Главная
страница 1
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ИСТОРИИ 2011/2012 гг.

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП.

11 КЛАСС

I ТУР

  1. Выберите один верный вариант ответа.



  1. Отметьте утверждение, раскрывающее значение природно - климатического фактора в формировании цивилизации у восточных славян:

А) земли славян были расположены в крайне благоприятной климатической зоне, обширные плодородные земли позволяли получать по два урожая в год

Б) земли славян были расположены в гористой местности, что способствовало разведению огородных и садовых культур, винограда, пастьбе скота на горных пастбищах

В) земли славян находились в зоне рискованного земледелия, неблагоприятной для земледельца, зима была долгой, случались летние засухи или сильные дожди, все это требовало невероятной затраты сил от земледельца

Г) земли славян вообще не давали возможности заниматься земледелием, зато было много запасов руд ценных металлов



  1. «Восточный вопрос» во внешней политике России во второй половине XVIII в. был связан с…

А) ухудшением русско-иранских отношений

Б) стремлением европейских государств к захвату восточных территорий России

В) стремлением России получить выход к берегам Черного моря

Г) заключением мира с Польшей



  1. В годы Великой Отечественной Войны вся полнота власти в советской стране была сосредоточена в Государственном Комитете Обороны, который возглавлял…

А) Г.К. Жуков Б) И.В. Сталин

В) К.К. Рокоссовский Г) С.К. Тимошенко



  1. Какая черта характеризовала экономику СССР в 1960 – первой половине 1980-х гг.?

А) первоочередное развитие легкой промышленности

Б) преимущественное финансирование ВПК

В) возникновение частных банков

Г) интенсивный характер развития экономики



  1. Что является одной из важнейших задач внешней политики современной России?

А) интеграция России в мировой рынок

Б) оказание экономической помощи странам Восточной Европы

В)вывод войск из Афганистана

Г) подписание советско-американского договора о сокращении ракет средней дальности



  1. Выберите несколько вариантов (три) правильных ответов

  1. Какие из перечисленных ниже событий произошли в период Гражданской войны (1918 – 1920 гг.)?

А) мятеж Чехословацкого корпуса

Б) разгром войск П.Н. Врангеля в Крыму

В) установление большевиками всеобщей трудовой повинности

Г) убийство Г.Е. Распутина

Д) создание Совета народных комиссаров

Е) переход к новой экономической политике



  1. Укажите налоги, входившие в состав ордынского выхода:

А) ямские деньги Б) поземельный налог

В) налог с продаж Г) налог на дубовые гробы

Д) налог на банные веники

III. Определите принцип построения рядов


  1. концентрация законодательной, исполнительной и судебной власти в руках наследственного монарха; выстраивание унифицированной иерархической системы органов центральной и местной власти; унификация налоговой системы; создание разветвленного бюрократического аппарата; становление и развитие регулярной армии.

  2. Оборона Шипки, взятие Плевны, взятие Софии, Сан – Стефанский мирный договор

  3. Печора (1948), Салехард (1950), Экибастуз (1952), Воркута (1953).

  1. Восстановите хронологическую последовательность

  1. Расположите события, явления в хронологическом порядке.

А) Начало строительства Транссибирской железнодорожной магистрали

Б) Возникновение первых государственных мануфактур

В) Завершение строительства железной дороги Санкт – Петербург – Москва

Г) Начало промышленного переворота



  1. Расположите в хронологическом порядке:

А) избрание Президента РСФСР

Б) создание ГКЧП и арест его членов

В) принятие Декларации о государственном суверенитете РСФСР

Г) отставка М. Горбачева

Д) Беловежские соглашения


  1. Расположите фамилии военачальников в хронологической последовательности:

А) М.Д. Скобелев Б) М.И. Кутузов

В) П.С. Нахимов Г) А.А. Брусилов



  1. Восстановите порядок расположения рядов икон в русском иконостасе к XIV в. сверху вниз:

А) праздничный чин Б) праотеческий чин

В) пророческий чин Г) местный чин Д) деисусный чин



  1. Соотнесите ряды.

  1. Установите соответствие между названиями войн и названиями улиц, мемориалами, запечатлевшими память народа о героях войн



    1. Русско – турецкая война 1768 – 1774 гг.

А)Памятник В.А. Корнилову на Малаховом кургане

    1. Отечественная война 1812 года

Б)Казанский собор на Красной площади в Москве

    1. Крымская война 1853 – 1856 гг.

В)Багратионовская улица, улица Герасима Курина в Москве

    1. Русско – турецкая война 1877 – 1878 гг.

Г)Памятники А.В. Суворову в Санкт – Петербурге и Москве




Д)Памятник М.Д. Скобелеву в Софии



  1. Установите соответствие между понятиями и их определениями:

1) геноцид А) насильственное переселение народов

2) депортация Б) вывоз населения, материальных ценностей из мест,

находящихся под угрозой

3) эвакуация В) уничтожение определенных групп населения по расовым, национальным и иным мотивам

4) холокост Г) систематическое преследование и уничтожение нацистами значительной части еврейского населения Европы


  1. Установите соответствие:

1) РАПП А) орган по борьбе с контрреволюцией

2) ВЧК Б) высший законодательный орган

3) СНК В) высший орган по планированию развития советской экономики

4) ВЦИК Г) объединение советских писателей

5) ВСНХ Д) высший орган исполнительной власти


  1. Хронологическая задача.

Определите правильно итоговую дату и событие, которое ей соответствует.

(Невская битва+Взятие Казани русскими войсками+Соборное Уложение – Учреждение Сената – денежная реформа С.Ю.Витте + возникновение Российской ассоциации пролетарских писателей + крещение Руси – начало царствования Петра III) = ?



  1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ДЕЯТЕЛЯ ПО ОПИСАНИЮ

  1. Русский царь, великий князь, сын Софьи Палеолог. До смерти отца был князем новгородским, женился на Соломонии Сабуровой, которую отец выбрал ему из 1500 претенденток. Продолжил политику «собирания русских земель», укрепления великокняжеской власти, в том числе – в отношении Литвы и Польши. Конечной целью ее было присоединение к Москве всех западнорусских областей, а очередными задачами – присоединение отдельных городов, подчинение пограничных мелких князей, отстаиванье интересов православия в Западной Руси. В годы Смоленской войны, удалось прибрать к рукам земли Волоцка и Калуги. Принял решение о строительстве городов-крепостей в районе «дикого поля» (в частности, Васильсурска), а одновременно – Большой засечной черты (1521–1523). Другим дипломатическим приемом князя было приглашение татарских царевичей на московскую службу; число таковых, получавших при этом обширные земли, быстро росло. Время правления этого князя ознаменовалось подъемом русской культуры, распространением московского стиля литературного письма, занявшего ведущее место среди остальных областных литератур. Тогда же сложился архитектурный облик московского Кремля, превратившегося в неприступную крепость. Законченный архитектурный облик приобрел Архангельский собор. На период правления падает и полемика между «иосифлянами» и «нестяжателями», оказавшая существенное влияние на развитие церковной мысли и книжности. Несмотря на протесты церковных иерархов, князь добился развода, настоял на пострижении Соломонии в монахини и ее высылке в Каргопольский женский монастырь. Сам же царь женился повторно на дочери польского князя. От этого брака родились сыновья Иван и слабоумный Юрий. По рассказам современников, князь был крутого нрава и не оставил благодарной памяти о своем времени в народной поэзии. Скончался он от злокачественного нарыва, успев постричься в агонии под именем Варлаама.

  2. Выходец из донского казачества. Участник Русско-японской и Первой мировой войны. Служил в кавалерии. За отвагу в бою пять раз был награжден Георгиевским крестом, дослужился до унтер-офицерского звания. В 1917 г. принял сторону большевиков. В 1918 г. добровольцем вступил в Красную Армию. В 1919 г. стал коммунистом, возглавил Первую Конную армию. Впервые огромные масс конницы были использованы для прорыва в глубокий тыл противника. Командарм участвовал почти в каждом сражении и говорил: «Кто боится смерти, тот покойник среди живых».



  1. ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ СЛОВА В ТЕКСТ



  1. Из воспоминаний Г.К. Жукова:

В середине мая ______1_______ года вернулся в Москву А.М. Василевский. В это время в Генштабе заканчивалась разработка проектов всей документации к плану операции ________2__________ (такое кодовое наименование получила Белорусская операция) и ее материальному обеспечению.

  1. Важной реформой стала городская. «__1_положение» от _2__года определило порядок городского __3_. Главным его органом стала ___4___ , состоящая из __5___ . Они избирались сроком на __6_ года. Избирательным правом пользовались только те, кто владел _7__ и платил денежный сбор. Возглавлял думу городской __8__. Основные вопросы, решаемые этим органом, касались _9__ города.



  1. «…8 сентября 1918 г. в Уфе белогвардейскими организациями, Самарским Комучем, Временным Сибирским правительством было созвано Государственное совещание, которое образовало коалиционную власть – Временное Всероссийское правительство, которое вошло в историю под названием ____1____ . Правительство состояло из 5 человек во главе с председателем, членом ЦК партии правых эсеров ___2___ . Однако в связи с усилением наступательных операций красных частей Восточного фронта, правительство бежало из Уфы в ___3___ . А 18 ноября 1918 г. __4____ совершил «государственный переворот» и объявил себя «___5___» .



  1. Прокомментируйте плакат «Россия за правду!»

В связи с какими событиями начала XX в. он мог быть создан, и какие тенденции международных политических отношений он отражает.



II ТУР

  1. Определите, кому принадлежат данные высказывания:

  1. « Если бы у тебя отсекли руку, ты наверно кричал бы и жаловался, что тебе больно; у меня прошлой ночью отняли Сперанского, а он был моей правой рукой»

  2. «Революция на пороге России! Но клянусь, она не проникнет в Россию, покуда я жив»

  1. Определите название документа, из которого извлечен данный отрывок. Дайте характеристику этому документу.

«Статья 6. Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу.

Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный, научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма».





  1. Определите название, время и место принятия документа, из которого представлен отрывок. О каких политических процессах свидетельствует данный документ?

«Я глубоко восхищаюсь и чту доблестный русский народ и моего товарища военного времени маршала Сталина. Англия… несомненно тоже относится сочувственно и благожелательно ко всем народам России…

Мы понимаем, что русские должны чувствовать себя в безопасности на своих западных границах от какого-либо возобновления германской агрессии… Однако моя обязанность заключается в том, чтобы представить положение в Европе.

От Штеттина на Балтике до Бреста на Адриатике железная завеса спустилась на континент. За этой линией хранятся все сокровища древних государств Центральной и Восточной Европы. Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест, София – все эти знаменитые города и население в их районах находятся в советской сфере и все подчиняются в той или иной форме не только советскому влиянию, но и в значительной степени увеличивающемуся контролю Москвы.

…Я не верю в то, что Советская Россия хочет войны. Она хочет плодов войны и безграничного распространения своей силы и своих доктрин…».



  1. Прочитайте отрывок из сочинения известного российского историка XIX в. и ответьте на вопросы к нему

«История России есть история страны, которая колонизуется. Область колонизации в ней расширялась вместе с государственной ее территорией… Переселение, колонизация страны была основным фактом нашей истории, с которым в близкой или отдаленной связи стояли все другие ее факты… Я делю нашу историю на отделы или периоды по наблюдаемым в ней народным передвижениям… Ряд этих периодов – это ряд привалов или стоянок , которыми прерывалось движение русского народа по равнине».

Вопросы:

  1. Какому выдающемуся российскому историку принадлежит такая интерпретация российского исторического процесса?

  2. Что вы знаете о его взглядах и вкладе в историческую науку?

  3. О каких периодах русской истории говорит ученый?


Смотрите также:
11 класс I тур выберите один верный
97.54kb.
1 стр.
8 класс 1 тур I. Выберите один верный
58.68kb.
1 стр.
Тест по биологии
81.04kb.
1 стр.
Спирина Марина Ивановна Учитель биологии маоу «Чердынская вечерняя (сменная) ош» Тест «Пищеварительная система»
91.53kb.
1 стр.
Задания муниципального этапа Всероссийской олимпиады по экономике 9-11 класс I
282.79kb.
1 стр.
Инструкция для учащегося: Тест состоит из частей А,В,С. Время для выполнения 40 минут
43.63kb.
1 стр.
Тульский филиал дисциплина «Обществознание»
140.08kb.
1 стр.
Московская городская олимпиада школьников по биологии. 11 класс. I тур
142.57kb.
1 стр.
Литература 11 класс Первый тур I. Литературная "география" Выберите правильный
64.92kb.
1 стр.
Московская городская олимпиада школьников по биологии 2006 г. 9 класс. I тур
130.13kb.
1 стр.
8 класс Задания тестового тура Блок а в заданиях только один
67.17kb.
1 стр.
10 класс тестовый раунд в каждом из предложенных вопросов выберите один правильный вариант ответа. Ответы запишите в бланки ответов
58.34kb.
1 стр.