Главная
страница 1
Развитие познавательных интересов

младших школьников

на занятиях кружка «Комнатное цветоводство»

Бежина Наталья Ивановна,

учитель начальных классов

высшей категории

МОУ СОШ № 6

им. Н.Г.Чернышева

ст. Казанской

Кавказского района


2009г.

Развитие познавательных интересов младших школьников на занятиях кружка «Комнатное цветоводство»

Средняя школа №6 ст. Казанской в течение многих лет работает по проблеме «Формирование нравственных ценностей через дифференциацию и технологизацию учебного процесса», является обладателем президентского гранда – 1млн. рублей. Весь педагогический коллектив активно участвовал в многогранной деятельности школы. Одним из инновационных направлений активизации учебно- воспитательного процесса стало создание Малой Академии Наук ( МАН) школьников. МАН включала работу по разным направлениям: одно из которых- секция «Ботаника», членами которой являются и учащиеся младших классов.

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают и дополнительную литературу, словари, научно- познавательные статьи. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. С этой целью и был создан кружок «Комнатное цветоводство»


Кружок « Комнатное цветоводство» начал деятельность с 2001 года. Я веду целенаправленную работу по развитию познавательной активности и экологическому воспитанию учащихся через кружковую работу, в ходе изучения курса окружающий мир. Человек всегда интуитивно помнит о своей сопричастности всему живому на этой планете. Одни испытывают необычайную тягу к земле и с ранней весны до поздней осени с увлечением что-то сажают, поливают, пропалывают на садовом участке, который становится им вторым домом. Другие предпочитают ввести природу прямо к себе в квартиру, с трепетом и заботой ухаживая за ней, чтобы в конечном итоге иметь возможность любоваться её бесценными дарами - красивыми цветами растениями - ежедневно, независимо от времени года. С детства мне нравилось выращивать комнатные растения. Мне удалось собрать коллекцию сенполий, синнингий, фикусов, китайских роз. Создав свой кружок , мне хотелось привить моим учащимся любовь и бережное отношение к растениям , окружать себя красотой и жить в гармонии с внешним миром.
Мною была составлена образовательная программа занятий кружка «Комнатное цветоводство».

Целью программы является развитие познавательных интересов младших школьников, развитие гармонически развитой личности.

Были поставлены задачи :

-формировать нравственные ценности учащихся,

-развивать исследовательскую деятельность,

-воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Курс «Комнатное цветоводство играет важную роль в экологическом воспитании младших школьников. В нём раскрывается эстетическое, практическое, оздоровительное, познавательное значение растений в жизни человека.
Программа кружка состоит из 8 разделов.

Раздел «Классификация комнатных растений» включает в себя деление всех растений на две группы, их отличительные признаки от других растений, условия произрастания.

Раздел « Строение комнатных растений» знакомит учащихся с основными органами растения, Дети узнают о том, что каждый из этих органов выполняет определённую функцию.

Из раздела « Жизненные формы растений» учащиеся узнают самые распространённые формы растений. ( суккуленты: их виды, условия произрастания ит.д.)

Программой предусмотрено знакомство с семействами комнатных растений. Изучение популярных растений у цветоводов. ( амарантовые, амариллисовые, ароидные и т.д).

Раздел « Содержание комнатных растений» включает в себя сведения приобретения комнатных растений, транспортировку, освещение, температуру выращивания, полив, опрыскивание, приготовление почвенной смеси, подкормку растений.

Раздел « Уход за комнатными растениями» предусматривает получение учащимися навыков пересадки и перевалки растений, дети учатся формировать растения, прищипывать и обрезать, ухаживать за листьями, бороться с вредителями и болезнями.

В программу введён раздел « Способы размножения растений». Дети знакомятся с видами размножения растений и сами учатся размножать имеющиеся экземпляры.



Раздел « Растения в интерьере» предусматривает знакомство с размещением растений в школьных помещениях, жилых домах, балконах. По усмотрению учителя после изучения каждого раздела учащиеся могут выполнить задание- проект или комплексную работу, включая те знания и умения, которые были усвоены ими в процессе занятий. Задания могут, выполнятся во внеурочное время и в домашних условиях или в школе.

Тематика кружковых занятий разнообразна. « Эстетическое значение цветов», «Декоративные растения», «Части растений и их значение», «Суккуленты, лианообразные и ампельные растения», «Приобретение, транспортировка растений», «Борьба с вредителями и болезнями », и другие.


Формы, методы и средства ознакомления детей с растениями разнообразны. Учащиеся ведут наблюдения за растениями , выращивают разные виды комнатных растений вместе с учителем и самостоятельно. Занятия кружка проводятся не только в кабинете, но и на улице, в оранжерее, в парке. Экскурсии, беседы, игры, рисование растений, постановка опытов, наблюдения за растениями в течение учебного года- всё это позволяет сделать занятия кружка интересными, увлекательными, познавательными для детей. Они ведут рабочие тетради, самостоятельно готовят сообщения о растениях для уроков и занятий кружка , используя научно-познавательную литературу. Знания и умения , полученные на занятиях ученики применяют на уроках окружающего мира, технологии, и далее на уроках биологии в старших классах.
Особый интерес у моих учащихся вызывает постановка опытов.

Я придерживаюсь следующей схемы их построения :



  1. Постановка задачи опыта.

  2. Выбор метода исследования

  3. Подготовка исследуемого объекта.

  4. Правильность и воспроизводимость эксперимента.

  5. Статистическая обработка результатов эксперимента.

  6. Выводы и заключения.

В 2005-2006 учебном году мы поставили опыт с использованием стимуляторов роста для ускорения корнеобразования комнатного растения традесканция. В течение месяца дети наблюдали проращивание корневой системы растения традесканции в разных средах.
Свои наблюдения учащиеся отмечали в дневниках .По результатам опыта сделали выводы:

1.Стимуляторы роста ускоряют процесс корнеобразования.

2.Ускорение процесса корнеобразования более выражено у гетероауксина. Составили диаграмму проращивания корней и пришли к заключению: применение стимуляторов роста благотворно влияет на растения.

2006-2007 учебном году мы поставили подобный опыт с комнатным растением диффенбахия, усложнив его тем, что исследовали корнеобразование на листовых и корневых черенках. Исследования показали, что стимулятор роста гетероауксин является лидером в проращивании корней на разных черенках.


Итоговое занятие кружка «Комнатное цветоводство » провожу в игровой нетрадиционной форме: Урок- игра «Из жизни комнатных растений», праздник «Путешествие в мир цветов», на которых учащиеся показывают знания и умения, полученные на занятиях кружка.

Обученность предмету , увлеченность детей отслеживаю в мониторинге, позволяющем планировать дальнейшую работу кружка. Из таблицы мониторинга видна заинтересованность учащихся в разных видах деятельности кружка. По результатам составляю диаграммы, определяющие приоритетные направления работы.

Любой ребенок, имеющий творческие наклонности, способен к исследовательской деятельности. Бурная энергия детей , мотивированных на познавательную деятельность, может быть реализована в практической деятельности, социально значимой для общества.

В учебном кабинете ведётся работа по созданию коллекции экзотических растений. Учащиеся с удовольствием ухаживают за имеющимися экземплярами, ведут опытную работу, участвуют в проведении выставок комнатных растений в школе, успешно выступают на районных научно- практических конференциях

« Первые шаги в науку», занимая там призовые места.
В 2007 году мы принимали участие в 1 региональном конкурсе исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников « Я – исследователь» в городе Сочи . Ученица 4 класса Кишкина Анастасия была награждена дипломом победителя номинации за познавательную ценность, учитель также отмечен дипломом.

Материалы из опыта работы по экологическому образованию и воспитанию представлялись в 2004 году на районную педагогическую выставку «Инновационный поиск», по результатам которой школа была признана её победителем. Дневники наблюдений за опытами, проводимых учениками, представлялись, в числе других материалов школы на районные и краевые туры смотров- конкурсов учебно- опытных участков, где школа занимала призовые места.


Мы не останавливаемся на достигнутом- расширяем поле деятельности и исследований. В текущем учебном году кружок «Комнатное цветоводство» проводит исследование подкормки растений без минеральных удобрений; борьбы с вредителями комнатных растений народными средствами- чесноком, табаком, мыльным раствором. Надеюсь, что наблюдения и опыты по данным темам будут интересны детям и принесут свои положительные результаты.

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача школы – поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Главное, что в опытническо- исследовательской деятельности младшего школьника основной целью является не только получение новой информации об объекте, но и приобретение опыта организации собственной деятельности.


Смотрите также:
Развитие познавательных интересов младших школьников
68.4kb.
1 стр.
«Счастливый случай.» (познавательная конкурсно игровая программа)
76.41kb.
1 стр.
«Знаменитые люди Смоленщины Юрий Никулин»
59.45kb.
1 стр.
Из опыта работы «развитие у младших школьников позитивного образа –
60.58kb.
1 стр.
Развитие творчества младших школьников
75.96kb.
1 стр.
Сценарий педагогического мероприятия
62.43kb.
1 стр.
«Развитие воображения младших школьников»
457.09kb.
3 стр.
Карта интересов
134.46kb.
1 стр.
Воспитывать бережное и уважительное отношение к Родине, природе, семье, школе
854.01kb.
1 стр.
Доклад на кустовом заседании учителей математики
131.66kb.
1 стр.
Отчёт по самообразованию учителя начальных классов Казаковой Т. В. В течение последних трёх лет работаю над темой «Проектная деятельность младших школьников»
32.66kb.
1 стр.
Программа по курсу «родной город»
683.67kb.
5 стр.