Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 «Неисчерпаемая жизнь природы» (Пейзажная лирика А.С. Пушкина) Оформление: репродукции с картины И.Е. Репина и И.К. Айвазовского «Прощай, свободная стихия!» (А.С. Пушкин у Черного моря), альбом фотографий М.А. Величко «Пушкинские места», рисунки В.В. Максимова «Пушкин у трех сосен», Д. Шмаринова «Осень», «Деревня», репродукция с картины В.А. Серова «Пушкин в парке». Цели урока: расширить представление учащихся о творчестве Пушкина путем знакомства с пейзажной лирикой; уяснить разницу между пейзажем романтическим и реалистическим, акцентировать внимание учащихся на постепенном переходе поэта к реалистическим зарисовкам пейзажей северной и средней полосы России, на постижении пафоса стихотворения «К морю»; выяснить, в чем притягательная сила стихотворения «Осень» и как изображен Пушкиным процесс творчества; через стихи о природе способствовать развитию эстетических и патриотических чувств. Предварительное домашнее задание:
1-я группа. «Осень». 2-я группа. «Погасло дневное светило». 3-я группа. «К морю».
С огромной поэтической силой и любовью рисует А.С. Пушкин в стихах и поэмах картины родной природы. Мысли и настроения, волновавшие поэта в период южной ссылки (Кавказ, Крым, Кишинев, Одесса), а также во время пребывания в селе Михайловском (1824-1826 гг.) и в Болдине (1830 г.), переданы в замечательных художественных образах, которые развивают умение слышать и чувствовать природу нашей родины. Во время ссылки на юг Пушкин впервые увидел суровый и величественный Кавказ со снеговыми вершинами, бурные горные речки, бесконечные морские просторы, залитое ослепительным солнцем побережье Крыма. Поэт был потрясен всем увиденным. Поэтому не писать о чудесной южной природе Пушкин не мог. В своих стихотворениях и поэмах «Кавказский пленник» (1821), «Бахчисарайский фонтан» (1823), «Цыганы» (1824) поэт запечатлел экзотические картины южной природы. II. Чтение стихотворений «Обвал», «Кавказ». Беседа после прочтения. Вопросы:
- Расскажите предысторию стихотворений. (Пушкин был свидетелем снегового обвала на Кавказе: «Дорога шла через обвал… Огромная глыба, свалясь, засыпала ущелье на целую версту и запрудила Терек. Часовые, стоявшие ниже, слышали ужасный грохот и увидели, что река быстро мелела и в четверть часа совсем утихла и истощалась. Терек прорылся через обвал не прежде, как через два часа. То-то он был ужасен!» Так родилось стихотворение «Обвал». Поэт, стоящий на вершине горы, рассказывает, что он видит, постепенно опуская свой взгляд… Кавказ подо мною. Один в вышине Стою над снегами у края стремнины...) - Чем интересны созданные поэтом картины природы? - Годы южной ссылки – поездка на Кавказ и в Крым, пребывание в Кишиневе и Одессе – сыграли важную роль в идейно-творческом развитии Пушкина. Южный период – период расцвета пушкинского романтизма. Можно ли отнести стихи «Кавказ» и «Обвал» к романтическим?
В о п р о с ы : - В чем своеобразие пушкинского пейзажа? (Восхищает реализм картин Кавказа) - Какие словесные средства художественной изобразительности помогают «увидеть» пейзаж? («Грандиозный образ Кавказа, по выражению В.Г. Белинского, первый раз был воспроизведен русской поэзией. С тех пор, с легкой руки Пушкина, Кавказ сделался для русских заветною страною не только широкой, раздольной воли, но и неисчерпаемой поэзии». Южные поэмы восхищают своей поэтической прелестью, неслызанным очарованием – «музыкой стиха». Д.Д. Благой отмечает «предельую сжатостью и емкостью поэтического языка, тот прославленный пушкинский лаконизм…». Южным поэтам придает оригинальность стихотворный четыхстопный ямб, который применен со всеми возможностями «динамизма». Он энергичен и благозвучен. При описании природы «властвуют» эпитеты мажорной окраской, необычные сравнения и метафоры.)
Необычайно яркие впечатления поэта!
В о п р о с ы : - Почему это стихотворение называют элегией? (Элегия – жанровая форма лирики – представляет собой философские размышления, грустные раздумья о жизни, судьбе человека.) - В чем смысл символических образов моря и паруса? Чем они созвучны душе лирического героя? (В центре элегии – личность самого автора, вступающего в новую пору жизни. «Биография души» Пушкина созвучна с «биографией века», а потому в элегии современники ценили, по словам Зинаиды Рез, «обобщенный и значительный романический характер лирического героя, для которого свойственны разочарованность, недовольство и смутное стремление к лучшему». Таким образом, главный мотив элегии – возрождение свободы и нравственного очищения души.) - Какими основными изобразительными средствами иносказания пользуется автор? Отметьте речевые особенности элегии. Приведите примеры сравнений, метафор, устойчивых элегических форм. - Зная биографию великого поэта, прослушав замечательные стихи, созданные на юге, скажите: наказанием или благом был период южной ссылки для Пушкина? (Лучше всего ответил сам Пушкин в письме к брату: «Суди, был ли я счастлив: свободная беспечная жизнь в кругу милого семейства; жизнь, которую я так люблю и которой никогда не наслаждался – счастливое, полуденное небо; прелестный край; природа, удовлетворяющая воображение, - горы, сады, море; друг мой, любимая моя надежда – увидеть опять полуденный берег и семейство Раевских». А.С. Пушкин на всю жизнь сохранил любовь к величественному Кавказу, Крыму, пышной южной природе.
Учитель предлагает учащимся рассмотреть репродукцию. V. Элегия «К морю» (1824). Первоначальная редакция стихотворения – элегии – создана Пушкиным в Одессе, окончательная – в Михайловском. «К морю» - своеобразный итог целому периоду в жизни Пушкина (годы южной ссылки); это прощание поэта с морем и романтической поэзией.
Вы слышали о великих деятелях той эпохи – Байроне и Наполеоне. Автор назвал их «властителями дум» молодого поколения. Байрон сражался за свободу греческого народа. Умер на чужбине, в Миссолунгах, в 1824 году. Декабрист А.А. Бестужев писал: «Смерть сорвала с неба эту золотую звезду, и какое-то отчаянное эхо падения отозвалось в сердцах у всех людей благомыслящих… Он умер, какая завидная смерть… Он завещал человечеству великие истины в изумляющем дарование своем, а в благородстве своего духа пример для возвышенных поэтов». Наполеон в эпоху Отечественной войны 1812 года воспринимался как завоеватель, тиран. Но прошло время… Наполеон стал легендарной личностью, героем Франции. Его смерть на острове Святой Елены воспринималась как национальная трагедия. Имена Байрона и Наполеона часто сопоставлялись современниками. П.А. Вяземский писал: «Наполеон на скале Святой Елены и Байрон в Миссолунгах! Вот два поэтических фароса, которые освещают нашу глубокую ночь». (Фарос – по-гречески – «маяк»). Сопоставление Байрона и Наполеона в стихотворении Пушкина не было неожиданным. Байрона и Наполеона сближала их судьба, романтический ореол изгнанников.
В о п р о с ы: - Как Пушкин называет море? Какими словами характеризует его мощь, красоту и силу? («Свободная стихия», «гордою красой», «своенравные порывы», «волны глубокие», «торжественная краса».) - Почему Пушкина так увлекает море? Что сближает поэта и море? (Образ моря величествен, прекрасен. Море близко поэту, потому что представляется ему воплощением свободы, вольной стихии, мощи, гордой красоты.) - Какие эпитеты и сравнения употребляет поэта? Какое настроение они создают? (Говоря о шуме моря, поэт употребляет сравнения: «Как друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час». Шум у Пушкина «грустный», «призывный» - это не обычные эпитеты. Свое настроение поэт характеризует словами: «Бродил я тихий и туманный».) - Почему поэт, говоря о море, называет его: «Моей души предел желанный»? (Предел – это совершенство, идеал, последняя высшая ступень чего-либо. «Моей души предел желанный» - море – символ свободы, а Пушкин стремился к свободе. Это и есть его «предел желанный».) - В чем смысл противопоставления Байрона и Наполеона? Как эти «властители дум» связаны с образом моря? («Властители дум» - Наполеон и Байрон, воин и поэт – носители идеи свободы и в то же время они ее жертвы. Пушкина в Байроне привлекают такие черты, как свободолюбие («исчез, оплаканный свободой»), неукротимый дух борца, гениальность («умчался гений»).) - Почему оказалась нереализованной романтическая мечта поэта о свободе? (Поэта удерживает не только «могучая страсть», но и понимание неосуществимости «желанной свободы». «Судьба людей повсюду та же…») - Стихотворение «К морю» относится к романтическим. Выделите черты романтизма. (Стихотворение пронизано романтическим настроем: романтичен пейзаж, романтично гордое одиночество поэта, романтичны его скорбные думы о судьбах человечества. Обращение к морю, океану, как будто стирается грань между природой, стихией и человеком. По мнению М.И. Цветаевой: «Прощай, свободная стихия…» - стихотворение романтическое, наиромантичнейшее из всех мне известных – сама Романтика: Море, Любовь, неволя, Наполеон, Байрон, Обожание…») В ы в о д ы: 1. Для Пушкина море – олицетворение свободы, силы и красоты: все «элементы» образа моря взяты из действительности, «образ моря реален», но он «слит» с душой поэта, освещен его романтической мечтой. 2. Поэт чувствует свое единение с природой, гармонию, которые невозможны в реальной жизни. - Чем интересна для вас репродукция с карты И.Е. Репина и И.К. Айвазовского «Прощай, свободная стихия!»? (Картина навеяна содержанием стихотворения «К моря». Пушкин в изображение художников неотделим от «свободной стихии».) VI. Стихотворение «Осень» (1833). С переходом поэта к реалистическому творчеству изменялся и характер изобразительной природы. Обратимся к стихотворению «Осень». 1. Выразительное чтение стихотворения 2. Обмен впечатлениями о прочитанном. 3. Просмотр фотографий М. Величко «Пушкинские места», рисунков В. Максимова «Пушкин у трех сосен», Д. Шмаринова «Осень», репродукции с картины В. Серова «Пушкин в парке». У ч и т е л ь . Давайте попробуем подобрать к рисункам и фотографиям строки из «Осени». 4. Анализ стихотворения по в о п р о с а м : - За что Пушкин из всех времен года больше всего любил осень? (Осень приятна и дорога поэту: «Из годовых времен я рад лишь ей одной». А вот строки из письма А.С. Пушкина П.А. Плетневу от 31 августа 1830 г.: «Осень подходит. Это любимое мое время – здоровье мое обыкновенно крепнет – пора моих литературных трудов настает…») - Какими красками рисует Пушкин осенний пейзаж? Назовите «приятные взору» и душе поэта прелести осени. (Яркими красками изображает Пушкин осень: «пышное природы увяданье», «в багрец и в золото одетые леса», мглой волнистою покрыты небеса»…В осенней природе «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса…» поэт находит подлинную красоту.) - Этот осенний пейзаж, романтический или реалистический? («Октябрь уж наступил…» Поэт точно указал на время года. Далее картина осени обрастает живописными деталями, предметными образами: «дорога промерзает», «дохнул осенний хлад», «будит лай собак уснувшие дубравы».) - «Осень» - это не только изображение природы. Какие разнообразные картины жизни рисует поэт? Какие чувства он испытывает и как относится к изображаемому? - Перечитайте строфы 10 и 11. Как проходит процесс «рождения» и «создания» стихов? - Назовите картины, слова, образы, которые кажутся вас самыми неожиданными? - Что говорит Пушкин о судьбе поэта в царско-крепостнической России XIX в.? В ы в о д ы . А.С. Пушкин из всех времен года отдает предпочтение осени. Он находит удивительную красоту в осеннем пейзаже. Само увядание природы изображается поэтом как «могучее проявление жизни». Таким образом, в «Осени» поэт говорит о «неисчерпаемой жизни природы», о ее круговом движении по временам года, о ритме ее увядания и расцвета, о ее творческой силе, сосредоточенной в человеке. «Человек и природа, - пишет Ю. Чумаков, - выступают самостоятельность никогда не переходит в состояние трагической разорванности…[Поэт] свободно погружается в творческую дремоту природы, находя у ее корней источники живой воды». Осень дорого поэта как время года, пробуждающее к творчеству. Вот как описывает Пушкин процесс «создания» стихов: «… душа стесняется лирическим волненьем, трепещет и звучит, и ищет как во сне излиться наконец свободным проявленьем». Стихотворение-элегия заканчивается вопросом («Куда же нам плыть?»). В нем отображено раздумье поэта о трудностях своего положения в условиях самодержавно-крепостнического строя России. Если останется время, можно рассмотреть композицию «Осени», особенности языка.
1. Перечитать стихи «Зимний вечер» (1825), «Зимняя дорога» (1826), «Зимнее утро» (1829), «Туча» (1835), «Вновь я посетил…» (1835) и другие. 2. Письменный анализ понравившегося стихотворения. 3. Выучить наизусть отрывок из «Осени». Литература
Просвещение, 2002.
6. Статьи Г.В. Сизовой, А.Д. Шаровой, З.В. Шурыгиной // Литература в школе. 1999. №3; 8. Смотрите также: Урок-беседа (2 часа). «Неисчерпаемая жизнь природы»
98.69kb.
1 стр.
Урок беседа. Беседа катехизатора с воцерковленными взрослыми по истории Церкви. Беседа №4 «Личность и труды святого апостола Павла»
595.55kb.
4 стр.
Урок истории в 11 классе. Тема урока- исследования «Судьба человека» (2 часа) Сценарий урока разработан учителем истории
129.48kb.
1 стр.
Поэзия Серебряного века, продолжительность 1 урок (40 минут)
79.9kb.
1 стр.
Урок чтения в 3 классе по сказке В. П. Катаева «Цветик-семицветик» (урок-беседа) Учитель : Маликова Е. И. 2007 Цель
39.37kb.
1 стр.
Правила чтения Основной курс Урок 1 Урок 2 Урок 3 Урок 4 Урок 5 Урок 6 Урок 7 Урок 8 Урок 9 Урок 10 Урок 11
2279.47kb.
7 стр.
Конкурса Центра охраны дикой природы «Школьный урок о русской выхухоли»
125.12kb.
1 стр.
Урок панорама «Радиоактивность и цивилизация»
60.91kb.
1 стр.
Урок № Жизнь человека и жизнь животного ст
198.77kb.
1 стр.
Уроки: глава I: Богатый папа, бедный папа глава II урок 1: Богатые не работают за деньги
2447.34kb.
12 стр.
"Зима покой природы. Жизнь растений и животных" Урок проводился в 1 классе «Б» педагогом Купцовой Н. Г
64.37kb.
1 стр.
Урок изобразительного искусства в 5 классе 45.92kb.
1 стр.
|