Главная
страница 1



Государственный университет – Высшая школа экономики
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста





Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет прикладной политологии,

отделение рекламы и связей с общественностью

Программа дисциплины

Современные тенденции развития СМИ 

для направления/ специальности 031600.62 «Реклама и связи с общественностью»

подготовки бакалавра

Автор программы: Борусяк Любовь Фридриховна, канадидат экономических наук

lborusyak@hse.ru


Одобрена на заседании кафедры интегрированных коммуникаций «___»____________ 20 г

Зав. кафедрой Зверев С.А.


Рекомендована секцией УМС политология «___»____________ 20 г

Председатель Миронюк М.Г.


Утверждена УС факультета прикладной политологии «___»_____________20 г.

Ученый секретарь Пильгун М.А.

Москва, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавров по специальности 031600.62 «Реклама и связи с общественностью», изучающих дисциплину «Современные тенденции развития СМИ».

Программа разработана в соответствии с:


  • Стандарт НИУ – ВШЭ, 2011;

  • Образовательной программой РУП для направления 031600.62 <Реклама и связи с общественностью> подготовки бакалавра, 2011 «

    Цели освоения дисциплины:



Целью освоения дисциплины «Современные тенденции развития СМИ» является формирование у студентов первого курса бакалавриата НИУ – ВШЭ по специальности «Реклама и связи с общественностью» базовых теоретических знаний о процессах, происходящих в области современных СМИ и практических навыков анализа происходящих процессов.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

В результате освоения дисциплины студент должен:


  • Знать:

    - что такое СМИ как социальный институт, как происходила институциализация СМИ;

    - что развитие СМИ предполагает развитие двух взаимозависимых компонент - технологий и контента;

    - что динамика контента обусловлена социально-политическими обстоятельствами и социокультурным запросом общества;

    - какие типы СМИ существуют и чем определяется приоритет тех или иных форм;

    - как происходит взаимодействие СМИ и их аудитории;

    - каковы основные направления технологической и содержательной динамики СМИ;

    - размеры, состав аудитории, динамику традиционных СМИ и новых медиа;

    - принципиальные различия основных субъектов взаимодействия в традиционных СМИ и СМИ нового типа.


  • Уметь:

    - применять на практике полученные теоретические знания;

    - анализировать процессы, происходящие в области СМИ.


  • Иметь навыки (приобрести опыт):

    - решения практических задач по анализу процессов, происходящих в области традиционных СМИ и новых медиа;

    - элементарных способов оценки происходящих процессов и прогнозирования их дальнейшего развития.


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Освоение теоретических знаний в области процессов, происходящих со СМИ

ОК-1

Получают теоретические знания

Лекции и семинарские занятия

Освоение навыков проведения анализа процессов, происходящих в области СМИ




Получают теоретические и практические навыки работы со статистическими данными, результатами опросов, анализа научной литературы

Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа

Умение проводить анализ происходящих процессов




Подготовка самостоятельных работ на обсуждаемые темы

Самостоятельная работа, индивидуальные консультации преподавателя, семинарские занятия

Освоение навыков проведения самостоятельных исследований в области развития новых медиа




Приобретение элементарных навыков проведения исследований в области новых медиа

Учебные опросы, фокус-группы, которые проводит преподаватель на семинарских занятиях на основе целей и задач исследования, разработанных студентами



1Место дисциплины в структуре образовательной программы

Для специализации «Реклама и связи с общественностью» дисциплина «Современные тенденции развития СМИ является дисциплиной по выбору а первом курсе бакалавриата.



Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • Социология;

  • Введение в специальность.

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • Иметь представление о том, что такое общество, социальный институт, социальная динамика;

  • Знать, что такое СМИ;

  • Иметь элементарные представления о том, что такое новые медиа.



Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • Теория и практика массовой информации;

  • Медиапланирование;

  • Теория и практика информационно-аналитической работы;

  • Социология массовых коммуникаций;

  • Психология массовых коммуникаций.

2Тематический план учебной дисциплины






Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

СМИ как социальный институт

4

4

-







2

СМИ и аудитория: проблемы взаимодействия

6

4

2







3

Взаимосвязь развития технологий и контента в СМИ

6

4

2







4.

Типы СМИ

8

6

2







5.

Динамика размеров, состава аудитории и контента традиционных СМИ и новых медиа

10

6

2




2

6.

Интернет-СМИ: специфика, особенности формирования, функционирования, проблема измерения

11

6

2




3

7.

Социальные сети, блоги как принципиально новый тип медиакоммуникации

11

6

2




3

8.

Специфика функционирования и динамики традиционных и новых СМИ в России

9

4

4




1




Всего

65

40

16




9


3Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

2 год

Кафедра

Параметры **

1

2

3

4

1

2

3

4

Текущий

(неделя)








Эссе

+

























5-7 тыс. знаков. Самостоятельный анализ процессов, происходящих в области СМИ

Реферат




























По желанию

Промежуточный




+

























В конце 3 модуля

Итоговый

Зачет

+

























В конце 4 модуля



3.1Критерии оценки знаний, навыков


  1. Эссе – пишутся студентами еженедельно в течение 3-4 модуля по темам, которые изучаются в данный период. Представляют собой самостоятельный анализ процессов, происходящих со СМИ.

  2. Промежуточная зачетная работа – письменные ответы на вопросы по изученным в 3 модуле темам.

  3. Реферат – пишется по желанию в течение 3-4 модуля. В случае успешной подготовки и защиты может быть зачтен как зачет по курсу.

  4. Зачет – письменная работа по билетам - по темам, изучавшимся в течение 3-4 семестра.

При написании эссе студенты должны показать знакомство с литературой по теме эссе, умение логично мыслить, обоснованно и доказательно подтверждать свои соображения. Каждое эссе оценивается по 10-балльной шкале.

Промежуточный контроль – в конце 3 модуля студенты пишут работу по основным изученным темам. При этом они должны показать хорошее знание и понимание материала, умение анализировать и делать выводы. Работа оценивается по 10-балльной школе.

Итоговый зачет предполагает либо подготовку реферата, либо письменную работу - анализ одной из проблем, касающихся современных тенденций развития СМИ.

Итоговая оценка складывается из 3 компонент:



  1. эссе по изучаемым темам – 0,35

  2. промежуточная зачетная письменная работа – 0,25

  3. Реферат или итоговая зачетная работа – 0,4.

4Содержание дисциплины


  1. СМИ как социальный институт (лекции – 4 часа)

    Что такое СМИ, причины возникновения и атрибуты этого социального института. Связь, взаимозависимость СМИ и других социальных институтов. Социальные причины роста или ослабления влиятельности СМИ в отдельные исторические периоды.



Литература:

Базовый учебник: Глава 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ОБЩЕСТВЕ: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД

Дополнительная литература:

1. Барт Р. Мифологии. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2000.

2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 1999.

3. Брайант Дж., Томпсон С. Основы воздействии СМИ. М., СПб., Киев: Вильямс 2004.

4. Бурдье П. О телевидении и журналистике: Пер. с фр.- М.: Ин-т экспериментальных исследований, 2002

5. Луман Н. Реальность массмедиа. М., 2005

6. Массовая культура: современные западные исследования (сб.ст.) / Ред В. Зверева. М., 2005


    7. Телевизионная журналистика. 4-е издание. Редакционная коллегия: Г.В.Кузнецов, В.Л.Цвик, А.Я.Юровский. Изд-во Московского университета «Высшая школа», 2002

    2. СМИ и аудитория: проблемы взаимодействия (4 часа лекций, 2 часа семинаров)

Влияние социально-политической ситуации на типы взаимодействия СМИ и аудитории. Субъектно-субъектный и субъектно-объектный типы взаимодействия. Рейтинг как показатель массовой популярности контента. Проблема «курицы и яйца»: СМИ своим контентом формируют вкусы населения или их удовлетворяют? Индивидуальное, групповое и массовое в контенте СМИ.

    Литература:

    Базовый учебник: Глава 4, часть 2-я. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СМК КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕРЕСОВ СОЦИАЛЬНЫХ СУБЪЕКТОВ



Дополнительная литература:

1. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М., 2003

2. Ле Бон Густав. «Психология народов и масс». М., 1996

3. Луман Н. Реальность массмедиа. М., 2005

4. Массовая культура: современные западные исследования (сб.ст.) / Ред В. Зверева. М., 2005

3. Взаимосвязь развития технологий и контента в СМИ (лекции – 4 часа, семинарские зантия – 2 часа).

Развитие, совершенствование технологий – необходимая предпосылка технологических возможностей развития СМИ. Социальный запрос как фактор технологического развития. Взаимодействие технических возможностей и содержания, их взаимовлияние.

Литература:

Базовый учебник: СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПОДСИСТЕМА. Характеристики различных способов передачи информации

Дополнительная литература:


    1. Телевизионная журналистика. 4-е издание. Редакционная коллегия: Г.В.Кузнецов, В.Л.Цвик, А.Я.Юровский. Изд-во Московского университета «Высшая школа», 2002.

2. Куренной В. Медиа: средства в поисках целей // Конец СМИ? Отечественные записки. №4. М., 2003

3. Луман Н. Медиа коммуникация. М., 2005



4. Типы СМИ (лекции – 6 часов, семинарские занятия – 2 часа).

Традиционные и современные СМИ и их виды. Государственные, общественные, частные СМИ. Создатели контента СМИ и их динамика.

Базовый учебник: Глава 3. ФУНКЦИИ И РОЛИ СМК, Глава 10. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Дополнительная литература:



  1. СМИ в России / Под ред. Я.Н. Засурского. М., 2006.

2. Вартанова Е. Медиа в постсоветской России: их структура и влияние // Pro et Contra. № 5, 2000

3. Брайант Дж., Томпсон С. Основы воздействии СМИ. М., СПб., Киев: Вильямс 2004.

4. Бурдье П. О телевидении и журналистике: Пер. с фр.- М.: Ин-т экспериментальных исследований, 2002

5. Луман Н. Медиа коммуникация. М., 2005



5. Динамика размеров, состава аудитории и контента традиционных СМИ и новых медиа (лекции – 6 часов, семинарские занятия - 2 часа).

Способы изучения объемов, состава и динамики аудитории СМИ. Медиаизмерения. Количественный и качественный анализ контента СМИ. Причины сокращения аудитории традиционных СМИ. Цифровое телевидение. Потенциал роста аудитории новых медиа.

Литература:

Базовый учебник: Глава 11. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АУДИТОРИИ СМК, Глава 10. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Дополнительная литература:


  1. Медиа / Под ред. А. Бригза, П. Кобли. М., 2005.

2. Лукина М.М., Фомичева И.Д. СМИ в пространстве

Интернета. М., 2005. С. 43–86.

3.СМИ в России / Под ред. Я.Н. Засурского. М., 2006.

4. Л. Борусяк. Рейтинг — великий и ужасный. Телевизионные заметки. // Полит.ру, 2008, http://polit.ru/science/2008/05/26/tv.html.


6. Интернет-СМИ: специфика, особенности формирования, функционирования, проблема измерения (лекции – 6 часов, семинарские занятия – 2 часа).

Появление Интернет-СМИ. Какой контент Интернета относится к СМИ, а какой нет. Проблема авторства в Интернет-СМИ. Способы измерения аудитории Интернет-СМИ. Взаимодействие и взаимовлияние создателей контента и аудитории в Интернет-СМИ.

Литература:


  1. Лукина М.М., Фомичева И.Д. СМИ в пространстве Интернета. М., 2005, СТР.43-86

3. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура М., 2000

4. Кирия И.В. Телевидение и Интернет Франции на пути к информационному обществу. М., 2005

5. Лифшиц В.Г. О роли телевидения в информационном обществе. http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/291779.html

6. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М., 2004



7. Социальные сети, блоги как принципиально новый тип медиакоммуникации (лекции – 6 часов, семинарские занятия – 2часа)

Социальные сети и блоги как новый тип коммуникации. СМИ и социальные сети: проблема соответствия и типы взаимодействия. Новый тип аудитории: порождает соцсети или порожден ими?

Литература:


  1. Алябьева Е. О социальных функциях блогов в современной России // Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet . Блоги: новая реальность.

  2. Зайцева Ю.Е. Роль ведения интернет-дневника в становлении индивидуальности. // Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet

3. Василевский Ю.А. Телевидение и Интернет. Размышления о конвергенции и конкуренции. «ТКТ», 2001, №2

4. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура М., 2000

5. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М., 2004


  1. Информационная революция. «Социологические исследования», 2003, №10

8. Специфика функционирования и динамики традиционных и новых СМИ в России (лекции – 4 часа, семинарские занятия – 4 часа)

Причины сокращения аудитории традиционных СМИ: снижение рейтингов федеральных телеканалов, сокращение аудитории газет и журналов. Изменение состава аудитории традиционных СМИ: постарение, маргинализация. Сравнение состава, размеров, структуры аудитории традиционных СМИ и новых медиа. Различия вкусов и запросов аудитории традиционных и новых СМИ. Взаимовлияние и конкуренция традиционных и современных СМИ.

Литература:

1. Лифшиц В.Г. О роли телевидения в информационном обществе. http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/291779.html

2. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М., 2004

3.Василевский Ю.А. Телевидение и Интернет. Размышления о конвергенции и конкуренции. «ТКТ», 2001, №2

4. 3. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура М., 2000

5. Кирия И.В. Телевидение и Интернет Франции на пути к информационному обществу. М., 2005



  1. Алябьева Е. О социальных функциях блогов в современной России // Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet . Блоги: новая реальность.

  2. Зайцева Ю.Е. Роль ведения интернет-дневника в становлении индивидуальности. // Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet


5Образовательные технологии


Преподавание курса «Современные тенденции развития СМИ» включают в себя как традиционные формы: лекции, семинарские занятия, так и работу с современными медиа, в т.ч. проведение и анализ экспресс-опросов по соответствующей тематике, а также дискуссии в форме-фокус-групп.

6Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

6.1Тематика заданий текущего контроля


Темы эссе в ходе учебного процесса:

  1. Как влияют технические достижения в развитии СМИ на формирование их контента?

  2. Какие существуют формы воздействия аудитории на контент традиционных СМИ?

  3. Возможны ли в России общественные традиционные СМИ?

  4. Возможен ли контент «без авторства» в традиционных и новых СМИ?

  5. Можно ли верить рейтингам СМИ?

  6. Аудитория традиционных и новых СМИ сегодня и через 10 лет?

6.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


  1. Что такое социальный институт?

  2. Что такое массовое сознание? Насколько податливо массовое сознание?

  3. Специфика СМИ как социального института?

  4. Являются ли новые СМИ частью традиционного социального института (как ТВ, радио, пресса) или формируется новый?

  5. Почему сокращается аудитория традиционных СМИ?

  6. В чем различия аудитории традиционных и новых СМИ? Каковы перспективы?

  7. Характеризуют ли рейтинги запросы аудитории?

  8. Как изучают аудиторию традиционных и новых СМИ?

  9. Что ждет традиционные СМИ: сохранятся ли они в существующем виде?

  10. Социальные сети и блоги: являются ли они СМИ?

  11. Традиционные и новые СМИ и их влияние на массовизацию и дифференциацию общества?

  12. Появление новых медиа: исчезнут ли массовое сознание и массовая культура?

  13. Цифровое и аналоговое телевидение: разница в контенте и составе аудитории.

  14. Сможет ли цифровое ТВ стать таким же массовым, как традиционное?

  15. Переход к новым медиа: возможен ли контроль над ними?

6.3Примеры заданий промежуточного /итогового контроля.


Студенты имеют возможность получить итоговую оценку на основе результатов текущего и промежуточного контроля, плюс написать реферат или сдать итоговый зачет.

Итоговый зачет представляет собой письменную работу, включающую развернутый ответ с элементами самостоятельного анализа по одной из тем курса.


7Порядок формирования оценок по дисциплине


Итоговая оценка складывается из 3 компонент:

  1. эссе по изучаемым темам – 0,35

  2. промежуточная зачетная письменная работа – 0,25

  3. Реферат или итоговая зачетная работа – 0,4.



8Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

8.1Базовый учебник.


Федотова Л.Н. Социология массовых коммуникаций. Учебник для вузов. М.: 2011

.

8.2Основная литература


Бурдье П. О телевидении и журналистике: Пер. с фр.- М.: Ин-т экспериментальных исследований, 2002

Луман Н. Реальность массмедиа. М., 2005

Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М., 2003
.

8.3Дополнительная литература


    Дополнительная литература указана в разделе 4 по каждому разаделу курса.

9Материально-техническое обеспечение дисциплины


Для обеспечения семинарских и практических занятий необходимо:

- наличие проектора,

- наличие ноутбука,

- доступ в Интернет,



- наличие условий в кабинете для проведения фокус-групп.




Смотрите также:
Программа дисциплины "Крупная корпорация как субъект публичной политики. Корпоративное гражданство"  для направления
365.99kb.
4 стр.
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки»
202.33kb.
1 стр.
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки»
169.34kb.
1 стр.
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки»
362.03kb.
1 стр.
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки»
805.63kb.
4 стр.
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки»
129.88kb.
1 стр.
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста
198.75kb.
1 стр.
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста
163.49kb.
1 стр.
Программа дисциплины Китайский язык для направления подготовки 080100. 62
419.9kb.
5 стр.
Программа дисциплины Итальянский язык для направления подготовки 080100. 62
386.12kb.
5 стр.
Программа дисциплины Теория японского языка для направления/ специальности 032100. 62 Востоковедение, африканистика подготовки бакалавра
156.26kb.
1 стр.
Программа дисциплины Теория японского языка для направления/ специальности 032100. 62 Востоковедение, африканистика подготовки бакалавра
153.69kb.
1 стр.