Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2 ... страница 7страница 8![]() 5. АННОТИРОВАННЫЙ КУРС Раздел 1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ ТЕМА 1. Введение в юридическую психологию План лекции:
1. Предмет юридической психологии, ее структура. Задачи, решаемые юридической психологией Юридическая психология - это отрасль науки психологии, изучающая закономерности и механизмы психической деятельности людей в сфере регулируемых правом отношений. Предметом юридической психологии являются психологические механизмы и закономерности проявления субъективной правовой активности у конкретных людей и их общностей, включенных в правовую систему. Объектом юридической психологии являются отдельные типы людей и их общности как субъекты правовой активности в рамках существующих процессов правового регулирования. Факторы, обусловливающие важность предмета юридической психологии:
Цепью юридической психологии является психологическое сопровождение и совершенствование практической деятельности I ч>1 .|111)н правопорядка. Юридическая психология ставит задачи:
Психологические закономерности в области правоприменительной деятельности, изучаемые юридической психологией, делятся на две большие категории: ■ деятельность правопослушную, ■ деятельность правонарушающую (сфера социальной патологии). Система (структура) юридической психологии: /. Общая часть
3. Социально-психологическая характеристика профессио- нальной деятельности юриста. //. Особенная часть
2. Краткий исторический очерк развития и становления юридической психологии Чтобы понять, в чем заключается понимание предмета и задач юридической психологии, необходимо познакомиться с тем, как исторически развивалась юридическая психология. Периодизация истории юридической психологии I. Истоки правовой психологии в недрах философии (VI век до н. э.) II. Зарождение судебной психологии (XIII в.) III. Юридическая психология как самостоятельная область
Более подробная периодизация включает в себя основные этапы:
В 1925 г. в нашей стране впервые в мире был организован Государственный институт по изучению преступности и преступника. В 1927 г. при Московской губернской прокуратуре была создана лаборатория экспериментальной психологии. В 1971 г. юридическая психология вошла в реестр научных специальное гей 3. Методологические основы, принципы научного познания психических явлений в юридической психологии Методология - это учение о принципах построения, формах и способах познания. Для юридической психологии, призванной разобраться в самых сложных жизненных коллизиях, методологическая надежность имеет особое значение. Юридическая психология строится на четырех методологических уровнях:
Общенаучные и частные психологические методологически! принципы: принцип объективности, принцип детерминизма, принцип взаимосвязи и взаимодействия, принцип системности, принцип развития, принцип взаимосвязи психики и деятельности и др. Специальные юридико-психологические методологи ческз N принципы: принцип психологической специфичности, принцип юридической специфичности, принцип психологической целое I ности, принцип гуманности и законности. Методика юридико-психологического исследования. Методы психологии - это приёмы и способы, которые использует психология для изучения своего предмета. Разнообразные приёмы одного и того же метода называются методиками. Они используются по следующему плану методов:
■ методы интерпретации (структурный, генетический и др.). Специальные юридико-психологические методы: метод су- дебно-психологической экспертизы, метод психологического портрета преступника, метод скрываемых лжесвидетельств (полиграф) и др. к. Междисциплинарные связи юридической психологии с различными отраслями психологической и правовой науки. Юридическая психология чрезвычайно многосторонняя наука, она носит междисциплинарный характер. Юридическая психология развивается в тесной взаимосвязи с общей психологией, социальной психологией, педагогической, медицинской психологией и другими отраслями общей психологии. Юридическая психология имеет связи с такими естественными и гуманитарными науками, как политология, социология, математика, статистика, экономика, философия, конфликтология и т. д. Из правовых наук юридическая психология связана с уголовным, гражданским правом, уголовным и гражданским процессом, трудовым, семейным правом, криминологией, криминалистикой, судебной медициной и психиатрией. ТЕМА 2. Психология личности в правоохранительной деятельности План лекции:
1. Понятие личности в психологии и юриспруденции. Личность - одна из центральных проблем в психологии, имеющая междисциплинарный характер. Понятие «личность» в психологической и правовой науках используется не одинаково. Характерной чертой употребления данного понятия в юриспруденции является более расширенное толкование его содержания (по сравнению с тем, как оно трактуется в психологии). Оно смещается к таким понятиям, как субъект, лицо, человек - участник тех или иных правоотношений. Или наоборот более узко. Когда юрист говорит о личности преступника, то имеет в виду, прежде всего, те черты, которые делают человека субъектом криминального поведения и которые для него типичны и существенны в соответствии с его правовым положением, абстрагируясь от остальных. Говоря о личности в обыденной речи, как равнозначные мы употребляем другие слова: человек, индивид, индивидуальность. В науке все эти слова обозначают разные явления. Исходным родовым понятием должно быть понятие «человек». «Человек» - это биологическое существо, принадлежащее к определенному классу млекопитающих. «Индивид» - это конкретный человек как единица общества. Специфические особенности реальной жизни и деятельности данного конкретного человека в содержание этого понятия не входят. «Индивидуальность» обозначает то особенное, специфическое, что отличает одного человека от всех других, включая как природные, так_и социальные, как соматические (телесные), так и психические признаки. Понятие «личность» также многообразно и сложно. Не зря в современной психологии нет единого определения этого понятия. НИЧНОСТЬ представляет собой продукт исторического, общественною развития, иначе говоря, представляет собой социальное явление. Только входя в общение с другим человеком, находись I КО I лективе, обществе, человек развивается как личность, познас! не только окружающую его действительность, но и самого себя, свою человеческую сущность. С точки зрения правовой оценки можно дать следующее определение личности. Личность - это каждый конкретный человек, являющийся членом общества и обладающий сознанием, сознательно участвующий в той или иной деятельно сти, понимающий свои действия и способный руководить ими. Личности бывают разные: прогрессивные и реакционные, социально-полезные и социально-опасные (преступники), «яркие» и «заурядные», как говорят, с неба звезд не хватающие. Из личностей состоит общество, и в них аккумулирован весь опыт человечества. 2. Процесс формирования личности, критерии ее оценки Первые проявления личности формируются в возрасте восьми—девяти месяцев у ребенка, когда впервые появляются его активное «Я» как проявление самосознания. Оно выражается в процессе разграничения себя и среды, желании противопоставить себя окружению («.Я сам»). Самосознание личности - одна из самых трудных и интереснейших проблем психологии. Развитие личности осуществляется в процессе совершенствования её самосознания. Самосознание личности - это совокупность психических процессов, посредством которых личность выделяет себя из окружающего мира. Вопрос о критериях оценки личности является немаловажным в правовой науке. В Законе есть ряд терминов, непосредственно относящихся к характеристике личности, которые указывают прямо на ее психологическую незрелость, не оценивать качественный уровень которой просто недопустимо при вынесении решений по целому ряду дел. Выражение «быть личностью» обычно связывается с такими чертами, как:
- разумность, многостороннее и постоянное саморазвитие, уверенность в себе, самостоятельность, независимость по-нсдсния. Все это дает человеку чувство собственного достоинства и возможность «не растворяться» в толпе. Быть личностью трудно, но не быть личностью еще труднее, ибо незрелую личность характеризует:
3. Основные теоретические подходы к изучению личности В рамках психологической науки существуют многочисленные теории личности, их можно типологизировать по разным основаниям на группы: психодинамические, социодинамические и интеракционистские; экспериментальные и неэкспериментальные; структурные и динамические теории. Каждая теория имеет свои представления о свойствах и структуре личности, свои методы их измерения. Теория личности - это совокупность гипотез, или предположений о природе и механизмах развития личности. Каждая теория позволяет построить одну или несколько структурных моделей личности. Большинство моделей являются умозрительными, и лишь немногие, в основном диспозиционные, построены с использованием современных математических методов. К наиболее известным теориям личности можно отнести: пси- ходинамическую теорию личности (3. Фрейд), аналитическую тео- рию (К. Юнг), гуманистическую теорию (К. Роджерс, А. Маслоу), когнитивную теорию (Д. Келли), деятельностную теорию (С. Л. Ру- I' птейн, А. Н. Леонтьев, А. В. Брушлинский) и многие другие. 4. Психологическая структура и содержание личноеЯI Как всякая организация психическая жизнь человека ими I определенное строение или структуру. Структура личности ГГО сложное единство черт личности в их целостности и взаимосвязи. В структуре личности можно выделить общие, или типичные для всякой личности характеристики и индивидуальные - при. \ щие только определенной личности. Как сложное образование структура личности включает в себя разные подструктуры, которые объединяют свойства, черты и качества личности. 1 -й компонент - направленность (система взаимодействующих потребностей, интересов, идейных и практических установок, убеждений, мировоззрений, идеалов, склонностей, желаний личности). 2-й компонент - опыт (знания, навыки, умения, привычки). 3-й компонент - психические формы отражения: познавательные (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание) и эмоционально-волевые. 4-й компонент структуры личности - темперамент и другие биологически обусловленные свойства. Они определяются половыми, возрастными, конституционально-биохимическими, наследственно обусловленными факторами, особенностями высшей нервной деятельности, морфологическими особенностями мозга. Как видно из характеристики структуры личности, она включает в себя то, что получено человеком от природы {биологическое), и то, что приобретено в условиях социальной жизни (социальное). Природное и социальное в структуре личности образуют единство и не могут быть механически противопоставлены. Врожденные предпосылки задают как бы нижние и верхние границы, внутри которых социальное может давать разные результаты. ТЕМА 3. Психические познавательные процессы личности План лекции:
1. Ощущение и восприятие, их роль и значение в профессиональной деятельности юриста. Ощущение - психический процесс непосредственного отражения отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также состояния собственного организма человеком. В ощущениях проявляются познавательные, эмоциональные и регуля-торные функции психики. Известно большое количество разнообразных видов ощущений:
Около 80-90 ^информации человек получает через зрительные ощущения, на долю слуховых приходится 10-15 % сведений, по 6—7 % — на остальные виды ощущений. Чтобы правильно оценить показания различных участников судопроизводства, необходимо знать об основных закономерностях ощущений, которые влияют на формирование их показаний -это чувствительность анализаторов, адаптация, синестезия, сенсибилизация и контраст ощущений. Чувствительность анализатора - способность психики отражать свойства предметов, явлений с большей или меньшей точностью. Минимальная сила раздражителя, способная вызвать ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности. Верхний порог чувствительности определяется максимальной силой раздражителя. Адаптация - это изменение чувствительности анализатора под длительным воздействием раздражителя в виде понижения или повышения порога чувствительности. Адаптация может носить как отрицательный, так и положительный характер, когда в результате адаптации чувствительность либо понижается, либо повышается. ( енсибилизация - это повышение чувствительности анализаторов иод влиянием внутренних (психических) факторов. Синесте-1ия но совместное, ассоциативное ощущение, сопутствующее рМШЪНОМу, когда под воздействием одних раздражителей могут ПОЯ! ЦГГЬСЛ ощущения другой модальности. Контраст ощущений это повышение чувствительности к одним свойствам под ВЛИЯНИ ем других, противоположных свойств действительности.
В зависимости от целенаправленности, участия воли воспри ятие делится на две формы: непроизвольное и произвольное. Н зависимости от сложности, перцептивной деятельности воспри ятие бывает симультанным (одноактным) и сукцессивным (поэтапным, последовательным). Общие закономерности восприятия: восприятие глубины и удаленности предметов, восприятие движения, восприятие формы, константность восприятия и др. Правильность и полнота восприятия зависят от субъективных и объективных факторов. Объективные факторы, влияющие на восприятие: время восприятия, расстояние до наблюдаемого объекта, метеорологические условия и др. Субъективные факторы, влияющие на восприятие: индивидуальные качества личности, физическое и психическое состояние, направленность внимания, возраст воспринимающего, наличие профессиональных и иных социальных знаний и др. Свойства восприятия: целостность, обобщенность, константность, осмысленность, избирательность. 2. Память, этапы мнемической деятельности, способы активации памяти Память - психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Память лежит в основе любого психического явления. Она обеспечивает единство и целостность человеческой личности. Процессы памяти:
- воспроизведение - процесс восстановления рамсе запёчатлённого материала. Три уровня воспроизведения: уровень узнавания (опора на образ), воспроизведение (без особых усилий), припоминание (требует усилий, чтобы воссоздать необходимый материал). Виды памяти: непроизвольная и произвольная. По установке на время хранения информации память бывает: 1. Кратковременная (хранит информацию около 20 секунд).
Материал для запоминания может быть зрительным, слуховым, вербальным, моторным, эмоциональным и др. Н шниеимо-сти от этого различают виды памяти: зрительная, слуховая, образная и т. д. Продуктивность запоминания зависит от осмысленности и бессмысленности материала, тогда говорят о механическом или осмысленном запоминании. Существуют различные приемы запоминания и воспроизведения, и называются они мнемотехниками. К приемам активизации памяти можно отнести:
3. Мышление и воображение, их роль в ник п.мости юриста Мышление - психический процесс опосредованною отражения окружающей действительности в ее существе!Iт.1\ связях и отношениях. В многообразных явлениях мышления различаю I
Мышление теснейшим образом связано с другими психическими процессами, но оно распространяется дальше в силу своего обобщенного характера отражения действительности. Юридическая работа постоянно связана с решением самых разнообразных задач. Мышление как психический процесс всегда направлено на вскрытие глубинных связей, коренящихся в объективной реальности. Например, образное мышление способствует прогнозированию поведения подозреваемых по уголовному делу лиц, помогает обучению с помощью наглядных пособий, облегчает составление аналитических документов, обзоров. Развитое образное мышление способствует реализации задач коммуникативной, управленческой и познавательной деятельности юриста. К качествам творческого (эвристического) мышления юриста относятся: проблемный характер подхода к изучаемым явлениям, динамичность мышления, оперативность мышления, широта мышления, глубина мышления, обоснованность в выдвижении версий по расследуемому делу, логичность мышления, критичность и непредвзятость (объективность) мышления.
Основные функции воображения: целеполагание, предвосхищение (антиципация), комбинирование и планирование, замещение действительности, проникновение во внутренний мир другого человека. Все формы воображения можно подразделить на две группы: непроизвольные и произвольные. Первые не зависят от целей человека и не контролируются сознанием, это сновидения, или патологические явления такие как бред, галлюцинации. Вторые подчинены творческому замыслу или задачам деятельности. Это фантазии, вымыслы, мечты, научное творчество. Приёмы и способы процесса воображения: агглютинация, акцентирование, гиперболизация и типизация. 4. Роль внимания в работе юриста Внимание - это психический процесс направленности сосредоточенности сознания. У внимания нет своего собственного продукта, оно лишь улучшает результат других психических процессов. Внимание связано с расчленением внешних впечатлений, выделением наиболее значимых в данный момент компонентов. До человека доходит огромное число раздражителей, но он отбирает самые важные и игнорирует остальные. Различают основные свойства внимания: объем, распределение, устойчивость, концентрация, переключаемость. Считается, что объем внимания равен емкости короткой памяти и составляет 7±2 единиц информации. Существует две группы факторов, которые обеспечивают избирательный характер внимания: структура внешних раздражителей (интенсивность раздражителя и др.) и различные внутренние факторы, относящиеся к деятельности самого субъекта. К внешним раздражителям (структура внешнего поля) относятся: интенсивность, новизна, контрастность раздражителя, ритмические раздражители, движение и прекращение движения. К структуре деятельности субъекта (внутреннего поля) относятся: отношение раздражителей к потребностям, интересам субъекта, отношение к определенной деятельности и готовность субъекта к восприятию определенных стимулов. Различают два вида внимания: непроизвольное (пассивное), произвольное (активное). Смотрите также: Тема введение в юридическую психологию
1822.98kb.
8 стр.
Тема Введение в юридическую психологию
156.18kb.
1 стр.
Введение в юридическую психологию Тема Предмет, задачи, методы юридической психологии
566.37kb.
4 стр.
Постмодернистская психология введение в неклассическую психологию и нанопсихологию введение в постмодернистскую (неклассическую) психологию
1401.48kb.
6 стр.
Современный психоанализ введение в психологию бессознательных процессов
4223.4kb.
16 стр.
Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию/ Пер с англ. М. А. Ковальчука; под ред. В. С. Магуна – М.: Аспект Пресс, 1998. – 517 с
28.61kb.
1 стр.
Гиппенрейтер Ю. Б. Неосознаваемые процессы
213.48kb.
1 стр.
Гиппенрейтер Ю. Б. Неосознаваемые процессы
208.55kb.
1 стр.
Н. Е. Садохина введение в юридическую специальность тамбов 2007
827.79kb.
2 стр.
Программа обновление гуманитарного образования в россии
2246.44kb.
12 стр.
Контрольная работа по курсу: "Введение в психологию"
207.46kb.
1 стр.
Монография Волгоград, 2009 ббк 67. 625 А 67 Анисимов А. П 2941.19kb.
12 стр.
|