Главная
страница 1страница 2 ... страница 30страница 31

PRACTICAL INTELLIGENCE IN EVERYDAY LIFE

R. Sternberg

G. Forsythe

J. Hedlund

J. Horvath

R. Wagner

W. Williams

S.Snook


E. Grigorenko

cambridge

UNIVERSITY PRESS


ПРАКТИЧЕСКИЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Роберт Дж. Стернберг

Джордж Б. Форсайт

Дженнифер Хедланд

Джозеф А. Хорвард

Ричард К. Вагнер

Венди М. Вильяме

Скотт А. Снук

Елена Григоренко

Санкт-Петербург Москва - Харьков - Минск 2002


Р. Дж. Стернберг, Дж. Б. Форсайт, Дж. Хедланд, Дж. А. Хорвард, Р. К. Вагнер, В. М. Вильяме, С. А. Снук, Е. Л. Григоренко

Практический интеллект

Серия «Мастера психологии» Перевели с английского К. Щукина, Ю. Буткевич

Главный редактор Е. Строганова

Заведующий редакцией Л. Винокуров

Руководитель проекта Е. Цветкова

Выпускающий редактор А. Борин

Научный редактор И. Винокурова

Литературный редактор И. Трофимова

Художник обложки Р. Яцко

Верстка Е. Кузьменок

ББК 88.2 УДК 159.92

П69 Практический интеллект / Р. Дж. Стернберг, Дж. Б. Форсайт, Дж. Хедланд и др. — СПб.: Питер, 2002. — 272 с. — (Серия «Мастера психологии»).

ISBN 5-318-00013-4

В этой новаторской книге рассматриваются психологические исследования практического интеллекта и описывается его роль в повседневной жизни. Авторы акцентируют важность невербализованных знаний — того, что мы узнаем из собственного опыта в процессе деятельности. Основываясь на многолетнем исследовании, доктор Стернберг и его коллеги обнаружили также, что неявные знания могут быть оценены количественно. Кроме того, данные различных исследований показывают, что практический интеллект не только психологически, но и статистически отличается от научного интеллекта, а также от склада личности и мыслительных навыков. Показано, что практический интеллект так же, а иногда и более тесно, чем научный, детерминирует успешность школьного обучения и эффективность производственной деятельности. В книге дается подробный обзор изучения практического интеллекта в США и других странах в таких сферах деятельности, как менеджмент, военное командование, преподавание и научно-исследовательская работа, торговля.

© Cambridge University Press, 2000

© Перевод на русский язык, К. А. Щукина, Ю. А. Буткевич, 2002

© Издательский дом «Питер», 2002

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ISBN 5-318-00013-4

ООО «Питер Принт». 196105, Санкт-Петербург, ул. Благодатная, д. 67.

Лицензия ИД № 05784 от 07.09.01.

Налоговая льгота - общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, том 2; 953000 - книги и брошюры. Подписано в печать 19.03.02. Формат 70х100'/|6. Усл. п. л. 21,93. Тираж 5000 экз. Заказ № 187.

Отпечатано с диапозитивов в ФГУП «Печатный двор» им. A.M. Горького

Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15.



Оглавление

Предисловие

9

Глава 1. Что такое практический интеллект?

12

Концепции интеллекта

12

Концепции компетентности

13

Теории компетентности

14

Приобретение компетентности

16

Практический интеллект как форма приобретаемого опыта

18

Глава 2. Природа интеллекта

20

Тесты интеллекта: история развития

20

Теории интеллекта

23

Имплицитные теории

23

Эксплицитные теории

26

Глава 3. Особенность практического интеллекта: его природа и развитие

38

Академический и практический интеллект: сравнительный аспект

38

Исследование способности решать практические проблемы

40

Прелесть старения: возрастные паттерны практического интеллекта те же, что и обычного?

44

Что изменяется в практическом интеллекте?

51

Роль контекста в решении практических проблем

52

Содержание решения практических проблем

55

Цели решения практических проблем

56

Стратегии решения практических проблем

57

Интерпретация (определение) проблем

59

Прототипические формы развивающегося практического интеллекта

61

Интуиция

61

Глава 4. Практический интеллект в служебной деятельности

68

Рациональные подходы к менеджменту

68

Рациональный менеджер

68

Активный менеджер

71

Применение практического интеллекта в служебной деятельности

73

Решение нелинейных задач

74

Рефлексия во время действий

76

Глава 5. Подходы к изучению практического интеллекта

78

Социальный интеллект

78

Когнитивно-вербальные способы оценки социального интеллекта

79

Поведенческие подходы при измерении социального интеллекта

81

Невербальные подходы при измерении социального интеллекта

83

=5=

Эмоциональный интеллект

87

Всесторонняя структура способностей

91

Модель персональной компетентности Гринспена и Дрискола

91

Структура жизненных систем

92

Теория Стернберга: интеллект, ведущий к успеху

92

Субтеории

93

Трехкомпонентный тест способностей Стернберга

97

Измерение практического интеллекта

102

Глава 6. Понимание практического интеллекта

103

Роль неявных знаний

103

Неявные знания как теоретический концепт

104

Характерологические особенности неявных знаний

105

Типичное получение неявных знаний при незначительной подкрепленности внешними обстоятельствами или без таковой

106

Неявные знания являются процедурными

106

Практическая польза неявных знаний

107

Неявные знания предполагают последовательные связи их характерных признаков

107

Чем не являются неявные знания

108

Неявные знания не являются синонимом знаний, полученных на работе

108

Неявные знания не заменяют генеральный интеллект

109

Неявные знания не являются достаточными для эффективной деятельности

109

Описание неявных знаний как различных уровней абстракции

110

Когнитивное представление неявных знаний

110

Идентификация и измерение неявных знаний

114

Глава 7. Измерение неявных знаний

116

Методы измерения реальных способностей

116

Метод критической ситуации

116

Имитационные тесты

117

Метод оценки неявных знаний

118

Неявные знания как оцениваемый конструкт

120

Разработка опросника, используемого для оценки неявных знаний

121

Идентификация знаний

123

Отбор примера

128

Создание инструментария.

131

Создание опросника неявных знаний: выводы

132

Определение валидности опросника

132

Содержательный аспект

133

Субстантивный аспект

134

Структурный аспект

135

=6=

Обобщающий аспект

135

Внешний аспект

135

Результирующий аспект

136

Резюме

137

Глава 8. Роль практического интеллекта в гражданской жизни

138

Университетские психологи

139

Бизнес-менеджеры

141

Центр исследования креативного лидерства

142

Продавцы

143

Новобранцы военно-воздушных сил

145

Менеджеры различного уровня

146

Студенты университета

147

Выводы, полученные в границах программы исследования неявных знаний

148

Неявные знания и опыт

149

Неявные знания и генеральный интеллект

149

Неявные знания как общий конструкт

151

Неявные знания и успешная деятельность

151

Глава 9. Практический интеллект: примеры из военной сферы

153

Подходы к пониманию руководства

154

Подход, основанный на особенностях личности

154

Поведенческие подходы

154

Ситуативные подходы

155

Трансформационные подходы

155

Узость существующих подходов

156

Руководство по сравнению с управлением

156

Неявные знания в области военного руководства

158

Определение неявных знаний у военных руководителей

159

Разработка опросника для определения неявных знаний военных руководителей

172

Валидизация опросника неявных знаний для военных руководителей

177

Роль неявных знаний в военном руководстве

186

Глава 10. Практическая значимость

192

Идентификация

192

Тесты на неявные знания

193

Навыки приобретения неявных знаний

193

Разработка

196

Увеличение полученных неявных знаний

196

Развитие практических способностей к получению неявных знаний

200

Оценка

201

Резюме

203

Глава 11. Заключение

204

=7=

Литература 208

Приложение A. TRIM™. Опросник неявных знаний для менеджеров 240

Тесты 240

Приложение Б. Опросник неявных знаний в сфере продаж (письменный) 250

Приложение В. Неявные знания военных руководителей. Пример вопросов из опросников командира взвода, роты, батальона 259

Обзор и инструкции 259

Пример вопроса из опросника командира взвода 260

Пример вопроса из опросника командира роты 261

Пример вопроса из опросника командира батальона 262

Алфавитный указатель 263

=8=
Предисловие

Практический интеллект, который большинство людей называют здравым смыслом,— это способность формировать субъективное психологическое пространство в окружающем нас мире. В повседневной жизни практический интеллект значительно больше востребован, чем собственно интеллект. Не обладая хотя бы малой его долей, нельзя выжить в культурной и тем более в природной среде. В нашей работе мы исследовали многие аспекты практического интеллекта, но особое внимание сосредоточили на одной из его важнейших сторон — неявном (имплицитном) знании, получаемом в процессе повседневной жизни, чему обычно не учат и что часто даже не получает словесного выражения. Неявное знание подсказывает оптимальное решение, позволяющее достичь максимального эффекта. В нашей работе мы исследовали этот род знания у представителей самых разнообразных групп: менеджеров, военных руководителей, университетских профессоров, учителей школ, дворников, секретарей, коммивояжеров, американских детей и детей из сельской местности Кении. Но для большинства из них интеллект не ассоциируется ни с имплицитным знанием, ни с практическим интеллектом.

В области исследования интеллекта появилась обширная литература, в которой проводится мысль, что он представляет собой единую сущность, какая иногда называется g, или генеральный фактор. Недавно были написаны две книги с одним и тем же названием — «Генеральный фактор» (The General Factor, Brand, 1996; Jensen, 1998). Их авторы дают критический обзор множества исследований, стремясь продемонстрировать единую сущность интеллекта. В более ранней работе Кэрролла (Carroll, 1993) сделано то же самое.

В настоящей книге мы оспариваем эту точку зрения. В частности, мы доказываем, что практический интеллект — конструкт, отличный от генерального интеллекта, и что последний даже не столько генеральный, сколько просто касающийся (хотя и не исключительно) задач чисто теоретического свойства. Кроме того, практический интеллект так же хорошо определяет будущий успех, как и академический, обычно оцениваемый благодаря тестам так называемого генерального интеллекта. По-видимому, практическая форма интеллекта позволяет делать более точные прогнозы, чем академическая. Мы убеждены, что предыдущие исследователи упустили из виду важность практического интеллекта потому, что они никогда не оценивали его адекватно или, чаще всего, вообще не делали попыток его измерить. Ограничив усилия узкими рамками тестов, они упустили из виду тот их класс, который способен усовершенствовать не только их предположения, но и сами теоретические модели.

Разумеется, существуют ученые, выдвигавшие утверждения, близкие нашим. Тем не менее мы убеждены, что в некоторых отношениях наша программа исследований уникальна.

Во-первых, мы на самом деле вышли за рамки кабинетного теоретизирования, чтобы собрать данные, помогающие проверить гипотезы. Некоторые ученые, выступая против генеральной способности, пошли дальше «простых изложений»:

Предисловие

они не собирали собственные эмпирические данные, но пересматривали доступные им материалы, содержащиеся в научных журналах за предыдущие годы, чтобы предложить свою интерпретацию. Проблема заключается в том, что их интеллектуальные противники, принимающие g, могут рассказать не меньше точно таких же историй, присовокупив эмпирические научные данные, специально собранные для проверки их утверждений. Опираясь на многочисленные исследования, проведенные в разных частях мира с различными группами людей, мы собрали данные в поддержку нашей теории и опубликовали большинство из них в научных журналах.

Во-вторых, мы пошли дальше обыкновенных исследований, демонстрирующих «контекстуальные связи», но не дающих существенной основы для развития строгой программы оценки и изучения практического интеллекта. Мы привлекли такие показатели, которыми оценивали обычные психометрические критерии — достоверность, конвергентная и дискриминантная обоснованность, и показали, что привлеченные единицы измерения соответствуют этим обычным критериям.

В-третьих, мы пытаемся избежать голословных аргументов, вытекающих скорее из идеологической позиции, чем из научных данных. Противники g-теории не учитывают множество материалов, говорящих о факторе g, точно так же, как сторонники этой теории опускают данные, заставляющие в нем сомневаться. Мы уверены в многочисленности научных свидетельств в защиту так называемого g-фактора, но, по нашему мнению, он не является по своей сути генеральным. Более того, его появление обусловлено ограниченным диапазоном участников, задач и ситуаций, в которых проводилось тестирование.



«Практический интеллект» представляет материалы, собранные в течение более чем 15 лет исследовательской группой Стернберга (Steinberg Research Group) и объединенным международным коллективом ученых, а также другими исследователями, с которыми группа Стернберга не взаимодействовала. Приведенные здесь данные специально предназначены для того, чтобы ответить на вопрос, отличается ли в психологическом плане практический интеллект от академического. Мы пришли к выводу, что он действительно представляет собой самостоятельный конструкт. Мы предлагаем определенное число исследований, показывающих разницу между академическим и практическим интеллектом, и даже описываем проведенное нами исследование (Steinberg et al., 1999), в котором корреляции между тестированиями практического и академического интеллекта имели отрицательные значения.

Мы не ставим себе целью преуменьшить важность академического интеллекта. Он предопределяет различные параметры, относящиеся и к обучению, и вне его, чему существует бесчисленный ряд различных доказательств. Но наш довод заключается в том, что одного лишь академического интеллекта недостаточно: в повседневности прогнозирование успеха и, что более важно, осознание его совершенности требует оценки не только академического, но и практического интеллекта.


следующая страница >>
Смотрите также:
Е. Цветкова Выпускающий редактор А. Борин Научный редактор И. Винокурова Литературный редактор И. Трофимова Художник обложки Р. Яцко Верстка Е. Кузьменок ббк 88. 2
4377.85kb.
31 стр.
В попов Ведущий редактор а борин Научный редактор э эидеиилпер Редамор в попов Художник обложки в шимкевич Корректор 1 Бршева Верстка н марчеикова ббк53 57
7714.05kb.
38 стр.
Серия Спортивная психология в трудах отечественных специалистов
9431.47kb.
19 стр.
Серия Спортивная психология в трудах отечественных специалистов
5134.48kb.
19 стр.
Научный редактор Редактор Художественный редактор Корректоры Верстка С. Жильцов Т. Середова С. Божук Т. Середова С. Будилов В. Макосий, И. Першакова Е. Егерева ббк 65. 8-59
8901.83kb.
31 стр.
Серия «Мастера психологии» Главный редактор Заведующий редакцией Ведущий редактор Литературный редактор Художественный редактор Обложка Корректоры Оригинал-макет
6456.54kb.
29 стр.
В. Земских I Редактор Н. Дмитревская Художественный редактор в земских Верстка В. Зассеева Корректоры М. Одинакова Я. Тюрина ббк 65. 290-21
3121.72kb.
16 стр.
Рассказы Художник Наталья Дорофеева Литературный редактор Янина Кузина Технический редактор Раиса Грайфер
1458.48kb.
9 стр.
А. Зайцев Научный редактор А. Реан Редакторы М. Шахтарина, И. Лунина, В. Попов Художник обложки В. Шимкевич Корректоры Л. Комарова, Г. Якушева Оригинал-макет
5587.18kb.
29 стр.
Монография навучный редактор кононов и. Ф. Луганск 2004 ббк удк с
3456.42kb.
13 стр.
Сыркин А. Я. – Древнеиндийские афоризмы
651.61kb.
3 стр.
Текстовый редактор. Работа с текстом Текстовый редактор (ТР)
61.28kb.
1 стр.