Главная
страница 1


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

УТВЕРЖДАЮ.


Директор института


______________Шамне Н.Л.

«____»______________2012 г.



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ

ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 031000.62


«ФИЛОЛОГИЯ»

(БАКАЛАВРИАТ)

ВОЛГОГРАД – 2012

Методические рекомендации составлены на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 031000.62 «Филология» (бакалавриат), а также Положения о выпускной квалификационной работе, разработанном в Волгоградском государственном университете.

Составители: Д.Ю. Ильин, Н.А. Тупикова, О.А. Прохватилова.
Методические рекомендации утверждены на заседании Ученого совета института филологии и межкультурной коммуникации.

«____»___________2012 г.


Директор института ________________________Н. Л. Шамне


Общие требования к итоговой государственной аттестации
Итоговая государственная аттестация бакалавра филологии включает защиту выпускной квалификационной работы и сдачу государственного междисциплинарного экзамена по филологии.

Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения общих и специальных (профессиональных) компетенций бакалавра филологии, определяющих его подготовленность к решению профессиональных задач, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, способствующих его устойчивости на рынке труда и продолжению образования в магистратуре и аспирантуре.

Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, полностью соответствуют основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения.

Итоговый экзамен по направлению подготовки «Филология»
Итоговым экзаменом по направлению подготовки «Филология» является междисциплинарный экзамен по филологии. К сдаче итогового государственного экзамена допускаются студенты, прошедшие полный курс обучения в соответствии учебным планом университета, что подтверждается соответствующими записями в зачетной книжке студента.

Процедура проведения государственного экзамена

1. Общие положения

1.1. Процедура проведения государственного экзамена по основной образовательной программе 031000 - «Филология» (далее – Процедура) разработана в соответствии с Законом РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», Федеральным законом от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Приказом Минобразования РФ от 25 марта 2003 г. № 1155 «Об утверждении Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации», Положением ВолГУ об итоговой государственной аттестации выпускников в Волгоградском государственном университете от 05 мая 2009 г. № 01-23-242.

1.2. Государственный экзамен является видом итоговых аттестационных испытаний итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений.

1.3. Цель междисциплинарного государственного экзамена – установление уровня подготовки выпускника высшего учебного заведения к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

1.4. К междисциплинарному государственному экзамену допускаются лица, успешно и в полном объеме завершившие освоение основной образовательной программы по соответствующему направлению подготовки.

1.5. Программы междисциплинарного государственного экзамена разрабатываются заведующими выпускающих кафедр института филологии и межкультурной коммуникации, утверждаются ученым советом института и доводятся до сведения выпускников не позднее, чем за полгода до начала государственного экзамена.

1.6. Прием междисциплинарного государственного экзамена осуществляется государственными экзаменационными комиссиями, формируемыми приказом ректора ВолГУ по представлению директора института филологии и межкультурной коммуникации (далее – ГЭК).

1.7. В состав ГЭК по приему междисциплинарного государственного экзамена входят председатель и члены комиссии (преподаватели выпускающих кафедр, а также лица сторонних организаций, занятые в практической и педагогической деятельности, имеющие соответствующую квалификацию).

Председателем ГЭК назначается преподаватель одной из выпускающих кафедр, имеющий ученую степень доктора филологических наук и / или ученое звание профессора.

С учетом количества выпускников может быть сформировано несколько ГЭК по приему междисциплинарного государственного экзамена.

1.8. Документационное обеспечение деятельности ГЭК осуществляет секретарь ГЭК, назначаемый из числа специалистов по учебно-методической работе или ассистентов выпускающих кафедр института филологии и межкультурной коммуникации. Секретарь ГЭК несет персональную ответственность за оформление, хранение и передачу на архивное хранение протоколов ГЭК, отчета председателя ГЭК, достоверность статистических данных по результатам итоговых испытаний.

1.9. Заседание ГЭК является полномочным при участии не менее двух третей ее состава.

1.10. Государственный экзамен проводится в устной форме.

1.11. Язык проведения государственного экзамена – русский. При подготовке к устному ответу выпускник пишет конспект ответа на выдаваемых ему секретарем ГАК листах устного ответа.

1.12. Списки выпускников, допущенных к государственному экзамену, утверждаются приказом и представляются в ГЭК до начала работы. Группы формируются из расчета не более 8 человек в день.

1.13. Расписание проведения государственного экзамена утверждается проректором по учебной работе ВолГУ и доводится до сведения выпускников (вывешивается на доске объявлений и размещается на сайте института) не позднее, чем за месяц до начала экзамена в соответствии с графиком учебного процесса.

2. Порядок проведения итогового государственного экзамена

2.1. В ГЭК до начала проведения государственных экзаменов представляются:

- приказ о составе государственной экзаменационной комиссии;

- программа государственного экзамена;

- экзаменационные билеты в конверте, запечатанном председателем ГЭК или его заместителем;

- зачетные книжки выпускников;

- бланки протоколов проведения государственного экзамена;

- листы бумаги со штампом института филологии и межкультурной коммуникации;

- лексикографические источники и справочные материалы, необходимые выпускникам для решения практических заданий, предусмотренных экзаменационными билетами.

2.2. Экзаменационные билеты для государственного экзамена разрабатываются выпускающими кафедрами.

2.3. В содержание экзаменационного билета по междисциплинарному государственному экзамену входят два теоретических вопроса и одно практическое задание.

2.4. Продолжительность государственного экзамена не может составлять более 4 академических часов в день.

2.5. ГЭК создает на экзамене спокойную доброжелательную и деловую обстановку.

Выпускники обязаны являться на междисциплинарный государственный экзамен вовремя в соответствии с утвержденным расписанием. В случае опоздания выпускника без уважительных причин председатель ГЭК или его заместитель решает вопрос о возможности его допуска к сдаче экзамена.

2.6. Заседание ГЭК по приему междисциплинарного государственного экзамена начинается с приветственного слова председателя ГЭК или его заместителя, который разъясняет порядок проведения государственного экзамена. Далее председатель ГЭК вскрывает запечатанный конверт с экзаменационными билетами и раскладывает их в произвольном порядке на столе экзаменационной комиссии.

2.7. Выпускники, подходя по очереди к столу ГЭК, берут экзаменационный билет, называют свою фамилию, номер билета, получают от секретаря ГЭК специальные бланки для конспекта устного ответа (листы бумаги, пропечатанные штампом института филологии и межкультурной коммуникации) и возвращаются на свое место для подготовки.

2.8. На подготовку к устному ответу по экзаменационному билету выпускнику предоставляется не менее 1 академического часа.

2.9. Во время государственного экзамена секретарь ГЭК ведет протоколы, в которых отражаются вопросы, содержащиеся в экзаменационных билетах, дополнительные вопросы, краткая характеристика даваемых выпускником ответов, а также выставленная комиссией оценка (для выпускников по программам бакалавриата – с указанием количества баллов). Протоколы подписываются председателем комиссии и ее членами, участвовавшими в проведении междисциплинарного государственного экзамена.

2.10. Во время приема итогового государственного экзамена выпускники не вправе:

2.10.1. без разрешения членов государственной экзаменационной комиссии покидать аудиторию, в которой проходит междисциплинарный государственный экзамен;

2.10.2. пользоваться сотовыми телефонами, компьютерами, плеерами, иной электронно-вычислительной техникой без разрешения председателя ГЭК или его заместителя;

2.10.3. разговаривать между собой, обмениваться записками, без разрешения председателя ГЭК или его заместителя перемещаться по аудитории, иным способом нарушать порядок и тишину;

2.10.4. пользоваться какой-либо литературой (в том числе монографиями, справочниками, учебниками, учебными и практическими пособиями и т.д.), записями или какими-либо иными материалами, за исключением лексикографических источников и справочных материалов, предоставляемых студенту в ходе сдачи итогового междисциплинарного экзамена.

В случае нарушения положений, предусмотренных настоящим пунктом, председатель ГЭК или его заместитель вправе выставить выпускнику оценку «неудовлетворительно». При этом выпускнику предлагается дать объяснения в письменной форме.

2.11. По истечении времени, отведенного на подготовку к ответу, члены ГЭК приглашают за первую парту выпускников, желающих отвечать. В случае, если по окончании времени, отведенного на подготовку, никто из выпускников не выражает желание отвечать по билету, председатель ГЭК или его заместитель вызывают выпускников для ответа по списку в порядке очередности.

2.12. Право определения последовательности ответов на экзаменационные вопросы предоставляется выпускнику.

2.13. Председатель ГЭК или его заместитель вправе прервать отвечающего выпускника, когда он:

- отвечает не по существу вопроса;

- допустил грубую ошибку при ответе;

- правильно и полно ответил на поставленный вопрос, но продолжает его детализировать.

В первых двух случаях члены ГЭК предлагают выпускнику исправить ответ, в третьем случае – перейти к ответу на следующий вопрос.

2.14. После ответа студент сдает экзаменационный билет и подписанный им письменный конспект ответа секретарю ГЭК, после чего покидает аудиторию, в которой проходит государственный экзамен. 2.15. По завершении ответов всех выпускников проводится совещание ГЭК, в котором принимают участие только члены ГЭК. В ходе совещания обсуждаются и оцениваются ответы выпускников, выставляются оценки (выпускникам по программам бакалавриата выставляются баллы в соответствии с утвержденными критериями). При возникновении спорных ситуаций ГЭК обращается к конспектам ответов выпускников.

Решение по ответу каждого выпускника принимается большинством голосов. Члены комиссии имеют право на особое мнение, подлежащее занесению в протокол. Особое мнение должно быть мотивированным.

Оценки ответов выпускников заносятся в протоколы и зачетные книжки. Члены ГЭК подписывают эти документы. Письменные конспекты ответов, подписанные экзаменующимся, являются приложением к протоколу ГЭК и сдаются в архив университета.

Одновременно комиссией формулируется общая оценка уровня теоретических и практических знаний выпускников, выделяются наиболее грамотные компетентные ответы.

2.16. По завершении совещания выпускники, сдававшие государственный экзамен, приглашаются в аудиторию, в которой проходит государственный экзамен. Обращаясь к выпускникам, председатель комиссии или его заместитель:

- подводит итоги сдачи государственного итогового экзамена и оглашает оценки, выставленные комиссией в ходе совещания;

- отмечает лучшие ответы;

- высказывает общие замечания;

- спрашивает у выпускников, нет ли не согласных с оценками, выставленными комиссией.

3. Процедура апелляции

3.1. Процедура апелляции определяется нормативными документами ВолГУ.


Структура государственных экзаменационных билетов

Экзаменационные билеты государственного междисципли-нарного экзамена по филологии включают два теоретических вопроса: один вопрос по русскому языку и один вопрос по истории русской литературы; одно практическое задание по русскому языку. Теоретические вопросы отражают основные разделы вузовских программ по современному русскому языку и истории русского языка, по истории и теории русской литературы. Анализ текста по русскому языку нацелен на выявление навыков применений студентами теоретических знаний в процессе анализа языкового материала.

Объем и содержание экзаменационных билетов соответствует действующему Государственному образовательному стандарту по направлению «Филология», программам и требованиям квалификационных характеристик.
Критерии оценок ответа

на итоговом государственном экзамене
1. Ответ выпускника на каждый из вопросов, содержащихся в билете (в том числе выполнение практического задания), оценивается ГЭК в баллах в соответствии с критериями, указанными в пункте 5. Максимальное количество баллов за каждый ответ – 100.
2. Итоговая оценка за междисциплинарный государственный экзамен выставляется в зависимости от набранного выпускником среднего балла, определяемого путем деления общего количества баллов, полученных за ответы на все вопросы и практическое задание, на количество вопросов (заданий) в билете.
3. Выпускник, набравший по результатам государственного экзамена средний балл:

от 91 до 100 баллов, получает оценку «отлично»;

от 71 до 90 баллов, получает оценку «хорошо»;

от 60 до 70 баллов, получает оценку «удовлетворительно»;

менее 60 баллов получает оценку «неудовлетворительно».
4. При сдаче государственного экзамена студент должен продемонстрировать:

а) знание основ теории и истории языкознания / литературоведения;

б) владение терминологическим аппаратом современного языкознания / литературоведения;

в) понимание теоретических проблем, относящихся к определенной заданной области языкознания / литературоведения;

г) способность последовательно и аргументированно излагать содержание теоретического материала;

д) владение различными современными методами филологического анализа текстового материала и способность использовать их для решения конкретных языковедческих / литературоведческих задач;

е) достаточный уровень самостоятельного творческого мышления при интерпретации языкового материала.
5. Оценка ответов на экзаменационные вопросы (практическое задание) производится в соответствии со следующими критериями:

5.1. Оценка "отлично" (91 балл) ставится при условии, если:



  • студент обладает всеми знаниями и умениями, перечисленными в приведенном списке общих компетенций;

  • содержание вопросов изложено четко, последовательно и с полным пониманием места обсуждаемых проблем в общей проблематике соответствующей области языкознания / литературоведения;

  • отсутствуют фактические ошибки при ответах на основной и дополнительные вопросы;

  • филологический анализ текстового материала проведен безошибочно и с применением современных методов лингвистических исследований.

Основаниями для увеличения баллов за ответ (до 100) служат:

- изложение содержания теоретического вопроса четко, последовательно, с полным пониманием его места в общей проблематике соответствующей области языкознания / литературоведения;

- использование выпускником при обосновании ответа доказательных и / или нестандартных примеров;

- отличное знание выпускником научной литературы, в частности, монографий и научно-практических пособий, посвященных излагаемым вопросам;

- ссылки при ответе на относящиеся к излагаемым вопросам точки зрения, высказанные учеными и практическими работниками в специальной филологической литературе;

- умение выпускника установить системную связь теоретического материала с практической деятельностью.
5.2. Оценка "хорошо" (71 балл) ставится при условии, если:


  • студент обладает знаниями и умениями, перечисленными в приведенном списке общих компетенций;

  • содержание предъявленных в билете вопросов изложено в целом последовательно и с пониманием места обсуждаемых проблем в общей проблематике соответствующей области языкознания / литературоведения;

  • допущены некоторые малозначительные фактические ошибки при ответах на основной и дополнительные вопросы;

  • филологический анализ текстового материала проведен без существенных ошибок и с применением современных методов лингвистических исследований.

Основаниями для повышения баллов (до 90) служат:

- изложение содержания теоретического вопроса в целом четко, последовательно, с полным пониманием его места в общей проблематике соответствующей области языкознания / литературоведения;

- использование выпускником при обосновании ответа собственных примеров;

- хорошее знание выпускником научной литературы, в частности, монографий и научно-практических пособий, посвященных излагаемым вопросам;

- владение основными терминами языкознания / литературоведения в соответствии с программами учебных курсов;

- умение выпускника установить системную связь теоретического материала с практической деятельностью.

5.3. Оценка "удовлетворительно" (60 баллов) ставится при условии, если:



  • студент обладает не всеми знаниями и умениями, перечисленными в приведенном списке общих компетенций;

  • содержание предъявленных в билете вопросов изложено фрагментарно, отсутствует понимание места обсуждаемых проблем в общей проблематике соответствующей области языкознания / литературоведения;

  • допущены фактические ошибки при ответах на основной и дополнительные вопросы;

  • филологический анализ текстового материала проведен с существенными ошибками.

Основаниями для повышения баллов (до 70) служат:

- стилистически правильное изложение материала;

- правильная структура ответа;

- умение выпускника установить системную связь теоретического материала с практической деятельностью.

5.4. Оценка "неудовлетворительно" ставится при условии, если



  • студент не обладает знаниями и умениями, перечисленными в списке общих компетенций;

  • студент не может четко изложить содержание предъявленных в билете вопросов;

  • допущены существенные фактические ошибки при ответах на основной и дополнительные вопросы;

  • филологический анализ текстового материала не проведен.

За неудовлетворительный ответ на экзаменационный вопрос или при неудовлетворительной оценке за решение практического задания выпускнику начисляются баллы в соответствии с объемом продемонстрированных (за исключением случаев отсутствия ответа по существу вопроса).



Вопросы

для государственного междисциплинарного экзамена по филологии (русская литература)


  1. Хронологические границы и специфические особенности древнерусской литературы.

  2. Проблемы изучения «Слова о полку Игореве».

  3. Русская комедия XVIII века. Ее жанровые черты. Художественные особенности комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

  4. Жанр оды в русской литературе ХVIII века. Г.Р. Державин – поэт-новатор. Своеобразие его лирического героя. Принципы изображения действительности в произведениях Г.Р. Державина.

  5. Романтизм как метод и направление. Особенности русского романтизма. В.А. Жуковский.

  6. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»: проблематика, образная структура, сюжет и жанр.

  7. Творчество А.С. Пушкина. Эволюция лирики А. С. Пушкина. Новаторство А. С. Пушкина в области драматургии и прозы.

  8. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: принципы художественной типизации, жанр, композиция, особенности языка и стиля романа.

  9. Художественный мир М.Ю. Лермонтова и его эволюция.

  10. Литературно-эстетические и нравственно-философские искания Н.В. Гоголя. Роль Н.В. Гоголя в истории русской литературы.

  11. Проблема эстетического и гражданственного в поэзии Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Н.А. Некрасова.

  12. Творчество И.С. Тургенева и И.А. Гончарова: проблематика и художественное своеобразие произведений писателей.

  13. А.Н. Островский – создатель русского национального театра.

  14. Сатира М.Е. Салтыкова-Щедрина. Гоголевские традиции и сатирические принципы М.Е. Салтыкова-Щедрина.

  15. Художественный мир Н.С. Лескова.

  16. Традиции и новаторство в творчестве Ф.М. Достоевского, литературно-эстетические и нравственные искания писателя.

  17. Л.Н. Толстой как художник и мыслитель. Эволюция творчества писателя.

  18. А.П. Чехов как прозаик и драматург: художественное мастерство и нравственные искания писателя.

  1. Сложность и противоречивость литературного развития конца XIX–начала XX веков.

  2. Русский символизм как художественное направление. «Три главных элемента» (Д. Мережковский) новой идеальной поэзии. Старшие и младшие символисты.

  3. Акмеизм и футуризм в русской поэзии начала XX вв.

  4. Русская проза конца XIX – начала XX веков. Творчество И.А. Бунина и А.И. Куприна.

  5. Поэтический мир С.А. Есенина.

  6. Проблемы массы и личности в прозе 1920-х годов.

  7. Художественный мир Б.Л. Пастернака.

  8. Творчество А.П. Платонова: проблематика и поэтика.

  9. Поэтический мир А.А. Ахматовой.

  10. «Тихий Дон» М. Шолохова как роман-эпопея.

  11. Художественный мир М.А. Булгакова.

  12. Литература русского зарубежья: три волны эмиграции, традиционное и новое в осмыслении мира и человека.

  13. «Лагерная» тема в русской литературе второй половины XX века.

  14. Тема Великой Отечественной войны в литературе 1940–90-х годов.

  15. «Деревенский» космос в русской прозе 1960–1970-х годов.

  16. Пути развития современной социально-философской прозы.

  17. Новая модель русской литературы ХХ – начала ХХI веков.


Вопросы

для государственного междисциплинарного экзамена по филологии (история русского языка и современный русский язык)


  1. Фонетическая структура слога в позднем праславянском языке. Изменения монофтонгов, дифтонгов и дифтонгических сочетаний. Исторические чередования гласных в русском языке.

  2. Тенденция к сингармонизму и звуковые процессы, происходившие в системе согласных позднего праславянского языка. Исторические чередования согласных в русском языке.

  3. Результаты падения редуцированных (беглые гласные, ассимиляция по глухости/звучности, твердости/мягкости, диссимиляция, упрощение групп согласных, изменения в конце слова, появление /ф/ и др.).

  4. Система морфологических категорий имени существительного в период старейших древнерусских памятников. Принципы классификации существительных по типам склонения. Утрата категории двойственного числа и звательной формы. История категорий одушевленности и собирательности.

  5. Унификация типов склонения в русском языке как результат начавшегося в дописьменную эпоху процесса разрушения праславянских именных основ. Значение категории рода в перегруппировке именных парадигм в единственном числе; нейтрализация родовых различий в формах множественного числа. История "исключений" в современном склонении существительных.

  6. История именных форм прилагательных разных разрядов; закрепление этих форм преимущественно в предикативной функции и утрата ими форм косвенных падежей. История местоименных форм прилагательных. История форм сравнительной степени.

  7. Система местоименных слов в период старейших памятников. Противопоставленность личных и неличных местоимений. История лично-указательных местоимений в русском языке.

  8. Система глагольных категорий и форм в древнерусском языке, ее общеславянский характер. Глагольное формообразование, типы формообразующих основ. Принципы классификации глаголов. Преобразование развернутой системы форм изъявительного наклонения. История форм ирреальных наклонений.

  9. История именных форм глагола (инфинитив, супин, причастие, формирование деепричастий).

  10. Источники и методы исторического изучения языка. Проблема периодизации истории русского литературного языка. Концепции происхождения русского литературного языка: теории А.А. Шахматова, С.П. Обнорского, В.В. Виноградова. Современное понимание вопроса.

  11. Языковая ситуация в Киевской Руси. Роль церковнославянского языка в истории русского литературного языка. Язык древнерусской проповеднической и житийной литературы, светской и деловой письменности.

  12. Языковая ситуация в Московской и Юго-Западной Руси. «Второе южнославянское влияние»; стиль «плетение словес». Развитие московского приказного языка.

  13. Языковая ситуация во второй половине XVII – начале XVIII вв. Русский язык в Петровскую эпоху.

  14. Языковая программа М.В. Ломоносова. Корреляция форм высокого и низкого стилей в "Российской грамматике" М.В. Ломоносова. Теория трех стилей.

  15. Литературно-языковая практика второй половины XVIII века и ее роль в формировании норм литературного языка нового типа. Полемика о «старом» и «новом» слоге. Языковые программы Н.М. Карамзина и А.С. Шишкова.

  16. А.С. Пушкин – основоположник нового литературного языка. Синтез церковнославянской и русской языковых стихий.

  17. Современный русский литературный язык и другие разновидности общенародного русского языка.

  18. Фонема как минимальная сегментная единица языка. Различные трактовки понятия «фонема» в концепциях МФШ и СПФШ (ЛФШ).

  19. Артикуляционная классификация гласных и согласных фонем; позиционные и комбинированные изменения гласных и согласных фонем в потоке речи.

  20. Системный характер лексического уровня языка. Слово как единица лексического уровня. Закон С.О. Карцевского об асимметричном дуализме языкового знака.

  21. Лексическое значение слова. В.В. Виноградов о типах лексического значения.

  22. Парадигматические отношения в лексике. Категории полисемии, омонимии и синонимии. Лексико-семантические и тематические группы слов.

  23. Морфема и морф. Классификация морфем по разным основаниям. Синонимия, омонимия и антонимия морфем.

  24. Основная и комплексные единицы системы словообразования. Словообразовательное значение. Словообразовательные типы и модели. Способы синхронического словообразования.

  25. Грамматическое значение и средства его выражения. Грамматическая форма. Понятие парадигмы. Система частей речи в современном русском языке.

  26. Имя существительное и имя прилагательное в современном русском языке: категориальное грамматическое значение, морфологические категории, лексико-грамматические разряды, типы склонения.

  27. Имя числительное: лексико-грамматические разряды, специфика морфологических категорий. Местоимение: семантические разряды, специфика морфологических категорий.

  28. Глагол: категориальное грамматическое значение, морфологические категории, формообразующие основы глагола. Статус причастия и деепричастия в русском языке.

  29. Проблема лингвистического статуса словосочетания в синтаксической традиции и в трудах современных ученых. Основные виды и средства выражения синтаксической связи в словосочетаниях.

  30. Конструктивно-синтаксическая организация простого предложения.

  31. Сущность и средства актуального членения простого предложения. Основные направления изучения семантической структуры предложения.

  32. Конструктивно-синтаксическая организация сложного предложения.

  33. Коммуникативная и смысловая организация сложного предложения.

  34. Понятие стиля. Теория функциональных стилей современного русского языка М.Н. Кожиной.

  35. Понятие стилистического значения. Особенности выражения стилистических значений на разных уровнях языка.


Требования к выпускной квалификационной работе
Выпускная квалификационная работа бакалавра филологии представляет собой законченную самостоятельную учебно-исследовательскую работу, в которой решается конкретная задача, актуальная для филологии, и соответствует видам и задачам его профессиональной деятельности.

Выпускная квалификационная работа для получения степени бакалавра филологии может основываться на обобщении выполненных ранее студентом-выпускником курсовых работ и проектов и готовится к публичной защите в завершающий период обучения.

Требования к содержанию, структуре и процедуре защиты ВКР бакалавра филологии определяются на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников вузов, утвержденного Минобрнауки России, Федерального государственного образовательного стандарта по направлению 031000.62 – "Филология", методических рекомендаций УМО по классическому университетскому образованию и Положения о выпускной квалификационной работе, утверженного приказом ректора ВолГУ № 01-23-606 от 17.10.2011 г.

Выпускная квалификационная работа бакалавра филологии представляет собой законченное исследование, целью которого является систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по применению этих знаний в решении конкретных научных задач, актуальных для филологии; развитие навыков самостоятельной работы и применения методов исследования; выявление подготовленности студента-вьшускника для самостоятельной профессионаоьной деятельности, а также отражает умение студента-выпускника самостоятельно разработать избранную тему и сформулировать соответствующие рекомендации.


Выпускная квалификационная работа бакалавра филологии  должна:

• иметь научно-реферативный характер, основанный на использовании актуальных научных данных;

• отвечать принципам логичности, четкости, достоверности изложения фактического материала;

• отражать умения студента-выпускника пользоваться научными методами и приемами исследования по отбору, обработке и систематизации информации;

• иметь четкую структуру, правильное оформление библиографических ссылок, список использованных источников, научной и учебной литературы.

Работа бакалавра филологии обязательно включает в себя теоретическую часть, в которой студент-выпускник должен показать знания основ теории по предмету исследования, и практическую часть.


Выпускная квалификационная работа бакалавра филологии показывает умение студента-выпускника анализировать научную литературу по проблеме исследования, фактический языковой или литературный материал, делать необходимые обобщения и выводы, давать рекомендации в рамках предмета исследования; знание основных филологических методов исследования и навыки их применения, владение научным стилем речи.

Выпускная квалификационная работа бакалавра филологии оформляется в виде текста с приложениями, графиками, таблицами, чертежами, картами, схемами.

Выпускная работа защищается в государственной аттестационной комиссии.
Порядок подготовки и сроки представления ВКР
Закрепление за студентом темы квалификационной работы на основании его личного письменного заявления осуществляется приказом ректора по представлению кафедры.

В соответствии с темой работы научный руководитель выдает студенту задание по изучению объекта практики и по сбору материала к ВКР. Одновременно студенту выдается задание на выпускную квалификационную работу, составленное научным руководителем и утвержденное заведующим кафедрой, с указанием сроков промежуточного контроля и даты представления на кафедру завершенной работы.

Срок представления темы работы на кафедру – до 15 сентября текущего года.

Консультации с научным руководителем проводятся согласно графику, который подписывается заведующим кафедрой до 20 сентября текущего года.

ВКР вместе с отзывом руководителя представляется на кафедру для рецензирования не позднее 20 мая. Предзащита выпускной квалификационной работы проводится на заседании кафедры не позднее 30 мая текущего года, где принимается решение о допуске к защите ВКР. Заведующий кафедрой на основании этих материалов делает запись на титульном листе ВКР «Работа допущена к защите».

Решение о сроке представления работ на кафедру и порядок регистрации поступивших работ доводятся до сведения студентов не позднее начала учебного года выпуска.

Не позднее, чем за три дня до назначенного срока защиты в Государственную аттестационную комиссию представляются:

а) переплетенный машинописный текст работы, оформленный по образцу;

б) машинописный текст заверенного отзыва научного руководителя;

в) машинописный текст рецензии с подписью рецензента, заверенной на предприятии или учреждении, в котором он работает;

г) диск с электронным вариантом ВКР в формате pdf.

Для внешнего рецензирования ВКР бакалавров привлекаются преподаватели других высших учебных заведений – кандидаты и доктора филологических наук, а также специалисты-практики в качестве дополнительного (второго) рецензента. Рецензенты утверждаются приказом по университету.


Порядок защиты выпускной квалификационной работы
Защита ВКР осуществляет в ГАК в присутствии научного руководителя и рецензента в устной форме с обязательным представлением результатов работы в форме презентации (или с элементами презентации) в Power Point. В ходе защиты студенту предоставляется слово для изложения основных результатов своего исследования и для ответов на вопросы членов комиссии и иных лиц, присутствующих на защите. После оглашения рецензии студенту дается возможность ответить на высказанные замечания и вопросы. Государственная аттестационная комиссия оценивает ВКР с учетом требований, предъявляемых к содержанию и форме выпускной квалификационной работы, с учетом качества презентации работы в процессе защиты, а также с учетом мнения руководителя и рецензента (рецензентов).
Требования к оформлению

выпускной квалификационной работы
ВКР представляется в ГАК в печатном (1 экземпляр, переплетенный типографским способом) и электронном (на CD-RW) видах, что обеспечивает возможность библиотечного хранения.

Объем ВКР составляет 40–50 машинописных страниц (шрифт 14, Times New Roman, интервал – 1,5, поля – 20 мм). ВКР должна быть структурирована на главы, параграфы, иметь введение, заключение, список используемой литературы, оформленный в соответствии с требованиями действующего ГОСТа 2004 г.

Введение ВКР включает следующие разделы:


  • актуальность исследования;

  • объект и предмет исследования;

  • цель и задачи работы;

  • материал (краткое описание фактического материала, его объема с указанием единицы наблюдения);

  • методы исследования (перечень и краткая характеристика);

  • новизна исследования;

  • апробация результатов исследования;

  • структура работы (перечень основных разделов работы и их краткое описание).

Сноски делаются постранично. Титульный лист оформляется по образцу. Цитаты, содержащиеся в работе, заключаются в кавычки и сопровождаются ссылками на источники. Искажение текста оригинала на русском языке не допускается; перевод цитируемого текста на иностранном языке должен полностью передавать смысл цитируемого высказывания.

Иллюстрации и таблицы вставляются в текст работы или размещаются на отдельных листах в приложениях в порядке их обсуждения в тексте работы. Все рисунки, схемы, диаграммы и таблицы должны иметь названия. Использованные в них обозначения должны быть пояснены. Заимствованные из работ других авторов рисунки и таблицы должны содержать после названия ссылки на источники этой информации.

В квалификационном сочинении не допускаются орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки. Немногочисленные исправления в тексте (отдельные слова, формулы, знаки препинания) вносятся чернилами, тушью, пастой черного цвета.

Нумерация страниц работы должна быть сквозной и учитывать титульный лист и приложения. Страницы нумеруются арабскими цифрами, на титульном листе номер страницы не указывается. Оглавление, иллюстрации, таблицы и т.п. включаются в общую нумерацию страниц.

Список литературы, а также ссылки на научную литературу, справочные издания и словари в тексте работы обязательны и оформляются в соответствии с требованиями, предъявляемыми к работам, направляемым в печать, с обязательным указанием полных выходных данных публикаций. Кроме литературы дипломная (квалификационная) работа должна включать список источников, словарей и справочных изданий, принятых сокращений.

Особое внимание следует уделить обязательному использованию литературы на иностранных языках, научных работ последних лет, исследований ученых Волгоградского государственного университета, преподавателей кафедры, на которой специализируется студент.

В приложение могут быть вынесены те материалы, которые не являются необходимыми при написании собственно работы: промежуточные таблицы обработки данных, графики, словники, тексты разработанных программ, методических рекомендаций и т.д. Приложение может включать материалы, раскрывающие практическую ценность работы.
Критерии оценки качества

выпускной квалификационной работы бакалавра
Оценка за ВКР выставляется ГАК с учетом предложений рецензента и мнения научного руководителя. При оценке ВКР учитываются:


  • содержание работы;

  • ее оформление;

  • характер защиты.

Научный руководитель ВКР в отзыве обязан:



    • определить степень самостоятельности студента в выборе темы, поисках материала, методики его анализа;

    • оценить полноту раскрытия темы студентом;

    • установить уровень филологической подготовки выпускника, освоение им комплекса теоретических и историко-филологических знаний, широту научного кругозора студента;

    • сделать вывод о возможной защите данной ВКР в ГАК.

Рецензент в отзыве на ВКР оценивает:



  • степень актуальности и новизны работы;

  • четкость формулировок цели и задач исследования;

  • степень полноты обзора научной литературы;

  • структуру работы и правомерность такой подачи материала;

  • надежность материала исследования – его аутентичность, достаточный объем;

  • научный аппарат работы и используемые в ней методы;

  • теоретическую и практическую значимость результатов исследования;

  • владение стилем научного изложения.

Отзыв завершает вывод о соответствии работы основным требованиям, предъявляемым к ВКР данного уровня, и оценка выпускного сочинения.
Оценка "отлично" выставляется при условии, если:

I

  • тема работы соответствует проблематике направления;

  • исследование удовлетворяет требованиям актуальности и новизны:

  • в работе студент продемонстрировал понимание закономерностей литературного процесса и знание теоретических основ языкознания;

  • студент проявил глубокое знание и понимание теоретических вопросов, связанных с заявленной темой;

  • в работе правильно определены объект и предмет исследования;

  • студент демонстрирует умение выявлять основные дискуссионные положения по теме и обосновывать свою точку зрения на предмет исследования;

  • содержание работы показывает, что цели, поставленные перед исследованием, достигнуты, конкретные задачи получили полное и аргументированное решение;

  • в работе получены значимые результаты и сделаны убедительные выводы;

  • отсутствуют элементы плагиата;


II

  • отбор и обработка исследуемого материала осуществляется с использованием современных методов и технологий;

  • анализ фактического языкового и литературного материала осуществляется с применением адекватных методик исследования;

  • в работе исследован достаточный объем материала, позволяющий сделать аргументированные выводы по заявленной теме;

  • интерпретация языковых и литературных явлений и процессов осуществляется на основе аргументировано отобранных существующих современных научных концепций;

  • в работе отсутствуют фактические ошибки;

III

  • структура работы отражает логику изложения процесса исследования;

  • в работе ставятся цели и перечисляются конкретные задачи исследования, обсуждаются различные точки зрения и подходы к решению поставленной проблемы, анализируется языковой материал, делаются аргументированные умозаключения и приводятся выводы по всем главам работы;

  • в заключении обобщается весь ход исследования, излагаются основные результаты проведенного анализа и подчеркивается их теоретическая значимость;

IV

  • оформление работы соответствует изложенным выше требованиям;

  • список использованной литературы составлен в соответствии с ГОСТом и насчитывает число источников, достаточное для раскрытия темы исследования;

  • работа не содержит орфографических ошибок, опечаток и других технических погрешностей;

  • язык и стиль изложения соответствует нормам русского языка;

  • студент демонстрирует умение пользоваться научным стилем речи.

Оценка "хорошо" выставляется при условии, если:



I

  • содержание работы соответствует изложенным выше требованиям, предъявляемым к работе с оценкой "отлично";


II

  • анализ конкретного языкового или литературного материала в работе проведен с незначительными отступлениями от требований, предъявляемых к работе с оценкой "отлично";



III

  • структура работы в основном соответствует изложенным требованиям;
    выводы и/или заключение работы неполны.

IV

  • оформление работы в основном соответствует изложенным требованиям;

  • работа содержит ряд орфографических ошибок, опечаток, есть и другие технические погрешности.

Оценка "удовлетворительно" ставится при наличии одного или нескольких из следующих недостатков:



I

  • содержание работы не соответствует одному или нескольким требованиям, предъявляемым к работе с оценкой "хорошо";

  • студент на защите не проявил достаточною знания и понимания теоретических проблем, связанных с темой исследования;

II

  • анализ материала проведен поверхностно, без использования обоснованного и адекватного метода интерпретации языковых или литературных фактов;

  • исследуемый материал не достаточен для мотивированных выводов по заявленной теме;

  • в работе допущен ряд фактических ошибок;

III

  • работа построена со значительными отступлениями от требований к изложению хода исследования;

  • отсутствуют выводы по главам, заключение не отражает теоретической значимости результатов исследования;

  • список использованной литературы содержит недостаточное число источников.

IV

  • оформление работы в целом соответствует изложенным выше требованиям;

  • в работе много орфографических ошибок, опечаток и других технических недостатков;

  • список использованной литературы оформлен с нарушением требований ГОСТа;

  • язык не соответствует нормам русского научного стиля речи.

Работа оценивается как "неудовлетворительная" при условии, если:



I

  • содержание работы не соответствует требованиям, предъявляемым к работам с оценкой "удовлетворительно";

  • в работе установлены части, написанные иным лицом;

  • работа выполнена не самостоятельно, студент на защите не может обосновать результаты представленного исследования;

II

  • отбор и анализ материала носит фрагментарный, произвольный и/или неполный характер;

  • в работе много фактических ошибок;

  • исследуемый материал недостаточен для раскрытия заявленной темы;

III

  • структура работы нарушает требования к изложению хода исследования;

  • выводы отсутствуют или не отражают теоретические положения, обсуждаемые в соответствующих главах работы;

  • список используемой литературы не отражает проблематику, связанную с темой исследования;

IV

  • оформление работы не соответствует предъявляемым требованиям;

  • в работе много орфографических ошибок, опечаток и других технических недостатков;

  • список используемой литературы оформлен с нарушением требований ГОСТа;

  • язык не соответствует нормам русского научного стиля речи.


Приложение 1

Правила оформления списка использованной литературы

Общие замечания
Рекомендуется представлять единый список литературы к работе в целом. Список обязательно должен быть пронумерован. Каждый источник упоминается в списке один раз, вне зависимости от того, как часто на него делается ссылка в тексте работы.

Наиболее удобным является алфавитное расположение материала, так как в этом случае произведения собираются в авторских комплексах. Произведения одного автора расставляются в списке по алфавиту заглавий.

Официальные документы ставятся в начале списка в определенном порядке: Конституции; Кодексы; Законы; Указы Президента; Постановление Правительства; другие нормативные акты (письма, приказы и т. д.). Внутри каждой группы документы располагаются в хронологическом порядке.

Литература на иностранных языках ставится в конце списка после литературы на русском языке, образуя дополнительный алфавитный ряд.

Для каждого документа предусмотрены следующие элементы библиографической характеристики: фамилия автора, инициалы; название; подзаголовочные сведения (учебник, учебное пособие, словарь и т. д.); выходные сведения (место издания, издательство, год издания); количественная характеристика (общее количество страниц в книге).


Примеры библиографических записей


Книги одного автора

Атаманчук, Г. В. Сущность государственной службы: История, теория, закон, практика / Г. В. Атаманчук. – М. : РАГС, 2003.  – 268 с.


Игнатов, В. Г. Государственная служба субъектов РФ: Опыт сравнительно-правового анализа : науч.-практ. пособие / В. Г. Игнатов. – Ростов-на-Дону : СЗАГС, 2000. – 319 с.


Книги двух авторов
Ершов, А. Д. Информационное управление в таможенной системе / А. Д. Ершов, П. С. Конопаева. – СПб. : Знание, 2002. – 232 с.
Игнатов, В. Г. Профессиональная культура и профессионализм государственной службы: контекст истории и современность / В. Г. Игнатов, В. К. Белолипецкий. – Ростов-на-Дону : МарТ, 2000. – 252 с.

Macroeconomics. A European Text. Michael Burda, Charles Wyplosz. Oxford University Press, 1993. – 486 p.




Книги трех авторов

Кибанов, А. Я. Управление персоналом: регламентация труда : учеб. пособие для вузов / А. Я. Кибанов, Г. А. Мамед-Заде, Т. А. Родкина. – М. : Экзамен, 2000. – 575 с.


Журавлев, П. В. Мировой опыт в управлении персоналом: обзор зарубежных источников / П. В. Журавлев, М. Н. Кулапов, С. А. Сухарев. – М.: Рос. Экон. Акад. ; Екатеринбург. : Деловая книга, 1998. – 232 с.


Аяцков, Д. Ф. Кадровый потенциал органов местного самоуправления: проблемы и опыт оценки / Д. Ф. Аяцков, С. Ю. Наумов, Е. Н. Суетенков; РАН при Президенте РФ. ПАГС. – Саратов : ПАГС, 2001. – 135 с.




Книги четырех авторов

Управленческая деятельность: структура, функции, навыки персонала / К. Д. Скрипник [и др.]. – М. : Приор, 1999. – 189 с.




Книги, описанные под заглавием
Управление персоналом : учеб. пособие / С. И. Самыгин [и др.] ; под ред. С. И. Самыгина. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2001. – 511 с.

Управление персоналом: от фактов к возможностям будущего : учеб. пособие / А. А. Брасс [и др.] – Минск : Технопринт, 2002. – 387 с.



Словари и энциклопедии

Социальная философия : словарь / под общ. ред. В. Е. Кемерова, Т. Х. Керимова.  – М. : Академический Проект, 2003.  – 588 с.


Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова.  – М. : Азбуковник, 2000.  – 940 с.


Чернышев, В. Н. Подготовка персонала: словарь / В. Н. Чернышев, А. П. Двинин. – СПб. : Энергоатомиздат, 2000.  – 143 с.


Экономическая энциклопедия / Е. И. Александрова [и др.].  – М. : Экономика, 1999.  – 1055 с.




Статьи из сборников

Бакаева, О. Ю. Таможенные органы Российской Федерации как субъекты таможенного права / О. Ю. Бакаева, Г. В. Матвиенко // Таможенное право.  – М. : Юрист, 2003.  – С. 51–91.


Веснин, В. Р. Конфликты в системе управления персоналом / В. Р. Веснин // Практический менеджмент персонала.  – М. : Юрист, 1998.  – С. 395–414.


Проблемы регионального реформирования // Экономические реформы / под ред. А. Е. Когут.  – СПб. : Наука, 1993.  – С. 79–82.




Статьи из газет и журналов

Арсланов, Г. Реформы в Китае: Смена поколений / Г. Арсланов // Азия и Африка сегодня.  – 2002. – № 4.  – С. 2–6.


Козырев, Г. И. Конфликты в организации / Г. И. Козырев // Социально-гуманитарные знания.  – 2001.  – № 2. – С. 136–150.

Громов, В. Россия и Европа / В. Громов // Известия.  – 1999.  – 2 марта.  – С. 2.

Hahn, Frank. The Next Hundred Years. Economic Journal, January, 1991, 101 (404). – Р. 47 – 50.


Описания официальных документов

О базовой стоимости социального набора: Федеральный Закон от 4 февраля 1999 № 21 – ФЗ // Российская газ.  – 1999.  – 11.02.  – С. 4.


О правительственной комиссии по проведению административной реформы: Постановление Правительства РФ от 31 июля 2003 № 451 // Собрание законодательства РФ.  – 2003.  – № 31.  – Ст. 3150.

О мерах по развитию федеральных отношений и местного самоуправления в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 27 ноября 2003 N 1395 // Собрание законодательства РФ.  – 2003.  – Ст. 4660.




Электронные ресурсы

Statsoft, Inc.(1999). Электронный учебник по статистике. Москва, Statsoft. Web: http://www.statsoft.ru/home/textbook.




Приложение 2

Образец заполнения титульного листа
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный университет»

Институт филологии и межкультурной коммуникации
Кафедра литературы, издательского дела и литературного творчества

ТЕОРИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ

В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ К.Ф. РЫЛЕЕВА

выпускная квалификационная работа

по направлению подготовки 031000.62 – Филология
ВЫПОЛНИЛ:

студент гр. Р-061

Минаева Елена Алексеевна

_______________________


НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

к. филол. наук,

доцент кафедры литературы,

издательского дела

и литературного творчества

Калашников Сергей Борисович

________________________
РЕЦЕНЗЕНТ:

д.филол.н.,

профессор ВГПУ

Жаравина Лариса Владимировна

________________________
Допущен к защите:

заведующий кафедрой литературы,

издательского дела

и литературного творчества

Прохватилова Ольга Александровна

______________________


Волгоград 2012

Методические рекомендации по государственной аттестации выпускников по направлению подготовки 031000.62 «Филология» (Бакалавриат) утверждены на заседании кафедры литературы, издательского дела и литературного творчества (протокол №___ от_____________ ), кафедры русского языка (протокол № ___ от ____________).




Зав. кафедрой русского языка

профессор Н.А. Тупикова



Зав. кафедрой литературы, издательского дела

и литературного творчества



профессор О.А. Прохватилова





Смотрите также:
Методические рекомендации по государственной аттестации выпускников по направлению подготовки 035700. 68 Лингвистика, профиль «перевод и переводоведение»
1046.48kb.
12 стр.
Методические рекомендации по государственной аттестации выпускников по направлению подготовки
336.68kb.
1 стр.
Положение об итоговой государственной аттестации выпускников чгпу им. И. Я. Яковлева общие положения
58.18kb.
1 стр.
Примерная программа итоговой государственной аттестации выпускников по направлению подготовки «Менеджмент»
864.87kb.
5 стр.
Положение об итоговой государственной аттестации выпускников московского государственного университета леса. Рд смк 035-12
348.16kb.
1 стр.
Умо по образованию в области производственного менеджмента
1139.15kb.
12 стр.
Умо по образованию в области производственного менеджмента
1092.12kb.
6 стр.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов; 3 Методические рекомендации по выполнению курсовой работы (проекта)
299.96kb.
1 стр.
Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников
457.94kb.
2 стр.
Справка по результатам государственной (итоговой) аттестации выпускников мбоу лицей №4 города Краснодара
203.94kb.
1 стр.
Анализ государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 и 11 классов 2011/2012 учебного год
219.26kb.
1 стр.
Методические рекомендации для студентов и дипломантов факультета культуры Санкт-Петербург 2009
536.02kb.
4 стр.