Главная
страница 1
ДИАГНОСТИКИ
1. Психологическая диагностика творческой одаренности.

2. Модель Дж. Гилфорда.

3. Практическая диагностика одаренности детей.

4. Проблемы психологической диагностики одаренности.

5. Обучение одаренных.

6. Творчество как проблема современной психологической науки.

Психологическая диагностика творческой одаренности.
Каждый человек, а тем более учитель, имеет свое представление об одаренных детях. Это представление у каждого из нас создается на основе опыта общения с детьми, их сравнении между собой, наблюдений за их развитием, чтения литературы о жизни замечательных людей. Однако эти представления неизбежно носят субъективный характер, отражая наши особенности, предпочтения и конкретные ситуации, с которыми мы сталкиваемся в жизни.

Кроме того, представления об одаренности меняются в зависимости от потребностей общества. Для различных периодов истории требовались различные виды одаренности: в древние времена высоко ценились способности завоевателей, полководческие способности; в Средние века в западной философии господствовал идеал мыслителя, тогда как в наше время под одаренностью чаще всего понимают способность находить новые, нетрадиционные решения проблем, преодолевать запутанные жизненные ситуации.

Когда мы встречаем четырехлетнего малыша, самостоятельно читающего книжки, или пятилетнего ребенка рисующего прекрасные рисунки, или четвероклассника, решающего уравнения из курса высшей математики, у нас не возникает сомнений, что это одаренные дети. Это относится и к юным художникам, композиторам, артистам, спортсменам, когда их талант очевиден и не вызывает сомнений.

Для чего нужна диагностика? Отнюдь не для того, чтобы подтвердить очевидное. Нельзя забывать о том, что для проявления одаренности ребенка в выявлении способностей к дивергентному мышлению, т.е. не предполагают определенного числа ответов, оценивают не их правильность, а степень соответствия заданию, поощряет поиск нетривиальных, необычных, неожиданных решений.

В соответствии со своей моделью интеллекта Дж. Гилфорд разработал целую систему тестирования интеллекта, в том числе и дивергентной продуктивности (один из наиболее известных тестов этой системы - тест "Необычное использование", который так же был использован П. Торренсом в его батарее тестов креативности (см. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: пособие для школьных психологов. М. Интер,1995)

При этом показатели теста, а именно: беглость, гибкость и оригинальность вербального творческого мышления, - в П. Торренса или Дж. Гилфорда существенно снижает эффективность и ценность диагностики.

Модель Дж.Гилфорда.

Дж. Гилфорд предложил модель "структуры интеллекта (SI)", систематизируя свои результаты в области общих способностей.

Однако эта модель не является результатом факторизации первичных экспериментально полученных корреляционных матриц, а несет черты априорных моделей, поскольку основывается на тестовых теоретических попытках и выходит в своих прогнозах за пределы экспериментального материала. По своей имплицитной структуре модель является необихервиористской, основанной на схеме стимул - латентная операция - реакция. Место стимула в модели Дж. Гилфорда занимает "содержание", "операция" - способность испытуемого, а "реакция" - результат применения операции к материалу. Факторы в модели независимы.

Таким образом, модель является 3хмерной, хотя мерности модели - шкалы наименований.

Под операцией Дж. Гилфорд понимает имение испытуемого, - точнее психический процесс: понятие, память, дивергентная продуктивность, конвергентная продуктивность, оценивание.

Содержание определяется природой материала или информации, с которой производится операция: изображение, символы (буквы, числа), семантика (слова), поведение (сведения о людях).

Результаты - форма, в которой информация обрабатывается испытуемым: элемент, классы, отношения, системы, типы преобразований и выводы.

Каждый фактор характеризуется сочетанием категорий из каждого измерения. Всего в классификационной схеме Дж.Гилфорда 5х4х6=120 факторов.

В настоящее время идентифицировано более 100 факторов, т.е. подобраны соответствующие тесты для их диагностики.

Концепция Дж. Гилфорда широко используется в США, особенно в работе педагогов с одаренными детьми и подростками. На ее основе созданы программы обучения, которые позволяют рационально планировать и направлять его развитие способностей. Модель "soi" апробирована в Иллинойском университете при обучении 4-5-летних детей.

Главным достижением Дж. Гилфорда многие исследователи считают разделение дивергентного и конвергентного мышления. Первое связано с порождением множества решений на основе однозначных данных и, по предположению Дж. Гилфорда, является основанием творческости. Второе - конвергентное мышление - направлено на поиск единственно верного результата и диагностируется традиционными тестами интеллекта.

Выборочное использование лишь одного или нескольких тестовых заданий из батарей тестов креативности П. Торренса и Дж. Гилфорда существенно снижает эффективность и ценность диагностики.

Однако в практической деятельности часто возникает необходимость быстро ориентироваться в способностях учащихся. В таких случаях можно считать оправданным применение отдельных заданий, но при обязательном понимании ограниченности. Это особенно важно при получении низких показателей креативности учащихся: следует помнить о бесконечном разнообразии индивидуальных проявлений творчества и не делать отрицательных заключений на основании краткого ориентировочного тестирования.

Более того, показателями индивидуального и творческого развития ребенка не исчерпывается характеристика его одаренности и на основании одних только этих показателей невозможно прогнозировать его дальнейшее развитие. Дело не в ограниченности методов диагностики, а в том, что интеллект и творчество являются важнейшими характеристиками, не достаточны для суждения об одаренности ребенка, даже если бы были созданы идеальные тесты, отражающие все стороны интеллектуального и творческого развития.

В одну, из известнейших моделей одаренности Дж. Рензулли включены три фактора: уровень развития интеллекта выше среднего (для данного возраста), креативность и вовлеченность в задачу. Эти факторы обычно изображаются в виде трех непересекающихся кругов. Автор модели считает, что только при высоком уровне (в этом смысле потенциальности) всех трех составляющих возможно развитие одаренности ребенка. Многие ученые включают в эту модель и социальные факторы особенности семейного климата, школьного обучения, отношений со сверстниками.

Практическая диагностика одаренности детей.


Практическая диагностика представляет собой чрезвычайно ответственный вид деятельности. Заключение диагностика, оценка им психического развития ребенка могут необратимо повлиять на условия восприятия и обучения, на отношение к нему окружающих, изменить самооценку, его отношение к окружающим.

Тесты - это лишь один из источников сведений, необходимых для принятия решений людьми. Эти решения будут тем правильнее, чем больше источников информации о ребенке будет использовано. Очень важны при этом данные опроса родителей, учителей, а так же самого ребенка.

В каких-либо достижениях необходимы определенные условия, и среди них главное - человек, который смог бы увидеть эту одаренность, оценить ее должным образом и помочь ее раскрытию. И это особенно актуально в раннем возрасте.

Если ребенок рано проявляет любознательность, активно изучает окружающий его мир, но эти стремления не поощряются, сдерживаются, подавляются, то чаще всего эти ранние проявления одаренности не развиваются.

При раскрытии проблемы одаренности особую важность приобретает определение источников ее возникновения. Или одаренность - продукт самой природы, или закономерный результат воспитания. На протяжении многих веков господствовали взгляды о сверхъестественном, божественном происхождении высоких способностей человека. Затем обозначились два блока факторов, каждый их которых до сих пор претендует на первенство. Это генетические и культурно-педагогические факторы. Для педагогики вопрос о происхождении способностей и одаренности имеет концептуальную значимость в силу того, признание доминирующими одних факторов в ущерб других коренным образом меняет приверженности и установки в образовательной сфере. Если принять за основу положение о главенстве природы в происхождении способностей, то в педагогической практике это предполагает как можно более ранний отбор, стимулирование, развитие одаренных детей и одновременно обедненных и упрощенных программ менее способным. Теория жесткой генетической детерминированности умственной деятельности школьников основывается на 1) идее о линейности характера наследования умственных способностей; 2) зависимости уровня врожденных способностей от принадлежности школьника к том или иной социальной группе, неизменность уровня интеллекта. Основоположником этой теории считается Ф. Гальтон, известный английский психолог и антрополог XIX века. Он выдвигал в свое время гипотезу, что наследственными факторами в развитии человека принадлежит исключительная, монопольная роль. Ф. Гальтон создал особый научный предмет, предназначенный изучать условия и способы улучшения человекоприроды. Назвал его евгеникой. Ф. Гальтон стремился "произвести высокодаровитую расу людей посредством соответственных браков в течение нескольких поколений".

Разработанные им методы научных исследований одаренности ("близнецовый" метод, тестирование интеллекта) применяются и в наше время. Сам принцип тестирования, основанный на измерении характеристик, рв значительной мере не зависящих от обучения, т.е. имеющих характер врожденных качеств, не утратил полностью своего научного значения и находит сегодня определенное применение в разработке новых методов педагогической диагностики.

Ученики и последователи Ф. Гальтона, К. Пирсонс, Ч.Спирмен, С. Берт (А. Бине, Т. Симон, их первые работы по тестированию интеллекта во Франции) разделяли его точку зрения, что "общая умственная способность" непременно находит выражение в "физическом интеллекте", т.е. врожденном, независящем от обучения.

Ч. Спирмен считал основным признаком одаренности высокий уровень умственной энергии, имеющей природу и входящей во все виды мыслительной деятельности. Его научные труды дали импульс таким понятиям, как "общие интеллектуальные способности", "генеральный фактор интеллекта". Идея генерального интеллекта, обусловленного наследственными факторами, позволило дать возможность точного измерения "его уровня". Тесты интеллекта рассматривались как своего рода

предсказатели успешного развития способностей школьников, а следовательно позднее эффективности их профессиональной деятельности.

Начавшись с попыток "охватить числом операции ума" (Ф. Гальтон) - с тестов интеллекта, диагностика вышла к измерению других психологических особенностей человека, характеризующих его личность, межличностные отношения, взаимодействия с окружением. Параллельно разрабатывался статистический аппарат психодиагностики корреляционный, факторный и другие виды анализа. К середине XX столетия было создано большинство известных в настоящее время тестов.

В дальнейшем эти тесты совершенствовались, дифференцировались, изучалась и повышалась их надежность и валидность.

Проблемы психологической диагностики одаренности.


В современной психологии нет единого общепринятого метода диагностики одаренности. Вряд ли такой метод будет найден в будущем, поскольку одаренность человека - это многоликий феномен. Использование того или иного метода зависит и от конкретных целей диагностики, и от представлений о том, из чего складывается одаренность и чем она характеризуется.

Разработка методов определения одаренности была начата в рамках психодиагностики индивидуальных различий в интеллектуальном развитии детей. Тогда же сформировались основные модели интеллекта, отличающиеся между собой представлениями о количестве и природе факторов, определяющих уровень интеллектуального развития.

Большинство психодиагностических тестов на творчество в соответствии с этими взглядами, ориентированы на

И все-таки, как бы много показателей мы не использовали, как бы всесторонне их не анализировали, вероятность ошибки нельзя исключить. Поэтому главным принципом психодиагностики должен быть принцип "Не навреди"!

В психодиагностике одаренности выделяют ошибки двух типов. Первая заключается в том, что в "одаренные" загоняется ребенок, который таковым не является, вторая - в том, что одаренность ребенка остается не выявленной.

Как и любая область науки, психодиагностика требует высокой профессиональной квалификации. Однако по мере того как психодиагностика все шире входит в школьную практику, все больше становится потребность в ознакомлении учителей и родителей с основными теоретическими положениями и методами этой науки. Это касается и всей психодиагностики вообще, и психодиагностики одаренности в частности.

Основные принципы отбора учителей

для работы с одаренными детьми.

Трудно предположить, что можно сразу найти учителей, обладающих такими личными и профессиональными качествами, которые бы полностью отвечали требованиям новых программ обучения и запросов, администрации образовательных учреждений для одаренных школьников.
Педагогич еская администрация не только должна отбирать специалистов, максимально отвечающих поставленным требованиям, но и, по возможности, постоянно заниматься специальной подготовкой кадров (повышение квалификации) в оперативном порядке, т.е. по месту работы (лекции, семинары, консультации, конференции).

Основные принципы отбора учителей.

1.Учитель является определяющим фактором в системе обучения одаренных детей.

2. К учителям, работающим с одаренными детьми, предъявляются повышенные требования.

3. Не все учителя способны работать с одаренными детьми младшего возраста. Именно школьная администрация должна своевременно выявлять учителей, которые не могут или не хотят работать с малолетними одаренными детьми, и стараться сделать так, чтобы последние не попадали к таким учителям.

4. "Позитивное" я - концепция составляет одну из важнейших характеристик учителя, работающего с одаренными детьми. Учитель, отличающийся низкой самооценкой, как правило, испытывает чувство опасения перед своими талантливыми воспитанниками, а значит, не может вызывать у них уважения. Среди других важных качеств учителя можно выделить зрелость, успешный опыт педагогической работы, эмоциональную стабильность, целеустремленность и творческое начало.

5. Профессиональная компетенция педагога, обучающего одаренных детей, основывается на его специальной теоретической подготовке, тесно связанной с опытом практической работы.

6. Теоретическая подготовка и практическая деятельность учителя должны включать работу с разными категориями детей; здоровыми ( в том числе одаренными) и с детьми, имеющими сенсорные или физические недостатки (в том числе одаренными). В силу того, что обычно одаренные и талантливые дети обучаются в одной группе вместе со всеми остальными детьми, обладающими разными способностями и особенностями.

7. Учителя одаренных детей должны разбираться в специальных программах для дошкольников и младших школьников и учитывать опыт других педагогов при совершенствовании своих программ.

8. Учителя должны быть знакомы с соответствующими концептуальными моделями, использующимися в обучении для разных возрастов одаренных детей, и уметь выбирать и применять те модели, которые близки их собственным педагогическим принципам.

9. Для разработки программ учителям необходимо разбираться в самых разнообразных дисциплинах. Они так же должны эффективно использовать выделяемые на нужды обучения средства и ресурсы.

10. Правильный выбор учебного материала так же характеризует уровень учителя, работающего с одаренными детьми.

11. В концепцию учителя обязательно входит умение правильно оценивать успехи детей. Желательно при подборе учителей для одаренных детей следует учитывать необходимость их принадлежности к одной культуре.

12. Учитывая тот обстоятельство, что убедить окружающих в необходимости оказывать содействие в развитии социальных программ для одаренных детей бывает довольно трудно, учителю необходимо обладать умением защищать интересы последних и находить своих сторонников.

Одаренные дети.

Именно острота практического вопроса заставляет пересмотреть традиционные подходы к пониманию природы интеллектуальной одаренности, ибо в психологической работе с людьми - и тем более людьми одаренными - нельзя допускать ошибок. Что же касается психологических исследований интеллектуальной одаренности - нельзя допускать ошибок. Что же касается психологических исследований интеллектуальной одаренности, то, как всегда, вопрос упирается в многозначность этого термина, и соответственно, в существование разных критериев, на основе которых, тот или иной человек идентифицируется как "интеллектуально одаренный". Наиболее распространенные подходы.

1. Лица с высоким уровнем развития "общего интеллекта" в виде показателей IQ больше 135-140 единиц (СООБРАЗИТЕЛЬНЫЕ).

2. Лица с высоким показателем академической успешности (БЛЕСТЯЩИЕ УЧЕНИКИ).

3. Лица с высоким уровнем развития творческих и интеллектуальных способностей ("креативы").

4. Лица с высокой успешностью в выполнении тех или иных реальных видов деятельности ("компетентные")

В западной психологии доминирует тенденция оценивать интеллектуальную одаренность на основе стандартных психологических тестов, максимально высокие оценки, по которым получают примерно 2% испытуемых. Одним из оснований отождествления интеллектуальной одаренности с высоким IQ явились результаты широко известного лонгтюденального исследования Л. Термена, которое было начало в 20-х гг. прошлого столетия и закончено в 70е годы. По его инициативе в 1922г. было отобрано 1500 учащихся, получивших по интеллектуальной шкале Стенфорд-Бине 140 и более баллов. Спустя 40 лет эти, одаренные в детстве испытуемые, были снова изучены с точки зрения их жизненных и профессиональных достижений. Выяснилось, что 60% из них закончили университет, 14% мужчин и 4% женщин имели высшие научные звания, мужчины в общей сложности имели 2000 научных статей, 60 монографий, 3 романа, зарплата большинства этих людей была выше среднего уровня. Короче говоря, значительная часть детей с высоким IQ стали высоко продуктивными в интеллектуальном отношении взрослыми.

В то же время обращали на себя внимание следующие факторы: никто из этих испытуемых так и не стал выдающейся в своей области творческой личностью, и, 15% данной популяции не добились успеха по стандартам американского общества (эти люди имели относительно низкую зарплату и отличались частыми обращениями к психиатрической помощи).

Таким образом, хотя сверхвысокие показатели IQ в детском возрасте имели определенное отношение к жизненным и профессиональным успехам, тем не менее, их наличие отнюдь не относительно напрямую соотносилось с проявлением интеллектуальной одаренности в более позднем возрасте. При этом остался открытым вопрос о том, насколько успешно складывалась интеллектуальная и профессиональная судьба детей со средними и низкими значениями IQ.

Как обстоят дела в области "блестящих учеников"? Литературные биографические источники свидетельствуют, что значительная часть великих людей испытывала проблемы в школе. По данным Е. Торренса около 30% отчисленных из школы за неуспеваемость составляют дети одаренные и сверходаренные.

Как же определяется " одаренность" в отечественной литературе? По данным Н.С. Лейтеса критерии следующие: 1.Особая потребность в умственном поиске, в умственной нагрузке, (обозначается в научной литературе различными терминами - умственная активность, познавательная потребность, исследовательская потребность). Познавательная потребность в развитой форме становится ненасыщаемой - чем больше человек узнает, тем больше ему хочется знать. В этом смысле она принципилально отличается от любых органических потребностей. Здесь не бывает пресыщения, нельзя перепознать. 2. Удовольствие от умственного напряжения. Радость во время интеллектуальной деятельности. (одни переживают более, другие менее интенсивно) сейчас можно регистрировать. Целый ряд физиологических показателей (электроэнцефалографических, биохимических) свидетельствуют о том, что что в момент интеллектуального напряжения вместе с участком мозга, заняытым умтсвенной работой, возбуждается, как правило, и центр положительных эмоций. У некоторых людей эта связь настолько прочна, что лишение их интеллектуальной деятельности приводит к тяжелому состоянию. 3. Активность самого познающего.

Особые категории одаренных детей.

Низкий социально-экономический уровень семьи порождает трудности в выявлении одаренных детей. Как правило у этих детей из таких семей не очень хорошо развита речь, она может изобиловать неправильностями, их кругозор может быть весьма ограничен в силу того, что семья не стремилась и не имела возможности обогатить их опыт, не стимулировала их к этому. Эти дети не имели доступа к ряду распространенных игр, развлечений и, в силу этого могут производить впечатление отстающих в развитии. Если же низкий уровень семьи сочетается с ее низкой культурой, (что встречается довольно часто) то ребенок не имеет социально одобряемых средств выражения для своей любознательности и активности.

Дети с иными культурными традициями. (ориентация культуры на неукоснительное соблюдение, следование традициям может сильно препятствовать проявлению творческих способностей).

Куда исчезают одаренные девочки? Согласно банным Барбары Кларк (1983г.) по меньшей мере половину всех одаренных детей, выявленных в начальной школе, составляют девочки. К моменту перехода в старшие классы их оказывается меньше четверти. Во "взрослом" мире женщина лидер в области промышленности, политики, образования и т.д. - редкость.

Проблема реализации способностей женщин была поставлена Л. Холлингуорт, в 30-е гг. сравнительным анализом умственного развития мальчиков и девочек. По тесту Стендфорд- Бине девочки опережали мальчиков во всех возрастах, вплоть до 14 лет.

Закономерным следствием стал вопрос, чем обусловлено малое число женщин среди выдающихся деятелей всех времен и народов, если в детстве они, по крайнем мере, не уступают в интеллектуальном развитии мальчикам.

1.Это доказательство ложности положения "талант всегда пробьется".

2. Неправомерность отождествления большинства достижений высоким интеллектом.

Исследования, развернувшиеся в 70е гг., раскрыли роль социально-психологических факторов в нереализации одаренных женщин. Современное общество - все его институты - включая семью, среднюю и высшую школу, пронизано полоролевым стереотипом, устоявшимися представлениями о женственности и мужественности, жестко предписывающими, как должны себя вести, как выглядеть, и какие особенности проявлять мужчины и женщины, и соответствующими ожиданиями. Вследствие этого девочки и мальчики растут в двух разных мирах.

Ожидания различны еще до рождения ребенка. В два раза чаще родители называют предпочтительным появление мальчика, чем девочки, среди отцов эта цифра равна 4.

С самого начала девочек учат быть пассивными, послушными, проявлять заботу о других. Ожидается, что они отдадут предпочтение спокойным играм и занятиям, не будут склонны участвовать в рискованных предприятиях.

По данным американских психологов детская мальчиков богаче, шире по представленности окружающего мира - в ней машинки. Дидактические игры, конструктор, спортивный инвентарь, животные, военные игрушки. В детской комнате трехлетнего мальчика в среднем в 3 раза больше игрушек, чем у их сверстниц. Многие критерии игрушек совсем не представлены в комнатах девочек.

Практика воспитания различна - начиная с разной реакции на плач младенца - к девочкам подходят быстрее и чаще. Позднее на прогулках матери держат девочек ближе к себе.

Таким образом, девочкам буквально с пеленок внушают, что они зависимы от других, что сами они не смогут справиться с ситуацией. Однако хорошо известно, что активность, самостоятельность, уверенность в себе необходимы для развития высокого уровня интеллекта.

В школе дети так же встречаются с разным отношением и разным поведением учителей. От девочек ждут полного послушания, постоянного прилежания. Им учителя уделяют меньше внимания, чем мальчикам, они получают менее развернутую связь, оценку. Учителя гораздо реже стремятся ориентировать девочек на более высокую оценку.

Учебники и учебные пособия полны проявлений полоролевых стереотипов - мальчики в них изображаются главными действующими лицами - смелыми, независимыми, способными на риск, а девочки - пассивными, второстепенными персонажами, ожидающими помощи и поддержки. Проведенные исследования Л.В. Попова (1995г.) анализа ряда учебников для начальной и средней школы показал, что в них преобладают в качестве действующих лиц мужчины и мальчики. На иллюстрациях в 66% случаев изображаются только мужчины и мальчики. В задачах в 81% присутствуют только они же.

В результате всех этих, на первый взгляд малозначительных отличий, одаренные девочки уходят во взрослый мир с некоторыми распространенными чертами - многие из них отрицают свою одаренность, объясняя свои успехи внешними условиями, у них формируются исключительные способности к социальной адаптации, хорошо маскирующие одаренность и обеспечивающие принятие их ближним окружением, часто меняют свои профессиональные ориентации, часто со снижением социального статуса. Цель образования в гуманистическом обществе - помочь эффективной реализации человеческих возможностей. Нет нужды делать женщин более похожими на мужчин - надо помочь и девочкам, и мальчикам стать компетентными и продуктивными взрослыми.

Обучение одаренных.

Основной вопрос - чем должны отличаться программы для одаренных от обычных учебных программ.

Ускоренное обучение. Вопросы темпа обучения являются предметом давних, до сих пор не утихающих споров как среди ученых психологов, так и среди педагогов и родителей. Многие горячо поддерживают ускорение, указывая на его эффективность для одаренных учащихся. Другие считают, что установка на ускорение - это односторонний подход к детям, с высоким уровнем интеллекта, так как не учитывается их потребность в общении со сверстниками, эмоциональное развитие.

Каковы психологические предпосылки обращения к ускорению?

Одной из бросающихся в глаза особенностей интеллектуально одаренных детей является их раннее речевое развитие. В силу разных причин эти дети понимают большее количество слов и больше сообщений. Отсюда - быстрота и схватывание сущности, смысла, характерная для них. Как правило, такие учащиеся способны усваивать учебную программу с высокой скоростью.

Занятия одаренного ребенка в обычном классе по стандартной учебной программе похожи на тот случай, когда нормального ребенка по ошибке помещают в класс для детей с задержкой умственного развития. Ребенок в таких условиях начинает приспосабливаться, он старается быть похожим на своих одноклассников в самых разных проявлениях, и спустя какое-то время его поведение будет похожим на поведение всех остальных детей в классе. Он начинает подстраивать выполнение заданий по качеству и количеству под соответствующие ожидания учителя. У невнимательного, неподготовленного педагога такой ребенок может надолго задержаться в развитии.

Приведенное описание - лишь аналогия. Как показывают много численные исследования, существуют различия между обучением нормального ребенка в классе для детей с задержкой умственного развития и той, где одаренный ребенок учится в обычном классе. Дело в том, что учитель, получивший специальную подготовку для работы с умственно отсталыми детьми, гораздо легче заметит нормального ребенка в своем классе, чем обычный учитель выделит одаренного в классе обычном.

Все специалисты сходятся в том, что ускорение должно быть для одаренных детей. Для этого надо 1.Дети должны быть достаточно зрелыми в социально - эмоциональном плане. 2. Необходимо согласие родителей, но необязательно их активное участие 3.Ускорение - наилучшая стратегия обучения детей с математическими способностями и с одаренностью к иностранным языкам.

Раннее поступление в школу. Раннее поступление в школу весьма желательно для девочек, т.к. они часто проявляют готовность к школе раньше, чем мальчики. А так же потому, что их не очень привлекает ускорение, которое можно использовать в последствии (девочки более чувствительны к сложившимся взаимоотношениям с одноклассниками).

От раннего поступления в школу многое выигрывают дети из семей с низким образовательным уровнем.

Ускорение в обычном классе. Возможно и ускоренное прохождение стандартной учебной программы в рамках обычного класса. Попытки такого рода целесообразнее на этапе начальной школы. Частичная индивидуализация программы некоторых детей под силу лишь энергичному, увлеченному педагогу с опытом и высокой квалификацией.

Занятия в другом классе. Одаренный ребенок может обучаться тому или иному предмету с детьми более старшего возраста. Например, первоклассник, который очень хорошо читает, может быть по чтению во втором или даже в третьем классе. Может быть, так же посещение уроков в параллельном классе, где обучаются несколько иначе.

Эта форма может быть успешной только при условии, что в ней участвует не один ребенок. Посещение более старшего класса может быть разрешено группе детей, что требует согласованной работы 2-3 учителей.

Перепрыгивание через класс. Благодаря такому переводу ребенок оказывается в окружении интеллектуально стимулирующих его учеников. Исследования по этой проблеме показали, что нет фактических доказательств социально-эмоциональных проблем, дискомфорта и пробелов в обучении при перепрыгивании через класс. Проверка учащихся и опросы их родителей показали, что эта практика имеет гораздо больше положительных последствий, чем отрицательных (можно было бы использовать чаще).

Профильные классы. Классы со специализацией учебных программ и отобранным составом учеников. В этих классах один или несколько предметов проходят в более быстром темпе, по более сложной программе. Такой вид ускорения хорошо подходит учащимся с выраженной расположенностью к какой-нибудь области знания - математике, химии, биологии, иностранный язык. (Целесообразно использовать в старших классах, когда интересы и способности в значительной степени определились).

Радикальное ускорение. Имеется в виду особое ускорение, доказавшее свою эффективность при обучении математически одаренных детей. Эта стратегия активно используется в специальной программе Университета Джонса Хопкинса (Балтимор, США), разработанной профессором Джулианом Стенли. Программа была начата более двух десятилетий назад как экспериментальная и превратилась в общенациональную с мировой известностью. В ней предлагается много ускоренных курсов по выбору для школьников, начиная с 7-8 классов. Для учащихся, показавших наибольшие способности по математике, предусмотрена возможность заниматься по университетской программе. (Есть 15тилетний доктор наук).

Частные школы. В нашей стране практика частных школ еще очень мала. Однако мировой опыт показывает, что они высоко эффективны в обучении далеко продвинутых в умственном отношении детей. В таких школах больше склонны использовать ускорение для того, чтобы обучение соответствовало уровню обучения учащихся. Есть и специальные частные школы для одаренных.

Одна такая школа была основана в 1957г. в США. Обучение начинается с 5 лет и может вестись на шести языках, помимо английского. Все учащиеся должны выучить хотя бы один иностранный язык так, чтобы бегло говорить на нем, знать культуру, литературу и историю соответствующей страны. История считается важнейшим предметом, объединяющим все, что касается общественных наук, и ее изучают 5-6 лет. Ускорение является особенностью учебных программ, причем учащийся может сдать экзамен по предмету в любое время, если у него есть достаточно знаний. Школа позволяется к 14-15 годам сделать выбор относительно того, что каждого из них привлекает больше всего.

Раннее поступление в вуз. Является естественным продолжение общей стратегии ускорения. Необходимо предусмотреть психологическую поддержку для предотвращения сложностей адаптации. При правильной организации такой работы у юных студентов происходят положительные изменения в личностном развитии - они становятся более независимыми, проявляют больше самоконтроля и самодисциплины, чем их сверстники с высоким интеллектом, обучающиеся в школе.

Исследователи, изучавшие эффективность форм ускорения на всех возрастных этапах, единодушны в том, что оптимальный результат достигается при одновременном соответствующем изменении содержания учебных программ и методом обучения. "Чистое" ускорение в какой-то степени напоминает скорую помощь, снимая некоторые срочные проблемы развития незаурядных детей, но не предоставляя возможности удовлетворить их основные познавательные потребности. Поэтому редко используется только ускорение. Как правило, учебные программы основываются на сочетании двух основных стратегий - ускорения и обогащения.

ОБОГАЩЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ. В некоторых случаях обогащение подразделяют на " горизонтально" и "вертикальное". Вертикальное обогащение предполагает более быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного предмета, т поэтому его иногда называют ускорением. Одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал к традиционным курсам. Большие возможности развития мышления, креативности, умения работать самостоятельно.

Обогащение познавательных процессов. Ориентировано на развитие самих умственных процессов учащихся (шахматы, математические и логические игры, моделирование жизненных ситуаций с привлечением компьютерных игр и т.д.)

Обогащающее обучение может быть специально направлено на развитие творческого мышления. Сюда могут входить занятия по решению проблем с применением таких известных техник как мозговой штурм, синектика и т.д.

Существуют программы обогащения, ориентированные на дополнительные материал и более сложное содержание, направленные на увеличение знаний в конкретной области и на развитие умственных операций. Примерами таких программ являются учебные миникурсы по темам, проблемам или отдельным навыкам. (например - антропология, мифология, голография и т.д.)

Корректрирующие, развивающие и интерактивные программы. Первые программы создаются для одаренных детей, которые испытывают эмоциональные или поведенческие трудности. Развивающие создаются для улучшения состояние эмоциональной сферы, в них используются такие упражнения, как ролевой тренинг, тренинг сензитивности и т.д.

Интерактивные программы соединяют познавательные и эмоциональные компоненты. Американский педагог Дороти Сиск, например, полагает, что обсуждение жизненных ценностей важно для одаренных детей из-за их высоко развитых умений рассуждать, повышенной чувствительности к несправедливости и противоречиям.

Летние и зимние школы и программы. Биографические исследования, ретроспективные опросы показывают, что даже одноразовое участие в хорошо организованной такой программе может оказать сильное влияние на последующую жизнь особо восприимчивого ребенка.

Творчество как проблема современной психологической науки.


Творчество - создание нового, оригинального - далеко не новый предмет изучения. На протяжении многих веков представители разных наук (философы, культурологи, психологи) стремились создать "теорию творчества". Однако только в последние десятилетия появился интегрированный, общенаучный подход, который позволил рассматривать категорию "творчество" не только как характеристику полученного результата деятельности, а с точки зрения того механизма, который этот результат обусловил. Сложность создания единой психологической теории "творчества" во многом обусловлена тем, что в данной науке в настоящее время существуют разные, зачастую противоречащие друг другу трактовки самого понятия "творчество".

Методика диагностики одаренности для педагогов и родителей

Карта интересов для младших школьников
Выявление интересов и склонностей ребенка дело очень сложное, как и любая другая психодиагностическая работа. Учитель, воспользовавшись представленной методикой, может получить первичную информацию о направленности интересов младших школьников. Это, в свою очередь, даст возможность более объективно судить о способностях и о характере одаренности ребенка.
При изучении направленности интересов младших школьников следует иметь в виду. что теория и практика обучения и воспитания свидетельствуют о том, что интересы у большинства детей данного возраста нечетко дифференцированы и неустойчивы. Но это не может быть причиной отказа от их изучения. Без информации о склонностях и интересах ребенка наши педагогические меры могут быть неадекватны.
Важно, что, несмотря на отсутствие абсолютного совпадения между интересами и склонностями, с одной стороны, и способностями и одаренностью-с другой, между ними существует тесная связь. Эта связь уже на ранних этапах развития личности выражена достаточно определенно: ребенок интересуется, как правило, той наукой или сферой деятельности, в которой он наиболее успешен, за достижения в которой его часто поощряют взрослые и сверстники. Таким образом, склонности выступают как индикатор способностей и одаренности, с одной стороны, как отправная точка - с другой. Чтобы полученная информация была объективна, целесообразно провести по данной методике опрос не только детей, но и их родителей. Для этого необходимо заготовить листы ответов по числу участников - это самая трудоемкая операция. Обследование можно провести коллективно. Инструкции предельно просты и не потребуют больших усилий для изучения. Обработать результаты можно также в течение короткого времени.

Инструкция для детей


В правом верхнем углу листа ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках ответ на первый вопрос в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и т. д. Всего 35 вопросов. Если то, о чем говорится, вам не нравится, ставьте знак "-"; если нравится "+", если очень нравится, ставьте "++".

Инструкция для родителей


Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста.На бланке ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке - "-"; если нравится -"+"; очень нравится - "++". Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.

Лист вопросов Каждый вопрос начинается со слов: "Нравится ли вам ..."

решать логические задачи и задачи на сообразительность;

читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести;

петь, музицировать;

заниматься физкультурой;

играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;

читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;

делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);

играть с техническим конструктором;

изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами;

самостоятельно рисовать;

играть в спортивные, подвижные игры;

руководить играми детей;

ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;

ходить в магазин за продуктами;

читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.;

играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);

самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;

соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;

разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;

содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак идр.);

убиратьза собой книги, тетради, игрушки и др.;

конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;

знакомиться с историей (посещать исторические музеи);

самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества;

читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;

объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение);

ухаживать за домашними растениями;

помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.);

считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;

знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;

участвовать в постановке спектаклей;

заниматься спортом в секциях и кружках;

помогать другим людям;

работать в саду, на огороде, выращивать растения;

помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.
Лист ответов: в клетках листа записываются (плюсы и минусы) ответы на все вопросы.Дата__________ Фамилия, имя_______________

1 2 3 4 5 6 7

8 9 10 11 12 13 14

15 16 17 18 19 20 21

22 23 24 25 26 27 28

29 30 31 32 33 34 35

Обработка результатов
Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:

математика и техника;

гуманитарная сфера;

художественная деятельность;

физкультура и спорт;

коммуникативные интересы;

природа и естествознание;

домашние обязанности, труд по самообслуживанию.


Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и коррекционно-педагогических задач. Полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С помощью их легче сделать развитие ребенка всесторонним и гармоничным.

Обработка результатов


Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Доминирование там, где больше плюсов. При подведении итогов и особенно при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых. Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам. В этом случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка. Данная методика может активизировать работу с родителями. Подтолкнуть их к изучению интересов и склонностей собственных детей, дать им возможность, по крайней мере, задуматься над этой сложной проблемой. Интересным будет также сопоставление ответов детей и их родителей. Это позволит создать более объективную картину направленности интересов ребенка и выявит зоны для коррекционной работы как с детьми, так и с их родителями.

Развиваем свои способности


Исследуя проблему одаренности детей, мы натыкались на множество сайтов, в которых предлагались различные упражнения на развития той самой одаренности (во многих даже давалась гарантия, что именно данные упражнения «доведут вас до гения»). При чем почти все сайты страдали одной проблемой, они предлагали развивать свои способности только через одно какое-то направление, например: только развитие воображение или только памяти, только творческих способностей или только интеллектуальной сферы. Но, к сожалению, мы так и не нашли на сайт, где бы присутствовал комплексный набор различных упражнений, методик позволяющий развивать себя гармонично во всех направлениях.
Поэтому, пользуясь определенным опытом практической работы как с детьми (в школах), так и самим собой (саморазвитие), мы попытались составить комплексную программу по раскрытию имеющихся в каждом человеке потенциальных возможностей и способностей, их гармоничному развитию.
На данном сайте мы представляем пробную версию программы, поэтому для дальнейшего усовершенствования ее мы будем благодарны вам, если, пройдя по всем предложенным этапам программы, поделитесь своими впечатлениями, а также внесете свои коррективы в оптимизации упражнений.

Пробная версия программы «Одаренность»

Первый набор упражнений (развитие творческих способностей).

Данный набор мы поставили одним из первых, так как считаем, что основной чертой одаренных людей, гениев, отличающей их от простого человека, является высоко развитое умение творить, создавать из привычного, обыденного, повседневного что-то неординарное, необычное, изменять мир не придерживаясь правил и шаблонов, навязанных социумом. «Ложки нет».


Первый набор упражнений (развитие творческих способностей).

Для выполнения данных упражнений вам понадобиться листок бумаги, ручка и 2 нормально работающих полушария мозга.

Разминочное упражнение
Закройте глаза и представте себе куб, попытайтесь его повернуть другой гранью, покрутите его. После того как вы достигли в этом успеха попробуйте превратить куб в шар. Вращайте шар в течение минуты, потом откройте глаза и принимайтесь выполнять предложенные упражнения. Это задание поможет вам настроиться на творческую волну, способствовать рождению различных идей.

Упражнение №1


Придумайте 10 способов применения пустого стержня от ручки и запишите их. Желательно придумывать не стандартные варианты (можно даже безумные), это повысит эффективность упражнения.

Упражнение №2


Используя только одни квадратики попробуйте нарисовать картину (или хотя бы рисунок) на который изображен какой нибудь сюжет.

Упражнение №3


Запишите цифры от 0 до 9 по порядку и дорисуйте к ним различные элементы, чтобы к итоге нельзя было бы определить что за цифра написана.

Упражнение №4


Попробуйте соединить два различных предмета и запишите какими полезными свойствами этот предмет будет обладать.

Упражнение №5


Возмите любой предмет, мысленно разделите его на несколько частей (3-5) и запишите новые свойства каждой части.

Второй набор упражнений (развитие воображения).

Воображение является мастерской человека. Именно там человек может творить все, что только способен себе представить. А, следовательно, на сколько человек в воображение способен изменять мир на столько разнообразнее и интереснее его решения, его творения. Многие ученые приходили к своим открытиям, использую только свое великолепно развитое воображение.
Второй набор упражнений (развитие воображения).

Для выполнения данных упражнений вам понадобиться всего лишь закрыть глаза. Если же вы не надеятесь на свою память или хотите в дальнейшем усовершенствовать свои решения возмите так же листок бумаги, ручку чтобы записать их.

Разминочное упражнение
Закройте глаза и представте себе куб, попытайтесь его повернуть другой гранью, покрутите его. После того как вы достигли в этом успеха попробуйте превратить куб в шар. Вращайте шар в течение минуты, потом откройте глаза и принимайтесь выполнять предложенные упражнения. Это задание поможет вам настроиться на творческую волну, способствовать рождению различных идей.

Упражнение №1


Закройте глаза, попытайтесь представить осенний парк. Понаблюдайте за падающими листьями. Выполняйте упражнение 3-5 минут.

Упражнение №2


Закройте глаза, попытайтесь представить себя загорающим на пляже. Осмотритесь, разглядите лица людей находящихся рядом (если не получается просто понаблюдайте за игрой волн или за чем то еще). Выполняйте упражнение минут 5-10.

Упражнение №3


Если бы люди перестали уметь ходить и научились летать. Представте себе как изменилась бы жизнь.

Упражнение №4.1


Напишите названия 10 любых предметов, закройте глаза и начинайте представлять их образы. Каждый образ задерживайте на секунд 5-7.

Упражнение №4.2


Используя образы из упражнения №4.1 попробуйте манипулировать ими. Сначало одним, то приближая, то отдаляя его, потом попробуйте использовать вместе два, три и так все десять.


Смотрите также:
1. Психологическая диагностика творческой одаренности. Модель Дж. Гилфорда
296.8kb.
1 стр.
Методическое пособие «Диагностика детской одаренности»
368.89kb.
3 стр.
Публичный отчет Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей
800.49kb.
5 стр.
Психологическая диагностика Под редакцией М. К. Акимовой
4155.05kb.
17 стр.
Предметные недели Конкурсы Олимпиады Психологическая диагностика 1-11 кл. По учебному плану
146.03kb.
1 стр.
Психология творческой одарённости Лекция №1 08. 09. 07 г
320.63kb.
1 стр.
Инструкция по применению даны в учебных пособиях Ю. А. Цагарелли (2002, 2009)
338.67kb.
1 стр.
«Индивидуализация и дифференциация образовательного процесса как условие развития личности современного гимназиста» Шемякина Л. В
93.11kb.
1 стр.
Научного общества учащихся мбоу есош №1
51.82kb.
1 стр.
Развитие детской одаренности в образовательной среде
529.49kb.
4 стр.
Психологическая игра «На что потратить жизнь?» Черняева Лариса Леонидовна
53.64kb.
1 стр.
15. Роль коллектива в развитии личности учащегося
212.21kb.
1 стр.