Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 В 1984 году КБ Сухого приступило к работам над новым штурмовиком. В министерстве авиационной промышленности тема получила название «Штурмовик – 90» и была задана еще в 1981 году вместе с перспективными программами «Истребитель - 90» и «Бомбардировщик - 90». Следует отметить что в отличии от этих тем «Ш-90» казалось не имел западного аналога коими для «И-90» стал ATF, а «Б-90», хотя и не напрямую , можно соотнести с работами над ATB - будущим B-2. Это только в конце восьмидесятых годов выяснилось, что АТВ дозвуковой и соответствует не Б-90, а его туполевскому собрату «202» - стратегической многоцелевой платформе, которая изначально задумывалась только как замена противолодочному Ту-142. В данной связи интересно рассмотреть предпосылки подвигнувшие военных на заказ нового штурмовика в далеком 1981 году.
Эксплуатация «Грача» «по боевому» обнажила и слабые стороны машины – отсутствие «всепогодности» и невозможность применять высокоточное оружие. КБ не стояло на месте, идеи по расширению функциональности Су-25 вскоре были реализованы в его модификации Су-25Т, которая совершила первый полет в 1984 году. Штурмовик оснастили новым прицельным комплексом и подвесным контейнером «Меркурий» для действий в тёмное время суток. Обыгрывалось и оснащение самолета бортовой радиолокационной станцией «Копьё», сначала в контейнерном исполнении, а потом и в размещении непосредственно на самолёте (такая модель была показана в одном из телевизионных интервью В.Бабака – главного конструктора машины). ИК-сигнатуру двигателей удалось радикально снизить, сопло оборудовали специально профилированным затурбинным стекателем, охлаждаемым набегающим потоком воздуха Благодаря этому ИК-излучение двигателя в заднюю полусферу снижено до 360 Вт/стерад (у исходного двигателя - 1200 Вт/стерад). В В 1982 году совершил свой первый полёт Ил-102. Этот самолет по своим лётным данным ближе других оказался к тактико-техническому заданию на штурмовик девяностых. Двухместный, два двигателя РД-33И с тягой 5200 кгс каждый, в перспективе предполагалось применение УВТ и реверса тяги, что позволяло сократить пробег до 300 – 350 метров, внутренняя подвеска вооружения – до шести бомб калибром не более 250 кг и диаметром не более 325 мм. При всём при этом по сути Ил-102 остался на уровне своего далёкого предка Ил-40 созданного еще в 1952 году. Шансов на победу в конкурсе с Су-25, а уж тем паче с Су-25Т у него практически не было. ![]() В направлении расширения функциональности двигалась программа перехватчика Су-27, в результате чего появились два независимых многоцелевых ударных самолёта Су-30М и Су-34. Обе эти машины можно без преувеличения назвать отечественными аналогами американского истребителя-бомбардировщика F-15E «Страйк Игл», с той лишь разницей, что в виду особых требований Су-34 еще получил возможность совершать продолжительные перелёты ограниченные только своевременной дозаправкой и техническим состоянием, раньше такая способность являлась прерогативой дальних бомбардировщиков. А также благодаря бронированию кабины может ограниченно применять неуправляемое оружие в зоне действия зенитной артиллерии, что роднит его с классическим штурмовиком. В На данном этапе разговора будет полезно обратить внимание «за океан». Чем в это время занимались американцы? В начале 1982 года, после прихода к власти администрации Рональда Рейгана, резко увеличившей военные расходы, ВВС США решили возобновить программу создания самолета для замены F-111. С ноября 1982 года по апрель 1983 года ВВС провели сравнительные летные испытания четырех F-15 (включая F-15 AFCD). а также двух опытных самолетов «Дженерал Дайнэмикс» F-16XL. Тогда F-15 выполнили 216 полетов, a F-16XL — 387 полетов. О В проекте Су-37 кроме всеракусного сопла с поворотом +15/-15 градусов в вертикальной и +8/-8 градусов в горизонтальной плоскости, предусматривалось наличие переднего горизонтального оперения и так называемых корневых закрылков в районе сопла, что приближало маневренность машины к характеристикам другой модификации F-16 – F-16AFTI и перспективных отечественных истребителей. Высокий уровень живучести также обеспечивала и «броня» общим весом 1300 кг., относительный вес которой превышал оный даже у Су-25, не говоря уж о других штурмовиках. Предположительно работы над Су-37 велись в полуофициальном порядке впрочем, как и над С-32, будущим Су-47. Скорее всего, машина шла как конкурент микояновскому ЛФИ – лёгкому фронтовому истребителю 4.12. Хотя последний был скорее ориентирован на воздушный бой, а работа по земле оставалась «на сладкое», вряд ли возможности ЛФИ в этом плане были существенно шире, чем у МиГ-29М. Кроме того установка на Су-37 двигателя Р179В-300 имеющего военно-морские корни, его старший брат работал на Як-141, позволяла без дополнительных усилий посадить этот сверхзвуковой штурмовик на палубу строящегося авианосца. Таким образом «описав дугу» мы с вами вернулись к герою нашего повествования и его зарубежному аналогу, но не прототипу, так как внешний вид и тактико-техничекое задание на перспективный американский палубный штурмовик АТА стали достоянием общественности лишь в конце восьмидесятых годов, когда над ним, что называется «сгустились тучи». Несмотря на секретность, в общих чертах идеология будущего А-12 была известна. В отечественной специальной литературе было достаточно переводных статей на эту тему. Появлялись и рисунки, отдаленно напоминающие пластиковую модель MiG-37 от фирмы «Итальери». Полноценным штурмовиком «Авенджер» назвать довольно сложно, полное отсутствие какой-либо брони, широкое применение углепластиков которые, как известно не подаются ремонту, ставит его в разряд малозаметных ударных самолётов, ближайшим из которых был, безусловно, F-117. В обеих машинах малозаметность ставилась во главу угла. Оправданно ли это? Пожалуй, да. Но не следует называть такой самолёт штурмовиком, скорее уж легкий бомбардировщик.
Большую роль в формировании облика А-12 конечно сыграла «наследственность», ведь он шел на замену небронированных палубных штурмовиков А-6 «Интрудер». Подобным образом компилировался и отечественный Су-34, «получивший» броню от своего предшественника МиГ-27. Изменчивая морская стихия, однозначно диктовала и наличие бортовой РЛС на А-12, для сухопутного штурмовика это не является критичным. Т К Широкая хорда центроплана Т-12, около 10 метров, позволяет полноценно использовать экранный эффект на высоте полёта равной одному метру, выше он снижается. То есть теоретически низковысотный полет на 10 - 15 метрах может повысить дальность машины с такой компоновкой в 1.5 – 2 раза, а на высоте одного метра в 4 раза. О составе оборудования нового штурмовика доподлинно ничего не известно. Фактом является наличие локатора в левой кабине и оптической станции в правой. На роль БРЛС могут претендовать два образца: «Оса» и «Копьё». Радиолокационный прицельный комплекс «Оса», Разработчик: НИИ Приборостоения им. В.В. Тихомирова.
Одной из последних инициативных работ института является разработка семейства радиолокационных прицельных комплексов "Оса" для легких истребителей. Главным конструктором РЛПК "Оса" назначен Г.В.Петряев, позже - В.Г.Загородний. РЛПК "Оса" с помощью ФАР обеспечивает, при сохранении обзора, одновременное сопровождение до 8-ми и обстрел до 4-х целей в конической зоне с телесным углом 120° при дальности действия 45-80 км.
Основные характеристики диаметр апертуры - 460 мм коэффициент усиления - >27.5дБ у средний уровень дальних БЛ - <37дБ время установки луча: – ферритовые ф/в - 150 – 300мкс – pin-диодные ф/в - 50мкс потребляемая мощность - 100 Вт вес антенны - 22 кг вес станции – 120 кг (ЭПР цели - 6 м^2) дальность обнаружения цели - 85 км дальность захвата цели - 65 км одновременное сопровождение - до 10 целей, одновременная атака до 4 целей В девяностых годах этой станцией была оснащена ударная модификация истребителя-бомбардировщика МиГ-29 - МиГ-29УБТ. Применение пассивной антенной фазированной решётки и высокие характеристики делают «Осу» предпочтительным выбором для перспективного штурмовика девяностых годов. В отличии от БРЛС «Оса», «Копьё» не только существует в опытных экземплярах, но и серийно устанавливалась на индийские МиГ-21 в период модернизации. ![]() «…в соответствии с контрактом 1996 года, Россия модернизировала 125 истребителей МиГ-21бис индийских ВВС (123 - серийных и два опытных) с установкой на них БРЛС "Копье-21И" вместо БРЛС "Алмаз". Контрактом был предусмотрен опцион на дополнительную модернизацию еще 50 истребителей типа МиГ-21. По словам источника, установленные на уже модернизированных истребителях МиГ-21бис Индии БРЛС "Копье-21И" показали прекрасные результаты, поэтому российская сторона предлагает Индии на дополнительно модернизируемых истребителях устанавливать модернизированную, то есть более совершенную БРЛС.» Основные функции
1. Обнаружение целей с измерением дальности в свободном пространстве и на фоне земли (моря) 2. Сопровождение одиночной цели 3. Сопровождение целей с сохранением обзора: в атака одновременно двух целей 4. Ближний маневренный бой: вертикальное сканирование, сканирование в зоне индикатора на лобовом стекле, визирование цели, поворачиваемое сканирование с помощью кнюппеля
1. Картографирование: реальный луч, допплеровское обужение луча, синтезирование апертуры антенны 2. Укрупнение масштаба, «замораживание» карты. 3. Измерение дальности до земли и до радиоконтрастных целей. 4. Обзор морской поверхности. 5. Обнаружение и сопровождение движущихся наземных целей. 6. Атака наскольких целей одновременно (до 4). 7. Возможен при информационном обеспечении МВП облет и обход наземных препятствий. 8. Обнаружение и сопровождение постановщика активных помех.
тип - ЩАР диаметр антенны - 500 мм встроенный компенсационный канал. азимут - ± 40 град. наклон - ± 40 град. зоны обзора - +- 10/ +- 20/ +- 40 град Кол-во приемников - 2 Коэффициент усиления - 29 дБ Коэффициент шума - 4 дБ Диапазон частот - X Кол-во литерных частот - 16 Мощность передатчика: импульсная - 5 кВт средняя - 1 кВт Режимы «воздух-воздух»1. Дальность обнаружения целей с Sэпр = 5 кв.м: в свободном пространстве навстречу - 57 км в свободном пространстве в догон - 30 км на фоне земли навстречу - 57 км на фоне земли в догон - 20 км 2. Дальность обнаружения по скорости целей с Sэпр = 5 кв.м. - 68 км 3. Целеуказание управляемым ракетам Р-27Р, Р-27Э, Р-27Т, Р-27АЕ, Р-73 и СПВ. Режимы «воздух-поверхность» 1. Дальность обнаружения морских целей с Sэпр = 100 кв.м: волнение моря 0 баллов - 80 км волнение моря 4 балла - 50 км 2. Целеуказание активным ракетам Х-31А, УРСам и АБ. 3. Обужение луча при картографировании: 20:1, 45:1, 90:1 4. Разрешение при картографировании: низкое (80 км) - 300х300 м среднее (60 км) - 30х30 м высокое (20 км) - 10х5 м Масса - 115 кг Потребляемая мощность: по переменному току - 8.5 кВт по постоянному току - 1 кВт Hапряжение питания: переменное - трехфазное 200 В, 400 ± 8 Гц. постоянное - 27 В. Цена - 600.000 - 700.000$ О другом оборудовании перспективного штурмовика можно судить по «борту» Су-25Т, у Т-12 оно как минимум не хуже: С ![]() Для действий в ночное время комплекс И-251 дополняется низкоуровневой системой "Меркурий", подвешиваемой в контейнере на подфюзеляжном узле и также имеющей широкое и узкое (5,5' Х 7,3') поля зрения. Оптическая система ночного канала не стабилизирована. Дальность обнаружения и захвата цели около 10 км. Видеоинформация ночного канала с узким полем зрения отображается на монохромной ЭЛТ, связанной и с дневным телевизионным каналом, изображение от ночного канала с широким полем зрения выводится на ИЛС. Применена автоматизированная система управления самолетом САУ-8, которая, работая вместе с прицельно-навигационным комплексом "Восход", обеспечивает автоматический полет и выход на цель с высокой точностью. Самолет может в автоматическом режиме осуществить повторный заход на цель и возвращение на свой аэродром. "Восход" включает две цифровые ЭВМ и ИНС. А Впервые в отечественном самолетостроении в конструкции нового штурмовика широко применялись элементы малой заметности. Два больших отсека нагрузки длиной 4.2 метра, шириной 0.9 м и глубиной 0.45 метра, а также один длиной 5 метров, шириной и глубиной 0.9 метра позволяли нести не только «нормальную» боевую нагрузку весом 1000 кг, но и «основную» - более четырёх тонн (17 АБ-250) внутри фюзеляжа. Эффективная площадь рассеивания при этом не изменялась, предполагаемое значение которой составляет 0.8 кв.м. ЭПР Су-25 и Су-25Т без подвесок достигает 3 – 4 кв.м, а с нагрузкой до 14 кв.м, что повышает дальность обнаружения этих машин бортовыми и наземными РЛС, в сравнении с Т-12, более чем в два раза. Не исключено применение общего плоского сопла а-ля F-117 для радикального снижения инфракрасной сигнатуры двигателей. Вопрос остро стоит до сегодняшнего дня, поскольку поражение Су-25 переносными зенитно-ракетными комплексами, как правило, приходится на сопла двигателей. ![]() Размещение общего плоского сопла в случае с подобной компоновкой не должно представлять серьезных сложностей. Поскольку применение управляемого вектора тяги на двигателях без форсажной камеры малоэффективно, то механизмом поворота сопла можно пренебречь. Единственным необходимым условием снижения ИК-сигнатуры такого сопла будет соотношение между шириной и высотой стремящееся к восьми, иначе пятнадцати процентная потеря тяги, возникающая из-за деформации струи не окупится. Параллельно такое сопло должно иметь функцию реверса тяги (что предполагалось еще для Ил-102 а такими же как у Т-12 двигателями), эффект от которого сложно переоценить при базировании на грунтовых аэродромах прифронтовой полосы. М ![]() Вход воздухозаборников общий для обоих моторов, причина здесь исключительно компоновочная. В результате возможно взаимное влияние двигателей друг на друга, к примеру, в результате помпажа одно из них. Положительным фактором здесь выступает достаточно большая длина канала, около 4.5 метров (у Су-25 менее 3 метров), что в купе с верхним расположением заборника позволяет прикрыть компрессор двигателя от облучения РЛС. Заодно обеспечена бесперебойная работа в режиме реверса тяги, когда тучи пыли готовы радикально понизить ресурс силовой установки, а то и вывести её из строя. В Два боковых отсека поменьше – 4.2 метра длиной, где без труда убираются ракеты класса «воздух-воздух» Р-73 и Р-77 или до четырёх бомб калибра 250 кг в каждый отсек. Внутренняя подвеска пятисоткилограммовых бомб не превышает более двух штук, поэтому внешние узлы также необходимы, пушечный контейнер, блок НУРС или пакет противотанковых УР тоже внутри не повесишь. КАБ-1500 под Су-24 Общий объём отсеков нагрузки штурмовика Т-12 - 6.7 куб.метра, что составляет около 25 – 30 % объёма планера. Для сравнения у F-117 – 24%, а у палубного А-12 этот параметр достигает 38%. Казалось бы, сравнение с «Авенджером» не в пользу Т-12, но не стоит забывать, что схема «летающее крыло» обладающая большими внутренними объёмами не отличается высокой маневренностью так необходимой штурмовику в зоне действия зенитного огня, потому нашла применение только в стане бомбардировщиков. Большой объём планера позволяет выделить достаточные объёмы для топливной системы. «Боевые» баки расположены в центральной части фюзеляжа и в консолях крыла, их ёмкость позволяет разместить 6400 кг топлива. К «перегоночному» объёму добавляется бак в «предзаборнике» ёмкостью 1100 кг, в боевой обстановке этот бак не заполнен, поскольку находится в зоне возможного поражения стрелковым оружием. Размещение дополнительного бака в центральном отсеке нагрузки увеличивает вес топлива до 10500 кг. В последнем случае отрадно, что вкладной бак не влияет на ЭПР и аэродинамическое качество самолёта. Объём топливной системы: Крыло 0.26 кв.м х 6.0 м = 1.56 куб.м х 2 = 3 куб.м Фюзеляж 1.43 кв.м х 7.41 кв.м х 12.7 кв.м = 5.1 куб.м предзаборник 0.838 кв.м х 0.929 кв.м х 3.52 кв.м = 1.4 куб.м вкладной бак 0.767 кв.м х 5 м = 3.83 куб.м
Нормальный 8.1245 куб.м х 0.785 кг/куб.м = 6400 кг Полный (8.1245 + 1.4) х 0.785 = 7500 кг с вкладным ПТБ (8.1245 + 1.4 + 3.83) х 0.785 = 10500 кг Дальность полёта / радиус действия: Нормальная 3200 км / 1100 км Перегоночная 3750 кг / 1300 км с вкладным ПТБ 5000 км ![]() Топливная система штурмовика Т-12 К Тем не менее, такая возможность есть и для других отечественных машин тех лет даже декларировалась. Та самая РЛС «Оса» используемая на Т-12 как основная могла быть применена на истребителях С-37, МиГ 1.42 и ударном Су-34, что позволяет выдать целеуказание на УР обратного старта и обеспечить поражение подлетающей ракеты на дальности 1 – 5 км. Такое решение выглядит куда более эффективным чем кормовая арт.установка на Ил-102. Кстати говоря, по опыту войны в Афганистане, кормовые пушки Ил-28 малоэффективные по воздушным целям, оказались весьма полезны на выходе из пикирования, когда противник готовый было «отработать» из переносного зенитно-ракетного комплекса или ЗАК по улетающему самолету вынужден спасаться бегством под шквальным огнём двух НР-23. По состоянию на середину девяностых годов, когда Т-12 должен был пойти в серию, самооборона штурмовика, скорее всего, была ограничена средствами, разработанными для Су-25 и Су-25Т. Комплекс боевого противодействия «Иртыш» включает: станцию обнаружения, пеленгации и идентификации, облучающих самолет РЛС, станцию активных радиотехнических помех «Гардения», генератор активных ИК-помех «Сухогруз», систему отстрела трассеров и дипольных отражателей. ИК-генератор и пусковая установка УВ-26, вмещающая не менее 192 ложных цели ППИ-26 (тепловая) либо ППР-26 (радиолокационная). В состав оборонительных средств, входит комплекс радиоэлектронной разведки, опознавания, подавления и поражения РЛС, постановки помех ракетам с ИК и радиолокационным наведением. Для защиты самолета от наземных средств ПВО используется в первую очередь бортовая станция радиотехнической разведки, которая обеспечивает обнаружение и пеленгацию наземных РЛС противника и позволяет определить, в какой зоне находится самолет - обнаружения, целеуказания или наведения зенитных ракет. Это позволяет вовремя выйти из опасной зоны. Приемы уклонения могут сочетаться с приемами нейтрализации РЛС противника с помощью контейнерной станции активных помех. После включения в работу станция генерирует уводящую, шумовую или мерцающую помеху, на экранах РЛС противника появляются ложные метки целей, забиваются "снегом" целые полосы, принудительно "раскачиваются" радиолокационные головки самонаведения ![]() ракет. Для защиты от ракет с тепловым наведением используются контейнеры с инфракрасными ловушками. А также контейнеры радиоэлектронного противодействия МПС-410 «Омул» на концах крыла и контейнер буксируемой ложной цели ТЛ-70. Г В качестве встроенного наступательного вооружения могла быть применена новая противотанковая, подвижная в горизонтальной и вертикальной плоскостях 45-мм пушка. Создана она была еще для Су-25Т, но испытания, выявили ряд проблем не позволяющих применить её на этом самолете. Возможности компоновки на Т-12 позволяют ей вести огонь даже в заднюю полусферу. Наиболее предпочтительное расположение орудия в одном из наплывов крыла или перед бронированным бак-отсеком под воздухозаборником. В этом случае сохраняется управление пушкой по горизонтали, но возникает вероятность засасывания пороховых газов в двигатели, что грозит неприятными последствиями, вплоть до остановки обоих. Расположение пушки здесь также может помешать установке поводка катапульты на палубном варианте штурмовика. Создание морского самолёта на базе Т-12 позволяет решить основную задачу при создании ударного авианосца. Сегодня, ТАКР «Кузнецов» не имеет на борту специальной машины для действий по наземным и морским целям, перехватчик Су-33 в этой роли неорганичен, а Су-25УТГ вряд ли может гарантированно взлететь с трамплина, неся под крылом нагрузку более одной - двух тонн. Бронированный штурмовик Т-12 с радиусом действия 1100 – 1300 км и низкой ЭПР мог стать грозой любому военно-морскому супостату наряду с атомными подводными лодками. В центральном отсеке нагрузки можно разместить одну противокорабельную ракету типа Х-35 или Х-31П, в этом же качестве может выступить и противорадиолокационная Х-58. В В палубном исполнении при сложенных крыльях и оперении габариты машины составляют: длина 13.3 метра, ширина 4.5 метра и высота около 5 метров. Сопоставимый по взлетному весу палубный истребитель МиГ-29 занимает в два раза больший объём: 639 куб.м против 300 куб.м у Т-12. Четырёхстоечное шасси также более устойчиво. Судя по появляющимся время от времени документам работы над перспективным штурмовиком не прекращались, а перешли в так называемую «вялотекущую стадию». Впрочем, это касается и других советских программ, так «Истребитель-90» с некоторой корректировкой ТТЗ переродился в ПАК ФА, а программа ЛФИ в ЛМФС с ударной направленностью, что лишний раз подтверждает интуицию создателей одномоторного Су-37. Пока неизвестно как сегодня выглядит проект Т-12, возможно он стал одноместным, но идеология машины осталась прежней. Об этом говорит и рисунок принадлежащий перу конструкторов НПО «Сатурн», где среди перспективных моторов имеет место «Двигатель для перспективного самолёта-штурмовика» с тягой 5000 кгс, естественно созданный уже на базе технологий двадцать первого века с низким удельным весом и расходом топлива. ![]() Смотрите также: Программами «Истребитель 90» и«Бомбардировщик 90»
203.06kb.
1 стр.
1 Бомбардировщик Ju-88 2
12.72kb.
1 стр.
Михаил Борисович Барятинский
765.75kb.
5 стр.
Нужен ли России новый стратегический бомбардировщик?
34.02kb.
1 стр.
Методические рекомендации по изготовлению метательных планеров
40.49kb.
1 стр.
2580 лет со времени рождения Пифагора Самосского
205.86kb.
1 стр.
«Кузькина мать» и «Белый лебедь»
88.54kb.
1 стр.
Средства массовой информации
253.5kb.
1 стр.
Фото самолёта ту – 160. Описание самолёта
343.86kb.
1 стр.
Вооружение и оборудование
107.24kb.
1 стр.
Самоанализ деятельности
935.11kb.
8 стр.
Самоанализ деятельности 1152.78kb.
7 стр.
|