Главная
страница 1
Минеральные ресурсы России.

Цели урока:

  • Должны знать: состав полезных ископаемых России и особенности их размещения, основные месторождения полезных ископаемых;

  • Должны уметь: показывать на карте наиболее крупные месторождения полезные ископаемых,

- оценивать условия добычи разных видов полезных ископаемых.

Изучение нового материала:

Вы знаете, что Россия чрезвычайно богата минеральными ресурсами – полезными ископаемыми, которые человек активно использует в хозяйстве.



Виды полезных ископаемых и закономерности их размещения. (Схема 1)

Рудные (металлические) в магматических породах

Полезные ископаемые

Осадочный чехол платформ

Нерудные (неметаллические) в осадочных породах

Фундамент платформ

Разрушенные горы, щиты

Рудные полезные ископаемые чаще всего образовывались при остывании внедрившейся в земную кору на разную глубину магмы в периоды активных тектонических движений. По мере разрушения горных сооружений, образовавшиеся залежи ископаемых постепенно приближаются к поверхности. Поэтому рудные полезные ископаемые находят чаще всего в разрушенных горах или щитах платформ (Урал, Хибины, Забайкалье). В высоких горах залежи могут быть скрыты в глубине, а на равнинах перекрыты мощным осадочным чехлом.

Находят и россыпные месторождения руд, благородных металлов, драгоценных камней. Они возникают в рыхлых наносах из мелких обломков горных пород или минералов разрушенных коренных месторождений.

Нерудные полезные ископаемые в основном связаны с горными породами осадочного чехла платформ. Самые главные топливно-энергетические минеральные ресурсы - нефть, природный газ и уголь. Древние мелководные моря то наступали, то отступали, и на поверхностности фундамента платформ откладывались слои глины и песка, известняка и мела. В теплом климате в этих слоях накапливались образованные из органических остатков отложения нефти и газа (в лиманах), каменного угля (в болотах).



Посмотрев, видео вы узнаете, как ведется поиск, добыча полезных ископаемых, где они используются:



Поиск полезных ископаемых

http://video.yandex.ru/users/geolcom/view/25/#

Добыча каменного угля

http://video.yandex.ru/users/geolcom/view/22/#

Рудные полезные ископаемые

http://video.yandex.ru/users/geolcom/view/24/?cauthor=darchuk-evgenia&cid=1#

Нерудные полезные ископаемые

http://video.sibnet.ru/video157156-Dobyicha_nerudnyih_poleznyih_iskopaemyih

Глина и её использование

http://video.yandex.ru/users/geolcom/view/27/?cauthor=geolcom&cid=5#

Добыча алмазов

http://www.youtube.com/watch?v=YkCMM_aMQck


Практическая работа: «Изучаем полезные ископаемые России».

Изучите карту «Тектоника и минеральные ресурсы России» - http://geo10.ru/map1042887_0_0.htm.

Определите, какие полезные ископаемые приурочены к платформам, какие – к складчатым областям. Обратите внимание, что в легенде указаны месторождения. В ходе выполнения работы заполните таблицу и сделайте вывод о закономерности размещения полезных ископаемых?


Горная система или равнина

Возраст складчатости или платформы

Полезные ископаемые

Саяны

Палеозойская складчатость

Вольфрамовые, молибденовые, ртутные руды; графит, асбест, апатиты

Урал







Алтай







Сихоте-Алинь







Кавказ







Западно-Сибирская равнина







Среднерусская возвышенность








Вывод: полезные ископаемые осадочного происхождения приурочены _____________________, магматического и метаморфического происхождения - __________________________________.

При разработке пол/иск возникают противоречия: чем больше мы добываем, тем меньше их остается. Что же делать?

Задачи эти определены:

1. Необходимо не снимать «сливки», а извлекать п/и из недр как можно полнее. В настоящее время удается извлечь половину разрабатываемой нефти, а остальное остается в нефтеносных пластах.

2.        Следует повысить комплексность переработки. В природе практически нет чистых химических элементов. Необходимо добиваться извлечения не только основного компонента, но и попутных.

3.        Необходимо повысить глубину переработки природного сырья. Из добытой нефти в настоящее время перерабатывается около половины. Получающийся остаток - мазут - сжигается в топках. При переработке руд меди около трети ее выбрасывается в отвал.



Таким образом, основным направлением использования п/и на ближайшие годы должно стать не увеличение объема их добычи, а более экономное и рациональное использование.

Закрепление :

1. Установите соответствие:

Вид полезного ископаемого


Название месторождения

  1. Каменный уголь

1)

Курская магнитная аномалия

  1. Нефть

2)

Кузбасс, Печорский бассейн

  1. Газ

3)

Сургут, Самотлор

  1. Железные руды

4)

Оренбург, Астрахань

  1. Медные руды

5)

Норильск, Медногорск



Вывод: Россия чрезвычайно богата минерально – сырьевыми ресурсами. Полезные ископаемые образуются в недрах земли и связаны с геологической историей и тектоникой территории.
Литература:

  • География поурочные разработки 8 класс. В.В. Николина. М., Просвещение 2009г

  • География. Россия. Учебник для общеобразовательных учреждений 8 класс. Под ред. А.И. Алексеева. М. Просвещение, 2011

  • Рабочая тетрадь по географии для 8 класса. Природа России. Санкт- Петербург. «Паритет», 2011

  • http://video.sibnet.ru/video157156-Dobyicha_nerudnyih_poleznyih_iskopaemyih/ - нерудные полезные ископаемы

  • http://www.youtube.com/watch?v=YkCMM_aMQck - добыча алмазов




  • http://video.yandex.ru/users/geolcom/view/24/?cauthor=darchuk-evgenia&cid=1# - черные и цветные металлы




  • http://video.yandex.ru/users/geolcom/view/25/# - поиск полезных ископаемых




  • http://video.yandex.ru/users/geolcom/view/22/# - добыча каменного угля




  • http://video.yandex.ru/users/geolcom/view/27/?cauthor=geolcom&cid=5# - Глина и её использование

  • http://geo10.ru/map1042887_0_0.htm - карта


Смотрите также:
Минеральные ресурсы России. Цели урока
48.97kb.
1 стр.
Конспект урока географии в 9 классе по теме «Население и трудовые ресурсы Центральной России»
79.83kb.
1 стр.
Конкурс «Симфония урока»
86.62kb.
1 стр.
№ урока Раздел № урока в разделе Тема урока Цели урока Оборудование Практические и контрольные работы
258kb.
1 стр.
Минеральные ресурсы
100.2kb.
1 стр.
Конспект урока тема урока: Координатная плоскость Класс: 6 Цели урока: Цели урока. Образовательные
102.99kb.
1 стр.
Российская федерация
1988.08kb.
8 стр.
Минеральные ресурсы мира
21.08kb.
1 стр.
Конспект урока «Политическая система Великобритании и России» Цели урока: учебная : совершенствование лексических навыков, развитие речевого умения
58.53kb.
1 стр.
Our Visit to Great Britain Цели урока
27.95kb.
1 стр.
Урок15. Рельеф ашинского района. Цели и задачи урока
51.38kb.
1 стр.
1. План-конспект урока по информатике Тема урока: «Поисковые информационные системы» Тип урока: «Комбинированный урок»
228.37kb.
1 стр.