Главная
страница 1страница 2страница 3

Проблемы и перспективы развития технического творчества


в МОУДОД ЦДТ «Шанс»
Холманских С.Б., руководитель структурного подразделения Станции юных техников
Техническим творчеством в районе занимаются 2250 детей в 6-ти клубах и школе № 74 (примерно 25% от всех детей, занимающихся в МОУДОД ЦДТ «Шанс»).

Технический отдел МОУДОД ЦДТ «Шанс», призванный координировать образовательную деятельность по техническому творчеству, имеет следующую структуру – заведующий отделом, 3 методиста и 40 педагогов, из которых 15 совместителей (37% от общего числа). 22 педагога имеют высшее образование, что составляет 55% от общего числа. Квалификационную категорию имеют 18 человек (45% педагогов), из них высшую – 1; 1-ю – 6 и 2-ю – 11 человек.

В отделе реализуются 43 образовательные программы по 5 направлениям технического творчества:


  • начальное техническое моделирование – 13 программ;

  • спортивно-техническое направление (техническое моделирование; авто-, судо- и авиамоделирование, картинг и багги) – 11 программ;

  • производственно-техническое направление (радиоэлектроника и автоматика) – 5 программ;

  • компьютерное творчество – 8 программ на бюджетной основе и 4 программы в разряде платных услуг;

  • фото – 2 программы.

Базовым местом расположения отдела является Станция юных техников.

Здесь имеется свой методический кабинет, библиотека по техническому творчеству, насчитывающая около 400 книг и более 2000 журналов 25-ти наименований, информационный банк нормативно-правовой документации.

Оценивая ситуацию, сложно сказать, в каком состоянии у нас находится техническое творчество в развитии или в состоянии затянувшейся стабилизации, но то, что пока не деградируем – это точно. Все зависит от того, какую первоначальную точку отсчета взять. Если рассматривать отправной точкой доперестроечное время, то есть когда мы относились к внешкольным учреждениям, когда финансирование, хотя и по остаточному принципу в сравнении со школой, было более или менее стабильным, когда заработная плата примерно находилась на уровне средней по стране, когда предприятия, ЖЭКи или иные учреждения имели возможность содержать социальную сферу – явно заметно, что мы пока не достигли того уровня в количественном плане, хотя прогресс в качестве предоставляемых услуг налицо. Если же точкой отсчета принять выход Федерального закона «Об образовании» и последовавший за ним перевод учреждений в разряд образовательных, то здесь явный прогресс, как в качественных, так и в количественных показателях.

Как известно, развитие не возможно без постоянного решения проблем, которые перед нами ставит жизнь. Возникли проблемы – необходима цель, появилась цель – поставили задачи, решили задачи – получили результат и перешли на новый виток в спирали развития. И снова проблема – цель – задачи – результат. Это как река – сколько раз не возводи на ней плотины и запруды, она все равно побурлит, побурлит да найдет себе новое русло и течет дальше.

Итак, как же мы развиваемся, какие проблемы возникают, как их решаем и с каким результатом?

Проблема № 1.


Одна из важнейших проблем: это – финансирование. Без ее решения техническое творчество, как, пожалуй, самый из высокозатратных видов образовательных услуг, умрет. Бюджетных денег не просто катастрофически не хватает – их иногда совсем нет.

Как мы выходим из нее? Вот несколько примеров:

1. Воспользовались случаем, когда существовала система взаимозачетов, и смогли приобрести часть инструментов и материалов. Приобрели так же 2 компьютерных класса в клубы, немного мебели и т.д.

2. Спонсоры (или благотворители). У нас по-прежнему есть друзья, которые помогают нам в оснащении образовательного процесса, отправке детей на соревнования, выделении подарков и призов, проведение подписной компании и т.д. Это физические и юридические лица, большую помощь оказывают родительские комитеты, которые существуют в ряде кружков.

3. Выполнение разовых заказов учреждений и предприятий по изготовлению определенной продукции, оказания ряда услуг. Кроме того, в Центре существует выставочный зал, расположенный на оживленном перекрестке дорог у Цирка, где помимо наших выставок проводят свои представления и другие организации и частные лица. Участие в таких выставках платное, кроме того, продаются билеты на просмотр экспозиции.

4. Платные образовательные услуги. Оказанием платных услуг у нас занимается 5 объединений компьютерного творчества и, как показала практика, если услуга конкурентоспособна и имеет устойчивый спрос, то может приносить определенный доход.

Проблема № 2.

Кадровое обеспечение образовательного процесса. Как говорится – «кадры решают все» и на современном этапе это тем более актуально, так как во главу угла ставиться воспитательный момент в образовании. Почему проблема стоит сегодня так остро?

Ну, во-первых, подготовкой педагогов дополнительного образования именно по техническому творчеству не занимается, наверное, ни одно профессиональное образовательное учреждение. Поэтому нет и не может быть готовых специалистов.

Во-вторых, специфичность деятельности. Хороший педагог должен быть не только прекрасным педагогом, но и специалистом-профессионалом, мастером своего дела.

В-третьих, престижность профессии не достаточно высока в современных условиях.

Что мы делаем для ее решения?

1. Через кадровую службу Центра ежегодно подаем заявки в Центр занятости, в профессиональные учебные учреждения. Кроме того, ежегодно на базе КЮТ «Квант» (педагог Башин П.Ю.) проходят месячную практику учащиеся педагогического училища № 4.

2. Последние годы Центр «Шанс», а вместе с ним и мы, принимаем участие в выставках «Спорт и отдых» и «Образование и карьера», проводимых Пермской ярмаркой. Здесь решаются сразу два вопроса – ищем педагогов и даем информацию о себе для детей и родителей.

3. Привлекаем к работе своих бывших выпускников. Сейчас 6 работников отдела, окончившие наши учреждения в разные годы, ведут у нас преподавательскую работу.

4. Для повышения престижности профессии педагога дополнительного образования, закрепления кадров в отделе и Центре, мы провели ряд мероприятий:



  • разработана система стимулирования работников Центра, включающая в себя материальное стимулирование в виде разовых премий и систему доплат по итогам учебного года. Например: за высокий уровень подготовки воспитанников – призеров соревнований, выставок, конкурсов; за проведение на высоком уровне мероприятий; за творчество; за заведование кабинетом и т.д.;

  • оказание помощи педагогам в прохождении аттестации, включающую в себя как работу по подготовке материалов, открытых занятий, так и морально-психологический настрой;

  • участие в конкурсе «Учитель года» в номинации педагог дополнительного образования. Наши педагоги не только постоянно участвуют в районном конкурсе, но и всегда становятся лауреатами. Здесь следует сказать, что наверное мы первыми у себя в районе подготовили и провели такой конкурс среди педагогов дополнительного образования. Тогда он еще назывался «Мастер» и очень приятно, что его первым победителем стал педагог СЮТ Стрелков А.Г.;

Следует отметить, что текучесть кадров в отделе не превышает в среднем 5 %, а у 60 % работников стаж работы в отделе более 10 лет.

Проблема № 3.

Методическое сопровождение образовательного процесса.

Больше половины наших сотрудников не имеют педагогического образования. Поэтому, на методическую службу возложена большая ответственность в оказании помощи педагогу в организации образовательного процесса. Хочу отметить, что в работе с педагогом мы используем тот же принцип, что и в работе с детьми – «не навреди»! Можно постоянно загружать педагога различными заданиями, бумагами и тогда у него не останется времени на подготовку занятия и его проведение. Лучше если ему помочь в работе. Ведь методист – это помощник.

В отделе работают 3 методиста. Один – методист клуба «Электрон», а два – методисты СЮТ. Это Вершинина М.А. (1-я квалификационная категория) и Горбунова Н.В. (2-я квалификационная категория). Одна имеет высшее техническое образование, другая – высшее педагогическое. Так что сплав опыта и знаний дает о себе знать. Кроме того, мы имеем возможность подключать к решению проблем, консультаций еще около 30 специалистов – сотрудников Центра. Среди них и валеолог, психолог, педагоги-организаторы и т.д.

Основные функции методкабинета следующие:



  • программное сопровождение образовательного процесса;

  • учебно-методическое обеспечение;

  • повышение квалификации работников;

  • проведение массовых мероприятий.

Основная масса программ, реализуемых в отделе, модифицированные к условиям реализации в нашем учреждении. Работа по ним велась уже давно. Сначала мы просто писали за педагога пояснительную записку, корректировали содержание. Такой опыт помог осмыслить необходимость создания методических пособий для педагога по работе над программой. Ведь не у каждого педагога есть достаточно времени проводить в библиотеках, штудируя различную специальную литературу. Так родились подборки «В помощь педагогу» - «Словарь понятий», «Целеполагание в кружках технического творчества», «Методы и формы проведения занятий» «Новые образовательные технологии» и т.д. Перейдя на уровень консультационно-информационной работы с педагогом, подготовили пособие по написанию программы, включающее в себя не только требования к ней, но и наглядные примеры построения программы как в алгоритмической последовательности, так и в текстовом варианте. Введя в программу раздел «Механизм отслеживания результативности», разработали диагностическую карту проверки ЗУНов, карту отслеживания результативности образовательного процесса. Примеры работы с картами отработали на одном из педсоветов. Такая форма контроля позволяет наглядно отслеживать процесс обучения ребенка как по отдельным темам, так и по программе в целом, увидеть слабые места, показать результат.

Все это позволило нам закончить основную работу с программами к аттестации, которую Центр прошел успешно. Теперь ведется работа по совершенствованию программ.

Но любая программа предполагает наличие в ней дидактического и методического обеспечения образовательного процесса. Поэтому, разработаны и утверждены на учебно-методическом Совете Центра критерии оценки методпродукции педагога. Теперь каждый педагог имеет возможность обобщить свой опыт, подготовить рекомендации для педагогов и детей как по отдельной теме, так и по программе в целом. Педагог получает за них оплату в виде методчасов, а отдел готовую продукцию. Наиболее интересные работы мы печатаем.

Нами подготовлен «Методический рейтинг» педагога, который в наглядной и доступной форме позволяет как самому педагогу, так и руководству отдела оценить перспективу роста в работе. Первый опыт использования показал, что в отдельных случаях оценка педагога и методиста не совсем совпадают. Иногда педагог завышает критерий, но в основном встречаются заниженные оценки. Это говорит о неадекватности восприятия. Ну что ж, есть над чем поработать, есть что исправлять.

Вот уже 3-ий год в Центре действует традиция, когда каждый методист в начале учебного года выбирает себе тему, над которой работает в течение всего года. Результат в конце года оформляется в виде справки или другого документа, который проходит защиту на учебно-методическом Совете Центра. Здесь преследуется сразу две цели: во-первых, тема должна совпадать с направлением деятельности отдела и во-вторых, заключительная работа обобщает накопленный материал, что позволяет систематизировать информацию.

Теперь что касается повышения квалификации работников.

Через Центр мы получаем информацию, какие семинары и по каким темам проходят в городе. Это касается, в основном тех, которые проводятся на бесплатной основе ИПК или ПГПУ. Кроме того, в связи с тем, что наш Центр обладает мощным педагогическим потенциалом, ИПК включает интересующие темы в свой план и проводит обучающие семинары прямо на нашей базе. Так, у нас успешно прошел семинар-практикум «Проектный методы в учреждении дополнительного образования», в работе которого приняли участия все руководители структурных подразделений и часть методистов. Результатом его были подготовленные проекты развития отдельных подразделений. Так родился наш проект «Изменение отношения педагогов к своей педагогической деятельности», над которым мы и работаем. Аналогичные семинары-практикумы проходят и для других работников.

Помимо этого, для начинающих и заинтересованных педагогов, в отделе ежемесячно проводятся семинары по НТМ и, новому для нас направлению, которое стараемся активно развивать, - «Оригами». Следует отметить, что последнее направление пользуется интересом не только у детей младшего и школьного возраста, но и их родителей. Поэтому, возможно в скором времени, мы сможем сделать его как платной услугой. Второй год в отделе успешно действует обучающий семинар «Новые образовательные технологии», который ведет Вершинина М.А. В этом году мы начинаем проводить работу по внедрению в образовательный процесс ТРИЗ.

Используя богатый опыт наших педагогов, мы привлекаем их не только к проведению обучающихся семинаров, но и открываем стажерские площадки для тех работников, кто хотел бы повысить свое мастерство. Так, уже два года работают площадки у педагогов Стрелкова А.Г. (судомоделирование) и Идрисова Г.Н. (техническое моделирование).

Проблема № 4.

Конкурентоспособность предоставляемых услуг.

На первый взгляд, такая проблема пока не стоит. Но если смотреть в будущее, то она возможна и над ней мы начинаем работать. Хотел бы отметить, что в компьютерном творчестве мы с ней уже начинаем сталкиваться. Если еще 2-3 года назад компьютеры были только в школах, да и то не во всех действовали, то на сегодняшний день функционируют уже практически в каждой школе компьютерные классы, открыто несколько компьютерных клубов. Поэтому здесь мы расставляем акцент на уровень предоставляемых услуг. У нас имеется ряд интересных программ, такие как «Талантливые дети в Интернете», «WEB-дизайн» и другие.

Кроме того, данная проблема непосредственно связана с качеством представляемых услуг, а это, согласитесь, на сегодняшний момент достаточно актуально.

Проведенный нами опрос детей по школам и подразделениям Центра выявил следующую картину:



  • большинство детей знает, что такое техническое творчество;

  • 21% опрошенных детей хотел бы заниматься им;

  • наиболее интересны для них такие виды как авиамоделизм, судомоделизм, картинг, радио и автодело.

Как видно, спектр довольно широкий – от моделизма до практического управления техникой, поэтому нам есть над чем работать.

Нами подготовлен и внедрен пакет анкет для детей, педагогов и их родителей, направленный на получение информации об удовлетворении результатом своей деятельности всех участников образовательного процесса, комфортности условий, стремлении к инновациям. Результат обработки показал следующее:



  • большинство педагогов готово к инновациям, хотят их и готовы в них участвовать. Им необходима помощь администрации Центра и руководства отдела;

  • 80% детей удовлетворены результатами своего труда и желают в дальнейшем заниматься любимым делом;

  • большинство родителей не только приветствуют занятость своего ребенка в наших кружках, но некоторые из них готовы помогать и помогают своему кружку.

Это для нас вдвойне радостно, так как и результаты выступления в различных конкурсах и соревнованиях у нас неплохие. В отделе ежегодно проводится до 40 мероприятий – соревнования, конкурсы, выставки. В 60 % из них принимают участие кружки не только района, но и города. В выставочном зале Центра прошли фотовыставка «Фотография: прошлое, настоящее и будущее», выставка технического творчества «Бумажная пластика». Наши коллективы постоянные участники почти всех мероприятий по техническому творчеству в городе и области, имеем при этом неплохие результаты. Постоянно есть участники и призеры Российских соревнований. В феврале 2002 года команда СЮТ участвовала в первенстве России по трассовому автомоделизму (педагог Петров М.А.) в г. Уфа, а в марте команда клуба юных техников «Квант» (педагог Башин П.Ю.) – в первенстве России по судомодельному спорту в г. Кирове, где его воспитанник Бушев Н. занял I место, а команда – III место.

В отделе наработано много интересного по программе развития, по взаимодействию со школами и другими учреждениями дополнительного образования, по работе методической службы и много другого.


Некоторые результаты сравнительных исследований креативности

мышления юных музыкантов
Морозова Н.В., педагог-психолог

МОУДОД «Детская школа искусств»
Неоспоримо влияние музыкального искусства на человека. Начиная с Древней Греции вплоть до современной Америки музыка широко применяется в качестве безотказного средства физио- и психотерапии. Являясь своеобразным предъязыком, с раннего детства, без слов, музыка помогает человеку понять и выразить себя, свой. внутренний мир, подняться до понимания законов мироздания.

Однако, в современных условиях, когда высшие эстетические потребности человека могут быть удовлетворены простым нажатием кнопки аудиоустройства, вопрос о необходимости учиться музыке приобретает новую актуальность.

4 года в МОУДОД «Детская школа искусств» ведутся психолого-педагогические исследования на тему: «Влияние музыкального образования на способности и лич­ность ребенка».

В рамках данной тематики нами изучаются особенности интегральной индиви­дуальности юных музыкантов, проведены сравнительные исследования влияния музы­кального образования на процесс социальной адаптации детей и подростков. В 2001/2002 гг. проведено исследование жизненных ценностей и ценностных ориента­ций учащихся, занимающихся музыкальным фольклором и традиционной народной культурой.

Размеры данной статьи не позволяют осветить все результаты разносторонней исследовательско-диагностической работы ДШИ. Сосредоточимся лишь на одном ее направлении: изучении развития креативности мышления детей в процессе музыкаль­ного образования.

В нашем исследовании нас интересовал вопрос о том, насколько творческие возможности ребенка, появляющиеся в его музыкальной деятельности, переносятся в другие жизненные сферы; как занятия музыкой помогают развитию креативности мышления детей.

В основу теории о стилях мышления положена концепция доминирования пра­вого или левого полушария головного мозга и связанные с этим предпочтения в восприятии интеллектуальных операций. С работой левого полушария связывают на­выки вербально-логического, дискретного, аналитического мышления, создание непро­тиворечивого контекста. Функцией правого полушария является целостное воспри­ятие, пространственно-образное мышление, формирование многозначного контекста.

Креативность, как особая творческая способность, требует активнейшей работы обоих полушарий мозга. Вместе с тем, наблюдая за наиболее распространенными методами работы массовой школы, мы зачастую по-прежнему видим преобладание левополушарных навыков и умений.

Падение уровня творческих способностей, особенно временное замедление разви­тия оригинальности мышления за период обучения в начальной школе отмечают многие исследователи (Я.Кюрти, 1983; Д.Б.Богоявленская, 1995,1999; Д.Бостанжиева, 1997 и др.) Причины этого явления объясняются по-разному: Д.Б. Богоявленская свя­зывает этот факт с закономерностями возрастного развития, Р.Кюрти и Д.Бостанжиева - преобладанием в школьном обучении установки на развитие конвер­гентного мышления, ростом произвольности в ущерб оригинальности. Мы разделяем вторую точку зрения и решили это доказать с помощью сравнительного психологи­ческого исследования.

Искусство заставляет мозг работать на повышенном эмоциональном фоне, требуя одновременной работы обоих полушарий. Так как восприятие музыки, пение, музицирование на музыкальном инструменте, творческие задания требуют постоянной ак­тивности правого полушария, это препятствует резкому левополушарному доминиро­ванию в обучении, способствует большей интеграции мозговых процессов. Занятия музыкой помогают ребенку сохранить и преумножить его творческий потенциал, оригинальность мышления, гибкость воображения, многозначность восприятия за счет более гармоничной работы мозга. Для исследования данной гипотезы мы обратились к форме обучения в рамках специальных «музыкальных» классов школы искусств, ученики которых, помимо общей школьной программы, занимаются музыкой по про­грамме музыкальной школы.

Цель исследований: сравнить уровень креативности мышления учащихся музыкальных классов и их сверстников, не занимающихся музыкой.

В исследовании принимали участие 162 ученика школы №47 г. Перми: одна экспериментальная и две контрольные группы детей начальных классов. В экспери­ментальную группу вошли учащиеся музыкальных классов. Условием приема в музыкальный класс является желание самого ребенка. В качестве контрольных на каж­дой параллели взяты: «сильный» класс и «обычный» класс. По данным вступительного психолого-педагогического тестирования, учащиеся «сильного» класса на момент по­ступления в школу имеют с музыкальным классом примерно одинаковые средние показатели интеллекта и степени готовности к школе.

В качестве основного средства исследования был взят тест П.Торранса, невер­бальный, субтесты 1-й «Нарисуй картинку» и 2-й «Незавершенные фигуры». Парамет­ры оценки: беглость, оригинальность, гибкость мышления, разработанность идеи.

Результаты исследования подтвердили снижение показателей по фактору ориги­нальности мышления в контрольной группе к концу первого класса с одновремен­ным повышением результатов по фактору разработанности идеи. В музыкальных классах картина иная: показатели оригинальности мышления неуклонно растут на протяжении трех лет обучения, во 2-м и 3-м классе намного обгоняя контрольную группу (см. схему) Показатели беглости также выше в экспериментальной группе. Показатели разработанности идеи возрастают, но медленнее, чем в контрольной груп­пе. По показателю гибкости мышления значимых различий не обнаружено.

Качественный анализ рисунков позволяет заметить, что у учащихся музыкальных классов более широкая и гибкая образная сфера: если в работах учащихся «сильно­го» класса в рисунках часто преобладают образы фантастических машин, механизмов, НЛО (именно так дети трактуют понятие «необычного, оригинального») то у «музы­кантов» широко представлены образы природы, растительного и животного мира, предметы быта, портреты людей. Названия рисунков также передают целостный образ, широко используются прилагательные: «Необычная весна», «Веселая кошка Роза», «Ненаписанное письмо» и т.п. В целом мы рискнули бы заявить, что в работах юных музыкантов образный мир предстает перед нами как более гармоничный и . комфортный.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась. Тот факт, что в исследовании при­нимали участие не одаренные, а обычные дети, лишь подчеркивает значение музы­кального образования для развития креативности мышления любого ребенка.

Дальнейшие исследования с применением методики Торранса, а также теста Гилфорда «Необычное использование предмета» проводились в отделениях ДШИ при школах № 105,133.151, 67,114,125.

Используя методику Торранса также в качестве проективного рисуночного теста, мы могли выяснить отношение детей к содержанию и формам проведения учебных музыкальных занятий. Так, в обычных условиях тестирования рисунки детей говорят нам не только о творческих способностях их авторов, но и помогают понять жиз­ненные трудности и проблемные зоны ребенка. Это проявляется в тематике рисунков, выборе цвета, размера, штриховки и т.д. После занятия, посвященного музыке П.И. Чайковского и проходившего в форме концерта-викторины с использованием приемов интерактивного обучения (школа № 133, педагог Новик Н.Г.), в тестовых ри­сунках детей не было отмечено ни одного тревожного, агрессивного, болезненного симптома. Воистину музыка лечит!

Интересны результаты теста, проведенного среди участников больших музыкаль­ных коллективов (эстрадно-симфонический оркестр школы №105, хор «Кода» - школы № 151, хор «Миниатюра» - школы № 67). Проведение теста Торранса сразу после занятий хора или оркестра в большинстве случаев показывало временное снижение оригинальности мышления. Это вполне объяснимо. В коллективном музицировании важен общий результат. Направленность на общую цель, стремление к одновременному звучанию' заставляют забыть о собственной индивидуальности, подчиняться требованиям дири­жера. Результаты исследования креативности мышления участников музыкальных коллективов в большей степени, чем обычно, зависят от стиля работы его руководи­теля, общей атмосферы занятия.
Создание благоприятной среды для личного и профессионального

самоопределения ребенка


Шпак С.В., директор МУДОД «Детско-юношеский центр «Антей»
В нашем центре "Антей" всё перемешалось: детство и зрелость, юность и романтика, мечты и реальная жизнь. Это наш второй Дом. В этом Доме царит дух доброты и приверженности. В этом доме радость и слёзы, встречи и расставания; люди, однажды пришедшие сюда по зову сердца, никогда не покидают этот вечно кипящий страстями дом. Всё свое свободное от школы время детишки неодержимо проводят в нём. Занимаются сразу не в одном кружке, участвуют в разных мероприятиях, попробовав себя в ролях: танцора, певца, конферансье, музыканта, художника, зрителя и т. д. Даже песню придумали со словами: "Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам, только дети спешат всё быстрей в этот маленький домик среди зданий высотных в детский центр под названием "Антей". Здесь поют и танцуют, вяжут, шьют и рисуют; дошколенок уже грамотей! Для здоровья не сыщешь вида спорта полезней, чем борьба и футбол, и хоккей. Здесь распахнуты двери для любых увлечений, в эту дверь ты иди не робей, покажи, что умеешь, научись, если хочешь, свой задор молодой не жалей"… В этом доме царит любовь, любовь педагогов и детей друг к другу, у них общее дело. Дети не чувствуют себя подневольными, как в школе. И педагоги, и дети хотят одного и того же – чтобы у воспитанников получилось как можно лучше. Они не считают, что детство – это переходный период к настоящей, то есть взрослой жизни. Они понимают, что детство – это тоже самая настоящая жизнь. Они в каждом из воспитанников уважают личность и воспитывают, конечно, но так, чтобы подопечные не чувствовали это ни в коем случае, иначе бы они наверняка сопротивлялись; точнее дети воспитываются этими людьми, этой атмосферой, этим воздухом. И обучаются также. Просто надо прочесть пьесу, которой нет в школьной программе. Надо ее переосмыслить. Надо понять мотивацию поступка героя. Надо думать. Не учить заданный урок, а думать над тем, что тебе интересно. И это замечательно. Это есть изумительный, не обнаруживаемый детьми процесс их воспитания и обучения. Это расширяет кругозор. А встречи с незаурядными людьми…

Но при этом воспитанников вовсе не готовят в актеры, художники, швеи, певцов и т.д. Им просто дают такую среду общения. И все-таки многие из них получают здесь профессиональную ориентацию.

Мы начали отслеживать дальнейший путь выпускников образовательных программ с целью оценки результативности работы педагогов, оценки созданных в Центре условий для самоопределения ученика в нынешней и будущей жизни. Анализ показал, что одна треть учащихся продолжают учебу в образовательных учреждениях города, сохраняя ту направленность, которую они выбрали, еще, будучи воспитанниками центра. Из общего количества педагогического коллектива, 7% - это бывшие выпускники нашего учреждения. 9% выпускников секции "Футбол-хоккей" выбрали эту деятельность своей профессией.

Первая жизненно важная проблема, с которой сталкиваются учащиеся 14-16 лет - это проблема выбора будущей профессии. Перед ними встает ряд жизненно важных вопросов: "Кем быть?", "Куда пойти?"

Поэтому одной из важнейших задач воспитания в центре "Антей" является - создание благоприятной среды для личного и профессионального самоопределения ребенка.

Эта задача в то же время является одной из основных особенностей дополнительного образования, связанной с идеей свободы выбора. В силу меньшей регламентированности дополнительное образование имеет объективно большие возможности в создании условий для самопознания и самоопределения молодежи (включая профессиональное самоопределение), что чрезвычайно актуально для подростков и юношества.

У ребенка, приходящего в Центр, есть возможность попробовать себя в разных видах деятельности, оценить свои потребности и способности на практике. Функционирует программа «Запись в объединения», которая обеспечивает увеличение вероятности более «точного попадания» детей в образовательные объединения, соответствующие их потребностям и склонностям. В реализации данной программы участвуют все службы центра: составляется рекламное объявление для каждого детского объединения, информация размещается в СМИ, школах, учреждениях города, на рекламных стендах, оказывается консультативная помощь детям и родителям по определению интересов и склонностей.

Также ребенок имеет возможность выбрать педагога, у которого он хотел бы учиться. В ситуации свободного выбора личность преподавателя может оказывать очень большое влияние на развитие личности ребенка, формирование его мировоззрения.

Анализируя социальный портрет детей, мы увидели, что в последнее время появилась новая категория – дети, которые прошли этап профессионального самоопределения и хотели бы более глубоко заниматься выбранным видом деятельности. Для этих детей были созданы новые образовательные программы: “Класс юного фармацевта”, “Школа по правоведению”, ”Класс компьютерной графики”, ”Школа латинской письменности” и другие, которые реализовывались на базе общеобразовательных школ в рамках интеграции общего и дополнительного образования.

Благодаря совместной деятельности, школы продолжили эту работу, включив в свою программу более углубленное изучение предметов, вызывающий особый интерес детей, заключив договоры с вузами. Таким образом, начала действовать целая система допрофессиональной подготовки детей.

Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия, сотрудничать, отличаться мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Поэтому, воспитание, как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания - формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Поэтому в рамках решения этих задач важно взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования детей, которые были и остаются одной из наиболее эффективных форм развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодёжи.


<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Состояние и перспективы развития системы дополнительного образования детей Мотовилихинского района г. Перми
434.67kb.
3 стр.
Начальный этап обучения игры на гитаре
148.93kb.
1 стр.
Отчет «Состояние системы дополнительного образования детей Санкт-Петербурга в 2011/2012 учебном году»
102.82kb.
1 стр.
«Дополнительное образование детей во Владимирской области: опыт проблемы, перспективы развития» приняли участие руководители учреждений дополнительного образования для детей, специалисты муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере
40.75kb.
1 стр.
Методическое пособие организация дополнительного образования детей в клубе по месту жительства
135.76kb.
1 стр.
Дополнительного образования детей центр развития творчества детей и юношества ленинского района
45.15kb.
1 стр.
«Реализация основных направлений развития системы образования района: на пути к становлению современной модели образования»
88.12kb.
1 стр.
Программа развития Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества
1539kb.
9 стр.
Открытый городского фестиваля хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей города Иванова положение
49.88kb.
1 стр.
Конкурс посвящен 65-летию Победы в Великой Отечественной войне и 65-летию атомной отрасли России. Проводится Муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества
76.99kb.
1 стр.
Образовательные учреждения дополнительного образования детей
17.37kb.
1 стр.
«автомотоцентр» практическое пособие для педагогов дополнительного образования
1161.65kb.
5 стр.