Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 ООО «ФОЛИАНТ» Информационно-аналитический центр ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА (CЗФО) (Краткий информационно-аналитический обзор) Санкт-Петербург Март 2004 г. Транспортная система Северо-Западного федерального округа(СЗФО). (Краткий информационно-аналитический обзор) В настоящий обзор включены информационные материалы, касающиеся транспортной системы Северо-Запада, за исключением данных о состоянии и развитии транспорта в Санкт-Петербурге - крупнейшем субъекте СЗФО. При необходимости такие материалы могут быть предоставлены. Транспорт – одна из важнейших стратегических составляющих экономики России. Он относится к тем структурным монополиям, которые влияют на многие смежные отрасли экономики и могут затормозить или способствовать развитию всей инфраструктуры страны и региона. Транспортный сегмент экономики составляет мультимодальный транспорт: железнодорожный, воздушный, морской (речной), авто и путепроводный.
В транспортной стратегии российской федерации Северо-Западный федеральный округ ( СЗФО) занимает особое место. Среди приоритетных транспортных проектов СЗФО:
Президент общероссийской общественной организации «Союз транспортников России» В. Ефимов выступил с предложением сделать Петербург пилотным регионом по отработке транспортной стратегии. В результате реализации Транспортной стратегии к 2025 году планируется получить следующие результаты:
Анализ динамики объемов перевозок по всем видам транспорта в Северо - Западном регионе показал, что в 1995 – 2003 годы наступила стабилизация в этом процессе и есть показания дальнейшего перехода к росту объемов. В ключевых региональных транспортных узлах формируется единое информационное пространство по обслуживанию грузоперевозок. Около трети суммарных вложений инвестиций, привлеченных в Ленинградской области, пришлось на транспортный сектор. Объем транспортных услуг в 2002 году вырос в 2, 2 раза, количество персонала в транспортном комплексе увеличилось до 25 тыс. человек.(+ 11,3%), эти тенденции сохранились в 2003 году. Объем перевозок всеми видами транспорта в СЗФО в 2005 г., всего 663 млн. т., % (прогноз) ![]() Железнодорожный транспорт. В СЗФО сеть железнодорожных путей обеспечена 77-ю км на 10 тыс. кв. м территории. Представить значение железнодорожного транспорта в общей транспортной системе России можно по нижеследующей схеме.
Железнодорожный транспорт СЗФО представлен Октябрьской железной дорогой (ОЖД), в которой с 2003 года взят курс на повышение эффективности использования и реформирование в рамках транспортной стратегии России. В течение 2004 г. ОАО «Российские железные дороги» планирует создать дочерние структуры для работы в конкурентных секторах рынка и освоить почти 12 млрд. руб. инвестиций. В первую очередь, будет проведена децентрализация услуг, которая должна привести к увеличению инвестиций в железнодорожный транспорт. . На Северо-западных железных дорогах планируется выделить в отдельные фирмы 4 строительных организации (в том числе: проектные институты «Ленгипротранспуть», «Ленжелдорпроект»). Акционированию могут подвергнуться 3 электротехнических завода, 1 ремонтный (в городе Вологда) и Санкт- Петербургский дорожный центр рабочего снабжения.
В программе модернизации транспортной системы СЗФО (на период до 2010 года) в развитие Санкт-Петербургского железнодорожного узла запланировано выделить 2453, 2 млн. руб. бюджетных средств. На железных дорогах Северо-Западного региона значительный объем перевозок обеспечивается при участии железных дорог стран Балтии и Финляндии. Практически по всем продуктам грузоперевозок: нефть и нефтепродукты, каменный уголь и металл, строительный материалы и удобрения – прирост грузооборота в 2003 году составил от 8 до 15%.
В СЗФО воздушный транспорт представлен ведущими федеральными, региональными и зарубежными компаниями. На территории округа работают компании, входящие в первую десятку ведущих авиапредприятий России. Лидером перевозок на Северо-Западе является авиакомпания «Пулково», которая занимает третье место в рейтинге РФ. На реконструкцию и модернизацию терминала «Пулково -1» в 2003 году было израсходовано $16 млн., «Пулково- 2» - $18 млн. Пропускная способность «Пулково-1» увеличена до 1800 пасс./ час, «Пулково-2» - до 2100 пасc/ час. Количество перевезенных пассажиров за 2003 год составило 2,4 млн. пассажиров, что 16,1% больше, чем в 2002 г. На внутренних линиях перевезено 1,25 млн. пассажиров (на 15% больше), международных линиях и линиях СНГ - 1,15 млн. пассажиров ( на 17,4 % больше , чем в 2002 г.). . Представительства «Пулково» имеются в нескольких десятках стран Европы и Азии. Самый крупный партнер – Турция. Почти половина пассажиропотока приходится на перевозки в Москву . Авиакомпания «Пулково» планирует и в 2004 году расширить свое присутствие на всех международных направлениях. Количество рейсов из Москвы в Берлин, Гамбург, Дюссельдорф, Пекин будет увеличено на треть. Открываются авиалинии в Лондон и Шанхай. ЗАО грузовой терминал «Пулково» (российско-германское предприятие) - один из крупнейших терминальных комплексов в России и единственный на Северо-Западе. Акционеры: ФГУАП – Пулково (40% акций), немецкий концерн Globe Ground GmBh (40%) и компания Ленстройжилсервис (20%). Собственным авиапарком перевезено в 2003 году 8,5 тыс. груза ( на 17,6 % больше, чем в 2002 г.), в том числе, на внутренних линиях перевезено 7 тыс. тонн (на 13,9% больше), на международных линиях - 1,5 тыс.тонн ( больше на 38,5%). «Пулково» осуществляет наземную обработку грузов 32 российских и 15 международных авиакомпаний, выполняющих регулярные рейсы в Санкт-Петербург, а также обслуживает чартерные рейсы. В ряде субъектов СЗФО работают собственные авиалинии: Мурманские, Архангельские, Вологодские и Коми.
Развитие водного транспорта дает весомый мультикативный эффект: 1 рабочее место на транспорте обеспечивает 4-5 дополнительных рабочих мест в сопутствующей инфраструктуре, так как предприятия водно-образующего транспорта являются часто градообразующими структурами для целого ряда населенных пунктов СЗФО и Ленинградской области Северо-Запад обладает развитой сетью внутренних водных путей, основное магистральное направление которых – река Нева – Ладожское озеро- река Свирь (участок Волго-Балтийского пути). Речные судовладельцы в 2003 году перевезли 118 млн. тонн грузов, из которых 12 млн. тонн в районы Крайнего Севера и около 30 млн. тонн за границу. В речных портах переработано около 180 млн. тонн грузов. Суда перевезли 27, 4 млн. руб. пассажиров. Тарифы на перевозки грузов и пассажиров по внутренним водным путям России в 2003 году выросли менее чем на 7%. На учете Северо – Западной инспекции Российского речного регистра числится не менее 1,8 тыс. речных судов. Из них около 600 типа «река-море, из которых только 10% судов выходят в заграничные рейсы.
Практически весь крупный флот российских судовладельцев работает на Северо – Западе. В навигацию более 78 пассажирских судов перевозят свыше 300 тыс. туристов. По данным специалистов, в настоящее время внутренние водные пути России работают на уровне максимальной загрузки, которая соответствует периоду расцвета отечественного речного флота в 1985- 1986 годах, в то время как спрос на внутрироссийском рынке превышает предложение. Высокие темпы роста планируются на морском транспорте, что связано со строительством и эксплуатацией терминальных комплексов в Лужской губе, в г. Приморск и бухте «Батарейная». Перспективы развития портов Севера-Запада В Северо-Западном регионе практически все субъекты имеют морские или речные порты, активно участвующие в экономике территорий. В течение ряда лет развитие портов в Архангельской, Псковской, Мурманской, Калининградской областях является перспективным направлением региональной экономики. Порты Архангельской и Мурманской областей, являющиеся частью Северного морского пути, развиваются в сфере интересов российских и иностранных инвесторов соседних стран (Норвегия и др.). Самое большое перспективное строительство морских портов проводится в Ленинградской области. Только в строительство новых портов в Ленинградской области из различных источников в 2004 году будет вложено 12,5 млрд. руб. В Минтрансе полагают, что Усть - Луга станет крупным универсальным портом, где будут осуществляться работа с углем, лесом и строительными материалами, а Приморск и Высоцк - крупными нефтеналивными портами. В 2004 году начнется строительство новых железнодорожных путей, в результате чего грузооборот петербургских портов вырастет в 3 раза. Окончание работ планируется в 2010 году, а их стоимость оценивается в 20 млрд. руб. В структуре экспорта морского транспорта основную долю составляют нефть и нефтепродукты, лес и продукция из него, уголь, металл из Центра и с Северо-востока, а в импорте преобладает оборудование из стран Европы. Значительную долю составляют также грузопотоки зерна Автодорожный транспорт В Федеральном округе 1 тысяча км территории обеспечена 40 км дороги с твердым покрытием. Транспортная стратегия СЗФО предполагает государственное финансирование автомобильных магистралей:
В целом на автодорожное строительство должно направляться до 2,5 % ВВП Северо - Западный регион, готовясь активно участвовать в транспортном коридоре Север-Юг, реконструирует автомобильные дороги, в частности, в Республике Карелия. За 20003 год было открыто несколько участков автодорог, соединяющих Петербург - Мурманск. Дороги строятся по мировым стандартам, с соблюдением последних достижений безопасности движения
Для России, обладающей большими сырьевыми запасами нефти и газа, связанной значительным числом контрактов с Западными странами по поставкам, путепроводный транспорт является экономически значимой доходной частью бюджета. Путепроводный транспорт СЗФО обеспечивается во многом Балтийской путепроводной системой (БТС). В последние два года мощность БТС увеличилась в 3 раза. Первая очередь обеспечивала поставку 12 млн. тонн нефти в год, в середине 2003 года за счет строительства лупингов протяженностью 180 км мощность системы возросла до 18 млн. тонн, а в ноябре - до 30 млн. В эксплуатацию был запущен новый комплекс сооружений БТС: построено 533 км нефтепровода диаметром 1020 мм, введена в строй нефтеперекачивающая станция ( НПС) «Палкино». К 2005 году предусматривается увеличение мощности перекачки – до 50 млн. тонн. В декабре 2003 г. в рамках расширения пускового комплекса до 42 млн. тонн нефти в год введена в эксплуатацию НПС «Быково». В 2003 году в систему магистральных нефтепроводов, эксплуатируемых ООО «Балтнефтепровод», принято 75 млн. 195 тыс. тонн нефти – на 8,3% больше чем в 2003 г. Грузополучателям сдано 74 млн. 614 тыс. тонн, в том числе нефтеперерабатывающим заводам России 31 млн. 949 тыс. тонн, отгружено 197 танкеров. Владельцами нефтяных ресурсов являются НК «Юкос», «Лукойл», Казтрансойл», «Сибнефть», «ТНК», «Татнефть», «Сургутнефтегаз», «Сиданко» и др. За 2003 год грузооборот составил 41040 млн. тонн/ км. (рост10%). Путепроводным транспортом, в частности, через Балтийскую Трубопроводную Сеть (БТС) доставляется нефть и газ и нефтепродукты либо непосредственно в страны –партнеры (Белоруссия, Украина), либо – к терминалам строящихся или функционирующих портов Ленинградской области. По оценкам экспертов к 2010 году потребность Европы в светлых нефтепродуктах возрастет на 30-40 %, следовательно, бюджет России будет ежегодно пополняться за счет экспортных пошлин и дополнительных налоговых отчислений на сумму равную (по некоторым оценкам) - $65 млн. Информационно-аналитический центр ООО «Фолиант», e-mail:iac@foliant.org Март, 2004 г. Приложение Важнейшие задачи по модернизации транспортной системы СЗФО, на период, (касающиеся портов) до 2010 г., млн. руб. (в ценах 2001 г) Большой Порт Санкт- Петербурга Строительство нефтяного терминала 2424 Строительство комплекса для минеральных удобрений 2378, 6 Создание региональной системы безопасности мореплавания в Финском Заливе 363,3
Строительство паромного комплекса 5 Строительство комплекса для угля, создание системы безопасности мореплавания, углубление подходного канала и создание акватории у причала угольного комплекса 4118,4
плавания на российских заводах с использованием механизма субсидирования части процентной ставки по кредитам 229,6
с использованием механизма субсидирования части процентной ставки по кредитам 5174,9 Модернизация и реконструкция речных портов в г.г. Петербурге, Подпорожье, Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Перми, Волгограде, Астрахани, Усть-Донецке, Азове, Ейске 1529,4 Реконструкция Беломорско-Балтийского канала 87,7 Смотрите также: Аналитический обзор) Санкт-Петербург Март 2004 г. Транспортная система Северо-Западного федерального округа(сзфо).
141.48kb.
1 стр.
Федерального округа (Краткий информационно-аналитический обзор.) Санкт-Петербург Июнь, 2005 год
289.44kb.
1 стр.
Транспортные проекты тэк в экономике северо-запада
49.69kb.
1 стр.
Развитие кадрового потенциала опк северо-Западного федерального округа
48.15kb.
1 стр.
Информационно-аналитический обзор март Санкт-Петербург 2006 г
273.29kb.
1 стр.
Информационно-аналитический обзор Март Санкт-Петербург 2005 г
332.74kb.
1 стр.
Руководство общее руководство подготовкой и проведением Чемпионата осуществляет Федерация спортивного, оздоровительного и молодежного туризма Санкт-Петербурга
44.99kb.
1 стр.
Информационная сводка о состоянии подземных вод на территории Северо-Западного федерального округа за I квартал 2008 года
60.93kb.
1 стр.
Г о д Чемпионат и первенство Северо-Западного федерального округа РФ
206.33kb.
1 стр.
Г о д Чемпионат и первенство Северо-Западного федерального округа РФ
214.2kb.
1 стр.
Информационно-аналитический обзор Май Санкт-Петербург 2005 г
352.19kb.
1 стр.
Российско-британский проект «Повышение энергоэффективности бизнеса в Санкт-Петербурге через продвижение использования энергетических паспортов» 101.32kb.
1 стр.
|