Главная
страница 1


ОРГАНИЗАЦИЯ

ОБЪЕДИНЕННЫХ

НАЦИЙ



EP







Distr.


GENERAL
UNEP/GC.22/8/Add.3

31 December 2002


RUSSIAN

Original: ENGLISH




Совет управляющих

Программы Организации

Объединенных Наций по


окружающей среде















Двадцать вторая сессия Совета управляющих/

Глобальный форум по окружающей среде

на уровне министров

Найроби, 3-7 февраля 2003 года

Пункты 4 a) и 6 предварительной повестки дня

Вопросы политики: Cостояние окружающей среды
Итоги Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию

СПРАВОЧНЫЙ ДОКУМЕНТ ДЛЯ КОНСУЛЬТАЦИЙ НА УРОВНЕ МИНИСТРОВ
Документ для обсуждения, представленный Директором-исполнителем

Добавление

Использование базы живых природных ресурсов для борьбы с нищетой:
вклад Программы Организации Объединенных Наций по окружающей
среде в реализацию обязательств в области биоразнообразия, принятых
на Всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию

Настоящий документ является справочным и призван стимулировать обсуждение и выявить вопросы, представляющие интерес для правительств, для рассмотрения министрами и главами делегаций во время консультаций на уровне министров в ходе двадцать второй сессии Совета управляющих/Глобального форума по окружающей среде на уровне министров Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП).



Резюме

1. Проблеме нищеты и необходимости ее искоренения уделяется пристальное внимание во многих декларациях и рассчитанных на десятилетия программах действий, включая Повестку дня на XXI век1, принятую международным сообществом в целях содействия обеспечению устойчивого развития путем, в частности, искоренения нищеты. Международное сообщество вновь заявило о своей решимости добиваться смягчения последствий нищеты и ее искоренения в Мальменской декларации министров2, задачах в области развития на тысячелетие3 и решениях Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию4. Настоящий документ, подготовленный для обсуждения на этапе заседаний на уровне министров в ходе двадцать второй

сессии Совета Управляющих/Глобального форума по окружающей среде на уровне министров, служит основой для рассмотрения будущего вклада Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) в глобальный поиск решений проблем, вызываемых нищетой. Постановка этих вопросов вытекает главным образом из работы Всемирной встречи на высшем уровне и ее решений, касающихся нищеты.

2. Выпуск третьего доклада “Глобальная экологическая перспектива” был приурочен к переговорам на Всемирной встрече на высшем уровне. Содержащаяся в этом докладе информация позволила обстоятельно и целенаправленно обсудить самые различные области, в том числе искоренение нищеты, и послужила источником для дискуссий. В докладе выявлены важнейшие тенденции, сложившиеся за последние три десятилетия в отношении как окружающей среды, так и последствий экологических изменений для человечества. В нем подтверждается, что три краеугольных камня устойчивого развития – это общество, хозяйство и окружающая среда. Краеугольный камень окружающей среды обеспечивает физические ресурсы и экосистемные услуги, от которых зависит человечество. С учетом появляющихся новых данных о том, что во многих аспектах состояние окружающей среды по прежнему ухудшается, в докладе делается вывод о повышении уязвимости человека в условиях экологических изменений. Данная озабоченность в связи с уязвимостью человека, наглядным проявлением которой служат условия нищеты, находится в центре программы работы ЮНЕП на следующий двухгодичный период.



I. Существующие проблемы и задачи

  1. Третий доклад “Глобальная экологическая перспектива” и другие подготовленные ЮНЕП оценки позволяют получить всеобъемлющее представление о состоянии окружающей среды и его эволюции за последние 30 лет. Многие из изложенных в документах изменений проявляются в базе живых природных ресурсов, которая является одной из основ устойчивого развития. Этот тесно взаимосвязанный комплекс охватывает все живые организмы, их системы обитания и все многообразие взаимодействия между различными видами и их соответствующими средами обитания. Биоразнообразие отражает существенную изменчивость самих живых организмов, их взаимодействия и экосистем, в которых они существуют. Совокупность биоразнообразия является краеугольным камнем, на котором основывается человеческая цивилизация.

  2. Живые ресурсы сами по себе представляют огромную ценность, а также обеспечивают многие возобновляемые источники товаров и услуг, на которых основывается устойчивое развитие. Изобилие или дефицит подобных товаров и услуг являются важным фактором в деле смягчения последствий нищеты, особенно в тех странах, которые не зависят от промышленной базы второго или третьего уровня. Кроме того, биологическая среда обеспечивает, хотя это и не всегда признается, услуги и продукты, имеющие высокую экономическую ценность.

  3. Биоразнообразие, своеобразная “нить жизни”, поддерживает экосистемные функции, без которых сама жизнь на Земле, в том числе человека, невозможна. Эта нить обеспечивает ресурсы пресной воды, охрану почв и содействует стабилизации климатических условий. Она также обеспечивает продовольствие, лекарства и сырье для промышленности. Многие культурные ценности напрямую зависят от живых природных ресурсов.

  4. Биологическое разнообразие имеет важное значение для человечества, предоставляя ему свободу выбора с точки зрения как текущих выгод и последующих вариантов, обусловленных многообразием, так и способности организмов приспособиться к изменениям. Биоразнообразие обеспечивает способность к экологической эластичности и обладает внутренним потенциалом видоизменяться и приспосабливаться к изменяющимся экологическим условиям. Значение экологической эластичности в условиях быстрых темпов глобальных экологических изменений постоянно возрастает. Вопрос состоит в том, могут ли экосистемы выдерживать стремительные темпы и все большее воздействие человеческой деятельности. По мере истощения базы живых природных ресурсов и сокращения возможных вариантов для преобразований общины и само общество становятся все более уязвимыми.

  5. Третий доклад “Глобальная экологическая перспектива” и другие оценки ЮНЕП подтверждают, что за последние тридцать лет человечество и окружающая среда претерпели существенные изменения. В период ускоренного роста численности народонаселения природные ресурсы активно используются в целях удовлетворения самых различных нужд человека. Сегодня состояние окружающей среды во многих регионах является более хрупким и значительно ухудшилось по сравнению с 1972 годом. В докладе выделены четыре группы основных проблем в мире, которые потенциально создают серьезную угрозу для реализации целей устойчивого развития:

а) экологические проблемы – заключаются в стабилизации или улучшении состояния окружающей среды в одних регионах и ее деградации в других, главным образом в развивающихся странах;

  1. стратегические проблемы – характеризуются тем, что в некоторых регионах осуществляется действенная политика в области охраны окружающей среды и развития и накоплен опыт претворения в жизнь стратегических задач, а в других регионах лишь ведется борьба за достижение целей в этих двух областях;

  2. различия в уязвимости – растут внутри общества, между странами и регионами, увеличивая опасность экологических изменений и возникновения бедствий;

  3. различия в образе жизни – обусловлены тем, что образ жизни богатых характеризуется избытком потребления, а бедных – крайней нищетой.

  1. Эти четыре группы проблем представляют серьезную угрозу устойчивому развитию. Смягчение последствий нищеты, в частности, зависит от преодоления таких трудностей при одновременном сокращении чрезмерного уровня потребления богатых, совершенствовании управления, обеспечении надлежащего финансирования и ликвидации задолженности. В третьем докладе “Глобальная экологическая перспектива” сформулированы изложенные ниже основные выводы, касающиеся состояния окружающей среды, каждый из которых влияет на сохранение базы живых природных ресурсов:

а) Земельные ресурсы. Основной движущей силой, оказывающей воздействие на земельные ресурсы, является рост населения Земли. Численность населения, нуждающегося в пропитании, возросла по сравнению с 1972 годом на 2 220  млн. человек. Сегодня к категории истощенных земель относят свыше 2 млрд. гектаров почв – площадь, превышающая территорию Соединенных Штатов Америки и Мексики. Факторы, способствующие деградации земельных и почвенных ресурсов, включают в себя чрезмерный выпас (35 процентов); обезлесение (30 процентов); практику ведения сельского хозяйства (27 процентов); использование растительности выше уровня ее естественного восстановления (7 процентов); и промышленную деятельность (1 процент);

  1. Ресурсы пресных вод. Примерно половина всех рек мира серьезно истощены и загрязнены. Около 60 процентов крупнейших 227 рек мира в большой или умеренной степени перегорожены плотинами и другими инженерными сооружениями. Подобные водохозяйственные сооружения приносят существенные выгоды, в том числе позволяют увеличить производство продовольствия и гидроэлектроэнергии. С другой стороны, нанесен невосполнимый ущерб обширным водно-болотным угодьям и другим экосистемам. Около 1,1 млрд. людей по прежнему не имеют доступа к чистой питьевой воде и 2,4 млрд. людей нуждаются в улучшении санитарно-гигиенических условий, особенно в Африке и Азии;

  2. Лесные ресурсы и биоразнообразие. За период, прошедший после 1990 года, занимаемая лесами площадь, составляющая около одной трети суши, или 3 866 млн. гектаров, сократилась на 2,4 процента. Максимальные потери лесов приходятся на Африку, в которой за последнее десятилетие лесного покрова лишились 52,6 млн. гектаров, или 0,7 процента лесных ресурсов. Чрезмерная заготовка древесины и топлива, туризм и застройка прибрежных районов создают угрозу для мангровых лесов, представляющих собой естественную защиту от моря и обеспечивающих места нереста для рыб и прекрасные условия для гнездовья и отдыха мигрирующих птиц. До 50 процентов уничтоженных в последнее время мангровых лесов обусловлены вырубкой для создания ферм по разведению креветок. Утрата и, что, возможно, представляет собой более серьезную угрозу, фрагментация таких сред обитания, как леса, водно-болотные угодья и мангровые болота, усиливают воздействие, оказываемое на дикую природу, растительный мир и функциональность живых систем в мире. Сегодня считается, что глобальной угрозе подвергаются 12 процентов, или 1 183 видов птиц, и почти четверть, или 1 130 видов млекопитающих. Не меньшей угрозе подвергаются около 24 процентов млекопитающих, включая человекообразных обезьян;

  3. Прибрежные и морские зоны. В глобальных масштабах крупнейшим по объему источником загрязнения является канализация, причем в развивающихся странах увеличивается объем стоков в результате быстрых темпов урбанизации, роста населения и отсутствия потенциала, планирования и финансирования систем канализации и водоочистных сооружений. С точки зрения заболеваемости и ослабления здоровья человека глобальное экономическое воздействие загрязнения морской среды может составлять почти 13 млрд. долл. США. Океаны и крупные материковые водные бассейны подвергаются и другим угрозам, таким как изменение климата, разливы нефти, выбросы тяжелых металлов, стойкие органические загрязнители и мусор. Серьезную глобальную угрозу для коралловых рифов, особенно в Карибском бассейне, Индийском океане, Южной и Юго-Восточной Азии, представляет седиментация, являющаяся результатом освоения прибрежных районов, сельскохозяйственной деятельности и обезлесения. Согласно оценкам, примерно одна треть систем коралловых рифов в мире функционально уничтожена или подверглась высокой степени деградации. За последние десятилетия исчезли или находятся под угрозой исчезновения 20 процентов самых продуктивных в мире экосистем – мангровых – и видов пресноводных рыб. Около 75 процентов основных запасов морских рыб либо истощены в результате перелова, либо их лов ведется на предельном биологическом уровне;

  4. Атмосфера. Концентрации двуокиси углерода, главного газа, который связывают с глобальным потеплением, составляют в настоящее время 370 частиц на миллион, или на 30 процентов выше, чем в 1750 году. Возросли также концентрации других парниковых газов, таких как метан и галогенуглероды. Невиданного ранее уровня достигло разрушение озонового слоя, который защищает жизнь на Земле от губительного воздействия ультрафиолетового излучения. В сентябре 2000 года озоновая дыра над Антарктикой охватывала свыше 28 млн. квадратных километров. В 1988 году, т.е. спустя год после принятия Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой, был отмечен пик производства основных хлорфторуглеродов (ХФУ) – веществ, которые, как установлено, разрушают озоновый слой. Проводимые в настоящее время научные исследования свидетельствуют о том, что общее содержание озоноразрушающих химических веществ в нижних слоях атмосферы хотя и медленно, но сокращается.

  1. Живые природные ресурсы являются биологической основой экономического роста и обеспечивают потенциал для процветания. По мере истощения базы живых природных ресурсов сужаются перспективы достижения устойчивого развития и подвергается угрозе безопасность человечества. Особенно серьезные последствия деградации или истощения базы живых ресурсов испытывает неимущее население, которое нередко непосредственно затрагивают изменения в базе природных ресурсов. В этой связи важное значение для смягчения последствий нищеты имеет рациональное использование живых природных ресурсов.

А. Глобальное биоразнообразие

  1. Утрата глобального биоразнообразия происходит намного более быстрыми темпами, чем этого можно было бы ожидать при сравнении с естественными коэффициентами исчезновения. Экосистемы с трудом сопротивляются совокупному воздействию переустройства земельных угодий, изменения климата, загрязнения, неустойчивого освоения природных ресурсов и интродукции экзотических видов. Деградация таких природных ресурсов, как земельные ресурсы, ресурсы пресной и морской воды, лесов и биоразнообразия, подвергает угрозе источники средств к существованию многих людей, в первую очередь неимущих. В тех случаях, когда экосистемы обеспечивают такие функции, как круговорот питательных веществ, разложение и естественная фильтрация воздуха и воды, в уменьшенном объеме или сверх своих предельных возможностей, под угрозу может быть поставлено благосостояние человека, например, в результате отравления источников водоснабжения.

В. Продовольственная безопасность

  1. Человечество в большой степени зависит от генетических ресурсов, в том числе ресурсов, обеспечиваемых дикими природными или полуодомашненными источниками, с точки зрения продуктивности сельского хозяйства, животноводства и рыболовства. Такие ресурсы позволяют общинам приспосабливаться к изменяющимися условиям, создавая возможности для выведения таких разновидностей, которые оптимальным образом адаптируются к изменяющимся местным условиям. Само дальнейшее существование неимущих слоев населения сельских районов зависит в первую очередь от живых природных ресурсов в их непосредственной среде обитания. Разнообразие продовольственных источников улучшает структуру питания и тем самым способствует укреплению здоровья человека. Кроме того, живые природные ресурсы служат источником альтернативных продуктов питания в периоды дефицита.

C. Охрана здоровья

  1. База живых природных ресурсов включает в себя богатое разнообразие бесценных сырьевых материалов, служащих основой для систем обеспечения лекарственными препаратами и охраны здоровья как в неформальном секторе, обеспечивающем удовлетворение потребностей 60 процентов населения мира, так и в формальном секторе, использующем биоразнообразие для производства большинства современных лекарственных средств. Бедные в большей степени зависят от неформального сектора здравоохранения, чем богатые, и поэтому в первую очередь страдают от исчезновения видов в результате разрушения мест обитания или других видов ухудшения состояния окружающей среды. К тому же бедные в первую очередь страдают от дефицита или загрязнения воды и воздуха, а также от заболеваний, связанных с нарушениями функционирования экосистем.

D. Деятельность, приносящая доход

  1. Деятельность, приносящая доход неимущему населению, зависит от использования живых природных ресурсов (например, сельское хозяйство, рыболовство и туризм). Как правило, неимущее население в максимальной степени зависит от прямого использования живых природных ресурсов в качестве источников своих средств к существованию и поэтому в первую очередь страдает от истощения или утраты своих ресурсов. Биоразнообразие обладает огромным потенциалом для поставки на рынки сбыта уникальных продуктов, многие из которых обладают исключительно высокой стоимостью. В то же время доходы, включая поступления за счет экотуризма, если и поступают в распоряжение бедных, то отнюдь не повсеместно и не регулярно.

Е. Усугубляющаяся уязвимость

  1. Живые природные ресурсы служат важным источником альтернативных продовольственных, топливных и иных ресурсов в периоды их дефицита. Воздействию таких непредсказуемых событий, как стихийные бедствия, неустойчивый доступ к продовольственным и другим ресурсам или экологические потрясения, в максимальной степени подвергается бедное население, которое к тому же наименее готово к таким явлениям. Деградация экосистем усугубляется частыми и серьезными засухами, наводнениями, оползнями, лесными пожарами и другими стихийными бедствиями, а также может вести к росту конкуренции за доступ к таким разделяемым ресурсам, как продовольствие и вода, и создавать потенциальные конфликты.

  2. Постепенное истощение генетического разнообразия, утрата местных популяций и фрагментация существующих видов напрямую сказывается на способности бедного населения сельских районов мира и находящихся в неблагоприятном положении групп населения обеспечивать средства к существованию. Именно утрата популяций видов, сочетающаяся с прямыми физическими изменениями ландшафта, в максимальной степени способствует деградации экосистем и образованию порочного круга нищеты, от которой не защищен ни один регион. Утрата биологического разнообразия происходит одновременно с утратой культурного разнообразия. В каждом случае, когда отмирает какая-либо культура или язык, с ними также исчезает существенная часть нашей общей базы науки и знаний (например, знаний, касающихся лекарственных или других полезных растений). Поэтому ответственность за решение новых проблем, связанных с живыми природными ресурсами, лежит на всем человечестве. Одним из важных решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию является вопрос о доступе к генетическим ресурсам и местным знаниям, а также о совместном использовании выгод.

II. Роль и вклад ЮНЕП

  1. В Мальменской декларации министров, принятой Советом управляющих ЮНЕП/Глобальным форумом по окружающей среде на уровне министров в мае 2000 года, была высказана просьба в адрес Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию рассмотреть основные проблемы в области устойчивого развития и, в частности, серьезные последствия бремени нищеты для значительной части населения Земли на фоне чрезмерного и расточительного потребления и неэффективного использования ресурсов, что увековечивает порочный круг деградации окружающей среды и растущей нищеты.

  2. Крайняя нищета оскорбляет достоинство всего человечества, а также усугубляет многие другие проблемы. В частности, в бедных странах, особенно в тех, где сложилось существенное неравенство между этническими и религиозными общинами, вероятность возникновения конфликтов намного выше, чем в богатых странах. Большинство подобных конфликтов по своему характеру являются внутренними, однако в некоторых случаях они могут порождать косвенные проблемы для соседних стран или вызывать необходимость в оказании гуманитарной помощи. В бедных странах также зачастую отсутствуют потенциал и ресурсы для реализации экологически обоснованной политики.

  3. Совет управляющих в своем решении 21/15 от 9 февраля 2001 года просил Директора исполнителя ЮНЕП “развивать и поощрять понимание взаимосвязи между нищетой и окружающей средой, механизмами придания большей продуктивности и экологической устойчивости способам получения средств к существованию, а также разработку надлежащих политических вариантов для правительств, что является важным приоритетом, который должен содействовать правительствам в учете вопросов окружающей среды в ключевых социально-экономических процессах, в том числе в стратегиях сокращения масштабов нищеты и всеобъемлющих рамках развития”. Предпринимаемые усилия изложены в документе UNEP/GC.22/INF/30. Вклад ЮНЕП в реализацию инициатив по искоренению нищеты включает в себя следующее:

  1. создание потенциала и техническая помощь, в частности в отношении институционального укрепления развивающихся стран, по прежнему являются важным компонентом работы ЮНЕП, которая готовит рекомендации для правительств различных стран по вопросам политики, права, технологии и более чистого производства, а также в ключевых областях создания институционального потенциала и рационального природопользования. ЮНЕП играет также важную роль в оценке создаваемого потенциала, которая проводится Фондом глобальной окружающей среды (ФГОС) с помощью его учреждений-исполнителей. ЮНЕП планирует и в дальнейшем наращивать свою деятельность, направленную на обеспечение того, чтобы политика в области окружающей среды работала на благо устойчивого развития на национальном уровне, укрепляя свои партнерские отношения с Программой развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) и другими ориентированными на работу на местах и оперативную деятельность учреждениями в целях координации мероприятий, носящих стратегический и катализирующий характер;

  2. ЮНЕП в рамках своего Международного центра природоохранной технологии, своей программы “ОзонЭкшн” и Сети устойчивых альтернатив стремится обеспечить решение технологических проблем. Сеть устойчивых альтернатив призвана способствовать оперативному распространению и приобретению более чистых альтернативных технологий;

  3. существует неразрывная связь между здоровьем нашей планеты и здоровьем человека. Деградация и истощение водных, воздушных, земельных, морских и биологических ресурсов оказывают в совокупности серьезное воздействие на здоровье человека в равной степени с изменениями атмосферы и климата и небезопасным использованием химических веществ и распоряжением ими. Взаимосвязь между нищетой, здоровьем и окружающей средой нагляднее всего проявляется в связи с проблемами водных ресурсов, которые служат основой устойчивого развития и крепкого здоровья. Водные ресурсы обеспечивают средства к существованию и поддерживают благосостояние людей, а также дают им возможность прилагать усилия к социально-экономическому развитию. ЮНЕП, со своей стороны, работает над решением этих проблем на основе комплексного водопользования. Политика ЮНЕП в области водных ресурсов предусматривает стратегические цели ее деятельности в этом направлении. В числе многих из весьма конкретных направлений деятельности можно отметить создание потенциала, передачу технологий, разработку устойчивой политики рационального водопользования и увеличение объема финансирования проектов в области рационального водопользования;

  4. кроме того, программа по региональным морям и Глобальная программа действий по защите морской среды от загрязнения в результате осуществляемой на суше деятельности предусматривают принятие конкретных мер на стыке таких областей, как ресурсы пресной воды, рациональное использование прибрежных районов и морская окружающая среда. Глобальная программа действий, программа по региональным морям и Глобальная оценка международных вод служат основой для целенаправленной и согласованной оценки, позволяющей принимать конкретные меры по обеспечению устойчивого использования океанов и прибрежных районов;

  5. здоровье наиболее уязвимых слоев населения подрывают также опасные химические вещества, которые наносят серьезный ущерб окружающей среде. ЮНЕП осуществляет активную деятельность в этой области с целью содействовать экологически обоснованному обращению с такими химическими веществами, в том числе взаимодействует с Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в целях снижения зависимости от дихлордифенилтрихлорэтана (ДДТ). Совет управляющих/Глобальный форум по окружающей среде на уровне министров одобрили новую стратегию рационального использования химических веществ, распространяющуюся на 18 ключевых областей и направленную на обеспечение взаимодействия между различными соглашениями и конвенциями, касающимися химических веществ. ЮНЕП осуществляет также инициативу, направленную на содействие отказу от использования этилированного бензина и удовлетворение запроса о проведении глобальной оценки загрязнения ртутью;

  6. вопросы энергетики и энергоэффективности следует рассматривать с учетом всех аспектов устойчивого развития, имеющего решающее значение как в сельских, так и городских районах. Свыше 2 млрд. людей лишены доступа к энергии, необходимой им для обогрева и освещения домов, приведения в действие водяных насосов и хранения лекарств в холодильнике; без электричества неимущее население мира лишено средств, необходимых для продолжения жизни. Решающее значение для экономического развития имеет доступное энергоснабжение с использованием возобновляемых источников энергии;

  7. финансируемый ФГОС проект ЮНЕП по оценке ресурсов солнечной энергии и энергии ветра может способствовать решению этой задачи. Кроме того, необходимо обеспечивать устойчивое осуществление текущих проектов и управление ими в долгосрочной перспективе, при этом в краткосрочном плане больше внимания следует уделять повышению энергоэффективности. Инициатива, предусматривающая развитие предприятий сельской энергетики в Африке и ее параллельная инициатива – Программа развития предприятий сельской энергетики в Бразилии, финансирование которых осуществляется Фондом Организации Объединенных Наций, предусматривают создание новых предприятий для устойчивого обеспечения энергией, которые используют экологически чистые и эффективные технологии, основанные на возобновляемых источниках энергии, в целях удовлетворения потребностей в энергетике тех слоев населения, которые испытывают в этом нужду, что будет способствовать смягчению последствий существующих структур использования энергии для окружающей среды и здоровья человека;

  8. ЮНЕП принимает активное участие в создании потенциала в этой области, в частности с помощью своей сети центров устойчивой энергетики. На основе расширения партнерских отношений с другими организациями системы Организации Объединенных Наций и при участии частного сектора ЮНЕП прилагает усилия для укрепления этой сети. Договоренности, достигнутые за прошедший год в Бонне, Германия, и Марракеше, Марокко, в рамках мероприятий по борьбе с глобальным потеплением, придают новый импульс освоению возобновляемых источников энергии и развитию энергоэффективности.

III. Итоги Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию, касающиеся нищеты

  1. Во многих отношениях историческая встреча глав государств и правительств, а также представителей различных заинтересованных сторон может быть названа “всемирным саммитом по искоренению нищеты”. Тщательный анализ Йоханнесбургской декларации по устойчивому развитию, Плана выполнения решений, а также целей и задач, принятых на этой встрече на высшем уровне, позволяет сделать вывод о все большей обеспокоенности по поводу того, что пока не удается остановить и повернуть вспять рост нищеты, которая по прежнему отрицательно сказывается на качестве жизни половины человечества. На Всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию было подтверждено, что в самом центре глобальной повестки дня должно быть устойчивое развитие и, следовательно, необходимость более энергичной приверженности целям борьбы с нищетой и охраны природной ресурсной базы/окружающей среды. На этой встрече была также подчеркнута взаимосвязь между нищетой, окружающей средой и использованием природных ресурсов. Обратившись с призывом к созданию всемирного фонда солидарности, участники этой встречи согласовали также ряд обязательств, целей и сроков в отношении нищеты, которые нашли отражение в ее решениях и включают в себя следующее:

  1. Искоренение нищеты

 сократить вдвое к 2015 году долю населения Земного шара, имеющего доход менее 1 доллара в день, и долю населения, страдающего от голода (подтверждение целей в области развития на тысячелетие);

 к 2020 году обеспечить существенное улучшение жизни как минимум 100 млн. обитателей трущоб, как это предусмотрено инициативой “Города без трущоб” (подтверждение целей в области развития на тысячелетие);

 учредить всемирный фонд солидарности в целях искоренения нищеты и поощрения социального развития и развития человеческого потенциала в развивающихся странах;


  1. Водные ресурсы и санитария

 сократить вдвое к 2015 году долю населения, не имеющего доступ к безопасной питьевой воде (подтверждение целей в области развития на тысячелетие). Сократить вдвое к 2015 году долю населения, не имеющего доступа к основным санитарным услугам;

  1. Устойчивое производство и потребление

 поощрять и стимулировать разработку десятилетних рамочных программ, направленных на ускорение перехода к устойчивым моделям потребления и производства;

  1. Энергетика

i) Возобновляемые источники энергии

 диверсифицировать источники водоснабжения и существенно увеличить в глобальном масштабе долю возобновляемых источников энергии в целях повышения их вклада в глобальную структуру энергопотребления;

 расширить доступ к надежным, доступным с финансовой точки зрения, экономически жизнеспособным, приемлемым в социальном отношении и экологически чистым энергетическим услугам и ресурсам, достаточным для достижения целей развития на тысячелетие, включая цель сокращения вдвое к 2015 году долю населения, живущего в условиях нищеты;

ii) Рынки энергоресурсов

 устранить рыночные диспропорции, включая реорганизацию налогообложения и постепенный отказ от использования вредных субсидий;

 поддерживать усилия по улучшению функционирования и повышению транспарентности рынков энергоресурсов с точки зрения как предложения, так и спроса, а также по распространению информации о них в целях достижения большей стабильности и предсказуемости и обеспечения доступа потребителей к энергоуслугам;

iii) Энергоэффективность

 разрабатывать национальные программы обеспечения энергоэффективности при поддержке международного сообщества. Ускорить разработку и распространение энергоэффективных и энергосберегающих технологий, в том числе поощрение исследований и разработок;



  1. Химические вещества

 добиваться того, чтобы к 2020 году химические вещества использовались и производились таким образом, чтобы не наносить существенного вреда здоровью людей и окружающей среде;

 подтвердить обязательство обеспечить безопасное использование химических веществ и удаление опасных отходов на протяжении их жизненного цикла;



  1. Рациональное использование природной ресурсной базы

i) Водные ресурсы

 разработать к 2005 году планы комплексного управления водохозяйственной деятельностью и повышения эффективности водопользования;



  1. Океаны и рыболовство

 поощрять внедрение к 2010 году экосистемного подхода к устойчивому освоению океанов;

 в безотлагательном порядке и, где это возможно, не позднее чем к 2015 году обеспечить сохранение или восстановление истощенных запасов рыб до уровней, которые могли бы обеспечивать максимальный устойчивый улов;

 разрабатывать и содействовать применению различных подходов и инструментов, включая экосистемный подход, ликвидацию вредных методов рыбного промысла и создание охраняемых морских районов в соответствии с международным правом и на основе научной информации, включая репрезентативные сети к 2012 году;


  1. Атмосфера

 улучшить доступ развивающихся стран к альтернативам озоноразрушающим веществам к 2010 году и оказывать этим странам помощь в соблюдении графика поэтапного сокращения их использования согласно Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой;

  1. Биоразнообразие

 обеспечить к 2010 году существенное снижение нынешних темпов утраты биологического разнообразия;

v) Леса

 ускорить осуществление практических предложений Межправительственной группы по лесам/Межправительственного форума по лесам странами и Партнерством в защиту лесов и активизировать усилия по представлению докладов Форуму Организации Объединенных Наций по лесам, что способствовало бы проведению в 2005 году оценки достигнутого прогресса;


  1. Ответственность корпораций

 активно поощрять ответственность и подотчетность корпораций, в том числе посредством всесторонней разработки и эффективного осуществления межправительственных соглашений и мер, международных инициатив и партнерских договоренностей между государственным и частным секторами, а также надлежащих национальных положений;

  1. Здравоохранение

 активизировать просвещение в вопросах здравоохранения в целях достижения к 2010 году более высокого уровня грамотности в вопросах здравоохранения на глобальном уровне;

 снизить к 2015 году показатели смертности младенцев и детей в возрасте до 5 лет на две трети и показатели материнской смертности на три четверти по сравнению с фактическими показателями 2000 года (подтверждение целей в области развития на тысячелетие);

 сократить к 2005 году число заразившихся вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) среди молодых мужчин и женщин в возрасте от 15 до 24 лет в наиболее пострадавших странах на 25 процентов, а в глобальном масштабе – к 2010 году, а также вести борьбу с малярией, туберкулезом и другими заболеваниями (подтверждение резолюции Генеральной Ассамблеи);


  1. Устойчивое развитие малых островных развивающихся государств

 обеспечить сокращение масштабов сброса отходов и загрязнения и их предотвращение и контролирование их последствий для здоровья путем осуществления к 2004 году инициатив, направленных на осуществление Глобальной программы действий по защите морской среды от загрязнения в результате осуществляемой на суше деятельности;

 содействовать обеспечению наличия адекватных, доступных с финансовой точки зрения и экологически безопасных энергетических услуг в интересах устойчивого развития малых островных развивающихся государств путем, в частности, укрепления усилий по обеспечению энергоснабжения и энергообслуживания к 2004 году;



  1. Устойчивое развитие для Африки

 поддерживать усилия Африки по реализации целей Нового партнерства в интересах развития Африки в области энергетики, направленных на обеспечение в течение 20 лет доступа к энергоснабжению по крайней мере 35 процентов населения Африки, особенно в сельских районах.

  1. Всемирная встреча на высшем уровне по устойчивому развитию, в том числе процессы подготовки к ней, породили целый ряд положительных откликов. Декларация министров, принятая в Дохе на четвертой Конференции министров Всемирной торговой организации,5 дает основание надеяться на возможность конструктивного учета экологических и социальных соображений в режиме торговли. Участники Международной конференции по финансированию развития (Монтеррей, Мексика, 18 22 марта 2002 года) подтвердили свою приверженность борьбе с коренными причинами нищеты. Вопрос о подотчетности корпораций был в центре обсуждения на Всемирной встрече на высшем уровне, где было объявлено о ряде инициатив (именуемых инициативами в отношении партнерских отношений второго вида).

IV. Меры, принятые ЮНЕП по итогам Всемирной встречи
на высшем уровне по устойчивому развитию

  1. ЮНЕП проанализировала последствия для своей работы итогов Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию. Программа работы на двухгодичный период 2004 2005 годов предусматривает конкретные положения, касающиеся вклада ЮНЕП в осуществление Йоханнесбургской декларации по устойчивому развитию; Плана выполнения решений; а также других итогов Встречи на высшем уровне, включая программу Генерального секретаря Организации Объединенных Наций в области водных ресурсов и санитарии, энергетики, здравоохранения, сельского хозяйства и биоразнообразия и инициативы, касающиеся партнерских отношений второго вида. Правительства Нидерландов и Норвегии оказали ЮНЕП техническую и финансовую помощь в разработке энергичной программы содействия установлению взаимосвязи между нищетой и окружающей средой.

V. Вопросы и проблемы для обсуждения министрами

  1. Нижеизложенные вопросы и проблемы могли бы послужить основой для обсуждения министрами:

  1. возможные пути всестороннего использования природной ресурсной базы в борьбе с нищетой;

  2. возможные пути использования существующих и разрабатываемых региональных межправительственных программ и механизмов в целях содействия осуществлению новых руководящих принципов ЮНЕП, касающихся нищеты и окружающей среды;

  3. возможная роль ЮНЕП в разработке национальных, субрегиональных и региональных стратегий и/или планов искоренения нищеты, которые будут включать в себя задачи, поставленные на Всемирной встрече на высшем уровне, и цели в области развития на тысячелетие, принимая во внимание принятую в Дохе Декларацию министров о торговле и окружающей среде, Картахенские рекомендации о международном экологическом руководстве и цели Мальменской декларации министров;

  4. возможные пути использования ЮНЕП программы Генерального секретаря Организации Объединенных Наций в области водных ресурсов и санитарии, энергетики, здравоохранения, сельского хозяйства и биоразнообразия для обеспечения устойчивых источников средств к существованию; международное сообщество возлагает серьезные надежды на то, что система Организации Объединенных Наций будет развивать итоги Всемирной встречи на высшем уровне путем осуществления ощутимых, конкретных, последовательных и тщательно скоординированных мероприятий по выполнению принятых решений. Пять приоритетных областей этой программы (водные ресурсы и санитария, энергетика, здравоохранение, сельское хозяйство и биоразнообразие/рациональное использование экосистем) имеют конкретное отношение к мерам по искоренению нищеты. Эта программа обеспечивает всеобъемлющую основу для интеграции согласованных на межправительственном уровне целей/задач, включая цели в области развития на тысячелетие и большинство задач, поставленных в Плане выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне. Министры, возможно, пожелают рассмотреть вопрос об одобрении разработки рамок действий ЮНЕП по осуществлению вышеупомянутой программы Генерального секретаря для искоренения нищеты.

VI. РЕКОМЕНДАЦИИ

  1. Решения, которые будут приняты на двадцать второй сессии Совета управляющих/Глобальном форуме по окружающей среде на уровне министров, в значительной степени определят характер, масштабы и степень участия ЮНЕП в осуществлении решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию, особенно тех ее аспектов, которые касаются искоренения нищеты. Огромное значение имеет необходимость подтверждения Советом управляющих всесторонней поддержки, в том числе на политическом уровне, постоянных усилий секретариата, направленных на содействие общесистемным усилиям Организации Объединенных Наций по искоренению экологических причин нищеты. Министры, возможно, пожелают рассмотреть вопрос о том, каким образом ЮНЕП могла бы укрепить свою политику и программы, касающиеся землепользования, ресурсов пресной воды, прибрежных районов и морской среды, энергетики, атмосферы, биоразнообразия и рационального использования природных ресурсов.

UNEP/GC.22/1.

1Доклад Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию, Рио де Жанейро, 3 14 июня 1992 года (издание Организации Объединенных Наций, в продаже под номером R.93.I.8 и исправления), том I: Резолюции, принятые Конференцией, резолюция 1, приложение II.

2Решение SS.VI/1 Совета управляющих, приложение.

3См. резолюцию 55/2 Генеральной Ассамблеи.

4См. Доклад Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию, Йоханнесбург, Южная Африка, 26 августа – 4 сентября 2002 года, (издание Организации Объединенных Наций, в продаже под номером R.03.II.A.1).

5Документ WT/MIN(01)/DEC/1 Всемирной торговой организации.

- - - - -


K0263741 220103




Из соображений экономии настоящий документ напечатан в ограниченном количестве экземпляров. Просьба к делегатам приносить свои копии на заседания и не запрашивать дополнительных копий. Отпечатан на 100 процентно рециркулированной бумаге.





Смотрите также:
Пункты 4 a и 6 предварительной повестки дня  Вопросы политики: Cостояние окружающей среды
271.16kb.
1 стр.
Пункты 4 b и 6 предварительной повестки дня Вопросы политики: Возникающие вопросы политики
447.36kb.
3 стр.
Пункты 4 (е) и 6 предварительной повестки дня Вопросы политики: международное экологическое руководство
271.16kb.
1 стр.
Пункты 4 b и 6 предварительной повестки дня Вопросы политики: возникающие вопросы политики
508.43kb.
4 стр.
На его двадцать первой сессии добавление II. Вопросы политики
73.43kb.
1 стр.
Организация Объединенных Наций ece/trans/WP. 11/225/Ad
80.17kb.
1 стр.
Пункт 10 e предварительной повестки дня Вопросы, нуждающиеся в рассмотрении и требующие принятия решений
205.37kb.
1 стр.
Пункт 10 b предварительной повестки дня Вопросы информативного характера и вопросы
571.3kb.
4 стр.
Пункт 73(b) предварительной повестки дня Вопросы прав человека: вопросы прав человека, включая альтернативные подходы в деле
462.46kb.
3 стр.
Пункт 4 с предварительной повестки дня Вопросы, нуждающиеся в рассмотрении и требующие принятия решений со стороны Комитета
56.64kb.
1 стр.
Пункт 1 предварительной повестки дня Организационные вопросы Предварительная повестка дня, аннотации, перечень документов и план работы
358.23kb.
1 стр.
Пункт 119(b) предварительной повестки дня Вопросы прав человека: вопросы прав человека, включая альтернативные подходы в деле содействия
27.92kb.
1 стр.