Главная
страница 1
Еврипид и Гете: сравнительный анализ

Сравнительный анализ ставит перед собой задачу обнаружения сюжетных, жанровых, тематических перекличек и констатации их различий.

Произведения сравнивают не для того, чтобы вынести им приговор, а для того, чтобы выявить глубину исследуемого явления и специфику авторского видения мира, оригинальность авторских решений на уровне сюжета, проблемы, жанра.

Объектом сравнения данной работы являются две одноименные трагедии Еврипида и Гете – «Ифигения в Тавриде».

Трагедия Еврипида принадлежит зрелому периоду его творчества; трагедия Гете написана молодым поэтом, который, однако, к тому времени был автором нашумевшего романа «Страдания молодого Вертера». Оба поэта придерживаются фабульной схемы мифа, что обусловило сходство их сюжетов. И в то же время свободно меняют ее, наделяя миф своим мирочувствованием. Конечно же, Гете, знаток античности, читал Еврипида, но в своем произведении он пошел не за Еврипидом, а за первоисточником. Таким образом, перед нами три самостоятельных произведения – миф и две трагедии.

Трагедии поэтов принадлежат различным художественным системам. Трагедия Еврипида выдержана в атрибутике античности с присущими ей единством места, партией хора, появлением «бога из машины» разрешающего все проблемы героев. Трагедия Еврипида - трагедия интриги, которая характеризуется насыщенностью, перипетийностью (переход от горя к радости), событийностью, напряженностью, высоким уровнем психологизма. Главные герои Еврипида Орест и Ифигения выступают жертвами. Ифигения - жертва «без вины виноватая», жертва козней и злобы своего отца Агамемнона, который виновен в ее заключении. Оставшаяся в живых благодаря Артемиде, унесенная ее в Тавриду, разлученная с родными и родиной, Ифигения хочет отомстить отцу, а за одно и всем грекам, приговоривших ее, молодую, к смерти в далекой Авлиде. В Тавриде она приговорена выполнять работу жрицы в храме Артемиды. Ее брат Орест тоже преступник, как и отец: он невольный убийца собственной матери, которая, в свою очередь, является тоже убийцей – убийцей мужа. Клетемнестра мстит Агамемнону за дочь, сын Клетемнестре – за отца. Оба, брат и сестра, идут в поход против зла, олицетворением которого являются их родители. За всеми этими черными акциями стоит сама судьба. Род Атридов проклят, и все члены этого рода обречены на убийства и мщения. По замыслу судьбы и богов Ифигения и Орест должны прекратить эту цепь убийств и страданиями искупить вину рода Атридов. Греческая трагедия - это типичная античная трагедия вины и наказания человека за его страсти.

Еврипидовская Ифигения - трагический образ человека, разлученного с Родиной, с любимым братом, обреченная на кровавую работу жрицы. Боги даруют ей встречу с братом, которого она должна убить по законам варварской страны. Но во имя спасения себя и брата она прибегает к обману, и они (Орест и Ифигения) покидают Тавриду.

Трагедия Гете не ставит задачу воспроизвести форму античной трагедии. У него нет ни хора, ни богов – герои наделены самостоятельностью, сами решают свои проблемы. Трагедия Гете - классицистическая трагедия. Основной конфликт классицистической трагедии - это конфликт внутренний. Классицизм пытался следовать идеалам античности, четкости его композиционного плана, единству места и действия. Однако трагедия Гете – произведение, выходящее за рамки классицистических норм, она лишена однозначности классицистических характеров. Гете создал глубоко сложные характеры. Он, следуя событиям истории, которая происходит в Тавриде, акцентирует внимание на внутренних переживаниях героини. От этого образ получился наиболее прочерченным и убедительным.

Гетевская Ифигения совершенно другая. Гете наделил миф современными ему проблемами. Поэтому его героиня — героиня нового времени. Она обладает чертами в духе своего времени: высокой гражданственностью, желанием приносить пользу. Ее образ олицетворяет человечность. Миссия ее на земле миротворческая, созидательная. Благодаря ей, жители Тавриды на время забыли о своем страшном обряде жертвоприношения. Ифигения Гете - это апофеоз этичности. Особенностью трагедии является отсутствие отрицательных героев. Образ Агамемнона имеет другие акценты, нежели у Еврипида. Он доблестный, мужественный, благородный. Зло в трагедии Гете исходит от самой иррациональной природы человека, от его раздвоения. Таковы предки рода Атридов: Фиест, Тантал, Электра, Пилон. Но Ифигения их не винит, они люди, поэтому таковы. Ифигения и Орест несут вину за грехи своего рода, за грехи человечества, стремясь своей праведностью очистить от скверны пороков человеческий род. Они чем-то напоминают житийных героев. Гете привнес в трагедию отчетливый христианский элемент, отчего его трагедия получилась лишенной резких мазков, приобрела черты мягкости. Основная мысль трагедии Гете - в словах И. Аненнского: «Все человеческие преступления искупает сама человечность». Таков гуманистический пафос драмы.

Гете в своей трагедии не мог не затронуть одну из главных тем эпохи Просвещения - тему власти и идеального властителя. Таков Фоант, он предстает в образе мудрого, уважаемого своим народом правителя, который благодаря светлому влиянию Ифигении, становится еще мудрее. У Гете присутствует и характерный для классицизма конфликт между любовью и долгом. Ифигения не дает развиться своему чувству к Фоанту. Классицистическая героиня выбирает верность Диане - носительнице справедливости. Сюжетная коллизия пьесы осложняется приездом на остров Ореста. Орест дан у Гете как глубоко переживающий свою преступность человек. Ифигения находится перед выбором. Она многим обязана царю Тавриды, давшему ей приют, но вынужденному подчиняться требованиям народа - казнить эллинов, Ореста и его друга Пилада. Чтобы спасти Ореста, она должна обмануть доверие правителя.Чувство благодарности, чести, дружбы не велит ей этого сделать. Перед выбором оказывается и Фоант.В пьесе побеждает доброта: Гете воспел моральные качества своих героев.



Гете и Еврипид в своих трагедиях подняли нравственные проблемы. Сюжеты их произведении перекликаются. И Гете, и Еврипид своими трагедиями обязаны мифу. Их творчество показало, что миф вечен, универсален и гибок и с легкостью может подстроиться под любую эпоху и проблему. В сущности, главная тема их трагедий – красота и глубина греческого мифа. Они возвеличили миф в своих трагедиях, еще раз доказав, что сознание греков сотворило уникум.


Смотрите также:
Еврипид и Гете: сравнительный анализ
41.54kb.
1 стр.
Сравнительный анализ водных конфликтов в международных речных бассейнах
737.16kb.
12 стр.
«Сравнительный анализ условий ведения малого бизнеса в США и Японии»
687.18kb.
9 стр.
Чарльз Ф. Эндрейн. Сравнительный анализ политических систем
6064.23kb.
19 стр.
Сравнительный анализ потребительских свойств продукции
222.28kb.
1 стр.
Сравнительный анализ регулирования рекламной деятельности в РФ и европейских странах
458.34kb.
1 стр.
Иоганн Вольфганг Гете
5177.8kb.
28 стр.
Диссертация на тему: «Влияние заинтересованных групп на изменение политического курса: сравнительный анализ США и ссср» Направление 030200. 68 Политология
1076.13kb.
6 стр.
Диссертации: «Противодействие терроризму: сравнительный анализ опыта России и сша»
11.89kb.
1 стр.
Программа дисциплины Теория и практика федерализма: сравнительный анализ  для направления 030200. 62 «Политология» подготовки бакалавра
171.37kb.
1 стр.
Инновации, 2010 Сравнительный анализ инновационной активности
354.3kb.
1 стр.
Сравнительный анализ моделей оценки вероятности банкротства для российских компаний
1706.84kb.
8 стр.