Главная
страница 1страница 2 ... страница 5страница 6






United Nations

CCPR/C/UKR/Q/7/Add.1



International Covenant on
Civil and Political Rights


Distr.: General

16 May 2013

Original: Russian

Human Rights Committee

108th session

8-26 July 2013

Item 6 of the provisional agenda

Consideration of reports submitted by States parties
under article 40 of the Covenant


List of issues to be taken up in connection with the consideration of the seventh periodic report of Uruguay, adopted by the Committee at its 106th session (15 October - 2 November 2012)

Addendum

Replies of Ukraine to the list of issues*

[10 May 2013]



Список сокращений

ВРУ

Верховная Рада Украины

ГМСУ

Государственная миграционная служба Украины

ГПСУ

Государственная пенитенциарная служба Украины

ГПУ

Генеральная прокуратура Украины

ГУ МВД

главное управление Министерства внутренних дел

КЗД

комната для задержанных и доставленных

КМУ

Кабинет Министров Украины

КУоАП

Кодекс Украины об административных правонарушениях

КАСУ

Кодекс административного судопроизводства Украины

МВД

Министерство внутренних дел Украины

Минсоцполитики

Министерство социальной политики Украины

МОЗ

Министерство здравоохранения Украины

МОН

Министерство образования и науки Украины

МСЭК

Медико-социальная экспертная комиссия

УИКУ

Уголовно-исполнительный кодекс Украины

ТОМС

Территориальный орган миграционной службы

УКУ

Уголовный кодекс Украины

Новый УПКУ

Уголовный процессуальный кодекс Украины от 13 апреля 2012 года, который вступил в силу, 20 ноября 2012 года

УПКУ от 28.12.1960

Уголовно-процессуальный кодекс Украины от 28.12.1960

Международный пакт о гражданских и политических правах

Комитет по правам человека

Ответы на вопросы, утвержденные Комитетом на его 106-й сессии (15 октября – 2 ноября 2012 г.) в связи с рассмотрением седьмого периодического доклада Украины о выполнении Международного пакта о гражданских и политических правах

Конституционные и юридические рамки реализации Пакта (ст. 2)

К пункту 1 Перечня вопросов

1. Относительно прямого применения судами положений Пакта следует отметить, что соответствующая статистика, к сожалению, не ведется. Вместе с тем, положения МПГПП инкорпорированы в национальное законодательство Украины. Основные политические и гражданские права изложены во втором разделе Конституции Украины «Права, свободы и обязанности человека и гражданина». Согласно доктрине национального права нормы Конституции Украины имеют силу прямого действия.

2. Относительно мнений Комитета 1412/2005 и 1535/2006 сообщаем, что согласно информации, ранее представленной Комитету, компетентными органами Украины были проведены соответствующие проверки на предмет нарушений положений МПГПП, по результатам которых нарушений выявлено не было.

3. Практика сотрудничества Украины с Комитетом соответствует общему подходу, согласно которому имплементация мнения Комитета по результатам рассмотрения индивидуальных жалоб решается с учетом и в рамках национального правового поля. Имплементация мнений Комитета осуществляется с учетом положений национального законодательства и в строгом соответствии с международными обязательствами нашего государства.



Относительно мероприятий общего характера, принимаемых с целью устранения недостатков, констатированных в рассуждениях Комитетов ООН

4. Весомым и концептуальным вкладом в реформирование всей системы юстиции в Украине стало принятие 13 апреля 2012 Верховной Радой Украины нового Уголовного процессуального кодекса Украины (далее - новый УПКУ), среди ключевых его новел следует выделить следующие:

5. Обеспечение процессуального равенства и состязательности сторон в уголовном производстве. Это предлагается достичь путем предоставления равенства в праве подачи информации сторонами производства непосредственно в суд, то есть каждая из сторон будет иметь равные возможности доказывать в суде виновность или невиновность лица в совершении преступления

6. Повышение гарантий защиты прав подозреваемых и обвиняемых. Речь идет, в частности, о запрете возбуждать уголовное дело против конкретного лица, что позволит защитить права человека, обезопасив его от необоснованного уголовного преследования со стороны правоохранительных органов. Максимально сокращены сроки проведения досудебного расследования, которые будут начинаться не с момента получения сообщения о преступлении и начала расследования, а с момента внесения сведений в Единый реестр досудебных расследований. Это позволит существенно уменьшить случаи нарушения прав человека, рассмотрение его дела в разумный срок и будет способствовать повышению внутренней дисциплины лиц, проводящих досудебное расследование. Также в новом УПКУ закреплены процессуальные механизмы по оптимизации практики избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. Речь идет о повышении требований к стороне обвинения в части доказательства ею необходимости применения меры пресечения именно в виде заключения под стражу, поскольку эта мера является исключительной.

7. Расширение прав потерпевшего. Согласно положениям УПКУ усилено процессуальное влияние потерпевшего как стороны обвинения на процесс уголовного преследования или на его прекращение. При этом, в отдельной главе УПКУ урегулирован вопрос возмещения (компенсирования) ущерба, причиненного преступлением, за счет государства.

8. Усовершенствования процедуры судебного контроля. Соответствующий судебный контроль на стадии досудебного расследования будут осуществлять следственные судьи, которые будут решать вопросы, связанные со всеми возможными в ходе досудебного расследования ограничениями прав и свобод граждан.

9. Внедрение новой, лишенной обвинительного характера, процедуры судебного разбирательства в частности путем отмены института возврата дела на дополнительное расследование. Этот институт, по сути, заменял оправдательные приговоры в судах. Кроме того, в УПКУ от 28.12.1960 суд лишен права давать поручения по проведению следственных действий по собственной инициативе. В целом же, судебное производство унифицируется с гражданским и административным судопроизводством в той мере, насколько это позволяют особенности, обусловленные предметом и задачей уголовного судопроизводства.

10. Вводится новый вид уголовного производства, который обеспечит процессуальную экономию и позволит значительно разгрузить суды и органы расследования. Речь идет о дознании, то есть упрощенной форме расследования уголовных проступков, которая в известной степени является аналогом сегодняшней протокольной формы расследования преступлений, и приказном производстве, которое представляет собой упрощенную процедуру вынесения судом решения о наказании лица без проведения судебного заседания в случаях, если вина лица доказана материалами расследования и такое лицо признает свою вину и не возражает против наказания.

11. Обновление процедуры досудебного расследования. В новом УПКУ объединяются разделенные стадии дознания и досудебного следствия в одно - досудебное расследование, которое будет начинаться с момента поступления информации о совершенном преступлении, которое обязательно будет вноситься в Единый реестр досудебных расследований. Принятие же формального акта для возбуждения уголовного дела на сегодняшний день это постановлений о возбуждении уголовного дела не будет необходимым, что будет способствовать уменьшению формализации уголовного производства.

12. Повышение гарантий защиты от пыток. Отдельно следует отметить, что новым УПКУ установлена обязанность судьи во время любого судебного разбирательства проверять заявление лица о применении к нему насилия при задержании или содержании в уполномоченном органе государственной власти, государственном учреждении и принимать необходимые меры для обеспечения безопасности лица согласно действующему законодательству. При этом, если внешний вид, состояние лица или другие известные следственному судье обстоятельства дают основания для обоснованного подозрения нарушения требований законодательства во время задержания или содержания в уполномоченном органе государственной власти, на следственного судью возлагается обязанность обеспечить неотложное проведение судебно-медицинского обследования лица, поручить соответствующему органу досудебного расследования провести исследование фактов, а также принять соответствующие меры для обеспечения безопасности лица согласно действующего законодательства.

13. Приемлемость доказательств. Вопрос приемлемости доказательств в уголовном процессе является ключевым для обеспечения правомерности последнего. Поскольку, почти всегда, жестокое обращение применялось с целью получения от задержанного признательных показаний.

14. В этом контексте необходимо подчеркнуть, что новый УПКУ не содержит положений относительно использования в уголовном процессе явки с повинной, в отличие от Кодекса, действующего до 20 ноября 2012. Это нововведение является особенно важным для тех случаев, когда лицо задерживают в рамках производства об административном правонарушении, но допрашивают фактически относительно обстоятельств определенного уголовного дела, поскольку само существование такой практики оправдывалось возможностью получить явку с повинной от такого лица, а затем привлечь его к уголовной ответственности. Кроме того, такое положение сведет на нет жестокое обращение с лицом, поскольку, как уже отмечалось выше, основной причиной применения жестокого обращения является получение явки с повинной и ее дальнейшее использование в качестве доказательства.

15. Новым УПКУ в целом подробно урегулирован вопрос приемлемости доказательств в уголовном процессе. Так, в соответствии с новым УПКУ участие защитника в деле по обвинению в совершении особо тяжких преступлений является обязательным. Подозреваемый, обвиняемый вправе отказаться от защитника. При этом такой отказ должен происходить исключительно в присутствии защитника после предоставления возможности для конфиденциального общения. Отказ от защитника фиксируется в протоколе процессуального действия. Отказ от защитника не принимается в случае, если его участие обязательно. В таком случае, если подозреваемый, обвиняемый отказывается от защитника и не привлекает другого защитника, защитник должен быть вовлечен в установленном порядке для осуществления защиты по назначению.

16. Новый УПКУ также предусматривает, что доказательства, полученные в результате существенного нарушения прав и свобод человека, гарантированных Конституцией и законами Украины, международными договорами Украины, а также любые другие доказательства, полученные благодаря информации, полученной в результате существенного нарушения прав и свобод человека, являются недопустимыми. При этом, существенными нарушениями прав человека и основных свобод являются, в частности, нарушение права человека на защиту, получение показаний или объяснений от лица, которое не было уведомлено о своем праве отказаться от дачи показаний и не отвечать на вопросы, или их получение с нарушением этого права, получение показаний от свидетеля, который в дальнейшем будет признан подозреваемым или обвиняемым в этом уголовном производстве. Соответственно, такие доказательства признаются судом недопустимыми и не учитываются при решении дела. Кроме того, согласно новому УПКУ любое доказательство исследуется непосредственно судом.

17. Относительно деятельности прокуратуры. Необходимо отметить, что новый УПКУ также вносит ряд новел в деятельность прокуратуры. В частности необходимо отметить, что новый УПКУ также служит делу решения проблемы неэффективного расследования жалоб на жестокое обращение и лишение жизни. По данным Европейского суда по правам человека Совета Европы основной причиной неэффективного расследования был конфликт интересов, поскольку прокуратура выступала органом расследования, контроля и преследования. В соответствии с новым УПКУ, прокуратура может быть следственным органом только в делах, касающихся судей, высокопоставленных чиновников и сотрудников правоохранительных органов. Кроме того, правоохранительные органы обязаны зарегистрировать дело и начинать расследование с момента получения жалобы.

18. Относительно обжалований действий, решений и бездеятельности, как следователя, так и прокурора. Новый УПКУ предусматривает обжалование не только действий следователя и прокурора, но и их решения и бездеятельность. Эти положения объединены в одной статье, которая отдельными пунктами определяет перечень случаев обжалования и в зависимости от этого - их субъектов. Нормы Кодекса действующего до 20 ноября 2012 такой дифференциации не содержали, а также не устанавливали круг лиц, которые могли подать жалобу. Кроме этого, в новом УПКУ регламентируются срок подачи жалобы на решение, действие и бездеятельность следователя и прокурора, основания для её возвращение или отказа в открытии производства, определены правовые последствия подачи такой жалобы. По общему правилу обжалование проводится в судебном порядке, такие жалобы рассматривает следственный судья местного суда не позднее 72 часов с момента получения соответствующей жалобы при обязательном участии лица, которое подало жалобу, или её защитника, представителя и следователя или прокурора, действия, которых обжалуются. Кроме этого, подозреваемый, обвиняемый и потерпевший имеют право обжаловать прокурору высшего уровня несоблюдение разумных сроков следователем, прокурором в ходе досудебного расследования.

19. Статья 42 нового УПКУ устанавливает основные права подозреваемого и обвиняемого. Так, пункт 11 части третьей этой статьи определяет право подозреваемого, обвиняемого применять с соблюдением требований этого Кодекса технические средства при проведении процессуальных действий, в которых он принимает участие. Следователь, прокурор, следственный судья, суд имеют право запретить применение технических средств при проведении отдельного процессуального действия или на отдельной стадии уголовного производства с целью неразглашения сведений, которые содержат тайну, которая охраняется законом, или касаются интимной жизни лица, о чем выносится мотивированное постановление.

К пункту 2 Перечня вопросов

20. Гарантии независимости Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека были отображены в предыдущем Докладе (VI-й периодический Доклад), на сегодняшний день эта информация остается неизменной1.

21. Относительно финансирования деятельности Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека необходимо отметить, что оно обеспечивается за счет средств, предусмотренных отдельной статьей в Государственном бюджете Украины (см. п. 24 VII-й периодического Доклада). Так, Законом Украины «О Государственном бюджете Украины на 2013 год» предусмотрено финансирование расходов Секретариата Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека в размере 20,155 миллионов гривен.

Эффективность Уполномоченного, особенно относительно возможности рассматривать индивидуальные обращения и применять меры правовой защиты по доказанным нарушениям

22. Согласно статье 55 Конституции Украины каждый имеет право обращаться за защитой своих прав к Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека. Согласно статье 17 Закона Украины "Об Уполномоченном Верховной Рады Украины по правам человека" Уполномоченный принимает и рассматривает обращения граждан Украины, иностранцев, лиц без гражданства или лиц, которые действуют в их интересах, в соответствии с Законом Украины "Об обращениях граждан".

23. При рассмотрении обращения Уполномоченный: 1) открывает производство по делу о нарушении прав и свобод человека и гражданина; 2) разъясняет меры, которые должно принять лицо, подавшее обращение Уполномоченному; 3) направляет обращение по принадлежности в орган, к компетенции которого относится рассмотрение дела, и контролирует рассмотрение этого обращения; 4) отказывает в рассмотрении обращения.

24. Учитывая требования статей 124, 126 Конституции Украины о недопустимости вмешательства в деятельность судей, а также требования статьи 7 Закона Украины "О прокуратуре" и статьи 36 УПК Украины относительно запрета вмешательства в деятельность прокуратуры по надзору за соблюдением законов или по расследованию деяний, содержащих признаки преступления, при рассмотрении обращений по вопросам нарушения прав в ходе досудебного расследования или судебного разбирательства Уполномоченный направляет рекомендации относительно принятия соответствующих мер, направленных на обеспечение или возобновления прав. При этом обращается внимание на международные стандарты в соответствующей сфере и практику Европейского суда по правам человека. В дальнейшем Секретариатом Уполномоченного контролируется выполнение рекомендаций.

25. В случае невыполнения судьей рекомендаций Уполномоченного и допущения нарушений прав человека Уполномоченный обращается к Высшей квалификационной комиссии судей, одним из членов которой является советник Уполномоченного Верховной Рады по правам человека, и инициирует или поддерживает инициативу заявителя о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности.

26. В случае невыполнения рекомендаций Уполномоченного в области соблюдения прав человека руководителями правоохранительных органов, Уполномоченный обращается к вышестоящему руководителю или к Генеральному прокурору Украины.

27. Предложения о принятии определенных мер Уполномоченный излагает в своих представлениях или письмах к руководителям государственных органов.

Меры для обеспечения конфиденциальности обращений

28. Согласно статье 14 Закона Украины "Об Уполномоченном Верховной Рады Украины по правам человека" Уполномоченный в своей деятельности придерживается Конституции Украины и законов Украины, иных правовых актов, прав и охраняемых законом интересов человека и гражданина, сохраняет конфиденциальную информацию, не вправе разглашать полученные сведения о личной жизни заявителя и других причастных к заявлению лиц без их согласия. Это обязательство действует и после прекращения полномочий Уполномоченного. Уполномоченный не вправе разглашать полученные сведения о личной жизни заявителя и других причастных к заявлению лиц без их согласия.

29. Каждому, кто обратился к Уполномоченному по правам человека, направляется уведомление о правах, определенных законодательством в сфере защиты персональных данных, цель обработки персональных данных и круг лиц, которым передаются данные.

30. После определения Уполномоченным Верховной Рады Украины по правам человека стратегических целей и приоритетных направлений деятельности в реализации парламентского контроля за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина положительный результат получила практика сотрудничества Уполномоченного по правам человека с профильными Комитетами Верховной Рады Украины и Правительством Украины во время рассмотрения ими законопроектов и других нормативно-правовых актов в сфере социально-экономических и гуманитарных прав человека, а также инициированная Уполномоченным совместная работа с центральными органами исполнительной власти, сторонами социального партнерства от профсоюзов и работодателей на национальном уровне, представителями общественных организаций в законодательном урегулировании реализации конституционных прав человека.



К пункту 3 Перечня вопросов

Закон Украины «О принципах предотвращения и противодействия дискриминации в Украине»

31. Верховной Радой Украины 6 сентября 2012 был принят Закон Украины "О принципах предотвращения и противодействия дискриминации в Украине" (далее - Закон), которым определены организационно-правовые основы предотвращения и противодействия дискриминации в Украине для обеспечения равных возможностей реализации прав и свобод человека и гражданина. Закон направлен на обеспечение надлежащего выполнения Конституции Украины и национального законодательства в упомянутой сфере, а также взятых Украиной обязательств в рамках международных договоров, в частности, Конвенции о защите прав и основных свобод человека, Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и т.д.

32. Относительно направленности данного закона на предотвращение дискриминации во всех сферах жизни. Национальным законодательством установлен принцип недискриминации, который предусматривает обеспечение равных прав и свобод всех лиц, групп лиц, обеспечение равенства перед законом; уважение достоинства каждого человека, обеспечение равных возможностей всех лиц и/или групп лиц. В связи с этим, выделение отдельной формы дискриминации считаем нецелесообразным. Кроме того, в соответствии со статей 34 Конституции каждому гарантируется право на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений. Статья 64 Конституции гласит, что конституционные права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены, кроме случаев, предусмотренных Конституцией.

33. Относительно определений прямой и косвенной дискриминации Статья 1 Закона содержит, в частности, определение «дискриминация», «прямая дискриминация», «косвенная дискриминация», согласно которым:



дискриминация - решения, действия или бездействие, направленные на ограничение или привилегии в отношении лица и/или группы лиц по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, возраста, инвалидности, этнического и социального происхождения, семейного и имущественного положения, места жительства, по языковым или другим признакам (далее - определенные признаки), если они делают невозможным признание и реализацию на равных основаниях прав и свобод человека и гражданина;

прямая дискриминация - решения, действия или бездействие, которые приводят к случаю, когда к лицу и/или группы лиц по их определенным признакам относятся менее благосклонно, чем к другим лицам в аналогичной ситуации;

косвенная дискриминация - решения, действия или бездействие, правовые или критерии оценки, условия или практика, которые формально являются одинаковыми, но при осуществлении или применения которых возникают или могут возникнуть ограничения или привилегии в отношении лица и/или группы лиц по их определенным признакам, кроме случаев, если такие действия или бездействие, правовые или критерии оценки, условия или практика объективно оправданы целью обеспечения равных возможностей для отдельных лиц или групп лиц реализовывать равные права и свободы, предоставленные им Конституцией и законами Украины.

34. Относительно детального перечня признаков дискриминации, включая дискриминацию на почве сексуальной ориентации и гендерной идентичности. Определение дискриминации, закрепленное в законе, содержит неисчерпаемый перечень признаков (цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, возраста, инвалидности, этнической и социальное происхождение, семейное и имущественное положение, место жительства, языковых или других признаков), что позволяет трактовать это понятие максимально широко, и не позволяет делать ограничения или привилегии в отношении лица и/или группы лиц по их определенным признакам.

35. Относительно правовой защиты жертв дискриминации Закон определяет механизм предотвращения и противодействия дискриминации, в частности, определяет круг субъектов, наделенных полномочиями по предотвращению и противодействию дискриминации - Верховная Рада Украины, Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека, Кабинет Министров Украины, другие государственные органы, органы власти Автономной Республики Крым, органы местного самоуправления, общественные организации, физические и юридические лица (статья 9), а также предусматривает полномочия этих субъектов (статьи 10-13).

36. Согласно части первой статьи 14 лицо, считающее, что в отношении него было применено дискриминацию, имеет право обратиться с жалобой к Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека и/или в суд.

37. Вместе с тем, экспертами Европейского Союза и Совета Европы по отношению к Закону были высказаны замечания, с целью учета которых Министерством юстиции разработан и представлен 4 февраля 2013 на рассмотрение Кабинета Министров Украины проект Закона Украины "О внесении изменений в законодательные акты Украины по предотвращению и противодействию дискриминации в Украине", который на данный момент находиться на рассмотрении соответствующих комитетов ВРУ.

38. Указанным законопроектом предлагается, в частности, внести изменения в статью 2¹ Кодекса законов о труде Украины, предусмотрев, что равенство трудовых прав (на труд, оплату труда, свободный выбор профессии, рода занятий и работы, профессиональную подготовку и повышение квалификации, переподготовку, условия труда, объединение в профессиональные союзы и т.д.) всех граждан гарантируется Конституцией Украины, этим Кодексом, Законом Украины «Об основах предотвращения и противодействия дискриминации в Украине», другими актами законодательства Украины, и дополнив перечень признаков, независимо от которых Украина обеспечивает равенство трудовых прав, признаком «сексуальной ориентации».



следующая страница >>
Смотрите также:
Список сокращений
1711.4kb.
12 стр.
Список сокращений 7 Предисловие к изданию 2010 г
33.33kb.
1 стр.
Методические рекомендации москва 2012 Список сокращений воз всемирная организация здравоохранения
576.89kb.
3 стр.
Список сокращений
1183.16kb.
6 стр.
Список сокращений
387.52kb.
7 стр.
Боливарианская Республика Венесуэла [9 июля 2012 года] Содержание Пункты Стр. Список сокращений I.14 3 >II. Информация, касающаяся статей 2-7 Конвенции 15-244 11 A. статья
2141.26kb.
10 стр.
Слово от издателя Рецензия на «Атлас по электромиографии» С. Г. Николаева Список сокращений Предисловие Глава Понятие нервно-мышечной системы Глава Аппаратура и способы регистрации потенциалов
109.12kb.
1 стр.
Техническое задание 2 Аннотация 3 Список сокращений, используемых в работе 4
839.58kb.
12 стр.
Постановлением Госатомнадзора России от 21 декабря 1999г. №4 Введены в действие с 1 сентября 2000г. Москва 1 9 9 9 Список сокращений. Ас атомная станция; покас программа
211.21kb.
1 стр.
К проблеме перевода сокращений
66.54kb.
1 стр.
Список сокращений и терминов 3 раздел Мировой рынок нефти и нефтепродуктов (НиНП) 7
790.49kb.
15 стр.
Список условных сокращений для жанров песенного фольклора
1243.85kb.
7 стр.