Главная
страница 1страница 2страница 3
Отзывы о книге "Мой мир и я: Путь любви"

1. Антонов А.И., доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой социологии семьи, здоровья и социальной политики социологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, г.Москва

Учебное пособие для учащихся и два дополнительных руководства для родителей и учителей под общим названием "Мой мир и я", посвященные в основном семейным взаимоотношениям, безусловно, можно рассматривать как крупное и важное событие в современной культурной жизни России. Это издание необычно, если относиться к нему как переводному (хотя таковым оно строго говоря не является) или как к отечественному варианту, адаптированному к российским условиям. Необычно по качеству издания – большой объем на хорошей бумаге с рисунками, фотографиями, графиками и таблицами, с замечательным по содержанию приложением – "дополнительным материалом" к первой книге. "Пособие для учащихся" приятно поразило меня тем, что вовсе не производит впечатления перевода, написано прекрасным языком, органично сочетает в себе российский и зарубежный материалы, историю и современность. Это касается и подбора фотографий, и стихов, и песен – везде тонко и со вкусом в многочисленных текстах проводится идея единения культур, единства человечества, находящего наиболее полное выражение в семейной жизнедеятельности, в семейных отношениях людей.


Эти учебные пособия оказались чрезвычайно актуальными – такого рода литература на русском языке крайне скудна (если иметь в виду популяризацию ценности семейной жизни в обществе). А как учебник, ориентированный на подрастающие поколения, на размышления о сути семьи и ее роли для личности и общества это издание уникально, является первым и единственным. Актуальность также связана с современным кризисом семьи в мире. И хотя о нем нет речи в пособиях, тем, тем не менее, данные книги представляют собой своеобразную попытку как-то противостоять разгулу внесемейных форм жизни, целенаправленному насаждения антисемейных, противосемейных ценностей поведения.
В первом пособии для учащихся удачно снят обычный в учебниках аспект назидательности – авторы нашли правильный путь изложения – обращение к читателю, вопросы по темам пособия, стремление пробудить пытливость обучающихся или обучаемых. Удачен в связи с этим раздел "Для Вашего дневника". Хорошо, что авторам удалось отойти от скуки лекционного изложения материала, сделав акцент на размышлении, дискуссии, на семинарский стиль обучения. Авторы, вероятно, профессиональные психологи, и им удалось сочетать обучение принципам семейного общения с искусством контакта между читателями и авторами.
Приятно отметить, что в центр семейного общения помещены отношения "родители-дети", показана важность умения входить в роль друг друга всех участников семейного взаимодействия. Успеху учебника способствует также то обстоятельство, что изложение строится в соответствии с последовательностью жизненного цикла семьи. Большое внимание уделено теме семьи как школе любви и ответственности, школе семейного альтруизма. Проблемы нравственного поведения, формирования нравственной личности хотя и освещаются с религиозных позиций (причем прекрасно показано различие религиозных культур мира, их своеобразие и как бы взаимодополнительность), тем не менее, это служит укреплению общечеловеческих ценностей жизни. Много места уделено умению личности встать выше собственного эгоцентризма, умению самоограничивать свои побуждения.
Практическая направленность учебника, ориентация на совершенствование общения, семейных взаимоотношений не позволила в отдельных случаях четче отразить общественную значимость семьи и брака. Так, причины распада семьи преподносятся в сугубо психологическом ключе, однако, имеются социальные обстоятельства, продуцирующие рост разводов независимо от успешной психопрофилактики развода. На мой взгляд, излишне много говорится о сексуальности, хотя, может быть, это оправдано стремлением авторов не поучать целомудрию, а раскрыть разные стороны различных линий добрачного поведения. Раздел "Семья и общество" психологизирован, и содержание не отвечает социологическому звучанию заглавия. Хотелось бы, чтобы страницы, посвященные собственно семейной любви (родительской и детской), были бы обстоятельнее и, главное, здесь надо показать, что отличительный признак родительско-детской любви является основой и супружеской любви, и что только на этой семейно основе возможна любовь к другим людям.
Руководство для родителей является весьма ценным добавлением к основному пособию и как бы подключает родителей к учительским ролям, как бы превращает родителей в учителей. Это очень важная идеи – возвратить семье, родителям изъятые прежде оттуда образовательные функции, это превращает семейное образование в совместную деятельность родителей и детей. Однако, именно в руководстве для родителей необходима информация об исторических изменениях семьи, о нынешнем кризисе семьи, иначе может сложиться впечатление, что ослабление семейных связей зависит исключительно от неумелости родителей. Руководство для учителей – это замечательный образец проведения семинарских занятий, это высокопрофессиональная методика организации усвоения материала. В целом, все три книги могут быть рекомендованы самым широким слоям населения, прежде всего – школьникам. Это подлинный букварь семейной жизнедеятельности, семейного поведения.

2. Белкин А.С., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой возрастной педагогики и педагогических технологий УрГПУ, заслуженный деятель науки России, г. Екатеринбург

Рецензируемый материал представлен учебной программой курса, руководством для родителей (Мой мир и я: Путь любви); пособием для учащихся; пособием для учителей.



Проведенный анализ структуры и содержания представленных для рецензирования материалов дает основание сделать следующие наиболее существенные выводы.
Вывод первый. Данный учебный курс исключительно актуален, так как посвящен вечной и никогда не исчерпывающей себя проблеме – подготовке молодых людей к семейной жизни. Ядро этой проблемы составляет главное противоречие, заключающееся в том, что провозглашение идеи личной свободы столкнулось с необходимостью строить личную жизнь в сочетании со свободой других людей, с потребностью создавать семью, которая держится прежде всего на единстве духовно-нравственных идеалов. Авторы стремятся выделить ту систему ценностей, на которые должны ориентироваться молодые люди, планируя жизнь и строительство семьи.
Вывод второй. Структура и содержание курса в основном имеют четко продуманную, логически стройную стержневую основу. Он идет от общих понятий о цели и смысле жизни к проблемам физического и социального становления личности, а от них к проблемам взаимоотношений между членами семьи в зависимости от их функций, делая при этом упор на необходимость сотрудничества, и завершая изложение материала проблемами брака, сексуального развития, нравственного выбора и любви. Через все эти позиции проходит идея ценностного нравственного выбора.
Вывод третий. В работе явно обозначен принцип адресности содержания. В пособии для учащихся обращает на себя внимание содержание глав, разделов, четко адресованных тому, для кого они предназначены. Особенно удачны в этом плане такие разделы, как "Я в группе", "Как мы общаемся", "Что с нами происходит", "Время перемен", "Мне никто не указ", "Сексуальная целостность" и др.
В пособии для учителя дается перечень тем, соответствующих содержанию курса и дается технология проведения урока по той или иной теме. Особого внимания заслуживают описания уроков по таким темам, как: "Любовь – величайшая ценность", "Я в группе", "Как мы общаемся", "Свобода принимать решения", "Традиции семьи и конфуцианство", "Проблемы алкоголизма", "Сексуальное, эмоциональное насилие", "Искусство общения", "Каин и Авель – умение проигрывать" и другие.
В пособии для родителей хорошо просматривается главная идея: воспитание ответственности, защита Детства (хотя авторы выделяют защиту ребенка, но этим они только обедняют позицию). Особый интерес заслуживают такие главы, как "Половое воспитание", "Брак и семья в религиях мира", "Современный брак", "Двадцать заповедей любви" и пр.
Вывод четвертый. Развивающий характер подачи материала. Авторы ничего не утверждают категорически, они дают возможность читателю самому сделать определенные выводы. Это не означает, однако, что авторы вообще избегают ставить необходимые акценты, излагать свои мысли и положения. Но самое главное: они создают необходимое "поле выбора", опираясь на принцип инверсии: от книги – к читателю, от читателя – к книге. Создание ситуации выбора – главное достоинство авторской технологии изложения дидактического материала.
Вывод пятый. Материал учебных пособия отличается большой "читабельностью", то есть удобен для чтения, излагается простым, ярким и доступным для читателя языком. Особо в этом плане можно выделить учебное пособие для учащихся.
Вывод шестой. Психологическая и педагогическая направленность изложения. Это достигается не только глубиной анализа психологических аспектов проблем любви, брака семьи, секса, но и целой системой педагогически значимых рекомендаций типа: "Золотое правило", "Восемь ступеней благотворительности" (хотя вызывает сомнение: о ступенях ли идет речь? Скорее – о формах), "Как мы можем предотвратить самоубийство", "Обязанности родителей", "Как строить отношения с родителями" и т.п. Важную роль играют задания тестового характера, дающие ориентир для педагогических действий.
Вывод седьмой. Нестандартность, оригинальность рубрикации. Она просматривается по всем видам учебных пособий. Ее достоинство в актуализации материла и его перевода с уровня обыденного сознания на научно-теоретический.
Авторы удачно используют огромный литературный материал от сочинений философско-теократического характера до литературно-поэтических произведений. Большой количество иллюстраций, фотографий, цитат органично вписывается в его ткань.
Наряду с перечисленными выше достоинствами необходимо сделать несколько замечаний.
Замечание первое: по учебному пособию для учащихся. Здесь особенно обнаруживается справедливость афоризма: "наши недостатки – продолжение наших достоинств".
Обилие фактов, мыслей, идей, предложенных детям для размышления, запоминания, руководства, можно только приветствовать. Но это все-таки дети. Их нужно учить не только смотреть, но и "видеть". Слабо дана аналитическая часть. Не видна личность взрослого наставника. Можно, как мне кажется, более смело идти на комментирование изложенного материала, на усиление роли "ведущего" разговор. Иначе у ребенка просто "разбегаются глаза".
Разумеется, авторы имели ввиду роль учителя, взрослых, которые будут работать с детьми. Но они не всегда рядом. Ребенок и сам будет читать этот "учебник жизни". Без ориентиров собеседника, незримо присутствующего в книге, ему трудно во всем разобраться.
Замечу, что стиль изложения не всегда ровный. Где-то очень популярно, доступно, а где-то очень сложновато (в вопросах семьи, брака). Но, очевидно, это неизбежно.

Замечание второе: по учебному пособию для учителей. Хотя авторы достаточно убедительно раскрывают и обосновывают цели, содержание, принципы построения учебного курса, все же логика выбора последовательности его изложения не всегда четко прослеживается. Точнее сказать, не всегда обнаруживается или не очень убедительна логика перехода одного раздела к другому, одной темы к другой. Например, переход от темы "Взаимодействие педагогов, учащихся и родителей" к теме "Методы обучения", от темы "Содержание поурочных рекомендаций" к рекомендациям по структуре урока. Связь, естественно, существует, но идет по линии внешних связей, а внутренняя логика лишь предусматривается.
Замечание третье: по учебному пособию для родителей. Вызывает сомнение разделение материала условно на две части: первая – что должны знать родители, вторая – что должны делать. Логика здесь имеется. Но, думается, акцент должен быть сделан на второй части. Еще лучше – слить их органически в единое целое.
Этого можно было достичь, усиливая доказательную часть выдвигаемых положений.
Общее заключение:

Представленные для рецензирования материалы имеют отчетливо выраженную гуманистическую направленность. Они соответствуют возрастным особенностям учащихся, учитывают интересы и возможности учителей, родителей учащихся.


Материалы пособий несут большой поток педагогически целесообразной информации, содержат детально разработанный методический аппарат.
За последнее время в печати развернулась оживленная дискуссия: разрешать или не разрешать данный курс для преподавания в школах города и области.
Главный мотив: здесь существует апологетика религиозного учения преподобного Сан-Мен Муна, основавшего Международный Фонд Образования.
Анализ содержания курса дает основание не согласиться с подобными опасениями. Мы считаем справедливой позицию авторов, которые утверждают: "религия также является важным элементом любой национальной культуры. Без понимания национальной религии представление о культуре нации очень ограниченно. Религиозная тематика была щедрым источником вдохновения при создании величайших произведений живописи, музыки и архитектуры". (Мой мир и я. Путь любви. Руководство для родителей. с.38).
И далее: "Неважно, религиозен человек или нет. Как для верующих, так и для неверующих очень важно изучать основные мировые религии и понимать их. Это захватывающий предмет, так как изучение веры и поведение других людей помогает нам лучше понять себя и осознать свое место в семье народов". (Там же, с.39).
Это не пустые декларации, а позиция авторов, доказанная содержанием курса. Тем более, что нашлось место для разных видов религий, включая православие. Естественно, не может быть и речи об обязательном введении этого курса в школах. Он может быть только добровольным факультативом. Но польза от него несомненна.

3. Беличева С.А., доктор психологических наук, профессор, президент консорциума "Социальное здоровье России", г.Москва

Несомненна исключительная актуальность и своевременность данного учебного пособия, рекомендованного для преподавания курсов человековедения в средних и старших классах.


По сути дела настоящей трагедией современного подрастающего поколения России является духовный вакуум, в котором оно оказалось в этот тяжелый переходный период. Произошел отказ от коммунистической идеологии и обществоведческих дисциплин, зиждущихся на марксистско-ленинском учении, распались пионерские и комсомольские организации. Школа и общество в настоящее время оказались не готовыми ни в идеологическом, ни в методическом, ни в организационном плане решать важнейшие задачи духовного формирования и воспитания детей, юношества, молодежи. Одновременно с вакуумом идей, средства массовой информации переполняет дешевая продукция с пропагандой насилия, половой распущенностью, развращающей юные души. Все это не может не вызывать острейшую тревогу за судьбы современного подрастающего поколения, для которого оказываются размытыми и затушеванными извечные идеалы добра, любви, преданности и чести. Эта ситуация усугубляется еще и тем, что она протекает на фоне острого социально-экономического кризиса и психологической напряженности, испытываемой обществом и каждой отдельной семьей, что затрудняет осуществление полноценного семейного воспитания, духовного общения и близости родителей и детей.
Введение в программы средней школы человековедческих дисциплин, основанных на гуманистических общечеловеческих ценностях и идеалах – острая и настоятельная потребность времени. При этом крайне важно, чтобы такие курсы не носили откровенно назидательный и декларативный характер, были максимально приближены к возрастным запросам и интересам подростков и юношества, анализировали их реальный и повседневный опыт.
На наш взгляд, всем этим требованиям в высшей степени отвечает учебное пособие "Мой мир и я. Путь любви". Нравственно-духовные проблемы взаимоотношений в семье и обществе рассмотрены в пособии через призму любви, чувство, которое является величайшей ценностью в любом возрасте и особенно остро волнует в юности, и о чем мы так долго стеснялись говорить с нашими детьми и юношами.
Ценность любви, представления о любви ложной и истинной, ответственность в любви, понятие мужественности и женственности, характер отношений мужчины и женщины в любви и браке, характер отношений детей и родителей – вот круг основных проблем, которым посвящено настоящее пособие.
При этом, что особенно важно, все эти духовно нравственные ценности ,традиции семьи и брака изложены в контексте представлений различных религиозных вероисповеданий: конфуцианства, буддизма, иудаизма, ислама, православия. Это, с одной стороны, расширяет кругозор, знакомит с культурой, религией и традициями различных народов и вместе с тем показывает, что человечество, несмотря на этнические и религиозные различия, как высшую ценность признает любовь, верность в браке, ответственность супругов друг за друга, за семью, детей, уважение детьми родителей и старших.
Очень важно, что в пособии есть специальная глава, посвященная отношению к порнографии, ее разрушающему действию по отношению к духовному, социальному и физическому здоровью отдельного человека, семьи и общества.
Следует отметить, что, хотя читать и писать о добродетелях обычно скучно, настоящее пособие читается с увлечением, оно лишено назидательности, сопровождается притчами, сказками, стихами, иллюстрирующими отдельные положения. Увлеченности, с которой воспринимается этот сложный материл, способствует также и интересная методическая выстроенность пособия, доступный ясный язык, иллюстративный материал, система заданий и вопросов для самостоятельного осмысления.
В заключение хотелось бы пожелать, чтобы настоящая книга была издана достаточно большим тиражом и стала доступной для каждой школы. В таком курсе остро нуждаются и наши школы, и наши учащиеся, поскольку он закладывает здоровых в духовном отношении общество, семью, отдельную личность.
Очевидно, при непосредственном изложении данного курса учителю предстоит большая творческая работа, по его приближению к социально-культурным условиям своего региона, своих научно-методических традиций и культуры.

4. Григорьев В.И., доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии Рязанского Государственного Медицинского Университета имени акад. И.П. Павлова, председатель рязанского областного научного общество невропатологов и психиатров (РОНОНиП), г.Рязань

Шустов И.Д., кандидат медицинских наук, ассистент, член президиума РОНОНиП

Ховрачев А.П., ассистент
Рецензируемое учебное пособие "Мой мир и я" написано для учеников старших классов школы и затрагивают актуальные в подростковом возрасте темы самопознания, общения, дружбы и любви, что выгодно отличает его от традиционных учебных курсов.
Нам представляется весьма удачным подход авторов к разбираемым вопросам с точки зрения семьи, что позволяет при изучении материала получить более эффективную, чем индивидуальная, позицию. Особенно хочется отметить стремление авторов разрешать поставленные перед собой проблемы в позитивном ключе, ибо, как показали исследования последних лет, он оказывается максимально продуктивным в работе человека с самим собой или окружающими.
В целом учебное пособие написано с точки зрения психологии человека, и в нем отсутствуют ригидно поданные религиозные, моральные или иные догмы и правила. Приятно удивляет психологическая грамотность описания разбираемых феноменов, проблем или предлагаемых советов (например, таких, как позитивный подход, ответственность за собственные чувства и реакции, свобода личности, конфликты в общении, самоубийства, ревность и т.п.). Кроме теоретического обсуждения проблемной ситуации авторы намечают ряд вариантов практического поведения в ней, что, с нашей точки зрения, существенно повышает ценность книги для подростков. Это касается, например, ситуации конфликтного общения, самоубийства или проблемы денег. Хотелось бы рекомендовать авторам выдержать этот прагматический, психологически грамотный подход на протяжении всего курса, исправив единичные отступления от него. Например, уход с научно-психологической точки зрения на морально-религиозную в рассмотрении ситуации с Каином и Авелем или определение ценности человека через его душевные качества и характер в параграфе "Деньги, деньги".
По нашему мнению, авторы серьезно повысили ценность пособия, используя вопросы для размышления, практические упражнения и рекомендации в заключении теоретической части той или иной темы. Это позволяет желающим приобрести собственный духовный опыт и превращает книжное знание в реальное.
Заслуживает положительной оценки решение авторов иллюстрировать теоретический материал притчами, рассказами об исторических событиях, нравах и обычаях людей различных культур и религий по рассматриваемому вопросу, что существенно расширяет мировоззренческие перспективы учащихся.
В заключение хотелось бы рекомендовать авторам пособия быть менее категоричными в своих определениях (например, смысла жизни, любви, идеальной семьи и т.д.), поскольку, как мы считаем, эти вопросы не могут быть решены однозначно. Возможно, подобный подход оправдан, например, в монографии, но в учебном пособии более целесообразно привести ряд различных, а порой и противоположных позиций, чтобы дать возможность учащимся принять свое собственное решение. Нам кажется, что в ряде разделов (например, о любви, семье...) авторы излишне идеализируют существующее положение вещей, что может провоцировать подростковую реакцию оппозиции. Наконец, желательна большая точность в представлении чисто научной информации (например, в описании обезвоживания организма как причины похмельного синдрома в разделе "Проблемы алкоголизма").
Таким образом, представленное учебное пособие является хорошим, добротным и психологически грамотным дополнением к традиционному школьному обучению и может быть рекомендовано для практического использования.

5. Лутфуллоев М., доктор педагогических наук, профессор, ректор научно-исследовательского института педагогических наук Таджикистана, г.Душанбе

Всестороннее, гармоническое развитие – наш идеал .Идеал и семейного, и общественного воспитания. Но сколько надо терпеливого и квалифицированного родительского и учительского труда, чтобы дети наши вобрали в себя все богатство интеллектуальной нравственной, эстетической культуры, выработанной человечеством.


В книге “Мой мир и я: Путь любви”, подготовленной Международным Фондом Образования, делается попытка показать детям, опираясь на ценности и нормы пяти важнейших традиций – конфуцианства, буддизма, иудаизма, ислама, православия, смысл и значение любви, брака и семьи.
Это пособие для учащихся включает в себя разнообразный по жанру материал: современные учебные тексты, выдержки из памятников литературы, из “Корана”, “Священного писания”, стихотворения, песни, цитаты, специальные вопросы, рекомендации, относящиеся к конкретным жизненным ситуациям, изложенные интересно, ясно впечатляюще.
На наш взгляд авторам удалось сочетать опору на традицию с серьезным обсуждением таких явлений и проблем, как искусство общения, любовь, брак, дружба, ответственность, взаимопонимание.
Большое внимание в данном учебном пособии уделяется роли семьи в духовного становлению человека. Семья рассматривается как университет человеческих отношений.
Семья, супружество, любовь рассматриваются как в бытовом аспекте, так и в духовно-религиозном, философском.
Авторы подвергают анализу болезненные для молодых людей стороны жизни: без одного из родителей, алкоголизм, супружеские измены, самоубийства и др. Указанные трудности и связанные с ними ситуации тактично и вдумчиво обсуждаются в книге. При этом авторы стараются найти решение для самых трудных ситуаций.
Следует отметить, что в книге сделан акцент на значение национально-культурного взаимопонимания, что приобрело немаловажное значение в настоящее время. Авторы ненавязчиво показывают, что нормы и ценности различных культур и религий не только не противоречат друг другу, но в своей основе едины и во многом дополняют друг друга.
Данное учебное пособие можно рекомендовать для использования в учебном процессе, и во внеурочной деятельности не только в школах, гимназиях, но и в высших учебных заведениях.
Пособие “Мой мир и я: Путь к единению” представляет собой курс основ нравственного воспитания школьников, в основе которого лежат этические учения мировых религий: буддизма, иудаизма, Ислама, христианства. Заявленные в данном пособии ценности носят общечеловеческий характер. С особым уважением раскрывается сущность верований основных мировых религий, подчеркивается то общее, что их роднит.
Курс “Мой мир и я” дает возможность ощутить свое единение с человечеством, с миром социальной среды. Попадая в различные ситуации даже мимолетного общения с представителями этой среды, молодые люди постигают что-то новое для себя, в то же время познают те или иные стороны жизни.
В книге представлены тексты, требующие осмысления из духовной и художественной литературы: “Познай себя”, “Как устроен наш мир”, “Природа человека”, “Что есть Бог?”, “Добро и зло”. Курс предлагает осмысление проблем жизни после смерти и других тайн человеческого бытия.
Очень актуальны представленные в курсе рассуждения о терпимости. Терпимости к пониманию чужих взглядов на мир, пониманию того, что человек имеет право на любую мысль, даже ту, которая вами не приемлема. И отвергать его мысль значит лишить его мысли вообще.
Авторы книги последовательно и умело ориентируют нас на воспитание личности, умеющей самостоятельно оценивать окружающее, делать свой выбор. Курс нацелен на воспитание таких необходимых для современного человека качеств, как благородство, порядочность, доброта, верность, раскаяние и др.
Авторы пособия предлагают детям поразмышлять с ними о доброте и милосердии, о честности, о совести и т.д.
Некоторые темы на наш взгляд требуют дополнительных знаний для их осмысления по философии, искусству, психологии, но в целом пособие можно использовать во внеклассной работе по нравственному воспитанию детей и юношества. Оно поможет ребятам разобраться в самих себе.

следующая страница >>
Смотрите также:
Мой мир и я: Путь любви
476.56kb.
3 стр.
Программам: «Мой жизненный путь»
45.97kb.
1 стр.
Мой мир после бертрана рассела
130.6kb.
1 стр.
Богослужение хранителей пламени, посвященное священному сердцу нашего господа и спасителя иисуса христа
121.79kb.
1 стр.
М. А. Дмитриева 2012 г. Положение о IV конкурсе экспозиционно-выставочных комплексов «Мой большой мой маленький мир: краеведение в школьном музее». I. Общие положения Конкурс
106.68kb.
1 стр.
-
1898.38kb.
9 стр.
Мой путь и путь каратэ дзёнан часть Как рождалась школа «Дзёнан-рю». Фрагмент 1
320.22kb.
1 стр.
Мой путь к океану
72.5kb.
1 стр.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости! Этим зимним вечером мы собрались для того, чтобы поговорить красивыми словами, в том числе и стихами, о любви. Ведь именно ей посвящен день Святого Валентина. Сегодня нас ждет увлекательное путешествие в мир
38.11kb.
1 стр.
-
188.81kb.
1 стр.
О светлом пути, мироздании и сверхъестественном Морев Максим Олегович 23. XII. 2011 Светлый путь
128.75kb.
1 стр.
В семье особый ребенок: рекомендательный указатель литературы Мурманск 2011 От составителя
585.74kb.
3 стр.