Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Нижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет экономики Программа дисциплины БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И АНАЛИЗ для направления 080100.62 «Экономика» подготовки бакалавра
Марширова Л.Е., к.э.н., доцент, lmarshirova@hse.ru Одобрена на заседании кафедры Бухгалтерского учета, анализа и аудита Зав. кафедрой М.А. Штефан « __» _____________ 2012 г.
Председатель А. С. Аладышкина Утверждена УМС НИУ ВШЭ Нижний- Новгород «__» ______________ 2012 г.
г. Н.Новгород, 2012г. Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям бакалавров и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по направлению 080100.62 «Экономика». Программа разработана в соответствии с:
2. Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины «Бухгалтерский учет и анализ» является: - приобретение студентами знаний и практических навыков применения принципов бухгалтерского учета и приемов обобщения учетной информации; - приобретение навыков по ведению синтетического и аналитического учета и составлению отчетности организаций; - приобретение студентами знаний теоретических основ экономического анализа. В результате освоения дисциплины студент должен:
- принципы, цели, задачи бухгалтерского учета; приемы ведения учета в организациях; - основы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации; - классическую процедуру бухгалтерского учета, ее учетно-технологические аспекты; - теоретические основы экономического анализа.
- правильно идентифицировать, оценивать, классифицировать и систематизировать на бухгалтерских счетах отдельные факты хозяйственной деятельности; - определять в соответствии с экономическим содержанием фактов хозяйственной деятельности их влияние на показатели бухгалтерской отчетности; - оформлять учетные записи в первичных документах и учетных регистрах; - формулировать задачи экономического анализа и выбирать конкретные методы их решения.
- навыками самостоятельного применения теоретических основ и принципов бухгалтерского учета, а также методов анализа экономической информации; - способами решения аналитических задач и сбора необходимой для этого информации.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
4. Место дисциплины в структуре образовательной программыНастоящая дисциплина является дисциплиной базовой части профессионального цикла базового учебного плана подготовки бакалавров по направлению 080100.62 «Экономика» НИУ ВШЭ - Нижний Новгород. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах базового и рабочего учебных планов подготовки бакалавров по направлению 080100.62 «Экономика» НИУ ВШЭ – Нижний Новгород:
Дисциплина «Бухгалтерский учет и анализ» является предшествующей дисциплинам: «Бухгалтерский финансовый учет», «Бухгалтерская отчетность», «Бухгалтерский управленческий учет», «Аудит».
5. Тематический план учебной дисциплины
6. Формы контроля знаний
6.1. Критерии оценки знаний, навыковРезультатом проверки работы студентов является оценка, выставляемая по 10-ти балльной шкале в соответствии со следующими критериями:
7. Содержание дисциплиныРаздел I. Теория и принципы бухгалтерского учетаТема 1. Бухгалтерский учет: возникновение, развитие и его современная роль в управлении экономикой организаций Возникновение учета и основные этапы его развития. Виды хозяйственного учета. Бухгалтерской учет, его место и роль в системе управления экономическими субъектами. Функции управления и их информационные потребности. Задачи бухгалтерского учета. Основная литература [1] Дополнительная литература [1,2] Тема 2. Принципы бухгалтерского учета, его предмет и объекты Нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации. Принципы-допущения: имущественная обособленность, непрерывность деятельности организации, последовательность применения учетной политики, временная определенность фактов хозяйственной деятельности (метод начисления). Принципы-требования: полнота учета, осмотрительность, приоритет содержания над формой, сопоставимость, рациональность, отчетный период. Качественные характеристики отчетной информации: уместность, достоверность. Ключевые понятия (термины) бухгалтерского учета: активы, обязательства, капитал, доходы, расходы. Предмет бухгалтерского учета, его объекты и их классификация по различным признакам (по их видам и размещению, по источникам образования).
Бухгалтерский баланс, его роль в учетном процессе и в анализе финансового состояния хозяйствующего субъекта. Структура и принципы построения бухгалтерского баланса. Характеристика статей бухгалтерского баланса. Состав финансовой отчетности коммерческих организаций. Основная литература [1] Дополнительная литература [1,2] Тема 4. Система счетов и метод двойной записи Понятие бухгалтерского счета. Назначение и структура бухгалтерских счетов. Активные, пассивные и активно-пассивные счета. Принцип двойной записи хозяйственных операций на счетах. Бухгалтерские проводки и их виды. Простые и
сложные бухгалтерские проводки, их классификация по признаку оказываемого ими влияния на бухгалтерский баланс. Понятие синтетического и аналитического учета. Синтетические и аналитические счета, субсчета. Оборотно-сальдовые ведомости по синтетическим и аналитическим счетам, их построение и контрольное значение. План счетов бухгалтерского учета, его назначение и принцип построения. Классификация бухгалтерских счетов по различным признакам. Основная литература [1] Дополнительная литература [1,2] Тема 5. Документирование и инвентаризация Документирование хозяйственных операций как один из важнейших методов бухгалтерского учета. Обязательные реквизиты бухгалтерских документов. Классификация документов. Сроки хранения документов. Документооборот. Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета. Виды инвентаризации и порядок ее проведения. Оформление и отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете. Основная литература [1] Дополнительная литература [1,2] Тема 6. Оценка имущества и обязательств, калькулирование себестоимости продукции, работ, услуг Понятие оценки и калькуляции как элементов метода бухгалтерского учета. Методы и виды оценки. Оценка имущества (основных средств и нематериальных активов, материально-производственных запасов, финансовых вложений и др.) и источников его формирования. Калькуляция, ее виды, содержание и методы. Основная литература [1] Дополнительная литература [1,2] Тема 7. Учетные регистры и формы бухгалтерского учета Учетные регистры, их взаимосвязь. Классификация учетных регистров. Формы бухгалтерского учета и их характеристика. Основная литература [1] Дополнительная литература [1,2] Тема 8. Основы технологии и организации бухгалтерского учета в хозяйствующих субъектах. Учетная политика Понятие организации бухгалтерского учета на предприятии. Формы ведения учета. Централизация, децентрализация учета. Организационные формы бухгалтерской службы.
Взаимоотношения бухгалтерии с другими подразделениями предприятия по вопросам постановки и ведения учета и предоставления отчетности. Права и обязанности главного бухгалтера. Должностные инструкции других бухгалтеров. Учетная политика организации.
Структура и содержание информационной базы экономического анализа. Система показателей, используемых в экономическом анализе. Способы формирования аналитических показателей. Основная литература [1] Дополнительная литература [1-3] Тема 2. Сущность и приемы оценки финансово-хозяйственной деятельности Понятие оценки финансово-хозяйственной деятельности. Критерии оценки, базы сравнения финансово-хозяйственной деятельности. Показатели оценки финансово-хозяйственной деятельности. Приемы оценки финансово-хозяйственной деятельности. Сущность приема сравнения. Обеспечение сопоставимости данных. Оформление результатов оценки. Табличное и графическое представление результатов оценки. Основная литература [1] Дополнительная литература [1-3]
8. Образовательные технологииПри реализации учебной работы предполагается решение разнообразных практических задач в рамках теоретических и практических занятий, использование информационных ресурсов, изучение текстов нормативных документов, выполнение индивидуальных контрольных работ. 8.1. Методические рекомендации преподавателюДля достижения целевых установок дисциплины преподавателям необходимо интегрировать во взаимосвязанный комплекс содержание лекционных, практических занятий и самостоятельной работы студентов. В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального обучения изучение каждой учебной дисциплины подразумевает как аудиторную, так самостоятельную (внеаудиторную) работу студентов. В связи с чем в основные задачи, стоящие перед преподавателями ВУЗов, входит не только грамотное, понятное и четкое изложение материала на лекционных и практических занятиях, но и правильная организация внеаудиторной работы студентов, удельный вес которой составляет, как правило, более половины учебной нагрузки.
8.2. Методические указания студентамВ рамках освоения курса «Бухгалтерский учет и анализ» самостоятельная работа студентов организована по следующим направлениям: - отработка текущего материала по конспектам аудиторных занятий и другим источникам; - выполнение домашних заданий; - выполнение самостоятельной работы по тематике дисциплины; - подготовка к написанию контрольных работ; - консультации с преподавателем; - подготовка к итоговым формам контроля (экзамену).
9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации магистранта9.1. Тематика заданий текущего контроляВ процессе изучения дисциплины бакалавры выполняют 2 контрольные работы: - контрольную работу по теории бухгалтерского учета на практическом занятии (80 минут); - контрольную работу по теории экономического анализа на практическом занятии (80 минут); Первая контрольная работа заключается в решении практической задачи по синтетическому и аналитическому учету и формированию показателей бухгалтерского баланса организации. Даны остатки на синтетических и аналитических счетах на начало месяца. Необходимо открыть эти счета и отразить начальные остатки. Сформулировано 6-9 хозяйственных операций за месяц. По каждой операции необходимо сформулировать двойственность, составить бухгалтерские проводки и отразить их на синтетических и аналитических счетах. Рассчитать обороты по всем счетам и вывести остатки на конец месяца. Составить оборотные ведомости по аналитическим и синтетическим счетам. Провести контроль итоговых строк. Составить бухгалтерский баланс на конец месяца.
Вторая контрольная работа заключается в решении практической задачи по теории экономического анализа: расчет заданных показателей и их экономическая интерпретация.9.2.Вопросы для оценки качества освоения дисциплиныЭкзамен по дисциплине осуществляется путем собеседования по содержанию курса и выполненным студентами контрольным работам. Основные вопросы к собеседованию:
управлении.
10. Порядок формирования оценок по дисциплинеПреподаватель оценивает работу студентов на практических занятиях: активность студентов, правильность выполнения контрольной работы, выступления с докладами. Оценки за работу на практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на практических занятиях определяется перед итоговым контролем - Оаудиторная. Преподаватель оценивает каждую контрольную работу, выполненную на практическом занятии. Оценки за контрольную работу бакалавров преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за контрольную работу определяется перед итоговым контролем – О кр.1, кр.2. Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: правильность выполнения домашних работ, задания для которых выдаются на семинарских занятиях, полнота освещения темы, которую студент готовит для выступления с докладом на занятии. Оценки за работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед итоговым контролем – О сам.работа.. Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты работы студента на практических занятиях и самостоятельную работу следующим образом: Онакопленная = 0,1·Оаудиторная.+ 0,3·Окр1+0,3·Окр2 + 0,3·Осам.работа. Результирующая оценка за итоговый контроль в форме экзамена выставляется по следующей формуле, где Оэкзамен – оценка за работу непосредственно на экзамене: Оитоговый = 0,5·Оэкзамен + 0,5·Онакопленная Способ округления накопленной оценки итогового контроля в форме экзамена – арифметический.
11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплиныРаздел 1. Теория и принципы бухгалтерского учета Основная литература
Дополнительная литература
Раздел 2. Теория экономического анализа Основная литература
Дополнительная литература1. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьяконова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 2. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры.- М.: Финансы и статистика, 2012. 3. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. М.: Финансы и статистика, 2010.
Программные средстваДля успешного освоения дисциплины используются следующие профессиональные пакеты программных средств:
Дистанционная поддержка дисциплиныПредусмотрено регулярное снабжение студентов текущими материалами по дисциплине в форме электронных документов, содержащих лекции, практические пособия. Материально-техническое обеспечение дисциплиныДля проведения лекций и практических занятий необходимо обеспечить аудиторию следующими техническими средствами:
Авторы Макаров А.С. Марширова Л.Е. Смотрите также: Программа дисциплины бухгалтерский учет и анализ для направления 080100. 62 «Экономика» подготовки бакалавра
210.58kb.
1 стр.
Программа дисциплины Организационная психология для направления 080100. 62 «Экономика» подготовки бакалавра профиль «Статистика»
203.64kb.
1 стр.
Программа дисциплины для направления 080100. 62 Экономика Специализация Мировая экономика подготовки бакалавра
261.13kb.
1 стр.
Программа дисциплины Экономическая история для направления 080100. 62 «Экономика» подготовки бакалавра
394.07kb.
4 стр.
Программа дисциплины Анализ и редактирование данных с пропусками и ошибками для направления 080100. 62 Экономика подготовки бакалавра
83.52kb.
1 стр.
Программа дисциплины Микроэкономика для направления 080100. 62 "Экономика" подготовки бакалавра
546.72kb.
8 стр.
Программа дисциплины Экономика Германии для направления 080100. 62 «Экономика» подготовки бакалавра
250.31kb.
1 стр.
Программа дисциплины Макроэкономика для направления 080100. 62 «Экономика» подготовки бакалавра специализация «Мировая экономика»
206.89kb.
1 стр.
Программа дисциплины Английский язык для направления 080100. 62 «Экономика» подготовки бакалавра
588.87kb.
2 стр.
Программа дисциплины Организационная психология для направления 080100. 62 Экономика (подготовка бакалавра) Курс: 3
143.47kb.
1 стр.
Программа дисциплины Итальянский язык для направления 080100. 62 Экономика, специализация "Мировая экономика"
378.78kb.
5 стр.
Программа дисциплины «Экономика и политика сша» 753.51kb.
5 стр.
|