Главная
страница 1
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
ГОЛОВНОЙ СОВЕТ ПО ПРОГРАММЕ
«ОЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ»

ПЕРЕСТРОЙКА


НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
По материалам социологических

исследований 1987-1988 гг.

Москва – 1988

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


К РЕЗУЛЬТАТАМ ИССЛЕДОВАНИЙ
Перестроечные процессы втягивают в свою орбиту все более широкие слои населения страны. Идет поиск идеалов нового общественного уклада, гражданских, политических и национальных ценностей, В общественном сознании молодежи зреет уязвленность от трагического прошлого народа, потери национальной идеи. Абстрактность идеологического обеспечения перестройки и сложившееся в обществе недоверие к пропаганде приводит к усилению различных молодежных движений, занятых поиском своего миропонимания и своих оценок. Исследования говорят о том, что незнание стратегических и тактических задач является главным фактором торможения перестройки.

Поиск причин национальной напряженности только в сфере национального сознания представляется малопродуктивными. Правде всего в силу вторичности этих процессов. Политика есть следствие экономических отношений и экономического уклада. Национальная политика не является исключением. И если причины общественных напряженностей лежат в экономическом и политическом устройстве общества, малополезными будут действия по их изменению средствами идеологического, воспитательного характера.

Механизмом, осуществляющим государственную монополию собственника, является административная система. Административная система по своей природе есть интернациональная система в сталинском понимании интернационализма. Ей всегда были чужды национальные интересы, проявление которых пресекалось подчас самым жестоким образом. Административная система могла работать, управляя: только однородной массой ладей. Центральные органы власти потеряли прерогативы экономической и политической власти. Реальная власть сосредоточилась в ведомствах. Это только усиливало диспропорции в социально-экономическом развитии республик. Слабость центра давала возможность на местах спекулировать на национальных интересах, прикрывая их абстрактными интересами общества.

Централизация власти в ведомствах, расположенных в Москве, ассоциировалась в общественном сознании с Россией и с ее якобы особым положением в Союзе республик. Сложилась парадоксальная ситуация: Россия, выполнив свою миссию интернациональной помощи союзным республикам в культурном и экономическом развитии, оказалась в числе не самых развитых республик. Но представления, что государственная авторитарная машина принуждения, чуждая интересам всех наций, связана с Россией, обусловили всплеск русофобии. Восприятие России как метрополии и русских как носителей великодержавного сознания, довольно распространено среди представителей других национальностей. Оно ассоциировано, в частности, и с тем, что центр Советского Союза - это Москва, но Москва - это и столица России. Целесообразно, на наш взгляд, разорвать эту цепь ассоциаций.

Проблема межнациональных отношений есть и стоит остро в целом по стране (так считают 34% студенчества страны). Для студентов еврейской и немецкой национальностей эта проблема особенно актуальна. Напряженность межнационального характера отмечается у студентов нерусского происхождения Москвы, Ленинграда. Крайне остро эта проблема обозначена в Прибалтике, Армении. Можно ожидать негативного развития событий в межнациональных отношениях в Якутии, Молдавии, Казахстане, Таджикистане, Узбекистане.

Существующая система межнациональных и межреспубликанских отношений не поддерживаются подавляющим большинством студентов (по стране 93% требует ее пересмотра). В большей мере эта система устраивает студентов республик Средней Азии, население которых явно иждивенчески настроенных по отношению к СССР.

Популярна идея республиканского хозрасчета в развитых в экономическом плане республиках. Меньший энтузиазм она вызывает в республиках Средней Азии. Позиция русских, проливающих не в России, в оценке надобности территориального хозрасчета, как правило, более сдержанная. Они опасаются развития сепаратизма и русофобии в союзных республиках. В прибалтийских республиках явно видна идеализация хозрасчета. Иллюзорность его восприятия связана с подражанием западным образцам экономических моделей. В такой идеализации хозрасчета явно скрыт экономический романтизм, жажда быстрого прорыва, "скачка". Идеализация хозрасчета, как впрочем и всякая идеализация, является причиной экстремизма. Поддерживаются забастовки как экономическое средство давления на правительство в решении национально-политических проблем в республиках Прибалтики (Литва -33% литовских студентов, Эстония - 28%, Латвия - 34%), Наиболее экстремистски настроены студенты Армении (50%). Настораживает позиция московских студентов нерусского происхождения, среди которых 31% одобряют забастовки.

Экономическая самостоятельность республик, введение республиканского хозрасчета, естественно, предполагает наличие определенного политического механизма. В частности, введение республиканского гражданства. Значительная часть считающих, что право на республиканское гражданство могут получить жители данной республики, относящиеся к ее коренной национальности, приходится на долю прибалтийских республик, а также Армении, Молдавии и Казахстана. Идея возможности существования той или иной республики вне рамок Советского Союза популярна среди студенчества прибалтийских республик, Молдавии, Армении и Казахстана. Такие настроения не поддерживаются русскими и представителями других национальностей, проживающих в данных республиках. Следует сказать, что молодежь, подверженная сепаратистским настроениям, настроена на решительные действия для реализации своих взглядов. Они склонны к созданию (и создают) неформальные объединения исключительно по национальному принципу. Положительно относятся к созданию таких объединений 57% от числа студентов, считающих, что их республика могла бы развиваться вне рамок СССР.

Выделяются группы студентов, явно склонных к национализму: в Литве - 32% студентов коренной национальности; в Латвии – 35%, в Эстонии - 8%, в Армении - 23%, в Туркмении - 8%, в Казахстане – 4%, в Молдавии - 3%, Узбекистане - 3%, Таджикистане - 3%. Националистически настроенные студенты продемонстрировали чрезвычайный максимализм во взглядах, готовность к конкретным (в том числе неконституционным) действиям.

Существует различие между национально-экстремистскими группами европейской и азиатской частей СССР. Боли такие группы в республиках Советской Прибалтики, Молдавии практически завершили процесс политизации и национализм сросся с политическими и экономическими проблемами, то в республиках Средней Азии преобладает бытовой национализм, который никак не связан пока с проблемами экономики и политики. Отрицание экстремистских действий в таких условиях не является гарантией возможности таких действий. Именно здесь они могут возникнуть непредсказуемо. Бытовой национализм, часто базирующийся на религиозных предрассудках и феодальных традициях, слеп и жесток. Прослеживается возможность действий, связанных с применением силы по отношению к органам власти в Азиатских республиках СССР.

С недружелюбным отношением к людям по причине их национальной принадлежности в той или иной степени приходилось сталкиваться студентам как в своей, так и в других республиках. В рамках своей республики данный процесс наиболее характерен для Латвии, Якутии, Эстонии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Молдавии, Литвы, Мордовии, Дагестана (50-80% студентов этих республик отмечают этот факт). Наиболее неуютно чувствуют себя русские в Якутии, Таджикистане, Литве, Эстонии, Молдавии, Дагестане, Бурятии, Узбекистане, Киргизии, Туркмении (60-80% русских в этих республиках отмечают русофобию). Представителям коренной национальности в своей республике достаточно часто приходится встречать неприятие со стороны инонационального населения, в том числе и русских. Такое положение сложилось наиболее отчетливо в Латвии, Якутии, Эстонии, Казахстане, Мордовии, Узбекистане, Бурятии, Таджикистане (50-60% студентов коренных национальностей обвиняют в атом инородцев).

Взаимной неприязни на национальной почве способствует сложившаяся социально-психологическая атмосфера в обществе, проявляющаяся на разных этапах социализации личности: в детстве (в это время национальную неприязнь в большей мере ощутили студенты немецкой и еврейской национальностей), в школе, в вузах (где наблюдается рост национальной неприязни с 8% студентов на первом курсе до 13% на четвертом), в армии (10-20% студентов встретили здесь недружественное отношение по причине их национальности), в общественных местах (здесь 40-80% студентов различных национальностей испытали неприязнь к себе).

Направленность национальной неприязни и ее мотивы состоят в следующем:

1. Русофобия, определяемая в основном тем, что ее выразители считают, что русские принесли вред их народу. Русофобия распространена в Литве (45%), Латвии (28%), Эстонии (25%). Казахстане (13%), Молдавии (14%), Киргизии и Таджикистане (по 10%).

2. Национально-территориальные противоречия соседствующих национальностей, имеющие глубокие исторические корни. Эти причины обусловливают возникновение ситуаций, когда казахи в качестве объекта неприязни называют узбеков, уйгуров; башкиры и мордва - татар; узбеки - таджиков; таджики – узбеков, уйгуров, курдов; народности Северной Осетии - ингушей.

3. Национально-бытовые стереотипы, создавшиеся на примерах поведения представителей определенных национальностей и распространенные на всю нацию вообще как нацию спекулянтов, торговцев на рынках, богатых клиентов проституток. Так, например, жители Москвы, России, Бурятии, Якутии, Прибалтийских республик, Белоруссии, Украины, Молдавия негативно относятся в целом к среднеазиатским и закавказским национальностям, казахам.

4. Социокультурные стереотипы, определяющие неприятие наций, ведущих кочевой образ жизни (цыгане), наций с более низким (но мнению респондентов) уровнем культурного развития. Представители наций, демонстрирующие свое культурное превосходство (русские, народи Прибалтики, украинцы), относятся снисходительно-отрицательно к народам Средней Азии, Татарии, Башкирии, но, в свою очередь, получают с их стороны негативную оценку за демонстрацию своего превосходства.

5. Немотивированный антисемитизм, подогреваемый массовой эмиграцией евреев и распространяемой версией о "жидо-массонском" заговоре против России. Евреи, как объект неприязни, в той или иной мере упоминаются представителями почти всех национальных республик в силу демонстрации ими своей национальной исключительности.

6. Стереотип социального иждивенчества, формирующий представления о некоторых из национальностей, стремящихся жить за чухой счет. На иждивенчество как мотив негативного отношения к другим национальностям указали 30% армян, 23% литовцев, 18% латышей, 17% эстонцев, 17% русских, 13% казахов, 12% таджиков, 11% киргизов.

С точки зрения содержания национально-исторического сознания студенческой молодежи картина в целом несколько удручает своим однообразием. Около трети студентов, проживающих в союзных и автономных республиках, вообще не смогли назвать какие-либо исторические события, значимые для их народов. В сознании остальных двух третей в большинстве случаев "отсчет" национальной истории начинается только с Великой Октябрьской революции. Иначе обстоит дело в Прибалтике, где главным позитивным фактом национальной истории называют создание независимой буржуазной республики, а негативным событием истории - "оккупация советскими войсками территории республики и насильственное присоединение к СССР". Так считают 76% эстонцев, 75% литовцев, 34% латышей.

Студенчеством поддерживается ленинская модель многонациональной федерации с реальными экономическими и политическими правами республик (55%), менее популярны национально-экстремистские взгляды (25%). Несомненно, модель будущего республик строится на знании ее истории и истории своего народа. Оптимистической оценке истории придерживается 45% студентов. Тревожна позиция студентов, полагающих, что история страны есть цепь трагических ошибок, которые завели страну в тупик (19%). Эту точку зрения разделяет и 24% школьников - десятиклассников (опрос проходил в октябре 1988г.).

Национально-историческое сознание студентов характеризуется фрагментарностью, ограниченностью, предельной политизированностью, и, как следствие, идеологической клишированностью. Дружное вненациональное осуждение сталинизма и эпохи застоя означает не формирование подлинного исторического создания, а лишь замену в нем одних идеологических клише другими. Мифологичность же его сохраняется. Следовательно, это сознание остается управляемым, им можно без труда манипулировать.

Подавляющее большинство студентов считают родным язык своей национальности. Меньше считающих родным язык своей национальности среди бурятов, карелов, белорусов. Совсем невелико число лиц, признающих родным язык своей национальности, среди немцев и евреев. Русский язык стал средством межнационального общения. Степень владения им в несколько раз превышает степень владения родным языком. Это можно оказать практически обо всех союзных и автономных республиках (исключая Якутию). В некоторых регионах (Прибалтика, Поддевая) знание родного языка значительно превалирует над знанием русского. Система обучения в средней школе не способствует овладению как русским (для представителей коренной национальности), так и национальным (дли инонациональных школьников) языками. Эта ситуация порождает межнациональную напряженность, базирующейся на мнении о пренебрежении представителей одних национальностей к языку и культуре других.

Русские в России имеют сравнительно невысокий уровень образования. В союзных же республиках их уровень образования выше, чем у представителей коренной национальности. Исключение составляет только Грузия. Безусловно, нормальным такое положение дел не назовешь. В союзных республиках это дает пищу для разговоров о русской экспансии, ассимиляции национальной интеллигенции русскими. Существует отток высококвалифицированных кадров из России в поиске лучших условий жизни, лучших возможностей применения своих знаний. Одновременно с этим имеет место и целенаправленное "выкачивание" высококвалифицированных кадров, связанное с освоением новых производств, технологий, в союзные республики. Остро стоит вопрос о развитии экономик союзных республик и межреспубликанской миграции населения.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
СОСТОЯТ В СЛЕДУЮЩЕМ:
1. Основным направлением снижения национальной напряженности является предоставление широкой экономической и политической самостоятельности союзным и автономным республикам с установлением ответственности перед Центром. Республиканские Советы должны обладать всеми правами собственности на свою землю, ресурсы, предприятия. Верховный Совет страны обеспечивает использование производственных потенциалов республик для общесоюзных программ. Гласное и демократическое их обсуждение позволит сбить настроения национальной подозрительности и предубежденности. Экономическое принуждение воспринимается как подавление национального уклада. В то же время в общественном сознании настораживают признаки экономического романтизма и идеализация экономических моделей Запада. Экономическая, политическая и правовая культура студенчества крайне низка.

2. Система интернационального воспитания оторвана от реалий действительных проблем наций, истории и межнациональных отношений. Она догматична, мифологизирована и основывается на позициях сталинского интернационализма, отвергающего национальные особенности. Такое воспитание дает противоположный эффект.

3. Представители любой национальности должны иметь реальные возможности учить своих детей национальному языку. Нужны учебники и учителя национальных языков. Нужна система школ, курсов по их изучению.

4. Важной мерой по возвращению молодежи исторической памяти и воспитанию подлинного интернационализма является преподавание с детских садов истории всех национальных регионов страны. Крайне нужны соответствующие учебники.

5. В различных союзных и автономных республиках межнациональная ситуация складывается под влиянием далеко не совпадающих, а порой и уникальных причин. Из этого следует, что проблемы межнациональных отношений не могут быть решены по неким универсальным правилам. Должны быть созданы постоянные комиссии Совета Национальностей, целью деятельности которых будет изучение проблем, их причин и исторических корней, обусловивших межнациональную напряженность и разработка проектов их решения.

6. Крайне опасны левые, радикальные позиции разрешения национальных проблем. Сторонники этих взглядов воспринимают перестройку как единовременный революционный акт. Эта позиция - позиция разрушения, а не созидания, позиция идеологических экспериментов. Во многом эти взгляды подогреваются неумелыми и некомпетентными публикациями в прессе. Следует предусмотреть, во-первых, повышение квалификации журналистов в области истории и межнациональных отношений и, во-вторых, организовать и провести конференцию по проблемам нравственной и политической культуры. Необходимо остановить опасное оползание к межнациональным конфликтам.


Главный социолог Гособразования СССР

А.Овсянников

I. ОЦЕНКА ПЕРЕСТРОЙКИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
1. Перестройка системы высшего образования все шире охватывает различные стороны жизнедеятельности вузов, глубже затрагивает интересы и потребности всех слоев вузовской общественности. Если в ходе исследования, проведенного в апреле 1987 г., был зафиксирован наивысший уровень интереса к перестройке только у руководителей и преподавателей, то результаты исследования, проведенного в ноябре 1987 года, показали - дела перестройки в высокой мере интересуют не только руководителей и преподавателей, но и студентов (более 90% высказывают высокий интерес к ним). Социально-политическим фоном, формирующим общественное мнение о преобразованиях в высшей школе было то, что перестройка перешла из области социальных предположений и гипотез в область реальных действий. В этой связи и отношение людей к переменам определяется главным образом результатами этих преобразований. Имеет место при этом критическое отношение к перестройке, обусловленное неудовлетворением ожиданий, неподкреплением реальными действиями. Несомненно, однако и то, что идея перестройки захватывает все более широкие слои, становится реальной силой.

2. Необходимость перемен в высшей школе осознана массой: более 99% преподавателей не согласились с альтернативой "оставить все как было". В отношениях к перестройке подавляющая масса придерживается "левой" (радикальной) и "центристской" оценки ("перестройка идет в разумных рамках"), что соответствует мнениям 85% преподавателей и 93% руководителей вузов (таблица 1).

Таблица 1

Отношение к ходу перестройки (декабрь, 1987 г., в %)



Альтернатива ответа

Преподаватели

Руководители

Надо быстрее и еще решительнее ломать отжившее

61

60

Перестройка идет в разумных рамках

24

33

Перестройка затормозилась

10

4

Лучше бы все осталось как было

0

0

В то же время каждый пятый преподаватель и каждый третий руководитель считают, что имеет место нежелание его коллег работать по-новому. Налицо своеобразный феномен: перестраиваться надо, но нежелательно что-либо менять.

3. Основным фактором торможения перестройки выступает незнание сотрудниками того, как следует работать по-новому. Это отметили около 60% преподавателей и руководителей. Работники вузов все еще воспринимают перестройку как указание сверху, идут инструкций и директив. На отсутствие таковых указаний сетует каждый десятый преподаватель и 8% членов ректоратов (таблица 2).

4. Отмечается довольно низкий уровень оценок профессиональных качеств преподавателей и уровень их интеллигентности. Если первая проблема может быть решена, и довольно быстро, путем института переподготовок, то вторая - свидетельствует об утрате высшей школой своих былых позиций культурного центра общества. Низкий уровень интеллигентности воспроизводится и в студенчестве, Гуманизация общества высшей школой - это проблема, по-видимому, весьма глубокая и долговременная (таблица 3).

Таблица 2

Распределение мнений о факторах торможения (декабрь, 1987г., %)



Факторы

По всей выборке

Препода-ватели

Руково-дители

Незнание сотрудников, как работать по-новому

57

57

59

Стиль работы министерств

40

41

33

Стиль работы местных директивных органов -

28

27

36

Нежелание сотрудников работать по-новому

22

22

31

Позиция руководства вузов

15

16

7

Отсутствие инструкций сверху

10

11

8

Таблица 3

Оценка профессионального уровня и интеллигентности преподавателей

(в баллах пятибальной шкалы)



Оценка

Преподаватели (самооценка)

Студенты

(оценка)


Профессиональные знания

3,81

3,69

Интеллигентность

3,45

3,11

5. Все категории вузовской общественности отмечают изменения к лучшему в практической деятельности. Процесс позитивных изменений, хотя и медленно, но осуществляется (таблица 4).

Таблица 4

Оценка результатов перестройки, %



Оценка результатов

апрель 1987 г.

декабрь 1987 г.

Препода-ватели

Руково-дители

Препода-ватели

Руково-дители

Результаты заметны и положительны

23

35

22

38

Результаты незначительны

23

30

63

56

Результатов перестройки нет

32

13

II

6

Перестройка ухудшила дела в вузе

20

-

3

0

6. Подавляющее большинство студентов, преподавателей, научных сотрудников, выразило положительное отношение к введению выборности ректоров вузов и руководителей научно-исследовательских подразделений (84 % преподавателей, 81 % научных сотрудников, 79 % студентов), к осуществлению студентами оценок качества преподавания (77 % руководителей, 64 % преподавателей, 62 % студентов), к введению студентов в Советы вузов и факультетов.

Состояние дел в студенческом самоуправлении удовлетворены лишь 10% студентов, и каждому десятому это совершенно безразлично. В то же время, студенты не удовлетворены студенческим самоуправлением (59%), считают, что его вообще в их вузе нет (21%), однако не хотят ничего делать сами, чтобы исправить положение. При этом студенты отдают себе отчет в собственной позиции: 51% студентов считают, что развитие самоуправления сдерживается неготовностью самих студентов. Основным сдерживающим фактором при этом является сомнение в возможности реальных изменений общественной жизни вуза.

7. Преподаватели оптимистично оценивают последствия новой системы конкурсного избрания на должности профессорско-преподавательского состава, хорошо восприняли идею необходимости избрания первых руководителей, В то же время нельзя не заметить рост критического настроя преподавателей, который следует поддерживать: по мнению большинства преподавателей, критика носит конструктивный характер и направлена на решение проблем коллектива (78%), на руководство вузов (26%) и на собственные недостатки (5 %).

8. Практическая реализация идей перестройки высшей школы меняет (причем значительно) общественное мнение об этих идеях. Так, если до выборов ректора примерно 16% преподавателей сомневались в самой целесообразности такой меры, то после выборов их число сократилось, по меньшей мере, вдвое. Во многих вузах выборов ректоров еще не проводилось, однако там, где они прошли, число удовлетворенных ими в пять раз превышает число недовольных.

9. Общественное мнение не видит еще перелома в деле совершенствования стиля работы аппарата управления в вузах, их подразделений, общественных организаций. Речь идет о сокращении числа заседаний и совещаний в вузах. По мнению подавляющего большинства не достигли цели попытки сократить количество планово-отчетных документов, справок, других бумаг. Лишь 9% опрошенных говорят об уменьшении бумажной круговерти.

Обращает на себя внимание то, что оценки руководителей вузов хода перестройки значительно более высокие в сравнении с другими слоями вузовской общественности. Уже достигнутые результаты перестройки ими оцениваются более оптимистично: 73% руководителей видят изменения к лучшему (у студентов - 32%, преподавателей - 47%, научных сотрудников - 38%). Подобное значительное (и сохраняющееся в 1987 г.) расхождение оценок настораживает. По-видимому, это связано и с большей информированностью руководителей вузов, но и со стремлением выдать желаемое за действительное.

10. Одним из существенных факторов, отрицательно сказывающихся на состоянии учебной работы, продолжают оставаться отвлечения преподавателей на различные хозяйственные работы. Является фактом, что в тех регионах, где перестройка в преподавательской среде проходит с трудом (Средняя Азия, Казахстан, азиатская часть РСФСР), большое количество преподавателей отмечают рост отвлечений (37-39% при среднем показателе 21%). Сильно административное влияние на вузы со стороны местных директивных органов, особенно в РСФСР, где 43% руководителей обращают внимание на это.

II. ПРЕПОДАВАТЕЛИ ВУЗОВ: УСЛОВИЯ ТРУДА И БЫТА
Основная масса преподавателей вузов считает, что вуз должен стать основным (и даже единственным) местом приложения их труда. Так, 63% преподавателей считают наиболее приемлемым путем увеличения заработка увеличение интенсивности своего труда, считают необходимым расширение практики совместительства (57%). Важно отметить, что не получают поддержку "отходнические" формы увеличения заработков: индивидуальная деятельность приемлема для 9% преподавателей, совместительство не по специальности - для 7%.

Богатством общества является интеллектуальный потенциал высшей школы, способности, умения и знания ее преподавательского корпуса. Возможность реализовать свои способности, "состояться" в высшей школе показана в табл. 5.

Таблица 5

Оценка реализации способностей



Вариант оценки

В целом

Без степени

Кандидат наук

Доктор наук

1. Полностью реализую свои способности

10

7

10

20

2. В значительной степени

50

43

54

55

3. Частично

31

37

29

19

4. Затрудняюсь ответить

9

13

6

6

12. 81% преподавателей осуждает взяточничество, поскольку это противоречит их принципам. Насколько же оно распространено, по мнению работников высшей школы, в их вузах? "Очень распространено" - считает 2%, "иногда случается" - 14%, допускают возможность взяток в своем вузе, но ничего об этом не слышали - 51% преподавателей. "У нас это исключено" - так считает каждый четвертый (24%) преподаватель.

13. Значительная часть трудящихся (45%) часто или очень часто испытывает нервно-психические перегрузки, стресс. При этом источниками стрессов наиболее часто называются руководство (24%), коллеги по работе (16%), семья, родственники, друзья (22%). Таким образом, 40% стрессоров находится на работе.

14. Настораживает позиция преподавательской молодежи. Они менее всего удовлетворены условиями приложения своего труда. Так, удовлетворена работой только половина преподавателей 26-30 летнего возраста, в то время как среди их коллег 56-60 лет удовлетворение испытывает 77% преподавателей. Неудовлетворенность работой молодых преподавателей не переплавляется в желание к изменению дел на кафедрах. Напротив, каждый пятый молодой преподаватель рассматривает свою работу как временную и собирается уйти.

15. В целом, уровень денежных доходов семей преподавателей невысок. Денежный доход на I человека в месяц составляет 100-120 руб. Это немного: расчеты показывают, что относительная свобода в потреблении наступает при доходе на одного члена семьи в 200 и более рублей в месяц. Жилищная обеспеченность семей вузовской интеллигенции несколько лучше, чем в целом по стране: 85% семей имеют отдельные квартиры, только 7% семей живут в коммунальных квартирах.

III. ДУХОВНЫЙ МИР СТУДЕНЧЕСТВА


16. В структуре студенческого досуга на одно из первых мест выходит кино - 79,9% указали, что часто посещают кинотеатры. Однако надо отметить, что в последнее время у студенчества растет интерес к просмотру видеопрограмм. Половина студентов посещают театры, выставки, музеи несколько раз в год. Т0лько 14,1% студентов указали в своих анкетах на ежедневные самостоятельные занятия спортом. Организованно, в спортивных секциях (то есть ежедневно и несколько раз в неделю) занимаются 28,5% студентов, 14,5% студентов являются активистами - общественниками, занимаются ежедневным выполнением общественных поручений.

17. Наибольшей популярностью у студенческой молодежи пользуются, прежде всего, развлекательные и информационно-познавательные жанры. Так, в художественной литературе более половины студентов (56%) отдают предпочтение исторической прозе, детективно-приключенческой литературе.

18. Структура жизненных ценностей студенчества приведена в таблице 6.

Таблица 6

Иерархия жизненных ценностей студентов

Ценности

Ранг

Имеют прево-степенное

значение


Имеют определенное значение

Значения не имеют

I. Верные друзья

I

87,7

10,6

0,5

2. Здоровье

II

78,2

18,0

2,1

3, Любовь

III

68,4

27,9

2,1

4. Создание семьи

IV

67,2

28,4

2,7

5. Родственные отношения

VII

41,6

47,6

8,0

6. Уважение к старшим

VIII

41,2

52,3

4,8

7. Национальные традиции

XIV

18,9

50,5

28,4

8. Профессия

V

57,7

37,4

3,5

9. Интеллект

VI

49,2

43,9

3,3

10. Интеллигентность

VII

45,0

46,1

6,4

II. Учеба

IX

41,0

51,2

6,0

12. Искусство

X

28,0

63,1

8,7

13. Творчество

XI

27,4

59,9

9,9

14. Наука

XIII

21,4

62,3

14,3

15. Религиозная вера

XX

3,0

13,9

79,0

16. Деньги

XII

25,9

58,9

13,6

17. Сила

ХV

13,7

49,6

34,0

18. Мода

ХVI

12,3

64,9

20,0

19. Рок-музыка

ХVII

6,4

38,0

52,3

20. Фирменные вещи

ХVIII

6,2

47,7

43,7

21. Карьера

XIX

6,2

44,6

43,9

19. Каждый десятый студент оправдывает стремление жить для себя. Осуждают протекционизм лишь 68% студентов, 7,7% юношей и девушек указали, что им доводилось пробовать наркотики. Не осуждает это зло 17% студентов Средней Азии и более 10% студентов Закавказья, 3,2% студентов употребляют токсические вещества. Молодые люди, склонные к воровству, составляют 6,5% от общего числа студентов. Определенная часть студенчества склоняется к богоискательству. В среднем их число составляет 5,5%,

Среди студентов есть злоупотребление алкоголем. Таких в выборке оказалось 3,1%.

20. Студенты осуждают проституцию, хотя не видят в ней ничего страшного, свободную сексуальную жизнь осуждают 2/3 студенчества. Некоторое число студенток склонны к проституции (0,3%). Проституцию не осуждают и считают нормальным явлением 19,7% московских и ленинградских студентов, каждый четвертый студент из Прибалтики.

21. Тревожит неуважительное отношение части студентов к лицам другой национальности: 10,2% студентов считают такое отношение нормальным, а в Закавказье так считают 11,6% студентов, в вузах Москвы и Ленинграда - 13,1%, в Прибалтике - 17,5%.

IV. НАЧАЛО ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ


22. Отношение учительства к перестроечному процессу определяется переменами в школе. Эти перемены еще не столь значительны, но они есть, и общественное мнение их зафиксировало. Половина учителей полагает, что в школе ничего не изменилось, в то время как 34% считают, что изменения есть, и эти изменения положительные, а 13% полагают, что в школу перестройка принесла беспорядок и неудобства. Одновременно следует заметить, что старшеклассники отмечают большие изменения, и они им нравятся (18%), другие (60%) полагают, что перемены есть, правда, небольшие. Только 16% ребят считают, что у них в школе ничего нового нет. Оценивая перемены в школе, 20% городских десятиклассников и 8% сельских полагают, что перестройка в их школу еще не дошла. Незначительные перемены отмечают 62% ребят в городе и 57% на селе.

Следует заметить, что полученные оценки - это оценки не безразличных подростков (таких оказалось в среднем по стране лишь 5%), а заинтересованных в улучшении дел в школе юношей и девушек. Более оптимистичны в оценках изменений в школе сельские ребята: 30% считают, что перемены в их школе значительны. Особенно эти изменения заметны общественностью в Казахстане и Средней Азии (38%), на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке (42%).



Обращает внимание, что 27% учителей и 28% учеников готовы покинуть свою школу. При этом 16% учителей явно разочарованы в своей профессии и готовы уйти из школы.


Смотрите также:
Государственный комитет СССР по народному образованию головной совет по программе
1376.64kb.
8 стр.
Государственный комитет СССР по народному образованию головной совет по программе
291.79kb.
1 стр.
Государственный комитет СССР по народному образованию головной совет программы
433.21kb.
1 стр.
Государственныйыи комитет СССР по народному образованию
850.98kb.
6 стр.
Государственный комитет совета министров СССР по науке и технике n 470
181.15kb.
1 стр.
Комитет по народному образованию Администрации Солнечногорского муниципального района
140.17kb.
1 стр.
Государственный строительный комитет СССР
1642.07kb.
21 стр.
Постановление От 31 июля 1970 года об утверждении положения о взаимоотношениях организаций генеральных подрядчиков с субподрядными организациями
364.25kb.
1 стр.
-
405.72kb.
3 стр.
Разработка урока по теме «Квадратные уравнения»
84.54kb.
1 стр.
Центральный комитет профсоюза работников народного образования и науки рсфср
87.22kb.
1 стр.
Комитет по народному образованию солнечногорского муниципального района
179.89kb.
1 стр.