Главная
страница 1



З А К О Н САХА ЈРЈСПҐҐБҐЛҐКЭТИН

РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) С О К У О Н А




О кочевых школах Республики Саха (Якутия)
Настоящий закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации устанавливает правовые, экономические и социальные основы совершенствования системы образования для коренных малочисленных народов Севера.

Настоящий закон направлен на организацию в местах традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера бесплатного обучения детей без отрыва их от родителей, гарантирующего доступ к достижениям мировой цивилизации, изучение собственной истории, национальной культуры, родного языка и традиционного хозяйствования, воспитание национального достоинства для создания условий восстановления, сохранения и защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера.


Глава 1. Общие положения
Статья 1. Статус кочевой школы

1. Кочевая школа – самостоятельное образовательное учреждение или филиал образовательного учреждения в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера.

2. Кочевая школа создается для обеспечения доступности дошкольного, основного общего и дополнительного образования без отрыва детей от родителей, ведущих традиционный кочевой образ жизни, восстановления и сохранения традиционного хозяйствования коренных малочисленных народов Севера, приобщения детей к национальной культуре, родному языку, традициям и обычаям, защите исконной среды обитания.

3. В структуру образовательного процесса входят очные сессии учащихся с учителями в оленеводческих бригадах, очные сессии в опорных школах, обучение детей этнокультуре самими родителями в качестве консультантов-тьюторов, дистанционное обучение с использованием интернет-технологий.


Статья 2. Виды кочевых школ

К кочевым школам относятся:

1) кочевая школа (филиал) – филиал образовательного учреждения (опорной школы), организующего учебно-воспитательный процесс в соответствии с традиционным укладом жизни коренных малочисленных народов Севера, созданный на производственной базе оленеводов, охотников, рыбаков или непосредственно кочующий вместе с оленеводческой бригадой;

2) начальная кочевая школа – детский сад – филиал образовательного учреждения (опорной школы), реализующий общеобразовательные программы дошкольного и начального общего образования, постоянно кочующий вместе с оленеводческой бригадой, приобщающий детей к труду, национальной культуре, родному языку, традициям и обычаям коренных малочисленных народов Севера;

3) общинная школа – филиал образовательного учреждения (опорной школы), реализующий общеобразовательные программы начального общего и основного общего образования, по структуре и содержанию соответствующий стационарной малокомплектной школе;

4) гувернерская школа – филиал образовательного учреждения, реализующий общеобразовательные программы начального общего и основного общего образования. Педагогические работники обучают учащихся, находясь непосредственно в семье своих воспитанников в оленеводческих, рыболовецких и охотничьих бригадах;

5) таежная школа – филиал образовательного учреждения, реализующий общеобразовательные программы начального общего и основного общего образования. Детей обучают сами родители в качестве консультантов-тьюторов. Таежные блоки обучения сочетаются с очными сессиями в опорной школе;

6) стационарная кочевая школа – общеобразовательное учреждение, учащиеся которой, обучаясь в опорной школе, на определенный период выезжают в оленеводческую бригаду, где обучаются этнокультуре и национально-региональному компоненту по основным предметам;

7) воскресная школа – филиал образовательного учреждения, обеспечивающий этнокультурное образование в населенных пунктах, в которых отсутствует достаточное количество учащихся для открытия иных школ;

8) сетевая кочевая школа – кочевая школа, передвигающаяся между несколькими оленеводческими бригадами, осуществляющая очно-заочное обучение. В структуру образовательного процесса входят очные сессии учащихся с учителями в оленеводческих бригадах, очные сессии в опорных школах, обучение детей самими родителями в качестве консультантов-тьюторов, дистанционное обучение с использованием интернет-технологий;

9) летняя кочевая школа – филиал образовательного учреждения, функционирующий в летнее каникулярное время в местах традиционного природопользования и традиционного хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера с целью изучения учащимися, не владеющими родным языком, национальной культуры, родного языка и традиционного хозяйствования.
Статья 3. Принципы деятельности кочевых школ

Деятельность кочевых школ основывается на следующих принципах:

1) поддержка со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимая для сохранения национальной самобытности, развития национальной культуры и родного языка;

2) приобщение детей к традиционному образу жизни и традиционной хозяйственной деятельности в стойбищах родовых кочевых общин, поселках и центрах улусов (районов);

3) внедрение в учебный процесс новых поколений учебно-методических пособий на языках коренных малочисленных народов Севера, издательско-полиграфической базы, новых образовательных (в том числе компьютерных) технологий и дистанционного обучения;

4) обеспечение кочевых школ педагогическими кадрами, обладающими мастерством педагога на основе этнопедагогики, знающими национальную культуру и язык коренных малочисленных народов Севера и совмещающими несколько педагогических специальностей;

5) многообразие и сочетание различных форм обучения в соответствии с законодательством, возможность заочного обучения, экстерната и дополнительного образования;

6) уважение национальной культуры, языка, традиций и обычаев коренных малочисленных народов Севера.


Статья 4. Принципы государственной поддержки кочевых школ

Государственная поддержка кочевых школ основывается на следующих принципах:

1) признание и сохранение традиционного кочевого образа жизни;

2) предоставление равных возможностей в области образования;

3) обеспечение защиты законных прав и интересов ребенка;

4) недопущение разлучения детей с родителями и другими членами семьи;

5) сохранение и развитие национальной культуры, родного языка, традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности;

6) общедоступность начального и среднего общего образования;

7) единство культурного и образовательного процесса;

8) государственно-общественный характер организации и управления кочевыми школами;

9) интеграция кочевых школ в систему непрерывного образования;

10) социальная поддержка кочевых семей, имеющих детей;

11) государственное централизованное обеспечение и финансирование кочевых школ, включая обеспечение топливом, горюче-смазочными материалами, материально-техническими ресурсами, транспортом для перевозки учащихся и учителей.
Глава 2. Особенности создания, реорганизации и

ликвидации кочевых школ
Статья 5. Особенности создания кочевых школ

1. Кочевая школа может быть создана по ходатайству общего собрания родителей (законных представителей), работающих в отраслях традиционной хозяйственной деятельности или в родовых кочевых общинах, в соответствии с законодательством.

2. Порядок создания кочевых школ устанавливается органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

3. Воспитание и обучение в кочевых школах осуществляется с учетом региональных, природно-климатических и географических условий Республики Саха (Якутия), социально-экономических и национально-культурных особенностей территорий традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера.

4. Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) образования в кочевых школах гарантируется при наличии детей (от одного и более) в возрасте до 18 лет.

Статья 6. Особенности реорганизации и ликвидации кочевых школ

1. Прекращение деятельности кочевой школы допускается только с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данной школой, либо с согласия собрания (схода) членов родовой кочевой общины, обслуживаемой данной школой.

2. Порядок реорганизации и ликвидации кочевых школ устанавливается органами местного самоуправления муниципальных районов и городских поселений.
Глава 3. Полномочия органов государственной власти

Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления

в вопросах обеспечения общедоступным и бесплатным образованием детей,

ведущих с родителями традиционный уклад жизни
Статья 7. Полномочия органов государственной власти

Республики Саха (Якутия) в вопросах обеспечения общедоступным

и бесплатным образованием детей, ведущих с родителями

традиционный уклад жизни

К полномочиям органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в вопросах обеспечения общедоступным и бесплатным образованием детей, ведущих с родителями традиционный уклад жизни, относятся:

1) обеспечение нормативной правовой основы для функционирования кочевых школ;

2) обеспечение гарантий прав детей на общедоступное и бесплатное дошкольное и общее среднее образование посредством предоставления субвенций местным бюджетам с учетом коэффициентов удорожания, удаленности и малодоступности кочевых школ;

3) содействие созданию условий, на которых базируется функционирование кочевой школы.
Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных

районов и городских округов в вопросах обеспечения общедоступным и

бесплатным образованием детей, ведущих с родителями

традиционный уклад жизни

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в вопросах обеспечения общедоступным и бесплатным образованием детей, ведущих с родителями традиционный уклад жизни, относятся:

1) создание кочевых школ в местах традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера для сохранения самобытного социально-экономического и культурного развития этих народов, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов;

2) реорганизация и ликвидация кочевых школ.


Статья 9. Виды государственной поддержки кочевых школ

1. Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) обеспечивает выплату учащимся кочевых школ в возрасте от 10 до 17 лет, проходившим в течение двух месяцев летнего периода учебно-производственную практику в оленеводческих бригадах, премии в размере 50 процентов заработной платы оленевода, чумработника.

2. Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) обеспечивает постоянный мониторинг состояния здоровья учащихся и учителей кочевых школ.

3. Министерство образования Республики Саха (Якутия) обеспечивает:

1) разработку и издание учебников, методических пособий по этнокультуре;

2) разработку традиционных и коммуникативных методов обучения;

3) приобретение для кочевых школ оборудования, внедрение и использование новых образовательных технологий;

4) надлежащие условия для подготовки педагогических кадров, знающих культуру, язык, традиционную хозяйственную деятельность коренных малочисленных народов Севера, совмещающих несколько педагогических специальностей.


Глава 4. Участники образовательного процесса
Статья 10. Подготовка педагогических работников для кочевых школ

1. Подготовка педагогических кадров для кочевых школ ведется в учреждениях среднего и высшего профессионального образования Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации с учетом потребностей республики в кадрах, рассчитанных на основе мониторинга, проводимого государственным органом управления образованием Республики Саха (Якутия), а также с учетом образовательных потребностей личности. Государство оказывает содействие в подготовке специалистов широкого профиля по двум и более педагогическим специальностям.

2. Государственный план приема в учреждения среднего и высшего профессионального образования, осуществляющие подготовку кадров для кочевых школ, составляется с учетом заявок государственного органа управления образованием Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления, родовых кочевых общин.
Статья 11. Меры социальной поддержки работников кочевой школы

1. Работникам кочевой школы предоставляются гарантии и компенсации в соответствии с законодательством.

2. Учредитель кочевой школы вправе предоставлять ее работникам ежемесячную компенсацию за кочевой образ жизни и иные компенсации.

3. Молодым специалистам, впервые выезжающим на работу в кочевую школу, устанавливается единовременное пособие за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Саха (Якутия


Статья 12. Права учащихся кочевой школы

Учащиеся кочевой школы имеют право на:

1) воспитание в кочевой семье, приобщение к национальной культуре, родному языку, традициям и обычаям, приобретение трудовых навыков;

2) охрану здоровья;

3) образование на родном языке;

4) участие в делах семьи, школы, общины;

5) труд в общине и его вознаграждение в установленном порядке.
Глава 5. Организационные и финансовые основы кочевых школ
Статья 13. Организация образовательного процесса в кочевых школах

1. Кочевые школы по согласованию с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов разрабатывают с учетом местных условий и утверждают годовые календарные учебные графики.

2. В кочевых школах действует государственный образовательный стандарт.

3. Условия и порядок освоения образовательных программ в форме семейного образования, самообразования, сетевого (в том числе дистанционного) и дуального образования, экстерната устанавливаются учредителем кочевой школы на основании договора между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся и отражаются в уставе кочевой школы.

4. Учредитель кочевой школы создает условия для реализации индивидуальных учебных планов учащихся кочевой школы с учетом особенностей освоения образовательных программ и образовательных потребностей учащихся.
Статья 14. Финансирование кочевых школ

1. Финансирование кочевых школ осуществляется на основе федеральных нормативов и нормативов, устанавливаемых органом государственной власти Республики Саха (Якутия) в соответствии с утвержденной методикой. Органами местного самоуправления могут быть установлены нормативы финансирования за счет средств местных бюджетов.

2. Для кочевых школ, рассматриваемых как малокомплектное сельское образовательное учреждение, норматив финансирования устанавливается с учетом затрат, не зависящих от количества обучающихся.

3. Органы государственной власти Республики Саха (Якутия) в целях сохранения национальной самобытности, развития национальной культуры и родного языка вправе в соответствии с законами Республики Саха (Якутия) предусматривать в государственном бюджете Республики Саха (Якутия) средства для оказания дополнительной финансовой поддержки кочевым школам.


Глава 6. Заключительные положения
Статья 15. Вступление в силу настоящего закона

Настоящий закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.




Президент

Республики Саха (Якутия) В.ШТЫРОВ

г.Якутск, 22 июля 2008 года

З № 73-IV



Смотрите также:
Закон саха јРЈСПҐҐБҐЛҐкэтин республики саха
351.82kb.
1 стр.
Республики саха (якутия) саха јРЈСПҐҐБҐЛҐкэтин
45.99kb.
1 стр.
Закон саха јРЈСПҐҐБҐЛҐкэтин республики саха
240.29kb.
1 стр.
Закон саха јРЈСПҐҐБҐЛҐкэтин республики саха
2322.08kb.
10 стр.
Закон саха јРЈСПҐҐБҐЛҐкэтин республики саха
113.42kb.
1 стр.
Закон саха јРЈСПҐҐБҐЛҐкэтин республики саха
114.97kb.
1 стр.
Республики саха (якутия) саха јРЈСПҐҐБҐЛҐкэтин
14.17kb.
1 стр.
Закон саха јРЈСПҐҐБҐЛҐкэтин республики саха
3393.38kb.
14 стр.
Закон республики саха (якутия) о финансах местного самоуправления в Республике Саха (Якутия)
166.36kb.
1 стр.
Республики саха (якутия) саха јРЈСПҐҐБҐЛҐкэтин
200.43kb.
1 стр.
Закон республики саха (якутия) о конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве
726.46kb.
4 стр.
Республики саха (якутия) саха јРЈСПҐҐБҐЛҐкэтин
150.75kb.
1 стр.