Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет прикладной политологии, отделение рекламы и связей с общественностью
Современные тенденции развития СМИ для направления/ специальности 031600.62 «Реклама и связи с общественностью» подготовки бакалавра Автор программы: Борусяк Любовь Фридриховна, канадидат экономических наук lborusyak@hse.ru Одобрена на заседании кафедры интегрированных коммуникаций «___»____________ 20 г Зав. кафедрой Зверев С.А. Рекомендована секцией УМС политология «___»____________ 20 г Председатель Миронюк М.Г. Утверждена УС факультета прикладной политологии «___»_____________20 г. Ученый секретарь Пильгун М.А. Москва, 2012
Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавров по специальности 031600.62 «Реклама и связи с общественностью», изучающих дисциплину «Современные тенденции развития СМИ». Программа разработана в соответствии с:
Целью освоения дисциплины «Современные тенденции развития СМИ» является формирование у студентов первого курса бакалавриата НИУ – ВШЭ по специальности «Реклама и связи с общественностью» базовых теоретических знаний о процессах, происходящих в области современных СМИ и практических навыков анализа происходящих процессов. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. В результате освоения дисциплины студент должен:
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
1Место дисциплины в структуре образовательной программыДля специализации «Реклама и связи с общественностью» дисциплина «Современные тенденции развития СМИ является дисциплиной по выбору а первом курсе бакалавриата. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
2Тематический план учебной дисциплины
3Формы контроля знаний студентов
3.1Критерии оценки знаний, навыков
При написании эссе студенты должны показать знакомство с литературой по теме эссе, умение логично мыслить, обоснованно и доказательно подтверждать свои соображения. Каждое эссе оценивается по 10-балльной шкале. Промежуточный контроль – в конце 3 модуля студенты пишут работу по основным изученным темам. При этом они должны показать хорошее знание и понимание материала, умение анализировать и делать выводы. Работа оценивается по 10-балльной школе. Итоговый зачет предполагает либо подготовку реферата, либо письменную работу - анализ одной из проблем, касающихся современных тенденций развития СМИ. Итоговая оценка складывается из 3 компонент:
4Содержание дисциплины
Литература: Базовый учебник: Глава 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ОБЩЕСТВЕ: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД Дополнительная литература: 1. Барт Р. Мифологии. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2000. 2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 1999. 3. Брайант Дж., Томпсон С. Основы воздействии СМИ. М., СПб., Киев: Вильямс 2004. 4. Бурдье П. О телевидении и журналистике: Пер. с фр.- М.: Ин-т экспериментальных исследований, 2002 5. Луман Н. Реальность массмедиа. М., 2005 6. Массовая культура: современные западные исследования (сб.ст.) / Ред В. Зверева. М., 2005
7. Телевизионная журналистика. 4-е издание. Редакционная коллегия: Г.В.Кузнецов, В.Л.Цвик, А.Я.Юровский. Изд-во Московского университета «Высшая школа», 2002 2. СМИ и аудитория: проблемы взаимодействия (4 часа лекций, 2 часа семинаров) Влияние социально-политической ситуации на типы взаимодействия СМИ и аудитории. Субъектно-субъектный и субъектно-объектный типы взаимодействия. Рейтинг как показатель массовой популярности контента. Проблема «курицы и яйца»: СМИ своим контентом формируют вкусы населения или их удовлетворяют? Индивидуальное, групповое и массовое в контенте СМИ. Литература: Базовый учебник: Глава 4, часть 2-я. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СМК КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕРЕСОВ СОЦИАЛЬНЫХ СУБЪЕКТОВ Дополнительная литература: 1. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М., 2003 2. Ле Бон Густав. «Психология народов и масс». М., 1996 3. Луман Н. Реальность массмедиа. М., 2005 4. Массовая культура: современные западные исследования (сб.ст.) / Ред В. Зверева. М., 2005
Развитие, совершенствование технологий – необходимая предпосылка технологических возможностей развития СМИ. Социальный запрос как фактор технологического развития. Взаимодействие технических возможностей и содержания, их взаимовлияние. Литература: Базовый учебник: СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПОДСИСТЕМА. Характеристики различных способов передачи информации Дополнительная литература:
2. Куренной В. Медиа: средства в поисках целей // Конец СМИ? Отечественные записки. №4. М., 2003 3. Луман Н. Медиа коммуникация. М., 2005 4. Типы СМИ (лекции – 6 часов, семинарские занятия – 2 часа). Традиционные и современные СМИ и их виды. Государственные, общественные, частные СМИ. Создатели контента СМИ и их динамика. Базовый учебник: Глава 3. ФУНКЦИИ И РОЛИ СМК, Глава 10. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ Дополнительная литература:
2. Вартанова Е. Медиа в постсоветской России: их структура и влияние // Pro et Contra. № 5, 2000 3. Брайант Дж., Томпсон С. Основы воздействии СМИ. М., СПб., Киев: Вильямс 2004. 4. Бурдье П. О телевидении и журналистике: Пер. с фр.- М.: Ин-т экспериментальных исследований, 2002 5. Луман Н. Медиа коммуникация. М., 2005 5. Динамика размеров, состава аудитории и контента традиционных СМИ и новых медиа (лекции – 6 часов, семинарские занятия - 2 часа). Способы изучения объемов, состава и динамики аудитории СМИ. Медиаизмерения. Количественный и качественный анализ контента СМИ. Причины сокращения аудитории традиционных СМИ. Цифровое телевидение. Потенциал роста аудитории новых медиа. Литература: Базовый учебник: Глава 11. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АУДИТОРИИ СМК, Глава 10. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ Дополнительная литература:
2. Лукина М.М., Фомичева И.Д. СМИ в пространстве Интернета. М., 2005. С. 43–86. 3.СМИ в России / Под ред. Я.Н. Засурского. М., 2006. 4. Л. Борусяк. Рейтинг — великий и ужасный. Телевизионные заметки. // Полит.ру, 2008, http://polit.ru/science/2008/05/26/tv.html. 6. Интернет-СМИ: специфика, особенности формирования, функционирования, проблема измерения (лекции – 6 часов, семинарские занятия – 2 часа). Появление Интернет-СМИ. Какой контент Интернета относится к СМИ, а какой нет. Проблема авторства в Интернет-СМИ. Способы измерения аудитории Интернет-СМИ. Взаимодействие и взаимовлияние создателей контента и аудитории в Интернет-СМИ. Литература:
3. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура М., 2000 4. Кирия И.В. Телевидение и Интернет Франции на пути к информационному обществу. М., 2005 5. Лифшиц В.Г. О роли телевидения в информационном обществе. http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/291779.html 6. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М., 2004 7. Социальные сети, блоги как принципиально новый тип медиакоммуникации (лекции – 6 часов, семинарские занятия – 2часа) Социальные сети и блоги как новый тип коммуникации. СМИ и социальные сети: проблема соответствия и типы взаимодействия. Новый тип аудитории: порождает соцсети или порожден ими? Литература:
3. Василевский Ю.А. Телевидение и Интернет. Размышления о конвергенции и конкуренции. «ТКТ», 2001, №2 4. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура М., 2000 5. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М., 2004
8. Специфика функционирования и динамики традиционных и новых СМИ в России (лекции – 4 часа, семинарские занятия – 4 часа) Причины сокращения аудитории традиционных СМИ: снижение рейтингов федеральных телеканалов, сокращение аудитории газет и журналов. Изменение состава аудитории традиционных СМИ: постарение, маргинализация. Сравнение состава, размеров, структуры аудитории традиционных СМИ и новых медиа. Различия вкусов и запросов аудитории традиционных и новых СМИ. Взаимовлияние и конкуренция традиционных и современных СМИ. Литература: 1. Лифшиц В.Г. О роли телевидения в информационном обществе. http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/291779.html 2. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М., 2004 3.Василевский Ю.А. Телевидение и Интернет. Размышления о конвергенции и конкуренции. «ТКТ», 2001, №2 4. 3. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура М., 2000 5. Кирия И.В. Телевидение и Интернет Франции на пути к информационному обществу. М., 2005
5Образовательные технологииПреподавание курса «Современные тенденции развития СМИ» включают в себя как традиционные формы: лекции, семинарские занятия, так и работу с современными медиа, в т.ч. проведение и анализ экспресс-опросов по соответствующей тематике, а также дискуссии в форме-фокус-групп. 6Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента6.1Тематика заданий текущего контроляТемы эссе в ходе учебного процесса:
6.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
6.3Примеры заданий промежуточного /итогового контроля.Студенты имеют возможность получить итоговую оценку на основе результатов текущего и промежуточного контроля, плюс написать реферат или сдать итоговый зачет. Итоговый зачет представляет собой письменную работу, включающую развернутый ответ с элементами самостоятельного анализа по одной из тем курса. 7Порядок формирования оценок по дисциплинеИтоговая оценка складывается из 3 компонент:
8Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины8.1Базовый учебник.Федотова Л.Н. Социология массовых коммуникаций. Учебник для вузов. М.: 2011 .
8.2Основная литератураБурдье П. О телевидении и журналистике: Пер. с фр.- М.: Ин-т экспериментальных исследований, 2002 Луман Н. Реальность массмедиа. М., 2005 Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М., 2003
8.3Дополнительная литератураДополнительная литература указана в разделе 4 по каждому разаделу курса. 9Материально-техническое обеспечение дисциплиныДля обеспечения семинарских и практических занятий необходимо: - наличие проектора, - наличие ноутбука, - доступ в Интернет, - наличие условий в кабинете для проведения фокус-групп. Смотрите также: Программа дисциплины "Крупная корпорация как субъект публичной политики. Корпоративное гражданство" для направления
365.99kb.
4 стр.
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки»
202.33kb.
1 стр.
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки»
169.34kb.
1 стр.
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки»
362.03kb.
1 стр.
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки»
805.63kb.
4 стр.
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки»
129.88kb.
1 стр.
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста
198.75kb.
1 стр.
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста
163.49kb.
1 стр.
Программа дисциплины Итальянский язык для направления подготовки 080100. 62
386.12kb.
5 стр.
Программа дисциплины Китайский язык для направления подготовки 080100. 62
419.9kb.
5 стр.
Программа дисциплины Теория японского языка для направления/ специальности 032100. 62 Востоковедение, африканистика подготовки бакалавра
156.26kb.
1 стр.
Программа дисциплины Теория японского языка для направления/ специальности 032100. 62 Востоковедение, африканистика подготовки бакалавра 153.69kb.
1 стр.
|