Главная
страница 1страница 2 ... страница 7страница 8
1. ЗАКРЫТИЕ (ЛИКВИДАЦИЯ) НЕПЕРСПЕКТИВНЫХ, ОСОБО УБЫТОЧНЫХ ШАХТ - КАРДИНАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ УКРАИНЫ

1.1. Общие представления о реструктуризации угольной промышленности

Каждая шахта проектируется на определенный, конкретный срок ее службы. В течение этого срока она проходит стадии разворота горных работ, работы с проектной производственной мощностью и стадию затухания работ, которая оканчивается закрытием (ликвидацией) шахты» Это естественный процесс, он существует с момента зарождения горной промышленности.

Начиная с середины прошлого столетия процесс закрытия шахт интенсифицировался - шахты стали выводиться из производства более быстрыми темпами и, сравнительно с прошлым временем, в большем количестве. Это объясняется как возрастанием роли жидких и газообразных энергоносителей, широким внедрением в жизнь атомной энергетики, так и тем, что в традиционно угледобывающих странах горные работы ушли на такие глубины, на которых, даже при имеющем место прогрессе в горной технике и технологии, расходы на добычу угля часто не покрываются доходами от его реализации.

Традиционно, учитывая что угольные шахты строились на свободных от застройки участках поверхности, шахта строила и имела в своем распоряжении целый комплекс социально-бытовых предприятий и служб. Расходы на их содержание большой долей ложились на себестоимость продукции, увеличивая тем самым разрыв между ценой угля на рынке и

себестоимостью добычи.

В условия экономической системы бывшего СССР подход к вопросу затрат на добычу угля коренным образом отличался от действующего в настоящее время. Тогда речь шла о наименьших затратах, а не о наибольшей прибыли для добывающего предприятия, поскольку в условиях замкнутой экономической системы отпускные цены на уголь устанавливал не рынок, а государство. По такому же принципу и проектировались горные предприятия (по минимуму затрат на добычу одной тонны определялись и производственная мощность шахты, и размеры шахтного поля, и отдельные параметры шахты). Переход к рыночной экономике заставил в принципе изменить подходы как к вопросам проектирования, так и эксплуатации.

Шахты с устаревшей техникой, непроизводительной инфраструктурой стали настолько убыточными, что государство, как собственник, не


всегда в состоянии покрывать эти убытки. Следующие данные наглядно подтверждают тезис о том, что объективные условия требуют принятия мер по перестройке, реорганизации угольной промышленности Украины. Средняя глубина работ - 635 м, на 35 шахтах — 1000-1300 м. На 30% шахт температура на рабочих местах выше допустимой. Более 100 шахт введены в эксплуатацию 45 лет назад, 52 шахты эксплуатируются около 100 лет, а реконструкция проведена только на 73 шахтах. Замене подлежит 57% подземных машин, практически на всех шахтах требуется реконструкция вентиляционных установок. В общем парке действующего забойного оборудования доля механизированных комплексов и проходческих комбайнов нового технического уровня составляет 2%, а погрузочных машин и ленточных конвейеров - 0,5%.

Сказанное выше вызвало к жизни понятие и процесс реструктуризации угольной отрасли, т.е. изменение ее структуры - физической и организационной, направленное на снижение издержек производства и доведение их до уровня, при котором отечественный уголь станет конкурентноспо-собным на мировом рынке угля.

Как свидетельствует мировой опыт, по существу альтернативы реструктуризации угольных отраслей промышленности просто не существует, а по своей идеочогии реструктуризация является не отраслевым, не региональным, а общегосударственным делом.

Процесс реструктуризации не является одномоментной операцией. В условиях становления рыночной экономики угольная промышленность должна постоянно развивать свой потенциал, совершенствовать организационную и финансовую структуру. Это позволит отрасли добиться той гибкости и маневренности, которая поможет ей выжить в будущем.

Для успешного проведения реструктуризации и конверсии необходим сбалансированный подход, который охватывал бы организационные, технологические и финансовые аспекты. При этом необходимо также учитывать особенности национальной политики и законодательства страны.

Исходным директивным документом реструктуризации является Указ Президента Украины от 07.02.96 г. № 116 «О структурной перестройке угольной промышленности».

Реструктуризация в угольной промышленности направлена на:

- осуществление необходимой и достаточной государственной поддержки перспективных предприятий (шахт, разрезов), временно утративших рентабельность;

- упразднение явно нерентабельных, экономически убыточных физических объектов (шахт, разрезов), затраты на обеспечение функционирования которых значительно превышают реально извлекаемую прибыль;

- исключение из структуры объектов, не имеющих непосредственного производственного отношения к главным функциям отрасли - угледобыче и углеобогащению, а также избавление от объектов и комплексов структур, дублирующих функции контроля, управления и т. п.;

- придание физическим объектам структуры хозяйственно-экономи­ческой самостоятельности.

Среди названных путей наиболее кардинальным является консерва­ция и закрытие неперспективных, особо убыточных шахт.

Последовательность шагов для принятия решения о ликвидации пред­приятия определена «Порядком ликвидации убыточных угледобывающих предприятий Минтопэнерго Украины» от 29 июня 1999 года № 1164.

Следует отметить, что перестройка отрасли является характерной особенностью современной экономики угледобывающих стран и что принципиальной целью реструктуризации для многих стран с развитой рыночной экономикой является достижение конкурентоспособности на­циональной угольной отрасли в системе мировых поставок энергоносителей, ликвидация убыточных предприятий, работающих в тяжелых и опас­ных условиях и даже за счет снижения угледобычи.

Процесс реструктуризации угольной отрасли Западной Европы на­чался в 1950-х годах, но проходил он в разных странах в разное время. Так, в Нидерландах решение о прекращении добычи угля было принято в сере­дине 1960-х годов, и уже через 10 лет там закрылась последняя шахта. В Бельгии подземная добыча была прекращена в начале 1990-х годов, а во Франции запланировано завершить ее к 2005 году. В Германии, Велико­британии и Испании отрасль продолжает свою работу, но сокращения ра­бочих мест в течение этих лет и здесь были весьма существенны. В целом в угольной отрасли стран Западной Европы число работающих снизилось с 1,8 млн. до 100 тысяч человек.

Государственная программа закрытия неперспективных шахт и раз­резов Украины утверждена постановлением № 280 Кабинета Министров от 28 марта 1997.

Ликвидация угольных шахт осуществляется в соответствии с требо­ваниями «Кодекса Украины о недрах» и «Горного закона Украины»; кото­рыми определены основные положения по закрытию предприятия: выра­ботки должны быть приведены в состояние, гарантирующее безопасность людей, имущества и окружающей среды, а принятые в проекте техниче­ские решения направлены на предотвращение опасного воздействия на другие предприятия.

Сущность же закрытия шахты состоит в выполнении работ, связанных с ликвидацией вертикальных и наклонных стволов, скважин; демон­тажем оборудования и конструкций, разборкой предусмотренных к ликви­дации зданий и сооружений на поверхности; решением вопросов обеспе­чения экологической безопасности и преодолением негативных социально-экономических последствий, вызванных закрытием шахт.

1.2. Концептуальные основы и принципы принятия решений по закрытию (ликвидации) шахт

Закрытие шахт, как свидетельствует опыт различных угледобываю­щих стран Европы, практически всегда является болезненным процессом. Ликвидация даже одной шахты в определенных условиях может иметь разрушительный эффект для местной экономики и не только в показателях потери прямой занятости. Нередко это вызывает «эффект домино» на по­ставщиков, социальные структуры, который индуцирует отрицательные последствия на несколько порядков выше, чем непосредственно ликвида­ция угольного предприятия.

В специфических социально-экономических условиях предприятий угольной промышленности Украины, когда связи работников и членов их семей с шахтами многочисленны и весьма существенны, этот процесс про­ходит особенно остро.

Поэтому принятие решения о закрытии угольной шахты является весь- ма ответственным шагом. Оно требует серьезных обоснований не только на основе глубокого анализа горно-геологических, горнотехнических условий, серьезных экономических расчетов и оценок, но и прогноза экологических, а в условиях Украины в особенности, и социальных последствий, а также раз­работки реальных и эффективных превентивных мер по их смягчению.

Решение о закрытии шахты принимается как в случае полной отра­ботки производительных пластов, когда в шахтном поле остаются только маломощные, высокозольные пласты с неустойчивыми вмещающимися породами или пласты со значительными геологическими нарушениями, что не позволяет применить высокопроизводительную технику и обеспе­чить высокую степень безопасности труда шахтеров, так и по причине технико-экономической несостоятельности шахты, особой убыточности, когда себестоимость добычи одной тонны угля значительно превышает цену на внутреннем рынке.

В первом случае изучаются возможности увеличения запасов шахты за счет вовлечения в работу ранее не разрабатываемых пластов, прирезки шахтного поля, полной или частичной отработки ранее оставленных предо­хранительных, охранных и технологических целиков угля по соответст­вующим технологиям, обеспечивающим рост добычи угля и снижение ее себестоимости.

На многих шахтах и в ряде районов в предохранительных, охранных целиках, нетронутых участках шахтопластов сосредоточены значительные запасы. Так, например, в шахтных полях предприятий Донецка законсервировано более 100 млн. т. угля, на шахтах ГХК «Макеевуголъ» - около 90 млн.

Отработка целиков, других оставленных запасов может в большой мере послужить демпфером в процессе реструктуризации угольной про-

мышленности Украины, снизить остроту негативных последствий закры­тия шахт, частично компенсировать и перенести бремя затрат на более поздний, стабильный период экономики.

Есть здесь и другая, не менее важная сторона вопроса. Полнота из­влечения угля, сокращение безвозвратных его потерь - это не только эко­номическая, но и социальная, и морально-нравственная проблема.

Во втором случае исследуются возможности привлечения инвести­ций, получения технических кредитов для приобретения новой техники, разрабатываются проекты прогрессивных паспортов выемочных участков, концентрации горных работ, сокращения непроизводительных расходов, совершенствования структуры производства и управления и др.

Отдельно в каждом конкретном случае определяется безубыточный объем добычи угля, и оцениваются условия его достижения по производ­ственным возможностям основных технологических звеньев шахты. При этом исследуемыми параметрами являются объем и количество добывае­мого угля, а факторами исследования — цена (в зависимости от качества угля), фактическая себестоимость и фактический уровень условно-постоянных расходов на рассматриваемой шахте.

Если безубыточный уровень добычи шахты не может быть обеспе­чен из-за невозможности прирезки запасов, оставшиеся запасы ликвиди­руемый шахты передают-соседней, либо списывают с баланса как утра­тившие промышленное значение, или переводят их в категорию запасов у закрытой шахты, списывают как нецелесообразные к обработке по горно-геологическим условиям.

Но даже в том случае, когда ни один из названных путей не дает по­ложительных результатов, окончательное, а точнее немедленное решение о' закрытии конкретной шахты вряд ли оправдано. Во-первых, целесообраз­но изучить наличие и возможность извлечения попутных полезных компо­нентов в угле, а во-вторых, при определении очередности и времени за­крытия шахт следует учитывать не только степень убыточности, наличие или отсутствие запасов угля, но и местоположение конкретной шахты в ряду шахт, ее гидрогеологические особенности и связи с другими шахта­ми, общее влияние закрываемой шахты на изменение гидрологической и экологической обстановки в регионе.

В связи с этим еще на стадии эксплуатации целесообразно вносить коррективы в подходы к решению тех вопросов, которые затем будут оказывать влияние на технологию ликвидации шахты. Речь идет о приня­тии технических решений, в частности, по выбору очередности отработки пластов, формированию сети горных выработок, определению парамет­ров предохранительных, барьерных и охранных целиков и др., оценивая их влияние на развитие геомеханических и экологических процессов. Практика ликвидации шахт в Казахстане (Карагандинский бассейн) убе-

ждает в том, что расположение барьерных целиков по пластам должно быть соосным, чтобы целики между соседними шахтами не подрабатыва­лись очистными работами по нижележащим пластам с образованием во-допроводящих трещин. То есть границы должны устанавливаться не по отдельным пластам, а по всему шахтному полю в целом. А это в реальных условиях может делать только заинтересованное лицо (организация), ко­торому предстоит вести работы по закрытию шахты и нести полную от­ветственность за последствия.

Из сказанного следует, что заказчик (ПО, ГКХ), проектировщики, исполнители («Укруглереструктуризация», подрядчики) должны начинать взаимодействовать (не по форме, а по существу) заблаговременно: проек­тировщики участвуют в разработке планов горных работ на последнем этапе эксплуатации шахты, а компания «Укруглереструктуризация» на стадии предпроектных проработок и выполнения проектов закрытия шахт. В этой же связи практически полный отказ заказчиков от ликвидации шахт собственными силами не всегда логичен.

Видимо, следует скорректировать и отношение к потерям угля в не­драх. Их увеличение может быть оправданным, если это окажет позитив­ное влияние на решение проблемы экологической безопасности, для чего необходимо иметь методику хотя бы укрупненной прогнозной оценки со­циально-экономических и экологических последствий проведения ликви­дационных работ. Но проблема в том и состоит, что пока такой методики нет и в ее создании должны быть заинтересованы государственные органы, органы местного самоуправления, ученые и специалисты. Это во-первых. А во-вторых, отсутствуют разработки по нормативно-правовому, органи­зационному, социально-экономическому, технологическому, экологиче­скому, финансовому, информационному и кадровому обеспечению про­цессов широкомасштабной ликвидации нерентабельных шахт.

Таким образом, вывод о необходимости (целесообразности) закры­тия шахты может быть сделан только на основе глубокого технико-экономического обоснования с учетом всех социально-экономических и экологических последствий в ближайшей и отдаленной перспективе.

И еще. Программа реструктуризации угольной промышленности должна определятся в рамках всей экономики страны как целостной сис­темы. Такой подход может вызвать и целесообразность (в определенных объемах и на некоторый период времени) сохранения ряда шахт относи­тельно низкого технического уровня и нерентабельных.

Видимо правы те специалисты, которые утверждают, что действую­щие шахты, имеющие запасы, целесообразно дорабатывать, а не закры­вать. Даже «сухая» консервация шахт с последующим восстановлением их эксплуатации практически невозможна, а персонал через несколько лет можно считать потерянным для угольной промышленности.

Использованию поземных пространств закрываемых шахт уделяется большое внимание во многих странах мира. Анализ опыта использования подземных пространств показывает, что этот вид хозяйственной деятель­ности имеет устойчивые тенденции к расширению объемов внедрения. Но из многочисленных примеров вторичного использования выработок видно, что в основном это выработки большого сечения, расположенные в креп­ких породах на небольших глубинах, при отработке сравнительно мощных пластов камерами.

В Украине, где пласты в основном малой мощности и имеют боль­шую глубину залегания, а системы разработки предусматривают сплошную выемку с обрушением кровли, вторичного использования выработок прак­тически нет.

Однако это вовсе не значит, что перспективы в этом направлении от­сутствуют. По этому поводу уже сейчас имеется немало предложений спе­циалистов.

Одно из них - на закрываемых шахтах, в частности Центрального ' района Донбасса, смонтировать пиковые резервные подземные гидроакку-мулирующие электростанции. Принцип их работы прост. Два подземных резервуара с водой (верхний и нижний бьефы) расположены на разных го­ризонтах. В период минимальной нагрузки насосная установка станции перекачивает воду из нижнего бьефа в верхний, происходит ее заряжание гравитационной энергией; при максимальной -нагрузке (например, в вечер­нее время) вода перепускается по водоводу в специальной выработке сверху вниз и станция работает как обычная электростанция.

Таким образом достигается выравнивание переменной части графи­ка потребления электроэнергии.

Подземная гидроаккумулирующая станция в отличие от наземной не требует специальной площадки, негативно не влияет на окружающую сре­ду. При этом сохраняется часть шахтного фонда и рабочих мест.

Несколько отличается предложение о строительстве миниэнерго-комплексов на закрытых шахтах. Сущность работы подземного комплекса заключается в том, что во время ветреной погоды запас потенциальной энергии можно осуществить путем перекачки шахтной воды насосами центрального водоотлива на верхние горизонты, а затем (при необходимо­сти получение электроэнергии) можно сбрасывать шахтные воды через подземные мини ГРЭС.

Потухшие породные отвалы - это готовые нулевые циклы под агре­гатные ветроэлектрические установки. Их рационально располагать на пе­редвижных платформах для перемещения по периметру террас при изме­нении направления ветра. Среднегодовая скорость ветра в большинстве районов Донбасса больше экономического порога целесообразности строительства ветроэлектроустановок (6 м/с).

Следует также помнить, что вместо закрываемых шахт возникает не­обходимость в строительстве новых. Но ведь только одна треть стоимости сооружения новых шахт (затраты на строительство шахты годовой произ­водственной мощности 1 млн. т. достигает 2млрд. грн.) расходуется на гор­ные работы, а две трети - на коммуникации и обустройство. А на «старых» шахтах это, в основном, уже имеется.

Кроме того новые шахты надо укомплектовывать квалифицирован­ными рабочими и ИТР.

Помимо сказанного следует иметь ввиду, что в соответствии с требо­ваниями «Инструкции о порядке ликвидации и консервации предприятий по добыче полезных ископаемых» (в частности обеспечение безопасности, рационального использования и охраны недр), запрещается ликвидация шахты, на которой осуществлена целевая подготовка подземных горных выработок, обеспечивающая их долговременную сохранность и возмож­ность дальнейшего эффективного использования в народном хозяйстве.

В том случае, если шахта по технико-экономическим, горно-геологи-ческим и другим причинам временно прекратила добычу угля, разрабаты­ваются меры по обеспечению возможности приведения основных капи­тальных выработок и сооружений в состояние, пригодное для использова­ния в будущем (для добычи угля или размещения в них объектов, не свя­занных с добычей угля).

Такие повторно используемые выработки подлежат консервации: сухой, когда имеющиеся водоотливные средства остаются в действии, или мокрой, когда работа прекращается и выработки затапливаются. В последнем случае определяются сроки продолжительности консервации без потери устойчивости подземных горных выработок, а также возмож­ные сроки их осушения, ремонта крепи и восстановления работы подъе­мов, вентиляции и проведения других мероприятий. Выработки, являю­щиеся перспективными для размещения в них объектов, не связанных с добычей угля, подлежат сухой консервации. При сухой консервации шах­ты все основные выработки (стволы, квершлаги, главные откаточные вы­работки и выработки, пройденные в предохранительных целиках), долж­ны периодически в сроки, предусмотренные проектом консервации, но не реже двух раз в год, тщательно осматриваться и в случае необходимости перекрепляться.

Следует особо отметить, что подземное пространство является одним из важных ресурсов страны, освоение которого позволяет хотя бы частично решить такие проблемы как сохранение земли, энергосбережение, экология.

В связи с этим актуальным сейчас является не просто избавление от неперспективных шахт, а их переориентация и функционирование в новом качестве за счет использования имеющегося георесурса - сети капиталь­ных и подготовительных выработок.


Существует и другие предложение и разработки специалистов, в ча­стности, подземная ветроэнергетика. Источником ветровой энергии для подземных ветроэлектрических установок может быть шахтная депрессия, создаваемая главной вентиляционной установкой, или естественная тяга. В поддерживаемых выработках закрываемых шахт сооружается каскад вет­роэлектрических установок. Агрегаты непосредственно преобразуют энер­гию воздушного потока в механическую, которая трансформируется в электрическую.

Представляет интерес размещение гидроэлектростанций в выработ­ках угольных шахт в целях покрытия пиковых нагрузок в энергосистеме и поддержания уровня подземных вод в допустимых пределах.

Для этого надо создать насосы главного водоотлива обратимыми по типу гидротурбин на гидроаккумулирующих электростанциях. Предлагается такая схема работы водоотливной установки. В период минимальных нагрузок она функционирует в насосном режиме, откачивая шахтную воду на поверхность в пр^д-отстойник. Когда наступает максимум нагрузки, насосы не отключаются, а переходят в гидротурбинный режим. Их двигатели работают в режиме генерирования электроэнергии. Насос-турбина вращается под действием напора воды из пруда-отстойника на поверхности шахты. Для реализации этого надо увеличить емкость водосборника и заменить насосы с двигателями обратимой гидротурбиной с электрической машиной, способной работать в режиме двигателя и генератора.

Одно из направлений использования подземных пространств - раз­мещение в шахтах твердых бытовых отходов (ТБО).

Известно, что в развитых странах давно уже переходят на термиче­скую переработку ТБО на мусорозжигающих заводах или путем пиролиза. В Дании сжигают 80% ТБО, в Японии - 72%, в Швейцарии - 100%.

Однако при сжигании отходов образуется 30% шлаков и около 5% зольного остатка, требующих для своего размещения специальных поли­гонов. •

Но ведь мелкофракционные шлаки от термического обезвреживания ТБО по своим свойствам аналогичны мелкокусковатым породам, что по­зволяет использовать существующее транспортное и закладочное оборудо­вание для размещение шлаков в подземном пространстве.

На первом этапе для сжигания ТБО могут быть использованы шахтные котельные. Поверхностный комплекс переоборудуется для приема ТБО.

Размещение в подземном пространстве не переработанных ТБО ис­ключается как по санитарно-гигиеническим соображениям, так и по тех­ническим причинам (подземно-транспортное оборудование не приспособ­лено для перемещения влажных не отсортированных материалов).

1.3. Особенности закрытия шахт в нынешних условиях

Закрытие шахты - процесс естественный. Он предопределен еще на стадии ее проектирования и строительства. После отработки отведенных ей запасов шахта, как угледобывающее предприятие должна быть остановлена и закрыта. Однако подходы к закрытию шахт могут быть различными.

Ранее, до выхода Указа Президента Украины от 07.03. 96 г. № 116 «О структурной перестройке угольной промышленности», закрытие шахт на территории Украины производилось только в связи с отработкой ими промышленных запасов за счет основной деятельности других шахт, а процесс их закрытия был длительным, достигая в ряде случаев 10 и более лет. В то время экономическая нецелесообразность добычи угля на шахте не влияла на принятие решения о ее закрытии.

В этих условиях проходил постепенный, производственно оправдан­ный переток рабочей силы на действующие или вновь строящиеся шахты, другие предприятия.

Готовящиеся к закрытию шахты преобразовывались из самостоя­тельных в шахто-участки и включались в состав действующих шахт. Од­новременно с этим решались все социальные вопросы, связанные с ликвидацией предприятия - передавались списки получателей бытового топлива работающих и закрепленных за шахтой пенсионеров, списки лиц, получающих регрессные иски в связи с утратой трудоспособности от травм и профзаболеваний; списки лиц на получение жилья и др.

В настоящее же время ликвидация шахт осуществляется в соответ­ствии с государственной программой реструктуризации угольной про­мышленности и финансируется за счет средств государственного бюдже­та. Как уже отмечалось (1.1), речь идет о закрытии не только тех шахт, которые отработали отведенные им промышленные запасы, но и шахт не­перспективных и особо убыточных. Уместно будет обратить внимание на то, что одновременно с этой программой реструктуризации предусматри­вается развитие перспективных действующих шахт, модернизация горно­го хозяйства, совершенствование структуры управления и др.,' что на­правлено на значительное повышение технико-экономических показате­лей работы шахт, поднятия уровня конкурентоспособности отечественно­го угля. Бюджетом предусматривается целевое финансирование на дота­цию, развитие действующих шахт, оснащение их передовой техникой, строительство новых шахт, передачу инфраструктуры в коммунальную собственность.

К угледобывающим предприятиям, которые нуждаются в государ­ственной поддержке, отнесены предприятия, объем товарной продукции которых в ценах расчетного периода не покрывает плановой себестоимо­сти этой продукции и необходимых затрат на капитальные вложения

Оценка и группирование предприятий по экономическим показате­лям осуществляется ежегодно специально созданной Минтопэнерго отрас­левой Комиссией. Для усиления контроля за использованием средств госу­дарственной поддержки в состав отраслевой Комиссии включаются пред­ставители Минэкономики, Минфина, Государственного казначейства, об­ластных государственных администраций.

Материалы, обоснования в Kosfuccuro представляют холдинговые компании, производственные объединения, отдельные предприятия.

В случае невыполнения на протяжении двух лет предприятием третьей группы установленных Минтопэнерго показателей (максимальный уровень себестоимости товарной угольной продукции, фонд оплаты труда, численность работающих, численность аппарата управления и смета на его содержание) оно переводится в четвертую группу и готовится к закрытию. Однако, по мнению многих специалистов подобный подход к деле­нию шахт на категории убыточности не является безупречным, особенно если шахты имеют достаточные запасы угля.

Вряд ли без детального анализа и обоснования допустимо оставлять в недрах подготовленные к выемке запасы. Кроме того, в условиях рынка цены на уголь напрямую связаны со спросом и предложением, а, следова­тельно, изменчивы. И, наконец, на стадиях подготовки материалов в Ко­миссию холдинговыми компаниями (производственными объединениями) и установки Минтопэнерго показателей шахтам третьей категории трудно избежать элементов субъективизма.

В тоже время реформирование социально-экономической системы в Украине в направлении рынка уже не позволяет не учитывать фактор экономичности добычи угля, а государственная дотация имеет свои ра­зумные пределы.

В настоящее время согласно Постановлению Кабинета Министров Украины от 21 декабря 2001 г. №17333 весь шахтный фонд условно разде­лен на три группы:

1-я группа - шахты, фактические хозяйственно-экономические пока­затели которых позволяют финансировать эксплуатационную деятельность и обеспечивать расширенное воспроизводство шахтного фонда;

2-я группа - шахты, деятельность которых не самодостаточна. Этим шахтам обеспечивается государственная поддержка на некоторые элемен­ты себестоимости, капитальное строительство;

3-я группа - шахты, хозяйственно-экономическая деятельность кото­рых не имеет положительной перспективы и они должны быть подготов­лены к ликвидации.

Финансирование шахт 3-й группы осуществляется по «Смете содержания» в соответствии с Постановлением Кабмина Украины от 28.02.2002г№223.

(техническое переоснащение, реконструкция и расширение действующих производств, поддержание их производственных мощностей, приобрете­ние горно-шахтного оборудования) и на содержание объектов социальной сферы.

По экономическим и производственным показателям действующие предприятия, на которых производятся работы по добыче угля, в соответ­ствии с постановлением Кабмина Украины от 6.01.99 № 26 были разделе­ны на следующие группы:

. первая — рентабельные, объем товарной продукции которых в ценах реализации покрывает плановую себестоимость производства товарной уголь­ной продукции, а также затраты, которые осуществляются за счет прибыли;

вторая — рентабельные, объем товарной продукции которых в ценах реализации покрывает плановую себестоимость производства товарной угольной продукции, а также частично затраты, которые осуществляются

за счет прибыли;

третья - убыточные, объем товарной продукции которых в ценах реализации не покрывает расчетную себестоимость производства товарной угольной продукции, но предприятия имеют возможность за счет получе­ния государственной поддержки осуществить меры по уменьшению затрат на производство товарной угольной продукции и перейти в группу рента­бельных шахт;

четвертая — убыточные, которые не имеют перспективы дальнейшего функционирования и подлежат ликвидации согласно с утвержденной про­граммой реструктуризации угольной отрасли.

Предприятия первой группы не имеют права на получение государ­ственной поддержки и проводят свою производственную деятельность с привлечением средств коммерческих банков и инвесторов.

Предприятия второй группы имеют право на получение государст­венной поддержки только на капитальные вложения и на покрытие убыт­ков, связанных с содержанием объектов социальной сферы.

Предприятия третьей группы имеют право на получение государст­венной поддержки на покрытие себестоимости производства товарной угольной продукции пропорционально фактическому объему отгруженной угольной продукции в денежном выражении, в расчете на одну гривну стоимости отгруженной продукции, а также на капитальные вложения, на покрытие убытков, связанных с содержанием объектов социальной сферы.

Предприятия четвертой группы получают государственную под­держку только на покрькие затрат, связанных с подготовкой предприятий к их передаче на ликвидацию: на выполнение работ, связанных с консер­вацией производственных объектов, их охраной; на финансирование за­трат, связанных с сокращением численности работающих; на покрытие убытков, связанных с содержанием объектов социальной сферы.
Для осуществления квалифицированного руководства закрытием шахт в соответствии с утвержденными проектами в апреле 1996 года соз­дана специализированная государственная компания по реструктуризации угольной промышленности - «Угле реструктуризация» (УГКР). Она зани­мается всеми проблемами, оставшимися после прекращения добычи угля на шахте и новыми, связанными с трудоустройством массово высвобож­даемых работников, решением смягчения социальных последствий закры­тия шахты, созданием условий для эффективной работы подрядных орга­низаций и контроля их деятельности.

Поскольку шахты, подлежащие закрытию и входящие в состав компа­нии, не имеют статуса юридического лица, то компания ведет бухгалтерский учет и отчетность, а также производит начисление и перечисление средств трудящимся, включая зарплату, регрессные иски, пособия, стоимость быто­вого угля и др., то есть выполняет роль временного правопреемника обяза­тельств государства по социальной защите высвобождаемых работников.

Наконец, компания призвана стать координатором диверсификации , хозяйственного комплекса шахтерских поселений, в которых угледобы­вающая промышленность ликвидируется, на конкурсной основе принима­ются решения о подрядных организациях, осуществляющих ликвидацию угольных шахт.

' С целью анализа, обобщения хода и результатов закрытия шахт, вы-

работки рекомендаций по важнейшим проблемам, совершенствования вы­полнения и реализации проектов ликвидации шахт по инициативе ГК УГКР в апреле 2000 года был создан технико-экономический Совет,;куда вошли руководители УГКР, научно-исследовательских и проектных ин­ститутов, других организаций. Положение о Совете и его состав утвержде­ны Минтопэнерго Украины.

С целью анализа, обобщения хода и результатов закрытия шахт, вы­работки рекомендаций по важнейшим проблемам, совершенствования вы­полнения и реализации проектов ликвидации шахт по инициативе ГК УГКР в апреле 2000 года был создан технико-экономический Совет, куда вошли руководители УГКР, научно-исследовательских и проектных ин­ститутов, других организаций. Положение о Совете и его состав утвержде­ны Минтопэнерго Украины.

Следует заметить, что во всех странах, где проводилась или прово­дится реструктуризация угольной промышленности, выполнение подобной работы поручалось имеющимся государственным структурам, но чаще создавались специальные организации.

Во Франции, например, этим занималось управление французской угольной промышленности, его работа финансировалась за счет госбюд­жета. Была создана и государственная угольная компания «Шарбонаж де Франс» как средство пошагового закрытия шахт по всей стране.

В Германии была создана компания «Рур коле АГ», которая стала средством стабилизации в угольной отрасли, где за 10 лет было потеряно две трети рабочих мест.

В Польше в 1990 году создано государственное агентство каменного угля на правах акционерной компании, в 1996 году на базе этой компании образовано Государственное агентство реструктуризации каменоугоной промышленности. Было организовано также Горное агентство трудоуст­ройства высвобождаемых шахтеров.

В России для осуществления закрытия убыточных и неперспектив­ных шахт было основано «Государственное учреждение по вопросам ре­организации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов» (ГУРШ), а для решения социальных проблем, вызванных реструктуризацией пред­приятий угольной отрасли - Государственное учреждение по регионально-отраслевому содействию и координации программ местного развития и социальной защиты работников угольной промышленности (ГУ «Соц-уголь»). Оба учреждения независимы одно от другого и не наделены пра­вами юридических лиц.

В Казахстане ликвидацией шахт и связанными с эти вопросами за­нимается специализированное предприятие «Карагандаликвидшахт».

Аналогичные организации по решению технических и социальных проблем реструктуризации угольной промышленности были сформирова­ны и в других странах с переходной экономикой.

1.4. Содержание и порядок выполнения работ по подготовке угольных шахт к их ликвидации

Организационные, технические и другие аспекты закрытия шахт из­ложены в «Основных принципах закрытия и ликвидации шахт и разрезов в процессу реструктуризации угольной промышленности», утвержденных Коллегией Минуглепрома Украины 5 апреля 1996 года. Главная идея «Ос­новных принципов...» заключается в разработке превентивных мер по смягчению социально-экономических последствий ликвидации шахт. В этом документе также определены пути решения вопросов физического закрытия, обеспечения экологической безопасности, правовые аспекты по вы­плате выходных пособий, компенсаций, регрессивных исков и т. д.

В соответствии с «Основными принципами...» в 1998 году ОАО про­ектным институтом «Донгипрошахт» разработан, а Министерством уголь­ной промышленности утвержден «Эталон проекта ликвидации угольных ахт», который является руководящим нормативным документом, опреде­ляющим состав и порядок выполнения проектов закрытия. Подраздел 5.3 «Эталона...» уточняют «Правила ликвидации стволов угольных шахт» - руководящий нормативный документ Минтопэнерго Украины. Этот документ заменяет также подразделы 4.1, 4.2, 4.7 «Инструкции о порядке ликвидации и консервации предприятий по добыче полезных ископаемых», §72 «Правщ технической эксплуатации угольных и сланцевых шахт», подраздел 6.1 «Ру ководства по изоляции отработанных участков, временно остановленных и неиспользуемых горных выработок в шахтах».

При закрытии шахт планируется решение трех генеральных ком, плексов проблем:

— физическое закрытие (ликвидация);

— социальная защита освобождающихся работников;

— защита и восстановление окружающей природной среды;

Первые две проблемы более кратковременны, третья - наиболее про­должительна и ее разрешение проходит в три взаимосвязанных и взаимообусловленных оперативно-временных этапа: предликвидационный, ликвидационный и постликвидационный. При этом вопросы обеспечения долговременной экологической безопасности являются весьма сложными и ответственными.

В целом же процесс закрытия и ликвидации шахт - это комплекс' мероприятий и работ по разработке технико-экономического обоснования нецелесообразности дальнейшей эксплуатации шахты, по принятию реше­ния о закрытии шахты и определению источников финансирования свя­занных с этим работ и мероприятий, выработке предложений по превен­тивным мерам трудоустройства и социальной защиты высвобождающихся работников. В процессе закрытия шахт осуществляются также меры по созданию рабочих мест, в том числе и путем диверсификации производст­ва в регионах, где предполагается закрытие шахт; реализуются проектные решения по ликвидации шахт, в том числе по заблаговременному строи­тельству или расширению водоотливных комплексов на примыкающих шахтах для предотвращения их затопления и других объектов, связанных с безопасностью и охраной окружающей среды.

Проводится юридическое оформление закрытия шахты с передачей правопреемникам объектов ликвидированного предприятия. Правопреем­никами ликвидированной шахты могут быть: холдинговые компании, про­изводственные объединения, компания «Укруглерестуктуризация» и др.

Датой физической ликвидации предприятия считается дата подписа­ния приказа Минтопэнерго об утверждении акта приемки работ по ликви­дации предприятия и ликвидационного баланса и акта приемки-передачи правопреемнику объектов ликвидированного предприятия для осуществ­ления контроля и надзора за ними и состоянием окружающей среды после ликвидации предприятия.

Как свидетельствует практика, для своевременного и качественно­го выполнения означенных мер решение о закрытии шахты должно приниматься не менее чем за 2 года до остановки работ по добычи угля.

Решение о ликвидации предприятия принимается Кабмином Украи­ны по представлению Минтопэнерго после согласования в установленном порядке с заинтересованными органами исполнительной власти. Предло­жения по ликвидации предприятия подаются на основании ТЭО нецелесо­образности его дальнейшей эксплуатации.

При отрицательном выводе ТЭО целесообразности дальнейшей экс­плуатации шахты, ГХК, производственным объединением на базе инвен­таризации основных фондов подготавливаются предложения по выполне­нию работ, связанных с ликвидацией шахты собственными силами или с передачей ее в компанию «Укруглереструктуризация»; по объектам, кото­рые не будут выводиться из эксплуатации после ликвидации шахты (элек­троподстанции, котельные, телефонные станции и т.п.) с сохранением их на балансе ГКХ (объединения) или передачей правопреемнику.

Указываются здания и сооружения, коммуникации, которые сохра­няются как объекты хозяйственной деятельности компании, а также дается перечень машин и оборудования ликвидируемой шахты, которые будут использованы для выполнения части работ подрядными организациями.

ТЭО нецелесообразности дальнейшей работы шахты согласовывает­ся с органами надзора (Госнадзорохрантруда, Минэкобезопастности, Мин­здрава Украины и др.), органами власти. После заключения Укруглеинве-стэкспертизы рассматривается комиссией по санации Минтопэнерго и ут­верждается специальным протоколом, в котором устанавливается руково­дству ГХК (ПО) срок представления Минтопэнерго проекта ликвидации шахты. На основании утвержденного ТЭО и задания на проектирование разрабатывается проект ликвидации предприятия.

Проект ликвидации выполняется одним из региональных проектных институтов («Донгипрошахт», «Луганскгипрошахт», «Днепрогипрошахт», «Южгипропгат», «УкрНИИпроект», «Донуглепроект»), согласовывается с облгосадминистрацией, городским (районным) советом народных депута­тов, «Укруглеинвестэкспертизой», экспертно-техническим центром Гос­надзорохрантруда Украины," территориальным управлением Госнадзоро­хрантруда, санэпидемстанцией Минздрава Украины, управлением пожар­ной охраны области МВД Украины, областным управлением экологиче­ской безопасности Минэкобезопастности Украины, теркомом профсоюза работников угольной промышленности Украины, МакНИИ.

Затем с участием представителей Минтопэнерго Украины, ГХК (ПО), проектного института проект рассматривается и оформляется специальным протоколом и, наконец, издается постановление Минтопэнерго по утвер­ждению проекта закрытия шахты со сводным расчетом затрат, установлен­ным сроком ликвидации, организацией контроля хода работ. Следует особо подчеркнуть, что проект ликвидации предприятия утверждается после обязательного проведения комплексной государственной экспертизы. Проведение комплексной государственной экспертизы проектов ликвидации шахт независимо от сметной стоимости обеспечивается ответственным исполни телем - «Укруглеинвестэкспертизой». Последняя заключает договора на проведение составляющих комплексной экспертизы — по экологии, сани тарному и эпидемическому благополучию населения, по охране труда и пожарной безопасности.

На основании инвестиционной и субподрядных экспертиз «Укругле-инвестэкспертиза» компонует комплексное экспертное заключение. После корректировки проекта по замечаниям экспертиз «Укруглеинвестэксперти-за» готовит письмо-согласование в Минтопэнерго, в котором рекомендует проект к утверждению.

При отсутствии объективных условий дальнейшей работы убыточ­ных шахт (отсутствие продуктивных запасов угля, неудовлетворительное состояние шахтного фонда и оборудования, отсутствие возможности дос­тижения невысокой себестоимости добычи угля) ТЭО нецелесообразности дальнейшей работы не выполняется, а разрабатывается только проект лик­видации.

В случае, если горные работы ликвидируемой шахты связаны с горными работами смежных шахт, в проекте закрытия (ликвидации) шахты учитываются (рассматриваются) варианты обеспечения гидробезопастности соседних шахт, которые разрабатываются производственным объединением «Углегеология» и отражаются в «Заключении по оценке эколого-гидрогеологических последствий ликвидации шахты».

Во всех случаях мероприятия включают проверку правильности на­несения на горно-графическую документацию контура ликвидируемых выработок, прилегающих к границам горного отвода, установку изоли­рующих перемычек.

В России в соответствии с постановлением Правительства Россий­ской Федерации разработка проектов ликвидации шахт осуществляется на конкурсной основе. В средствах массовой информации публикуется объ­явление о проведении конкурса по выбору проектной организации для раз­работки проекта ликвидации. Дополнительно ГУРШ дает телеграммы всем проектным организациям с предложением принять участие в конкурсе. Изъявившим желание участвовать в конкурсе направляется копия задания на проектирование и краткая справка о ликвидируемом предприятии.


2. СПОСОБЫ ЗАКРЫТИЯ (ЛИКВИДАЦИИ) ШАХТ

2.1. Краткая характеристика способов ликвидации угольных шахт

В практике закрытия шахт используется три основных способа их физической ликвидации:

первый - полное их затопление («мокрая» ликвидация, консервация);

второй - комбинированный, когда уровень воды в ликвидируемой шахте поддерживается на определенной отметке;

третий — «сухая» ликвидация (консервация) с сохранением шахтного водоотлива.

При первом способе, как правило, производится засыпка вертикальных и наклонных стволов, других выработок, имеющих выход на дневную по­верхность, с устройством на поверхности железобетонных перекрытий. Пре­кращение шахтного водоотлива обусловит затопление выработок. Процесс будет длиться около 3-х лет, в течение которых произойдет затопление осу­шенных при эксплуатации шахты водоносных горизонтов карбоновых и по­крывных отложений, загрязнятся огромные объёмы горного массива минера­лизованными шахтными водами, содержащими большое количество нефте­продуктов, фенолов, вредных и токсичных элементов. Процессы загрязнения являются практически необратимыми. Динамический уровень шахтных вод достигет положения, близкого к прежнему статическому уровню подземных вод на шахтном поле. Произойдет подтопление, заболачивание в понижениях участках рельефа как на шахтном поле, так и в непосредственной близости к нему (радиус влияния может превысить 1-1,5 км). И это не единственная бе­да. Материалы исследований, выполненных специалистами ГГП «Донбасс-геология» позволяют утверждать, что затопление обособленных шахт в Дон­бассе в большинстве случаев повлияет на гидрогеологические условия добы­чи угля даже на соседних шахтах, не соединенных с ними выработками. Вода будет поступать в действующие шахты по зонам дробления участков текто­нических нарушений, по которым часто проходят границы шахтных полей, по зонам обрушения над сближенными или одноименными пластами, а также по трещинам выветривания (на глубине до 100-150 метров).

При «сухой» ликвидации шахт предусматривается временное сохра­нение водоотлива на период работы соседних шахт, имеющих систему во-доотводящих каналов с выработками ликвидируемой шахты, либо сохра­нение постоянного водоотлива для предотвращения возможного затопле­ния эксплуатируемых территорий поверхности.

Традиционный подход к проектированию и сооружению комплекса с «сухой» установкой насосных агрегатов требует значительных капитальных и эксплуатационных затрат. Необходимо сохранение значительного объема горных выработок, а при организации группового водоотлива (если одновременно ликвидируется несколько шахт) и дополнительного прове­дения выработок (насосной камеры, водосборников, камеры распредпункта, выработок околоствольного двора) и организации мехдоставки обору­дования, материалов и персонала по обслуживанию комплекса водоотлива, электросилового оборудования, аппаратуры автоматизации, контроля, сиг­нализации и связи. Кроме того, надо иметь в постоянной эксплуатации вентиляторную, калориферную и подъемные установки, котельную, по­верхностную подстанцию.

Затраты на содержание шахты влечение этого периода значительны и входят в стоимость физической ликвидации предприятия.

Более целесообразно оснастить комплекс водоотлива погружными насосами (агрегатами), размещенными в одном из стволов ликвидируемой шахты с учетом его глубины, наличия подъемной установки, армировки. Возможны два варианта.

Первый - монтаж с помощью существующих подъемных установок сохраняемого ствола. Насосы устанавливаются на специальном рабочем * полке, сооружаемом на 3-5 метра выше рабочего уровня подтопления ствола. Проветривание незатопленной части осуществляется ВМП. Кон­троль атмосферы ведется с помощью специальной аппаратуры автомати­ческого контроля CH4 и СО2 с выводом информации оператору комплекса. Работает подъем и оборудуется лестничное отделение.

Второй - монтаж и оборудование погружных насосных агрегатов предусматривается непосредственно с поверхности без доступа людей в шахту. Насосный агрегат подвешивается к колонне водоподъемных труб. Для спуска и подъема погружных насосов используется передвижная про­ходческая лебедка. Проветривание осуществляется ВМП. При этом вари­анте отпадает необходимость постоянной эксплуатации шахтной подъем­ной установки, сооружения в стволе рабочего и предохранительного пол­ков, установки датчиков контроля метана и СО2. Это дешевле, но менее управляемо.

Опыт проектирования подобных водоотливных комплексов на шах­тах Прокопьевско-Киселевского района Кузбасса подтверждает их эффек­тивность.

Комбинированный способ ликвидации обусловлен тем, что поднятие Уровня воды до определенной отметки может привести к прорыву воды в выработки соседних шахт.

Организация водоотлива при неполном затоплении шахт, когда ди­намический уровень воды в них находится ниже местного базиса эрозии на глубине 70-100 метров, помимо всего уменьшает солевынос и предупреж­дает заболачивание, подтопление, дренирование рек, интенсивную фильт­рацию атмосферных осадков в выработки.

Все вышеизложенное позволяет заключить, что в исключительно сложных и «пестрых» геологических, гидрогеологических, геодинамиче­ских и гидродинамических условиях Донбасса выбор оптимального спосо­ба закрытия шахт должен решаться индивидуально и комплексно.

Детальная и достоверная оценка гидрогеологических условий оказывает решающее влияние на принятие решения установки в выработках ликвидируемой шахты преград или передачи подземных вод на соседние шахты.

2.2. Режим работы шахт до их ликвидации

После принятия решения о прекращении эксплуатационной деятельности шахты и ее ликвидации приводится обоснование режима работы шахты до ликвидации (физическая ликвидация, «режим ожидания», водоотливный режим, консервация шахты).

Это зависит от конкретных условий, необходимости предваритель­ного проведения каких то видов работ.

.' В классическом виде чаще всего принимаются две модели ликвидации: первая — физическая ликвидация, когда сразу же производится изоля­ция подземных горных выработок, не включенных в вентиляционную сеть шахты, путем возведения перемычек из бетона в выработках капитального характера, прежде всего в выработках, примыкающих к околоствольному двору, а также чураковых перемычек в прочих выработках. Проводятся соот­ветствующие работы по ликвидации горных выработок и объектов поверхно­сти, о чем более подробно сказано в разделах 4 и 5. Эта модель реализуется в два этапа: подготовительный и этап собственно физической ликвидации;

вторая модель на первой стадии имеет «режим ожидания» - период времени, необходимый для выполнения работ на соседних шахтах. Период содержания шахт в «режиме ожидания» рассматривается в случае необхо­димости проведения мероприятий, связанных с безопасностью работ смежных шахт, а также зданий и сооружений на поверхности, находящих­ся в зоне влияния горных работ ликвидируемой шахты.

Однако возможна и иная причина - выполнение работ по выдаче оборудования, извлечению коммуникаций, крепи на ликвидируемой шах­те. Эти работы выполняются по проектам производства работ, разработан­ным службами шахт и утвержденным главным инженером шахты при дос­таточном технико-экономическом обосновании.

В период ожидания горные выработки сохраняются. С момента ос­тановки очистных и подготовительных работ вентиляция шахты осущест­вляется по существующей схеме проветривания с подачей необходимого количества воздуха, регламентируемого ПБ и предусмотренного «Планом ликвидации аварий».

В случае сохранения на шахте водоотливных установок на период ожидания подъем по стволам и транспорт продолжают функционировать в объемах, необходимых для обслуживания водоотлива и других объектов, на которых могут выполняться работы (спуск-подъем людей, спуск и вы­дача оборудования, доставка к рабочим местам).

При принятии решения о выделении периода ожидания разрабаты­ваются также мероприятия по предотвращению прорывов воды в горные выработки смежных шахт, изучаются возможные водопритоки, места их сброса. С учетом этого разрабатываются соответствующие технические решения по водоотливному хозяйству шахты, как в процессе ее ликвида­ции, так в последующие периоды, а именно:

— главные и участковые водоотливы используются согласно существующему положению;

— предусматривается перепуск воды между водоотливами;

— проектируется перепуск воды в смежные шахты, водоотливы ко­торых могут принять воду ликвидируемой шахты. В необходимых случаях предусматривается реконструкция водоотлива на шахте, принимающей воду из бассейна ликвидируемой шахты;

— предусматривается расширение существующего водоотлива для приема воды в процессе ликвидации.

При сохранении водоотлива ликвидируемой шахты или перепуске воды в выработки смежных шахт в зависимости от конкретных ситуаций определяется необходимость реконструкции, замены оборудования, чистки водосборников и т.д. Обосновывается потребность поддержания в работе средств осушения шахтного поля.

В период ожидания сохраняются: внешнее электроснабжение, связь, теплоснабжение, противопожарное водоснабжение, здания и сооружения технологического комплекса поверхности.

Затраты на содержание шахты в период ожидания включаются в сводный расчет стоимости ликвидации шахты.

В этот период возможна хозяйственно-экономическая деятельность шахты, главным образом в двух направлениях:

первое - добыча угля при соответствующем технико-экономическом обосновании ее целесообразности;

второе - извлечение подземного оборудования, металлокрепи, рель­сов, труб и других материалов из горных выработок также при соответст­вующем технико-экономическом обосновании, выполненном в соответст­вии с «Методикой определения технико-экономической целесообразности извлечения материалов и оборудования из ликвидируемых (консервируемых) угольных шахт».

Извлекаемые материалы и оборудование а зависимости от их со­стояния могут быть использованы на действующих предприятиях или peaлизованы в виде лома черных и цветных металлов. Безусловно, извлечение материальных ценностей связано со значительными затратами. Все это предопределяет необходимость выбора критерия экономической целесообразности проведения таких мероприятий.

Критерием для определения обоснованности извлечения оборудова­ния и материалов является коэффициент экономической целесообразности кц, который определяется по формуле:

где кц — коэффициент экономической целесообразности извлечения материалов и оборудования из шахты, ед;

Зп — сумма прямых затрат на извлечение оборудования и материалов

с учетом накладных расходов, тыс. грн;

Зобщ - общешахтные расходы в период извлечения оборудования и материалов с учетом накладных расходов, тыс. грн;

ко — коэффициент, учитывающий увеличение стоимости за счет других позиций сводной сметы, ед.

к„ вводится в тех случаях, когда затраты на извлечение оборудования и материалов, а также общешахтные расходы финансируются за счет капитальных вложений.

С, — ожидаемые возвратные суммы при реализации извлекаемых материалов и оборудования, тыс. грн.

Извлечение оборудования и материалов является экономически обусловленным в том случае, когда значение коэффициента экономической целесообразности, рассчитанного по формуле (2.1), меньше единицы.

Выполнение расчетов технико-экономической целесообразности осуществляется на основе исходных данных, представленных заказчиком, о количестве и состоянии горных выработок, состоянии крепи, рельсов, труб и других материалов в них, а также о наличии в них оборудования и его состоянии. В перечень включаются материалы, оборудование и кабельная продукция, которые технически возможно извлечь без выполнения дополнительных горных работ. В отдельных случаях предусматриваются небольшие горные работы по ремонту выработок и рельсовых путей. За­траты на проведение таких работ включаются в сумму прямых затрат на извлечение материалов и оборудования, а время на выполнение этих работ учитывается при определении общешахтных расходов в ходе расчета экономической целесообразности извлечения оборудования и материалов.

Извлечению подлежит только то оборудование и те материалы, ко­торые могут быть реализованы в данном регионе с целью повторного использования или в качестве металлолома.

Общешахтные расходы учитывают затраты, необходимые для поддер­жания деятельности шахты во время проведения работ по извлечению обору­дования и материалов. Затраты на их содержание определяются на основании расстановки стационарных машин и механизмов и графика их работы.

В общем виде ожидаемые возвратные суммы от реализации извле­ченных материалов и оборудования определяется по формуле

где: Ni - количество i-ro вида оборудования или материала, натур, ед.;

n - количество видов оборудования и материалов;

Цi - цена реализации i-ro вида оборудования или материала, тыс. грн.

Возвратные суммы за оборудование и материалы для повторного ис­пользования принимаются по рыночным ценам с учетом физического из­носа и морального старения или договорным ценам, а за металлолом - по. соответствующим прейскурантам заготовителей.

В тех же случаях, когда величина кц превышает единицу, выделение специального времени на извлечение оборудования и материалов не пре­дусматривается, а их излечение производится только во время проведения подготовительных работ на ликвидируемой или соседних шахтах. При этом прямые затраты на демонтаж оборудования и извлечение материалов не должны превышать сумм, полученных от их возможной реализации.

И все же при всем при этом специалисты-практики считают, что во­просом демонтажа оборудования и извлечения материалов в настоящее время уделяется недостаточное влияние.

Ныне, как правило, демонтируется лишь то оборудование, амортизаци­онный износ которого не превышает 50%, остальное остается в шахте, а ста­ционарное оборудование поверхностного комплекса сдается в металлолом.

Опыт прошлых лет (1970-1980-е годы) свидетельствует, что демон­тировать следует все оборудование и извлекать не менее 50% металлокре-пи7 рельсов, труб, особенно там, где сроки ликвидации растянуты по при­чине строительства или расширения водоотливных комплексов на сосед­них шахтах во избежание их затопления.

На практике же с целью снижения стоимости ликвидации шахты в ряде случаев принимается решение вообще исключить демонтаж и выдачу на поверхность подземного оборудования, кабелей и др.

В России выдается на-гора только то оборудование, которое востре­бовано собственником либо имеется потребность в нем на близлежащих Действующих предприятиях отрасли. Выдаются проходческие и очистные комбайны, электроподстанции, электродвигатели, пусковая аппаратура, приводы забойных и транспортных конвейеров.

После завершения «режима ожидания» производятся работы по физической ликвидации шахты, которые включают в себя:



  • ликвидацию стволов и скважин, других горных выработок;

  • разборку зданий и сооружений на поверхности;

  • демонтаж оборудования на поверхности;

  • монтаж, демонтаж и наладку общешахтных машин и механизму период ликвидации;

  • благоустройство.

Решение по объектам ликвидируемой шахты принимается на основании характеристики горных выработок, зданий и сооружений, стационарно оборудования, поверхностных технологических комплексов, электрооборудования поверхностных коммуникаций, узлов связи с использована материалов инвентаризации основных фондов и др., представляемых заказчиков в качестве исходных данных.

2.3. Условия обеспечения гидробезопастности соседних действующих шахт

В связи с закрытием шахт одной из актуальных и сложных проблем является обеспечение гидробезопастности горных работ на соседних действующих предприятиях.

Несмотря на принимаемые меры (реконструкция и расширения строительства новых водоотливов, перевод шахт на водоотливный режим и др.) внезапные прорывы шахтных вод происходят. Так, например, после прекращения работы водоотлива на шахте «Панфиловская» п.о «Донецк уголь» возникла аварийная ситуация на шахте «Октябрьский рудник» из-за прорыва воды (260 мЗ/ч) и затопления зумпфа скипового ствола.

Дело в том, что многолетняя разработка недр Донбасса привела возникновению многочисленных аэрогидравлических связей между шахтными полями, образованию прямых связей (сбоек) с выработками сосед них шахт. Последние проводились с целью дренирования затопленного выработанного пространства старых шахт, для создания безопасных условий ведения горных работ на нижележащих горизонтах, а также для улучшения проветривания отдельных участков путем проведения вентиляционных выработок на соседние шахты.

Эти водоспускные и вентиляционные выработки служат надежными гидрососудами и спустя десятилетия. Кроме того, прямые гидросвязи обеспечивают незатампонированные или плохо затампонированные скважины различного назначения, а также вертикальные стволы, шурфы имеющие водопроницаемую крепь или большое количество спряжений с горизонтальными и наклонными выработками. В некоторых случаях роль гидросвязей выполняют тектонические нарушения и породы с высокой степенью проницаемости (чаще всего в зонах выветренных трещиноватых пород).

Отмеченные гидросвязи оказывают существенное влияние на при­нятие решений о ликвидации водоотливов закрываемых шахт, на обеспе­чение гидрогеологической безопасности эксплуатации действующих предприятий.

Прогнозные исследования, предпроектяые и проектные проработки, имеющийся опыт позволили специалистам «Донгипрошахта» прийти к следующему заключению: наилучшим образом обеспечивается гидробезо-пастность действующих шахт, предотвращается подтопление земной по­верхности при работе шахты в водоотливном режиме с сохранением суще­ствующего водоотлива и с ликвидацией участковых водоотливов при рас­положении прямых гидросвязей с соседними шахтами выше уровня цен­трального водоотлива, когда по экономическим и техническим условиям перепуск воды в выработки соседних шахт расценен как нецелесообраз­ный. При этом не меняется сложившийся гидрогеологический режим на поле шахты, не требуются дополнительные капитальные вложения в ре­конструкцию водоотлива, но зато эксплуатационные расходы для обеспе­чения долговременной (пока эксплуатируются соседние шахты) работы водоотлива будут значительными.

Перенос центрального водоотлива на более высокий горизонт при­меним в тех же условиях, имеет практически те же положительные сторо­ны, но требует дополнительных капиталовложений на его сооружение.

При расположении прямых гидросвязен с соседними шахтами выше уровня центрального водоотлива и нецелесообразности перепуска воды в соседние шахты эффективным может быть водоотлив с помощью погруж­ных насосов, установленных в одном из стволов, как это описано в 2.1, или в специально в пробуренных скважинах. В этом случае уменьшаются экс­плуатационные расходы на водоотлив, но необходимы дополнительные капиталовложения на его сооружение.

Перепуск шахтных вод в соседнюю шахту через существующие или специально пройденные водоспускные выработки с реконструкцией водо­отлива на действующей шахте целелесообраззго осуществлять при распо­ложении прямых гидросвязей с соседними шахтами ниже уровня цен­трального водоотлива и нецелесообразности по экономическим причинам содержать водоотлив. В этом случае не меняется сложившийся гидрогео­логический режим на поле шахты, отсутствуют эксплуатационные расходы на работу водоотлива, но необходимы дополнительные капиталовложения на реконструкцию водоотлива действующей пахты.

Сооружение изолирующих перемычек в горных выработках, пере­резывающих межшахтные целики, с затоплением выработок эффективно при технической возможности обеспечения надежной изоляции затоп­ляемого выработанного пространства от соседней шахты и исключения подтопления земной поверхности. Положительные стороны аналогичны предыдущему решению, но, во-первых, нужны дополнительные капиталовложения на сооружение изолирующих перемычек, во-вторых, сложно обеспечить водонепроницаемость сооружений, а в-третьих, возможно из­менение гидрогеологического режима при поднятии уровня затопления до малой глубины от поверхности.

Изначально в Украине в проектах ликвидации шахт там, где это свя­зано с обеспечением гидробезопасности действующих шахт, как правило предусматривалось строительство или расширение водоотливных ком­плексов. Это приводило к значительным затратам бюджетных средств не только на строительство, но и на содержание ликвидируемых шахт.

В России, как правило, гидробезопасность обеспечивается путем от­качивания воды из закрытых шахт погружными насосами, либо сохране­ния на этих шахтах главных водоотливных комплексов.

В мае 2001 года в Украине принята новая концепция обеспечения гидробезопасности действующих шахт путем откачивания воды из ликви­дируемых шахт погружными насосами. Коннцепция одобрена Советом Минтопэнерго Украины. О целесообразности применения погружных на­сосов свидетельствует то, что затраты на строительство водоотливного комплекса с погружными насосами при наличии вертикального ствола или скважины в 2-5 раз ниже затрат на расширение водоотливных установок соседних шахт, а расходы на содержание такого комплекса в 2 раза ниже содержания подземной водоотливной установки.

Но практическая реализация принятой концепции связана пока с не­которыми трудностями. Нужны погружные насосы для откачки воды в ко­личестве более 1000 м3 с глубины 300-500 м. Украинские насосы Бердянского завода «Южгипромаш» имеют максимальные параметры по напору 210м, по производительности — 300 м3/час. Кроме того они не предназна­чены для откачки богатых солями, кислотами и механическими примеся­ми шахтных вод. Срок службы отечественных агрегатов в такой среде 2-5 месяцев. Предъявляемым требованиям удовлетворяют насосы немецкой фирмы КСБ - напор 400 м при производительности 1500 м3/час.

Но при этом надо иметь в виду, что погружные электронасосные аг­регаты, предназначенные для использования на ликвидируемых угольных шахтах, как и любое горно-шахтное оборудование, должны иметь руднич­ное взрывобезопасное исполнение и допущены Госнадзорохрантруда к ра­боте в угольных шахтах.

Для предотвращения скопления метана в стволе должна предусмат­риваться его надежная вентиляция. Для предупреждения проникновения СН4 в ствол все незатампонированные выработки, имеющие выход в ствол, должны быть изолированы перемычками. Работа насосной станции должна быть автоматизирована.

При ликвидации шахт возникает и решается ряд геомеханических про­блем, связанных с гидробезопасностью соседних действующих предприятий, важнейшей из которых является оценка состояния барьерных целиков, пре­дотвращающих опасные прорывы воды в действующие выработки.

У затопленных вертикальных стволов, шурфов и необсаженных технических скважин ширина опасных зон (барьерных целиков) рассчитыва­ется по формуле:



где dc - ширина опасной зоны в плане, м;

Н - вертикальное расстояние от земной поверхности до горизонта, котором строится опасная зона, м;

1 — то же, что в формуле (2.3). .

Если вычисленная по формуле (2.5) величина dc меньше 20 метров, то ее следует принимать равной 20 метрам по всем направлением в плане. Опасные зоны по возможному проникновению поверхностных вод через погашенные вертикальные стволы, шурфы и технические скважи­ны в действующие выработки строятся на земной поверхности в форме окружности, проведенной из центра погашенной выработки. Радиус ок­ружности принимается равным 20 + r, где г - радиус погашенной выра­ботки, м.

Над погашенными наклонными стволами границы опасной зоны оп­ределяются как проекция ствола на земную поверхность до глубины 10hв с бермой шириной 20 м, где hB — высота выработке вчерне, м.

Затопление поверхностными водами опасных зон у погашенных вер­тикальных и наклонных выработок не допускается.

На сближенных пластах рассматриваются и оцениваются не только барьерные целики, но и предохранительные целики над и под затопленны­ми выработками.

Границы барьерных и предохранительных целиков должны быть на­несены на планы горных выработок.

Если целик недостаточен или нарушен, то принимается решение о перепуске воды в выработанное пространство соседних шахт и увеличении в них мощности водоотливов. При оценке состояния барьерных целиков в свите пластов необходимо проведения специальных исследований.

В случае затопления выработанного пространства перед физической ликвидацией шахты выполняется проект затопления горных выработок, в котором приводится характеристика гидрологических связей между угольными пластами, соседними шахтами, прогнозируемый уровень зато­пления по отдельным пластам, ожидаемые притоки воды, время затопле­ния, контроль за уровнем затопления, пути и величины перетока шахтных вод в соседние шахты, химсостав и радиоактивность воды, границы опас­ных зон (барьерных и предохранительных целиков, а при необходимости и место бурения контрольных скважин).

Проект затопления горных выработок, выполненный проектной ор­ганизацией, согласовывается с МакНИИ, теруправлением Госнадзорохрантруда и государственной экологической инспекцией.



следующая страница >>
Смотрите также:
1 Общие представления о реструктуризации угольной промышленности Каждая шахта проектируется на определенный, конкретный срок ее службы
2634.9kb.
8 стр.
Независимым профсоюзом работников угольной промышленности, министерством топлива и энергетики
688.14kb.
4 стр.
12. экологические проблемы восточного донбасса
194.9kb.
1 стр.
Трудовые ресурсы, их численность, характеристика развития угольной промышленности, Центральный экономический район, его отрасли специализации промышленности
231.88kb.
1 стр.
Урок. Соли угольной кислоты
95.16kb.
1 стр.
Проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с привлечением вузов и научных организаций спб
642.93kb.
3 стр.
Влияние глобализации на региональные особенности мебельной промышленности США
45.94kb.
1 стр.
V. Для опасных производственных объектов угольной и горнорудной промышленности с признаком опасности 5
114.14kb.
1 стр.
Санитарно-эпидемиологического
1385.74kb.
16 стр.
Босова Елена Владимировна
157.98kb.
1 стр.
Инструкция по безопасному ведению горных работ у затопленных выработок
740.61kb.
6 стр.
Консалтинговые услуги в процессе реструктуризации предприятий
157.51kb.
1 стр.