Главная
страница 1


Повторительно-обобщающий урок по теме "Древний Восток". 5-й класс Кокорева Мария Николаевна, учитель истории
Напрасно обучение без мысли, опасна мысль без обучения”.
“Народ можно принудить к послушанию, но его нельзя принудить к знанию”.
Конфуций

Цели урока:

  • cистематизация знаний по теме “Древний Восток”;

  • формирование умений повторять значительный теоретический материал, применять знания в новой ситуации, выделять главное, обобщать, устанавливать логическую связь, оценивать свои возможности, развитие психических процессов;

  • на примере истории и культуры стран Древнего Востока воспитывать в детях чувство прекрасного, уважения к вкладу каждого народа в мировую историю, прививать им нормы морали.

Оргмомент.

Класс делиться на две команды, каждая из которой дает себе название и выбирает командира, а так же из общего числа выбирается 3 человека, которые выполняют обязанности жюри, они помогают учителю в подсчетах баллов.



Вступительное слово учителя.

Сегодня нам предстоит повторить весь материал по теме “Древний Восток”. В течение всего урока нас будут сопровождать поучительные изречения и советы китайского мудреца Конфуция (свитки находятся на некоторых партах). И начнем мы –тоже с его афоризмов. Прочитайте эпиграф урока,ответьте, что важное вам напоминает Конфуций(самостоятельная мотивировка на урок ).

Усвоив содержание темы “Древний Восток”, вы многое уже будете знать, и понимать при изучении последующих тем. В ходе урока вы будете отмечать количество правильных ответов своего соседа по парте в регистрационных карточках, лежащих у вас на столе.

Что же мы сегодня повторяем? (На экране изображение Древнего мира)



  • Географическое положение стран Древнего Востока

  • Культурные достижения стран Древнего Востока

  • Религия стран Древнего Востока

  • Особенности хозяйственной деятельности стран Древнего Востока

  • Исторические деятели стран Древнего Востока

  • Крылатые выражения, мудрость стран Древнего Востока

Лишь та ошибка, что не исправляется”.
Конфуций

  1. Разминка для концентрации внимания

Ищем грамматические ошибки в терминологии по изучаемой теме.

Примени знания и проверь свое внимание!

  • Оазес

  • Папирас

  • Глинопись

  • Сатрапеи

  • Иероглефы

  • Мумея

  • Диржава

  • Заповиди

  • Зикурата

  • Калонии

  • Саркафаг

  • Талеон

  • Делта

  • Свинкс

  • Хамурапи

  • Фораон

Дополнительные задания

для тренировки переключения внимания, применения знаний в новой ситуации, их систематизации:



  1. Кто не помнит значение какого-нибудь термина? (Разбор определения, если таковые имеются)

  2. Терминов, из какой страны нет в перечне?

  3. Какие термины были вам даны дополнительно, выходя за рамки учебника?

  4. Терминов, какой страны больше всего?

  5. Логическая задача: финикийские ученики, в отличие от египтян, уже после короткого обучения могли что-нибудь написать. Но все же их записи, попавшие в чужие руки не были полностью понятны. Почему?

  6. Что еще кроме внимания мы тренируем, выполняя данное задание?

Вести сражаться необученных людей -значит их бросать”.
Конфуций

  1. Заполните таблицу.

У вас на столе есть задание в виде таблицы,которую в течение 2-х минут необходимо проверить и отметить “ + ” или “ - ” соответственно верные и неверные географические ориентиры месторасположения стран Древнего Востока.Работаем в парах. Один человек у доски. Проверка ведется варианта на доске и индивидуально у себя.Правильные ориентиры подбираются к каждой стране фронтально.

Позови на помощь истории географию!

Страна

Реки

Моря, океаны,

Полуострова, равнины, горы

Часть света, материк

Индия




Средиземное море

Великая Китайская равнина

Южная Азия

Китай

Тигр, Евфрат.




Полуостров Индостан

Южная Азия

Египет

Нил

Желтое море







Ассирия

Верхнее течение р. Тигр







Западная Азия

Финикия




Персидский залив




Западная Азия

Двуречье

Инд, Ганг




Горы Гималаи




Персия




Индийский океан







Палестина

Иордан

Восточное побережье Средиземного моря




Северо-восток Африки

Дополнительные задания

для тренировки переключения внимания, применения знаний в новой ситуации, их систематизации.



  1. Укажите земледельческие страны.

  2. Назовите страны, где было развито скотоводство.

  3. Назовите страны, отличающиеся каким-нибудь особым видом хозяйственной деятельности.

  4. Какие из перечисленных государств стали державами?

  5. Назовите последовательность нашего изучения перечисленных государств.

  6. Логическая задача: для строительства в Сузах все покоренные персами станы должны были направить ремесленников и поставлять строительные материалы. Предположите, что вывозили из Египта, Финикии, Вавилонии, Аравийского полуострова? Откуда те, кто делал глиняные кирпичи, золотые украшения.

  1. Игра.

Итак, каждая страна у нас с чем-нибудь ассоциируется. Играем в ассоциации.

На столе у учителя 12 предметов (можно добавить лишние), имеющих отношение к истории какой-нибудь древневосточной страны. Ученики первых парт должны подойти, взять любой предмет, назвать страну (повторения быть не должно, если будет, то страна – у того, кто первым ее назвал). Далее идет ученик со второй парты. Он должен найти предмет,имеющий отношение к этой же стране и так далее.Побеждает ряд, который первым и верно выбрал все предметы.



Предметы:

  1. Стеклянный бокал (Финикия)

  2. Спички (Китай)

  3. Пачка чая (Индия)

  4. Компас (Китай)

  5. Шелк (Китай)

  6. Бумага (Китай)

  7. Шахматы (Индия)

  8. Алфавит (Финикия)

  9. Красная ткань (Финикия)

  10. Пирамида (Египет)

  11. Папирус (Египет)

  12. Корабль (Финикия)

  13. Сахар (Индия)

  14. Вата, хлопок (Индия).

Не печалься, что люди тебя не знают, а печалься, что ты не знаешь людей”.
Конфуций

4. Игра «Историческая разминка».

  • Вопросы для первой команды:

  • 1. Река, протекающая в Египте. (Нил)

  • 2. Царь, совершивший около 1500 г. до н.э.завоевательные походы в Азию. (Тутмос III)

  • 3. Умирающий и воскресающий бог. (Осирис)

  • 4. Фантастическое существо с туловищем льва и головой человека. (Сфинкс)

  • 5. Материал для письма в Древнем Египте. (Папирус)

  • Вопросы для второй команды:

  • 1. Столица объединённого Египта. (Мемфис)

  • 2. Французский учёный, первым прочитавший древнеегипетскую надпись. (Шампольон)

  • 3. “Царь богов”, главный бог. (Ра)

  • 4. Древнеегипетский царь (общее название). (Фараон)

  • 5. Приспособление для подачи воды на высокие поля. (Шадуф)

  • Вопросы для третьей команды:

  • 1. Столица Египта во втором тысячелетии до н.э. (Фивы)?

  • 2. Фараон, в честь которого построена самая высокая пирамида. (Хеопс)

  • 3. Богиня, жена Осириса. (Исида)

  • 4. Тело умершего, обработанное особым образом. (Мумия)

  • 5. Значки, используемые египтянами при написании слов. (Иероглифы)

  • За каждый правильный ответ команда получает один балл.

5.Игра «Интервью сквозь Тысячалетие»

Задания в данном конкурсе построены в форме ответов учащихся от первого лица. Это - своеобразная ролевая игра (по одному человеку от команды).



Роли:

1. Вельможа.2. Крестьянин.3. Раб.

Представим, что изобретена машина времени. Мы –журналисты, работающие в редакции исторического журнала. У нас есть возможность отправиться в Египет и взять интервью у Вельможи, Крестьянина,Раба.

Вопросы для Вельможи:

1. Вы – знатный богатый человек. Как вы получили такое богатство?

2. Какую службу надо сослужить для фараона,чтобы стать таким же богатым, как вы?

3. Какую добычу захватывают знатные египтяне во время военных походов?

4. Вы часто бываете во дворце фараона. Как вы и другие вельможи ведёте себя при появлении фараона?

5. Почему вельможи трепещут перед фараоном?

6. Вы – богатый человек. У вас большая усадьба,много слуг? Для чего нужны вам стражники и надсмотрщики?

Вопросы для Крестьянина:

1. Какие сельскохозяйственные работы выполняют крестьяне в Египте?

2. Какие орудия труда используются?

3. Говорят, что Египет – “дар Нила”, но, чтобы выжить, египтянам приходилось бороться с неблагоприятными условиями. Как они боролись с ними?

4. Какие повинности несли крестьяне в пользу государства?

5. Как происходил сбор налогов в Египте?



Вопросы для Раба:

1. Как вы стали рабом?

2. Каким ещё образом люди становятся рабами?

3. Почему рабов-пленников называют “живыми убитыми”?

4. Как ваш хозяин относится к рабам?

5. Каким образом рабы высказывают своё недовольств?



Примечание.

В сильном классе задавать вопросы игрокам может не учитель, а учащиеся из соперничающих команд. При этом оцениваются и ответы, и вопросы.



6.Конкурс «Вам письмо»

Первое письмо – «Просьба о помощи».

«Дорогие ребята, я очень известный путешественник, но попал в трудную ситуацию, и поэтому своё имя называть не буду. Дело вот в чем. Однажды я захотел посетить очень красивую страну Индию, которая находится между реками Тигр и Евфрат. Там я хотел посетить столицу Индии город Вавилон, увидеть пирамиду Хеопса и границу Тутанхамона. Когда я рассказал об этой мечте своему другу историку, тот рассмеялся и сказал, что моя мечта никогда не сбудется».

- Ребята! Подскажите, в чем тут дело?

Ответ: Хеопс. Тутанхамон – Египет, Тигр, Евфрат, Вавилон – Двуречье.

Второе письмо – «Ответ ученика на уроке истории».

«Египет – большое красивое государство, расположенное между двумя реками – Янцзы и Хуанхэ. Столица Египта – город Ниневия, где жил великий египетский мудрец Конфуций, который в своих книгах рассказывал об обычаях своей страны. Например, он говорил о том, что в Египте побежденных царей других стран впрягали в колесницу фараонов вместо животных. В губы и ноздри им вставляли кольцо и водили на веревке, полуголых и грязных держали в клетке у городских ворот».

-как вы думаете, какую оценку заслужил ученик?

Ответ: Янцзы, Хуанхэ, Конфуций – Китай; Ниневия, обычай – Ассирии.


  1. Заключительный этап.

Заключительное слово учителя:

Мы изучили историю Древнего Египта, Двуречья, Финикии, Китая, Индии,Персии, Палестины и Ассирии – это первые государств в мире. На примере этих стран мы рассмотрели возникновение рабовладельческого строя, познакомились с культурой Древнего Мира. На этом наше путешествие по Древнему Миру не заканчивается. Теперь мы с вами будим смотреть как же эти страны будут развиваться дальше.



Подвидение итогов соревнования, подсчет баллов и выставление оценок. Учитель отмечает работу отдельных учеников.


Смотрите также:
Урок по теме "Древний Восток". 5-й класс Кокорева Мария Николаевна, учитель истории "
86.19kb.
1 стр.
Повторительно-обобщающий урок «Древний Восток. Индия и Китай»
66.16kb.
1 стр.
Разработка урока истории в 5 классе по теме: «Военные походы фараонов». (История Древнего мира, раздел Древний восток, общая тема Древний Египет). Ряписова Юлия Владимировна учитель истории Муниципальное учреждение
88.25kb.
1 стр.
Урок по истории в 5 классе по теме: «Древний Восток»
65.01kb.
1 стр.
Урок по теме "Древний Египет" в 5 классе.
88.73kb.
1 стр.
Урок английского языка во 2-м классе по теме "Animals" Соколова Мария Васильевна, учитель английского языка
32.15kb.
1 стр.
Урок к теме «Неустойчивое равновесие»
44.11kb.
1 стр.
Урок-игра «Древний Рим»
23.03kb.
1 стр.
Вопросы к курсу «история древнего востока» для I курса Исторического факультета мгу (д/о) Понятие «древний Восток»
58.33kb.
1 стр.
Программа Power Point на уроках истории
269.8kb.
1 стр.
Урок по теме: «Уравнения» 8 класс Учитель: Кудакина С. К. Цель урока: Образовательная
94.81kb.
1 стр.
Урок по истории. 5 класс. Учитель истории Иванов Василий Михайлович Тема урока : Рабство в Древнем Риме
77.48kb.
1 стр.