Главная
страница 1страница 2 ... страница 7страница 8






5. АННОТИРОВАННЫЙ КУРС
Раздел 1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

ТЕМА 1. Введение в юридическую психологию

План лекции:

  1. Предмет юридической психологии, ее структура. Задачи, решаемые юридической психологией.

  2. Краткий исторический очерк развития и становления юридической психологии.

  3. Методологические основы, принципы научного познания психических явлений в юридической психологии.

  4. Междисциплинарные связи юридической психологии с различными отраслями психологической и правовой науки.

1. Предмет юридической психологии, ее структура. Задачи, решаемые юридической психологией

Юридическая психология - это отрасль науки психологии, изучающая закономерности и механизмы психической деятельности людей в сфере регулируемых правом отношений.

Предметом юридической психологии являются психологические механизмы и закономерности проявления субъективной правовой активности у конкретных людей и их общностей, включенных в правовую систему. Объектом юридической психологии являются отдельные типы людей и их общности как субъекты правовой активности в рамках существующих процессов правового регулирования.

Факторы, обусловливающие важность предмета юридической психологии:



  • значительный рост преступности, ее наиболее опасных форм: организованная преступность, убийства на сексуальной почве, заказные убийства и т. п.

  • усиление процесса гуманизации (охрана прав и свобод граждан в процессе привлечения их к уголовной ответственности, развитие института мировых судей, института суда присяжных Ш е (Ятелей, мораторий на смертную казнь и др.).

Цепью юридической психологии является психологическое сопровождение и совершенствование практической деятельности I ч>1 .|111)н правопорядка.

Юридическая психология ставит задачи:



  1. осуществление научного синтеза знаний психологического и юридического плана;

  2. раскытие в достаточной мере психолого-юридической сущности базовых правовых категорий;

  3. обеспечение достаточно четкого понимания юристами объекта своей профессиональной деятельности - поведение человека;

  4. раскрытие деятельности различных субъектов правоотношений, а также их психических состояний в многочисленных ситуациях правоприменения и правоохранения;

  5. разработка рекомендаций, направленных на усовершенствование правового регулирования жизни общества и др.

Психологические закономерности в области правоприменительной деятельности, изучаемые юридической психологией, делятся на две большие категории:

■ деятельность правопослушную,

■ деятельность правонарушающую (сфера социальной патологии).

Система (структура) юридической психологии: /. Общая часть



  1. Введение в юридическую психологию.

  2. Психология личности в правоохранительной деятельности.

3. Социально-психологическая характеристика профессио-
нальной деятельности юриста.

//. Особенная часть

  1. Правовая психология.

  2. Криминальная психология

  3. Психология предварительного следствия.

  4. Судебно-психологическая экспертиза.

  5. Психологические особенности судебной деятельности. , 6. Пенитенциарная психология.

2. Краткий исторический очерк развития и становления юридической психологии

Чтобы понять, в чем заключается понимание предмета и задач юридической психологии, необходимо познакомиться с тем, как исторически развивалась юридическая психология.



Периодизация истории юридической психологии

I. Истоки правовой психологии в недрах философии (VI век


до н. э.)

II. Зарождение судебной психологии (XIII в.)

III. Юридическая психология как самостоятельная область
знания (70-е гг. XX в.)

Более подробная периодизация включает в себя основные этапы:



  1. Истоки правовой психологии в античную эпоху (Демокрит, Платон, Аристотель).

  2. Эпоха Средневековья и Возрождения (У-ХУ1 вв.) - этати-ческое понимание права.

  3. Эпоха Просвещения (ХУП-ХУШ вв.) (Кант, Руссо, Вольтер, Дидро, Монтескье, Беккариа).

  4. Эпоха Воззрения (XIX - нач. XX вв.) (Ф. Галль, Ч. Ломбро-зо, Г. Гросс, А. Хельвинг, 3. Фрейд).

  5. Современный этап развития юридической психологии (XX -нач. XXI вв.) (А. В. Дулов, А. Р. Ратинов, В. II. Кудрявцев, М. М. Коченов, В. Л. Васильев, А. М. Столяренко, В. В. Романов, Ю. М. Антонян, М. И. Еникеев, Ю. А. Шаранов, А. Т. Ивамнцкий и др.).

В 1925 г. в нашей стране впервые в мире был организован Государственный институт по изучению преступности и преступника. В 1927 г. при Московской губернской прокуратуре была создана лаборатория экспериментальной психологии. В 1971 г. юридическая психология вошла в реестр научных специальное гей

3. Методологические основы, принципы научного познания психических явлений в юридической психологии



Методология - это учение о принципах построения, формах и способах познания.

Для юридической психологии, призванной разобраться в самых сложных жизненных коллизиях, методологическая надежность имеет особое значение.

Юридическая психология строится на четырех методологических уровнях:


  • общенаучная методология,

  • частная психологическая методология,

  • специальная юридико-психологическая методология,

  • методика юридико-психологического исследования,

Общенаучные и частные психологические методологически! принципы: принцип объективности, принцип детерминизма, принцип взаимосвязи и взаимодействия, принцип системности, принцип развития, принцип взаимосвязи психики и деятельности и др.

Специальные юридико-психологические методологи ческз N принципы: принцип психологической специфичности, принцип юридической специфичности, принцип психологической целое I ности, принцип гуманности и законности.

Методика юридико-психологического исследования. Методы психологии - это приёмы и способы, которые использует психология для изучения своего предмета.

Разнообразные приёмы одного и того же метода называются методиками. Они используются по следующему плану методов:



  • организационные (сравнительные, лонгитюдные и комплексные);

  • эмпирические (наблюдение, эксперимент, биографические, изучение продуктов деятельности, диагностические (анкеты, тесты), метод независимых характеристик и др.);

  • методы обработки материала (количественные и качественные);

■ методы интерпретации (структурный, генетический и др.). Специальные юридико-психологические методы: метод су-

дебно-психологической экспертизы, метод психологического портрета преступника, метод скрываемых лжесвидетельств (полиграф) и др.



к. Междисциплинарные связи юридической психологии с различными отраслями психологической и правовой науки.

Юридическая психология чрезвычайно многосторонняя наука, она носит междисциплинарный характер. Юридическая психология развивается в тесной взаимосвязи с общей психологией, социальной психологией, педагогической, медицинской психологией и другими отраслями общей психологии.

Юридическая психология имеет связи с такими естественными и гуманитарными науками, как политология, социология, математика, статистика, экономика, философия, конфликтология и т. д.

Из правовых наук юридическая психология связана с уголовным, гражданским правом, уголовным и гражданским процессом, трудовым, семейным правом, криминологией, криминалистикой, судебной медициной и психиатрией.



ТЕМА 2. Психология личности в правоохранительной деятельности

План лекции:

  1. Понятие личности в психологии и юриспруденции.

  2. Процесс формирования личности, критерии ее оценки.

  3. Основные теоретические подходы к изучению личности.

  4. Психологическая структура и содержание личности.

1. Понятие личности в психологии и юриспруденции.

Личность - одна из центральных проблем в психологии, имеющая междисциплинарный характер. Понятие «личность» в психологической и правовой науках используется не одинаково. Характерной чертой употребления данного понятия в юриспруденции является более расширенное толкование его содержания (по сравнению с тем, как оно трактуется в психологии). Оно смещается к таким понятиям, как субъект, лицо, человек - участник тех или иных правоотношений. Или наоборот более узко. Когда юрист говорит о личности преступника, то имеет в виду, прежде всего, те черты, которые делают человека субъектом криминального поведения и которые для него типичны и существенны в соответствии с его правовым положением, абстрагируясь от остальных.

Говоря о личности в обыденной речи, как равнозначные мы употребляем другие слова: человек, индивид, индивидуальность. В науке все эти слова обозначают разные явления.

Исходным родовым понятием должно быть понятие «человек». «Человек» - это биологическое существо, принадлежащее к определенному классу млекопитающих.

«Индивид» - это конкретный человек как единица общества. Специфические особенности реальной жизни и деятельности данного конкретного человека в содержание этого понятия не входят.

«Индивидуальность» обозначает то особенное, специфическое, что отличает одного человека от всех других, включая как природные, так_и социальные, как соматические (телесные), так и психические признаки.

Понятие «личность» также многообразно и сложно. Не зря в современной психологии нет единого определения этого понятия. НИЧНОСТЬ представляет собой продукт исторического, общественною развития, иначе говоря, представляет собой социальное явление. Только входя в общение с другим человеком, находись I КО I лективе, обществе, человек развивается как личность, познас! не только окружающую его действительность, но и самого себя, свою человеческую сущность. С точки зрения правовой оценки можно дать следующее определение личности. Личность - это каждый конкретный человек, являющийся членом общества и обладающий сознанием, сознательно участвующий в той или иной деятельно сти, понимающий свои действия и способный руководить ими.

Личности бывают разные: прогрессивные и реакционные, социально-полезные и социально-опасные (преступники), «яркие» и «заурядные», как говорят, с неба звезд не хватающие. Из личностей состоит общество, и в них аккумулирован весь опыт человечества.



2. Процесс формирования личности, критерии ее оценки

Первые проявления личности формируются в возрасте восьми—девяти месяцев у ребенка, когда впервые появляются его активное «Я» как проявление самосознания. Оно выражается в процессе разграничения себя и среды, желании противопоставить себя окружению («.Я сам»).

Самосознание личности - одна из самых трудных и интереснейших проблем психологии. Развитие личности осуществляется в процессе совершенствования её самосознания. Самосознание личности - это совокупность психических процессов, посредством которых личность выделяет себя из окружающего мира.

Вопрос о критериях оценки личности является немаловажным в правовой науке. В Законе есть ряд терминов, непосредственно относящихся к характеристике личности, которые указывают прямо на ее психологическую незрелость, не оценивать качественный уровень которой просто недопустимо при вынесении решений по целому ряду дел.

Выражение «быть личностью» обычно связывается с такими

чертами, как:



  • высокое сознание, т. е. ясное осознание смысла жизни и мотивов поведения,

  • сознательное подчинение нравственным запретам, самозаконность,

- разумность, многостороннее и постоянное саморазвитие,

уверенность в себе, самостоятельность, независимость по-нсдсния.

Все это дает человеку чувство собственного достоинства и возможность «не растворяться» в толпе.

Быть личностью трудно, но не быть личностью еще труднее, ибо незрелую личность характеризует:


  • уклонение от самостоятельности и ответственности, что обрекает человека на: подопечное и подчиненное существование, нетворческий, исполнительный образ жизни, допущение мелочного надзора за собой,

  • из-за дефицита воли человек доходит до такого состояния, что впадает: в лень, подавленность, в пустую мечтательность и завистливость,

  • для незрелой личности характерна неустойчивость поведения. Отсутствие или недоразвитость личностных качеств у человека свидетельствуют о том, что он не может «в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействий) или руководить ими» либо действует «по легкомыслию» (ст. 26 УК РФ).

3. Основные теоретические подходы к изучению личности

В рамках психологической науки существуют многочисленные теории личности, их можно типологизировать по разным основаниям на группы: психодинамические, социодинамические и интеракционистские; экспериментальные и неэкспериментальные; структурные и динамические теории.

Каждая теория имеет свои представления о свойствах и структуре личности, свои методы их измерения. Теория личности - это совокупность гипотез, или предположений о природе и механизмах развития личности. Каждая теория позволяет построить одну или несколько структурных моделей личности. Большинство моделей являются умозрительными, и лишь немногие, в основном диспозиционные, построены с использованием современных математических методов.

К наиболее известным теориям личности можно отнести: пси-


ходинамическую теорию личности (3. Фрейд), аналитическую тео-
рию (К. Юнг), гуманистическую теорию (К. Роджерс, А. Маслоу),
когнитивную теорию (Д. Келли), деятельностную теорию (С. Л. Ру-
I' птейн, А. Н. Леонтьев, А. В. Брушлинский) и многие другие.

4. Психологическая структура и содержание личноеЯI

Как всякая организация психическая жизнь человека ими I определенное строение или структуру. Структура личности ГГО сложное единство черт личности в их целостности и взаимосвязи.

В структуре личности можно выделить общие, или типичные для всякой личности характеристики и индивидуальные - при. \ щие только определенной личности. Как сложное образование структура личности включает в себя разные подструктуры, которые объединяют свойства, черты и качества личности.

1 -й компонент - направленность (система взаимодействующих потребностей, интересов, идейных и практических установок, убеждений, мировоззрений, идеалов, склонностей, желаний личности).

2-й компонент - опыт (знания, навыки, умения, привычки).

3-й компонент - психические формы отражения: познавательные (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание) и эмоционально-волевые.

4-й компонент структуры личности - темперамент и другие биологически обусловленные свойства. Они определяются половыми, возрастными, конституционально-биохимическими, наследственно обусловленными факторами, особенностями высшей нервной деятельности, морфологическими особенностями мозга.

Как видно из характеристики структуры личности, она включает в себя то, что получено человеком от природы {биологическое), и то, что приобретено в условиях социальной жизни (социальное). Природное и социальное в структуре личности образуют единство и не могут быть механически противопоставлены. Врожденные предпосылки задают как бы нижние и верхние границы, внутри которых социальное может давать разные результаты.


ТЕМА 3. Психические познавательные процессы личности
План лекции:

  1. Ощущение и восприятие, их роль и значение в профессиональной деятельности юриста.

  2. Память, этапы мнемической деятельности, способы активации памяти.




  1. Мышление и воображение, их роль в деятельности юриста.

  2. Роль внимания в работе юриста.

1. Ощущение и восприятие, их роль и значение в профессиональной деятельности юриста.

Ощущение - психический процесс непосредственного отражения отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также состояния собственного организма человеком. В ощущениях проявляются познавательные, эмоциональные и регуля-торные функции психики. Известно большое количество разнообразных видов ощущений:

  • ощущения, отражающие свойства предметов (экстероцеп-тивные);

  • ощущения, фиксирующие состояния внутренних органов (интероцептивные);

  • ощущения, отражающие положения нашего тела (проприо-цептивные). *^

Около 80-90 ^информации человек получает через зрительные ощущения, на долю слуховых приходится 10-15 % сведений, по 6—7 % — на остальные виды ощущений.

Чтобы правильно оценить показания различных участников судопроизводства, необходимо знать об основных закономерностях ощущений, которые влияют на формирование их показаний -это чувствительность анализаторов, адаптация, синестезия, сенсибилизация и контраст ощущений.



Чувствительность анализатора - способность психики отражать свойства предметов, явлений с большей или меньшей точностью. Минимальная сила раздражителя, способная вызвать ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности. Верхний порог чувствительности определяется максимальной силой раздражителя.

Адаптация - это изменение чувствительности анализатора под длительным воздействием раздражителя в виде понижения или повышения порога чувствительности. Адаптация может носить как отрицательный, так и положительный характер, когда в результате адаптации чувствительность либо понижается, либо повышается.

( енсибилизация - это повышение чувствительности анализаторов иод влиянием внутренних (психических) факторов. Синесте-1ия но совместное, ассоциативное ощущение, сопутствующее рМШЪНОМу, когда под воздействием одних раздражителей могут ПОЯ! ЦГГЬСЛ ощущения другой модальности. Контраст ощущений это повышение чувствительности к одним свойствам под ВЛИЯНИ ем других, противоположных свойств действительности.

Восприятие - это психический процесс отражения пре (М< 11"' и явлений в их целостности и взаимосвязи. В зависимости 01 не дущей роли того или иного анализатора можно выделить след) КI щие виды восприятия: зрительные, слуховые, обонятельные, пк\ совые, кинестетические.

В зависимости от целенаправленности, участия воли воспри ятие делится на две формы: непроизвольное и произвольное. Н зависимости от сложности, перцептивной деятельности воспри ятие бывает симультанным (одноактным) и сукцессивным (поэтапным, последовательным).

Общие закономерности восприятия: восприятие глубины и удаленности предметов, восприятие движения, восприятие формы, константность восприятия и др.

Правильность и полнота восприятия зависят от субъективных и объективных факторов. Объективные факторы, влияющие на восприятие: время восприятия, расстояние до наблюдаемого объекта, метеорологические условия и др.

Субъективные факторы, влияющие на восприятие: индивидуальные качества личности, физическое и психическое состояние, направленность внимания, возраст воспринимающего, наличие профессиональных и иных социальных знаний и др.

Свойства восприятия: целостность, обобщенность, константность, осмысленность, избирательность.



2. Память, этапы мнемической деятельности, способы активации памяти

Память - психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Память лежит в основе любого психического явления. Она обеспечивает единство и целостность человеческой личности.

Процессы памяти:



  • запоминание - это закрепление нового путём связи его с приобретенным ранее.

  • сохранение - это процесс памяти, благодаря которому запёчатлённый материал хранится в скрытом состоянии. Важным феноменом сохранения является забывание - утрата запёчатлённого материала.

- воспроизведение - процесс восстановления рамсе запёчатлённого материала.

Три уровня воспроизведения: уровень узнавания (опора на образ), воспроизведение (без особых усилий), припоминание (требует усилий, чтобы воссоздать необходимый материал).

Виды памяти: непроизвольная и произвольная.

По установке на время хранения информации память бывает:

1. Кратковременная (хранит информацию около 20 секунд).


  1. Оперативная (сохранение информации на заранее заданный срок, от нескольких секунд до нескольких дней),

  2. Долговременная (хранение информации в течение неограниченного срока). Долговременная память обеспечивает хранение впечатлений практически на протяжении всей жизни. Различают ряд форм организации материала в долговременной памяти, а также ее извлечения: пространственную, линейную, ассоциативную, иерархическую.

Материал для запоминания может быть зрительным, слуховым, вербальным, моторным, эмоциональным и др. Н шниеимо-сти от этого различают виды памяти: зрительная, слуховая, образная и т. д. Продуктивность запоминания зависит от осмысленности и бессмысленности материала, тогда говорят о механическом или осмысленном запоминании.

Существуют различные приемы запоминания и воспроизведения, и называются они мнемотехниками. К приемам активизации памяти можно отнести:



  • обращение к образной памяти, использование наглядности,

  • использование доминирующего вида памяти,




  • установление опорных мест в запечатленном событии и смысловых связях между ними, ассоциаций, сходства, контраста,

  • воспроизведение событий в обратном и прямом порядке, или воспроизведение в памяти фактов, произошедших накануне происшествия, во время и после него,

  • неожиданность информации (неожиданные знаки (цифра в ряду слов) усиливает процесс воспроизведения).

3. Мышление и воображение, их роль в ник п.мости юриста

Мышление - психический процесс опосредованною отражения окружающей действительности в ее существе!Iт.1\ связях и отношениях. В многообразных явлениях мышления различаю I

  1. мыслительную деятельность, направленную на решение определенных задач,

  2. мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, классификация и конкретизация.




  1. формы мышления: понятие, суждение и умозаключение Существует два вида умозаключения: дедуктивное и индуктивное

  2. виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

Мышление теснейшим образом связано с другими психическими процессами, но оно распространяется дальше в силу своего обобщенного характера отражения действительности.

Юридическая работа постоянно связана с решением самых разнообразных задач. Мышление как психический процесс всегда направлено на вскрытие глубинных связей, коренящихся в объективной реальности. Например, образное мышление способствует прогнозированию поведения подозреваемых по уголовному делу лиц, помогает обучению с помощью наглядных пособий, облегчает составление аналитических документов, обзоров. Развитое образное мышление способствует реализации задач коммуникативной, управленческой и познавательной деятельности юриста.

К качествам творческого (эвристического) мышления юриста относятся: проблемный характер подхода к изучаемым явлениям, динамичность мышления, оперативность мышления, широта мышления, глубина мышления, обоснованность в выдвижении версий по расследуемому делу, логичность мышления, критичность и непредвзятость (объективность) мышления.

Воображение - психический процесс создания новых образов объектов на основе имеющихся знаний и представлений. Благодаря воображению человек обладает способностью к творческой деятельности. Каждый акт мышления включает в себя воображение.

Основные функции воображения: целеполагание, предвосхищение (антиципация), комбинирование и планирование, замещение действительности, проникновение во внутренний мир другого человека.

Все формы воображения можно подразделить на две группы: непроизвольные и произвольные. Первые не зависят от целей человека и не контролируются сознанием, это сновидения, или патологические явления такие как бред, галлюцинации. Вторые подчинены творческому замыслу или задачам деятельности. Это фантазии, вымыслы, мечты, научное творчество.

Приёмы и способы процесса воображения: агглютинация, акцентирование, гиперболизация и типизация.



4. Роль внимания в работе юриста

Внимание - это психический процесс направленности сосредоточенности сознания. У внимания нет своего собственного продукта, оно лишь улучшает результат других психических процессов. Внимание связано с расчленением внешних впечатлений, выделением наиболее значимых в данный момент компонентов.

До человека доходит огромное число раздражителей, но он отбирает самые важные и игнорирует остальные. Различают основные свойства внимания: объем, распределение, устойчивость, концентрация, переключаемость. Считается, что объем внимания равен емкости короткой памяти и составляет 7±2 единиц информации.

Существует две группы факторов, которые обеспечивают избирательный характер внимания: структура внешних раздражителей (интенсивность раздражителя и др.) и различные внутренние факторы, относящиеся к деятельности самого субъекта. К внешним раздражителям (структура внешнего поля) относятся: интенсивность, новизна, контрастность раздражителя, ритмические раздражители, движение и прекращение движения. К структуре деятельности субъекта (внутреннего поля) относятся: отношение раздражителей к потребностям, интересам субъекта, отношение к определенной деятельности и готовность субъекта к восприятию определенных стимулов.

Различают два вида внимания: непроизвольное (пассивное), произвольное (активное).



следующая страница >>
Смотрите также:
Тема введение в юридическую психологию
1822.98kb.
8 стр.
Тема Введение в юридическую психологию
156.18kb.
1 стр.
Введение в юридическую психологию Тема Предмет, задачи, методы юридической психологии
566.37kb.
4 стр.
Постмодернистская психология введение в неклассическую психологию и нанопсихологию введение в постмодернистскую (неклассическую) психологию
1401.48kb.
6 стр.
Современный психоанализ введение в психологию бессознательных процессов
4223.4kb.
16 стр.
Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию/ Пер с англ. М. А. Ковальчука; под ред. В. С. Магуна – М.: Аспект Пресс, 1998. – 517 с
28.61kb.
1 стр.
Гиппенрейтер Ю. Б. Неосознаваемые процессы
213.48kb.
1 стр.
Гиппенрейтер Ю. Б. Неосознаваемые процессы
208.55kb.
1 стр.
Н. Е. Садохина введение в юридическую специальность тамбов 2007
827.79kb.
2 стр.
Программа обновление гуманитарного образования в россии
2246.44kb.
12 стр.
Контрольная работа по курсу: "Введение в психологию"
207.46kb.
1 стр.
Монография Волгоград, 2009 ббк 67. 625 А 67 Анисимов А. П
2941.19kb.
12 стр.