МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ГОУ НПО «Профессиональный (авиастроительный) лицей №2»
примерная ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02 Авиационные материалы
г. Комсомольск-на-Амуре
2011 г.
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии начального профессионального образования (далее – НПО) 160108.02 Слесарь-сборщик авиационной техники
Организация разработчик: ГОУ НПО «Профессиональный
(авиастроительный) лицей №2»
Разработчик: Буренков Владимир Прокопьевич, мастер производственного
обучения ГОУ НПО «Профессиональный (авиастроительный)
лицей №2»
Барышникова Анна Владимировна, методист
ГОУ НПО «Профессиональный (авиастроительный)
лицей №2»
Координатор (ответственный за разработку) - Карнаух Владимир Афанасьевич, заместитель директора по учебно-производственной работе
Руководитель группы – Большакова Ольга Викторовна, председатель методической комиссии
Примерная программа учебной дисциплины по профессии «Слесарь-сборщик авиационной техники» согласована и утверждена на заседании методической комиссии.
Протокол № 9 от 23.05.2011 г.
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)
Заключение Экспертного совета №_______от «____»__________20__ г.
номер
СОДЕРЖАНИЕ
|
стр.
|
-
ПАСПОРТ примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
36
|
-
СТРУКТУРА и примерное содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
37
|
-
условия реализации учебной дисциплины
|
43
|
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
|
44
|
-
паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02. Авиационные материалы
-
-
1.1.Область применения примерной программы
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО
160108.02 Слесарь-сборщик авиационной техники сроком обучения 2,5 года на базе основного общего образования с получением среднего (полного) общего образования.
Профессия по ОК 016-94: Слесарь-сборщик летательных аппаратов
Примерная программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области авиастроения при наличии основного общего образования, а также среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
пользоваться справочником для определения свойств материалов;
расшифровывать марки материалов, определять по маркам их химический состав, определять по марке область применения материалов;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
свойства материалов и сплавов, механические и технические свойства и требования к их обработке;
основные виды неметаллических материалов, их свойств и применение в промышленности
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 80 часов, том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 61 часов:
самостоятельной работы обучающегося 19 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
|
Объем часов
|
Максимальная учебная нагрузка (всего)
|
80
|
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
|
61
|
в том числе:
|
|
практические занятия
|
16
|
контрольные работы
|
6
|
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
|
19
|
Итоговая аттестация в форме зачета, дифференцированного зачета
|
-
Тематический план и примерное содержание учебной дисциплины: «Авиационные материалы»
Наименование разделов и тем
|
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
|
Объем
часов
|
Уровень освоения
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Введение
|
Содержание учебного материала
|
1
|
2
|
1
|
Значение и содержание учебной дисциплины «Авиационные материалы» и связь ее с другими дисциплинами общепрофессионального и специального циклов дисциплин. Значение материаловедения в решении важнейших технических проблем. Новейшие достижения и перспективы развития в области материаловедения.
|
|
|
Тема 1.
Основные свойства металлов.
|
Содержание учебного материала
|
9
|
2
|
1
|
Основные сведения о свойствах, методах испытания металлов
|
|
|
2
|
Методы исследования структуры металлов. Общая характеристика свойств металлов.
|
3
|
Химические свойства металлов
|
4
|
Механические свойства: прочность, жаропрочность, жаростойкость, упругость, пластичность, вязкость
|
5
|
Общие сведения об испытаниях металлов
|
6
|
Эксплуатационные свойства.
|
7
|
Технологические свойства
|
Практические занятия
|
4
|
2
|
1
|
Определение твердости металлов
|
|
|
2
|
Составление таблицы «Свойства и применение металлов в учебных мастерских и в быту»
|
Контрольная работа по теме: Основные сведения о свойствах, методах испытания металлов.
|
1
|
2
|
Самостоятельная работа
|
4
|
|
расчетно-графическая работа: Определение свойств материалов, используя справочные таблицы.
реферат: Научные достижения отечественных учёных-металлургов в области конструкционных материалов.
домашняя работа (создание презентации выбранной темы урока).
|
|
Тема 2.
Железо-углеродистые сплавы
|
Содержание учебного материала
|
10
|
2
|
2.1
|
Чугуны
|
|
|
2.2
|
Конструкционные стали
|
2.3
|
Инструментальные стали
|
2.4
|
Стали и сплавы с особыми физическими свойствами
|
2.5
|
Стали и сплавы с особыми химическими свойствами
|
Практические занятия
|
4
|
2
|
1
|
Исследование физико-химических свойств стали
|
|
|
2
|
Составить таблицу «Сравнительная характеристика конструкционные и инструментальные стали»
|
3
|
Расшифровка марок железоуглеродистых сплавов
|
Контрольная работа по теме: Железо-углеродистые сплавы
|
1
|
|
Самостоятельная работа
|
2
|
|
Определение химического состава железо – углеродистых сплавов, применение сплавов, используя справочную литературу
|
Тема 3.
Термическая и химико-термическая обработка
|
Содержание учебного материала
|
4
|
2
|
3.1
|
Виды термической обработки
|
|
|
3.2
|
Виды химико-термической обработки
|
Контрольная работа по теме
|
1
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
3
|
Реферат: «Современные достижения, новые производственные технологии в области термо и химико-термической обработки»
домашняя работа (создание презентации выбранной темы урока).
|
|
Тема 4.
Цветные металлы и сплавы
|
Содержание учебного материала
|
6
|
2
|
4.1
|
Алюминий и сплавы
|
|
4.2
|
Медь и сплавы
|
4.3
|
Магний и сплавы
|
4.4
|
Титан и сплавы
|
4.5
|
Антифрикционные сплавы
|
Практические работы
|
4
|
2
|
1
|
Исследование свойств алюминия
|
|
|
2
|
Исследование свойств меди
|
3
|
Исследование свойств титана
|
4
|
Расшифровка марок цветных сплавов
|
Контрольная работа по теме
|
1
|
Самостоятельная работа
|
5
|
Реферат: «Применение цветных металлов в самолетостроении».
Определение химического состава цветных материалов по справочной литературе
домашняя работа (создание презентации выбранной темы урока).
|
|
Тема 5. Металлокерамические твердые сплавы и минералокерамические
сплавы
|
Содержание учебного материала
|
3
|
2
|
5.1
|
Порошковая металлургия
|
|
|
5.2
|
Металлокерамические твердые сплавы
|
5.3
|
Минералокерамические сплавы
|
Практическая работа
|
1
|
2
|
1
|
Заполнение таблицы «Применение металлокерамических и минералокерамических сплавов»
|
|
|
Контрольная работа по теме
|
1
|
Самостоятельная работа
|
2
|
Реферат: «Применение твердых сплавов в машиностроении»
Новые минералокерамические сплавы в машиностроении
Определение химического состава твердых сплавов по справочной литературе
|
|
Тема 6. Композиционные материалы
|
Содержание учебного материала
|
2
|
2
|
6.1
|
На металлической матрице
|
|
6.2
|
На неметаллической матрице
|
Контрольная работа по теме
|
1
|
Самостоятельная работа
|
2
|
Реферат: «Новые композиционные материалы применяемые в самолетостроении»
Обозначение марок композиционных материалов
Определение по справочной литературе химический состав композиционного материала.
|
|
Тема 7.
Неметаллы
|
Содержание учебного материала
|
4
|
2
|
7.1
|
Пластмассы
|
|
|
7.2
|
Абразивные материалы
|
7.3
|
СОТС
|
7.4
|
Прокладочные, уплотнительные материалы
|
Практические занятия
|
3
|
2
|
1
|
Исследование свойств пластмассы
|
|
|
2
|
Составить классификацию неметаллов
|
Самостоятельная работа
|
1
|
Преимущества и недостатки пластических масс по сравнению с металлическими материалами в современной технике
Применение абразивного материала в самолетостроении
Виды СОТС применяемые на базовом предприятии
|
|
Итоговая аттестация в форме зачета, дифференцированного зачета
|
|
|
Всего
|
80
|
|
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины предусматривает наличия учебного кабинета «Авиационные материалы»(кабинет «Авиационные материалы» совмещен с кабинетом профессиональной подготовки).
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;
- объемные модели металлической кристаллической решетки;
- образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);
- образцы неметаллических материалов.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение (металлообработка): Учеб.пособие. – М: ОИЦ «Академия», 2009
-
Акулич Н.В Материаловедение и технология конструкционных материалов: Учеб. Пособие. – Минск «Новое знание», 2008. – 269
-
Вишневецкий Ю.Т. Материаловедение для технических колледжей: Учебник. – М.: «Дашков и Ко», 2008
-
Заплаткин В.Н., Сапожников Ю.И., Дубов А.В. Справочное пособие по материаловедению (металлообработка): Учеб.пособие. – М: ОИЦ «Академия», 2008
-
Рогов В.А., Позняк Г.Г. Современные машиностроительные материалы и заготовки: Учеб.пособие. – ОИЦ «Академия», 2008
-
Соколова Е.Н. Материаловедение (металлообработка): слесарного дела. Рабочая тетрадь. – М.: ОИЦ «Академия», 2008
Дополнительные источники:
-
Электронные ресурсы «Материаловедение». Форма доступа: http://materiology.info/map/mapsite.html
-
Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
|
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
|
1
|
2
|
Умения:
|
|
выполнять механические испытания образцов материалов
|
экспертная оценка выполнения практической работы, контрольная работа
|
использовать физико-химические методы исследования металлов
|
экспертная оценка выполнения практической работы, внеаудиторная самостоятельная работа
|
пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов;
|
экспертная оценка выполнения практического задания работы, самостоятельная работа
|
выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности.
|
практические работы, самостоятельная работа
|
Знания:
|
|
основные свойства и классификация материалов, использующихся в профессиональной деятельности
|
контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа
|
наименование, маркировка, свойства обрабатываемого материала
|
контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа
|
правила применения охлаждающих и смазывающих материалов
|
практические занятия
|
основные сведения о металлах и сплавах
|
практические занятия, контрольная работа
|
основные сведения о неметаллических, прокладочных, уплотнительных и электротехнических материалах, сталях, их классификация
|
самостоятельная работа, контрольная работа
|