Главная
страница 1
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДУХОВНОСТИ И НРАВСТВЕННОСТИ В ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНОМ НАСЛЕДИИ ИНДИЙСКИХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ МЫСЛИТЕЛЕЙ

М.А. Мефодьева

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г.Казань
В настоящее время понятия «духовность» и «нравственность» широко используются в философско-педагогических трудах, как отечественных, так и зарубежных ученых. А в научно-педагогических работах все чаще можно встретить такое понятие, как духовно-нравственное воспитание, где воспитанник рассматривается не как личность с определенным набором качеств, необходимых для выполнения социальных функций, а как целостный человек, являющийся частью окружающего мира и ориентированный на высшие ценности бытия.

Сегодня в нашем обществе необходимо возрождать и культивировать духовность, духовную культуру, накапливать духовные ценности, без чего невозможно нравственное обогащение каждого человека.

Над проблемами духовно-нравственного воспитания размышляли, как индийские философы и педагоги (Вивекананда, Шри Ауробиндо, М.Ганди, Р.Тагор, Х.И.Хан, С.С. Баба, Ошо и др.), так и отечественные (И.А.Ильин, В.В. Зеньковский, Н.О.Лосский, К.Д.Ушинский, В.П.Зинченко, Т.В.Холостова, А.П.Серов, Е.Г.Яковлев и др.).

Многие индийские философы считают, что все человечество погрязло в невежестве. Большинство людей в мире живет жизнью эгоизма и склонно обогащаться за счет других. Поэтому они считают необходимым дать новую ориентацию древней науке духовности и объснить людям, как жить духовной жизнью.

Термин "Духовность" сложно определить однозначно, поскольку объем предмета многомерен и имеет много аспектов. Достаточно сказать, что, по мнению индийских мыслителей, духовность имеет дело с неизменными и вечными фактами жизни - активными принципами, которые оживляют все мироздание.

По мнению Шри Ауробиндо, духовность – вещь субъективная, а не механическая; она ничто, если она не переживается внутренне и если внешняя жизнь не проистекает из этой внутренней жизни.

Знаменитый индийский музыкант и поэт Хазрат Инайят Хан подчеркивает, что «духовность в настоящем смысле этого слова – это открытие духа, которого можно достичь, поднявшись над собой либо погрузившись в себя» [9; с.211].

Другой индийский философ и учитель Сатья Саи Баба утверждает, что духовность неотделима от свободы, это единое целое и между ними не существует различий.

C.Радхакришнан рассматривает свободу через преобразование внутренней природы самого человека, а процесс достижения свободы заключается не в борьбе за преобразование действительности, а в стремлении к духовному и нравственному совершенству.

Таким образом, многие индийские философы рассматривают свободу не как, например, смену одного правительства другим или дозволенностью без какого-либо запрета или цензуры выражать свои собственные мысли и чувства с общественной трибуны, а как духовное единение.

В этом смысле Индия – страна исключительной духовной свободы. Всю свою огромную энергию, изобретательность и точность она на протяжении последних четырех-пяти тысячелетий направляла на глубочайшее и тончайшее исследование внутренней жизни человека.

Отечественные ученые, философы, святые отцы и деятели русской церкви (Н.А.Бердяев, В..Соловьев, И.А.Ильин, Н.О.Лосский, Сергий Радонежский, Серафим Сарофский, Иоанн Крондштадский, протоиерей А.Мень, архимандрит Платон (Игумнов), Е.Шестун и др.) отводили в своих работах немаловажную роль проблеме духовности. Например, духовность в понимании известного русского философа Н.Бердяева «есть высшее качество, ценность, высшее достижение в человеке» [8; с.17].

Согласно взглядам протоиерея Александра Меня, духовность - это свойство природы самого человека, это то уникальное, исключительное и важнейшее, что отличает человека от других самых высокоразвитых существ.

Тесная связь духовности и свободы, которую индийские мыслители рассматривают как неотъемлемую часть духовности, прослеживается и в трудах отечественных ученых. Например, И.А. Ильин различает внешнюю и внутреннюю свободу. Под внешней свободой он подразумевает не свободу делать все, что захочется, с тем, чтобы другие люди не смели никому и ни в чем мешать; но свободу веры, воззрений и убеждений, в которую другие люди не имели бы права вторгаться с насильственными предписаниями и запрещениями. А внутренняя свобода обращает свои требования не к другим людям, а к самому человеку [3].

Интересен подход к сущности свободы у В.В.Зеньковского. Он связывает свободу с самой основой личности, основой ее своеобразия и неповторимости, ее творческих сил и ее ценности. В самой основе свободы, по мнению ученого, должно быть утверждено и укреплено нечто такое, что могло бы обеспечить свободе направленность лишь к добру, лишь к правде [2].

Таким образом, свобода рассматривается не как реализация права человека на свободу, а как стремление к совершенству и самоосвобождению, к познанию своего «Я».

Составляющая духовности категория «нравственность» имеет определяющую ценность в жизни человека. Нравственность - это неотъемлемый признак законопослушного гражданина. С нее же начинается путь духовного развития. Из идеалов нравственности люди черпают силу и вдохновение. Нравственность - это усилия людей по поддержанию духовного равновесия, предпринимаемые с учетом времени, места и личных особенностей. Поэтому кодекс нравственного поведения у разных людей может быть в чем-то не одинаков. Нравственные добродетели считались неоспоримым и необходимым условием духовного самоусовершенствования человека, как утверждают индийские священные писания.

М.Ганди, видный политический деятель и реформатор, одну из задач нравственности видел в «подгонке», «прилаживании» индивида и общества, так как человек по своей природе существо социальное и, следовательно, должен примирять свой индивидуализм с требованиями обществa. По мнению Ганди, в сознательном стремлении быть хорошим, творить добро — смысл человеческой жизни. Не нужно ждать, когда мир станет лучше, когда изменятся другие. Нужно начинать с себя и делать все для того, чтобы, становясь чище и совершенней, улучшать окружающую жизнь [5].

По утверждению Марии Альфассы (Матери), сподвижницы Шри Ауробиндо, нравственность устанавливается ментальными конструкциями и с некоторыми идеями о том, что хорошо, а что нет, провозглашает некий идеальный тип, которому все должны подчиниться. Этот моральный идеал различается иногда частично, иногда полностью в разные времена и в разных странах. Нравственность представляет собой чисто человеческое явление. Она основана на четком разделении добра и зла, но это произвольная концепция. Нравственность использует то, что по своей природе относительно, и пытается представить его абсолютным, тогда как добро и зло отличаются друг от друга в различных странах, в разные эпохи, в разных климатических условиях [4].

В своих рассуждениях о добре и зле Вивекананда говорит, что «нет благого действия, в котором не было бы крупицы зла…Мы должны делать то, что приносит наибольшее количество добра и наименьшее – зла…Подобно дыму над огнем, определенное количество зла постоянно вьется вокруг добра», то есть оно, таким образом, является неизбежным спутником добра [6; c.28].

М.Ганди, в свою очередь, верил, что каждый рождается с известными определенными наклонностями, хорошими и дурными, эгоистическими и бескорыстными. Человек должен, прежде всего, стараться познать самого себя и преобразовать себя, постепенно расширять свой ограниченный круг существования для достижения бесконечного «Я». Это может быть достигнуто только посредством размышления, включая заботу о других. Таким образом, путь к осознанию истинного «Я» лежит через любовь к другим, через выполнение своего долга по отношению к другим» [1; с.74-76].

Индийский мыслитель и гуманист С.Радхакришнан в своих идеях об универсальной морали говорит, что «…человек по природе своей добр и что зло коренится в обществе, в обстановке, окружающей человека, а если ее изменить, проявится его доброта и будет достигнут прогресс» [10;с.82].

Вопросам нравственности, формированию моральных норм, принципов, традиций посвятили свои труды и многие отечественные ученые (В.С. Соловьев, Н.О.Лосский, И.А.Ильин). Их работы отражают нравственные представления человека в таких категориях, как добро, зло, справедливость, совесть, долг, смысл жизни, счастье, любовь, в моральных нормах и принципах, регулирующих отношения людей. Рассматривая, например, категории добра и зла И.А.Ильин отмечает, что настоящее местонахождение добра и зла есть именно во внутреннем, душевно-духовном мире человека, а это значит, что борьба со злом и преодоление зла может произойти и должно достигаться именно во внутренних усилиях и преображение будет именно внутренним достижением. Далее он утверждает, что добро и зло в их существенном содержании определяются через наличие или отсутствие любви и одухотворения, то есть добро есть одухотворенная любовь, а зло - противодуховная вражда.

В.С. Соловьев полагает, что нравственный смысл жизни первоначально и окончательно определяется добром, доступным нам внутренне через нашу совесть и разум, поскольку эти внутренние формы добра освобождены нравственным подвигом от рабства страстям и от ограниченности личного и коллективного себялюбия, а внутренними свойствами добра определяется, по мнению философа, жизненная задача человека; ее внутренний смысл состоит в служении Добру чистому, всестороннему и всесильному [7].

Ряд современных исследователей (В.В.Аленко, В.В.Рыбников, И.М.Коняева, А.В.Глумной, А.С. Романова) посвятили свои работы изучению данной проблемы, анализируя категории нравственности, такие как добро и зло, совесть, долг, любовь, отношение человека и общества и определяя их влияние на духовно - нравственное становление личности. Так, по мнению многих исследователей, в период идеологического кризиса, переживаемого российским обществом, духовность и нравственность являются базовыми характеристиками личности человека, а вопросы духовно-нравственного воспитания являются центральными в системе задач, которые ставят перед собой педагоги. Кроме того, идеи педагогов и мыслителей прошлого также не утратили своей актуальности и могут быть применены в современных условиях с учетом особенностей современной жизни общества. Поэтому содержание образования, по утверждению исследователей, должно быть направлено на сохранение традиций и развитие национальной культуры, формирование духовно-нравственных качеств личности, воспитание патриотов России, проявляющих национальную и религиозную терпимость.

Таким образом, опираясь на исследования индийских и отечественных ученых можно констатировать, что проблема духовности и нравственности сложна и многогранна и представляет интерес для современных исследователей как в религиозно-философской литературе, так и в педагогической, поскольку вопрос о духовно-нравственном обновлении общества является существенно важным в настоящее время.


Литература

  1. Датта Д. Философия Махатма Ганди/ пер.с англ. Радугина А.В. – М.: Изд- во иностранной литературы, 1959. – 146с.

  2. Зеньковский В.В. Собрание сочинений. Т.2: О православии и религиозной культуре: Стать и очерки (1916-1957). – М.: Русский путь, 2000. – 528с.

  3. Ильин И.А. Путь к очевидности. – М.: Республика, 1993. – 431с.

  4. Мать. Солнечная тропа. Фрагменты из работ Матери и ее бесед с учениками/ пер. с англ. Цветов А.В. – М.: Библиотека Лотоса,1984. – 64с.

  5. Махатма Ганди – М.: изд.дом Шалвы Амонашвили, 1998. – 224с. (Антология гуманной педагогики)

  6. Роллан Р. Жизнь Рамакришны; Жизнь Вивекананды – М.: Изд-во «Украина», 1991. – 350с.

  7. Соловьев В.С. Оправдание добра: Нравственная философия. – М.: Республика,1996. – 479с.

  8. Уледов А.К. Духовное обновление общества. – М.: Мысль, 1990. – 334с.

  9. Хазрат Инайят Хан Очищение ума/ пер. с англ. Семеновой Н., Хрустовой Н., Брыкиной И. – М.: изд. «Сфера», 1999. – 413с.

  10. Roopnarine J.L. Parent-child socialization in diverse cultures.- New Jersey, Ablex Publishing Corporation, 2002. – p.262


Смотрите также:
Представления о духовности и нравственности в философско-религиозном наследии индийских и отечественных мыслителей
75.94kb.
1 стр.
Гуманистическая концепция воспитания в философско-педагогическом наследии жана-жака руссо (1712-1778) 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования
359.19kb.
2 стр.
Цель: формирование личности учащегося, её духовности и нравственности на примере лучших умов и традиций, нравов и истории русского народа. Задачи
53.14kb.
1 стр.
Программа политической партии «Российская экологическая партия
266.85kb.
1 стр.
Справка от 23. 11. 2012 г
13.85kb.
1 стр.
«Здравствуй, Родина моя!»
36.83kb.
1 стр.
Цель: формирование личности учащихся, её духовности и нравственности на примере изучения родного края
61.6kb.
1 стр.
Вещи, на которые сегодня наложено чрезвычайное табу, к примеру каннибализм, ещё в XVIII веке были обыденностью
79.82kb.
1 стр.
Семейная политика города харькова: опыт реализации, перспективы
139.03kb.
1 стр.
Образовательная программа «родник души»
293.22kb.
1 стр.
Программа кандидатского экзамена по специальности 09. 00. 13 философская антропология, философия культуры
183.97kb.
1 стр.
Урок нравственности
46.27kb.
1 стр.