программа курса
РЕКЛАМА В СРЕДСТВАХ
МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Для студентов факультета журналистики,
обучающихся по направлению подготовки бакалавров
Москва
Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова
2006
УТВЕРЖДЕНО
кафедрой рекламы
и связей с общественностью
С о с т а в и т е л ь – канд. филол. наук, доц. М.В. Петрушко
Программа курса «Реклама в средствах массовой информации». – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2006. – 6 с.
Подготовлена на факультете журналистики.
© Петрушко М.В., 2006
Цели и задачи курса
На сегодняшний день средства массовой информации продолжают оставаться самыми действенными каналами распространения рекламной информации. На российском рынке, по исторически сложившейся традиции, именно газеты, журналы, телевидение и радио вызывают наибольшее доверие у потребителя как носители рекламной информации. Периодическая печать и электронные средства массовой информации остаются наиболее актуальными и востребованными как у рекламистов, так и у «потребителей» рекламы – потенциальных покупателей товаров и услуг. В связи с этим перед рекламными практиками и непосредственно рекламодателями возникает вопрос совершенствования методов медиапланирования, мониторинга аудитории СМИ, способов вычисления целевой аудитории, уместности размещаемой рекламы в конкретном издании или на определенном телеканале, радиостанции, Интернет-ресурсе.
Программа курса предполагает освещение не только традиционных информационно-рекламных носителей, но и новых, которые в специальной литературе еще недостаточно рассмотрены. К ним относятся рекламные технологии в Интернет-СМИ, а также такие разновидности новых течений в рекламном размещении, как рассылки путем e-mail, рассылки sms-сообщений на мобильные устройства (телефоны, карманные компьютеры, смартфоны), реклама на wap-серверах.
Курс предназначен для знакомства студентов с методиками определения характеристик аудиторий средств массовой информации, с особенностями функционирования различных видов СМИ, имеющими значение для размещения в них рекламы того или иного формата. Занятия по курсу тематически разделены, каждое предполагает ознакомление с демонстрационными материалами – непосредственно образцами СМИ, примерами рекламных обращений, статистикой по теме, таблицами и т. п.
В рамках программы учащиеся должны усвоить основные принципы подбора конкретных средств массовой информации для того или иного рекламного продукта; изучить варианты медиапланирования, подходящие для разных целей, а также уметь охарактеризовать разновидности СМИ и их специфику, важную для размещения рекламных объявлений.
По результатам курса сдается реферат (10 страниц) и устный зачет.
Тема 1. Понятие «аудитория СМИ»
Тиражи изданий, рейтинги каналов, станций и программ
Методы исследования характеристик аудитории СМИ
Определение целевой аудитории для рекламодателей. Принципы подбора СМИ для рекламной кампании.
Международные и Национальная тиражная служба России. Что такое аудит и сертификация тиража?
Исследования аудиторий СМИ. Деятельность «Гэллап Медиа», «Комкон 2», «Ромир», ВЦИОМа и других компаний по изучению аудитории СМИ.
Наиболее популярные методики тестирования рекламы.
Тема 2. Истоки и вехи эволюции рекламы в СМИ
Возникновение западноевропейской периодической печати – новый этап развития рекламных форм (XVII в.).
Особенности первых рекламных объявлений в прессе в Англии и Франции.
Образцы рекламы в первых российских газетах «Ведомости» (1703 г.), «Санкт-Петербургские ведомости» (1728 г.). Рекламные газеты «Петербургский листок», «Московский листок», «Газета-копейка».
Эволюция рекламных объявлений в XIX – начале XX вв. на примере американской прессы (как наиболее доступной в качестве исторической эмпирии).
Тема 3. Особенности рекламы в печатных СМИ. Газетная реклама
Газеты и их разновидности. Тонкости размещения рекламы в ежедневных, еженедельных газетах, качественной и «желтой» прессе.
Жанры печатной рекламы.
Тема 4. Виды журнальной рекламы
Классификация журнальных изданий.
Особенности информационно-политических, глянцевых, тематических журналов для рекламного применения.
Значение дизайна и цвета в журнальной рекламе.
Тема 5. Телевизионная реклама и ее разновидности
Понятие рейтингов телеканалов и передач. Методы исследования телевизионной аудитории.
Исторический экскурс на примере первой американской рекламы на ТВ (1950-е гг.).
Наиболее распространенные жанры телерекламы (ролик, бегущая строка и др.).
Роль агентств в размещении телерекламы («Видеоинтернэшнл»), текущие расценки.
Тема 6. Реклама на радио. История и современный этап развития
История возникновения радио. Первые варианты радийной рекламы (1920 е гг.).
Появление «мыльных опер» на радио в США как нового рекламного жанра. Первые джинглы.
Жанровое разнообразие современной радиорекламы (игровые аудиоролики, дикторские объявления, споты и др.).
Психологические особенности восприятия радиорекламы (проблемы восприятия устной информации). Технические особенности радиорекламы – звуковые спецэффекты, роль тембра голоса, частота трансляции объявлений).
Тема 7. Реклама в сети Интернет
Описание и характеристики Интернета как канала информации и рекламы.
Жанры Интернет-рекламы (баннеры, сайты, текстовые ссылки и др.).
Способы получения и интерпретации данных по описанию аудитории Интернет-ресурсов (навыки работы со счетчиками и баннерообменными сетями).
Экскурсия по наиболее крупным Интернет-площадкам российского сегмента Интернета – обзор рекламных мест, расценок, условий размещения рекламы.
Тема 8. Обзорная итоговая лекция. Основные принципы размещения рекламы в различных СМИ
ЛИТЕРАТУРА
Батра Р., Маерс Д., Аакер Д. Рекламный менеджмент. – М.; СПб.; Киев, 1999. – 784 с.
Бове К.Л., Аренс У.Ф. Современная реклама. – Тольятти, 1995. – 704 с.
Гермогенова Л.Ю. Эффективная реклама в России. Практика и рекомендации. – М., 1994. – 252 с.
Гольман И.А., Добробабенко Н.С. Практика рекламы: Десять уроков для современного бизнеса. – Новосибирск, 1991. – 141 с.
Голядкин Н.А. Творческая телереклама (из американского опыта). – М., 1998. – 136 с.
Дмитриева Е. Фокус-группы в маркетинге и социологии. – М., 1998. –177 с.
Евстафьев В.А., Ясонов В.Н. Введение в медиапланирование: Учеб. пособие для начинающих медиапланеров. – М., 1998. – 84 с.
Кафтанджиев Х. Тексты печатной рекламы. – М., 1995. – 128 с.
Лебедев-Любимов А.Н. Психология рекламы. – СПб., 2002. – 368 с.
Литвинова А., Литвинов С. Сколько весит слово? «Статьевая» реклама в прессе. – М., 1998. – 90 с.
Назайкин А.Н. Рекламная служба газеты. Структура. Принципы. Функции: Учеб. пособие. – М., 1996. – 192 с.
Полукаров В.Л. Телерадиореклама. Иновационные технологии. – М., 1998. – 400 с.
Сэндидж У., Фрайбургер В., Ротцолл К. Реклама: теория и практика. – М., 1989. – 689 с.
Ученова В., Гринберг Т., Конаныхин К. и др. Реклама: палитра жанров. – М., 2004. – 238 с.
Ученова В.В. История рекламы. – 2-е изд. – М., 2003. – 304 с.