Главная
страница 1страница 2страница 3



EuropeAid/128586/C/SER/KZ






Поддержка судебной и правовой реформы в Республике Казахстан

Деятельность 3.3.3 Суд присяжных

ОТЧЕТ

Судопроизводство в Казахстане

с участием присяжных заседателей

Подготовлено:

Фритцем Дигмайером

Есдаулетовой Галией






Проект финансируется Европейским Союзом

Проект реализуется

ACOJURIS


Предупреждение: Заключения и утверждения, изложенные в данном документе, принадлежат Консорциуму и Экспертам, осуществляющим Проект. Они не отражают официального мнения или взглядов Европейского Союза или Делегации Европейского Союза .


ОТЧЕТ И РЕКОММЕНДАЦИИ

ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Судопроизводство в Казахстане с участием присяжных заседателей 4
1.1. Юрисдикция института «суда присяжных» в правовой

системе Республики Казахстан  5
1.2. Изменения в новом законе   5
1.3. Изменения в уголовно – процессуальном кодексе  5
1.4. Изменения в процедуре обжалования «кассация» 6
1.5. Решения, вступившие в силу 7
1.6. Статистические данные о процедуре «суда присяжных» 8
1.7. Позиция МВД в связи с увеличением числа оправданных

судом присяжных 9
1.8. Организационные вопросы и проблемы в разбирательствах

судах присяжных 11
1.9. Международный опыт 14
1.10. Перспективы 16
2. Рекомендации 18
2.1. Первая рекомендация: 16
2.2. Вторая рекомендация: 16
2.3. Третья рекомендация: 16


  1. Судопроизводство в Казахстане с участием присяжных заседателей


1.1. Юрисдикция института «суда присяжных» в правовой системе Республики Казахстан 
В соответствии со статьей 3 Конституции Республики Казахстан единственным источником государственной власти является народ. Народ осуществляет власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти государственным органам.

Согласно статье 33 Конституции граждане Республики Казахстан имеют право участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей, обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Статья 75 Конституции прямо указывает, что судебная власть осуществляется посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства и, в случаях, предусмотренных законом, уголовное судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Следует отметить, что первоначально в Конституции Республики Казахстан от 30 августа 1995 года положения о судопроизводстве с участием присяжных заседателей, не было. Данная норма введена в качестве дополнения к пункту 2 статьи 75 Конституции в виде отдельного предложения - «В случаях, предусмотренных законом, уголовное судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей», лишь Законом от 7 октября 1998 года № 284.

Таким образом, введение института суда с участием присяжных заседателей в Республике Казахстан является результатом государственной политики и проводимой под руководством Президента страны последовательной правовой реформы.

Следует подчеркнуть, что Конституция Республики Казахстан, закрепив приоритет прав и свобод человека, фактически установила, что права и свободы человека определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти и обеспечиваются правосудием, что каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод. Исходя из этих конституционных положений, любое заинтересованное лицо вправе рассчитывать на эффективную защиту судом своих прав, свобод или охраняемых законом интересов.

И, если на заре независимости, Президент Казахстана констатировал, что «к сожалению, люди еще не верят в авторитет и правомочность судебной власти на местах; об объективности судов и конструктивности их деятельности говорить пока рано, они находятся как бы в отрыве от проблем общества», то, обращаясь к представителям судебной системы на третьем съезде судей в июне 2001 года, он отметил: «Главным итогом судебно-правовой реформы стало то, что люди, наконец, поверили в суд и стали все чаще обращаться за защитой своих прав, именно к вам, как это принято в цивилизованных обществах». Эта же мысль прозвучала и на 5 съезде судей в ноябре 2009 года: «Именно суды стали той инстанцией, в которую граждане при нарушении их прав, как правило, обращаются за защитой; благодаря конституционной реформе казахстанская система правосудия получила новые мощные рычаги защиты прав граждан».

Это высокая оценка деятельности судебной системы стала результатом реализации всего комплекса конституционных положений и принципов.

Суды с участием присяжных заседателей в Казахстане начали функционировать с 1 января 2007 года после принятием законов «О присяжных заседателях» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам введения уголовного судопроизводства с участием присяжных заседателей».

Следует отметить, что образованию суда с участием присяжных заседателей в Казахстане предшествовало широкое его обсуждение в обществе, включая юридическую и научную общественность. Особое внимание уделялось модели данного правового института, его правовому статусу и полномочиям. Были экскурсы в историю, когда в дореволюционном Казахстане полноправно существовали суды биев.

В результате этих обсуждений было принято решение о создании суда присяжных. Немаловажное значение для принятия данного решения имело то обстоятельство, что в Конституции данный институт уже был обозначен, как суд с участием присяжных заседателей.

Итогом данных обсуждений явилось принятие вышеназванных законов.

Согласно пункту 7-1) статьи 7 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан (далее - УПК) присяжный заседатель - это гражданин Республики Казахстан, призванный к участию в рассмотрении судом уголовного дела в порядке, установленном настоящим Кодексом, и принявший присягу.

Таким образом, судопроизводство с участием присяжных заседателей, это не только право подсудимых на беспристрастный аргументированный вердикт и доказательство его вины, но и право граждан участвовать в отправлении правосудия. Главное здесь – это участие народа в управлении государством путем отправления правосудия.
1.2. Изменения в новом законе
В процессе функционирования суда с участием присяжных заседателей возникла необходимость совершенствования её деятельности. В этой связи, Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы Республики Казахстан по вопросам совершенствования судебной системы» от 10 декабря 2009 года № 227-IV (далее – Закон № 227-IV от 10 декабря 2009 года) среди прочих новелл, предусмотрено рассмотрение уголовных дел по первой инстанции только районными и приравненными к ним судами. Областные и приравненные к ним суды в качестве суда второй инстанции наделены функциями апелляции и кассации, а Верховный Суд – надзорной инстанции. Таким образом, судопроизводство с участием присяжных заседателей по рассмотрению уголовных дел, осуществляемое в судах первой инстанции, перешло из компетенции областного суда в районные и приравненные к ним суды. Также установлено, что пересмотр решений судов с участием присяжных заседателей допускается только в кассационном (по праву) или надзорном порядке.

В этой связи, Указом Президента Республики Казахстан «Об образовании и упразднении некоторых специализированных судов Республики Казахстан» № 910 от 29 декабря 2009 года были образованы специализированные межрайонные суды по уголовным делам (далее - СМУС) в городах Астане и Алматы, Акмолинской, Актюбинской, Алматинской, Атырауской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской, Западно-Казахстанской, Карагандинской, Костанайской, Кызылординской, Мангистауской, Павлодарской, Северо-Казахстанской, Южно-Казахстанской областях. В городе Алматы также был образован специализированный межрайонный военный суд по уголовным делам. Всего общее число СМУС составляет 17, и все они расположены в областных центрах и городах республиканского значения и столице – г. Астане.

Таким образом, изменения и дополнения действующего законодательства относительно суда с участием присяжных заседателей в основном заключаются в следующем:

образованы специализированные межрайонные уголовные суды с передачей в их компетенцию дел, подсудных суду с участием присяжных;

увеличено количество составов преступлений, подсудных судам с участием присяжных заседателей. К их компетенции отнесены все особо тяжкие преступления за некоторым исключением, а не только те, за которые предусмотрена смертная казнь;

установлена новая количественная формула состава суда присяжных (теперь 10 присяжных заседателей вместо 9);

предоставлено подсудимому (обвиняемому) право ходатайствовать о рассмотрении его дела с участием присяжных заседателей вплоть до начала главного судебного разбирательства.

В частности, Законом № 227-IV от 10 декабря 2009 года Уголовно-процессуальный кодекс дополнен новыми статьями.

Например, статьи 290-2 и 290-3:

«Статья 290-2. Уголовные дела, подсудные специализированному межрайонному суду по уголовным делам

  1. Специализированные межрайонные суды по уголовным делам действуют в качестве суда первой инстанции.

2. Специализированным межрайонным судам по уголовным делам подсудны уголовные дела об особо тяжких преступлениях, за исключением дел, отнесенных к подсудности специализированных межрайонных военных судов по уголовным делам.

3. В стадии исполнения приговора специализированные межрайонные суды по уголовным делам рассматривают по отнесенным к их подсудности делам вопросы, указанные в статьях 452 и 453 настоящего Кодекса.

4. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, специализированные межрайонные суды по уголовным делам рассматривают по отнесенным к их подсудности делам жалобы на постановление прокурора о прекращении возбужденного производства в связи с отсутствием оснований к возобновлению производства по делу по вновь открывшимся обстоятельствам и рассматривают дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

Статья 290-3. Подсудность уголовных дел специализированным межрайонным военным судам по уголовным делам и военным судам гарнизонов

1. Специализированные межрайонные военные суды по уголовным делам и военные суды гарнизонов действуют в качестве суда первой инстанции.

2. Специализированным межрайонным военным судам по уголовным делам подсудны уголовные дела:

1) об особо тяжких воинских преступлениях, предусмотренных главой 16 Уголовного кодекса Республики Казахстан;

2) о других особо тяжких преступлениях, совершенных военнослужащими, проходящими воинскую службу по призыву или контракту в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях; гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими воинских cборов; лицами гражданского персонала воинских частей, соединений, учреждений в связи с исполнением ими служебных обязанностей или в расположении этих частей, соединений и учреждений.

3. Военным судам гарнизонов, за исключением дел, подсудных специализированному межрайонному военному суду по уголовным делам, подсудны уголовные дела:

1) о воинских преступлениях, предусмотренных главой 16 Уголовного кодекса Республики Казахстан;

2) о других преступлениях, совершенных военнослужащими, проходящими воинскую службу по призыву или контракту в Вооруженных Силах, других войсках и воинам формированиях; гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими воинских сборов; лицами гражданского персонала воинских частей, соединений, учреждений в связи с исполнением ими служебных обязанностей или в расположении этих частей, соединений и учреждений.

4. В стадии исполнения приговора специализированные межрайонные военные суды по уголовным и военные суды гарнизонов рассматривают по отнесенным к их подсудности делам вопросы, указанные в статьях 452 и  453 настоящего Кодекса.

5. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, специализированные межрайонные военные суды по уголовным делам и военные суды гарнизонов рассматривают по отнесенным к их подсудности делам жалобы на постановления прокурора о прекращении возбужденного производства в связи с отсутствием оснований к возобновлению производства по делу по вновь открывшимся обстоятельствам и рассматривают дела по вновь открывшимся обстоятельствам.".




    1. Изменения в уголовно – процессуальном кодексе 

Также внесены изменения и дополнения в ряд статей, регламентирующих уголовный процесс с участием присяжных заседателей.

Так, статья 301 УПК (проведение предварительного слушания) дополнена новой частью 3-1 следующего содержания:

"3-1. В ходе предварительного слушания судья выясняет у подсудимого, обвиняющегося в совершении особо тяжкого преступления, за исключением преступлений, предусмотренных статьями 165, 166, 167, 168 (частью первой), 169, 233 (частями третьей и четвертой) Уголовного кодекса Республики Казахстан, о наличии у него ходатайства о рассмотрении его дела с участием присяжных заседателей.".

Указанные исключения, это статья 165 - государственная измена; статья 166 – шпионаж; статья 167 - посягательство на жизнь Президента Республики Казахстан; часть первая статьи 168 - действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Республики Казахстан, а равно направленные на насильственное изменение конституционного строя Республики Казахстан; статья 169 - вооруженный мятеж; части третья и четвертая статьи 233 - совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений государственными органами Республики Казахстан, иностранным государством или международной организацией, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях и если эти деяния:

а) соединены с применением или угрозой применения оружия массового поражения, радиоактивных материалов и совершением или угрозой совершения массовых отравлений, распространения эпидемий или эпизоотий, а равно иных действий, способных повлечь массовую гибель людей;

б) повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия.

Кроме этого, посягательство на жизнь человека, совершенное в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений государственными органами Республики Казахстан, иностранным государством или международной организацией, а равно посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в тех же целях, а также в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность, либо посягательство на жизнь человека, сопряженное с нападением на лиц или организации, пользующихся международной защитой, захватом заложника, зданий, сооружений, средств сообщения и связи, угоном, а равно с захватом воздушного или водного судна либо железнодорожного подвижного состава.

В результате внесенных изменений и дополнений часть первая статьи 58 УПК, регламентирующая состав суда с участием присяжных заседателей, изложена в следующей редакции:

«Статья 58. Состав суда

1. Рассмотрение уголовных дел в судах первой инстанции осуществляется единолично судьей, а по делам об особо тяжких преступлениях, за исключением дел о преступлениях, предусмотренных статьями 165, 166, 167, 168 (частью первой), 169, 233 (частями третьей и четвертой) Уголовного кодекса Республики Казахстан, по ходатайству обвиняемого - в составе одного судьи и десяти присяжных заседателей.»

В этой связи, соответствующие изменения и дополнения внесены в статьи 312, 313, 568, 569 УПК и некоторые другие, в которых указывалось о втором судье, о коллегиальности принятия решения и т.д.

В соответствии со статьей 543 УПК (подсудность дел суду с участием присяжных заседателей) суд с участием присяжных заседателей рассматривает дела об особо тяжких преступлениях, за исключением дел о преступлениях, предусмотренных статьями 165, 166, 167, 168 (частью первой), 169,  233 (частями третьей и четвертой) Уголовного кодекса Республики Казахстан, а также дел о применении принудительных мер медицинского характера к лицам, совершившим указанные деяния в состоянии невменяемости либо заболевшим душевной болезнью после их совершения.

 Если лицо обвиняется в совершении преступлений, предусмотренных несколькими статьями Уголовного кодекса Республики Казахстан, обвиняемый имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей, если в такую совокупность преступлений входит хотя бы одно особо тяжкое преступление, за исключением преступлений, предусмотренных статьями 165, 166, 167, 168 (частью первой), 169, 233 (частями третьей и четвертой) Уголовного кодекса Республики Казахстан.

Таким образом, суды с участием присяжных рассматривают все уголовные дела по особо тяжким преступлениям, за исключением 7 составов преступлений, из которых 5 – это преступления против основ конституционного строя и безопасности государства, а 2 – по терроризму.

В Уголовном кодексе в целом предусмотрено 669 составов преступлений, из которых особо тяжкими являются 67 или 10,01%, а с учетом вышеуказанного исключения по 7 составам преступлений, то к подсудности суда с участием присяжных заседателей относится 60 составов преступлений или менее 10%.



Соглашаясь с данными исключениями, необходимо, на наш взгляд, дополнительно изучить категорию дел, подсудных суду с участием присяжных заседателей.

Так, например, вызывает сомнение обоснованность и правомерность отнесения к подсудности суда с участием присяжных заседателей дел в отношении всех других особо тяжких преступлений. Здесь, как свидетельствуют реалии, по делам, связанным с распространением наркотиков, изнасилованиям и другим половым преступлениям, разжигании межнациональной розни и некоторым другим, негативно оцениваемым в обществе, объективности и беспристрастности присяжных заседателей мешают «агрессия улицы», эмоции и другие субъективные факторы.

Следует, возможно, ограничить и не распространять подсудность судов с участием присяжных заседателей на дела о шпионаже и некоторых других преступлений этой категории, чтобы защитить государственные интересы и секреты.

Вместе с тем, имеются дела, широко обсуждаемые в обществе, например, о коррупции высокопоставленных должностных лиц, которые в целях транспарентности и исключения кривотолков, а также по другим причинам, можно было бы передать на рассмотрение судов с участием присяжных заседателей.

Согласно Закону от 10 декабря 2009 года № 217 статья 544 УПК изложена в следующей редакции:

"Статья 544. Состав суда с участием присяжных заседателей

Суд с участием присяжных заседателей в межрайонном специализированном суде по уголовным делам и специализированном межрайонном военном суде по уголовным делам действует в составе одного судьи и десяти присяжных заседателей.".

Следует отметить, что в статье 313 УПК предусмотрен запасной судья, однако его предназначение иное, нежели чем у второго судьи, указанного в статье 565 УПК. Второй судья согласно статье 565 УПК является полноправным участником процесса и выполняет определенные функции, тогда как запасной судья этого не вправе делать. Поэтому, с учетом мнений судей и юридической общественности, в целях исключения коллизий в правомочиях двух судей, данная поправка является оправданной.

Также, с учетом разумных требований, возникших в процессе правоприменения, срок подачи заявления ходатайства обвиняемого о рассмотрении его дела с участием присяжных заседателей увеличен до назначения судом главного судебного разбирательства.

Так, в соответствии с частью третьей статьи 546 УПК (ходатайство о рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей):

"3. Обвиняемый имеет право заявлять ходатайство о рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей при объявлении ему об окончании предварительного следствия и о предъявлении для ознакомления всех материалов дела, а также и в последующий период, в том числе и на предварительном слушании дела в суде, но до назначения судом главного судебного разбирательства.".

Часть четвертая данной статьи 546 УПК дополнена предложением следующего содержания:

"Ходатайство, заявленное позже, излагается обвиняемым в письменном виде и незамедлительно направляется в суд, которому подсудно дело.".



По нашему мнению, необходимо в этой части предусмотреть и право потерпевшего высказывать свое мнение относительно ходатайства подсудимого (обвиняемого) о суде с участием присяжных заседателей, т.к. умолчание об этом здесь граничит с нарушением таких же конституционных прав потерпевшего на защиту государством его законных прав и интересов.

С учетом того, что формат суда присяжных изменился, в статью 555 УПК (немотивированный отвод кандидатов в присяжные заседатели) и статью 556 УПК (образование коллегии присяжных заседателей путем проведения жеребьевки) внесены соответствующие изменения по количественному составу кандидатов в присяжные заседатели, самих присяжных заседателей и запасных присяжных заседателей.

В целях устранения пробелов, отрицательно сказывающихся на процесс судопроизводства с участием присяжных заседателей, часть четвертая статьи 562 УПК (особенности судебного следствия в суде с участием присяжных заседателей) после слов "оскорбительный характер" дополнена словами ", объявив мотивы своего отказа присяжному заседателю, задавшему вопрос", часть первая статьи 564 УПК (реплики и последнее слово подсудимого в суде с участием присяжных заседателей) после слов "произнесения речей" дополнена словами "каждой части прений", а также часть четырнадцатая статьи 569 УПК (порядок проведения совещания и голосования в совещательной комнате) дополнена словами "и приобщается к материалам дела".

Вместе с тем, в настоящее время судьями высказываются обоснованные сомнения о законности приобщения конверта с вопросным листом с ответами судей и присяжных заседателей к материалам дела, т.к. в последующем дела по разным причинам находятся в разных органах и у разных людей (в прокуратуре, в вышестоящих судах, у сотрудников аппаратов судов на изучении в порядке обзора, обобщения и т.д.), что нарушает тайну совещательной комнаты.

Так, часть 6 статья 569 УПК (порядок проведения совещания и голосования в совещательной комнате) предусматривает, что бюллетени с ответами присяжных заседателей и судьи запечатываются в конверт, который хранится в уголовном деле.

Часть 14 этой же статьи требует, чтобы вопросный лист с ответами судьи и присяжных заседателей подписывался судьей и присяжными заседателями и приобщался к материалам дела.

В этой связи, Верховным Судом Республики Казахстан в рамках реализации Указа Президента Республики Казахстан № 1039 от 17 августа 2010 года «О мерах по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы в Республике Казахстан» внесены соответствующие предложения в рабочую группу Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента, на рассмотрении которой находятся законопроекты о совершенствовании уголовного, уголовно-процессуального законодательства.

Верховным Судом предлагается часть 6 статьи 569 УПК изложить в следующей редакции:

«6. Бюллетени с ответами присяжных заседателей и судьи после составления вопросного листа с ответами уничтожаются», так как необходимости хранения в уголовном деле конверта с бюллетенями, по вышеуказанным причинам, не имеется.

Данное предложение Верховного Суда, на наш взгляд, представляется обоснованным ввиду приведенных им вышеуказанных доводов.

Согласно изменениям и дополнениям, внесенным в УПК Законом от 10.12.2009 года № 227-IV решения суда с участием присяжных заседателей в случае его обжалования (принесения протеста) рассматривается в кассационной инстанции областного и приравненного к нему суда.

В этой связи, статья 574 УПК (обжалование и опротестование не вступивших в законную силу приговоров и постановлений, вынесенных судом с участием присяжных заседателей) изложена в следующей редакции:

"Статья 574. Обжалование и опротестование не вступивших в законную силу приговоров и постановлений, вынесенных судом с участием присяжных заседателей

 Порядок обжалования, опротестования не вступивших в законную силу приговоров и постановлений суда с участием присяжных заседателей определяется правилами, предусмотренными главой 48-1 настоящего Кодекса, с особенностями, установленными настоящей главой.".

Поэтому, в статье 575 УПК (особенности производства в кассационной инстанции дел, рассмотренных судом с участием присяжных заседателей) слова "апелляционной", "Апелляционная", "апелляционная" заменены соответственно словами "кассационной", "Кассационная", "кассационная".

Часть первая статьи 575 УПК, предусматривающая основания для отмены или изменения судебных решений кассационной инстанцией, дополнена пунктом 5), следующего содержания:

"5) нарушения, которые повлияли или могли повлиять на постановление правосудного приговора, допущенные председательствующим при:

формировании коллегии присяжных заседателей;

обсуждении вопросов, которые не подлежат обсуждению в присутствии присяжных заседателей;

формулировании вопросов, подлежащих разрешению присяжными заседателями;

проведении судебных прений;

обращении председательствующего к присяжным заседателям.".

Согласно изменениям и дополнениям, внесенным в статью 576 УПК (Пересмотр в порядке надзора вступивших в законную силу приговоров и постановлений суда с участием присяжных заседателей) основания пересмотра дел данной категории в порядке надзора изменились в сторону их сокращения.


следующая страница >>
Смотрите также:
Отчет судопроизводство в Казахстане с участием присяжных заседателей Подготовлено: Фритцем Дигмайером
475.66kb.
3 стр.
Рассмотрение военными судами уголовных дел с участием присяжных заседателей — история и современность
109.24kb.
1 стр.
Присяжные заседатели
90.19kb.
1 стр.
В казахстане
662.85kb.
3 стр.
Задания муниципального этапа Всероссийской олимпиады по истории 7-8 класс Прочитайте утверждения и ответьте на них да» или «нет». (5 баллов). По утверждению Н. В. Гоголя сюжет
570.19kb.
4 стр.
Напутственное слово председательствующего в суде присяжных: некоторые проблемы законодательства и судебной практики
127.64kb.
1 стр.
Судопроизводство по делам частного обвинения: последствия декриминализации клеветы и оскорбления
133.58kb.
1 стр.
Отчет об участии мгту им. Н. Э. Баумана в III общероссийской конференции с международным участием и выставки
32.84kb.
1 стр.
Свобода сми в казахстане в августе 2012 года Общая ситуация
82.82kb.
1 стр.
Отчет о проведении V всероссийской конференции с международным участием «актуальные проблемы сомнологии»
24.83kb.
1 стр.
Отчет о проведении
53.81kb.
1 стр.
Уголовно -процессуальное право Суд и судопроизводство в Древней Греции
44.12kb.
1 стр.