ГСЭ
|
Гуманитарные и социально-экономические дисциплины
|
1800
|
ГСЭ.Ф.00
|
Федеральный компонент
|
|
ГСЭ.Ф.01
|
Иностранный язык
|
340
|
|
Закрепление программы средней школы, изучение нового лексико-грамматического материала, необходимого для чтения и перевода оригинальной иноязычной литературы по специальности.
|
|
|
Различные виды речевой деятельности, чтение и др., позволяющие использовать иностранный язык как средство профессионального общения (письменного и устного).
|
|
|
Навыки обработки текстов по специальности для использования полученной информации в профессиональных целях: перевод, аннотирование, реферирование (на родном и иностранном языках).
|
|
|
Навыки устного общения (аудирование, диалогическая и монологическая речь), позволяющие участвовать в профессиональном общении с иностранными коллегами в объеме тем, указанных в программе по дисциплине "Иностранный язык" для студентов медицинских и фармацевтических вузов
|
|
ГСЭ.Ф.02
|
Физическая культура
|
408
|
ГСЭ.Ф.03
|
Отечественная история
|
|
|
История России как неотъемлемая часть истории человечества. Основные закономерности и особенности мировой истории сквозь призму национальной российской истории. Воздействие русской истории на мировой процесс. Представления об истории человечества и ее основных этапах как важный фактор формирования ценностных ориентаций и определения гражданской позиции современного человека. Проблемы методологии истории; соотношение политических, экономических, духовных факторов в истории; роль религии и религиозных представлений. Критерии познания истории; типы и формы цивилизаций. Новые подходы к проблеме "человек в истории"; история повседневной жизни, образ жизни и нравы; политические лидеры, полководцы и реформаторы в истории. Социальная история, взаимодействие революций и реформ. Место и роль России, российской цивилизации и культуры в истории человечества. Характерные черты европейской и восточной цивилизаций. Основные этапы мировой истории. Древний мир: роль античного наследия для европейской культуры; вклад восточных цивилизаций (Китая, Индии, арабского Востока и др.); Россия и кочевнический мир. Средние века: формирование национальных государств; авторитарная власть и появление сословного представительства; гуманизм и реформация; роль христианства в европейской цивилизации; формирование православия в России. Новая история: история географических открытий, расширивших границы мира; промышленная революция и ее последствия; XVIII век - век просвещения и гуманизма; Россия открывает окно в Европу; российские реформы и реформаторы в XIX веке; вклад русской культуры в мировую культуру. Новейшая история (XX век): роль XX столетия в мировой истории; глобализация общественных процессов; проблема экономического роста и модернизация; социальная трансформация общества; столкновение интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Мировые и локальные войны; роль Советского Союза в победе над фашизмом; история холодной войны. Научно-техническая революция и ее влияние на ход общественного развития; интеграция науки и образования. Российский фактор в политической, социальной и духовной истории XX столетия. Геополитические изменения в мире на рубеже 1980 - 90-х годов
|
|
ГСЭ.Ф.04
|
Культурология
|
132
|
|
Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований. Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.
|
|
|
Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры.
|
|
|
Восточные и западные типы культур.
|
|
|
Специфические и "серединные" культуры.
|
|
|
Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности. Культура и личность.
|
|
|
Инкультурация и социализация
|
|
ГСЭ.Ф.05
|
Политология
|
|
|
Объект, предмет и метод политической науки.
|
|
|
Функции политологии. Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики. История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы. Гражданское общество, его происхождение и особенности.
|
|
|
Особенности становления гражданского общества в России. Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, политические партии, электоральные системы. Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент.
|
|
|
Политическая модернизация. Политические организации и движения. Политические элиты.
|
|
|
Политическое лидерство. Социокультурные аспекты политики. Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса.
|
|
|
Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации.
|
|
|
Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания.
|
|
|
Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика
|
|
ГСЭ.Ф.06
|
Правоведение
|
54
|
|
Медицинское право, биоэтика и деонтология - важные нормативные системы в сфере охраны здоровья граждан. Государство и право. Их роль в жизни общества. Норма права и нормативно-правовые акты. Правосознание и правовая культура врача. Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Источники российского права. Закон и подзаконные акты.
|
|
|
Система российского права. Отрасли права как гаранты обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья. Правонарушение и юридическая ответственность. Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство. Конституция Российской Федерации - основной закон государства. Конституционные права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.
|
|
|
Особенности федеративного устройства России.
|
|
|
Система органов государственной власти в Российской Федерации. Правовые основания управления здравоохранением. Медицинское право. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан. Права пациентов и медицинских работников. Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридические лица. Право собственности. Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Возмещение вреда, причиненного ненадлежащим оказанием медицинской помощи.
|
|
|
Наследственное право. Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву. Тайна усыновления ребенка. Концепция планирования семьи.
|
|
|
Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение. Особенности регулирования труда медицинских работников. Административные правонарушения и административная ответственность. Понятие преступления.
|
|
|
Уголовная ответственность за совершение преступлений. Профессиональные и должностные правонарушения медицинского персонала и их профилактика. Экологическое право.
|
|
|
Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности. Правовые основы защиты государственной тайны.
|
|
|
Врачебная тайна. Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.
|
|
|
Актуальные проблемы медицины и права
|
|
ГСЭ.Ф.07
|
Психология
|
54
|
|
Предмет, объект и методы психологии. Роль психологических знаний в работе врача.
|
|
|
Основные научные школы современной психологии. Индивид, личность, индивидуальность. Влияние личности пациента на возникновение, течение болезни и возможности влияния болезни на его психику.
|
|
|
Личность врача как фактор доверия к нему пациента. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Уровни поведения. Современные представления о научении. Поведенческий подход к пониманию аномального поведения. Модификация поведения с позиций научения. Научение и личность.
|
|
|
Психологическая характеристика деятельности как сугубо человеческого поведения.
|
|
|
Осознанные и автоматизированные компоненты деятельности. Воля как сознательная организация и саморегуляция личностью своей деятельности. Понятие о фрустрации.
|
|
|
Механизмы интрапсихической защиты. Развитие личности в деятельности. Эффективность деятельности и здоровье. Врач и пациент как партнеры в управлении деятельностью, направленной на здоровье пациента. Мотивация поведения. Осознанные и неосознанные мотивы.
|
|
|
Мотивы и смысл. Мотивация и здоровье.
|
|
|
Мотивация и болезнь. Психологический смысл болезни. Восприятие мира. Свойства восприятия как субъективного образа мира.
|
|
|
Подпороговое восприятие. Восприятие в лечебно-диагностическом процессе. Внутренняя картина здоровья. Внутренняя картина болезни. Лечебное воздействие.
|
|
|
Познавательные процессы. Эмоциональные процессы. Эмоциональное обеспечение поведения. Факторы, вызывающие эмоции.
|
|
|
Психология горя. Профилактика страха и тревожности. Психология общения. Особенности профессионального общения медика.
|
|
|
Трансфер и контрансфер. Каналы коммуникации.
|
|
|
Психология групп. Структура группы и ее измерение. Групповая динамика. Врач как член профессиональной группы. Терапевтические группы. Семья как малая группа.
|
|
|
Педагогика
|
|
|
Объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. Медицинская педагогика. Педагогические аспекты профессиональной деятельности врача.
|
|
|
Обучение больных, медицинского персонала.
|
|
|
Обучающие программы в работе с семьей пациента
|
|
ГСЭ.Ф.08
|
Русский язык и культура речи
|
|
|
Стили современного русского языка. Лексика, грамматика, синтаксис, функционально-стилистический состав книжной речи. Условия функционирования разговорной речи и роль внеязыковых факторов.
|
|
|
Лингвистические и экстралингвистические факторы публичной речи. Сфера функционирования, видовое разнообразие, языковые черты официально-делового стиля.
|
|
|
Взаимопроникновение стилей. Специфика элементов всех языковых уровней в научной речи. Жанровая дифференциация, отбор языковых средств в публицистическом стиле.
|
|
|
Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов.
|
|
|
Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов.
|
|
|
Словесное оформление публичного выступления.
|
|
|
Понятность, информативность и выразительность публичной речи. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов.
|
|
|
Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов.
|
|
|
Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевая этика в документе.
|
|
|
Основные единицы общения (речевое событие, речевая ситуация, речевое взаимодействие).
|
|
|
Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Культура речи и совершенствование грамотного письма и говорения (литературное произношение, смысловое ударение, функции порядка слов, словоупотребление). Невербальные средства коммуникации. Речевые нормы учебной и научной сферы деятельности
|
|
ГСЭ.Ф.09
|
Социология
|
|
|
Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки.
|
|
|
Социологический проект О. Конта.
|
|
|
Классические социологические теории.
|
|
|
Современные социологические теории. Русская социологическая мысль. Общество и социальные институты, мировая система и процессы глобализации. Социальные группы и общности.
|
|
|
Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация.
|
|
|
Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность.
|
|
|
Понятие социального статуса. Социальное взаимодействие и социальные отношения.
|
|
|
Общественное мнение как институт гражданского общества. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.
|
|
|
Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы.
|
|
|
Место России в мировом сообществе. Методы социологического исследования
|
|
ГСЭ.Ф.10
|
Философия
|
210
|
|
Предмет философии. Место и роль философии в культуре (медицине). Исторические типы и направления в философии. Основные этапы исторического развития философской мысли.
|
|
|
Философия в развитии русской духовности.
|
|
|
Структура философского знания. Бытие. Понятие духа, материи и сознания, пространства, времени и движения. Жизнь как специфическая форма движения материи.
|
|
|
Научные, философские и религиозные картины мира. Диалектика, ее принципы и всеобщие законы. Развитие, его модели и законы.
|
|
|
Органическая эволюция на Земле.
|
|
|
Онтологический статус земной жизни. Человек, общество, культура. Человек и природа.
|
|
|
Производство и его роль в жизни человека.
|
|
|
Общество и его структура. Человек в системе социальных связей. Человек как творец и творение культуры. Любовь и творчество в жизнедеятельности человека. Человек и исторический процесс, личность и массы, свобода и необходимость. Смысл жизни и деятельности человека. Познание. Соотношение мнения, веры, понимания, интерпретации и знания. Рациональное и эмпирическое познание. Иррациональное познание: интуиция в медицине. Отражение мира в сознании как познание. Творческое "конструирование" знания. Практика. Наука. Научное и вненаучное знание. Истина и ее критерии.
|
|
|
Структура научного познания, его методы и формы. Научные революции и смена типов рациональности. Союз философии и медицины.
|
|
|
Философско-методологические основания медицины. Философско-этические проблемы в медицине (биоэтика)
|
|
ГСЭ.Ф.11
|
Экономика
|
108
|
|
Предмет экономической науки, ее разделы.
|
|
|
Экономические системы. Экономические институты. Макроэкономика. Спрос.
|
|
|
Индивидуальный и рыночный спрос.
|
|
|
Предложение. Рыночный механизм. Роль цен в экономике. Рынки взаимосвязанных товаров и услуг. Фирма. Бухгалтерские и экономические затраты и прибыль. Производительность. Конкуренция и структура рынка.
|
|
|
Антимонопольное регулирование. Рынок труда.
|
|
|
Спрос и предложение труда. Человеческий капитал. Доходы. Неравенство и перераспределение доходов. Функции и виды денег. Инфляция и ее причины. ВВП и ВНП.
|
|
|
ЧНП. Национальный доход. Личный доход.
|
|
|
Совокупные спрос и предложение.
|
|
|
Макроэкономическое равновесие. Виды и уровень безработицы. Меры борьбы с безработицей. Экономический рост. Модели роста. Экономические циклы. Фискальная политика. Основные статьи доходов и расходов госбюджета. Банковская система.
|
|
|
Международная экономика. Развитие экономической науки. Основы прикладной экономики. Предпринимательство. Виды предприятий. Виды ценных бумаг. Основы бухгалтерского учета. Оценка результатов хозяйственной деятельности. Понятие банкротства. Основы маркетинга. Виды рекламы. Налоги. Налоговая система.
|
|
|
Финансовые институты. Механизм действия бирж, страховых и инвестиционных компаний.
|
|
|
Основы потребительских знаний. Переходная экономика. Характеристика и структура российского хозяйства
|
|
ГСЭ.Р.00
|
Национально-региональный (вузовский компонент)
|
111
|
|
Дисциплины, рекомендованные УМО:
|
|
|
Биоэтика
|
54
|
|
Морально-этические нормы, правила и принципы профессионального врачебного поведения.
|
|
|
Права пациента и врача. Этические основания современного медицинского законодательства.
|
|
|
Применение этических принципов при использовании новых биомедицинских технологий
|
|
|
История медицины и фармации
|
90
|
|
Влияние среды обитания на здоровье человека, изыскание эффективных средств лечения и профилактики, диагностики, взаимоотношения врача и пациента, место врача в обществе; представление о медицинских системах и медицинских школах; учение о здоровом образе жизни. Народная и традиционная медицина. Магическая и демонологическая медицины.
|
|
|
Медицинское образование. Первые медицинские учреждения. Влияние мировых религий на медицину. Выдающиеся деятели медицины и фармации. Выдающиеся медицинские открытия.
|
|
|
Влияние гуманистических идей на медицину.
|
|
|
Влияние научной революции и технической программы на развитие медицины. Особенности отечественной истории медицины. Проблемы врачебной этики и деонтологии в истории отечественной медицины и на современном этапе
|
|
|
Латинский язык и основы терминологии
|
189
|
ГСЭ.В.00
|
Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом
|
102
|
ЕН
|
Естественнонаучные, математические и медико-биологические дисциплины
|
2550
|
ЕН.Ф.00
|
Федеральный компонент
|
|
ЕН.Ф.01
|
Математика
|
100
|
|
Основы математического анализа. Элементы теории вероятности и математической статистики. Обработка и анализ результатов измерений. Математические методы решения интеллектуальных задач и их применение в фармации
|
|
ЕН.Ф.02
|
Информатика
|
128
|
|
Основы информатики и вычислительной техники.
|
|
|
Сбор, хранение, поиск, переработка, преобразование и распространение информации.
|
|
|
Использование ЭВМ и АСУ в фармации. Методы оптимизации управления в фармации
|
|
ЕН.Ф.03
|
Физика
|
228
|
|
Основные законы физики. Физические явления и процессы. Молекулярная биофизика. Биофизика клетки. Термодинамика и моделирование биологических процессов
|
|
ЕН.Ф.04
|
Химия общая и неорганическая
|
171
|
|
Основы теории химических процессов.
|
|
|
Строение вещества. Общая характеристика элементов периодической системы
|
|
ЕН.Ф.05
|
Физическая и коллоидная химия
|
285
|
|
Основные законы термодинамики. Кинетика химических реакций и катализ. Дисперсные системы. Молекулярно-кинетические и оптические свойства коллоидных систем
|
|
ЕН.Ф.06
|
Аналитическая химия
|
378
|
|
Общие теоретические основы аналитической химии. Качественный анализ катионов, анионов и органических веществ. Количественный анализ. Инструментальные (физико-химические) методы анализа
|
|
ЕН.Ф.07
|
Органическая химия
|
378
|
|
Основы строения и методы исследования органических соединений. Важнейшие классы гомофункциональных органических соединений.
|
|
|
Гетерофункциональные органические соединения. Углеводы, гетероциклические соединения, изопреноиды
|
|
ЕН.Ф.08
|
Биология
|
85
|
|
Биология клетки. Размножение и развитие организмов. Закономерности наследования и основы генетики. Вопросы эволюции. Человек и биосфера, аспекты биологии человека.
|
|
ЕН.Ф.09
|
Ботаника
|
216
|
|
Анатомия и физиология растений.
|
|
|
Систематика растений: низшие растения, высшие споровые, голосеменные, покрытосеменные, двудольные и однодольные.
|
|
|
Основы географии растений
|
|
ЕН.Ф.10
|
Основы экологии и охраны природы
|
78
|
|
Теоретические основы общей экологии и экологического анализа. Воздушный и водный мониторинг промышленной зоны.
|
|
|
Почвенный мониторинг
|
|
ЕН.Ф.11
|
Микробиология
|
171
|
|
Классификация, морфология и физиология микроорганизмов. Инфекция и иммунитет.
|
|
|
Медицинские иммунобиологические препараты.
|
|
|
Возбудители инфекционных заболеваний.
|
|
|
Санитарная и фармацевтическая микробиология.
|
|
|
Микробиологические основы химиотерапии
|
|
ЕН.Ф.12
|
Биологическая химия
|
237
|
|
Химическая природа веществ, химические явления и процессы в организме. Роль основных биологически активных соединений в жизненно важных процессах на молекулярном уровне
|
|
ЕН.Ф.13
|
Физиология с основами анатомии Важнейшие генетически детерминированные морфологические и функциональные закономерности жизнедеятельности клеток, тканей, органов и систем организма; их регуляция и саморегуляция при адаптации к условиям внешней среды на разных этапах индивидуального постнатального развития
|
200
|
ЕН.Ф.14
|
Патология
|
157
|
|
Учение о болезни, этиология, патогенез, роль реактивности в патологии. Типовые патологические процессы. Закономерности и формы нарушения функций органов и систем организма
|
|
ЕН.Р.00
|
Национально-региональный (вузовский компонент)
|
до 15% общего объема цикла
|
|
Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом
|
112
|
ОПД
|
Профессиональные дисциплины
|
3862
|
ОПД.Ф.00
|
Федеральный компонент:
|
|
ОПД.Ф.01
|
Общая гигиена
|
81
|
|
Основы гигиены окружающей среды, гигиены труда и промышленной токсикологии. Основы гигиены аптечных учреждений и фармацевтических предприятий
|
|
ОПД.Ф.02
|
Первая доврачебная помощь
|
81
|
|
Основные методы асептики и антисептики.
|
|
|
Основные способы оказания первой доврачебной помощи при неотложных состояниях и внезапных заболеваниях
|
|
ОПД.Ф.03
|
Фармакология
|
390
|
|
Классификация и основные характеристики лекарственных средств. Показания и противопоказания к их применению и побочные эффекты. Фармакодинамика и фармакокинетика лекарств. Хронофармакология
|
|
ОПД.Ф.04
|
Клиническая фармакология (фармакотерапия)
|
142
|
|
Фармакологическое взаимодействие лекарств.
|
|
|
Симптомы и синдромы наиболее распространенных заболеваний. Клиническая фармакология препаратов, применяемых при этих заболеваниях
|
|
ОПД.Ф.05
|
Военная и экстремальная дисциплина
|
346
|
|
Организация и оказание фармацевтической помощи населению и лечебным учреждениям в чрезвычайных ситуациях
|
|
ОПД.Ф.06
|
Токсикологическая химия
|
219
|
|
Физико-химические свойства ядовитых соединений. Взаимосвязь химико-токсикологического анализа с поведением ядовитых веществ в организме; методы их выделения из биологических объектов и химико-токсикологическое исследование извлечений
|
|
ОПД.Ф.07
|
Медицинское и фармацевтическое товароведение
|
187
|
|
Проведение товароведческого анализа и маркетинговых исследований медицинских и фармацевтических товаров. Классификация и кодирование. Основы материаловедения.
|
|
|
Факторы, влияющие на формирование и сохранение потребительской стоимости медицинских и фармацевтических товаров.
|
|
|
Тара, упаковка и маркировка
|
|
ДС.Ф.
|
Дисциплины специальности
|
2289
|
ДС.Ф.01
|
Фармацевтическая химия
|
714
|
|
Государственный принципы и положения, регламентирующие качество лекарственных средств. Фармацевтический анализ. Основные группы лекарственных средств неорганической и органической природы. Способы их получения и методы исследования. Целенаправленный поиск новых лекарственных средств
|
|
ДС.Ф.02
|
Фармацевтическая технология
|
659
|
|
Государственное нормирование производства лекарственных препаратов. Твердые, жидкие и мягкие лекарственные формы. Стерильные и асептические изготовляемые лекарственные формы. Фитопрепараты. Нетрадиционные лекарственные формы. Общие принципы организации производства готовых лекарственных средств
|
|
ДС.Ф.03
|
Фармакогнозия
|
402
|
|
Химический состав лекарственных растений и стандартизация. Классификация лекарственного сырья. Определение запасов лекарственных растений и заготовка лекарственного растительного сырья. Источники получения лекарственных средств природного происхождения
|
|
ОПД.Ф.04
|
Управление и экономика фармации
|
515
|
|
Основы государственной политики в здравоохранении фармацевтической помощи.
|
|
|
Методы системного и организационно-экономического анализа.
|
|
|
Системы создания, воспроизводства аптечного и промышленного производства распределения лекарственных препаратов и других аптечных товаров. Контрольно-разрешительная система обеспечения качества лекарственных средств и медицинской техники. Основы экономики аптеки и других малых фармацевтических предприятий, учет и анализ их финансово-хозяйственной деятельности. Теория и практика фармацевтического маркетинга, методы конкуренции, менеджмент. Нормативно-правовое регулирование фармацевтической деятельности
|
|
ДС.Р.00
|
Биотехнология*
|
|
|
Получение лекарственных и профилактических средств путем биосинтеза и биотрансформации.
|
|
|
Совершенствование продуцентов и биокаталитических процессов методами клеточной и генетической инженерии и инженерной энзимологии. Основы современных биомедицинских технологий
|
|
|
Национально-региональный (вузовский компонент)
|
до 15% общего объема цикла
|
|
Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом
|
338
|
|
Всего часов теоретического обучения
|
8694
|
|
Практики
|
1116
|
|
Итого
|
9810
|