Главная
страница 1 ... страница 5страница 6страница 7страница 8страница 9

Визуальный образ Джеймса Бонда в 1980-е – 2010-е годы.


Отдельный раздел этой главы стоит посвятить серии фильмов, в которой визуальный образ имеет разве что не первостепенное значение. Фильмы об агенте британской спецслужбы с самого первого – «Доктор Ноу», 1962г. – и до предпоследнего – «Квант милосердия», 2008г. – выделяются из общей концепции боевиков именно образом главного героя – Джеймса Бонда. В связи со своей значимостью, образ агента 007 проработан до мелочей – с самых первых фильмов над ним работали, например, такие профессионалы, как портной Энтони Синклер. О популярности бондианы можно судить по ее финансовым данным:20

К периоду, рассматриваемому в данной работе, относятся только фильмы, снятые в 1980-е – 2000-е годы:

Роджер Мур:


  • «Только для ваших глаз», 1981г.

  • «Осьминожка», 1983г.

  • «Вид на убийство», 1985 г.

Тимоти Далтон:

  • «Искры из глаз», 1987 г.

  • «Лицензия на убийство», 1989г.

Пирс Броснан:

  • «Золотой глаз», 1995г.

  • «Завтра не умрет никогда», 1997г.

  • «И целого мира мало», 1999г.

  • «Умри, но не сейчас», 2002г.

Дэниел Крейг:

  • «Казино Рояль», 2006г.

  • «Квант милосердия», 2008г.

Для начала стоит немного подробнее рассказать об истории создания самого персонажа. Джеймса Бонда как героя придумал англичанин Ян Флеминг, который во время Второй мировой войны служил в разведке британского флота. Имя было выбрано из-за своей нейтральности и непритязательности, оно было взято у одного орнитолога, чью книгу читал автор новелл о секретном агенте. В этих новеллах Флеминг наделил своего героя теми качествами, которые позже отразились и в экранизированных произведениях о Джеймсе Бонде: авантюризм, обаяние, физическая сила, острый ум и другие. Многие находят сходство между Джеймсом Бондом и Яном Флемингом: «посещали одни и те же школы, предпочитают одну и ту же еду (яичницу и кофе), имеют похожие привычки, им нравятся одни и те же женщины, и, наконец, оба сделали похожую карьеру во флоте, дослужившись до командора.»21

В 1962 году вышел первый фильм из официальной серии об «агенте 007»: «Доктор Ноу», в котором главную роль сыграл Шон Коннери. Уже с момента своего первого появления в кадре он производит впечатление неправдоподобной элегантности и уникальности. Достигается этот эффект за счет шикарного и идеально подогнанного по фигуре черного костюма c галстуком-бабочкой и белоснежной рубашкой, а также небольшому, но чрезвычайно стильному портсигару, которым герой не преминул воспользоваться. Позже выясняется, что помимо внешнего обаяния Бонд обладает остроумием, находчивостью, превосходно разбирается во множестве различных сфер – от парфюмерии до автомобиля – и неплохо умеет обращаться с оружием. Все эти качества сохранены и в последующих фильмах, что сделало из боевиков о Джеймсе Бонде культовую бондиану. Кроме того, уже с самого первого и до последнего снятого на сегодняшний день фильма особое место в жизни супершпиона занимает женщина. Особая роль так и называется – «девушка Бонда», и для актрисы сыграть эту роль означает некоторое достижение, судя по обилию статей и хит-парадов, посвященных именно женским ролям в бондиане.22 Также определенный вклад в визуальный образ Бонда вносят его шпионские устройства, вроде часов с лазером, ультразвуковых колец и, конечно, автомобилей со множеством оружия – от этой традиции режиссеры бондианы отошли только в первых двух фильмах с Дэниелом Крейгом, однако, вернув ее в последнем. И в течение всех фильмов Бонд стреляет из пистолетов марки Walther, причем чаще всего – модели PPK. Тщательная работа над образом, как уже было написано выше, множества экспертов принесла свои плоды: общий бюджет фильмов о культовом супершпионе составил почти 1300 млн. долл., а кассовые сборы в мире – более 6000 млн. долл.23 Перейдем теперь к последовательному описанию визуальных образов Джеймса Бонда в выбранных фильмах.



Роджер Мур, 1973-1985 гг.

Это третий исполнитель Бонда в официальных фильмах бондианы. Кроме того, в роли Бонда он продержался рекордно долгий срок – шесть фильмов за 12 лет. Однако, по некоторым данным, Флеминг думал о том, чтобы взять Мура на роль «агента 007» еще в 1962 году. В своих фильмах он сохраняет и продолжает образ «агента 007» как супершпиона и супермужчины, однако помимо этого Мур «подошёл к решению роли 007 с налётом юмора и комичности, что стало его коньком»24.

В фильме «Только для Ваших глаз» он чаще появляется а экране в туристическом или спортивном костюме, чем в стандартном франтовском наряде Джеймса Бонда. В фильме видна попытка отойти от «Бонда в светском обществе» и перейти к «Бонду в полевых условиях», однако, не пожертвовав небрежной элегантностью, такой привычной для поклонников бондианы. В отличие от предыдущего фильма «Шпион, который меня любил», где образ Роджера Мура несколько сближен с образом британского моряка, в «Только для ваших глаз» Мур одет вполне по-граждански. В этом фильме сразу три женские роли можно отнести к «девушкам Бонда»: это персонажи Кароль Буке, Линн-Холли Джонсон и Кассандра Харрис.25 В роли секретарши босса Манипени выступает Лоис Максвелл, игравшая эту роль с 1962 по 1985 годы, то есть вместе с первыми тремя Бондами.26 Автомобиль остался Бонду с предыдущего фильма – это Lotus Esprit, способный, например, трансформироваться во вполне непобедимую субмарину27. Кроме того, контраст между его мирным внешним видом и частыми сценами опасности подчеркивают привычные уже к тому времени характерные шпионские приспособления, например, часы с радиоприемником.

В фильме «Осьминожка» Роджер Мур снова преимущественно носит белый костюм с такой же белой рубашкой и черным галстуком-бабочкой. Костюм подчеркивает стать его фигуры, и при этом оставляет возможности для скрытного ношения кобуры. Этот фильм отличился тем, что Бонд пользуется не стандартным Walther PPK, а Walther P5. Девушек Бонда в этом фильме две: их сыграли Мод Адамс и Кристина Уэйборн. Часы в этом фильме Бонд использует уже как пеленгатор радиомаячка.

В фильме «Вид на убийство», снятом в 1985 году, Роджеру Муру уже 57 лет, поэтому в некоторых кадрах его заменяли дублеры. Бонд в этом фильме практически ничем не отличается от Бонда из фильма «Осьминожка». Лишь иногда белый костюм сменяется на серый. В этой киноленте присутствуют два новых гаджета: кольцо со скрытой камерой и робот на колесах, который должен был выполнять роль подслушивающего устройства. Но робота решили убрать из арсенала, так как посчитали его слишком заметным. В этом фильме три девушки Бонда: Фиона Фуллертон, Грейс Джонс, Таня Робертс. Впервые за всю историю Бондианы девушкой агента 007 становится афроамериканка.

Тимоти Далтон, 1987г., 1989г.

Четвертый актер, сыгравший агента британской разведки, снялся всего в двух фильмах: «Искры из глаз» и «Лицензия на убийство». В отличие от своего предшественника, Далтон полностью отказался от юмора. Еще одно нововведение – минимизация постельных сцен. Вместе с тем, Далтон очеловечил своего героя, сделав его не таким зависимым от гаджетов и шпионских инструментов. Критики говорят, что Далтон воссоздал Бонда, каким того видел Флеминг. «Тот Бонд пил и убивал, но только ради того, чтобы выжечь яд в своем организме, яд жестокости мира и его немыслимых перегрузок».28

Человечность Бонда Далтона подчеркивается и весьма заурядным гардеробом, который носит британский шпион в фильме «Искры из глаз»: классический темно-серый костюм, классическая «двойка» в мелкую клетку из смеси синего, зеленого и коричневого цветов. И даже это он носит небрежно: пиджак расстегнут, воротник помят, а галстука иногда вовсе нет. Как уже отмечалось ранее шпионских приспособлений у Бонда Тимоти Далтона, а если и есть, то большая часть из них встроена в машину Aston Martin V8 Vantage Volante: лазерная установка спереди, радиоустановка со сканером полицейского диапазона, система самоуничтожения, выдвигающиеся лыжи для использования на снеге и льду. В этом фильме две девушки Бонда, который ничем особым непримечательны - Мэриам Д’Або, Келл Тайлер.

В «Лицензии на убийство» сохранился тот же образ, что и в прошлом фильме с Далтоном. Девушки, которых сыграли Талисса Сото, Кэри Лоуэлл, ничем не запомнились. Зато в этом фильме в арсенал Бонда добавились еще четыре новых гаджета и все были использованы в одной сцене: веревка, спрятанная в поясе, пластиковая взрывчатка, замаскированная под зубную пасту, детонатор в виде пачке сигарет и снайперская винтовка-фотоаппарат, на рукояти которого имеется сенсор для распознавания стреляющего.



Пирс Броснан, 1995-2002 гг.

Сценарий к фильму «Золотой глаз» был написан только через пять лет после съемок «Лицензии на убийство». Когда роль Бонда в очередной раз предложили сыграть Далтону, он отказался, сказав, что устал так долго ждать. Поэтому роль в новом фильме досталась Броснану.29 Стоит отметить, что конкурировали с ним такие значимые фигуры в голливудском кино, как Лиам Нисон, Мэл Гибсон и Хью Грант. Броснан сохранил в образе «агента 007» его юмор, авантюризм и харизму, однако, сыграв свою роль немного мужественнее и жестче, чем его предшественники. В его фильмах можно увидеть серьезную эмоциональность и высокую мораль главного героя. Кроме того, стоит отметить скачок в реалистичности съемок различных сцен: боевых, взрывов, погонь и прочее.

В своем первом фильме «Золотой глаз», снятом в 1995 году, Бонда можно видеть в темно-синем костюме-тройке с галстуком, а также в обычном сером костюме и просто в рубашке с расстегнутыми верхними пуговицами. Облик меняется по мере продвижения Бонда «в поле». Броснан выглядит одинаково обаятельно во всех вариантах. Девушку Бонда в фильме сыграла Изабелла Скорупко и Фамке Янссен, обе они даже попали в ТОП-20 девушек Бонда.30 В качестве оружия Бонд использует стандартный Walther PPK. Автомобилей бонда в этом фильме два: BMW Z3 и антикварный Aston Martin DB5, в первые появившийся у Бонда еще в фильме «Голдфингер» в 1964 году и возвращенный впервые – не считая пролога к «Шаровой молнии», 1965 г. – в качестве личного автомобиля Бонда. БМВ оснащена, помимо непробиваемого кузова, еще и ракетами и тормозными парашютами, а Астон Мартин – множеством различного боевого оборудования, а также характерным и культовым вращающимся барабаном с номерными знаками всех стран. Среди гаджетов Бонда стоит отметить часы уже с дистанционным детонатором мин, а также бинокли с фотоаппаратами.

«Завтра не умрет никогда» - следующий фильм с Бондом, снятый в 1997 году. Как и в большинстве фильмов, на экране Бонд появляется в чаще всего в различных костюмах или просто рубашках, а также в той или иной специализированной одежде. В этом фильме сюда можно отнести кожаный плащ и военную форму командора британского ВМФ. Девушек Бонда сыграли экзотическая Мишель Йео, играющая корейскую коллегу Бонда, и Терри Хэтчер. В автомобильном плане предпочтение отдано фирме БМВ: Бонд ездит на BMW 750L. Она оборудована множеством потайных отсеков, фотокамерами и дистанционным управлением. Также в фильме появляются мотоцикл BMW R1200 и канонический Aston Martin DB5. Также Бонд пользуется телефоном Ericsson как пультом управления своей BMW 750L.

Дальнейшие фильмы с Пирсом Броснаном почти ничем не отличаются от этих двух. Пирс Броснан добавил интеллектуальность и мрачную эмоциональность в образ Бонда. В качестве девушек Бонда можно упомянуть Софи Марсо и Денис Ричардз из «И целого мира мало» и Холли Бэрри и Рэйчел Грант из «Умри, но не сейчас». Также в обоих фильмах появляется культовый Aston Martin Бонда.

Дэниел Крейг, с 2006г.

2006-й год стал поворотным в истории Бондианы. На экране появился совершенно новый визуальный образ английского супершпиона, которого сыграл Дэниел Крейг. Он резко отличается от привычного зрителю образа Джеймса Бонда. Это больше не лощеный кавалер с изысканными, аристократическими манерами, он больше не обладает фантастическими шпионскими приспособлениями и машинами премиум класса. После очередной схватки с врагом он не улыбается, стряхнув пыль со смокинга, а страдает от боли и кровоточащих ран, что совершенно не вяжется с образом супершпиона. Постельные сцены стали появляться гораздо реже и менее акцентированно. Зрители восприняли новый образ совершенно неоднозначно, многие были очень расстроены и посчитали, что продюсеры «убили» того Бонда, который был так дорог аудитории31.

В новых фильмах ставка была сделана на реализм. Поэтому в «Казино Рояль» на Дэниеле Крейге одет простой серый костюм. Очень показательным является момент, когда Бонд снимает пиджак и его принимают за обслуживающий персонал гостиницы. За покерным столом на нем не вечерний смокинг, а льняные брюки и черная рубашка. Девушка в исполнении Евы Грин сначала удостаивает его снисходительным взглядом, а лишь потом без памяти влюбляется. Машинам отводится тоже совсем небольшая роль. Aston Martin DB5 Бонд выигрывает в карты, поэтому в нем не может быть никаких гаджетов. Вдобавок машина с левым рулем, в то время как Бонд до этого пользовался только праворульными машинами.

В «Кванте милосердия» Крейг также появляется на экране чаще в брюках и куртке или рубашке, чем в костюмах. Девушек Бонда сыграли Ольга Куриленко и Джемма Артертон. Шпионским приспособлениям и автомобилям тоже не уделяется особого внимания: в самом начале фильма показана сцена погони, однако при всей ее динамичности, достигнутой за счет развития видеотехнологий, машины не проявляют никаких экстраординарных технических качеств. Шпионские гаджеты Бонда игнорируются точно так же.



<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
«Визуальный образ персонажей массового кинематогрфа в историческом контексте»
612.17kb.
9 стр.
По выставке “Галерии Гельмана”
150.66kb.
1 стр.
Звуковой образ совокупность звуковых (речевых, музыкальных, шумовых) элементов, создающих посредством ассоциаций в обобщенном виде представление о материальном объекте, явлении, историческом событии, характере человека
9.6kb.
1 стр.
Образ Ивана Грозного в историческом сознании
261.46kb.
1 стр.
История развития института недвижимого имущества в гражданском праве россии
232.76kb.
1 стр.
Л. Н. Толстой «Война и мир» Вопросы и задания 1
40.86kb.
1 стр.
Для группы япп-09 Материал по Отечественной истории
1557.03kb.
7 стр.
М. В. Томилова директор Департамента развития физической культуры и массового спорта Основной задачей, которая сегодня стоит перед нашей отраслью, является повышение вклада физической культуры и массового спорта в
129.33kb.
1 стр.
Занятие № Роман Г. Владимова «Генерал и его армия». Своеобразие композиции и система персонажей романа. Смысл названия произведения
15.09kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Художественный образ как средство политического воздействия»
502.11kb.
2 стр.
Здоровый образ жизни и спорт
82.77kb.
1 стр.
Меры предосторожности во время пребывания в местах массового скопления людей
12.73kb.
1 стр.