Главная
страница 1страница 2страница 3

Воспитание Человека культуры средствами народного творчества
Семенова Т.Н., зам. директора

МОУДОД ЦДОД «Мотовилиха»

Одна из важных функций личностно ориентированного образования - культуросозидательная (культурообразующая), обеспечивающая сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Реализация этой функции предполагает ориентацию образования на воспитание Человека культуры. Человек культуры – это свободная личность, способная к самоопределению в мире культуры; это духовная личность, обладающая развитыми потребностями в познании и самопознании, рефлексии, красоте, общении, творчестве; это гуманная личность, в которой любовь к людям, ко всему живому сочетается с милосердием, добротой, способностью к сопереживанию; это творческая личность, вариативно мыслящая, с развитым чувством нового, стремлением к созиданию. Через культуру происходит естественное вхождение ребенка в социальную жизнь.

Воспитание Человека культуры невозможно без изучения народного творчества, народной культуры. Культуру нельзя сохранить иначе как через человека. Народное искусство является первоосновой профессионального художественного вкуса, основных эстетических критериев, развития эстетического отношения детей к профессиональному искусству, природе, окружающей действительности.

Народное искусство имеет ярко окрашенные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, человечность, связь с окружающей жизнью; оно близко по своей природе творчеству ребенка, легко им воспринимается и, поэтому понятно ему.

Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости.

Невозможно представить культуру нашей страны без обрядов и традиций, существовавших на Руси. Все важные события русского народа отражены в народных праздниках: проводы зимы, встреча весны, посев и сбор урожая, свадьба, крещение, похороны и т. д. В древние времена человек познавал себя через природу, а природу наделял человеческими свойствами. Обряды сопутствовали каждой дате в жизни человека от рождения до смерти. Традиции требовали активного включения каждого во все обряды, соблюдение правил и запретов. В настоящее время традиции древних обрядов переродились в игровые, карнавальные праздники и делают жизнь современного человека богаче и красивее. Главное в народных традициях, народной жизни – это лад. Это стремление к совершенству, целесообразности, простоте, красоте в жизненном укладе, согласие и мир во взаимоотношениях.

Знакомство детей с народной культурой возможно через обучение в кружках народного творчества: изобразительного искусства, ансамбле народной песни, оркестре русских народных инструментов, танцевальном коллективе, фольклорном ансамбле, декоративно – прикладного творчества. Наиболее близка и понятна ребенку любого возраста такая форма народного творчества как праздник.

Народные праздники - одна из форм воспитания и развития ребенка в образовательном учреждении. Принимая непосредственное участие в празднике или игровой программе, ребенок незаметно приобщается к народному творчеству, народной культуре, расширяет свой кругозор, получает много полезной информации. Неразрывна связь православных праздников с русской историей, культурой, бытом.

Праздник сочетает в себе элементы творчества, игры, познавательной деятельности, создает атмосферу того времени и обстоятельств, которым он посвящен. В русских народных праздниках, играх столько веселья и азарта, радости и побед, огорчений при неудачах, много ловкости и умения надо проявить, чтобы победить в том или ином состязании. Они отлично закаляют тело и душу, полезны для здоровья и воспитания смелости, упорства в достижении цели, т. е. для становления характера человека. Праздник – это зрелище, емкое, динамичное, способное зажечь зрителей и пробудить у них желание самим войти в действие.

Участвуя в театрализованных праздниках и игровых программах, дети приобретут знания по народной культуре, обычаям и обрядам, познакомятся с русскими народными песнями, танцами, пословицами, костюмами и т.д.; научатся беречь и хранить все то, что досталось нам от наших предков, научатся фантазировать, разовьют свои творческие способности; получат возможность реализовать себя в различных видах деятельности.

Центр дополнительного образования детей «Мотовилиха» уже много лет работает над темой: «Народное искусство, народные праздники как основа работы в учреждении дополнительного образования». Обязательным условием обучения в любом детском коллективе ЦДОД «Мотовилиха» является включение в образовательную программу тем по народному творчеству. Все коллективы художественного направления три раза в год обновляют выставки работ по народному творчеству; коллективы культурологического направления обязательно включают в свой репертуар постановки на народном материале. Методическим отделом Центра разработана комплексная, интегрированная программа по народному творчеству «Родничок», которая включает в себя одновременное обучение сразу по пяти жанрам народного творчества: народный танец, народная песня, оркестр русских народных инструментов, народный театр, изобразительное и прикладное народное творчество. Эта программа реализуется уже 5 лет, рассчитана она на три года обучения. Есть уже 1 выпуск учащихся по этой программе, который полностью оправдал предполагаемые результаты. Вот данные психологического исследования 1 «в» – 3 «в» (1997-2000 г.г.) класса школы № 47 педагога Т.Н. Мушик:

«На начало 1-го класса дети умели хорошо выделять лишнее, запоминать на слух и отличались достаточно хорошей устойчивостью внимания. Среди классов параллели, тем не менее, самые низкие показатели по темпу работоспособности, по зрительному запоминанию с использованием логического приема и, соответственно, по такой мыслительной операции, как аналогия, т.е. умение устанавливать логические связи.

В ходе работы в течение трех лет на момент окончания начальной школы учащиеся 3 «в» класса показали следующие результаты:


  • работоспособность выросла больше, чем в два раза, при том же хорошем внимании;

  • развитие логических операций соответствует средним показателям по параллели (32 балла), особенно рост заметен в обобщении и аналогии;

  • словарный запас учащихся имеет показатель выше среднего по параллели и в целом соответствует возрастной норме;

  • количество грамматических ошибок наименьшее по параллели, что говорит о спонтанной грамотности учащихся, так как заранее писать грамотно детям установка не давалась;

  • самый высокий показатель достигнут по зрительной памяти с использованием логического приема – 16, средний по параллели – 13,4».

В 2002-2003 учебном году будет второй выпуск детей по этой программе. Методический отдел Центра готовит семинар для педагогов дополнительного образования по интегрированному обучению на основе народного творчества, который пройдет в новом учебном году.

Досуговым отделом ЦДОД «Мотовилиха» разработана досуговая программа по народным праздникам, которая реализуется с 1999 года. Ежемесячно для школьников 1-5 классов проводятся праздники на народном материале, такие как «Завалинка», «Праздник русских народных ремесел», «Масленица», «Праздник русских народных игр», «Молодецкие забавы», «Мы за чаем не скучаем», «Праздник русской печки», «В гостях у Матрешки» и др. Все праздники сопровождаются выступлениями коллективов Центра народной тематики.

Обязательным элементом обучения и воспитания детей на народных традициях является региональный компонент. Это изучение истории и быта Уральского региона, Мотовилихи; элементы уральского и комипермяцкого танца, прикладного народного творчества; изучение особенностей празднования Масленицы в Пермской области (Барда, Оханск, Карагай, Нытва и др.)

Опыт работы показывает, что воспитание детей на народных традициях помогает решать очень важные задачи, а именно духовное возрождение русского народа, воспитание гражданского долга, патриотизма, любви к своей родине, чувства принадлежности к национальной культуре, принятие в качестве своих ее ценностей, построение собственной жизни с их учетом.


О программе развития МОУДОД ДЮСШ «Олимп»
Сухорукова В.С.,

директор МОУДОД «Олимп»
В течение последних трех лет наша школа вышла на высокие показатели уровня воспитания и обучения юных спортсменов. Это подтверждает присвоение ДЮШ «Олимп» в 2001 году звания «Звездный педагогический коллектив 2001 года», присужденного Комитетом по образованию и науке администрации города Перми, а также школа по итогам аттестации и аккредитации является учреждением высшей категории.

Качественной характеристикой уровня образования, организации учебно-воспитательного процесса являются спортивные результаты учащихся в школе. Воспитанники «Олимпа» принимают участие в соревнованиях высокого ранга, такие как Первенства и Чемпионаты области, России, а также Всероссийских и Международных чемпионатах и турнирах. Акробаты «Олимпа» входят в число лучших в России, еженедельно включаются в состав сборной команды России по акробатике. В мае 2002 года на чемпионате Европы в г. Дэнза (Бельгия) они завоевали 4 золотых и 8 серебряных медалей. Это А. Григорьев, И. Борисов, А. Ромашов, С. Роор. Известны в России и за ее пределами и борцы «Олимпа». С. Червяков – бронзовый призер Международного турнира по греко-римской борьбе на призы А. Карелина в 2000г., в 2001г. бронзовый призер чемпионата Вооруженных сил. 19-23 июня 2002 года во Франции (г. Бордо) М. Бурцев занял 1 место на Первенстве мира среди кадетов и завоевал золотую медаль.

Коллектив школы уверен, что на пути к высокому спортивному результату обучающиеся и тренеры должны найти новые средства подготовки, методы и условия мобилизации функциональных и двигательно-технических способностей, неуклонно раздвигать рубежи кажущихся границ, так как спорт представляет собой тип творческой деятельности.

Дальнейшее развитие школы, подготовка в ней спортивного резерва и спортсменов международного класса требует новых подходов в организации массовой физической культуры, учебно-тренировочного процесса с учетом быстро изменяющихся требований международных спортивных организаций. Поэтому педагогическим коллективом школы была создана программа развития, которая охватывает аспекты физического развития детей дошкольного возраста, учащейся и неучащейся молодежи, вопросы подготовки спортивного резерва и спортсменов международного класса, а также предусматривала бы меры по укреплению и развитию материальной базы школы, созданию научно-исследовательской и совершенствованию нормативно-правовой базы. Разработка данной программы продиктована необходимостью внесения изменений в организационные и правовые отношения, сложившиеся в сфере физической культуры и спорта, сохранение высокого имиджа спорта России на международной арене, внедрения принципов здорового образа жизни путем пропаганды культивируемых в школе видов спорта.

ДЮСШ «Олимп», являясь учреждением дополнительного образования детей, ставит целью своей работы, в первую очередь, привлечение максимально-возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом.

Программа развития предусматривает основные направления развития физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, трудовой реабилитации, повышения занятости детей, подростков и молодежи в спортивных секциях с целью профилактики правонарушения, а также программно-методическое обеспечение процессов физического воспитания, подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса, способных достойно представлять Россию на международной спортивной арене.

Решение стоящих перед школой задач зависит, с одной стороны, от адекватного понимания функционирующей системы воспитания и обучения, а с другой – от внедрения в программу новейших педагогических научных технологий, которые открывают путь к конкретному улучшению учебно-воспитательного процесса. Настоящая программа предусматривает дифференцированный подход к организации физического воспитания детей различных возрастных групп. Для устойчивого, планомерного развития спорта на прогнозируемой основе с учетом новейших достижений научной и технологической мысли необходимо создать банк данных, в котором бы были сосредоточены исследования и разработки в области массовой физической культуры и спорта высших достижений.

Данное положение в полной мере относится и к медицинскому обеспечению во время тренировочного и соревновательного процессов. В настоящее время развитие спорта таково, что на первые роли выдвигается уровень медико-биологического регулирования спортивной деятельности на основе новейших достижений в этой области.

Немаловажной задачей для успешного решения настоящей программы развития необходимо обеспечить школу тренерско-преподавательскими кадрами, педагогом-психологом, а также совершенствовать систему подготовки и переподготовки тренеров-преподавателей.

В результате реализации программы развития мы ожидаем увеличения числа детей и подростков, занимающихся в спортивных секциях ДЮСШ и, как результат, снижения уровня заболеваемости. Рост числа спортсменов международного класса и перспективного спортивного резерва кандидатов в сборные команды России. Создание условий для подготовки спортсменов международного уровня среди обучающихся в школе, способных поддержать имидж России на международной спортивной арене.



Создание и реализация программы «Экстрем» МОУДОД «ДСОЦ»
Рыбин Н.Г., руководитель структурного подразделения МОУДОД «ДСОЦ»
Самая беспристрастная наука «статистика» неумолимо свидетельствует о росте числа преступлений среди несовершеннолетних. Подростки становятся легкой добычей наркодельцов, взрослых преступных обществ, сами объединяются в преступные группировки.

По данным ОППН УВД Мотовилихинского района ежегодно ставится на учет от 550 до 600 подростков, 500 – из неблагополучных семей. При этом отмечается рост повторной преступности среди подростков, групповой и тяжких преступлений.

В то же время независимые социологические исследования, проведенные в ряде школ Мотовилихинского района, указывают на то, что подростки, занимающиеся в системе дополнительного образования, оказываются вовлеченными в асоциальные группы на 30 % меньше.

Из всего этого следует, что несмотря на широкую сеть системы подростковых и детских центров и программ, на сегодняшний день они оказываются недостаточными, чтобы остановить нарастающую волну наркопотребителей и роста асоциальных групп среди подростков.

МОУДОД «ДСОЦ» выступил инициатором в создании программы «Экстрем», предполагающей создание сети спортивно-оздоровительных секций, организующих досуг детей и подростков «группы риска», пропагандирующих здоровый образ жизни, обеспечивающих образование, направленное на физическое, нравственное и духовное воспитание несовершеннолетних.

Работа по программе «Экстрем» ведется с 1999 года совместно с государственными и общественными организациями ОППН, КДН, МОУ «Центр психологической и медико-социальной помощи детям», наркологической службой, общеобразовательными учреждениями. Скорректированы планы работы с социальными педагогами школ района. Проводятся собрания с подростками, состоящими на учете в ОППН, по микрорайонам совместно с инспекторами ОППН.

Выпущены два буклета по программам, оформлены стенды в ОППН, КДН.

В МОУДОД «ДСОЦ» создан отдел «Экстрем» с целью реализации программы социально-психологической адаптации и реабилитации детей и подростков, состоящих на учете в ОППН, путем привлечения их в различные спортивные секции.

Самоуправление – как форма организации детских коллективов для нас представляет особый интерес в работе с подростками «группы риска» в спортивных секциях.

Реализация проекта позволяет целенаправленно внедрять модель самоуправления в отделе «Экстрем» с указанной группой детей в возрасте 14-17 лет.

В течение учебного года обратилось 123 подростка, желающих заниматься в спортивных секциях, 97 из них нашли себе применение.

В школе № 118 работает школа выживания «Надежда», где занимаются подростки, состоящие на учете.

На конец учебного года в учебных группах «Экстрем» занимаются 378 подростков, из них на учете в ОППН - 83 человека, на внутришкольном – 213.

В летний период организованы 4 площадки для «трудных» в клубах «Спутник», «Скиф», шк. 118 и выезды на сплавы.

В летних лагерях с дневным пребыванием отдохнуло:

в 2000 г. – 125 детей

в 2001 г. – 140 детей

в 2002 г. – 170 детей.

Ходили в походы и сплавы:

в 2000 г. – 100 детей

в 2001 г. – 163 детей

в 2002 г. – 154 детей.

Работали по благоустройству территорий и озеленению спортплощадки:

в 2001 – 48 детей

в 2002 – 70 детей.

В учебном году все педагоги провели открытые уроки. Основной упор был направлен на мастерство педагога, умение работать с детьми, увлечь их разными видами спорта, искать и найти подход к «трудному» ребенку.

В феврале проведен открытый педагогический совет с приглашением представителей от организаций района, работающих с подростками. С педагогами провели психологический практикум по проблемам работы с подростками.

Большую помощь в воспитательной работе оказывает социально-психологическая служба, с которой заключен договор «Сотрудничество по социально-психологическому сопровождению работы ДСОЦ». В связи с этим проведены мероприятия – занятия для подростков в активной форме, профилактическая работа врача-нарколога, лекции, видеолектории, индивидуальные консультации.

Результаты работы с подростками следующие:

19 ноября провели соревнования «Открытый ковер» по рукопашному бою, в котором приняли участие 46 подростков, 13 из них заняли призовые места. В зимние каникулы провели «Веселые старты» с приглашением команды из приюта «Милосердия», конкурс «А ну-ка, девушки». В областных соревнованиях по планерному спорту заняли III место из 26 команд. В Первенстве города по военно-спортивному многоборью «Кубок Победы» заняли 10 место из 26 команд, хорошие результаты имеют воспитанники педагога Трапезникова А.М. Воспитанники Рыбина Н.Г. участвовали в соревнованиях по атлетизму, заняли 1 место – 2 чел., 2 место – 1 чел. Ежегодно проводится конкурс «Лучший педагог».



Реализация программы «Экстрем» позволяет решать многие назревшие проблемы в отношении подрастающего поколения – социальные, нравственные и иного характера, влиять на повышение уровня социального и душевного здоровья населения, увеличить количество подростков и их семей, ведущих здоровый образ жизни.





<< предыдущая страница  
Смотрите также:
Состояние и перспективы развития системы дополнительного образования детей Мотовилихинского района г. Перми
434.67kb.
3 стр.
Начальный этап обучения игры на гитаре
148.93kb.
1 стр.
Отчет «Состояние системы дополнительного образования детей Санкт-Петербурга в 2011/2012 учебном году»
102.82kb.
1 стр.
«Дополнительное образование детей во Владимирской области: опыт проблемы, перспективы развития» приняли участие руководители учреждений дополнительного образования для детей, специалисты муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере
40.75kb.
1 стр.
Методическое пособие организация дополнительного образования детей в клубе по месту жительства
135.76kb.
1 стр.
Дополнительного образования детей центр развития творчества детей и юношества ленинского района
45.15kb.
1 стр.
«Реализация основных направлений развития системы образования района: на пути к становлению современной модели образования»
88.12kb.
1 стр.
Программа развития Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества
1539kb.
9 стр.
Открытый городского фестиваля хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей города Иванова положение
49.88kb.
1 стр.
Конкурс посвящен 65-летию Победы в Великой Отечественной войне и 65-летию атомной отрасли России. Проводится Муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества
76.99kb.
1 стр.
Образовательные учреждения дополнительного образования детей
17.37kb.
1 стр.
«автомотоцентр» практическое пособие для педагогов дополнительного образования
1161.65kb.
5 стр.