Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1Российский государственный университет нефти и газаимени И.М. Губкина УТВЕРЖДАЮ: Проректор по научной работе проф. А.В. Мурадов ____________________ «____»___________2013 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ И ДЕМОГРАФИЯНаправление подготовки 22.00.03 – Экономическая социология и демография Квалификация (степень) выпускника Кандидат социологических наук Форма обучения Очная Москва 2013 1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Цель программы–минимум – помочь соискателям ученой степени кандидата социологических наук по специальности 22.00.03 – экономическая социология и демография в овладении систематизированным знанием научных концепций относительно фундаментальных законов и социальных механизмов, регулирующих экономические и демографические отношения, с выходом на типы экономического и демографического поведения субъектов в условиях рыночной среды. Задачи программы–минимум: развить навыки социологического анализа экономических процессов с использованием методологии и системы категорий экономической социологии и социальной демографии; составить представление о специфике и формах проявления основных социально-экономических законов развития общества; изучить особенности метода и базовые концепции экономической социологии и социальной демографии; усвоить принципы социологического моделирования явлений и процессов, описываемых базовыми концепциями, с целью их объяснения и прогнозирования. Полнота и качество решения данных задач определяют уровень профессиональной подготовки современного экономического социолога, способного разрабатывать социальные механизмы регуляции экономических и демографических отношений и процессов в обществе.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ПВПО Дисциплина «Экономическая социология и демография» представляет собой дисциплину обязательной части цикла профессиональных дисциплин. Дисциплина базируется на курсах цикла социально-гуманитарных дисциплин и профессиональных дисциплин, изучаемых в программе ВПО. Основными дисциплинами для успешного освоения данного курса являются «Социология», «Демография», «Политология», «Экономика», «Философия», «Философия и методология науки». 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.
3.1 Содержание разделов дисциплины ТЕМА 1. СОЦИОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУК ОБ ОБЩЕСТВЕ Предмет социологии, особенности его эволюции в России и за рубежом. Характеристика основных этапов развития, научных школ и методологических принципов социологической науки. Взаимосвязь и различия в предметах социологии, экономической теории, демографии, философии, истории, статистики, психологии, права и политологии. Объект социологии, его особенности в сферах экономики и финансов, в демографической и социальной политике. Общесоциологические законы. Частносоциологические законы. Связь общесоциологических законов с экономическими. Общее и особенное в фундаментальных и прикладных исследованиях в области экономической социологии и демографии в российской и зарубежной науке. Характеристика реализации функций экономической социологии на различных этапах исследования и внедрения результатов в социальную практику. Социальные технологии внедрения данных социологических исследований деятельности институтов экономики и финансов в их практическую деятельность. Новые социологические теории.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ Экономический и социологический подходы к определению предмета экономической социологии. Английская, французская, американская и российская школы развития экономической социологии; их представители и принципы. Характеристика, отличительные особенности и методологические посылки базовых научных школ в области экономической социологии на разных этапах развития экономической социологии в России и за рубежом. Особенности подходов западных и российских социологов и экономистов к определению предмета экономической социологии. Концепция «экономического человека» и ее эволюция. Классический, неоклассический и современный этапы анализа феномена «экономического человека». Человек «экономический» и «неэкономический». Сущность «новой экономической социологии».
ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ И СТРУКТУРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ Экономическая социология как направление развития социологической науки. Взаимосвязь экономической социологии и демографии. Экономика как социальный институт. Социальные институты и организации в сфере экономической деятельности. Социальные закономерности экономического развития. Специфика социальных отношений в сфере экономики и финансов. Предмет и объекты экономической социологии при изучении деятельности финансово-кредитных институтов. Теории социальных ролей и социального действия, их проявление в экономическом поведении. Экономическое сознание и поведение как ключевые методологические категории социолого- экономического анализа. Структура и виды экономического поведения. Структура экономической социологии, частные социологические теории в познании экономической жизни, характеристика их предметов и объектов. Новые частные социологические теории: социология собственности и распределения; социология страхования и другие.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ Особенности основных общесоциологических и экономических законов в изучении экономических процессов в жизни общества. Экономическое поведение, его виды и особенности формирования в различных социально- экономических условиях. Личность в системе рыночных отношений и формы ее экономического поведения. Связь экономического поведения и экономического сознания. Аксиологические аспекты экономического поведения. Факторы, обуславливающие формирование экономического сознания и экономического поведения. «Человеческий фактор» в экономике. Мотивационные теории в изучении экономической деятельности. Экономическая культура: понятие, структура , функции.
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ Теория социальной структуры общества как базовая социологическая теория в изучении социальных отношений в сфере экономики и финансов. Определение понятия социальной структуры общества и факторы, обуславливающие ее эволюцию. Составные элементы (подвиды) социальной структуры (социально-демографическая, социально-классовая, социально- профессиональная, социально-территориальная, национальная). Социально- демографические факторы экономической деятельности. Сущность процесса трансформации социальной структуры российского общества в условиях расширения института частной собственности и экономического плюрализма. Приватизация как экономическое явление. Влияние приватизации на социальную структуру общества. Социальные последствия приватизации. Социальная справедливость и социальное неравенство. Социальная дифференциация и поляризация населения. Социальное и экономическое неравенство, формы его проявления в экономической, финансово-банковской, социальной жизни. Теории стратификации. Критерии и виды стратификации современного общества: экономическая, социальная, профессиональная. Социальная и экономическая стратификация. Новые классы, социальные группы и слои в структуре общества. Социальная стратификация занятых в сфере экономики и финансов. Средний класс, его структура, социальная база, функции и особенности в России и за рубежом.
СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ Социальная мобильность и ее типология (горизонтальная и вертикальная, восходящая и нисходящая, индивидуальная и групповая, межпоколенная и внутрипоколенная, структурная). Виды, содержание и причины мобильности. Миграция населения как форма социальной мобильности. Экономическая мобильность. Социально-профессиональная мобильность, ее типы и виды. Институты и механизмы регуляции социальной мобильности.
ГЕНДЕРНАЯ СОЦИОЛОГИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ Предмет и объект гендерной социологии. Гендерная структура общества как составная часть социально-демографической и половозрастной структуры. Эволюция гендерной структуры в сфере экономики и финансов, факторы ее обуславливающие. Гендерные особенности экономического сознания, экономического поведения и социального статуса половозрастных групп. Влияние гендерного фактора на процесс социальной адаптации в экономической, производственной, трудовой деятельности. Гендерная асимметрия как социальное явление. Особенности гендерной асимметрии в сфере экономики. Социальные последствия гендерной асимметрии для экономической жизни и демографической ситуации в обществе. Социальная дискриминация и сегрегация в трудовой сфере. Гендерная политика, ее связь с социальной и демографической ситуацией в обществе. Гендерные и социогендерные исследования в изучении экономической деятельности и экономического поведения населения. ТЕМА 8. СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ ТРУДА И ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ Социология труда как частная социологическая теория, особенности ее развития в России и за рубежом. Российские и зарубежные теории изучения социальной ценности труда. Предмет, объект социологии труда, ее направления. Социальная сущность труда. Содержание и условия труда. Собственность как социальный институт. Влияние формы собственности на производственное и трудовое поведение. Формы частной собственности (индивидуальные, групповые, коллективные, корпоративные) и использование экономических и человеческих ресурсов производственных коллективов. Виды производственных социальных организаций. Основные функции трудового коллектива. Соотношение понятий «трудовой коллектив» и «персонал»: общее и особенное. Теоретические интерпретации производственного и трудового поведения: институциональная, функциональная, коллективистская, менеджеристская, культурологическая, неоклассическая. Типология мотивации трудовой деятельности.
РЫНОК КАК ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ Социологический и экономический подходы к изучению рынка. Рынок как объект экономической социологии. Социальная сущность денег, их социальные функции в условиях рынка. Совокупность рынков как единое сегментированное рыночное пространство. Виды рынков, их объекты и субъекты. Социальные институты, функционирующие на рынке, и социальное взаимодействие между ними. Риск как предмет экономической социологии, его место в структуре экономического поведения. Взаимосвязь экономических и политических интересов на рынке. Доверие к субъектам рынка как важный фактор его устойчивого развития. Виды экономического поведения объектов рынка (производственное, инвестиционное, сберегательное, потребительское, страховое, инновационное, налоговое и т. д.). Рынок и нравственность. Формы и особенности девиантного поведения субъектов и объектов рынка. Формы контроля и защиты прав собственности и прав потребителей. Угрозы безопасному развитию рынков и пути их предотвращения. ТЕМА 10. РЫНОК ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ Понятие «рынка труда и занятости». Социология занятости как частная социологическая теория, ее предмет и объект. Рынок труда и занятости как социальное явление. Экономические и социальные аспекты механизма функционирования рынка труда. Структура, виды и функции занятости. Объективные и субъективные факторы формирования рынка труда и занятости в обществе с переходной экономикой. Действие закона конкуренции на российском рынке труда и занятости, формы его проявления в сфере финансово-банковской деятельности в условиях перехода к рынку. Трудовое и нетрудовое поведение личности и различных социальных групп на рынке труда и занятости. Социальные последствия действия закона конкуренции на рынке труда и занятости.
БЕЗРАБОТИЦА КАК ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ Социология безработицы как частная социологическая теория, ее предмет и объект. Безработица как социальное явление и социальный процесс. Структура, уровни и виды безработицы. Возможности социологического и статистического замеров масштабов распространения безработицы в обществе. Методика МОТ расчета реальных масштабов безработицы. Социальные особенности развития безработицы в России в конце ХХ столетия. Социально-психологические последствия безработицы в российском обществе. Социальные институты защиты от безработицы и пути ее регулирования. Гендерные особенности безработицы. Социальная защита в системе экономических отношений.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ И ФОРМА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ Социология предпринимательства как частная социологическая теория: предмет, объект. Развитие предпринимательства как социально- экономического явления в условиях плюрализма форм собственности. Предпринимательская деятельность как форма активного экономического поведения. Виды предпринимательства. Предприниматели как новый элемент социальной структуры. Социальная база современного российского предпринимательства. Ценностные ориентации и поведенческие установки предпринимателей. Криминализация общества и экономики как прямая угроза развитию предпринимательства в России. Социологическое изучение рисков предпринимательской деятельности.
КОНФЛИКТЫ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ Социальная конфликтология как частная социологическая теория, ее предмет, объект и направления в изучении конфликтов в сфере экономике и финансов. Социальная сущность конфликта. Современные теории социальных конфликтов. Типология конфликтов, их виды и формы. Особенности возникновения и проявления социальных конфликтов в современном Российском обществе. Конфликт интересов и особенности его проявления на макро- и микроуровнях развития экономики и финансов (в сферах труда и производства, в трудовых коллективах, на финансовых рынках, в сфере налогообложения, страховых услуг и т. д.). Структура экономического конфликта. Трудовой конфликт как форма столкновения экономических интересов. Трудовые конфликты в условиях перехода экономики на рыночные принципы функциионирования.Виды трудовых конфликтов. Конфликтогенные зоны в сфере труда и их нейтрализация. Возможности социологического замера уровней напряженности в трудовых коллективах. Институт социального партнерства как способ неконфронтационного регулирования трудовых отношений в условиях рыночной экономики. Социальная напряженность в обществе и факторы ее обуславливающие. Конфликтогенез и его социальная диагностика. Социальные последствия экономических конфликтов.
УПРАВЛЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС Социология управления как частная социологическая теория, ее эволюция в России и за рубежом. Зарубежные и отечественные школы социологии управления (менеджмента). Управление как социальный процесс. Виды управления. Особенности социального управления в экономике. Социальный менеджмент развития экономики. Социально-психологические факторы управленческой деятельности в финансово-банковской сфере и ее социологическая диагностика. Виды систем управления коллективом и группой Социология малой группы. Социометрические методы изучения межличностных отношений в трудовом коллективе Применение профессиограмм в управлении коллективом. Социологическая диагностика: сущность, функции, средства и методы ее осуществления в сфере управления. Социальное прогнозирование в управлении экономикой и финансами.
СОЦИОЛОГИЯ СТРАХОВАНИЯ КАК ЧАСТНАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Социология страхования: предмет, объект, функции. Рынок страховых услуг как социальный объект. Тенденции и противоречия его развития. Сущность социальных отношений на страховом рынке. Социальное взаимодействие и социальные интересы страхователей и страховщиков. Страховое поведение как одна из форм экономического поведения. Потребитель рынка страховых услуг: его структура, социальная база и стратификация. Страхование как фактор личной и социальной безопасности. Факторы, обуславливающие развитие рынка страховых услуг и его потребителя.Социальный механизм и социальные последствия развития российского рынка страховых услуг.
СОЦИОЛОГИЯ МАРКЕТИНГА И ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ Социология маркетинга как частная социологическая теория: предмет, объект, направления исследования. Сущность социологического подхода к исследованию рынка товаров и услуг. Направления социологических исследований в области маркетинговой деятельности. Внешняя маркетинговая среда, возможности ее социологического замера и анализа. Виды маркетинга (социальный, страховой, финансовый, банковский). Особенности социологического исследования маркетинговой деятельности как вида экономического поведения. Социологическое изучение потребителей на рынке товаров и услуг. Социальные и экономические интересы производителей и потребителей. Особенности применения социологии маркетинга на финансовом рынке и в банковской деятельности.
СОЦИАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ Определение понятия «социальный механизм развития экономики», его структура и методологическое назначение. Социальная сущность механизма экономики, его структура, направленность и функционирование. Управление экономикой как социальный процесс. Субъекты экономического управления. Социальные статусы и социальные роли в экономическом процессе. Социальная адаптация и социальный конформизм в экономической жизни в условиях смены форм собственности. Влияние социокультурных ориентаций на формы адаптации к новым экономическим условиям. Последствия и результативность функционирования социального механизма экономики. Модели социального механизма развития экономики и финансового рынка.
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ, СОЗНАНИЕ И ПОВЕДЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ Закономерности становление и функционирования общественного мнения в обществе. Экономические и демографические процессы и явления как объекты общественного внимания. Общественное мнение как социальный институт и субъект социального управления и контроля. Виды мнений. Их взаимосвязь и взаимовлияние. Структура и функции общественного мнения в сфере экономики, финансов и демографии. Отражение развития экономических отношений и демографической ситуации в оценках общественного мнения разных слоев населения. Механизм, каналы, этапы формирования общественного мнения в области экономики, финансов, демографии. Влияние средств массовой информации на направленность общественного мнения по экономическим и демографическим вопросам. Манипуляция общественным мнением как способ управления экономическим и репродуктивным поведением личности, социальных групп и слоев населения. Социальные, политические, экономические последствия манипуляции общественным мнением на финансовом рынке. Формы, методы и специфика изучения общественного мнения в сфере экономики и финансов как инструмента анализа и прогнозирования экономических рисков. Общественное мнение и службы ПИАР в регуляции экономического сознания и экономических действий.
ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ДЕМОГРАФИИ Эволюция становления демографии. Предмет и объект демографической науки. Связь демографической, социологической и экономической наук. Особенности демографического анализа общественной жизни. Изучение тенденций и факторов демографических процессов. Естественное воспроизводство населения как предмет демографии. Структура демографии (демографическая статистика, математическая демография, историческая демография, экономическая демография, социологическая, этническая демография). Демографические структуры и процессы. Социальные условия воспроизводства населения. Законы естественного воспроизводства населения. Этнические процессы демографических процессов.
ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ КАК ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ ОБЩЕСТВА Информационные источники о составе населения и демографических процессах в обществе. Переписи населения, ее историческая эволюция в России и значение для экономической и социальной жизни. Основные принципы переписи населения, их правовая основа. Отражение социальных и демографических показателей в переписи населения. Выборочные и специальные обследования в демографии.
ПОЛОВОЗРАСТНАЯ СТРУКТУРА НАСЕЛЕНИЯ И ЗАНЯТОСТИ В ЭКОНОМИКЕ Абсолютная численность населения, его естественный и миграционный прирост. Структуры населения. Основные демографические структуры (половая или гендерная, возрастная, брачная). Пол (гендер) как научные категории. Типология пола человека. Гендерная структура населения. Первичное, вторичное и третичное соотношение полов. Возраст как важнейшая демографическая характеристика. Классификация возраста. Возрастные и поколенческие группы. Возрастная структура населения и возрастная аккумуляция. Социальные факторы, обуславливающие половую и возрастную структуры населения. Возрастная и гендерная характеристики современного российского рынка труда и занятости. Старение населения как социальный и демографический процесс. Шкала демографического старения Ж. Боше-Гарнье-Э. Россета. Группа пенсионеров и их структура. Соотношение разных возрастных групп в российском обществе и экономике. Социальные интересы социальных групп в зависимости от их гендерной и возрастной структуры. Демографическое старение населения как общая тенденция изменения возрастной структуры населения всех стран и ее влияние на рынок труда и занятости.
ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО, ЕГО СТРУКТУРА И ПОВЕДЕНИЕ Понятие домашнего хозяйства. Образующие признаки домохозяйства. Общность бюджета, постоянное совместное проживание и питание членов домохозяйства. Принципы объединения в домохозяйства. Семья и домохозяйство: общее и особенное. Типы домохозяйств. Место и роль домохозяйств в экономике. Занятость и поведение домохозяйств.
СЕМЕЙНО-БРАЧНАЯ СТРУКТУРА НАСЕЛЕНИЯ Социология семьи и брака: предмет, объект, функции. Семья как социальный институт, микроорганизация (малая группа) и основная демографическая ячейка. Демографические функции семьи. Семейная структура населения как отражение распределения населения по его положению в отношении института брака и семьи. Брак и брачность. Показатели процесса брачности. Брак регистрируемый и нерегистрируемый. Брачное состояние и брачная структура. Брак как социологическая и демографическая категория. Характеристика современной брачной структуры российского общества, особенность ее динамики за годы перехода к рыночной экономике. Отражение в брачной динамике состояния российской семьи и ее репродуктивного поведения. Брак как форма отношений между мужчиной и женщиной. Гендерные стереотипы в семейной жизни. Традиционные и новые типы семейно-брачных отношений и типов семей (патриархатная, нуклеарная, полная и неполная, приемная, фостерная, «гостевая» и др.). Факторы, обуславливающие брачную структуру общества. Развод и разводимость. Влияние разводов на социально-демографическую структуру. Факторы разводимости. Правовая основа регуляции семейно- брачных отношений в России. Тенденции в семейно-брачной структуре российского населения.
РОЖДАЕМОСТЬ И РЕПРОДУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ Рождаемость как массовый социальный процесс, факторы его обуславливающие. Понятия «рождаемость» и «плодовитость»: содержание и особенности. Инфертильность, ее причины и социальные последствия. Бездетность и детность. Рождаемость естественная и потенциальная. Показатели рождаемости (коэффициенты: детности, общей рождаемости, суммарный, специальный, половозрастной, абсолютное число рождений). Рождаемость и репродуктивные установки гендерных групп. Факторы снижения и повышения активности репродуктивного поведения. Мониторинг репродуктивного поведения населения как инструмент демографической политики.
СМЕРТНОСТЬ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ Смертность как важнейший социальный и демографический процесс. Общая характеристика коэффициентов смертности и уровня смертности в обществе. Детская смертность. Влияние смертности на возрастную структуру населения и состояние рынка труда и занятости в экономике. Гендерные особенности в структуре смертности и их влияние на семейно-брачную структуру. Смертность населения как отражение влияния объективных и субъективных факторов. Классы причин смертности. Продолжительность жизни и факторы ее определяющие. Эффективность здравоохранения. Экологическая среда. Уровень жизни. Культура здоровья. Образ жизни. Самосохранительное поведение как система действий и установок личности, направленных на сохранение здоровья и продление жизни.
ВОСПРОИЗВОДСТВО НАСЕЛЕНИЯ И ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ Соотношение понятий естественный прирост (убыль) и воспроизводство населения. Депопуляция населения и его последствия для развития человеческого капитала. Показатели воспроизводства женского и мужского населения. Типы воспроизводства (простое, суженное, расширенное). «Цена простого воспроизводства». Поколения и их замещение. Длина поколения. Поколенческие исследования в социологии. Особенности поколенческой структуры современного российского общества. Теория «конфликта поколений». Демографический прогноз как составная часть социального прогнозирования и планирования. Варианты демографического прогноза: нижний, средний, верхний. Классификация демографических прогнозов (по длине прогнозного горизонта, по целям прогнозирования).
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ Понятие социологической исследовательской стратегии. Типы исследовательских стратегий (теоретические концепции и подходы, социальные обследования, аналитические исследования). Объект и предмет социологического исследования в сфере экономки и финансов. Проблемная ситуация и социальное противоречие в социологическом исследовании экономики и финансов. Цели, задачи, гипотезы и их взаимосвязь в исследованиях социальных отношений в сфере экономики. Фундаментальные и прикладные исследования экономической жизни, финансово-банковского сектора экономики, демографической ситуации в обществе. Типология исследуемых признаков: установки, отношения, действия, мотивы. Единицы исследования и единицы наблюдения. Типы единиц наблюдения (личность, социум, институции). Измерение в экономической социологии. Типы шкал. Оценка качества измерительных процедур. Выборочная совокупность в исследованиях экономических и демографических процессов.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЭКОНОМИКЕ И ДЕМОГРАФИИ Характеристика основных методов сбора социологической информации в изучении сферы экономики и финансов. Традиционные (описательные, объяснительные; лонгитюдные, панельные, повторные, трендовые, когортные) и новые виды социологических исследований в области экономической социологии и демографии. Социологический мониторинг по экономическим, социальным демографическим проблемам. Классификация социологических опросов. Особенности анкетных опросов и интервью в исследовании рынка. Типология вопросов. Артефакты, возникающие в процессе опроса. Логика организации анкетного опроса в финансово- банковской сфере экономической жизни. Социометрический опрос. Коэффициенты групповой сплоченности. Индивидуальные социометрические индексы. Экспертный опрос и его особенности в сфере экономики, финансов и демографии. Почтовые опросы в исследовании рынка. Включенное и невключенное, структурированное и неструктурированное наблюдение в исследовании различных видов экономического поведения населения Виды документов, методы их анализа в социологическом изучении финансово- банковской сферы и демографической ситуации. Контент-анализ текстов экономических документов. Экспериментальное исследование. Эксперимент «экс-пост-факто». Тестовые процедуры. Тест Роршаха. Тест тематической апперцепции. Методы «социологической интервенции». Исследование биографий. Методы фокус-группы, «пеер-группы», «брейн-сторминг группы», сензитивной группы, «дельфийской группы» в изучении социальных отношений в сфере экономики, финансов и демографической ситуации ТЕМА 29. МЕТОДЫ АНАЛИЗА ЭМПИРИЧЕСКИХ ДАННЫХ И ОБОБЩЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Обработка, систематизация полученных эмпирических данных как завершающий этап социологического исследования экономических и финансово-банковских проблем. Группировка и типологизация. Правила построения таблиц. «Анкета-процентовка». Средняя арифметическая, мода, медиана. Корреляция и сопряженность. Коэффициенты корреляции. Факторный анализ. Таксономический анализ. Регрессионный анализ. Анализ латентных структур. Программно-методическое обеспечение анализа социологических данных. Социальный заказ на социологическое исследование. Структура научного отчета. Влияние рыночных отношений на развитие социологических исследований в сфере экономики, финансов, демографии.
При реализации программы дисциплины «Экономическая социология и демография» используются различные образовательные технологии – во время аудиторных занятий занятия проводятся в виде лекций с использованием ПК и компьютерного проектора. Во время консультационного практикума - с использованием ПК, интерактивной доски и компьютерного проектора; при подготовке реферата по экономической социологии и демографии с использованием ПК, интернет-почты и интернет-конференций. Самостоятельная работа аспирантов предусматривает выполнение научно-исследовательской работы (реферата) под руководством преподавателей. 5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ АСПИРАНТОВ Оценочными средствами для аттестации – защита самостоятельной работы с элементами научного исследования (реферат). Перечень вопросов для сдачи кандидатского экзамена по специальности 220003 «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ И ДЕМОГРАФИЯ» 1. Характеристика основных этапов развития, научных школ и методологических принципов социологической науки. 2. Эволюция отечественных школ экономической социологии. 3. Эволюция западных школ экономической социологии. 4. Предмет, объект и структура экономической социологии. 5. Сущность «новой экономической социологии». 6. Основные общесоциологические и экономические законы в экономической сфере. 7. Частносоциологические теории в познании экономической жизни. Влияние финансово экономического кризиса на формирование новых проблемных зон экономической социологии. 8. Социальные институты и организации, их виды и особенности функционирования в сфере экономики и финансов. 9. Сущность процессов социальной и экономической стратификации в обществе. Теории стратификации. 10.Особенности возникновения и проявления социальных конфликтов в современном российском обществе. 11.Социолого-экономические идеи в отечественной социологии. 12.Характеристика социальных последствий перехода российского общества к рыночным отношениям. 13.Трудовой конфликт как форма столкновения экономических интересов. Трудовые конфликты в условиях перехода к рыночной экономике. 14.Концепция «экономического человека» и ее развитие. 15.Социальная сущность денег, их социальные функции в условиях рынка. 16. Собственность как социальный институт. 17.Труд как социальная ценность и эволюция его мотивации за период экономических реформ в России. 18.Класс: его сущность и особенности. Новые классы в современном российском обществе. 19.Социология управления как частная социологическая теория. Ее предмет, объект, направления исследований. 20.Рынок как предмет экономической социологии. 21.Экономическое сознание и экономическое поведение, как категории экономической социологии. 22.Рынок как социальное явление, его структура и факторы развития. 23.Социальная сущность рынка страховых услуг. 24.Определение, структура и механизм формирования общественного мнения на финансовом рынке. 25.Понятие «социальный механизм развития экономики» его структура и методологическое назначение. 26.Экономические и социальные аспекты механизма функционирования рынка труда. Влияние кризиса на российский рынок труда. 27.Безработица как социальное явление. Структура безработицы, ее социально психологические последствия. Влияние кризиса на динамику российской безработицы. 28.Социальная структура российского общества и ее трансформация в условиях плюрализма форм собственности. 29.Предпринимательство как форма экономического поведения. 30.Социология маркетинга в сфере экономики и финансов. 31.Безработица и конкуренция на рынке труда и занятости. Институт социального партнерства как способ неконфронтационного регулирования трудовых отношений в условиях рыночной экономики. 32.Теории социальных ролей и социального действия, их проявление в экономическом поведении. 33.Социология страхования: предмет, объект, функции 34.Дисфункции социальных институтов в сфере экономики и финансов в российском обществе в условиях рыночных отношений. 35.Экономическая культура: понятие, структура, функции. 36.Социальная и профессиональная мобильность: теории, виды, функции в обществе. Влияние кризиса на социально-профессиональную мобильность в российском обществе. 37.Социальная конфликтология как частная социологическая теория. Современные теории социальных конфликтов. 38.Характеристика основных методов сбора социологической информации в изучении сферы экономики и финансов. 39.Виды социологического наблюдения в исследовании экономического поведения. 40.Метод фокус-групп в исследовании потребительского поведения. 41.Экспертный опрос и его особенности в сфере экономики, финансов и демографии. 42.Социологическое исследование, его виды и функции. 43.Почтовые опросы в исследовании рынка. 44.Особенности анкетных опросов и интервью в исследовании рынка. 45.Возможности применения социометрического опроса в познании сферы экономики и финансов. 46.Виды и функции социологических исследований в экономической социологии. 47.Возможности применения экспериментального метода в исследованиях финансово банковской сферы и демографических процессов. 48.«Качественные» методы социологического исследования в познании сферы экономики и финансов. 49.Методы фокус-группы, «пеер-группы», «брейн-сторминг-группы», сензитивной группы, «дельфийской группы» в изучении экономических явлений и процессов. 50.Методы социологической диагностики в экономической социологии. 51.Метод контент-анализа и его возможности в исследовании экономического сознания и поведения. 52.Особенности метода опроса и его виды в исследовании экономического сознания и поведения. 53.Особенности выборочного метода и виды выборки в исследовании экономических и демографических процессов. 54.Измерение в экономической социологии: типы шкал и оценка качества измерительных процедур. 55.Демография: ее эволюция, предмет, структура и связь с экономической социологией и другими общественными науками. 56.Переписи населения как основной источник о количестве, структуре и демографических характеристиках населения 57.Основные демографические структуры общества. Гендерная структура общества и ее социальные последствия. 58.Возраст как демографическая характеристика классификации и возрастная аккумуляция (раскрыть на примере конкретного сектора экономики). 59.Развод и разводимость. Влияние разводов на социально-демографическую структуру. 60.Брак и брачность. Характеристика современного состояния и тенденций развития семейно-брачной структуры российского населения. 61.Рождаемость как социальный процесс: содержание, структура, факторы развития. 62.Смертность, продолжительность жизни и самосохранительное поведение. 63.Воспроизводство населения, его репродуктивное поведение, особенности поколенческой структуры и демографическое прогнозирование. 64.Миграция: сущность, функции и факторы, обусловливающие миграционную ситуацию в российском обществе. 65.Демографический кризис и его последствия в российском обществе. 66.Депопуляция населения и его последствия для развития человеческого капитала в России. 67.Старение населения как социальный и демографический процесс. Шкала демографического старения Ж.Боше-Гарнье — Э.Россета. 68.Этнические аспекты демографических процессов. 69.Домашнее хозяйство как объект социального исследования. 70.Продолжительность жизни и факторы, ее определяющие. 71.Семья как социальный институт, микроорганизация (малая группа) и основная демографическая ячейка. Демографические функции семьи. 6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) а) основная литература:
б) дополнительная литература
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Специализированная аудитория кафедры философии и социально-политических технологий:
Специализированное оборудование и программное обеспечение для проведения социологических исследований:
Компьютерное тестирование по курсу. Слайды и презентации по темам курса. Программа составлена в соответствии с требованиями к ООП ПВПО.
философии и социально- политических технологий к.филос.н., проф. Филатова М.Н.
образования к.и.н., проф. Калинов В.В. Декан факультета послевузовского образования д.т.н., проф. Егоров А.В. Программа одобрена на заседании Ученого совета РГУ нефти и газа имени. И.М. Губкина от _______________ года, протокол № . Смотрите также: Рабочая программа дисциплины экономическая социология и демография
360.91kb.
1 стр.
Программа дисциплины Для студентов, обучающихся по направлению 040100. 62 «Социология» Профиль «Экономическая социология»
1676.83kb.
8 стр.
Кафедра экономической социологии Программа дисциплины Экономическая социология для направления
359.4kb.
4 стр.
Программа дисциплины «Экономическая социология»
546.31kb.
4 стр.
Программа по дисциплине «Социология труда и экономическая социология» для специальности 02 03 00 «Социология»
219.84kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Социология»
206.4kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины (модуля) социология девиантности направление подготовки
610.35kb.
4 стр.
Рабочая программа дисциплины (модуля) Социология Специальность подготовки
298.98kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Социология молодежи»
393.15kb.
7 стр.
Программа дисциплины «Социология девиантного поведения»
88.19kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины
668.51kb.
4 стр.
Программа дисциплины «Социология музыки» 132.24kb.
1 стр.
|