологии заготовки кормов, переходу на прогрессивные ресурсо- и энергосберегающие технологии.

В отрасли животноводства во всех категориях хозяйств на 2015 год планируется увеличение поголовья крупного рогатого скота, рост продуктивности. Производство продукции животноводства во всех категориях хозяйств ожидается в следующих объемах: реализация скота и птицы на мясо – 18,5 тыс. тонн (135% к уровню 2010 года), производство молока – 87,9 тыс. тонн (169,6%), яиц – 6,6 млн. штук (89,1%). В сельскохозяйственных организациях реализация скота и птицы планируется 17 тыс. тонн (139% к уровню 2010 года), производство молока 74 тыс. тонн (174%).

38. За 2011–2015 годы на территории района предполагается ввести в эксплуатацию жилых помещений общей площадью 208 тыс. квадратных метров. Ввод в эксплуатацию жилья в сельскохозяйственных организациях запланирован в размере 25,7 тыс. квадратных метров. При этом учитываются мощности подрядных организаций, наличие магистральной инженерной инфраструктуры, социальной инфраструктуры, а также анализ структуры очередности нуждающихся.

39. Главной задачей развития сферы услуг является обеспечение отраслей экономики и населения вне зависимости от места проживания высококачественными услугами по доступным ценам и повышение экспортного потенциала.

Предполагается развитие новых видов услуг, повышающих качество жизни населения. Предстоит расширить применение информационно-коммуникационных технологий в медицине, образовании, активнее развивать электронную торговлю.

Решение поставленной задачи по увеличению объемов и расширению ассортимента услуг будет обеспечено на основе привлечения отечественного и иностранного капитала, государственной поддержки приоритетных инвестиционных проектов в сфере услуг, в том числе по созданию необходимой инфраструктуры.

Особое внимание будет уделено развитию сферы услуг в сельской местности.

40. Развитие услуг транспорта и связи в 2011–2015 годах предусматривается соответствующими государственными программами.

В целях укрепления технической базы, обеспечения высокого уровня безопасности пассажиров в 2011–2015 годах филиалом «Автомобильный парк № 17 г. Сморгонь» ОАО «Гроднооблавтотранс» (далее – филиал «Автомобильный парк № 17») планируется приобретение автотранспорта на сумму более 5 млрд. рублей.

Объем перевозки грузов филиалом «Автомобильный парк № 17» за период с 2011 по 2015 год увеличится на 35,1% к уровню 2010 года.

Объем перевозки пассажиров за 2011–2015 годы составит 104,3% к уровню 2010 года. Планируется дальнейшее расширение маршрутной сети на городских экспрессных маршрутах. Ведется работа по организации междугородних маршрутов Сморгонь – Полоцк, Сморгонь – Мядель и Сморгонь – Борисов.

В 2011–2015 годах планируется закончить прокладку волоконно-оптического кабеля, развитие сетей стационарного широкополосного доступа в сеть Интернет и интерактивного телевидения ZALA в г. Сморгонь, агрогородках и крупных населенных пунктах. Планируется расширение емкости городских и сельских телефонных станций путем ввода новых электронных АТС.

41. В 2011–2015 годах главной задачей в сфере торговли станет совершенствование структуры и качества обслуживания населения. Решающая роль в этом принадлежит внедрению современных информационных технологий и техническому перевооружению торговли.

Развитие и совершенствование торговой инфраструктуры района в 2011–2015 годах планируется путем строительства и открытия новых торговых объектов. Планируется открыть 6 объектов розничной торговли и 5 объектов общественного питания.

42. В 2011–2015 годах целью развития бытового обслуживания населения останется обеспечение населения широким спектром качественных услуг, доступных для потребителя. Приоритетной в работе служб быта является работа по техническому переоснащению организаций бытового обслуживания населения, внедрению новых видов и форм бытового обслуживания. Для достижения прогнозируемого показателя (194,2% в 2015 году по отношению к уровню 2010 года) предусматривается решение следующих задач:

расширение сети объектов бытового обслуживания населения, особенно в сельской местности;

обеспечение ценовой и территориальной доступности услуг;

повышение качества платных услуг и культуры обслуживания населения;

внедрение новых видов и форм оказания платных услуг.

43. Главными задачами развития жилищно-коммунального хозяйства являются дальнейшее повышение надежности и эффективности функционирования систем жизнеобеспечения, улучшение качества предоставляемых услуг и обеспечение их доступности для потребителей. Будет продолжена работа по внедрению прогрессивных энерго- и ресурсосберегающих технологий, замене устаревшего оборудования на энергоэффективное, модернизации сетей, более широкому использованию местных видов топлива.
ГЛАВА 8

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


44. В 2011–2015 годах планируется продолжить работу по расширению экспорта, оптимизации объема и структуры импорта в целях сохранения устойчивого положительного сальдо внешней торговли товарами и услугами, привлечения иностранных инвестиций.

Предполагается, что общий рост экспорта товаров за пятилетку увеличится в 2 раза, рост экспорта услуг – в 2,6 раза.

Основными мероприятиями, обеспечивающими достижение к концу 2015 года запланированных объемов экспорта, являются создание новых экспортоориентированных производств, наращивание объемов производства и экспортного потенциала организациями района, диверсификация рынков сбыта, развитие товаропроводящей сети.

Перспективным направлением в развитии района является экспорт продовольственной и непродовольственной группы товаров, увеличению объемов которого будет способствовать активная работа, проводимая ОАО «Сморгонские молочные продукты», ООО «Халес», КУП «Сморгонский литейно-механический завод», ОАО «Сморгоньсиликатобетон» и РУП «Сморгонский агрегатный завод».

Основной удельный вес в экспорте товаров по Сморгонскому району занимает продукция ОАО «Сморгонские молочные продукты». Предприятие планирует довести долю экспорта в объеме производства с 58% в 2010 году до 80% в 2015 году. Увеличение объема экспорта будет обусловлено производством новой востребованной продукции (быстрорастворимое молоко, сухое цельное молоко, сухая сыворотка).

РУП «Сморгонский агрегатный завод» планируется в 2011–2015 годах увеличение экспортных поставок техники посредством получения сертификата на соответствие системы менеджмента качества требованиям СТБ ИСО 9001-2001, улучшения качества и дизайна минитехники, расширения сети сервисного обслуживания, предоставления потенциальным партнерам взаимовыгодных условий поставок и расчетов.

Значимым направлением в достижении сбалансированности внешней торговли района является развитие сферы услуг, в том числе дальнейшее развитие традиционных видов услуг (транспортных, медицинских и туристических).

В 2011–2015 годах удержание традиционных рынков и укрепление завоеванных позиций – основной приоритет экспортной деятельности наряду с диверсификацией поставок. Наращивание экспортного потенциала района будет осуществляться по уже сложившимся традиционным регионально-страновым векторам:

страны СНГ, в первую очередь Россия, Украина, Казахстан;

Европейский союз, в частности Германия, Польша, Литва, Латвия, Швеция, Молдова, Италия;

Азия, в частности рынки Грузии, Китая, Армении.

С целью расширения географии внешнеэкономической деятельности района в 2011–2015 годах предусматривается дальнейшее развитие межрегиональных связей. Заключены соглашения о долгосрочном сотрудничестве с регионами России, Грузии, Казахстана, Украины и Литвы.

С целью освоения новых регионов предприятиями района планируется активное участие в международных выставках-ярмарках, национальных выставках Республики Беларусь, презентациях, семинарах и других рекламных мероприятиях.

Увеличение экспорта планируется обеспечить за счет перехода производителей на мировые технологические стандарты - сертификацию системы качества на соответствие международным стандартам серии ISO-9000 версии 2000 года. Для освоения рынков Евросоюза будет продолжена работа по получению международных сертификатов СЕ-маркировки.


ГЛАВА 9

РАЗВИТИЕ ГОРОДА СМОРГОНЬ


45. В городе Сморгонь продолжится работа по созданию новых рабочих мест, строительству жилья, развитию частного предпринимательства, производств, связанных с переработкой сельскохозяйственной продукции, выпуском изделий из местного сырья, реализацией услуг для населения.

Здесь намечается проводить целенаправленную политику стимулирования развития предпринимательства, прежде всего в сфере производства и услуг, создание условий для привлечения в экономику частных отечественных и иностранных инвесторов, развитие системы финансовой поддержки малого бизнеса и формирование соответствующей инфраструктуры.

Социальная политика в регионе будет направлена на повсеместное достижение государственных социальных стандартов по обслуживанию населения; приближение социальных услуг к потребителям, оптимизацию сети учреждений социального обслуживания, сокращение безработицы; расширение объемов обслуживания населения за счет частного предпринимательства.
ГЛАВА 10

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
46. Целью экологической политики является улучшение качества окружающей среды, обеспечение экологической безопасности, эффективное использование природных ресурсов при сохранении целостности природных комплексов, в том числе уникальных.

47. Основными направлениями деятельности в области использования и охраны водных ресурсов на 2011–2015 годы являются улучшения качества подземных и поверхностных вод, сокращение объемов сточных вод.

48. С целью обеспечения оптимизации и развития сети особо охраняемых природных территорий (далее – ООПТ) района, их рекреационного потенциала будет продолжена работа по разработке региональных схем рационального размещения ООПТ, совершенствованию системы управления ООПТ.

49. Продолжится работа по улучшению качества атмосферного воздуха путем сокращения выбросов от стационарных и мобильных источников выбросов загрязняющих веществ. Объемы выбросов от стационарных источников на 2011 и последующие годы прогнозируются из расчета прироста выбросов не более чем на 0,2% на 1% роста объемов производства. Снижение выбросов от автотранспорта ожидается за счет перевода на экологически более чистое газомоторное и биогазовое топливо.

50. Основными направлениями деятельности в сфере обращения с отходами на 2011–2015 годы являются строительство и ввод 2 очереди полигона твердых коммунальных отходов «Черный бор», извлечение из коммунальных отходов не менее 35% вторичных материальных ресурсов и вовлечение их в хозяйственный оборот.
ГЛАВА 11

ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ


51. Основной целью бюджетно-финансовой политики является поддержание дефицита бюджета района и долговых обязательств на экономически безопасном уровне. Для решения поставленной задачи будут приниматься следующие меры:

контроль за соблюдением лимита долга, установленного для органов местного управления и самоуправления при утверждении местных бюджетов с учетом соблюдения показателей уровня экономической безопасности (лимит долга не может превышать 50% планируемого годового объема доходов соответствующего бюджета (без субвенций), при этом платежи, приходящиеся к погашению в очередном финансовом году не должны превышать 15% этого объема);

направление дополнительных доходов, поступающих в местный бюджет сверх утвержденного уровня, на погашение долговых обязательств органов местного управления и самоуправления;

погашение долговых обязательств органов местного управления и самоуправления в установленные сроки за счет сокращения непервоочередных расходов местных бюджетов;

применение иных способов обеспечения исполнения обязательств по кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь юридическим лицам, таких как: залог имущества, поручительства и гарантии платежеспособных организаций, заключение договоров страхования риска невозврата кредитов.
ГЛАВА 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


52. Главным результатом реализации Программы станет рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

В общем объеме промышленного производства не менее 4,5% составит инновационная высокорентабельная продукция. Во всех видах экономической деятельности произойдет переход к обновлению основных средств.

Инвестиционная деятельность будет направлена на модернизацию и создание новых рабочих мест.

В структуре экономики увеличится доля производств с высокой добавленной стоимостью, удельный вес сферы услуг.

Доступность услуг здравоохранения, образования, науки, культуры и спорта обеспечит возможность всестороннего развития физически здорового, духовно богатого, грамотного, восприимчивого к научно-техническим нововведениям человека независимо от места его жительства.

Основные показатели социально-экономического развития Сморгонского района на 2011–2015 годы определены в приложении.






Смотрите также:
Программа социально-экономического развития Сморгонского района на 2011-2015 годы глава 1
352.49kb.
1 стр.
Информация по основным параметрам районного бюджета на 2011-2013 годы
160.47kb.
1 стр.
Программа социально-экономического развития Бугульминского муниципального района на период 2011-2015 гг. Бугульма, 2011 год
769.49kb.
7 стр.
Информация о ходе выполнения Комплексной программы социально-экономического развитию района на 2011-2013 годы в 2011 году
70.87kb.
1 стр.
Программа социально экономического развития мичуринского района на 2007-2011 годы
2830.23kb.
20 стр.
Закон иркутской области программа социально-экономического развития
7319.76kb.
49 стр.
Программа социально-экономического развития Джидинского района на 2011-2020 годы С. Петропавловка, 2011 год. Программа
2822.15kb.
14 стр.
Программа социально-экономического
1351.95kb.
6 стр.
Аналитическая записка о выполнения Прогноза социально-экономического развития Балезинского района на 2010-2012 годы, Программы социально-экономического развития Балезинского района на 2010-2014 годы
1129.38kb.
7 стр.
Программа социально-экономического развития муниципального образования «Город Льгов» Курской области на 2011-2015 годы
3600.73kb.
50 стр.
Краткая характеристика общих тенденций социально-экономического развития Калачевского муниципального района за 2011 год
400.22kb.
3 стр.
Программа развития территории Восточно-Казахстанской области на 2011-2015 годы
3560.25kb.
21 стр.